Предпосылки формирования гендерной политики в Кыргызстане

Гендерные проблемы в каждой стране носят свой специфический, отличающийся от гендерных проблем других стран характер. Понятие «гендер» передает смысл социальных ожиданий от мужчин и женщин в конкретном обществе, в определенных экономических, социокультурных и политических условиях и обозначает те смыслы и роли, которые общество приписывает половым различиям. Как и для многих стран бывшего СССР, «гендер» для Кыргызстана — новое понятие.

Антропологи, психологи и социологи в своих исследованиях продемонстрировали, что универсальных гендерных ролей для мужчин или женщин просто не существует. Еще более 50 лет назад Маргарет Мит на основании полевых наблюдений, проведенных в экспедициях, утверждала, что «хотя каждая культура в какой-то степени институциализировала роли женщин и мужчин, характер, который мы считаем присущим тому или иному полу, может быть просто одним из вариантов человеческого характера, которому с бльшим или меньшим успехом можно обучить или приучить разных индивидов»1. Эти исследования показали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь исторически относительным. На определение гендера влияют такие социальные факторы, как социальное положение, возраст, раса и этнос. Образцы гендерных идеалов, в соответствии с которыми люди формируют свою идентичность, распространяются посредством религиозных и светских традиций, через каналы СМИ, художественной литературы, искусства, массовой культуры.

В некоторых обществах ролевое поведение поляризовано: женская роль — пассивная, а мужская — активная. Издревле общество традиционно определяло роль мужчины как добытчика, кормильца, защитника, тогда как для женщины — роль матери, жены и хозяйки дома.

Пол человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Не пол человека, а существующие в обществе социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии как женщин, так и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, а выполнять те или иные предписанные им гендерные роли.

И в настоящее время, когда происходит трансформация социально-экономических процессов в обществе, представления о незыблемости такого распределения ролей остаются очень прочными. К сожалению, в современном обществе немало примеров, которые доказывают, что равноправие мужчины и женщины признается только формально. Традиции и привычки, сложившиеся в обществе, делят мужчину и женщину на две неравноценные касты: не надо доказывать, что шансов продвижения по карьерной лестнице больше у мужчин, так как у них есть явное преимущество в выборе профессии и сферы деятельности. Как и тысячи лет назад, личность мужчины реализуется в общественном служении, а женщины — в узких рамках семейных обязанностей. Компетентность женщины, ее деловые, организаторские способности, талант принимаются обществом как исключение. Существующие в Кыргызстане стереотипы, которые являются примером неравноправия женщины и мужчины, стали предметом обсуждения с того времени, когда страна приобрела независимость, но это не говорит о том, что проблем раньше не было.

«Характер стратификации общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических занятий мужчины и женщины, сколько от распределения власти, меры общественного признания, престижности мужских и женских занятий. В отличие от древнейших доклассовых обществ в классовых обществах мужские и женские роли организованы иерархически, образуя явление, которое иногда называют половой стратификацией», — отмечает И.Кон2.

Особого внимания заслуживают следующие проблемы положения женщин в стране:

-  изменение занятости женщин. В тех отраслях, где труд женщин играл наиболее заметную роль, сегодня наблюдаются значительные потери: при сокращении рабочих мест или производств наибольшее число увольнений приходится на долю женщин. Безработица растет во всех регионах республики, неэффективна работа центров занятости, подготовка женских кадров бессистемна;

-  утрата женщинами традиционных социальных гарантий и даже фундаментальных прав человека;

-  укрепление старого мышления о женщине как о домохозяйке;

-  рост порнобизнеса, объектом которого остановятся женщины;

-  снижение уровня жизни, феминизация бедности, отсутствие роста заработной платы при росте цен, нехватка питания;

-  ухудшение восприятия семьей работающей в общественном производстве женщины;

-  сокращение числа женщин в органах управления всех уровней; политическая инфантильность женщин, вызванная нарастанием сложностей социально-бытового характера; снижение популярности женщин-политиков; самоустранение женщин от политики;

-  торможение осуществления социальных программ; сокращение социальной деятельности предприятий, особенно частных, которые составляют большинство, и социальной помощи семьям;

-  отсутствие формирования банка статистических данных, позволяющих cделать объективные выводы о положении женщин.

По мнению экспертов, женский вопрос в Кыргызстане в советский период понимался как доступ женщин к образованию, здравоохранению, участию в общественном производстве, как открытие сети бытового обслуживания и детских учреждений. Все это, безусловно, привело к улучшению положения женщин и не только. Но на практике наблюдалось формальное участие женщин в общественно-политической жизни страны3. В республиканских, областных, районных, сельских органах власти создавались женские организации для сплочения самих женщин в решении своих же вопросов — женские советы, игравшие большую роль в устранении тех или иных создавшихся проблем у женщин.

Положение женщины в Кыргызстане характеризуется постоянно увеличивающимся их вкладом в экономическое и социальное развитие, в оптимизацию и модернизацию интеллектуальной базы прогресса. Стали адекватными возможности женщин в образовании и здравоохранении. В целом усиливается политическая роль женщин.

В гендерно-разделенной статистике выделяются некоторые основные проблемы на уровне страны:

-  заработная плата женщин составляет лишь 64,9 % от зарплаты мужчин;

-  женщины занимают 0 % мест в парламенте;

-  только 28,9 % руководящих должностей в республике занимают женщины;

-  высокая материнская смертность — 54 случаев на 100 тысяч;

-  из числа беременных 43,7 % женщин страдают от анемии, из общего количества больных ИППП 67,1 % составляют женщины;

-  численность официально зарегистрированных безработных женщин составляет 54,1 % от общего показателя [4; с.39–67].

Выдвигаемые обвинения в интеллектуальной и творческой неполноценности женщины не менее оскорбительны. Поговорки типа: «Волосы длинны, а ум короток», «Собака умней жены: не лает на хозяина» есть у любого народа. Но история Кыргызстана знает предостаточно примеров, опровергающих эти обвинения: Курманжан Датка, Уркуя Салиева и другие. Немало ярких примеров активной деятельности женщин в деле развития нашего общества можно привести и из современности. В кыргызской культуре по-прежнему существует традиционная патриархальная система, в которой мужчины несут главную ответственность за принятие решений в семье и за связь с обществом. Хотя это, как правило, не дает мужчинам каких-либо преимуществ, женщины могут согласиться сохранить свое место в обществе.

Справедливости ради надо отметить, что немало проблем имеются и у мужчин. Многие путают понятие «решение гендерных проблем» с понятиями «решение женских проблем», забывая, что, исследуя гендерные проблемы, мы должны исследовать проблемы не только женщин, семьи, детей, но и мужчин. Гендерные стереотипы по отношению к мужчинам, действительно, могут сыграть негативную роль.

Часто понятие «принадлежность к мужскому полу» является стереотипным. Расхожими считаются определенные утверждения.

1. «Настоящий» мужчина действует, т.е. он является объектом действия: он требователен или агрессивен в высказывании своих желаний, стремлении выполнить свои цели. Его настоящей сферой деятельности являются экономические или политические, а не бытовые или семейные вопросы.

2. «Настоящий» мужчина — это глава семьи. Он должен обеспечивать семью, но вместе с тем имеет право использовать имеющиеся у него ресурсы по своему выбору. Он может поставить личные интересы выше интересов семьи.

3. «Настоящий» мужчина обладает силой. Он не признает никакой неуверенности, что является признаком слабости.

4. «Настоящий» мужчина не должен быть эмоциональным, поэтому он не уделяет достаточного внимания желаниям и благополучию своего партнера.

Эти и другие стереотипы, на наш взгляд, не учитывают реальной ситуации как в отношении мужчин, так и в отношении тех, кого они обеспечивают.

Мужчины, которые осознанно или неосознанно определяют свою жизнь на основе этих стереотипов, сами создают сложности в семейных отношениях.

В гендерной статистике Кыргызстана приводятся такие цифры:

    1.      население Кыргызстана составляет 4 822 938 человек, среди них женщин 50,6 %, мужчин — 49,4;

    2.      ожидаемая продолжительность жизни мужчин — 64,4, женщин — 72,1 года. Разница с различиями в уровне смертности полов — 7,7 года [4; с.39–67].

Мужчины выходят на пенсию на 5 лет позже женщин, а средняя продолжительность жизни мужчин короче на 7,7 года, чем у женщин. Это приводит к тому, что мужчина, выйдя на пенсию, не успевает получить свои отчисления. Причиной этому, конечно, является множество проблем, таких как безработица, неустроенность жизни, экономические проблемы, проблемы трудности выполнения «своей» гендерной роли и др. У образованных, но неимущих, не имеющих работы и находящихся в маргинальном положении мужчин желание жить в соответствии с идеалами «принадлежности к мужскому полу» часто не реализуется из-за суровой и изменяющейся реальности. В настоящее время им приходится больше платить за образование и медицинское обслуживание своих детей, которые раньше были бесплатными или предоставлялись по номинальным ценам. Требования их жен, касающиеся денег и поддержки, регулярно напоминают им о том, что уменьшилась их возможность удовлетворять предъявленные к ним требования. На протяжении нескольких лет надежды мужчин, являющихся главами и защитниками семьи, изменились. Сегодня многие мужья в бльшей степени признают возможности своих жен, а отцовство является более важным фактором для их самоуважения, т.е. концепция идеала отцовства предусматривает любовь к детям и связь с ними. В наше время, когда рынок диктует свои законы, часто можно встретить семьи, где роль добытчика приходится выполнять женщине, а мужчина выполняет роль домохозяина. Отсюда напрашивается вывод: как женщины, так и мужчины испытывают чувство стресса. Даже в том случае, если они понимают его причины, у них нет средств бороться с этим.

На наш взгляд, движение к равенству мужчин и женщин — это не технократическая цель, а процесс политического характера. Он требует трансформации мышления, в которой стереотипное восприятие женщин и мужчин уступает место новой философии, определяющей всех людей, независимо от пола, как важных носителей перемен.

Немаловажной проблемой, на наш взгляд, является наблюдающееся в обществе гендерная асимметрия по отношению к полу, суть которой состоит в том, что каждому биологическому полу предписываются свои социальные роли. Гендерная асимметрия выражается в социальном неравенстве между женщинами и мужчинами.

Именно гендер является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст, организует систему социальной иерархии. Иерархически общество стало делиться не только на бедных и богатых, на правящих и бесправных, но и на мужчин и женщин. Социальная стратификация тем очевиднее и тем нагляднее, чем больше аспектов социального взаимодействия мы включим в рассмотрение. То, что они включаются в каждую социальную группу социума, разделяя социальный статус, возможности и ограничения своего круга, не снимает того факта, что в рамках своей социальной группы женщине приходится быть наиболее бесправной и зависимой от мужчин. Это положение повсеместно фиксируется в бытовом укладе, в религиозных догмах и в строгих параграфах юридических законов, что обеспечивает жесткость иерархических отношений.

К сожалению, в нашем обществе можно увидеть массу примеров стереотипного поведения мужчин и женщин друг к другу. Но надо признать тот факт, что стереотипное поведение, стереотипное мышление чаще проявляются именно по отношению к женщинам. Это приводит к дискриминации по половому признаку. В словаре Коллинза сказано, что «дискриминация — процесс, посредством которого член(ы) социально определенной группы воспринимается(ются) по-другому (в частности, с неудовольствием) из-за его (их) принадлежности к данной группе. Вызвать (стать объектом) такое отношение могут особенности, связанные с расой, этносом, родом или религией. Различают два вида дискриминации. Дискриминация по категории распространяется на всех людей, социально причисляемых к определенной категории, поскольку подвергающий дискриминации, полагает, что это требуется его социальной группой. Статистическая дискриминация индивидуумов основана на убеждении в наличии вероятности того, что принадлежность к такой группе ведет к обладанию нежелательных характеристик»5.

Считаем, что одной из главных целей гендерной политики, проводимой в республике, должна стать деятельность, осуществляемая для устранения в обществе дискриминации по половому признаку — «практики, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве обществ это рассматривается как дискриминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам».

В обществах, характеризующихся патриархальными отношениями, женщины, как правило, подвергаются систематической дискриминации во всех областях социальной жизни. Поэтому дискриминация по половому признаку является институциализированной и может приравниваться к расовой. Идеология, основанная на поле человека, служит тому, чтобы укрепить подобную практику, тем самым придавая ей легитимность и превращая ее в норму. Надо отметить, что дискриминация по половой принадлежности может быть как скрытой, так и неприкрытой.

В патриархальных обществах женщины подвергаются дискриминации в таких областях, как занятость, политические и религиозные карьеры, обеспечение жильем, социальная политика, право на собственность в гражданском и уголовном праве. Положение женщин в классовой структуре и других основных социальных подразделениях (возраст и раса) может также укреплять или ослаблять воздействие дискриминации по половому признаку.

Нельзя не отметить, что очень часто в нашем обществе проявляется гендерное насилие, которое включает разные формы отрицательных деяний: избиение, изнасилование, сексуальное насилие над детьми, проституция, торговля людьми, кража невест.

Мы согласны с мнениями экспертов о том, что корни насилия уходят и в государственное устройство — закон, идеологию, экономику, и в социум — культуру, мораль, религию, традицию, обычаи, и в самого человека — в его генетическую предрасположенность, воспитание. Эксперты считают, что «насилие в отношении женщин усугубляется социальным давлением, главным образом, чувством стыда, не позволяющим женщинам сообщать об определенных актах, которые совершаются по отношению к ним; отсутствием у женщин доступа к юридической информации, помощи при защите; отсутствием законов, фактически запрещающих семейное насилие; недостаточными усилиями со стороны государственных органов и общественных организаций по распространению информации о существующих правовых нормах и обеспечению их соблюдения, а также отсутствием просветительских и других мер по устранению причин и последствий насилия»6. Чтобы хоть как-то решить проблемы женщин, испытавших на себе гендерное насилие; открываются приюты для женщин, в которых работают главным образом женщины-волонтеры. Но не все мужчины, виновные в тяжких избиениях, изнасилованиях, инцесте, наказываются. Многие случаи остаются неизвестными полиции. Многие дети наблюдают, как отцы избивают матерей, при этом испытывая страдания и боль. Особенно большому риску подвергаются мальчики, поскольку они вполне могут, идентифицируя себя со своими отцами, сами жестоко обращаться со своими будущими семьями. Насилие порождает насилие! Исследования показывают, что девочки, которые в детстве видели, как отцы избивают их матерей, проявляют больше терпимости по отношению к жестокости в своей собственной взрослой жизни. Как следствие, они больше терпят насилие в браке. Отсутствие информации об альтернативных вариантах и боязнь неизвестного усиливают традиционные модели поведения и затрудняют возможность перемен для мужчин. На наш взгляд, необходимо менять установки в поведении мужчин, допускающих насилие в семье. Одним из путей решения проблемы является повышение эффективности информации, ее достоверность, открытые дискуссии, которые могут способствовать этому. Работа с проявляющими жестокость мужчинами укрепляет право детей на безопасное детство. Поэтому необходимо содержание приютов для женщин дополнять работой с проявляющими жестокость мужчинами и вести разъяснительную работу среди них, чтобы предотвратить гендерное насилие. Насильнику нужно открыть глаза на его жестокое обращение, чтобы он лучше узнал себя, понял и научился по-новому относиться к женщине и конфликтам в браке. Ему нужно научиться понимать, сдерживать и контролировать свои фрустрации, агрессивные эмоции, стремление к власти, научиться сопереживать, общаться. Важно образовывать мужчин в области прав человека и гендерного равенства, помогать им развивать навыки общения и совместного принятия решений вместо применения физической силы. Необходимо движение ответственных мужчин, чтобы сбалансировать жизнь на работе и в семье, сократить число несчастливых семей, предложить конструктивные ролевые образцы для детей (и не в последнюю очередь — для мальчиков). Возможно, это должно стать одной из главнейших задач гендерной политики. Опасные стороны традиционной мужской культуры несут обществу массу страданий и стоят огромных денег: ужасы войны, уголовники в тюрьмах и за их стенами, алкоголики, наркоманы, мужчины, бьющие и калечащие женщин, мужчины, обрывающие свои связи с детьми после развода. Обвинять следует не мужчину как частное лицо, а некоторые черты, традиционно господствующие в мужской культуре, которые необходимо изменить. Этот непростой процесс потребует времени, так что начинать его нужно прямо сейчас.

Некоторые крайние феминистки опасаются (считая, что мужчины не способны или не хотят меняться), что мужчинам нельзя доверять. Это неверное, пессимистичное и консервативное предположение. Нет ничего невозможного, но то, что считается невозможным, длится гораздо дольше. Конечно, на изменение мужских ролей уйдет не одно поколение. Маскулинные структуры и роли гораздо более жесткие и гораздо более могущественные, чем феминные. Кроме того, ввиду традиционно более низкого статуса женщин мужчинам труднее входить в женские сферы, чем женщинам войти в «мир мужской».

В тесной связи с понятием «дискриминация» находится понятие «сексизм» — неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам (в данном случае — к женщинам или мужчинам), которое ведет к сокращенному доступу людей к престижным ценностям общества, например, к работе или образованию. Можно привести массу конкретных примеров сексизма из жизни нашего общества, например, правила, запрещающие службу женщин в армии, или то, что детей при разводе обычно оставляют с матерью. Примеры сексизма можно встретить в пословицах и поговорках народов всего мира. Например, у казахов говорят: «Страна, возглавляемая женщиной, обречена на гибель», у русских — «Курица не птица, баба не человек», «Баба не бита, что ложка не мыта», «Шубу бей — теплее, жену бей — милее», «Чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее», у японцев — «Побей жену в день свадьбы и будешь счастлив в браке всю жизнь», у немцев — «Непобитая жена, что непосоленная капуста», у китайцев — «Нет столько яда в жале зеленой змеи и в жале осы, сколько в сердце женщины», у украинцев — «Не верь жене, как чужой собаке», у кыргызов — «Лучше мужчина с лягушачьей головой, чем женщина с золотой головой», «У женщины волос долог, а ум короток».

Ни у кого не вызывает сомнения, что изменения, происходящие в общественной сфере — экономический рост, политическая трансформация и новые средства коммуникации и транспорта, — вызовут изменения в мировоззрении, моделях поведения отдельных лиц. Однако это не сферы частной жизни. Общество может измениться, однако это не означает, что вместе с обществом может измениться роль мужчины и женщины. Это аномальное явление лежит в основе сферы частной жизни, в основе сохраняющегося неравенства между мужчинами и женщинами.

Таким образом, гендерные проблемы есть и у мужчин и у женщин. Но надо признать, что резкое различие в показателях человеческого развития и степени учета гендерного фактора в регионах республики с различным экономическим и социальным положением указывает на то, что многое еще предстоит сделать женщинам для достижения гендерного равенства. Наше общество достигло прогресса в развитии потенциала женщин, однако женщины и мужчины по-прежнему живут в мире, характеризующемся неравенством. Если мы поддерживаем всемирное демократическое и гуманитарное движение за равенство полов, всем нам следует понять и принять, что мужчины и женщины обладают одинаковой ценностью, равными правами и возможностями и несут одинаковую ответственность. Мы должны развивать гендерное сознание, а не оставаться гендерно-слепыми. Эта борьба за равноправие важна, поскольку гендер — самая функциональная и стабильная из всех социальных категорий. Меняется возраст людей, они смогут сменить работу, партнера или спуститься по социальной лестнице, но всегда останутся мужчинами и женщинами.

В заключение отметим, что для внедрения гендерной политики в национальную политику первоначально надо подготовить население, представителей всех государственных структур, т.е. необходимо формировать у них гендерную чувствительность. Эта работа не должна быть эпизодической, стихийной, а должна носить систематический и упорядоченный характер. Надо подготовить специалистов по внедрению гендерных подходов в национальную политику через специальные семинары, тренинги. На всех этапах внедрения гендерного подхода в национальную политику следует целенаправленно формировать общественное мнение о пользе и целесообразности более широкого использования творческого потенциала женской части населения, а также бльшей ответственности мужской части общества за положение женщин и детей, их гармоничное развитие через средства массовой информации, систему образования, не без участия представителей гражданского сектора и духовенства.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать определенные выводы.

1. Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

2. Основой гендерного подхода является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но и анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Выражение «применять гендерный подход» означает учет различия в социальном положении мужчин и женщин. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям.

3. Гендерные проблемы в каждой стране носят свой специфический характер. Восприятие понятия «гендерные роли» зависит от менталитета народа, от общего уровня развития государства и от целого ряда факторов, таких как социальное положение, возраст, раса и этнос, религиозные и светские традиции, СМИ, художественная литература, искусство, массовая культура.

4. Общество достигло прогресса в развитии потенциала женщин, однако женщины по-прежнему живут в мире, характеризующемся неравенством. Резкое различие в показателях человеческого развития и степени учета гендерного фактора в регионах республики с различным экономическим и социальным положением указывает на то, что многое еще предстоит сделать женщинам для достижения гендерного равенства.

5. К большому сожалению, многие путают понятие «решение гендерных проблем» с понятиями «решение женских проблем», «равноправие мужчин и женщин». Многие забывают, что, исследуя гендерные проблемы, мы должны исследовать проблемы не только женщин, семьи, детей, но и мужчин.

6. Одним из путей решения гендерных проблем является повышение эффективности информации, ее достоверность, открытые дискуссии, которые могут способствовать этому. Обществу ещё предстоит решить множество задач, стоящих на пути разрушения каких-либо институтов или механизмов, поддерживающих гендерное неравенство.

7. Главной целью внедрения и реализации гендерной политики должна стать деятельность, направленная на устранение всех вышеотмеченных проблем.

 

Список литературы

     1.   Социальная политика и социальная работа: гендерный подход: Учеб. пособие / Под ред. Е.Ярской-Смирновой. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та. 2003. — С. 8.

     2.   Кон И.С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1980. — С. 89.

     3.   Внедрение гендерных подходов: социальные и экономические выгоды и издержки. Социсследование. ПРООН. ЦПЖ. — Бишкек, 2003. — С. 5.

     4.   Женщины и мужчины Кыргызской Республики. Сборник гендерно-разделенной статистики. — Бишкек, 2003.

     5.   Коллинз. Большой толковый социологический словарь. — М.: АСТ. 1999. — С. 182.

     6.   Насилие в отношении женщин: предупреждение и борьба с последствиями: Метод. пособие / Под общ. ред. Б.Тугельбаевой. — Бишкек, 2001. — С. 6.

Фамилия автора: А.К.Эшиев
Год: 2006
Город: Караганда
Категория: История
Яндекс.Метрика