Развитие концепции прав человека в конституции 1995 года

Раздел второй Конституции 1995 г. посвящен закреплению правового статуса человека и гражданина. Если в Конституции 1993 г. основам правового положения гражданина Республики Казахстан был посвящен первый раздел, состоящий из семи глав, то в Конституции 1995 г. (без подразделения на главы) — тридцать статей.

Институт гражданства претерпел значительные изменения. Необходимо отметить, что сущность гражданства характеризуется его основными принципами и общими началами, закрепленными в Конституции Республики Казахстан и Законе «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями от 3 октября 1995 г.1

На наш взгляд, представляется наиболее ценным при становлении института гражданства Республики Казахстан новое концептуальное содержание данного института — прежде всего воплощение общечеловеческих ценностей, признание человека и государства равноправными субъектами, наделение их взаимной ответственностью. Эти основополагающие начала и составили систему принципов гражданства Республики Казахстан2.

Важнейшим принципом гражданства Республики Казахстан является принцип признания взаимной ответственности гражданина и государства, закрепленный в ст. 1 Закона «О гражданстве Республики Казахстан»: «Республика Казахстан в лице своих органов и должностных лиц ответственна перед гражданами Республики Казахстан, а гражданин Республики Казахстан ответствен перед Республикой Казахстан».

Одним из существенных принципов гражданства, впервые конституционно закрепленных в 1995 г., является принцип единства и равенства гражданства. Единство гражданства проявляется в том, что каждый человек в Республике Казахстан имеет право на гражданство. И все граждане Республики Казахстан, независимо от места проживания, обладают равными правами и равной ответственностью. Принцип равенства проявляется в том, что все граждане равны перед законом, независимо от оснований приобретения гражданства, происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д.

Принцип равенства граждан является всеобъемлющим по своему содержанию. Одним из важных принципов гражданства, закрепленных в Конституции 1995 г., является принцип моногражданства: за гражданином Республики Казахстан не признается принадлежность к гражданству другого государства. Проблемы двойного гражданства, возникшие с момента принятия Закона «О гражданстве Республики Казахстан» в 1991 г., явились одной из причин возникших осложнений с рядом государств. Наличие граждан, обладающих двойным гражданством, создает сложности как для государства, так и для конкретного лица. Практика законодательства о гражданстве большинства стран направлена на сокращение лиц с двойным гражданством.

Один из известных ученых-специалистов по вопросам гражданства Н.В.Витрук считает, что нахождение лица в двойном гражданстве способно нанести ущерб суверенитету государства, считающего это лицо в соответствии с внутренним законодательством своим гражданином3.

Прежде всего нарушается основополагающий принцип государства — осуществление полной юрисдикции государственной власти над своим гражданином. А с другой стороны, возникают трудности у гражданина в пользовании своими правами. Все это вынуждает государство принимать меры к ликвидации причин, порождающих двойное гражданство. Согласно п. 3 ст. 10 Конституции Республики Казахстан «за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства». Конституция, закрепив такое положение, исключила возможность института двойного гражданства4.

Конституционная доктрина Казахстана закрепила положение о естественном происхождении прав индивида и в ст. 12 п. 2 провозгласила, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми.

Одной из новелл современной конституции является установление о том, что права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Это означает, что при издании законов Республики Казахстан государство должно исходить из конституционных прав и свобод индивида, из интересов человека и гражданина. Данная статья конституции впервые реально воплощает в жизнь казахстанского общества принципы конституционализма, в частности принцип приоритета личности перед государством.

В то же время осуществление прав и свобод человека и гражданина имеет ограничительные рамки, которые выражаются в том, что оно не должно:

1) нарушать права и свободы других лиц;

2) посягать на конституционный строй;

3) посягать на общественную нравственность.

Совершенно новая теория заложена в закреплении правового статуса личности Республики Казахстан. В основе казахстанской концепции конституционных прав и свобод, закрепленных Конституцией 1995 г., лежат общечеловеческие ценности, к которым долго шло цивилизованное общество. Многие положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.5, нашли отражение в современной Конституции Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что естественно-правовая концепция прав и свобод нашла свое всеобъемлющее выражение в Конституциях Республики Казахстан. Согласно данной концепции человек является источником своих естественных прав и свобод, которые признаются абсолютными и неотчуждаемыми в соответствии со ст. 12 Конституции Республики Казахстан 1995 г. Важно иметь в виду, что права и свободы человека независимо от гражданской принадлежности признаются государством Казахстан, гарантируются и защищаются им. В то же время права и свободы человека не тождественны с правами гражданина — хотя они взаимосвязаны, но полностью не совпадают. Права и свободы человека и гражданина представляют собой фундаментальную категорию Конституции Республики Казахстан, призванной утвердить человека как высшую ценность казахстанского общества. Обеспечение гражданских прав и свобод является одним из принципов формирующегося казахстанского конституционализма.

В Конституции 1995 г. впервые установлен в качестве субъекта конституционных прав и свобод не гражданин, т.е. лицо, официально принадлежащее к данному государству и соответственно пользующееся его покровительством, а каждый человек, независимо от его гражданской принадлежности. Признание Конституцией Республики Казахстан прав человека означает признание конституционной доктриной Казахстана естественных прав, носящих неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения, независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

Таким образом, в современном праве различаются два понятия — «права человека» и «права гражданина». Под первыми, первоначально возникшими, понимаются права и свободы, присущие всем людям, независимо от их гражданства, вытекающие из естественного права. Под вторыми — права и свободы, предоставляемые позитивным правом государства своим гражданам.

Термин «права человека» употребляется всегда в международном праве, а термин «права гражданина» — в конституционном и внутригосударственном праве. Термин «права человека» употребляется и в конституционном праве Республики Казахстан, поскольку он предоставляет права и свободы не только своим гражданам, но и в значительной мере негражданам, находящимся на территории государства. Права человека, исходящие из естественного, надгосударственного права, не исключают их позитивного оформления в конституционном и другом законодательном материале; таким способом сглаживается определенная противоречивость двух названных групп прав и свобод, имеющих различное происхождение.

Необходимо отметить, что впервые в основе конституционной концепции прав и свобод Республики Казахстан было заложено учение о свободе. Причем доктрина казахстанского конституционализма в своей основе имеет учение о свободе, пытается найти разумный баланс между свободой и социальной свободой, свободой и государственным регулированием. Идея свободы вначале несла в себе идею свободы человека от государственного вмешательства. Далее же в своем концептуальном развитии свобода стала рассматриваться как «участие в создании такого общества, в котором каждый человек выступает как его естественная составная часть. Ибо если человек — это социальное по своей природе существо, с необходимостью включенное в политическое общество, то подлинная свобода — это не просто личная свобода или свобода от общества: она состоит в реализации благороднейших качеств человека и добровольном подчинении законам, которые он помогает создавать. Поэтому свобода не сводится только к либеральным процедурным ограничениям, она подразумевает наличие объективных критериев блага и справедливости. Свобода трактуется как средство личностного саморазвития. В контексте гражданских прав это не только свобода от произвола власти, но и свобода формирования общественного предназначения человека — свобода стать более достойным гражданином, достойным жизни в гармоничном и справедливом государстве6.

На протяжении долгих лет выкристаллизовывались ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. Документальное закрепление эти представления о свободе нашли в Декларации о независимости США 1776 г., Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., во Французской декларации прав человека и гражданина 1978 г. Эти величайшие  по своей значимости документы и заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель правового, конституционного государства.

В Конституции Республики Казахстан нашло отражение не только право на жизнь, но проистекающее из него право на признание его правосубъектности. Конституционно закреплено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону, включая необходимую оборону. Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. указывает на необходимость обеспечения правовой защиты для любого лица, требующего такой защиты7. Пункты 2 и 3 ст. 13 Конституции реализуют в конституционном законодательстве республики указанную выше статью Международного пакта о гражданских и политических правах.

Так, п. 2 ст. 13 Конституции предоставляет каждому право на судебную защиту своих прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц также могут быть обжалованы в суде. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Республики Казахстан обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Пункт 3 ст. 13 гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи.

Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 г.8 в качестве основной задачи возлагает на адвокатуру содействие реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. Статья 6 Закона «Об адвокатской деятельности» предусматривает случаи оказания юридической помощи бесплатно, доверители по их просьбе освобождаются от оплаты, и юридическая помощь оказывается адвокатами за счет средств адвокатской конторы либо коллегии адвокатов.

Одним из важнейших принципов конституционализма является равенство. Казахстанская доктрина конституционализма конституирует этот принцип в ст. 14 Конституции Республики Казахстан: «Все равны перед законом и судом»9. В ныне действующей Конституции в таком виде нашла отражение ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, где утверждалось, что «все равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона»10. Равенство всех перед законом означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т.е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Содержание равенства предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям.

Пункт 2 ст. 14 конституционно закрепляет охрану личности от какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений, места жительства и т.д.

Конституция правового государства обеспечивает юридическое, т.е. формальное равенство между людьми. Смысл формального равенства состоит в предоставлении всем равных стартовых возможностей, реализация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свободы человека регулировать эти человеческие качества, попытка привести их к «средней» величине неминуемо ведет к торможению общественной активности людей, утрате энергии самых сильных и общественно полезных личностей. Столь же важно равенство людей перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека — все, т.е. каждый человек, как граждане, так и неграждане, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, получая одинаковую защиту своих законных прав и неся одинаковую меру ответственности.

Конституционализм усложняет принятие и выполнение государственных решений не в качестве самоцели, а с тем, чтобы люди жили свободно или, по крайней мере, были свободными от государственного произвола. Конституция, соответствующая требованиям конституционализма, отличается от простых основных законов, определяющих государственную структуру, тем, что она стремится обеспечить именно свободу. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям.

Конституция Республики Казахстан в ст. 16 закрепляет право на личную свободу впервые в современной конституционной практике Казахстана. Личная свобода человека — его неотъемлемое и абсолютное право, возникающее в силу естественной природы самого человека. Личная свобода входит в блок прав, образующих неразрывное единство, представляющее собой основу практически всего правового статуса человека, ибо без такого права утрачивают смысл любые другие права и свободы. В правовом государстве личная свобода носит равный для всех характер и защищается государственно-правовыми средствами и формами. Ограничение конституционного права на личную свободу допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

Необходимо отметить, что проблема ограничения прав и свобод была предметом обсуждения «круглого стола», проведенного Нижегородским юридическим институтом МВД РФ совместно с журналом «Государство и право» в декабре 1997 г.11. Выступившие участники «круглого стола» полагали, что под ограничениями основных прав в собственно конституционно-правовом смысле имеются в виду допускаемые конституцией и установленные конституционным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина.

Конституция Республики Казахстан 1995 г., закрепляя неприкосновенность достоинства человека (ст. 17), пошла значительно дальше, закрепив неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (ст. 18). Впервые на уровне конституции установлена неприкосновенность частной жизни человека. Становление конституционализма невозможно без гражданского общества, основой которого и служит суверенитет личности, означающий неприкосновенность его «среды обитания».

Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различных статьях конституции. Конституируется право на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и достоинства. Ни от кого нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т.д. Если честь и доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправе потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусматривается Уголовным кодексом. Если клеветнические и порочащие человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение этих сведений.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление. Обыск, выемка, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентирован законом и порядок прослушивания телефонных разговоров.

Кроме того, Конституция согласно ст. 19 дает каждому право определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

Совершенно иная концепция, нежели в прежнем конституционном законодательстве, заложена в основу закрепления социально-экономических прав в современной Конституции Республики Казахстан. Если ранее социально-экономические права представлялись как некие дарованные государством, в результате чего возникало чувство зависимости от государства со стороны его граждан, то современная их интерпретация нацеливает на личную инициативу и в бльшей мере поощряет предприимчивость. Поэтому имеющиеся точки зрения таких ученых, как Касс Р.Санстейн о том, что конституционное закрепление в посткоммунистических странах является не только бесполезным, но и вредным, на наш взгляд, представляется неверным. Так, Санстейн пишет: «Многие позитивные права не согласуются с общим стремлением искоренить в гражданах … чувство зависимости от государства и его поддержки со стремлением поощрять частную инициативу личности… Если позитивные права начинают рассматриваться гражданами как неотъемлемые права, даруемые им государством, это может оказать негативное влияние на личную инициативу и предприимчивость12.

И.Михайловская также считает, что придание социально-экономическим правам статуса конституционных приводит к определенным негативным последствиям:

1) не только сохранение, но и усиление патерналистских установок граждан;

2) сохранение советских стереотипов поведения;

3) возникновение сложностей при замене уравнительного распределения специальных благ адресной помощью незащищенным слоям граждан13.

Мы полагаем, что в условиях перехода к рыночной экономике и становления ее одной из функций государства эта функция является социальной. Тем более, в ст. 1 Конституции утверждается, что Казахстан — социальное государство. Поэтому необходимость правовой защищенности граждан представляет одну из задач, стоящих в решении проблем прав человека в демократически обустроенном государстве. Вполне существенно, что поиск путей в целях достижения баланса интересов личности и общества — это одно из главных направлений развития казахстанской государственности.

В Конституции 1995 г. при закреплении комплекса социально-экономических прав присутствует баланс, который не дает, с одной стороны, развиться иждивенческим настроениям и уравнительности при распределении социальных благ, с другой — в определенной степени проявляется забота о человеке с целью обеспечения необходимых условий для поддержания его достоинства.

Так, согласно ст. 24 провозглашено не право на труд, а право на свободу труда, что является конституционной новеллой. Первая Конституция независимого Казахстана продолжала закреплять право на труд и корреспондировать его с обязанностью трудиться. Право же на свободу труда предполагает свободу каждого лица самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свободный выбор рода деятельности и профессии состоит в исключительно добровольном волеизъявлении каждого реализовать свое право на труд в различных формах: найма по трудовому договору или контракту, в организации любой формы собственности, прохождения государственной и военной службы, занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или в качестве участника хозяйственного товарищества, члена производственного кооператива или крестьянского хозяйства, а также в рамках гражданско-правовых договоров (авторский договор, договор подряда, договор поручения и т.п.).

И в данном случае осуществление конституционного права на свободу труда способствует обеспечению условий всестороннего развития личности и представляет собой реализацию ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где закреплено право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

В то же время эти конституционные установления поощряют предпринимательство, гарантируя в п. 4 ст. 26 право каждого на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.

Несколько по-иному закрепляется право граждан Республики Казахстан на социальную защиту путем гарантирования минимального размера заработной платы и пенсии, социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ст. 28), а также права получения бесплатно только гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (п. 2 ст. 29).

Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Если ранее конституцией гарантировалась бесплатная медицинская помощь, то теперь говорится только о гарантированном объеме медицинской помощи. Конституцией 1993 г. гарантировалось бесплатное среднее, среднеспециальное и высшее образование в государственных учебных заведениях (ст. 24), ныне действующая Конституция гарантирует получение только бесплатного среднего образования и высшего образования на конкурсной основе в частных учебных заведениях (ст.ст. 29, 30).

Комплекс социально-экономических прав представлен в конституции в достаточно гармоничном виде, где патронажная роль государства по отношению к обществу ограничивается социально незащищенными слоями населения, расширение же сферы государственного контроля весьма незначительно. Комплекс политических прав, закрепленных в конституции, не претерпел особых изменений.

Конституционное закрепление обязанностей претерпело некоторые изменения. Конституция Республики Казахстан 1993 г. вменяла обязанности только гражданам Республики Казахстан (ст.ст. 29–31). Теперь же обязанности соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, а также государственные символы республики и платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи вменяются всем проживающим в Казахстане (ст.ст. 34, 35). Эти обязанности вменены и гражданам, и иностранцам, и лицам без гражданства, проживающим на территории республики.

Что касается обязанностей граждан Республики Казахстан, то они, кроме обязанности защиты республики и несения воинской службы, пополнились обязанностями заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.ст. 37, 38).

Вменение первых двух обязанностей только гражданам Республики Казахстан не вызывает никаких сомнений и споров. Действительно, было бы нелогичным требовать от иностранных граждан или лиц без гражданства нести воинскую службу или защищать Республику Казахстан от посягательств со стороны других государств. То же самое можно сказать и о такой обязанности, как обязанность заботиться о сохранении исторического культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Историческое и культурное наследие, доставшееся нам от предков, памятники истории и культуры нашего государства — кому как не гражданам Республики Казахстан заботиться об их сохранении?!

Определенные предложения вызывает одна из обязанностей, которая возлагается только на граж­дан Республики Казахстан. Это обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38). Почему сохранение природы и бережное отношение к природным богатствам как обязанность возлагается только на граждан Республики Казахстан? Согласно п. 1 ст. 31 Конституции Республики Казахстан государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Заметим, человека, а не гражданина, т.е. государство, создавая благоприятные условия, не делает разграничений физических лиц на граждан и неграждан. Они создаются для всех людей, о чем мы делаем вывод из формулировки п. 1 ст. 31 Конституции Республики Казахстан. Получается, что государство создает благоприятные для жизни и здоровья условия для всех людей, а сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам должны только граждане Республики Казахстан. Думается, что здесь законодатель не совсем удачно сформулировал данную статью. Для сравнения можно привести ст. 58 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый (выделено мной. — А.С.) обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»14.

В целом, закрепляя права и свободы человека и гражданина, Конституция Республики Казахстан однозначно утверждает, что не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению право на гражданство (ст. 10), право на защиту и покровительство своим гражданам (ст. 11), право на судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи (ст. 13), право на равенство перед законом и судом (ст. 14), право на жизнь (ст. 15), право на личную свободу (п. 1 ст. 16), право на неприкосновенность личности (ст. 17), право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 19), право на свободу совести (ст. 22), право на частную собственность (п. 2 ст. 26).

В общем же вопрос о пределах ограничений прав и свобод человека и гражданина относится к наиболее трудным, поскольку правовые ограничения, по существу, затрагивают степень свободы и защищенности личности в обществе и государстве. В числе новых оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина Конституция 1995 г. выдвигает охрану здоровья и нравственности населения (п. 1 ст. 39).

Казахстан представляет собой многонациональное государство и, естественно, сохранение стабильности в обществе является одной из главных его задач. Вполне оправданно положение Конституции о признании неконституционными любых действий, способных нарушить межнациональное согласие (п. 2 ст. 39).

В целом же, надо отметить, что новый подход к проблемам прав человека и свободы, заложенный в последней Конституции Республики Казахстан, основан на признании общегуманистических ценностей, в том числе на идее уважения прав человека, его правовой защищенности, автономии личности, существования сферы, свободной от вмешательства государства, от произвола должностных лиц. 

Список литературы

     1.   Закон Республики Казахстан «О гражданстве» от 20.12.1991 г., с изменениями и дополнениями // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. — 1991. — № 52. — Ст. 636; Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 03.10.1995 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. — № 19. — Ст. 117. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 2002. — № 10. — Ст. 101.

     2.   Амандыкова С.К. Конституционное право Республики Казахстан: Учеб. пособие для юрид. факультетов. — Караганда: Болашак-Баспа, 1998. — С. 60, 61.

     3.   Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980. — С. 4.

     4.   Конституция Республики Казахстан 1995 г.

     5.   Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217А (111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. / Издано Программой развития ООН в рамках совместной инициативы с Министерством иностранных дел РК. — Алматы, 2002.

     6.   Кубеев Е.К. Конституционный строй Республики Казахстан (социальные и духовные основы). — Караганда, 1998. — С. 84.

     7.   Международный пакт о гражданских и политических правах. Принятый резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. / Издано Программой развития ООН в рамках совместной инициативы с Министерством иностранных дел РК. — Алматы, 2002.

     8.   Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 г., с изменениями и дополнениями // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 1997. — № 24. — Ст. 338; 2003. — № 11. — Ст. 65.

     9.   Ст. 14 Конституции Республики Казахстан.

  10.   Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. / Издано Программой развития ООН в рамках совместной инициативы с Министерством иностранных дел РК. — Алматы, 2002.

  11.   Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. — 1998. — № 7. — С. 20–42.

  12.   Санстейн К.Р. Против позитивных прав // Российский бюллетень по правам человека. — 1995. — Вып. 6. — С. 21.

  13.   Михайловская И. Генезис социально-экономических прав и их влияние на формирование посттоталитарных систем // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. — 2000. — № 1. — С. 150.

  14.   Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2000. — С. 17.

Фамилия автора: С.К.Амандыкова
Год: 2006
Город: Караганда
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика