Уральская школа искусствоведения и проблема искусствоведческого образования

В постсоветском пространстве наиболее остро стоят вопросы развития межгосударственного сотрудничества в сфере образования и науки, модернизации образовательного процесса, стратегии подготовки специалистов в области художественного и искусствоведческого образования. Пришло время делиться достижениями, распространять, пропагандировать результаты научного и методиче­ского поиска. В связи с этим статья посвящается 20-летию факультета «Искусствоведение и культу­рология» и 50-летию открытия специальности «Искусствоведение» в Уральском государственном университете имени А.М.Горького (г. Екатеринбург, Россия), выпускницей которого является автор данной статьи, осуществляющая в настоящее время международное сотрудничество по проблемам педагогического искусствоведения и педагогической культурологии.

В основу статьи положены материалы монографии, подготовленные профессором, действитель­ным членом Российской Академии художеств С.В. Голынцом [1].

«В понятие «уральская школа искусствоведения» мы не вкладываем строго научного смысла, понимая и дискуссионность вопроса о научной школе, и трудность определения ее по территориаль­ному принципу. Мы говорим о конкретной реальности — кафедре Уральского государственного уни­верситета, ее преподавателях и выпускниках, решающих во многом сходные задачи и играющих за­метную роль в художественной жизни Урала и Сибири» [1; 5].

Ныне специальность «искусствовед» стала популярной; новые искусствоведческие кафедры открылись не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Челябинске, Барнауле, Красноярске, Пер­ми и Владивостоке. Между тем в первые послевоенные десятилетия искусствоведов (историков и теоретиков в области пластических искусств и художественных критиков) выпускали лишь три вуза Российской Федерации: Московский и Ленинградский университеты и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. История искусствоведческого образования в России еще нужда­ется в целостном осмыслении. Можно назвать лишь публикации, посвященные подготовке искусст­воведов в отдельных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы: «Государственный институт истории искусств: 1912-1927». (Л., 1927); Иоффе И.И. «Проблема всеобщей истории искусства в Пе­тербургском университете» (Учен. зап. Ленингр. ун-та. История. 1948); Калитина Н.Н. «Кафедра ис­тории искусств» (Вопросы истории. Л., 1984. С. 137-149); Гращенков В.Н. «К 125-летию преподава­ния истории искусств в Московском университете» (Советское искусствовознание — 83. Вып. 1. М., 1984. С. 184-234); «Факультет теории истории искусств: 1937-1997 [Санкт-Петербургского государ­ственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина]». (СПб., 1998).

Казалось, что этого вполне достаточно, а готовить искусствоведа в городе, не имеющем Эрми­тажа или Третьяковской галереи, представлялось немыслимым.

Основоположником Уральской школы искусствоведения является Борис Васильевич Павлов­ский (1922-1989). Он проявил научно-педагогическую прозорливость и целеустремленность; верно учел обстоятельства, позволившие осуществиться его новаторскому замыслу. Это, прежде всего, ин­теллектуальный потенциал Екатеринбурга — Свердловска и Урала в целом, накапливавшийся со времен В.Н. Татищева и В. де Геннина и Демидовых под влиянием различных исторических причин. Это уходящие в глубокую древность художественные традиции Каменного пояса и несомненные успе­хи уральского искусства во второй половине XX в.; это крупные коллекции отечественного и зарубеж­ного искусства в музеях Свердловска и близлежащих городов: Нижнего Тагила, Перми, Челябинска, Тюмени; это достижения различных гуманитарных наук края и зачатки местного искусствоведения [2].

Его истоки обнаруживаются на рубеже XIX-XX вв. в деятельности уральских просветительских организаций, на страницах уральских газет и журналов. В провинции проявлялись общие закономер­ности, конечно, с отставанием от Петербурга и Москвы, формирования искусствоведческой науки. Зарождаясь на базе археологии, краеведения, художественной педагогики и литературной публици­стики, уральское искусствознание постепенно уточняло свой предмет исследования, свою методоло­гию. Заметную роль в этом процессе сыграли краеведы Прикамья А.К. Сыропятов и

Н.Н. Серебренников, обратившиеся к пермскому «звериному стилю» и пермской деревянной скульп­туре. Н.Н. Серебренникова, одного из организаторов и руководителей Пермской художественной га­лереи, автора книг по истории искусства и художественно-критических статей, начавшего свою дея­тельность в 1920-е годы и завершившего ее в 1960-е, можно считать первым уральским искусствове­дом.

Дальнейший импульс к своему развитию уральское искусствознание получило в годы Великой Отечественной войны, когда в городах Урала сосредоточились крупные литературные, музыкальные, театральные и художественные силы страны, когда в Перми хранились сокровища Третьяковской галереи и Русского музея, а в Свердловске — Эрмитажа. Научная и просветительская деятельность сотрудников Эрмитажа, руководимых В.Ф. Левинсоном-Лессингом, и присоединившихся к ним осе­нью 1942 г. искусствоведов и историков Московского государственного университета многое дала Свердловску.

Борис Павловский обладал несомненным живописным дарованием, но слабое зрение помешало ему стать художником. Год окончания войны совпал для него с получением диплома журналиста, и Павловский начал писать об искусстве, мечтая о запретной в то время теме — творчестве эмигранта Константина Коровина, с учеником которого, уроженцем Екатеринбурга Леонардом Туржанским, он дважды встречался в молодости.

В 1948 г. Свердловское книжное издательство выпустило первую научную работу Б.В. Павлов­ского — книгу «Художники на Урале». Небольшая по объему, еще во многом незрелая, она, между тем, впервые широко охватывала панораму уральского искусства и намечала программу дальнейших трудов. Вслед за ней появились исследования, посвященные камнерезному делу и каслинскому ли­тью, позже обобщенные в докторской диссертации, которая в 1975 г. была издана в Москве в виде монографии-альбома «Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала». Эта книга необ­ходима любому историку культуры Уральского края и русского искусства в целом: в ней — тщатель­но обработанные архивные документы, точно отобранные художественные произведения и подлинно искусствоведческий анализ.

В уральских музеях появились искусствоведы — выпускники центральных вузов, прежде всего заочного отделения факультета теории и истории искусств Института И.Е. Репина; и все же искусст­воведческих кадров на Урале, как и в Сибири и на Дальнем Востоке, явно не хватало.

Созданию в Уральском университете кафедры истории искусств способствовали общественный подъем, романтические тенденции периода «оттепели», стремление к всеобщему эстетическому вос­питанию, на которое была направлена деятельность так называемых народных университетов куль­туры, лекции и брошюры типа «Как смотреть и понимать картину». В этой атмосфере, в частности, появилась брошюра Б. Павловского «В мире прекрасного», вскоре положенная в основу его универ­ситетского курса «Введение в искусствознание».

Несмотря на противоречия, стараниями Б.В. Павловского была создана первая за пределами Москвы и Ленинграда искусствоведческая кафедра.

По инициативе Бориса Васильевича Павловского, в то время кандидата искусствоведения, до­цента кафедры теории и практики партийно-советской печати факультета журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького, на филологическом факультете приказом ректора члена-корреспондента Академии наук СССР, профессора С.В. Карпачева от 14 июля 1960 г. была открыта новая специальность — <Искусствоведение». 6 июня 1961 г. приказом ректора Уральского университета в составе филологического факультета образована кафедра истории искусств, которой на общественных началах руководил Б.В. Павловский. В октябре 1962 г. Б.В.Павловский был назна­чен заведующим кафедрой истории искусств.

В этом же году в июле-августе был осуществлен прием абитуриентов на первый курс вечернего и заочного отделений новой специальности. Первыми преподавателями искусствоведческих предме­тов в 1960-е годы стали Б.В.Павловский («Введение в искусствознание», «Русское искусство XIX - начала XX века»); М. А. Аникина («Искусство Древнего мира»); К.П.Гордеева («Искусство Визан­тии», «Искусство западноевропейского Средневековья», «Искусство Возрождения», «Искусство XVIII века»); И.Ф.Ременец; А.А.Берсенева («Западноевропейское искусство XVIII-XX веков»);В.А.Тимкина («Искусство средневекового Востока»); В.В.Кусков («Древнерусское искусство»); Г.Тяжелых           («Русское искусство XVIII века», Русское декоративно-прикладное искусство»);  П.Ярков  («Технология искусств», «Советское искусство»); Г.И.Белянкин («Основы архитектуры»); Р.А.Шейн («Техническая эстетика») и другие.

Следует подчеркнуть, что в октябре 1978 г. был введён специальный курс «Рецензирование» (позже — «Искусствовед в средствах массовой информации»), который начала читать заслуженный работник культуры РСФСР Ю.К. Матафонова.

В сентябре 1965 г. в Уральском университете был создан философский факультет и образована кафедра эстетики в его составе (ныне кафедра эстетики, этики, теории и истории культуры), которую возглавил вскоре ставший доктором философских наук, профессором А.Ф. Еремеев — автор трудов по проблемам происхождения искусства, его онтологической сущности среди них («Границы искус­ства»). Между кафедрой эстетики и истории искусств установились тесные научные отношения.

В июне 1966 г. в УрГУ состоялся первый выпуск студентов специальности «Искусствоведение» вечерней и заочной форм обучения.

Первые преподаватели кафедры истории искусств прошли разные искусствоведческие школы. Сам Б.В. Павловский справедливо считал себя учеником заведующего кафедрой русского и совет­ского искусства Московского государственного университета А.А. Федорова-Давыдова, под руково­дством которого он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Искусствоведческая школа МГУ с ее целенаправленностью в выработке научной методологии, стройных концепций изучения искусства, передачей педагогического наследия одного поколения другому, активно воздействовала на формирование на Урале искусствоведческой науки и педагогики.

Профессора и доценты Московского государственного университета неоднократно выступали в Уральском государственном университете с докладами и лекциями, а преподаватели новой кафедры проходили в МГУ стажировку, обучались в очной и заочной аспирантуре. Однако следует заметить, что среди тех, кто вместе с Б. Павловским создавал кафедру, были, прежде всего, выпускники ленинград­ских вузов, и искусствоведение северной столицы влияло на уральцев не менее заметно. Не склонное к таким строгим научным системам, как московская, оно привлекало яркими творческими индивидуаль­ностями, пиететом перед конкретным художественным явлением, музейным знаточеством.

Опираясь на учебный план МГУ, перенимая, по мере сил и возможностей, опыт других столич­ных вузов, кафедра истории искусств Уральского университета с самого начала искала свой путь.

Ведь иными были условия существования, изучаемый художественный материал, состав студентов. В течение тридцати лет кафедра осуществляла выпуск студентов только по вечерней и заочной формам обучения. Среди заочников, естественно, оказались жители восточных регионов страны, но немало встречалось и приезжих из европейской части России и даже из союзных республик, включая и те, где были свои искусствоведческие кафедры. Конечно, был использован опыт заочного отделе­ния Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и ар­хитектуры им. И.Е. Репина, с учетом еще большего разнообразия и демократичности студентов УРГУ, часто работавших в самых отдаленных районах, сельских клубах, библиотеках и школах. Они не мечтали о профессии искусствоведа в чистом виде, им нужно было широкое гуманитарное образо­вание, и поэтому были введены в программу их обучения курсы по музыке, театру и прежде всего (пользуясь тем, что занятия проводились на филологическом факультете) по литературе — таких больших курсов по истории мировой и отечественной словесности не было ни на одном искусство­ведческом отделении страны. Особое внимание уделялось индивидуальной работе, курсовым и ди­пломным сочинениям. Широкое распространение получали темы по методике преподавания рисова­ния, применения изобразительного искусства на уроках истории, музыки, литературы. Во многом отделение искусствоведения Уральского государственного университета предвосхищало сегодняш­нюю подготовку культурологов — преподавателей мировой художественной культуры.

Специфический контингент среди студентов заочной и вечерней формы обучения составляли практики искусства, как правило, имевшие среднее художественное образование. Кафедра истории искусств вправе гордиться тем, что многим из них она помогла расширить диапазон знаний, проявить творческую индивидуальность. Особенно это касается мастеров декоративно-прикладного искусства, в том числе камнерезов и ювелиров, получивших общероссийское и мировое признание.

Уральское искусствоведение развивалось параллельно с уральским дизайном, возникшим на ба­зе тяжелой и легкой промышленности края. Через кафедру истории искусства прошли многие со­трудники художественно-конструкторских бюро и отделений Всесоюзного научно­исследовательского института технической эстетики, в свою очередь повлиявшие на развитие искус­ствоведческого образования, что со временем привело к открытию в Уральском университете новой специализации «Дизайноведение ».

Неразрывность учебного процесса с научной работой кафедры изначально стала характерной чертой уральской искусствоведческой школы. Это касалось в первую очередь тех студентов, для кого именно искусствознание становилось основным делом жизни, для сотрудников музеев, преподавате­лей художественных училищ и школ, консультантов отделений Союза художников. Первые студенты вечернего и заочного отделений нередко оказывались ровесниками своих преподавателей, а то и стар­шими по возрасту; они вместе работали над общими темами, проводили совместные исследования, го­товили коллективные издания. Эта традиция сохраняется сегодня по отношению к студентам дневного отделения, выпускникам, недавно окончившим среднюю школу. Именно они становятся главными докладчиками посвященных памяти Б.В. Павловского Весенних искусствоведческих чтений.

Труды Б.В. Павловского, основателя кафедры, определили магистральное направление ее науч­ной работы. Коллеги, ученики, последователи Павловского продолжают тщательно изучать многове­ковую художественную культуру Урала. Наряду со светским искусством в орбиту их внимания все больше входит культовое: уральская икона в целом и невьянская школа иконописания в частности, прослеживается ее влияние на народное искусство, роспись, орнаментику. В тесном контакте с Уральской архитектурно-художественной академией кафедра истории искусства и ее выпускники обращаются к архитектуре края, барокко и классицизму, модерну и конструктивизму 1920-х — нача­ла 1930-х годов. Не только научное, но и практическое значение имеет проводимое кафедрой изуче­ние истории художественного образования на Урале — от первых горнозаводских знаменовальных школ до Екатеринбургской художественно-промышленной школы, открытой в 1902 г. и ставшей основой всех будущих художественных учебных заведений региона. За последние десятилетия вве­дены в научный оборот многочисленные забытые и полузабытые имена живописцев, графиков, прикладников, проанализирована художественная жизнь больших и малых городов Урала.

В декабре 1971 г. в Уральском университете был создан проблемный совет по духовной культу­ре Урала (председатель — Б.В. Павловский, позже — А.К. Матвеев, Р.Г. Пихоя, учёный секретарь Б.Б. Овчинникова), под эгидой которого проводились исследования, конференции, осуществлялись издания по истории, литературе и искусству Уральского края.

Однако проводимая кафедрой работа имеет не только местное значение. Она стимулирует вни­мание отечественного (российского) искусствознания к культуре регионов, отдаленных от известных художественных центров. Здесь заметную роль играют выпускники кафедры, авторы книг и статей об искусстве Западной и Восточной Сибири, Алтая, Удмуртии и Вятской земли, Северного и Централь­ного Казахстана и Тувы. От исследований эмпирического характера они переходят к теоретическому обоснованию того, в чем смысл изучения искусства отдельных краев, городов, сел, возрождают воз­никшую в 1910-1920-е гг. теорию «культурных гнезд» и вносят искусствоведческий элемент в то на­правление гуманитарной науки, которое получило распространение во всем мире и обозначено поня­тием «регионика».

Между тем региональным материалом интересы провинциальных искусствоведов не ограничи­ваются. Им приходится исследовать произведения отечественного и мирового искусства, собранные в местных музеях, читать университетские курсы. Уральское искусствознание вышло на общерос­сийскую и мировую художественную проблематику в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Одной из любимых тем кафедры стала с тех пор культура Серебряного века и искусство русского зарубежья, затем пришел интерес к отечественному авангарду. Появились публикации по французскому, авст­рийскому и польскому искусству. Все это, однако, не ослабило внимания к культуре Урала. В начале 1990-х годов кафедра предложила тему, поддержанную отделением «Урал, Сибирь и Дальний Вос­ток» Российской академии художеств и объединившую искусствоведов восточных регионов страны, —     «Русское искусство: история и современность, столицы и провинции, связь с другими националь­ными школами». Такая постановка вопроса позволила увидеть уральское искусство в контексте общероссийских и мировых художественных процессов, а сами эти процессы представить в сложном диалектическом взаимодействии центрального и маргинального.

Кафедра истории искусств Уральского университета вместе со своей отечественной культурой прошла за пять десятилетий плодотворный и вместе с тем нелегкий путь.

«Мы должны быть строги к себе, поскольку не всегда реализовывали предоставленные нам воз­можности, как в оценке современных художественных явлений искусства, так и в освоении новых научных методологий» [1; 11-12].

На основании решения Учёного совета приказом ректора университета профессора П.Е. Суетина от 8 января 1991 г. создан факультет искусствоведения (позже переименован в факультет «Искусст­воведение и культурология»). На факультете открылась вторая выпускающая кафедра «Культуроло­гия» (заведующий — доцент, в настоящее время доктор философских наук, профессор А.В. Медве­дев). Одновременно было принято решение о прекращении приёма на вечернее отделение специаль­ности «Искусствоведение» и об открытии на факультете дневного отделения; искусствоведам наряду с технологией искусства стали преподавать рисунок и живопись. На базе библиотечного фонда ка­федры истории и искусства в качестве самостоятельной факультетской единицы создан кабинет ис­кусствоведения и культурологии; сегодня кабинет насчитывает более 50 тысяч единиц хранения. На­ряду с книгами (от антикварных до современных) и периодическими изданиями он комплектуется разнообразным иллюстративным материалам, материалами на СБ-R и видеофильмами.

14 мая 1992 г. приказом ректора УрГУ на факультете открыта кафедра «Музееведение». Новой кафедре поручены организация археологической и музейной практики, чтение курсов по теории и истории музейного дела, археологии для студентов обеих специальностей — «Искусствоведение» и «Культурология».

Студентам, обучающимся на коммерческой основе, кафедрой истории искусств наряду со спе­циализацией «Русское искусство: столицы и провинции» предложена специализация «Дизайноведе- ние», предполагающая не только теоретическое изучение различных областей прикладного искусства и дизайна (интерьер, мебель, костюм, книга, художественная обработка камня и металла), но и разно­образные практические занятия, которые позволят выпускникам быть организаторами художествен­ных производств и экспертами. На факультете формируется собственная учебная база для занятий рисунком и живописью, для изучения технологий печатной графики; установлены печатный и гобе­ленный станки; закуплены мольберты, планшеты, гипсы. Занятия ведут художники-профессионалы А.К. Вохменцев и З.Г. Галеев. С 2000 г. на кафедре истории искусств введен цикл курсов «Информа­ционные технологии в культуре и искусстве».

Начиная с 1990 г. ежегодно проходят Искусствоведческие чтения памяти Б. В. Павловского, в которых наряду с преподавателями, сотрудниками местных музеев принимают участие студенты- искусствоведы. Чтения стали стимулом к выпуску первого номера студенческого литературно­художественного журнала «Комод». Журнал объединил начинающих искусствоведов, литературове­дов, прозаиков и поэтов, переводчиков и стал заметным явлением в жизни молодых екатерин­бургских гуманитариев.

В марте 1991 г. Президиумом Российской академии художеств принято решение о расширении её Сибирско-Дальневосточного отделения и превращении его в отделение «Урал, Сибирь и Дальний Восток», что укрепило контакты кафедры истории искусств УрГУ как с самой Академией, так и с ху­дожественной общественностью восточных регионов страны, с работающими там искусствоведами, многие из которых являются выпускниками кафедры. В декабре 2001 г. Президиум Российской ака­демии художеств постановил создать организационный комитет Уральского отделения Российской академии художеств, председателем комитета назначен С.В. Голынец.

В мае 2001 г. международной выставкой плаката «Я не хочу ненавидеть» на факультете искусст­воведения и культурологии открылся Центр современной культуры (научный руководитель — док­тор философских наук, профессор С. Л. Кропотов, общественный директор Т. А. Галеева).

Ведущие специалисты кафедры истории искусств:

Б.В. Павловский — первый заведующий кафедрой истории искусств, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963). В сентябре 1965 г. Б.В. Павловский защитил в МГУ им. М.В. Ломоносова диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения «Искусство промышленного Урала». 18 июня 1966 г. решением Высшей аттестационной комиссии Б.В. Павловскому присвоена степень доктора искусствоведения. 8 февраля 1967 г. решением Высшей аттестационной комиссии Б.В. Павловский утверждён в звании профессора. В 1974 г. награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за книгу «У истоков советской художественной критики». В декабре 1975 г. избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В декабре 1980 г. за книги «Декоративно­прикладное искусство промышленного Урала» и «Каслинский чугунный павильон» удостоен Госу­дарственной премии РСФСР им. И.Е.Репина. Основные труды: «Художники на Урале» (Свердловск, 1948); «Камнерезное искусство Урала» (Свердловск, 1953); «Иван Кириллович Слюсарев» (М., 1958); «В мире прекрасного» (Свердловск, 1960); «Художники Свердловска» (Л., 1960); «Крепостные ху­дожники Худояровы» (Свердловск, 1963); «У истоков советской художественной критики» (Л., 1970); «Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала» (М., 1975).

С.В. Голынец — заведующий кафедрой истории искусства, профессор, действительный член Российской академии художеств (окончил Институт живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), член Международной ассоциации художественных критиков (АГСА) при ЮНЕСКО. Основные труды: «Иван Яковлевич Билибин» (М., 1972, в соавт.); «Иван Билибин» (на рус.яз и в со­дружестве с парижским издательством «Lazarus» — на фр. яз.) (Л.: Аврора, 1988); «Лев Бакст: Живо­пись. Графика. Театрально-декорационное искусство» (М.: Изобразит.искусство, 1992); «Сергей Дя­гилев: Пермь — Петербург — Париж: Альбом-каталог» (Екатеринбург, 1999); «Леонард Туржанский, его окружение, его время»: Каталог выставки. Летопись жизни и творчества» (Екатеринбург, 2000).

Г.В. Голынец — кандидат искусствоведения, доцент (окончила Институт живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), член Союза художников России. Основные труды: «Иван Яковлевич Билибин» (М., 1972, в соавт.); «Сергей Васильевич Малютин» (Л., 1974); «Невьянская икона» (Екате­ринбург, 1997); Геннадий Райшев. Хантыйские легенды (Екатеринбург, 1991).

С.П. Ярков — кандидат искусствоведения, профессор, Заслуженный работник культуры РСФСР, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Его диссерта­ционная работа «Екатеринбургская художественно-промышленная школа и некоторые проблемы ху­дожественного образования в России на рубеже XIX-XX веков» удостоена премии им. В.Н. Татищева и В.  Де Геннина «Во славу и пользу родного города» за педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. Основные труды: «Свердловские художники в Москве»: Каталог выставки (М., 1987); «Художник на войне»: Фронтовой дневник и рисунки В.В. Зимина (Свердловск, 1990).

Т.А. Галеева (окончила УрГУ) — кандидат искусствоведения, доцент, член Союза художников России, член Международной ассоциации художественных критиков (АГСА) при ЮНЕСКО (1995). Читаемые дисциплины: «Искусство Византии», «Искусство западноевропейского Средневековья»; спецкурсы «Мир искусства», позже — «Искусство русского зарубежья». Основные труды: «Борис Григорьев» (М.: «Галард», 1995) и др.

Г.Б. Зайцев (окончил УрГУ) — кандидат искусствоведения, профессор кафедры музееведения, член Союза художников России. Основные труды: «Художник Корзухин» (Свердловск, 1971); «Зару­бежное изобразительное искусство XIX-XX веков» (Екатеринбург, 1998); «Ювелирное искусство до­революционного Екатеринбурга» (Екатеринбург, 2001); «Музеи мира»: Учебный справочник.

А.М. Раскин (окончил УрГУ) — кандидат искусствоведения, профессор; имеет большой практи­ческий опыт в области архитектуры и дизайна. Основные труды написаны по архитектуре: «Архитек­тура классицизма на Урале» (Свердловск, 1989) и др.

О.А. Уроженко — кандидат философских наук, доцент. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук «Художественное пространство как способ существо­вания художественной реальности» (1982). Председатель Свердловского общества Н.К. Рериха (1989­1996), член Международного координационного совета Рериховских обществ (Международный центр Рерихов), вице-президент Уральского отделения Международной лиги защиты культуры. Ос­новные труды написаны по востоковедению.

Т.М. Трошина — кандидат искусствоведения, музеевед, доцент, член Союза художников Рос­сийской Федерации, член Международной ассоциации художественных критиков (АІСА) при ЮНЕСКО (1995). Основные труды: «Западноевропейский рисунок XVI-XIX веков: Каталог»: Сверд­ловск, 1989 и др.

Совместные труды кафедры: Сборник статей «Из истории художественной культуры Урала» (1974, 1980, 1985, 1988); коллективная монография «Невьянская икона». (Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997); энциклопедический биографический словарь «Русское зарубежье: Золотая книга эмиг­рации. Первая треть ХХ века», среди авторов статей которого Т.А. Галеева и С.В. Голынец (М.: Изд-во РОСПЭН, 1997); «Уральская историческая энциклопедия». (Екатеринбург: Урал.отд-ние Рос. АН, 1998-2000) и многие другие.

Преподаватели кафедры истории искусств и других кафедр факультета интенсивно занимаются научно-исследовательской деятельностью, являются участниками конференций различного уровня. В июле-августе 1985 г. начал работу творческий семинар кафедры и секции критики Свердловской организации Союза художников РСФСР «Актуальные проблемы искусства и искусствознания», явившийся формой подготовки к крупным искусствоведческим конференциям.

В январе 1986 г. состоялась научная конференция, посвящённая 25-летию кафедры истории искусства. Выступили известные историки искусства и художественные критики, сотрудничавшие с кафедрой — Д.В. Сарабьянов, Н.Н. Калитина, Ю.Я. Герчук, А.М. Кантор, В. А. Барадулин и другие. Основатель кафедры Б.В. Павловский, подводя итоги конференции, наметил перспективы дальней­шего развития уральского искусствознания ( статья опубликована в сборнике «Советское искусство­знание 24». М., 1988). Начиная с 1990 г. проходят традиционные Весенние искусствоведческие чте­ния памяти Б.В. Павловского. Популярны творческие встречи: например, в 1990 г. в Уральском уни­верситете состоялась встреча с прибывшим из США скульптором Эрнстом Неизвестным, работав­шим в 1940- 1950-е гг.

Кафедра истории искусства принимает участие в организации и проведении в Перми Дяги- левских чтений: «Первые Дягилевские чтения» (1987), явившиеся результатом многолетнего сотруд­ничества кафедры с Пермской художественной галереей, входившие в число культурных мероприя­тий, проведённых в Перми в связи со 115-летием со дня рождения выдающегося деятеля русского и мирового искусства (Сергей Дягилев: Пермь — Петербург — Париж: Альбом-каталог / Проект, вступ. ст., науч. ред. С.В. Голынца. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1989); «Вторые Дягилевские чтения» - 1989; «Третьи Дягилевские чтения», на которых наряду с отечественными специалистами выступили учёные из Великобритании, Нидерландов и США (1993). Традиция проведения Дягилев- ских чтений сохраняется по сей день.

На «Первых Пунинских чтениях» в Ленинградском государственном университете прозвучал доклад С.В. Голынца «Сергей Дягилев — новый тип художественного деятеля» (1989).

В помещении Дома кино по инициативе кафедры истории искусства состоялась конференция «Авангардные направления в советском изобразительном искусстве: история и современность», ставшая одной из первых попыток анализа проблем искусства, еще недавно находившегося в поло­жении андеграунда. В конференции приняли участие московские и екатеринбургские искусствоведы и культурологи (Екатеринбург, 1990). В этом же году в Доме кино прошел Пленум комиссий по критике Союза художников СССР и Союза художников РСФСР на тему «Искусство, общество, кри­тика», собравший ведущих искусствоведов, эстетиков и культурологов страны, среди них Е.А. Зин­гер, Г.Ю. Стернин, В.П. Толстой, М.Ю. Герман, М.С. Каган и другие. Пленум постановил создать Ассоциацию искусствоведов, призванную помочь им найти своё место в новой политической и эко­номической ситуации. В Доме актёра состоялась подготовленная кафедрой конференция «Русское искусство XIX-XX веков: творческая индивидуальность и художественные направления», в которой приняли участие ведущие московские, петербургские и екатеринбургские искусствоведы и культуро­логи (1990).

Сотрудниками Екатеринбургского музея изобразительных искусств совместно с кафедрой исто­рии искусств и НИИ русской культуры Уральского университета в Доме кино была проведена кон­ференция «Русское искусство ХХ века: рубежи и предчувствия», на которой выступили искусствове­ды, литературоведы, музыковеды, театроведы, эстетики, культурологи из разных городов России (1992).

Важным событием в научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры стал 28 Международный конгресс историков искусства, состоявшийся в Берлине; его делегатом был С.В. Голынец, который по окончании конгресса совершил поездки в Дрезден и Мюнхен. В результате были собраны новые материалы о русско-немецких художественных связях конца ХК - начала XX в. (1992).

На Третьих Алпатовских чтениях в Москве в Российской академии (1993) выступили с докла­дами С.В. Голынец — «Сергей Дягилев и Германия»; Т.А. Галеева — «Русский художественный Бер­лин 1920-х годов» [3].

В Перми приняли участие преподаватели кафедр истории искусств и музееведения в российско- германской научной конференции «Музей и общество» (1996).

Знаменательным явлением стали состоявшиеся в Екатеринбурге Всемирная конференция «Куль­турное достояние Урала и Сибири», посвящённая 55-летию ЮНЕСКО (1995), а также V Всемирный конгресс ВФАК ЮНЕСКО «На стыке континентов, на рубеже тысячелетий», на котором прозвучал доклад С.В. Голынца «Художественные традиции индустриального края» (1999).

В Екатеринбурге в Доме актёра прошла конференция «Глобализация и возможности российско- американского сотрудничества в бизнесе, образовании и культуре» (организаторы — межрегиональ­ная ассоциация участников российско-американских академических обменов, Американский совет по международному образованию АСТR). В конференции приняли участие преподаватели С.В. Голы­нец, Г.Б. Зайцев, С.Л. Кропотов, Т.М. Трошина и аспиранты факультета искусствоведения и культу­рологии (2001), а также была проведена факультетом искусствоведения и культурологии междуна­родная конференция «Толерантность в контексте многоукладности российской культуры» (май, 2001).

В УрГУ, в частности на кафедре истории искусств, с 1960-х годов организуется чтение лекций ведущими учёными — искусствоведами, эстетиками, культурологами России и дальнего зарубежья. Лекции прочитали: доцент Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина А.И.Галеркина — курс лекций по искусству Средневекового Востока (1965); доктор философских наук, профессор ЛГУ М.С.Каган — спецкурсы «Структура человеческой деятельности» и «Морфоло­гия искусства»; систематические визиты ленинградского учёного стимулировали в УрГУ развитие эстетики и искусствознания (1971); заведующий кафедрой русского и советского искусства МГУ им. М. В. Ломоносова профессор, действительный член Российской академии наук, Д.В.Сарабьянов — спецкурс «Стиль модерн» (1980); Д.З.Коган — лекцию «Проблемы творчества Михаила Врубеля», в дальнейшем Д.З. Коган ежегодно знакомила уральских коллег со своими изысканиями в области рус­ского модерна и авангарда (1983); Н.М. Махов, сотрудник Третьяковской галереи и журнала «Юный художник», — цикл лекций «Типология художественного сознания в русском искусстве первой трети ХХ века» (1991); научный сотрудник Демидовского института (Флоренция) Лючия Тонини — лек­цию «Русские во Флоренции» (1992); профессор отделения архитектуры Канзасского государствен­ного университета (США, Техас) Дэвид Кларк — курс лекций «Американская  архитектура ХХ века» (1993). В разное время выступали с лекциями Ю.Я.Герчук, А.М.Кантор, Н.А.Дмитриева.

Творческие стажировки и международные связи

В 1970-е годы практиковались поездки преподавателей и выпускников кафедры на творческие семинары на Сенеж (Солнечногорский район Московской области), на Челюскинскую базу (Пуш­кинский район Московской области), в Юрмалу (Латвия) и Палангу (Литва), которые способствовали широким контактам уральских искусствоведов с художественной и искусствоведческой обществен­ностью страны (1975).

В рамках программы «Финансирование искусства в условиях рыночной экономики», поддер­жанной Посольством США в Москве, Т. А. Галеева в составе творческой группы екатеринбургской художественной интеллигенции совершила поездку в США — в Нью-Йорк и Хьюстон. В галерее Ли­ги искусств города Хьюстона была развёрнута выставка екатеринбургских художников, в ответ на которую получена выставка «Texas art for Russia», экспонированная позже в Екатеринбурге, Ирбите, Алапаевске. Т.А. Галеева, В.А. Григорьева (менеджер проекта) и американский художник Френк Вильямс в 1997 г. получили премию им. Дэфни Хэйр за лучший региональный русско-американский проект в области культуры и искусства (1996). По приглашению французского слависта профессора Ренэ Герра, коллекционера русского искусства, Т.А. Галеева побывала в Париже. Результатом поездки стал цикл её статей об искусстве русского зарубежья (1998). Она стажировалась в информа­ционной библиотеке Центра Помпиду в Париже, где продолжала работу по изучению искусства рус­ского зарубежья 1920 - 1930-х гг. (2001).

С.В. Голынец принял участие в мероприятиях, посвященных 125-летию со дня рождения С.П. Дягилева, в частности, в Париже, в Российском посольстве (1997).

Музейная практика

Традицией на факультете искусствоведения и культурологии является про­ведение музейной практики. Первая музейная практика была организована в июле — августе 1965 г. Она была проведена в Ленинграде и его пригородах, в Москве, в подмосковных усадьбах, в Абрамце­ве, в Троице-Сергиевой лавре. Этот маршрут в последующие годы стал постоянным. Цель практики —      изучение произведений архитектуры и изобразительного искусства в оригиналах, знакомство с различными формами музейной работы. Программа по практике предусматривала обязательные цик­лы занятий по истории искусств в крупнейших художественных музеях, архитектуроведческие экс­курсии, посещение выставок, встречи с художниками и искусствоведами.

Во время музейной практики (1970) в Москве студенты побывали в фондах Третьяковской гале­реи, в Центральных научно-исследовательских реставрационных мастерских, где познакомились с принципами реставрации произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусст­ва. На архитектуроведческую экскурсию выезжали во Владимир и Суздаль. Со следующего года эти поездки стали регулярными. В Ленинграде в Государственном Эрмитаже началось сотрудничество с историком западноевропейского искусства Н.А. Лившиц, которое продолжалось до 1974 г. Несколько экскурсий, также ставших традиционными, прошло в здании Академии художеств, в академическом музее и библиотеке. В Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина студенты посе­тили выставку одной картины — «Джоконда» Леонардо да Винчи. В Ленинграде в Эрмитаже осмот­рели выставку «Сокровища гробницы Тутанхамона» (1974); посетили в Эрмитаже выставку «Сто картин из собрания Метрополитен музеума». В Москве побывали в доме-мастерской Д.Д. Жилинского и Н.И. Жилинской; занятия по атрибуции русской живописи в Третьяковской геле- рее провела доктор искусствоведения Э.Н. Ацаркина (1975). Во время музейной практики в Москве (1977) студенты побывали в мастерских Дмитрия Бисти, Ольги Булгаковой и Александра Ситникова, Татьяны Назаренко; встретились с критиком А.И.Морозовым. В Ленинграде в Русском музее позна­комились с графикой П.Н. Филонова. Во время музейной практики (1978) А. А. Каменский рассказал о своих встречах с Марком Шагалом, А. М. Кучумов провёл занятие по истории русской мебели и ин­терьера. В Москве состоялась встреча с Ю.А. Герчуком, положившая начало многолетнему сотруд­ничеству московского художественного критика и историка искусства с уральскими искусствоведами и художниками (музейная практика, 1979).

Практиканты посетили прибалтийские республики, Новгород, Псков, Печору, Изборск, Пуш­кинские горы; в Литве побывали в Вильнюсе, Тракае, Румшискесе, Каунасе, Пирчюписе, Друскинин- кае, где познакомились с Домом-музеем М.К. Чюрлениса; в Латвии — в Риге, Сигулде, Саласпилсе, Юрмале, Митаве, Руиндале; в Эстонии — в Таллинне и его окрестностях. Прослушали лекции веду­щих искусствоведов по истории латвийского искусства; особый интерес вызвало наследие Теодора Залькална, работавшего в начале ХХ в. в Екатеринбурге (1980).

Центральным событием практики стало посещение выставки «Москва — Париж», развёрнутой в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В Пскове студенты стали принимать участие в раскопках, проводимых Историко-художественным и архитектурным музеем-заповедником (1982). Практиканты побывали в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР; посетили выставку достижений современной реставрации; побывали на выставке «225 лет Академии худо­жеств» (1983). Специальное занятие по реставрации и экспертизе произведений искусства состоялось во Всероссийском художественно-научном реставрационном центре им И.Э. Грабаря в Москве (1987). Музейная практика (1988) проходила по традиционному маршруту. Студенты побывали на выставках, П.Н. Филонова, посвящённых 1000-летию крещения Руси в Русском музее.

Для группы студентов разных курсов была организована практика по маршрутам Москва — Прага - Вена (в Вене познакомились с музеями Академии художеств, Альбертина, «Сецессион», дворца Бельведер, 1994); Санкт-Петербург — Варшава — Прага — Будапешт — Краков (1996).

Выставки — еще одна грань творческой деятельности преподавателей и студентов; назовем отдельные выставки: «Свердловские художники в Москве: Каталог выставки» (М.: Сов. художник, 1987), «Тринадцать уральских художников» (Австрия, Фельдкирх); выставка живописи Г.С. Райшева в Венгрии, Секешфехервате, в Музее современного искусства им. Короля Иштвана; эта же выставка экспонировалась в ноябре в Будапеште (1991), в 1992 г. — в Москве, в Венгерском культурном центре (куратор Г.В. Голынец). В помещении библиотеки им. Н.А. Некрасова (ныне Библиотека главы горо­да Екатеринбурга) при поддержке Посольства США в Москве открыт Американский информацион­ный центр, куратором выставочных проектов которого стала Т.А. Галеева; в 1990-1996 гг. здесь прошло около 30 выставок российских и американских художников; международная выставка екате­ринбургских художников «Трансреализм» во Франкфурте-на-Майне (Германия,1995).

В настоящее время перед кафедрой истории искусств возникают иные, не меньшие чем прежде, трудности: внешние, обусловленные экономическим положением высшего образования в России, и внутренние, вызванные кризисными явлениями и в самом искусстве, и в науке о нем. Надежду на преодоление этих трудностей дает творческая атмосфера, сложившаяся на факультете искусствове­дения и культурологии, органической частью которого стали кафедра истории искусств, тесные кон­такты искусствознания со смежными науками и горячая заинтересованность в успехах общего дела [1; 5-12].

Список литературы

1 Уральская школа искусствоведения / Науч. ред., авт. вступ. ст. и летописи каф. истории искусств С.В. Голынец. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. — 332 с.

2   Голынец С.В. Пути развития искусствознания на Урале // Из истории художественной культуры Урала: Сб. науч. тр. —   Свердловск, 1988. — С. 5-10; Голынец С.В. Искусствоведение // Уральскому университету — 70 лет. — Свердловск, 1990. — С. 179.

3    Галеева Т.А. Русский художественный Берлин 1920-х годов // Вопросы искусствознания. — М., 1994. — № 4. — С. 525-526.

Фамилия автора: Л.Р. Золотарева
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика