Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека.
Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.
Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), в различных международных договорах.
Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться Конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.
Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, представляют собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасной, свободной реализации личности в обществе.
Большинство этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Республики Казахстан — полноправного члена международного сообщества — ориентируется на эти стандарты.
Новой Концепцией правовой политики Республики Казахстан, принятой в августе 2009 г., определяются основные направления развития правовой системы страны на период с 2010 по 2020 гг. За прошедшие годы принят ряд важнейших законодательных актов, способствующих поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечивающих устойчивое социальноэкономическое развитие Казахстана [1].
Проблемам разработки юридического содержания субъективных прав уделялось много внимания в юридической литературе. Так, С.С.Алексеев, рассматривая это право, выделяет такие элементы, как право на положительные действия (возможность управомоченного лица самому совершать юридически значимые активные действия), право-требование (возможность управомоченного лица требовать исполнения или соблюдения юридической обязанности), право-притязание (возможность управомоченного лица привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица) [2; 118].
Н.И.Матузов определяет содержание субъективного права как возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия; возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Он отмечает, что субъективное право может выступать как право-поведение, право- требование, право-притязание и право-пользование. При этом субъективно-притязательный характер имеют не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, мнений, убеждений, совести и т.д. [3; 26].
Хотелось бы отметить еще несколько теоретических положений концепции субъективного права. Прежде всего, правомочия на положительные действия в ряде случаев (в частности, в отношении конституционных прав и свобод) отличаются сложным строением, и сами слагаются из нескольких правомочий. То же самое справедливо и в отношении правотребования. Что же касается объема конкретных правомочий правоповедения, то попытки дать исчерпывающий их перечень в законодательстве и в настоящем исследовании ведут к определенному ограничению фактических правомочий граждан при реализации принадлежащих им прав.
Различают два основных типа правомочий: правомочия пассивного типа (с преобладанием правомочий на собственные положительные действия, когда от других лиц требуется преимущественно пассивное поведение) и правомочия активного типа (когда от обязанных лиц требуются активные действия) [2; 118].
Анализ содержания конкретных политических прав и свобод граждан необходимо начать с избирательного права. Оно представляет собой систему правовых норм, регулирующих порядок формирования представительных, государственных органов гражданами, или это «нормы конституционного права, закрепляющие и детализирующие порядок проведения всенародных выборов в Казахстане, образующие конституционный институт действующего избирательного права» [4; 93]. В понятие избирательной системы и избирательного права (в объективном и субъективном смысле) включают способ и право на участие в формировании представительных, как высших, так и местных органов, которые формируются путем выборов. Термин «избирательное право» в юридической литературе употребляется в двух смыслах — в субъективном и объективном. Избирательное право в субъективном смысле означает право отдельного гражданина участвовать в выборах того или иного представительного органа государства или должностного лица. При этом имеются в виду два различных субъективных права: во-первых, право участвовать в голосовании (право голосовать, право избирать), т.е. активное избирательное право, и, во-вторых, право быть избранным в состав того или иного представительного органа, т.е. пассивное избирательное право [5; 13].
Нам предстоит определить основные правомочия этого субъективного права. Существуют два основных правомочия, вытекающих из понятия избирательного права как принадлежащего индивиду. Это право избирать (активное право) и право быть избранным (пассивное право). Они являются самостоятельными субъективными правами и включены в систему правомочий как избирательное право в целом. Они состоят из совокупности правомочий — право-поведение и право-требование. Есть определенные различия природы активного и пассивного избирательного права.
Избирательное право включает пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным, и активное избирательное право — право избирать.
Активные действия граждан на выборах начинаются с момента выдвижения кандидатов в депутаты. Следовательно, можно говорить о правомочии на участие в выдвижении кандидата в депутаты. Это правомочие означает возможность выдвинуть в легитимной форме ту или иную кандидатуру для внесения в список для голосования по выдвижению кандидатов в депутаты, а также самому принимать участие в организации предвыборного собрания по выдвижению кандидатов.
Следующее реальное правомочие на положительные действия активного избирательного права — это возможность участия в предвыборной агитации. Основные формы такого участия — возможность обсуждения всех качеств кандидата в депутаты, агитация за кандидата и протии в него. Это правомочие принадлежит всем гражданам, пользующимся избирательными (активными) правами.
Пассивное избирательное право (право быть избранным) состоит из правомочия на собственные действия и правомочия-требования. Право-поведение выражается в нескольких правомочиях: возможность выдвинуть себя для внесения в список для голосования при выдвижении кандидатов в депутаты; возможность участвовать в предвыборной кампании, т.е. выступать непосредственно на собраниях, митингах, встречах, через средства массовой информации с изложением своей предвыборной программы, и выбрать себе доверенное лицо (лиц). Право-требование появляется у субъекта с момента его регистрации в качестве кандидата и определяется как право-требование по обеспечению участия кандидата в избирательной кампании. В некоторых случаях правомочия пассивного избирательного права совпадают с правомочиями активного.
Нами определена в общих чертах система правомочий одного из основных политических прав и свобод — активного и пассивного избирательного права.
Следующим политическим правом, на котором хотелось бы остановиться, является референдум. Проблемы референдума в юриспруденции оставались определенное время неизученными. Проблемам референдума посвящались работы ряда ученых — В.Ф.Котока, В.О.Лучина, Р.А.Сафарова и других, но ими этот институт рассматривался через призму господствующей идеологии [6; 326].
В.Ф.Коток пишет: «Референдум — это утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер» [6; 326]. Таким образом, референдум сводится к голосованию. Вместе с этим В.Ф.Коток высказывает идеи принятия законодательного акта, регламентирующего основание и порядок проведения референдума, а также включение в этот акт вопросов, подлежащих обязательному решению путем референдума.
В статье 3 Конституции Республики Казахстан 1995 г. указано, что «народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум», а в п.2 ст.33 предусмотрено, что «граждане Республики имеют право участвовать в республиканском референдуме» [7; 13]. Участие в республиканском референдуме граждан урегулировано нормой Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. [8].
Конституционный закон определяет, что предметом республиканского референдума может быть принятие и изменение Конституции, конституционных законов, законов Республики Казахстан и решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики Казахстан. Согласно п. 4 ст. 11 Конституционного закона РК «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. инициатива назначения референдума (не путать с правом назначения), наряду с главой государства, парламентом и правительством Республики Казахстан, принадлежит также «не менее чем двумстам тысячам граждан Республики, обладающим правом на участие в республиканском референдуме» [8]. Обращаются они с инициативой о назначении референдума к всенародно избранному Президенту Республики Казахстан через инициативную группу.
Следующая группа правомочий граждан — это субъективные политические свободы.
Они обладают определенными закономерностями. Политические свободы просты по внутреннему содержанию, отличаются от рассмотренной категории политических прав тем, что содержат право- поведение или право на собственные положительные действия. При их изучении можно найти одну показательную черту — их основным содержанием является требование, обращенное к государству, не препятствовать осуществлению свободной деятельности граждан в рамках, установленных законом. Но это не означает, что данная категория свобод не может содержать другие правомочия-требования.
Свободу слова и печати можно определить как возможность индивидов получать различную информацию, распространять мнения в любой допустимой законом форме и пределах.
Следующее субъективное право — свобода собраний. Прежде всего, митинги, шествия, демонстрации и собрания представляют собой, с одной стороны, объединения граждан, носящие временный характер, и целью этого образования является выражение определенного мнения. Свобода собраний выступает и как субъективное право, которое сочетает эффект коллективности и возможность оперативно и независимо выражать собственную позицию по тому или иному вопросу общественной жизни.
Рассмотрим правомочия, составляющие данное субъективное право.
Ю.И.Скуратов отмечает, что основными являются правомочия на собственные положительные действия [9; 38], к которым относятся:
- возможность организации публичного мероприятия; возможность участвовать в нем, включая выражение своего мнения на плакатах и лозунгах;
- возможность выступить с изложением своих собственных взглядов.
Правомочия на право-требование (помимо права граждан требовать от государства, его органов и иных субъектов не препятствовать в реализации данного права) включают право граждан требовать от государства и его органов предоставления территорий, зданий, улиц и площадей для проведения мероприятия, а также обеспечения безопасности граждан и охраны общественного порядка. Все эти требования государством должны исполняться за свой счет, так как гражданами это оплачено посредством налогов. Поэтому требования со стороны государства и его органов, адресованные к организаторам митингов и демонстраций, по возмещению затрат бюджета на проведение мероприятия противоречат истинному смыслу и содержанию данной политической свободы, за исключением ущерба, нанесенного зданиям, сооружениям в ходе проведения этого мероприятия. Оно должно быть взыскано с виновных в порядке гражданского судопроизводства.
Следующей основной политической свободой является право граждан на объединение в общественные организации. Данная политическая свобода находила освещение в некоторых научных работах. Прежде чем перейти к изложению вопроса о юридическом содержании свободы союзов, определим, что же представляет собой общественное объединение. На наш взгляд, общественное объединение — это добровольное объединение граждан, основанное на общности интересов его членов и преследующее цель их удовлетворить. Общественное объединение обладает определенными признаками: прежде всего это формирование должно быть постоянным, т.е. должно предполагать длительность существования; основной целью должно являться не извлечение прибыли, но оно (объединение) может осуществлять хозяйственную деятельность. Прибыль должна направляться на выполнение уставных целей и задач и не должна распределяться между членами общественного объединения. Различаются два вида общественных объединений: объединения политической направленности, основной целью существования которых является участие в управлении делами общества и государства; объединения, созданные для реализации и защиты иных интересов своих членов (экономических, творческих, спортивных и др.). Такое деление необходимо для определения некоторых принципов взаимоотношений между человеком и государством. В отношениях с политическими объединениями государство не может иметь финансовых взаимоотношений, кроме случаев, строго оговоренных в законе, но детским, инвалидным, молодежным объединениям и т.п. государство может оказывать различную помощь — от прямого финансирования до установления налоговых льгот. Это не означает, что общественные объединения обладают правом требования по отношению к государству предоставления всех этих благ.
Основными среди правомочий на право-поведение являются правомочия, заключающиеся в возможности выполнения уставных задач и целей объединения, пользования защитой и правами, вытекающими из членства. К ним относится возможность совершать разнообразные действия, направленные на реализацию интересов и целей как самого общественного объединения, так и непосредственно его членов. Наиболее значимым является право выдвижения своих кандидатов на выборах государственных органов.
Список литературы
1 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. — 2009. — 28 авг.
2 Алексеев С.С. Общая теория права. — М.: Изд-во «Юристъ», 1982. — Т. 2. — 540 с.
3 Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. — 1998. — № 4.
4 Котов Л.К. Суверенный Казахстан: гражданин, нация, народ. — Алматы: Жеті жарты, 1997. — 150 с.
5 Мухамеджанов Э.Б. Избирательное право зарубежных стран. — Алматы: Әділет, 1999. — 215 с.
6 КотокВ.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. — М.: Юристъ, 1964. — 326 с.
7 Конституция Республики Казахстан. — Алматы: Жеті жарты, 1998.
8 О республиканском референдуме. Конституционный закон РК от 2 ноября 1995 года // Казахстанская правда. — 1999. — 8 мая.
9 Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций: теория и практика. — М.: Изд-во «Крокус», 1999. — 385 с.