Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Сущность понятия экологической культуры и проблема организации экологического образования

В условиях развития современного общества и увеличения воздействия на окружающую среду неизбежно возникают проблемы потребительского отношения к природе и природным ресурсам. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образова­нии — экологическое. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Экологическая культура является синонимом бытия человека в качестве существа разумного, способного рационально, конструктивно ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи природопользования, природовосстановления, давать адекватную оценку самому себе, своей экологической деятельности, поведения в природе.

Согласно концепции непрерывного экологического образования экологическая культура — на­следуемый и формируемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально­экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Устойчивое развитие в глобальной системе «общество-природа» означает соблюдение динами­ческого равновесия в социоэкосистемах различного уровня. Как известно, компонентами социоэко­систем являются общество (социальные системы) и природная среда (эко- и геосистемы). Динамиче­ское равновесие социоэкосистемы предполагает соблюдение определенного отношения между ука­занными системами в процессе их развития.

Отсюда следует вывод: для непрерывного развития социоэкосистем должны сохраниться не только вещественно-энергетический и информационный обмен системы со средой, но и внешние условия, обеспечивающие данный обмен. При ограниченных ресурсах, возможностях нашей плане­ты, её биосферы для выполнения этого условия необходимо, чтобы со стороны общества поддержи­валось и развитие природной среды. Главная идея стратегии устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимоувязанного социально-экономического и экологического развития, в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально- экономическими про­цессами. В этом случае создаются предпосылки для обеспечения права людей на здоровую и качест­венную жизнь, сокращения разрыва в уровне жизни народов мира.

Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от содержания и ориентации она может сближать и отдалять народы. В наше время выживание человечества во мно­гом зависит от становления мировой культуры с общечеловеческими ценностями.

Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики стратегиям должна прийти стратегия, в центре которой находится человек. Современный образ жиз­ни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться ради­кальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру. Экологическая культу­ра сейчас предстает как новый способ соединения человека с природой. Важнейшим признаком эко­логической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и подход к системе взглядов, ко­торая строится биосфероцентристски. Это значит, что теперь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим. Конечной целью такого подхода всё равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение природной сре­ды его существования. Эта опосредованность вызвана острой практической потребностью, порож­денной новой ролью человека на планете.

Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, экологическая этика создает пред­посылки действий, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отно­шений «человек-человек», «человек-общество», включается также целый ряд сторон отношений «че­ловек-природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которое предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традицион­ных направлений.

Положения экологической этики уже сейчас позволяют предложить следующие требования: от­казываться от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих по­колений; мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся и состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений. Однако эти и другие положения экологической этики, при­званные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они будут пронизывать самые разные сферы человеческой деятельности, образование, политику и т.д. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества. Следует отметить, что теоретики и практики экологического образования одними из первых обратили внимание на не­обходимость эколого-культурной коррекции цели образования. Большинство существующих ранее целей образования были привнесены извне в виде социального заказа общества, в ответ на который система образования формировала личность с заданными свойствами и качествами (применительно к экологическому образованию это ответственное, нравственное отношение к природе; готовность охранять природу и т. п.). Понимание экологической культуры как цели образования вызрело внутри теории и методики экологического образования и вначале получило педагогическое обоснование в работах С.Н.Глазычева, В.А.Игнатовой, С.С.Кашлева и других. Вслед за педагогическим феномен экологической культуры получил в последние годы философское, социологическое и психологиче­ское освещение.

Существующая в естественных науках теория экосистем рассматривает природные объекты и явления как компоненты маленьких биоценозов, которые в совокупности образуют биогеоценозы, более крупные экосистемы, составляющие, в свою очередь, биосферу и геосферу. Анализ культуры приводит к обнаружению в ней подобных процессов. С этих позиций вся культура рассмотрена как сложное образование, состоящее из культур разных народов, поколений, групп, слоев общества. В силу динамичности социальных процессов то, что ещё вчера казалось ненужным, незначительным, сегодня или завтра может стать актуальным и жизненно важным. Такая актуализация произошла на глазах одного — двух поколений людей в конце XX в. и связана, как уже отмечалось выше, с необхо­димостью поиска выхода из экологического тупика, в который вошло человечество, пренебрегая принципами природосообразности, нарушая динамическое равновесие биосферных процессов. Лю­бая из культур может содержать ответ на вопрос: куда и как следует идти человечеству сейчас, в XXI в., чтобы избежать разрушение природы, саморазрушения и прийти к гармоничным отношениям с природой.

В этой связи экологическую культуру можно понимать как высший уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельности, как степень развития экологического сознания и поведения личности, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей природой. Экологическая культура предполагает высокий уровень возможности чело­века осуществлять экологическую деятельность.

Согласно мнению И.Н.Пономаревой, «экологическая культура» — это и мера, и способ реализа­ции и развития природосообразных отношений человека в процессе её духовного и материального — деятельностного освоения ценностей природы [1]. С.С.Кашлев рассматривает экологическую культуру как обязательный компонент общей культуры человека, дает ей следующее определение: «экологиче­ская культура человека есть специфический способ обеспечения, организации и совершенствования его экологической деятельности, направленной в содержании, средствах и продуктах экологической дея­тельности». «Экологическая культура представляет собой совокупность требований и норм, предъяв­ляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам» [2].

А.А.Вербицкий считает, что экологическая культура — это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивая выживание и развитие человека и выражения в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций [3]. Выявляя структуру экологической культуры, обратимся к представлениям, имеющимся в научной литературе. Так, И.Д.Зверев считает, что экологическая культура предполага­ет наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе [4]. По мнению Л.П.Печко, экологическая культура включает: культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества по отношению к природе; культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой экологической деятельности; культуру духовного общения с природой [5]. Таким образом, в структуре экологической культуры личности выделяются следующие компоненты: мотивационный (система мотивов экологической деятельности и поведения личности); аксиологический (осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой дея­тельности, самоценности природы); гностический (система научных и эмпирических знаний о приро­де и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы, знаний основ экологии, социальной экологии, охраны природы); этический (система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия в природе); операционно­деятельностный (система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки владения различными технологиями взаимодействия в природе); эмоционально-волевой (эмоциональная отзывчивость личности к природе, волевое напряжение в решении экологических проблем на личностном уровне, достижение оптимизации отношения человека и природы). Выделен­ные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным каче­ством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и прак­тическую готовность ответственно относиться к окружающей среде. Экологическая культура харак­теризует особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой.

Таким образом, единодушны исследователи в том, что экологическая культура, во-первых, мера и способ самореализации человека в определенных (экологических) рамках и, во-вторых, внутренняя детерминанта деятельности, гармонизирующей отношения между человеком и природой. Такое представление о сущности экологической культуры во многом базируется на идеях академика

В.И. Вернадского. Автор «Учения о биосфере» ещё в начале прошлого века пришел к выводу о том, что человек постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней обо­лочки Земли. По мнению гениального ученого, человечество может обеспечить свою будущность только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Ввиду того, что человечество сделалось определяющим фактором эволюции биосферы, и существовать вне био­сферы не может, оно обязано принять на себя обеспечение направленности её развития ради своего будущего. Процессами эволюции биосферы начинает управлять разум — разум экологически куль­турного человека.

В научных трудах и публикациях отмечается, что важнейшим признаком экологической культу­ры является ответственное отношение личности к окружающей среде (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Анализ философской и психологической литературы показывает, что ответст­венность отражает объективный, конкретный исторический характер взаимоотношений между лич­ностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним требований. Ответственность рассматривается как внутреннее свойство личности, представляющее единство рационального и эмоционального гармоничного сочетания разумного и чувственного.

Исходя из этих методологических предпосылок можно предложить, что ответственность пред­ставляет собой сознательное осуществление личностью и обществом рационального природопользо­вания; деятельность по сохранению для будущих поколений богатства и разнообразия ресурсов; взаимодействие личности и общества в преобразовании биосферы в ноосферу (сферу разума), орга­ническое единство современного экологического сознания личности и её эмоциональной отзывчиво­сти к экологическим проблемам, поведению и деятельности в природе.

Не отрицая важности формирования экологической культуры как части общей культуры лично­сти и социума, отметим также, что в содержание образования при этом входят уже сложившиеся, по­лучившие теоретическое и практическое обоснование конкретные знания естественнонаучного и гу­манитарного характера и соответствующие им умения и навыки. Иными словами, процесс образова­ния строится на основе только рационального познания, при котором не задействуются или мало за­действуются мотивационно-ценностная, эмоционально-чувственная сферы личности; не происходит интуитивного, нерационального, иррационального познания.

Конечным результатом формирования экологической культуры при подобном узком подходе к ней является трансляция в ходе учебно-воспитательного процесса прежних идей, ценностей, домини­рование которых в человеческом обществе и привело к экологическому кризису и на уменьшение «удельного веса» которых в социуме как раз и направлено экологическое образование. Происходит дальнейшее воспроизводство культуры, разрушающее природу.

Чтобы разорвать замкнутый круг и перейти к воспроизводству культуры, сохраняющей природу, необходимо новое понимание экологической культуры. Связано оно с пересмотром самого понятия «экологический». С.Н.Глазычев отмечает, что «экологический» всё чаще употребляется в значении «целостный», «недеструктивный», «неотчужденный» [6].

Экологическая культура, таким образом, понимается как культура всего мировоззрения и миро- отношения, основанного на осознании себя частью целостного мира. Экологический императив ста­новится новой осью культуры.

Ещё одним важным достоинством качественно нового понимания экологической культуры явля­ется открытость её для постижения не только путём интуитивного, иррационального, нерационально­го, духовного познания. Познание реальности приходит с различных сторон и, следовательно, более целостно, причём ведущая роль в познании постепенно переходит к духовной его форме. И потому правомерно говорить о приоритете духовного в процессе эволюции человека и общества. Открывает­ся возможность для того, чтобы коллективное общественное сознание стало определять социальное бытие. Основание этого лежит именно в целостности познания и целостном отражении мира, вы­страиваемого в сознании людей. Ведущую роль в деле формирования и утверждения в сознании лю­дей новой картины мира играют обучение, учение и воспитание.

Из изложенного выше следует, как говорит С.Н.Глазычев, что культура — это сложное междис­циплинарное, общеметодологическое понятие, поэтому культурологический подход позволяет адек­ватно описать социальные процессы, в том числе связанные с воспитанием и образованием. Таким образом, культурологический подход является методологической основой педагогических исследо­ваний, в частности, исследования проблемы развития экологической культуры детей старшего до­школьного возраста, а также построение методической системы эколого-педагогической подготовки воспитателя [6].

Следует отметить тот факт, что чем раньше мы начнем приобщать подрастающее поколение к решению проблем охраны окружающей среды, тем быстрее достигнем своей цели в формировании экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления. Мы разделяем точку зрения В. А Сухомлинского, который утверждает, что если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь потому, что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с по­знанием первых и важнейших истин, одновременно с переживаниями и чувствами тончайших оттен­ков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу -«школу воспитания до­брых чувств» [7].

Экологическое воспитание предполагает наличие у человека определенных знаний, убеждений, отношения и поступков к окружающей природной среде (составная часть жизнедеятельности челове­ка). Сущностью экологического воспитания является воспитание экологической культуры, которая становится важным показателем сознательной личности и регулятором отношения человека к приро­де. Экологическое воспитание рассматривается, прежде всего, как воспитание экологической культу­ры, показателем которой должно быть ответственное отношение к природной среде в системе доми­нирующих потребностей мотивов, социальных ожиданий и ценностных ориентаций личности. Эко­логическая воспитанность проявляется в деятельности учащихся и детей дошкольного возраста при общении с окружающей средой.

Экологическое воспитание и образование требуют комплексного подхода. Это многоаспектный процесс, который включает в себя, во-первых, формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы, т.е. рационально-логическую грань сознания личности; во- вторых, воспитание гуманистического мироощущения личности (эмоционально-чувственный мир человека); в-третьих, формирование волевого фактора, без которого невозможна реализация знаний и чувств в практическом действии. И в итоге — формирование экологических убеждений личности, которые определяют её активную жизненную позицию в сфере охраны окружающей среды, рацио­нального использования и воспроизводства природных ресурсов. Процесс экологического образова­ния и экологического воспитания мы рассматриваем как единое целое, ибо воздействие социальной информации, воспитательных усилий идет одновременно по двум каналам, на двух уровнях — ра­циональном и эмоциональном [8].

Экологическое воспитание несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственный смысл отношения к природе как к универсальной ценности — это забота о будущих поколениях. За­дачи, которые должны решать дошкольные учреждения, школа и вуз по организации экологического образования и воспитания, носят образовательный, воспитательный и развивающий характер. Это формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей её развития, ин­теллектуальных и практических умений экологического характера, мировоззрения, основанного на понимании диалектики взаимности общества, человека и природы, убеждений в принципиальной экологической неделимости биосферы. Анализ литературы показывает, что экологическое воспита­ние — это составная часть воспитания подрастающего поколения, обладающего новой экологической культурой.

Нынешний этап развития теории и методики экологического образования связан с пониманием экологической культуры как стратегической цели образования вообще и экологического образования в частности. Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и разви­тия личности, нацеленный на формирование экологической культуры. В этой связи требуется более пристальное рассмотрение проблем современных подходов к анализу экологической культуры как явления и её роли в человеческом обществе.

Экологическая культура является основой гармонизации взаимоотношений человека и природы, определяет нравственное отношение к природе. Развитие экологической культуры подрастающего поколения возможно через экологическое воспитание и образование, начиная с дошкольного уровня.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие эмоциональной сферы, происходит актив­ное становление всех видов и систем восприятия, ведущим из которых является развитие кинестети­ческой системы. Ребенок общается с окружающим миром в первую очередь через свои ощущения, чувства и возникающие на их основе эмоции, которые оказывают существенное влияние на развитие его отношения к окружающему миру. Воспитание экологической культуры детей старшего дошколь­ного возраста опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами: на развитие эмоций, способности сопереживать, заботиться, ощущать красоту окружающего мира и вы­ражать свои переживания.

 

Список литературы

1    Пономарева И.Н. Региональные аспекты экологического образования в школах России // Рациональные системы экологического образования: Тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конф. Пушкино, 30 сентября — 2 октября 1998 г. / Под ред. Л.П. Симоновой, А.Н.Захлебного, Н.В.Скалова. — М.: Тобольск, 1998. — С. 15-17.

2    Кашлев С.С. Учитель как субъект эколого-педагогической деятельности. — Минск: БГПУ им. М.Танка, 1999 — 143 с.

3    Львова С.П., Вербицкий А.А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образова­ния. — М.: Минприроды России, 1993. — С. 13.

4    Концепция школьного экологического образования / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т.Суравегиной. — М., 1994. — 32 с.

5    Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред., Л.П.Печко — М.: Педагогика, 1984.

6   Глазычев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы: Моногра­фия — М.: Современный писатель, 1998. — 432с.

7    Сухомлинский В.А. К вопросу о лекциях по педагогике // Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе.

—  М.: Просвещение, 1982. — 215 с.

8    Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — 13.00.01. — М., 1986. — 32 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.