К вопросу определения сущности понятия «самоактуализация личности»

Актуальной практической задачей нашего времени, бесспорно, является решение проблем, свя­занных с развитием и предназначением человека. Человек как высшая ценность бытия рассматрива­ется в качестве творца собственного «Я», исторической и социальной реальности, в которых он су­ществует. Вопросы о том, насколько безграничны способности, возможности, таланты, личностный и творческий потенциал человека, каковы необходимые условия его реализации, каковы способы и формы самоутверждения человека в мире, тесно связаны с осмыслением проблемы самоактуализации личности. Возросший в последние десятилетия интерес к данной проблеме в различных сферах науки обусловлен процессами обновления общества и повышением необходимости обращения к внутрен­нему потенциалу личности.

Сама лексическая единица языка, обозначающая понятие «самоактуализация», образована путем сложения корня «само» и слова «актуализация». Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой [1; 683] дает несколько значений «само...» как первой части сложных слов, среди которых к лексеме «самоактуализация» более всего подходят: 1) направленность чего-нибудь на себя, исхождение от себя или осуществления для себя; 2) обращенность к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя.

В философии понятие «актуализация» (лат. actualis — деятельный, действенный) трактуется как осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности [2]. В психологии актуализация означает «действие, состоящее в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратковременной, для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении [3; 16]. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности. Новейший философский словарь [4] подчеркивает многозначность понятия «актуализация», демонстрируя различные его толкования в ряде наук: «1) действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации; 2) в субъективно-идеалистическом учении — абсолютизация принципа деятельности и отождествление реальности с активностью субъекта; 3) в методологии науки — использование актуалистического метода (сравнительно-исторического), согласно которому на основе изучения современных процессов можно судить об аналогичных процессах прошлого; в палеонтологии актуалистический метод дополняется данными экологии современного органического мира; 4) в математической логике — построение бесконечности, мыслимой как завершенная, целостная совокупность объектов, актуальная бесконечность (например, множество действительных чисел, заключенных в интервале между числами 0 и 1) в отличие от неактуализируемой потенциальной бесконечности (например, множество натуральных чисел); 5) в политике, дипломатии — реализация, приведение в исполнение идеи, плана; придание степени важности (находящейся в зависимости от степени подтверждения, освещения в средствах массовой коммуникации) явлению или действию».

Синтезируя определения понятия «актуализация», данные в различных науках, можно выделить общие смыслообразующие компоненты: это действие, процесс, направленный на то, чтобы что-либо стало актуальным — «важным, существенным для настоящего момента» [1; 19].

Несмотря на достаточно большую историю вопроса, понятие «самоактуализация» именно как термин с морфемой «само» стало употребляться сравнительно недавно. Впервые оно введено нейрофизиологом К.Гольдштейном [5] для обозначения активности биологического процесса, существующего в любом живом организме.

Корни идеи самоактуализации уходят в понятия «самореализация», «самоосуществление» и восходят к древнейшим философам. У Аристотеля, в древнеиндийской, древнекитайской и других философиях самореализация связывалась с самосовершенствованием духа и тела. Ф.Бэкон, Л. Фейербах рассматривают понятия «самоактуализация» и «самореализация» в связи с предназначением человека, Гегель — с саморазвитием абсолютной идеи, классики марксизма- ленинизма — с самоосуществлением человека [6].

Д.А.Леонтьев отмечает еще один принципиальный момент в определении понятий самоактуализации и самореализации, ускользающий из внимания при употреблении этих понятий на русском языке [7]. В отличие от русского префикса «само-», английское «self-», как и немецкое «selbst-», означает не просто направленность действия на себя, а указывает на то, что именно актуализируется: самость, Я или личность (так, по-разному может быть переведено на русский язык понятие «the self»). Хорошей иллюстрацией может служить теория самореализации К.Хорни, согласно которой у человека наличествуют как реальное Я, так и идеальное Я, и процессы реализации могут быть обращены на любое из них. Реализация реального Я ведет личность по здоровому пути развития, а направленность на реализацию идеального Я вместо реального приводит к всевозможным видам невротических нарушений. Поэтому перевод «self-actualization» как «актуализация Я» был бы более точным и адекватным. Тем не менее приходится считаться со сложившейся терминологической традицией.

Тезис о положительной природе человека и возможности его самоактуализации в гуманистической психологии отстаивает К.Роджерс [8]. По его мнению, человеческому существу присуща тенденция двигаться к большей «конгруэнтности», к более реалистическому функционированию и зрелости. Конгруэнтность при этом определяется как степень соответствия между своими чувствами, их восприятием и высказыванием о них.

Как отмечает Н.Р.Битянова [9] в своей работе «Проблема саморазвития личности в психологии», личностный рост или актуализация «я», по К.Роджерсу, выражается в стремлении становиться более компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, и в той мере, в какой он усиливает организм и самость. Самость понимается как организованный, связный гештальт (от нем. gestalt — структура, целостность, образ — целостные структуры сознания), постоянно находящийся в процессе формирования и определяющий взгляд на себя.

В ходе исследований К.Роджерс приходит к мнению, что в результате переживания «помогающих отношений», эмпатического понимания личного опыта другого с точки зрения его самости, у человека происходит формирование мотивации к изменению. По мнению автора, у каждого человека имеется тенденция, если не явная, то потенциальная, двигаться вперед к зрелости. Эта тенденция высвобождается и становится не потенциальной, а актуальной в подходящем психологическом климате, среде и заключается в стремлении человека перестроить свою личность и своё отношение к жизни. Интересно, на наш взгляд, то, что К.Роджерс подчеркивает мысль, что как ни называется этот процесс — тенденция к росту, побуждение к самоактуализации или тенденция двигаться вперёд — это главная движущая сила жизни человека, это стремление, которое присутствует во всей его органической жизни. Тенденция становиться независимым, развиваться, зреть, выражать и задействовать все возможности организма — усиливать собственное «я» существует в каждом человеке, ожидая соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя [8].

Несколько другой взгляд на теорию развития личности и мотивационную тенденцию поведения мы наблюдаем у создателя логотерапии и экзистенционального анализа В.Франкла [10]. Он рассматривает стремление человека к поиску и реализации собственного смысла жизни как основную врождённую тенденцию развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние фрустрации (от лат. frustration — обман, неудача — психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования), которое В.Франкл называет «экзистенциональным вакуумом». Автор считает, что осмысленность жизни достигается путем реализации трёх видов ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. С его точки зрения, личностный рост заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личности в данный момент. Смыслы не изобретаются личностью, их надо находить. По мере осуществления смысла, который человек находит во внешнем мире, он осуществляет сам себя. Самоактуализация — это непреднамеренное следствие интенциональности (от лат. intentio — стремление) человеческой жизни, результат осуществления смысла. Осуществление смысла, как отмечает В.Франкл, всегда включает принятие решения и ситуацию выбора. Процесс «постижения смысла» характеризует более высокую стадию развития, чем «присвоение» уже известного, «представленного» человеком смысла.

Идея развития и актуализации личности человека, его личностного потенциала соотносится, на наш взгляд, и с теорией индивидуализации К.Юнга.

По мнению К.Юнга [11], каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации или саморазвитию. При этом индивидуализация понимается как процесс «самореализации, процесс, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом. Данный архетип (изначальная, врожденная психическая структура, образ) К.Юнг называет «самостью». Это архетип целостности и порядка личности, динамического равновесия сознательного и бессознательного. Автор различает понятия «самость» и «эго». Самость — это внутренний руководящий фактор. Если рост для самости —      единение сознательного и бессознательного, явление, характерное для людей более зрелого возраста, то рост для «эго» заключается в расширении знаний о мире и о себе, лишь в сознательной осведомленности. Исходя из своей теории, препятствия личностному росту К.Юнг видит в опасности отождествления с архетипами, в «раздувании того, что человек должен был бы делать или чем должен был бы быть, а не тем, кем он является и что делает на самом деле» [11].

Еще один взгляд на проблему личностного роста просматривается в работах А.Адлера [12]. Для него личностный рост — это движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию. А.Адлер утверждает идею о том, что человека формирует саморазвитие внутрипсихических сил в процессе социализации и достижения целостности благодаря творческому стремлению к конечной цели. Соответственно, препятствовать личностному росту, по мнения автора, могут органическая неполноценность, избалованность, отвержение, возникающие в ситуации детства.

Понятие «самореализация» рассматривается и в работах основателя онтопсихологии А.Менегетти [13]. На наш взгляд, идея А.Менегетти о возможности самореализации как таковой лишь при условии следования внутреннему критерию, позволяющему выбрать единственно верный вариант самореализации в конкретный момент жизни индивида, психологически точно описывает проблему современного человека — утраченную способность ориентироваться на внутреннее «Я» или, как подчеркивает А.Менегетти, способность устанавливать контакт со своим «inse» из-за исключительной центрированности вовне. Автор подчеркивает: всё, что приближает человека к его внутренней сущности, позволяет ему расти, всё то, что отодвигает, ведет к инфантилизму. Эту мысль подтверждают результаты исследований, выявивших явления, препятствующие личностному развитию: «вампирические» воздействия со стороны значимых для субъекта людей.

Самым весомым вкладом в разработку теории самоактуализации, несомненно, стали исследования А.Маслоу — основателя и лидера гуманистического течения психологии. Вдохновленный идеями Гольдштейна, А.Маслоу впервые рассматривает личность в контексте теории мотивации, т.е. самоактуализации, а не наоборот — вопросы мотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте общей теории личности, как, например, К.Роджерс.

«Создается впечатление,— пишет Маслоу,— как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по- разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность,— но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать» [14].

А.Маслоу определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.». «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [14; 91].

Центральное понятие теории Маслоу — понятие самоактуализации в его развитии — раскрывает Д.А. Леонтьев [7]. Автор выделяет пять переходящих друг в друга аспектов, в которых Маслоу вел изучение самоактуализации: а) исследование самоактуализирующихся личностей; б) теория человеческой мотивации; в) самоактуализация как механизм и процесс развития личности; г) предельные переживания как эпизоды самоактуализации; д) по ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей Бытия. Д.А. Леонтьеву удалось проследить, как «по мере перехода от одних аспектов к другим изменялся и обогащался смысл, вкладываемый Маслоу в само понятие самоактуализации».

Рассматривая теорию мотивации, Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых потребностей (basic needs) и объединяет их в пять групп: 1) физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.); 2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.); 3) потребности в контактах и любви; 4) потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и 5) потребность в самоактуализации. При этом группы потребностей образуют иерархию, где потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней. Такая модель позволяет Маслоу объяснить, почему самоактуализация, являющаяся сущностью человека, не является реальным мотивом деятельности большинства людей: при неудовлетворении потребностей низших уровней не реализуется и потребность в самоактуализации. Маслоу признаёт, что возможно и нарушение описанного им иерархического порядка, однако такие случаи являются, скорее, исключениями, чем правилом.

По мнению Маслоу, самоактуализации — «непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности» [14; 15].

Проведенный анализ философских, психолого-педагогических источников показал, что исследование проблемы самоактуализации и связанных с этой дефиницией понятий: самореализация личности, личностное развитие и личностный рост представлено достаточно ёмко, что, несмотря на некоторое смешение этих терминов, позволяет выделить как общие подходы к их осмыслению, так и различия в их трактовке.

В таблице 1 нами приведены основные идеи философской и психолого-педагогической мысли, связанные с развитием теории самоактуализации.

Таблица 1

Основные идеи философской и психолого-педагогической мысли, связанные с развитием теории самоактуализации

Ф.И.О. ученого

Изучаемое явление и его трактовка

Подход

1

2

3

Ян Амос Коменский (1592-1670), Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Идея ненавязывания ребенку своих взглядов, предоставления возможности расти и развиваться свободно, помогать ребенку совершенствоваться самому.

 

Ф.Фребел

(1782-1852)

Саморазвитие — процесс выявления в ребенке божественного начала.

 

А.Дистервег

(1790-1866)

Развитие способности к свободному самоопределению — высшая ступень состояния души ребенка, которая возбуждается внешними впечатлениями, но уже не подчиняется им, а следует своему свободному решению.

Педагогический

Дж. Дьюи (1859-1952)

Возникающее у ребенка чувство внутреннего самоутверждения — критерий педагогической деятельности.

М.Монтессори

(1870-1952)

Девиз педагогической деятельности: «помоги мне это сделать самому»

 

Ш.Бюлер

(1893-1974)

Коэффициент развития (вместо «коэффициента интеллекта»). Саморазвитие, потребность личности в самоосуществлении — главная движущая сила развития человека.

 

 

1

2

К.Роджерс

(1902-1987)

Самоактуализация — главная движущая сила жизни человека. Это стремление, которое присутствует во всей его органической жизни. Тенденция становиться независимым, развиваться, зреть, выражать и задействовать все возможности организма — усиливать собственное «я» существует в каждом человеке, ожидая соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя.

В.Франкл

(1905-1995)

Самоактуализация — это непреднамеренное следствие интенциональности (от лат. intentio — стремление) человеческой жизни, результат осуществления смысла.

К.Юнг

(1875-1961)

Индивидуализация — процесс «самореализации, процесс, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом. Данный архетип (изначальная, врожденная психическая структура, образ) — на самость. Самость — это внутренний руководящий фактор.

А.Маслоу

(1908-1970)

Самоактуализация — непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов оставить, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности.

А. Адлер (1870-1937)

Личностный рост — это движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию.

А.Менегетти

(1936 - настоящее время)

Возможность самореализации — самореализация состоится при условии следования внутреннему критерию, позволяющему выбрать единственно верный вариант самореализации в конкретный момент жизни индивида.

И. А. Витин

(середина XX - настоящее время)

Самоактуализация — процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим.

Л.И.Антропова,

Н.Л.Кулик, К.Ч.Мухаметджанов (середина XX - настоящее время)

Самореализация личности человека — источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни и фактор духовного роста.

Л.Г.Брылева

(середина XX - настоящее время)

Самореализация личности — это оптимальный (наилучший из возможных) и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме Культура — Социум. Самоактуализация — это путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к его Сокровенному Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом.

П.И.Пидкасистый, Л.М.Фридман (середина XX - настоящее время)

Развитие человека — процесс, детерминированный внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями, представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий; мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. Сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве состоит в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.

 

 

1

2

3

В .И. Слободчиков, Е.И.Исаев

(середина XX - настоящее время)

Самоактуализация — процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности; требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.

Антропо-

логичес­

кий

А.Г.Асмолов

(середина XX - настоящее время)

Самоактуализация личности — это самоосуществление «иных культур», имеющее своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, т.е. нормотворчество.

Культуро-

логичес­

кий

Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач,

М.И.Дьяченко,

Н. В. Кузьмина

(середина XX - настоящее

время)

Самоактуализация понимается как процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные, как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.

Акмеологи-

ческий

 

Анализ факторов, препятствующих личностному развитию, самосовершенствованию, самораз­витию, самоактуализации, изложенных в работах К.Роджерса, А.Маслоу, В.Франкла, К.Юнга, А.Адлера, А.Менегетти (табл. 2), еще раз демонстрирует различные подходы психологов к данным процессам. На наш взгляд, указывает возможные барьеры саморазвития, самоактуализации совре­менного человека, для которого данные процессы детерминированы ещё в большей степени.

Таблица 2

Факторы, препятствующие личностному росту, самоактуализации

ФИО психолога

Факторы, препятствующие личностному росту, самоактуализации

К.Роджерс

-страх изменения;

-защитные механизмы;

-недоверие к своему организму;

-конформизм (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка,... отсутствие собственной позиции);

А.Маслоу

-неудовлетворенные физиологические потребности, потребности в безопасности, уважении и др.;

В.Франкл

-недостаток внутреннего напряжения;

-недостаток личной инициативы;

-отсутствие разработанной человеком системы ценностей; -безответственность;

К.Юнг

-отождествление с архетипами, «раздувание того, что человек должен был бы делать или чем должен был бы быть, а не тем, кем он является и что делает на самом деле»;

А. Адлер

-органическая неполноценность, -избалованность,

-отвержение, возникающие в ситуации детства;

А.Менегетти

«вампирические» воздействия со стороны значимых для субъекта людей.

 

Кроме факторов, препятствующих самоактуализации, описанных в концепции А. Маслоу (не­удовлетворенная иерархия потребностей более низкого порядка, чем самоактуализация), необходимо, на наш взгляд, акцентировать внимание на факторах, выделенных К.Роджерсом и В.Франклом, кото­рые, перекликаясь между собой, существенно дополняют вышеизложенные. Так, страх изменений (К.Роджерс) обосновывает их избегание и связан с недостатком внутреннего напряжения (В.Франкл); недостаток личной инициативы (В.Франкл) приводит к излишнему конформизму (К.Роджерс). Бес­спорно, важны и такие барьеры личностного развития, выделенные В.Франклом, как отсутствие раз­работанной человеком системы ценностей и безответственность.

Наряду с психологической наукой феномен «самоактуализация личности» находит свое развитие в идеях гуманистической педагогики, являясь одним из родовых понятий теории развития личности. Ретроспектива развития данной проблемы, представленная Е.В.Бондаревской и С.В.Кульневичем [15], позволяет сделать вывод о том, что каждый ученый и практик гуманистической педагогики по- своему использовал философские, психологические и педагогические аспекты самоактуализации. Так, Ян Амос Коменский в своей дидактике и Жан-Жак Руссо в принципах свободного воспитания развивали идеи о том, что педагог не должен навязывать ребенку свои взгляды, но должен предостав­лять возможность расти и развиваться свободно, помогать ребенку совершенствоваться самому.

Понятие «саморазвитие» введено в педагогику учеником Песталоцци Ф.Фребелем, который рас­сматривает саморазвитие как процесс выявления в ребенке божественного начала. Не менее интерес­ны взгляды А.Дистервега, который считал развитие способности к свободному самоопределению высшей ступенью состояния души ребенка, которая возбуждается внешними впечатлениями, но уже не подчиняется им, а следует своему свободному решению. О значимости возникающего у ребенка чувства внутреннего самоутверждения, как критерия педагогической деятельности, говорится в рабо­тах Джона Дьюи. До сих пор остается актуальным и пользуется большой популярностью девиз педа­гогической деятельности, выдвинутый М.Монтессори: «помоги мне это сделать самому». Дальней­шее развитие идеи просматривается и в работах Ш.Бюлер, разработавшей понятие «коэффициент развития» (вместо «коэффициента интеллекта»). Автор считает саморазвитие, потребность личности в самоосуществлении главной движущей силой развития человека. И несмотря на то, что личность рассматривается как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни, ценностные ориентации концепции самоосуществления личности Ш.Бюлер сконцентрированы вокруг идеи уникальности жизненного пути, активности и самообусловленности субъекта, направленности на реализацию цели, смыслов и ценностей [16].

Во второй половине ХХ в. возрастает число практически ориентированных исследований по проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его профессиональной деятельности как цели процесса самоактуализации.

Развитие теории самоактуализации как ключевого системообразующего элемента гуманистиче­ского направления в современной психологии и педагогике рассматривается в работах Л.И.Антроповой [17], Л.Г.Брылевой [18], И.А.Витина [19], Н.Л.Кулик [20], К.Ч.Мухаметджанова [21] и других, подчеркивая основополагающую для гуманистического направления идею: самоактуализа­ция как осмысленный мотив и реализация своих потенциальностей в практической жизнедеятельно­сти на благо общества является необходимым фактором полноценного самоосуществления и разви­тия человека.

Список литературы

1   Ожегов С.И. и ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азъ, 1996. — 882 с.

2    Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

3    Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. — Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 800 с.

4    Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. — Минск.: Изд. В.М.Скакун, 1999. — 896 с.

5   Goldstein К. The organism. — N. Y.: American book, 1939. — 533 p.

6    Философия науки в вопросах и ответах: Учеб. пособие для аспирантов / В.П.Кохановский и др. — Ростов н/Д: Фе­никс, 2006. — 352 с.

7    Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. — 1988. — № 1. — С. 150-185.

8     Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ.- М.: Издат. группа «Прогресс», 1994. — 243 с.

9    Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н.Р.Битянова. — М.: Мос­ковский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. — 48 с.

10    Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Просвещение, 2004. — 256 с.

11     Юнг К.Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994. — 344 с.

12   Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Наука, 1993. — 264 с.

13    Менегетти А. Психология лидера. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2007. — 308 с.

14   MaslowA.H. Toward a psychology of Being. 2-nd ed. — N. Y.: Van Nostrand, 1968. — 240 p.

15   Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель»,1999. — С. 264.

16   Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 526 с.

17    Антропова. Л. Учитель адаптивной школы: проблемы подготовки // Высшее образование в России. — 2005. — № 11. — С. 70-73.

18             Брылева Л.Г. Проблемы самореализационной парадигмы // Психологический институт РАО: материалы симпозиума.

—  2002. — № 1. — С. 131-138.

19             Витин И.А. Теория самоактуализации // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. — 2002. — № 1.

—  С. 139-143.

20             Кулик Н.Л. Философский аспект самореализации личности человека // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. — М., 2002. — № 1.

21             Мухаметджанов К.Ч. Теория самоактуализации // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. — 2002. — № 1. — С. 201-205.

Фамилия автора: О.Б.Пирожкова, Н.А.Завалко
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика