Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Роль и сущность этнопедагогической составляющей в процессе профессиональной подготовки студентов

Новый подход к решению проблем образования в мировой практике вызвал необходимость кар­динального пересмотра организационных, структурных, идеологических изменений, обновления со­держания образования, повышения требований качества подготовки специалистов в соответствии с современным этапом развития казахстанского общества и глобальными интеграционными процесса­ми в мировом образовательном пространстве. В этой связи актуализируются проблемы международ­ных образовательных обменов, в том числе и обучения студентов-иностранцев в нашей стране.

Следовательно, в отечественной системе образования наблюдается поступательный рост кон­тингента студентов-иностранцев, уровень профессиональной готовности которых в нашей стране за­висит от конкретных социально-экономических, общественно-политических, психолого­педагогических условий, среди которых наиболее значимым является освоение ими новой этнокуль­турной среды. В связи с ее освоением объективно актуализируется проблема познания национально­психологических особенностей студентов-иностранцев, которая возникла как результат практической деятельности высшей школы, испытывающей затруднения при общении с представителями разных региональных групп. Эта проблема приобретает научную и практическую значимость в условиях межнационального и межкультурного взаимодействия.

Полагаем, что изучение данной проблемы должно основываться на концептуальных положениях педагогических теорий, имеющих непосредственное отношение к профессиональной подготовке сту- дентов-иностранцев, а именно: теории этнопедагогики и этнопсихологии, теории профессионального образования, теории содержания образования, теории ценностей, теории личности.

Целью образования сегодня все более становится воспроизводство и развитие культуры как уни­версальной области знаний во всем многообразии общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, не уходящего своими корнями в национальную, этническую куль­туру. Этот постулат неизбежно актуализирует проблемы этнокультурного образования молодежи.

Опора на основные положения теорий этнопедагогической и профессиональной подготовки по­зволяет определиться с методологическими позициями исследования данной проблематики. К тако­вым относятся, прежде всего, личностный, системно-целостный, этнопедагогический и средовой подходы.

Личностный подход позволяет рассматривать личность студента-иностранца с позиций ее про­фессиональной и этнической идентичностей, студент-иностранец представляет собой органичное единство двух субстанций. Во-первых, он является субъектом процесса профессиональной подготов­ки, во-вторых, представителем конкретной этнической общности. Поэтому в своем профессиональ­ном становлении, в первую очередь, он проживает процесс профессиональной идентификации. По­скольку профессиональное становление личности студента-иностранца как представителя опреде­ленной этнокультурной общности совпадает с процессом освоения инокультурной среды, то его эт­ническая идентичность подвергается трансформации под влиянием не просто иной, но и новой для него культуры. Сложность этой трансформации заключается еще и в том, что меняется его социаль­ный статус: он одновременно начинает осваивать роль студента и роль иностранца. Перед ним встает проблема вхождения в новую образовательную среду, присутствуя в которой, он же и придает этой среде поликультурность. В такой среде, как правило, человек подвергается взаимодействию, как ми­нимум, двух культур: родной и базовой. Иными словами, он подвергается двойственной этнической идентификации, в которой постоянно проявляется антитеза «мы» и «не мы». Это актуализирует диф­ференцирующую функцию этнической культуры, что может привести к отчуждению и конфликтам, но при этом может происходить и взаимопроникновение, ведущее к принятию каких-то элементов без утраты взаимной разделенности. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, спо­собствует интеграционным процессам, а с другой — сопровождается усилением этнической иден­тичности и стремлением к закреплению специфики родной общности. Отношение к иному варьиру­ется в зависимости от различных внутренних и внешних факторов [1].

Итак, на основе личностного подхода к изучению этнопедагогической составляющей профес­сиональной подготовки студентов-иностранцев мы пришли к выводу, что вся система профессио­нальной подготовки вуза должна быть направлена на формирование поликультурной личности, кото­рой свойственна творческая этническая идентичность.

Это возможно при условии целенаправленной организации образовательной среды, точнее, по- ликультурной образовательной среды. В связи с этим в качестве методологических позиций нами определен средовой подход в педагогике. На основе анализа различных определений категории «сре­да» мы пришли к выводу, что это социальное и природное окружение человека с комплексом влия­ний, условий и возможностей. Конкретизация этого определения в педагогическом контексте приво­дит к понятию образовательной (педагогической) среды [2]. Одни ученые трактуют данную катего­рию как совокупность рядоположенных понятий «средина», «сердцевина», «связь», «средство», «по­средничество» (В.Слободчиков [3]), другие — как часть социокультурной среды с ее институтами, включающей в свою структуру феномены публичной и приватной жизни человека (Н. Крылова) [4], третьи связывают с термином пространство (информационное пространство, единое образовательное пространство, дидактические компьютерные среды, образовательные среды, учебные среды, дидак­тические информационные среды, виртуальные учебные среды, развивающие образовательные сре­ды, культурологическое образовательное пространство и т.д.). Наибольший научный интерес, на наш взгляд, представляют выводы, приведенные в работе «Виды сред в образовании» [5]:

  • соотношение понятий «пространство» и «среда», когда первое является по отношению ко вто­рой конструктом более высокого порядка (в пространстве может находиться несколько сред);
  • объективное существование пространства (независимо от воли и сознания субъекта);
  • конструкт «среда» представляет иерархию педагогических конструктов (образовательная сре­да, учебная среда и т.д.);
  • образовательная среда — это специально организованная среда, направленная на достижение конкретной педагогической цели.

Поскольку процесс профессиональной подготовки студентов-иностранцев в условиях вуза явля­ется специально организованной средой, а поликультурное пространство представляется менее до­ступной, нежели организация образовательной среды, так как в ней доминирует элемент стихийно­сти, упорядочить который можно, лишь объединив усилия по организации нескольких образователь- ных сред, то целесообразно говорить о поликультурной образовательной среде, которая может быть организована в соответствии с заданной целью. Это утверждение опирается на определение, данное

В.А.Ясвиным, когда под образовательной средой он понимает «систему влияний и условий формиро­вания личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в соци­альном и пространственно-предметном окружении» [6; 14]. Кроме того, существенное значение для нашего исследования имеет определение ученым внутренней структуры образовательной среды, ко­торая включает три компонента: социальный, технологический и пространственно-предметный. Со­держание данных компонентов определяется заданной целью, каковой в нашей ситуации является формирование поликультурной личности с устойчиво сформированной творческой этнической иден­тичностью.

Таким образом, средовой подход является еще одним методологическим ориентиром в изучении сущности этнопедагогической составляющей профессиональной подготовки студентов-иностранцев. Именно он позволяет сконцентрировать в единое целое теоретические выкладки в области этниче­ской идентичности, поликультурной личности и поликультурной образовательной среды.

Для наиболее полного раскрытия сущности этнопедагогической составляющей профессиональ­ного образования студентов-иностранцев в ее проекции на поликультурную образовательную среду непреходящее значение имеет этнопедагогический подход как методологический ориентир исследо­вания. Сущность этого подхода заключается, прежде всего, в изучении, трансформации и трансляции эмпирического опыта предшествующих поколений. В научной лексике это находит свое выражение в термине «народная педагогика». Жизненность педагогических идей, сконцентрированных в народ­ном опыте, в значительной степени зависит от отношения в обществе к народному опыту воспитания и обучения, т.е. от реализации принципа народности в образовании. Идеи народной педагогики отра­жают, по существу, народные знания, составляют их основу и могут быть использованы в современ­ной практике воспитания и образования. По этому поводу Г.Н.Волков высказал мнение: «Педагоги­ческие знания редко выступали обособленно от других знаний народа. Они являлись частью сово­купных знаний о природе и обществе ... воспитывают и обучают не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы» [7].

Казахстанская этнопедагогика представляет собой систему знаний о мировоззрении, историко­культурном опыте казахского и других народов, национальной психологии, традиционных для дан­ного этноса методах обучения и воспитания. Ее системообразующими факторами являются сама природа, слово и мысль, деятельность и труд, общение, искусство, традиции, религия.

В жизни отдельных народов элементы национальной педагогики и психологии приобретают специфические тонкости и нюансы, что непосредственно или опосредованно связано с реальной жизнью каждого народа. В одних случаях первостепенное значение принадлежит языку, в других — религии, в-третьих — особенностям культуры и быта. О национальных различиях людей в процессе общения говорят не только педагоги, психологи, но и философы, этнографы и социологи. Необходи­мость изучения национальных особенностей возникла из практической потребности и недостаточно­сти информации по данной проблеме.

Следовательно, возникает необходимость учета этнопедагогической специфики в работе с ино­странными студентами разных регионов, их национально-психологических особенностей.

Национально-психологические особенности — реально существующие, функционирующие и осознаваемые явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобраз­ные механизмы проявления и оказывающие сильное воздействие на поведение и деятельность людей, на процессы их адаптации в условиях иноязычной среды. При этом понятие иноязычной среды ис­пользуется в контексте «неродной», под которой понимаются новые, непривычные условия жизне­деятельности. Сопряженность этого понятия с феноменами социального характера проявляется в ка­тегории «иноязычная социокультурная среда», которая подчеркивает различия языкового и культур­ного плана социальной среды. Заметим, любая действительность является для иностранных студен­тов иноязычной социокультурной средой.

Значимость данной проблемы осознавалась всегда: « ... любому человеку полезно знать культу­ру, обычаи, нравы зарубежных народов, так как без этого невозможно никакое плодотворное обще­ние» [8]. Это утверждение приобретает особое звучание тогда, когда такое общение становится объ­ектом профессиональной деятельности. Речь идет о преподавателях, работающих с иностранным контингентом. Знание особенностей национального характера студентов-иностранцев как объекта профессиональной деятельности становится неотъемлемой частью поликультурной компетенции преподавателей, работающих в интернациональной аудитории. Данная компетенция определяется как совокупность знаний о социокультурных особенностях, обусловленных спецификой образова­тельных систем, институтов социализации, социально-демографических, паралингвистических, не­вербальных и др. средств иноязычного общения и умений практически применять эти знания в ре­альном педагогическом процессе. Системный характер этой совокупности, помимо общедидактиче­ских, обусловливает включение в профессиональную компетенцию знания теории этнопедагогики и этнопсихологии. Ключевыми категориями этих наук являются: «национальный характер», «нацио­нальное сознание», «психический склад нации».

Неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей людей является их мно­гообразие. У каждой конкретной нации национальная специфика психических процессов и состоя­ний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особенности. Изучение этих особен­ностей проявляются в процессе адаптации и обучения в новой социокультурной среде. Национально­психологические особенности являются элементом психологических предпосылок эффективности деятельности, к которым относятся особенности мотивации, познавательных, эмоциональных и воле­вых процессов и т.д.

Национально-психологические особенности влияют на деятельность на трех уровнях:

1) национального своеобразия выполнения деятельности;

2)  национальной специфики проявляемых качеств людей;

3)  национального своеобразия морально-нравственного климата.

Национальное своеобразие выполнения деятельности обусловливается проявлением функции национально-психологических особенностей.

Национально-психологические особенности являются тем фундаментом, на котором строится специфика педагогического воздействия, поскольку она лежит в основе поступков и поведения кон­кретных людей, представителей той или иной национальной принадлежности.

Эффективность учебной деятельности студентов-иностранцев на этапе вузовской подготовки за­висит от национально-психологических особенностей, своеобразия их проявления в иноязычной со­циокультурной среде. Национально-психологические особенности могут способствовать или препят­ствовать адаптации студентов-иностранцев к высшей школе.

Личностные особенности студентов-иностранцев показывают всю гамму своеобразия их нацио­нальных особенностей. Учет особенностей необходим, прежде всего, при формировании учебных групп; при выборе наиболее целесообразных и эффективных средств педагогического воздействия; при определении путей успешной адаптации к новой педагогической системе, к иноязычной социо­культурной среде.

Интенсивность проявления тех или иных национальных особенностей студентов-иностранцев позволяет выбирать наиболее педагогически целесообразные средства педагогического воздействия как в учебное, так и во внеучебное время. На основе учета национально-психологических особенно­стей студентов-иностранцев выявляется специфика педагогического общения со студентами опреде­ленных регионов. В специфике педагогического общения с иностранными студентами следует пом­нить, что их отличительной особенностью является полученное ими традиционное воспитание, что при столкновении с реальной действительностью приводит к возникновению у них чувства растерян­ности, эмоциональной неустойчивости, конфликтности. Эти свойства усиливаются при наличии новой социальной и культурной среды, в которую попадают студенты, приехавшие в ту или иную страну.

В такой ситуации излишняя эмоциональность студентов может привести к нежелательным по­ступкам и конфликтности. Необходимо избегать демократизма в общении, особенно на начальном этапе обучения. Учитывая медлительность в восприятии учебного материала из-за языкового и пси­хологического барьера, необходимо проявлять спокойствие и деликатность в общении с иностран­ными студентами.

Разница социальных культур приводит к противоречию в вербальном и невербальном коммуни­кативном поведении, причем поведение преподавателя, не укладывающееся в рамки стереотипов студента, может вызвать негативную реакцию аудитории и снижает эффективность педагогического процесса. Так, например, в некоторых странах Юго-Восточной Азии улыбка стала нормой поведения даже в трагических обстоятельствах. Преподаватели и студенты часто отмечают негативное впечат­ление, которое производят на них студенты, чья привычка улыбаться доведена до автоматизма, неза­висимо от ситуации.

Коммуникативное поведение, отражающее человеческие качества, социальные и групповые при­знаки, в иностранной аудитории должно анализироваться с точки зрения реальных социокультурных особенностей, что обусловливает повышение требования к квалификации преподавателей.

Знание и умение на практике учитывать личностные особенности студентов способствуют глав­ной задаче: сокращению сроков успешной адаптации иностранных студентов к новой социокультур­ной и социопедагогической среде.

В то же время немаловажным является учет мотивационно-фоновых характеристик студентов- иностранцев в процессе адаптации. Мотивационно-фоновые характеристики могут быть ориентиром в выборе форм и методов дифференцированного подхода к личности каждого студента, являющегося представителем того или иного региона в многонациональной учебной группе. Они будут способст­вовать выбору оптимальных механизмов воздействия на личность обучаемого в процессе адаптации. К их числу относятся:

  • установка иностранных студентов на получение высшего образования;
  • мотивация выбора места и целей обучения;
  • степень реализации мотивации и целевых установок;
  • степень готовности студентов-иностранцев к обучению в высшей школе;
  • адаптация студентов-иностранцев к новым социальным условиям, к жизни и быту в многона­циональном общежитии, к учебному процессу в многонациональной группе;
  • мотивация выбора целевых установок.

В контексте формирования поликультурной личности значимость народной педагогики опреде­ляется, по мнению Г.Н.Волкова, тем, что «... путь к общечеловеческой культуре лежит не через отказ от национальных особенностей, а через лучшее их познание, через максимальное использование их прогрессивных элементов. В то же время учет национального момента в обучении и воспитании предполагает гармонию между национальным и интернациональным, так как чем больше националь­ного в воспитании в единстве с интернациональным, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация. В настоящее время приобретает особую актуальность преодоление безнационального характера так называемого интернационального сознания и поведения» [7].

В этнопедагогике четко выделяются естественность и природосообразность обучения и воспита­ния, основной идеей которого является признание природного равенства людей, самоценности и уни­кальности каждого индивида, его неразрывного единства с окружающим миром. Природосообраз- ность и естественность в этнопедагогике характеризуются глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, поступков, мотивом деятельности, интересов, а также роли природы в нравст­венном становлении личности молодого поколения. На основе естественности и природосообразно- сти построены своего рода этнопедагогические программы формирования целостной личности.

Следовательно, использование материалов народной педагогики в современной практике обра­зования должно основываться на естественных основах этнического воспитания, которые заложены в самом народе, культуре его отношений, системе его этносоциальных ролей.

В этом случае идеи этнопедагогики, отражающие и содержащиеся в родственных связях, обыча­ях, традициях, обрядах, этикетных нормах поведения, позволяют в полной мере реализовать «этносо­циально-ролевой подход» к воспитанию и обучению. В качестве комплексного средства казахского этического воспитания и обучения в аспекте реализации этносоциально-ролевого подхода к воспита­нию К.Ж.Кожахметова выделяет национальный этикет как форму общения, которая изначально свя­зана с этносоциоролевой ориентацией, поэтому человек, освоивший этносоциальные роли, может чувствовать себя комфортно в любой среде, т.е. он в коммуникативном плане имеет ориентир обще­ния и поведения, так как этносоциальная роль — это своего рода комплекс норм поведения и обще­ния, неписаная визитная карточка человека, владеющего данной этносоциальной ролью.

По мнению М.Х.Балтабаева, реализация этнокультурных образовательных интересов молодежи возможна лишь при комплексном обеспечении таких условий, как развитие и укрепление националь­ных начал образования, признание на деле, а не на словах, приоритета родного и иностранного языка, этнической культуры, вариативность учреждений и видов образования, общедоступность образова­тельных услуг, демократизация системы непрерывного профессионального обучения и образования. Кроме того, необходимы:

  • структурные изменения в системе образования, расширение сети и типов учебных заведений, обязательное включение в их программы и учебные планы этнокультурологического компо­нента мировоззренческой подготовки молодежи;
  • расширение структуры учебных планов и программ, обеспечивающее на основе базисного плана, государственных стандартов и в соответствии с профилем подготовки усиление, увели­чение в них объема гуманитарных и культурологических компонентов;
  • введение сведений из истории этноса и их культур как учет регионального компонента образо­вания, как дополнение к содержанию учебных предметов, курсов.

Восстанавливаемый ныне общими усилиями этнопедагогический подход к образованию связан с реализацией таких педагогических принципов, как природосообразность и культуросообразность. Такой подход традиционен и для других этносов. Повышение культуросообразности образования означает включение в учебные программы высших учебных заведений республики ряда дополни­тельных предметов, а именно: эстетики, национальной истории, религиоведения и включение сведе­ний из этих наук в традиционные учебные дисциплины.

Идея этнокультурного обогащения всей системы профессионального образования в республике сделает его гуманизированным и экологизированным. Этот подход, по мнению автора, может реали­зоваться в следующих постулатах и действиях:

  • широкое использование национальной культуры как источника этнически ориентированного содержания образования и педагогических технологий;
  • воспитание молодежи в традициях патриотизма и гордости за свой народ, формирование у нее стремления продолжить исторические и культурные традиции, присущие всем этносам Казах­стана и мира в целом;
  • воспитание дружеских отношений ко всем народам страны и мира, расширение знаний об их истории и культуре;
  • приобщение студентов к глубокому познанию языка, истории, литературы как источникам возрождения национального самосознания и достоинства народа;
  • расширение знаний обучаемых об особенностях национальной психологии, обычаях, традици­ях, формирование образа жизни, соответствующего нравственным ценностям и правилам на­родной педагогики.

Таким образом, для определения сущности этнопедагогической составляющей был использован ряд методологических походов, а именно:

  • личностный подход, позволивший рассматривать личность студента-иностранца с точки зре­ния профессиональной и этнической идентичностей, так как студент, во-первых, является субъектом процесса профессиональной подготовки, во-вторых, представителем конкретной этнической общности; следовательно, со сформировавшимся определенным типом этнической идентичности, которая в своей структуре содержит гносеологический (познавательный), аф­фективный и поведенческий компоненты;
  • системно-целостный подход, позволивший рассматривать в единстве и во взаимосвязи все структурные компоненты педагогического процесса высшей школы (цель, методы, формы, принципы, содержание, результат), когда целью и результатом профессиональной подготовки является готовность ее субъектов (в нашем случае — студентов-иностранцев) к предстоящей деятельности; структура этой готовности включает личностно-мотивационный, содержатель­но-когнитивный и процессуально-технологический компоненты;
  •  этнопедагогический подход, который в совокупности с личностным и системно-целостным подходами позволил определить в качестве цели и результата педагогического процесса выс­шей школы субъект этноса, основным показателем которого является сформированность твор­ческой (или интегрированной, или комбинированной) этнической идентичности;
  • средовой подход, позволивший рассматривать процесс профессиональной подготовки студен- тов-иностранцев как образовательную среду формирования субъекта этноса, содержащей со­циальный, технологический и пространственно-предметный компоненты.

Интегрирование данных методологических подходов позволило соотнести компоненты профес­сиональной подготовки, этнической идентичности [9] и образовательной среды.

Этнопедагогическая составляющая в этом контексте детерминируется творческим характером этнической идентичности и поликультурностью образовательной среды. Только в поликультурной образовательной среде, направленной на формирование и становление субъекта этноса, будет эффек­тивным обучение студентов-иностранцев, следовательно, будет результативной и их профессиональ­ная готовность к предстоящей деятельности.

Таким образом, при выявлении сущности этнопедагогической составляющей профессионально­го образования мы провели системный анализ ключевых концепций теории этнопедагогики и теории содержания образования. При этом отбор теоретических концепций базировался на доктринах клас­сической дидактики. Речь идет о содержании образования (чему учить?) и о предъявлении данного содержания (как учить?).

Ключевой категорией этнопедагогики является этническое воспитание, которое трактуется как трансляция ценного социального опыта от старшего поколения к младшему. В этом контексте это означает, прежде всего, передачу системы этносоциальных ценностей, к каковым относятся язык, культура, история и территория (в соответствии с основными этнодифференцирующими признака­ми). В преломлении на педагогическую плоскость знания в этих предметных областях образуют соб­ственно национальный компонент содержания образования (язык, история, культура всегда этнич- ны), вненациональный же компонент образуют естественнонаучные и математические дисциплины, которые, как известно, не имеют ярко выраженных этноспецифических признаков. Трудно не согла­ситься с доводами тех, кто утверждает, что нет немецкой математики, отличающейся от французской, итальянской химии, отличающейся от русской и т.д. Осознавая фундаментальность открытий в этих областях научных знаний, надо признать и то, что они совершались конкретными людьми, обладаю­щими определенным типом мышления, который, в свою очередь, детерминирован спецификой как социокультурной среды, так и вскормившего географического ландшафта. Достаточно одного при­мера: римские и арабские цифры, выражая суть универсальную, но имея уникальную форму проявле­ния вовне, они порождены различными типами мышления. Немного иная ситуация с географией. Она представляет собой некоторое промежуточное звено между национальным и вненациональным ком­понентами содержания образования. В содержании высшего образования география изучается на со­ответствующих специальностях. Однако содержание данной дисциплины сопряжено с такими дис­циплинами, как «Экология» и «Страноведение»; последнее, как правило, изучается на специально­стях иностранных языков.

Т а блица

Этнопедагогическая составляющая в содержании учебных дисциплин высшей школы Казахстана

 

Шифр

специаль­

ности

Учебные

дисципины

Этнокультурные

знания

Этнопедагогические

знания

Страноведческие

знания

 

Для всех специальностей

История

Казахстана

 

 

 

 

Философия

 

 

 

 

Иностранный язык

 

 

 

п

о

о

Казахский (русский) язык

 

 

 

Экология

 

 

 

 

Физическая

культура

 

 

11111111111111111111111111111

п

ю

050119

Этнопедагогика

 

 

050119

Этнопсихология

 

 

 

050607

Биоресурсы

Казахстана

 

 

 

Д

К

050119

Литература стра­ны изучаемого языка

 

 

11111111111111111111111111111

 

050119

Страноведение

 

 

 

 

Итак, в содержательно-когнитивном плане этнопедагогическая составляющая профессиональной подготовки проявляется в конкретных учебных дисциплинах, изучаемых в вузе. Свое выражение она находит в этнокультурных, этнопедагогических и страноведческих знаниях. В разрезе учебных дис­циплин высшей школы, предусмотренных Государственными стандартами Республики Казахстан 2006 г., эти знания представлены в таблице.

Блок общеобразовательных дисциплин (ООД) является обязательным для всех специальностей. В их содержании преобладают страноведческие знания, причем знания, которые выше мы обозначи­ли как соответствующие одному из этнодифференцирующих признаков (территория). Этнокультур­ные знания представлены в основном в стандартах по философии (философия как феномен культуры, философия культуры, философия религии, философия быта, философия политики, философия исто­рии, мировые религии, культуры разных регионов и эпох, искусство) и физической культуре, где в содержании потенциально могут изучаться национальные виды спорта. В данном блоке этнопедаго- гические знания (особенности воспитания детей в разных этнокультурных обществах) не предусмот­рены. Эти знания представлены в блоке базовых дисциплин (БД) некоторых педагогических специ­альностей, в частности, в стандарте специальности 050119 — Иностранный язык: два языка. Судя по таблице, этнопедагогическая составляющая профессиональной подготовки наиболее широко отраже­на в блоке профилирующих дисциплин (ПД) педагогических и гуманитарных специальностей, в стандартах инженерно-технических специальностей они могут быть представлены лишь в компонен­те по выбору.

 Определив в самых общих чертах предметные области содержания образования, т.е., ответив на вопрос «чему учить?», перейдем к вопросу «как учить?». Исходной позицией при этом должно явить­ся признание необходимости поиска ответов на вопросы: кто предъявляет это содержание и кому оно предназначено.

 В связи с этим мы подробно проанализировали выше одну из основных категорий этнопедагоги- ки — субъект этноса. В этнопедагогических концепциях эта категория дефинируется как активный носитель, преобразователь и транслятор этносоциальных ценностей в их диалектическом единстве с общечеловеческими ценностями.

Формирование субъекта этноса, представляя собой генеральную цель этнического воспитания, обусловливает и специфику данного процесса. Иными словами, отбор средств, форм, методов преоб­разования исходного состояния в конечный результат должен быть подчинен общим принципам це- леполагания и целеосуществления. Полагают и осуществляют эту цель конкретные люди. Здесь сле­дует вспомнить непреложную истину о том, что любой человек представляет собой определенную этническую общность. Нет человека вне этноса. Проецируя эти идеи на теорию содержания образо­вания, можно утверждать, что и содержательные, и процессуальные аспекты системы образования, представляющей собой социальную подструктуру воспитания как межпоколенной трансляции соци­ального опыта, обусловлены этнически. Иными словами, этнопедагогическая составляющая в содер­жании высшего образования синкретно присутствует именно в процессуальном аспекте профессио­нальной подготовки.

Итак, содержание образования представляет собой неразрывное единство содержательных и про­цессуальных сторон. Следовательно, его этнопедагогическая составляющая объективно присутствует на всех уровнях и во всех сферах содержания образования. Исключение не составляет и профессио­нальное образование (рис.).

Как показано на рисунке, собственно содержательный аспект содержания образования представлен тремя компонентами: этнокультурные знания, умения и навыки, этнопедагогические знания, умения и навыки, профессиональные знания, умения и навыки. Здесь следует акцентировать внимание на первых двух компонентах, так как этнопедагогические знания, умения и навыки можно и следует рассматривать как часть этнокультурных знаний, умений и навыков. Однако основу этнокультурных знаний, умений и навыков составляют эмпирические знания, в то время как этнопедагогические знания, умения и навыки представляют собой как специализированные (т.е. квалифицированные), так и неспециализированные знания, умения и навыки. Дело в том, что в сис­теме этнопедагогических категорий присутствует понятие «народные дидакты», в роли которых, по­мимо квалифицированных педагогов, могут выступить родители, бабушки, дедушки, просветители, акыны, поэты, философы и т.д. Иными словами, такими знаниями в той или иной мере обладают все, кто выполняет этносоциальные роли (имеются в виду все субъекты межпоколенной трансляции этно­социального опыта). Поэтому этнопедагогическим знаниям, умениям и навыкам присущ особый ста­тус, отличительный от этнокультурных и профессиональных. Следовательно, полагаем вполне обос­нованным выделение данного компонента, который в этнопедагогической составляющей профессио­нальной подготовки является своеобразным связующим звеном между двумя другими компонентами. В силу действия общепедагогических закономерностей данный компонент содержательного аспекта этнопедагогической составляющей профессиональной подготовки детерминирует и характер его процессуального аспекта.

Таким образом, этнопедагогическая составляющая профессиональной подготовки студентов- иностранцев представляет собой органичную совокупность этнокультурных, этнопедагогических, профессиональных знаний, умений, навыков и системы эмоционально-ценностных отношений, под­лежащих целенаправленному формированию.

Список литературы

1   Кузьмин М.Н. Национальные культуры и языки в школе // Круглый стол. — 1998. — № 4. — С. 8-12.

2    Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. — М., 2000. — 178 с.

3    Слободчиков В. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. — М.: Просвещение, 1997. — С. 177-185.

4    Крылова Н. Культурные модели образования с позиций постмодернистской педагогики // Новые ценности образо­вания: культурные модели школ. — М.: Просвещение, 1997. — С. 185-205.

5   Виды сред в образовании //courses.urc.ac.ru/eng/u7-9.html

6   Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

7   ВолковГ.Н. Этнопедагогика. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 168 с.

8    Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 375 с.

9    Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01. — М., 1994. — 20 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.