Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Становление гражданского общества сквозь призму религиозных прав и свобод в Республике Казахстан

В процессе трансформации современного Казахстана от получения независимости к демократическому обществу проблемы государственно-конфессиональных отношений занимают особое место. Основные принципы демократии — политические аспекты свободы совести и вероисповедания, религиозной толерантности. За последнее время произошли количественные и качественные изменения в религиозной ситуации, степени влияния религии на политические процессы; политико-правовой практике реализации свободы совести на современном этапе.

Права человека в области религии, изначально провозглашённые нашим государством, должны реализовываться полностью. Однако в результате отсутствия многих основных стандартов свободы совести и вероисповедания, основанных на принципах уважения человека и его убеждений, имеет место распространение нетерпимости и даже преследований за религиозные убеждения. Эти обстоятельства вызывают острую потребность в изучении современной религиозной ситуации, и на его основе выработки продуманной, теоретически взвешенной и апробированной на практике политики государства в области религии.

Начавшееся с 90-х годов ХХ в. на постсоветском пространстве строительство новых независимых государств заставило социум столкнуться с новым явлением, а именно возрождением религии как социального института общества и важного компонента общественной системы. В ходе социально-экономического и политического радикализма собственно религиозные вопросы не могли не соприкоснуться с политикой, правом, общественной жизнью. В результате произошли серьёзные изменения в сфере религиозно-общественных, государственно-конфессиональных отношений. Назрела необходимость критического, но объективного пересмотра многих установившихся в научной литературе, особенно советского времени, взглядов на религию и отношения к верующим. Важно прояснить многие явления и процессы, связанные с изменившимся образом религии в общественном сознании, уточнить её место и роль в становлении культуры и государственности в условиях процесса демократизации.

Республика Казахстан — светское суверенное государство, законодательно закрепившее демократию. Она декларировала все демократические права и свободы, в частности, свободу совести и вероисповедания. Принятие Конституции РК и Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», а также ряда обязательств по международным стандартам, связанных с соблюдением прав человека, обусловило нарастающую тенденцию плюрализации религиозной жизни и религиозных ценностей.

Религиозный плюрализм как одна из особенностей казахстанского общества, с одной стороны, при благоприятных условиях выполняет функцию интеграции и консолидации общества. С другой — при отсутствии должных параметров развития и поддержания свободы функционирования — он потенциально несёт в себе немало негативных явлений, паразитирующих гуманистическую идею религиозной толерантности. В отдельных случаях это может привести и приводит к межконфессиональным и государственно-конфессиональным конфликтам.

Антимодернизационные настроения выражаются, прежде всего, в следующем:

-на уровне общественного сознания зафиксирован стереотип бинарного деления всего конфессионального многообразия на «традиционные» и «нетрадиционные» конфессии и деноминации;

-некоторой частью общества «нетрадиционные» религиозные объединения, без объективных на то причин, наделяются негативными оценочными суждениями: они определяются как «секты» или «тоталитарные секты», якобы представляющие угрозу для личности, общества и государства.

Таким образом, изначально провозглашённые нашим государством принципы религиозной свободы и отделения религии и религиозных объединений от государства всё ещё полностью не реализуются. Негативные издержки перманентного реформирования ведут к дискредитации демократической идеи и её привлекательности. Поэтому всё более актуальным становится поиск путей развития политического процесса, в основе которого станут приоритеты прав и свобод человека, в частности религиозных.

При этом необходимо учитывать, что сфера взаимосвязи религии и политики весьма деликатна и требует взвешенного подхода. Представляется весьма перспективным показать необходимость освоения уже имеющегося в государстве как позитивного, так и негативного политического опыта, определить проблемы и специфику формирования религиозной толерантности и религиозного плюрализма, выявить реальные функции и возможности религии в контексте главных тенденций становления и развития современной казахстанской государственности, так как религия в этом контексте выступает как один из типов объединения и деятельности людей, способных облегчить или затормозить процесс демократического развития.

Определение характера государственной политики в области религии и выявление места и роли религиозного плюрализма на этапе демократического транзита, поиски путей превращения республики делают эту проблему важной и актуальной, имеющей как теоретическое, так и практическое значение.

Интерпретация понятий «политика» и «религия», определение их сущности, смысла, содержания, различий и общих черт, постановка проблемы социальной природы религии и политики, способов воздействия их друг на друга, взаимоотношений церкви и государства рассматривались в работах классиков политической мысли: Т.Гоббса, Н.Макиавелли, Ф.Вольтера, Ш.Монтескье, П.Марешаля, Д.Дидро, Г.Гегеля, М.Вебера, Р.Белла, а также казахстанских исследователей: Г.Н.Биляловой, К.Н.Бурханова, И.М.Давыдовой, Е.Т.Карина, А.Косиченко, М.С.Машана, Е.И.Шехтермана и других. В работах данных авторов даётся объективная оценка взаимоотношений религии и политики, государства и религиозных объединений, их сущности.

До последнего времени многими исследователями понятие «религиозная толерантность» отождествлялось с понятием «веротерпимость». Общетеоретическое рассмотрение этих категорий, их сущности и форм советскими отечественными специалистами не проводилось. В религиоведческой литературе в рамках истории религии и свободомыслия в разное время проводился лишь конкретно-исторический анализ становления и развития представлений о веротерпимости Ж-Ж Руссо, Б.Расселом, В.В.Бартольдом, И.А.Крывелёвым, В.В.Кудрявцевым и др.

В своём историческом развитии свобода совести прошла несколько этапов: наивная стихийная веротерпимость — это терпимое отношение к представителям всех верований, мирное их сосуществование, нередко при наличии привилегированного положения одной из религий в государстве, действующее на уровне гражданского общества и не регулируемое государственными институтами; религиозная монополизация государственной и общественной жизни, в условиях которой веротерпимость на первоначальном этапе была подавлена, а затем возникла заново, как реакция на религиозную нетерпимость; религиозная толерантность — признание права на свободу религиозного самоопределения, уважительное отношение к культурно-религиозному плюрализму общества, утверждённое как исходное положение и демократическая норма государства.

Свобода совести, в зависимости от степени развития демократии, конкретной расстановки социальных сил в обществе, в процессе исторического становления прошла несколько стадий: свобода веры, вероисповеданий, совести, где под свободой веры подразумевается свобода внутренних убеждений каждой личности; под свободой вероисповедания — свобода в выборе религий, образования религиозных союзов и отправления религиозных обрядов совместно, без установления привилегированного положения одной из религий в государстве; под свободой совести — отсутствие любых религиозных ограничений и официальное признание права на нерелигиозность.

Каждое политическое устройство имеет обусловленные культурно-исторические индивидуальные субъектно-объектные отношения, использует приемлемые для менталитета своего социума формы толерантности; религиозная толерантность как практическая деятельность во взаимовлиянии и взаимозависимости религиозных организаций и политических процессов также предполагает двусторонние отношения; большинство обществ структурированы, в результате чего каждая общественная группа, составляющая структурный элемент, является субъектом религиозной толерантности; учитывая многообразие социальной стратификации, выделяется три субъективных толерантных уровня: правительственный, личностный, межконфессиональный; выделенные субъекты толерантности на одном и том же отрезке времени и пространства могут быть неодинаково толерантны по отношению к объекту — религии, религиозным конфессиям, деноминациям, объединениям; проблемы свободы совести и толерантности в процессе модернизации переходных обществ в целом и транзита современного Казахстана, в частности, должны рассматриваться с учётом различия толерантных уровней.

Культурно-исторические предпосылки и демократические преобразования политической системы республики Казахстан обусловили развитие религиозного плюрализма на её территории.

Среди официально действующих религиозных конфессий и деноминаций наиболее толерантными являются «нетрадиционные» для республики Казахстан конфессии. Русская православная церковь и ислам суннитского направления, находясь в межконфессиональном согласии между собой, нетолерантны к миссионерской деятельности «нетрадиционных» для РК религиозных общин и групп. Причиной их нетолерантности служит желание сохранения монополии на духовный контроль, поддерживаемое политическими силами. Дальнейшая ситуация «политического» лидерства епархиальных управлений русской православной церкви и Духовного управления мусульман Казахстана, отсутствия с их стороны межконфессиональной терпимости к малым религиозным конфессиям будет продолжать способствовать замедлению темпов демократизации государства.

В чём же точка соприкосновения политики и религии? Чаще всего политика идентифицируется с феноменом власти как ключевой категории. Политика, по утверждению М.Вебера, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Согласно этимологическим определениям религии высшая религиозная трансцендентная сила (Бог, Аллах, боги, абсолют, безусловное средоточие всего существующего, субстанция, главная святыня и т.п.) всегда в сознании людей отождествляется с силой, волей, властью, подчинением. Однако фактически религия никогда не довольствовалась абстрактной властью. Она всегда стремилась установить на земле, помимо божественной власти, ещё и земную — политическую власть, которой впоследствии, наряду с божественной, были наделены особые люди. Ими, например, провозглашались брахманы — в Индии, ванны — в Китае, фараоны — в Египте, каганы и ханы — у древних тюрков. Претензии религии на земную власть появились только с появлением государств, с оформлением самой религиозной системы — теологии как идеологии общества. Первые социальные и политические идеи оформлялись религиозными богословами и проповедниками в идеологические концепции. В результате цели, объекты и носители у религии и политики, по сути, одни и те же, а следовательно, религия и политика должны иметь точки соприкосновения.

Исторические модели связей религии и политики многообразны и могут зависеть от степени взаимопроникновения общества и государства, от социальной организации общества1, от географического месторасположения государства и климата2, от степени организованности религиозных систем, от их экономических, идеологических позиций в обществе3, от характера религии4. В целом взаимоотношения религии и политики имеют волнообразный характер, зависящий от степени значимости в данный отрезок времени: либо религия воздействует на политическую жизнь, либо участвует в политической жизни, либо её использует политика в своих целях.

Любые религиозно-политические взаимоотношения осуществляются через организации общества и религиозных объединений.

Для понимания степени развитости и организованности религиозного объединения необходимо проанализировать сложившуюся в социологии религии типологию религиозных организаций.

Как известно, самую простую классификацию религиозных организаций предлагают Э.Трёльч и М.Вебер, зафиксировав полярные типы религиозных организаций: церковь и секта. Согласно Веберу, церковь характеризуется следующими признаками: строго институционализирована, в руководстве стоит профессиональное духовенство, инклюзивна, не противопоставляет себя миру, стремится стать универсальной организацией, идёт на компромисс в социальных вопросах, в ней отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, приветствуется крещение в детском возрасте. Для определения секты он выделяет следующие критерии: секта эксклюзивна, противопоставляется миру, индифферентна или враждебна к нему, замкнута; вступление в секту основано на добровольном, сознательно принимаемом решении, в ритуал крещения допускаются только взрослые; институт священства отсутствует, возглавляют секты лишь лица харизматического типа5. Религиозное объединение, представляющее собой промежуточную форму между церковью и сектой, находящуюся в стадии становления, организационного оформления, Р.Нибур назвал деноминацией.

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Попытку классифицировать исторически сложившиеся формы сотрудничества религии и государства предпринял известный православный священнослужитель и общественный деятель А.Кураев6. Однако все предложенные им формы государственно-церковных взаимоотношений в различной степени отражают лишь один существенный принцип, который предпочитает Русская православная церковь — государственной церковности или теократической монархии, где власть и господствующая религия нераздельно слиты.

Исходя из исторической реальности, можно выделить ещё три формы государственно-церковных отношений. Первая, которая носит промежуточный характер между радикальным отделением церкви от государства и государственной церковностью. Вторая — сосуществование церкви и государства как двух автономных величин. Третья — «социалистическая» модель, суть которой сводилась к атеизму как государственному мировоззрению, обязательному для всех граждан.

В настоящее время государственно-конфессиональные отношения определяются историей развития страны, её культурными традициями, подходами к проблеме «религиозная община и политика» со стороны самих религий, а также идеологической направленностью государства. Однако общей основой разрешения проблем взаимоотношений между религией и светским миром являются сакрализация или секуляризация политики и общества.

Сакрализация имеет место в обществе, цель которого — сохранить архаические религиозные ценности. Такой способ реагирования наблюдается в фундаментализме, не желающем подчиняться законам секулярного мира. Гуманистическая секуляризация имеет место лишь в демократическом государстве.

Для выявления характера политико-религиозных отношений в целом необходимо определить социальные основания и условия, на которых они разворачиваются.

В этих целях необходимо выявить особенности гражданского общества и место в нём религии, сущность демократии и её принципы, относящиеся к сфере религиозного сознания, зависимость политико-религиозных отношений от политической культуры.

Генезис понятия «гражданское общество» восходит к феномену античного полиса и на протяжении всей истории политологической мысли трактуется неоднозначно. На основе этого в современной мировой науке выделяется четыре подхода к понятию «гражданское общество»:

-как противопоставление дикости (или анархии);

-как противоположность церкви (религиозного общества);

-как комплекс общественных отношений, противопоставленных государству;

-как конкретный феномен современной западной цивилизации, т.е. формы существования рыночно-демократического общества7.

По причине плюрализма мнений на многоликую природу понятия «гражданское общество» до сего времени не выделен основной предмет его исследования, нет научного определения этого явления и его содержания, следовательно, нет и концепции гражданского общества. Однако все исследователи согласны с тем, что гражданское общество — это та часть общества, которая взята как бы вне политической власти, включающей неполитические отношения, т.е. совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразие ценностей, интересов и потребностей людей. Структуру этого феномена российский политолог В.Г.Смольков представил в виде диалектической совокупности трёх основных самостоятельных сфер: экономической, политической и духовной8.

Таким образом, религия является составной частью гражданского общества и, соответственно, должна иметь минимальные отношения с государством. При этом следует учитывать, что на гражданское общество и государство не следует накладывать разновекторность. Вместе с тем величина их соотношения может быть низкой, умеренной и оптимальной. Например, если церковь сближается с властью, с государством, то она перестаёт быть частью гражданского общества и вместе с государством оказывается над человеком, действуя подчас более жестоко, чем светская власть. Примеры тому известны из истории теократических монархий и цивилизаций средневековья, из политической практики современного исламского фундаментализма на Ближнем и Среднем Востоке.

Рассмотрение генезиса становления понятия «гражданское общество» приводит к следующим выводам: во-первых, возникновение гражданского общества детерминировано правами человека; во-вторых, развитое и независимое гражданское общество является причиной и необходимым условием существования демократического общества, наряду с действенной системой государственных институтов и эффективной рыночной экономикой.

Рассмотрим понятие «демократия». Так же, как и гражданское общество, феномен демократии трактуется политологами весьма неоднозначно. Современная теория демократии являет собой богатую палитру различных концепций. На основе анализа взглядов на демократию Р.Даля, а также других многочисленных теорий и определений, можно утверждать, что политическая система в контексте религии считается демократической лишь тогда, когда основными элементами являются следующие:

1). социальный, экономический и политический плюрализм;

2). ценности терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса;

3). гарантии основополагающих прав и свобод человека для осуществления равенства возможностей.

К основным правам относятся:

  • -свобода слова, мысли и печати;
  • -свобода совести и вероисповедания;
  • -свобода собраний и объединений;
  • -право на равную защиту закона;
  • -право на соблюдение законности и на справедливое судопроизводство.

Однако нужно не только провозгласить право, но реально получить и иметь его. Для этого необходимы определённые условия, среди которых для реализации права на религиозные убеждения необходимы:

  • -демократические убеждения и политическая культура;
  • -слабо выраженный субкультурный плюрализм.

Сорок лет назад в книге «Гражданская культура» американские исследователи-политологи Г.Алмонд и С.Верба писали следующее: «… Для развития стабильного и эффективного демократического правления требуется нечто большее, нежели определённые политические и управленческие структуры. Это развитие зависит от … политической культуры». Действительно, немаловажную роль для реализации свободы совести играет её уровень в обществе. При этом нельзя не обратить внимание на то, что культура носит бинарный характер, т.е. является совокупностью положительных и отрицательных явлений. Например, подавление инакомыслия с помощью уголовного кодекса в бывшем СССР — это не отсутствие культуры, а её уровень, характерный для времён существования СССР.

Исходя из бинарности культуры, можно сделать совершенно чёткий вывод: культура имеет разные уровни развития, каждый из которых должно рассматривать как низкий или высокий.

Взаимовлияния религии и политической культуры рассматривали Г.Алмонд, М.Вебер, Н.Бердяев. М.Вебер придавал важное значение религии и ценностям в формировании и функционировании политических структур. К «исконным ценностям и обязательствам», определяющим политическую культуру, Г.Алмонд относил этническую принадлежность, национальность и религию. Основные ценности в этих трёх областях, по его мнению, «почти неразрушимы». Согласно предложенной Н.Бердяевым «сакральной модели» роли религии в культуре как таковой, всё духовное и материальное разнообразие национального и транснационального бытия, в том числе и политического, его культурный феномен определяет именно религия. Её идеи, ценности, установки составной частью включаются в политическую культуру той или иной нации, страны, народа. Будучи социальным опытом многих поколений, она пронизывает его культурное наследие и соответственно не может не отразиться и на характере их политической культуры. Массовые религиозные сознание и психология порождают адекватную реакцию поведения, способы реагирования на то или иное общественное явление.

Любое религиозное образование имеет общезначимые этические и эстетические нормы: нравственность, гуманизм, красота, которые важно уважать и поддерживать, и дегуманистические проявления религиозной ксенофобии, ведущие к религиозному фанатизму и экстремизму.

Политическая культура — динамичное явление. Например, на первый взгляд, «неразрушимость» толерантности в исключительных обстоятельствах (во время каких-либо военных действий) может поколебаться, а враждующие религиозные конфессии могут войти в диалог. Из этого следует, что уровень политической культуры зависит от того, как в деятельности различных политических субъектов проявляется уважение к своим оппонентам, толерантность, какие бы цели они не преследовали. Религиозная нетерпимость, религиозно-экстремистские настроения или же поиск компромисса религиозно-плюралистических интересов, веротерпимость, толерантность — это критерии высокой политической культуры личности, общества, государства.

Политологическое понимание понятия свободы совести можно сформулировать следующим образом: свобода совести — это обеспечение в обществе основополагающих неотъемлемых демократических прав и свобод, которые реально гарантируют личности свободный выбор между религиозным, нерелигиозным (индифферентным) и атеистическим мировоззрениями и возможность проявлять свои убеждения в обществе, не влекущие за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их полную утрату.

Свобода совести способна развиваться и реализовывать себя только в толерантном обществе.

Современный американский политолог М.Уолцер выделил пять форм толерантности и пять моделей толерантных обществ (типов политического устройства по способу толерантности).

Он пишет, что религиозную терпимость создают и власти, и группы, и личности.

Толерантность формируется и имеет место только при наличии религиозного плюрализма. Религиозный плюрализм выражает себя в форме движений, обществ, братств, групп и других институтов, могущих влиять на политику, но не имеющих монополии на власть. Но сам по себе религиозный плюрализм не обязательно формирует толерантность.

Ситуации, возникающие на почве религиозной нетерпимости и нетолерантности, в демократических государствах разрешаются нормами допустимого вмешательства в личную жизнь индивида, оговорёнными в законодательстве, а проблемы нарушения согласия решаются правовым путём.

Каков же процесс становления гражданского общества сквозь призму религиозных прав и свобод в республике Казахстан?

Анализируя церковно-государственные отношения в советском государстве, можно прийти к выводу, что политика антирелигиозности имела исключительно идеологические основания. Распространялся упрощённый, однолинейный взгляд на место и роль религии в социалистическом обществе: всё, что реанимирует религию в обществе, является результатом, пережитком отсталого сознания. Сложился стереотип, что религия, будучи реакционной силой, тормозит движение общества вперёд.

При этом следует признать, что определённая вина за ограничение свободы совести в советском государстве ложится на самих верующих. Православный священник А.Мень совершенно справедливо отмечал, что «значительная часть иерархов и церковных людей оказалась неготовой к радикальным переменам…»9.

Общественно-политические реформы советской перестройки лишь наметили смену идентификационных критериев в массовом сознании общества. Однако уже сама переоценка социокультурных и мировоззренческих позиций вызвала сложные процессы переосмысления роли религии в жизни общества и государства. Так, все лица, пострадавшие в годы гонений, были реабилитированы на основании многих правовых актов. В жизни верующих 1990 г. ознаменовался принятием Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». В ходе развала СССР и образования новых независимых государств религиозное «возрождение» приобрело в политической сфере значение некоего показателя, призванного продемонстрировать их приверженность к демократическим идеалам. Например, по мнению РПЦ, провозглашение принципа свободы совести говорит не о подъёме системы социальных духовных ценностей, а об наоборот, их потере и распаде: «Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом»10.

Всё это свидетельствует о неготовности части общества к толерантности и веротерпимости. Поэтому, чтобы свобода совести действительно нашла своё отражение на практике, стала основой дальнейшей общественно-политической жизни в постсоветских обществах, необходимо три следующих фактора.

  • -высокая правовая и политическая культура общества;
  • -интеллектуализация общества;
  • -уголовно-правовая защита свободы совести.

Последний включает в себя три вида нарушений свободы совести и вероисповедания: действия нетерпимости по отношению к верующему или группе верующих, угрожающие психике, физическому здоровью и жизни членов общества; пропагандируемая идеология и действия маргинальной религиозной группы и её членов, угрожающие психике, физическому здоровью и жизни отдельных членов общества (в публицистической литературе такие группы называют «тоталитарными сектами», «деструктивными культами» и т.п.).

Религиозно-политические кризисы вызываются социальными конфликтами. Здесь можно выделить три внутренних деструктивных фактора:

  • -идентификация национального и религиозного;
  • -политическое покровительство отдельным конфессиям в условиях религиозного плюрализма и равенства всех религиозных объединений;
  • -провозглашение правительством государственной религии в поликонфессиональном обществе.

Таким образом, прямыми или косвенными источниками внутригосударственных, государственно-конфессиональных и межконфессиональных конфликтов в транзитных обществах является негибкость правовой системы. Многие формирующиеся постсоциалистические национальные государства при составлении законодательных актов стремились ориентироваться на межконфессиональность общества, не рассчитывая на присутствие в обществе плюрализма мнений и культур, сохранившихся со времён существования СССР.

За годы суверенитета Казахстана произошло резкое количественное увеличение конфессий и религиозных объединений. Сообщения о множественном возведении и реконструкции в государстве культовых сооружений повлияли на общественное мнение о якобы растущей религиозности населения. Но даже значительно возросшее число культовых зданий и религиозных общин ещё не говорит о подлинном религиозном подъёме народа.

Как отмечается, в Казахстане распространён народный ислам, который характеризуется синкретизмом элементов ислама и домусульманских традиций, близостью к светским нормам. Это оказывает существенное влияние на политическую ситуацию: нет почвы для политизации ислама и превращения его в серьёзную политическую силу, как это происходит в ряде исламских государств, а также в отдельных регионах России, где ядро политической оппозиции нередко составляют радикально настроенные сторонники исламского фундаментализма.

На сегодняшний день Русская православная церковь (РПЦ) Казахстана имеет три самостоятельные епархии. Астанайско-Алматинская — самая крупная епархия. Ей принадлежат 103 прихода и 7 монастырей, она же является и как бы старшей над остальными.

Римско-католическая церковь в Казахстане находится в сложном положении, вызванном эмиграцией из республики многих немцев, составляющих бльшую часть верующих (до 70 %, а в отдельных общинах — до 100 %)11.

Как известно, с 12-го по 15 сентября 2001 г. в Астане состоялся официальный визит единственного и абсолютного суверена города-государства Ватикан, викария Христа, святейшего патриарха Запада, первосвященника Вселенской церкви, примаса Италии, преемника князя Апостолов и наместника Бога на Земле Иоанна Павла П.Казахстан стал 127 государством, которое Папа Римский посетил за время своего понтификата, и шестым — на постсоветском пространстве после Литвы, Эстонии, Грузии, Украины.

Цель визита Святейшего отца носила двойной характер:

1) государственный визит. Наше государство — единственное из стран СНГ, имеющее с Ватиканом соглашение о взаимном сотрудничестве. Глава РКЦ прибыл по личному приглашению Н.Назарбаева;

2) пасторский визит. Как глава РКЦ Иоанн Павел П своим визитом дал напутствие католикам РК.

Протестантских религиозных объединений в нашей стране около 800. Они подразделяются на «традиционные» и «нетрадиционные», так называемые «харизматические движения», а также протестантские миссии.

В связи с тем, что ислам и православие имеют относительно долгую историю распространения своего вероучения на территории Казахстана, а в настоящее время охватывают наибольшую часть его населения и превосходят в количественном отношении все другие объединения, на уровне общественного сознания, де-факто, их определяют как «традиционные конфессии». Остальные конфессии, деноминации и малые религиозные группы из-за своей малочисленности приверженцев, несмотря на длительность пребывания в Казахстане, вклад в историю казахстанской религиозной толерантности, мировое признание некоторых религиозных конфессий и групп, классифицируются как «нетрадиционные» религии.

По-видимому, одним из аспектов религиозной ситуации должно являться изучение динамики взаимоотношений между различными вероисповедными (конфессиональными) общностями как специфическими социальными образованиями. Для изучения и понимания межконфессиональных взаимоотношений важно адекватно передать теологию религиозных учений.

2 декабря 1994 г. Архиерейским собором РПЦ принято Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». И здесь существенное значение имеет вывод о том, что своё отношение к «нетрадиционным» религиям и вытекающие из него действия высшие иерархи объясняют не религиозными причинами, а политическими: активность религиозных меньшинств, якобы, усиливает раскол в обществе. Поэтому выражение и проповедование иерархами «традиционных» конфессий нетерпимости к новым и «нетрадиционным» религиозным движениям — процесс политический, инспирированный определёнными иерархическими (совместно с властными) кругами с целью получения политической выгоды. Именно ими ведётся борьба за ограничение свободы вероисповедания, за урезание прав последователей католицизма, протестантизма, «нетрадиционных» религий.

Со стороны протестантских и «нетрадиционных» для РК конфессий в основном наблюдается проявление толерантности по отношению друг к другу, что, естественно, не исключает в ряде случаев открытой недоброжелательности по отношению к конкурентам. Межконфессиональные трения и конфликты в ряде случаев выходят за рамки взаимоотношений между конфессиями и негативно влияют на обстановку в республике в целом, внося в неё дополнительный элемент напряжённости.

Противоречия между религиями существовали всегда и, возможно, не исчезнут никогда. Но они не должны порождать в обществе конфликтных ситуаций. Что касается перспектив обеспечения религиозных прав и свобод в РК, то в соответствии с п. 1 ст. 1 Конституции РК: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Данная декларация свидетельствует, что в современных условиях в Казахстане имеются конституционно-правовые гарантии, необходимые для полной реализации гражданами свободы совести.

Точка зрения, не допускающая приоритета каких-либо конфессий и проповедующая абсолютную свободу религии, имеет своих сторонников в народных массах. Данный вывод можно сделать на основе социологического исследования Института развития Казахстана (ИРК), проведённого в 1996 г.12. Толерантная группа («с дружелюбием», «нейтрально», «с терпимостью») составила 89,3 %; откровенно нетерпимы («плохо», «конфликтно») — 2,4 %. Такая цифровая ситуация является показателем достаточно высокой веротерпимости в нашем обществе на бытовом уровне.

Мнение об отсутствии, якобы, толерантности у населения не имеет под собой никаких оснований и является искусственным. Оно привносится в общество СМИ, представителями властных структур и некоторыми учёными в силу своих субъективных оценок, относящихся к нетолерантной группе.

Характерной чертой государственной политики в сфере свободы совести и государственно-конфессиональных отношений на современном этапе являются антиконституционные процессы, выражающиеся в религиозной нетерпимости. Следовательно, в целях государственной безопасности на территории Казахстана нужны профилактические меры. Однако вопросы профилактики «религиозного экстремизма» должны решаться мерами, свойственными правовому государству.

Таким образом, стремление возродить традиционные ценности и нравственные устои общества через религию не должно вызывать раскола общества по конфессиональной принадлежности. Нельзя смешивать также этническую и религиозную характеристику общества. Отождествление национального и религиозного лишь способствует обособлению народов, издревле исповедующих различные религии, а не помогает сближению их, тем более, что всякая религия стоит на позиции своей вероисключительности. Очевидно, что идея религиозного однообразия никак не сочетается с демократическим строительством многонационального и поликонфессионального государства.

Официальное разрешение функционирования только ислама или только двух религиозных конфессий в многонациональном и многоконфессиональном государстве может привести лишь к негативным последствиям:

  • -во-первых, к нарушению гражданских, общечеловеческих прав, к нарушению принципа свободы совести;
  • -во-вторых, вмешательству государства в дела религии и косвенное признание их «государственными»;
  • -в-третьих, политизации религии;
  • -в-четвёртых, резко осложнится религиозная обстановка, что превратит религию из стабилизирующего фактора в обществе в фактор дестабилизирующий.

Из всего сказанного можно прийти к выводу, что казахстанскому обществу сегодня нужна научно разработанная система эффективных механизмов реализации декларируемого конституционного права на свободу совести для каждого человека. Научным обоснованием принципов, определяющих отношения светского государства и конфессиональных объединений, должна являться Концепция государственной политики в области религии и межконфессиональных отношений в Республике Казахстан.

 

Список литературы

     1.   Полонская Л.Р. Религия в формировании современного политического мышления // Мусульманские страны. Религия и политика (70–80-е годы) — М.: Наука, 1991.

     2.   Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1955.

     3.   Вебер М. Избранные произведения. -М.,1990),

     4.   Гегель В.Ф. Философия религии. В 2-х т. -М.,: Мысль, 1975.

     5.   Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студ. и аспирантов гуманит. спец. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 137.

     6.   Кураев А. Православие и право. Церковь в светском государстве. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1997.

     7.   Смольков В.Г. Гражданское общество и государство // Гражданское общество. — М.: Луч, 1993.

     8.   Там же. — С. 24.

     9.   Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство (Заметки историка религии) // На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и О.Марка (Смирнова) — М.: Прогресс, 1989. С. 104.

  10.   Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. — М., 2000, 13–16 августа. — С. 16.

  11.   Иванов В., Трофимов Я. Религии Казахстана: Справочник Алматы: ВШП «Әділет», 1999. — С. 51.

  12.   Пресса Казахстана о свободе совести (Под общей ред. Н.Фокиной. — Алматы: Алматинский Хельсинский комитет, 1999. — С. 141. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.