Международное сотрудничество как один из факторов поликультурного воспитания

С момента провозглашения Казахстаном государственного суверенитета, обретения независи­мости наша страна была признана 120 государствами и со 107 из них установлены дипломатические отношения. В столице нашего государства г. Астане функционирует свыше 40 посольств и предста­вительств международных организаций. Все это создает условия для полноценного поликультурного воспитания подрастающего поколения. В действительности, поликультурное воспитание актуально для нашего многонационального и многоэтнического государства. В современном Казахстане имеется уникальная среда, в которой пересекаются и взаимодействуют разные культуры, различающиеся уровнем развития, интенсивностью внутренних связей, экономическими и социальными особенностями, менталитетом и языком. В начале нового столетия многокультурность является основной ценностью казахстанского общества, в связи с чем педагогическая наука нацелена на развитие личности, обладающей творческим критическим мышлением, развитым чувством понимания и уважения других культур, социальным глобальным видением, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.

Изучая феномен поликультурного воспитания, мы хотим отметить, что международное сотруд­ничество является важнейшим компонентом реформирования системы образования, поскольку оно во многом способствует определению конечных целей и задач реформы через учет общепринятых мировых тенденций в образовательной сфере и общепринятых стандартов образования. Само понятие поликультурное воспитание в современной педагогической литературе трактуется как «вос­питание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представле­ны две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку». В термине «поликультура» приставка «поли-» обозначает множество, но характеризуется не просто как совокупность культур, а как степень содержания, уровень их развития в определенных сферах жизнедеятельности и в определенную эпоху народа, класса, социальной группы, отдельного человека [1].

Международное сотрудничество народов — объективно необходимый процесс. Его развитию не может препятствовать никто и ничто. Истоки международного сотрудничества уходят в глубину ве­ков. Формирование европейской системы международных отношений (основные параметры которой, и прежде всего, её главный элемент — государство как форма политической организации людей, по­степенно распространяется на весь мир) не только дало импульс межгосударственному сотрудниче­ству, но и надолго определило его основную направленность. Авторство в изобретении термина «ме­ждународные отношения» принадлежит английскому мыслителю И. Бентаму (1748-1832), который понимал под ним общение между государствами [1].

Современный мир сложен, многообразен, динамичен, взаимозависим, и владение иностранными языками только усиливает взаимозависимость стран мирового сообщества, основанного на развитии международных отношений.

Общепризнанно, что ныне даже самые развитые и крупные государства не в состоянии само­стоятельно, вне связи с другими странами, продвигаться по всему фронту научно-технического и со­циально- экономического прогресса и обеспечивать условия для эффективного производства всего набора нужных им товаров и услуг. Такие задачи успешно решаются лишь благодаря международно­му сотрудничеству.

Таким образом, в наше время решение тяжелейших социально-экономических проблем предпо­лагает не изоляцию от внешнего мира, а напротив, самое активное с ним взаимодействие. Причем не только в области экономики, политики, торговли, здравоохранения, но и в сфере образования, куль­туры и науки [2].

В новых условиях общества, когда происходит резкая смена образа жизни, отторгаются нравст­венные и мировоззренческие представления, а новые вызывают сомнения, у молодежи возможны не­продуманные, спонтанные решения. Решение этих проблем в настоящее время видится в обращении к поликультурному воспитанию в процессе международного сотрудничества в образовании на мате­риалах немецкого языка, позволяющие изменить внутренний мир молодежи в соответствии с потреб­ностями и ценностными установками.

В наше время иностранный язык стал одним из основных объектов взаимосвязи между народа­ми. Иностранный язык — это ключ к познанию мира. Тот факт, что миллионы людей из разных стран мира на своем родном языке могут читать Шекспира, Байрона, Гете, Пушкина, Абая, Ауэзова, Айт­матова и других расширяет их идейно-эстетический кругозор, имеет огромное значение в воспитании и образовании. Взаимовлияние и взаимообогащение литератур становится возможным благодаря языку, «одному из самых важных и самых значительных средств общения между людьми» (Гете) [3].

На данный момент изучение иностранного языка в современном мире приобрело не только большое социальное значение в международном сотрудничестве, но и стало признаком современной цивилизации, способом формирования новой личности, более приспособленным к быстроменяю- щимся условиям жизни. Обучение иностранным языкам в школе и вузе является характерным при­знаком современного образования и цивилизации.

В своем ежегодном Послании народу Президент РК Нурсултан Назарбаев заявил о необходи­мости проведения в стране триединой языковой политики. Он тогда сказал, что каждый казахстанец должен владеть минимум тремя языками, ведь «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахским — государст­венным языком, русским — языком межнационального общения и одним иностранным — как язы­ком успешной интеграции в глобальную экономику». Следовательно, Президент ставит перед нами очередную задачу — воспитание поликультурной, полилингвальной личности. Это откроет перед че­ловеком огромные возможности для самореализации, поможет ему значительно расширить кругозор и стать максимально полезным своей стране.

В центре внимания при изучении иностранного языка находится воспитание, так как через язык можно познать мировую культуру, происходит ориентация на диалог культур, через язык можно вос­питывать такие понятия, как толерантность, межнациональное согласие, которые, в свою очередь, приводят к тому, что студент начинает осознавать и лучше понимать свою родную культуру и ценить национально-культурные ценности своего народа. А когда происходит приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры, изучение через учебные тексты истории, обычаев и традиций казахского и других народов, овладение государственным, русским и одним иностранным языками приводит к перспективному развитию международного сотрудничества в образовании и к углубле­нию тесного сотрудничества в науке.

В настоящее время уже практически никто не оспаривает тот факт, что иностранный язык наря­ду с обучением общению, повышением уровня общей и профессиональной культуры, имеет ещё зна­чительное воспитательное значение в современных условиях — это готовность содействовать нала­живанию международных связей, представлять свою страну на международных интеракциях, отно­ситься с уважением к духовным ценностям других культур. В современных условиях выдвигаются новые требования к человеческой личности, главным достоянием которой должны являться общече­ловеческая культура и общечеловеческие ценности. Целью формирования этих качеств является по­зитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций. В настоящее время перед обществом стоят задачи подготовки поликультурного, всесторонне образованного, компетент­ного специалиста, способного постоянно совершенствовать свои знания. А это, в свою очередь, тре­бует пересмотра конкретного содержания образования и возможности интеграции поликультурного воспитания в учебные программы. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения являет­ся личностное и эмоциональное развитие будущих специалистов, так как развитие самоуважения, эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимы для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в обществе. Соответственно основная цель обучения иностранному языку — раз­витие у студентов способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия — может быть достигнута только при целенаправлен­ном развитии поликультурного воспитания.

Практическая успешность, духовная глубина и эмоциональная сторона общения с представите­лями иноязычной культуры во многом зависят не только от уровня владения иностранными языками, но и от уровня сформированности поликультурной личности обучающихся. Значение истории, гео­графии, культуры страны изучаемого языка, обычаев её людей, проникновение в их национальное самосознание, понимание их этнической культуры играют подчас решающую роль в характере обще­гуманных и деловых контактов представителей разных стран. Языки являются фундаментальным элементом формирования личности, группы и отдельных лиц общества. Языки — не только средство общения, но и составная часть человека, его принадлежность к обществу.

Таким образом, наряду с практической целью (обучение иноязычному профессиональному общению), курс иностранного языка ставит образовательные и воспитательные цели, реализация которых связана с повышением общего уровня поликультуры будущих специалистов и формированием у них готовности содействовать налаживанию международных научных связей (изу­чение иностранного языка как важный фундамент успешного межкультурного общения [4].

Поскольку обучаемые в процессе овладения иностранными языками осваивают и другую куль­туру, постепенно они становятся не только многоязычными, но и поликультурными личностями. Вместе с тем не следует думать, что процесс овладения многоязычием представляет собой не что иное как многолетнюю зубрежку одного языка за другим. Существенная роль в обучении принадле­жит самообучению с помощью электронных средств, видео-, аудиосредств, программ прослушивания аутентичных телевизионных передач различных жанров (новости, репортажи, ток-шоу), что является мощным средством формирования поликультурной личности. Высокой эффективностью обладают занятия-обобщения, занятия-обзоры. В силу специфики домашнего чтения важно использовать лите­ратурные произведения малых форм (рассказ, новелла, эссе), публицистические и художественные тексты, документальные и художественные фильмы, исторические материалы [5].

В эпоху глобализации, интенсивного развития связей Казахстана с различными странами в эко­номической, политической и культурной областях, в условиях оживления международных связей в образовании всё больше возрастает роль языка как способа, обеспечивающего общение и взаимопо­нимание между разноязычными коммуникантами. Одна из многообразных форм — взаимопроник­новение элементов духовной культуры народов разных стран, говорящих на различных языках — обмен культурными ценностями, который осуществляется преимущественно через процесс изучения иностранного языка.

XXI в. — век многоязычных личностей и полиглотов. Только благодаря изучению иностранного языка можно будет познать иностранную культуру. Нужно возродить у молодежи уважение не толь­ко к своему народу, но и к другим. При этом необходимо сохранить свой язык и культуру. Постав­ленная цель высока и благородна, а её реализация открывает необозримые просторы для взаимодей­ствия языков и культур, для воспитания гражданина мира в толерантности к другим народам, в стремлении к пониманию поликультурного и многоязычного мирового сообщества.

Высшее образование является частью государственной структуры непрерывного образования, его задача — подготовка профессиональных конкурентоспособных кадров для экономики страны. В наступившем XXI в. важным компонентом высшего профессионального образования становится личная культура выпускника. Признанной задачей образования выступает становление «человеческо­го в человеке», педагогическая поддержка личностного процесса преобразования преображения себя, взращивание в себе человеческого. Воспитание человека культуры в лице специалиста любой облас­ти профессиональной деятельности придает особую значимость культурологической направленности высшего образования.

В третьем тысячелетии становится очевидным тот факт, что узкопрофильная подготовка уже не отвечает требованиям времени, важным компонентом профессионального образования выступает культура выпускника. Высшее образование призвано стать элементом общей культуры человека. Интеллигентный человек — выпускник, по общему признанию ученых, работающих в данном направлении, — это человек культуры — свободная духовная личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде.

Таким образом, происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернализации культуры, а с другой — в желании сохранить свою самобытность, как языковую, так и культурную [6].

Демократизация международной жизни, усиление взаимозависимости стран и народов, возрас­тание роли и значения культуры в жизни общества, учащение контактов между людьми выдвинули международное сотрудничество в число приоритетных проблем, среди множества которых особый интерес вызывают перспективы интеграционных процессов в образовательной сфере. Данная про­блематика находится в центре внимания всех, кто имеет отношение в той или иной степени к высшей школе: ученых, преподавателей, широких кругов общественности, рядовых граждан. Они озабочены состоянием казахстанского образования, которое, к сожалению, можно зафиксировать как предкри­зисное состояние.

В последние годы предпринимаются реформы для решения проблемы качества обучения, одна из них — это введение бакалавриата и магистратуры. С целью международного признания нацио­нальных образовательных программ, обеспечения мобильности студентов и профессорско- преподавательского состава следующим практическим шагом в реформировании системы высшего образования Казахстана стало внедрение дистанционного образования и кредитной технологии обу­чения, «. образовательной технологии, повышающей уровень самообразования и творческого освое­ния знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регла­ментации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов» [7].

Создание в Казахстане системы образования, ориентированной на рыночную модель экономики,  объективный исторический процесс, и он набирает обороты. Притом невозможно не заметить рас­тущую сертификацию студентов, хотя постоянно декларируются равные образовательные возмож­ности, предоставляемые каждому. Вместо поощрения граждан в участии в образовательном процессе вводятся новые разделения и ограничения. Они диктуются состоянием национальной экономики, ко­торая не может позаботиться обо всех, кто хотел бы улучшить свой образовательный уровень. Но нельзя забывать, что в этом столетии образование будет определяющим фактором. Очевидно, если вузы Казахстана хотят стать равными партнерами в мировой образовательной сети, следует подхо­дить к образованию с демократическими мерками, без всяких привилегий и исключений.

Какие формы международного сотрудничества возможны в образовательном пространстве?

Основными направлениями деятельности университетов в области международного сотрудни­чества должны быть сотрудничество с зарубежными учебными заведениями и научными организа­циями, международными фондами, центрами и ассоциациями; между учеными университетов в рам­ках совместных проектов, которые включают в себя научные исследования, обмен студентами и пре­подавателями, разработка совместных учебных планов и программ, организация участия студентов, магистрантов, аспирантов и ППС в международных образовательных программах.

Политический статус Казахстана как сильной региональной державы приводит к тому, что наше государство рассматривается как ключевой партнер в Центральной Азии. Наша республика занимает седьмое место в мире по площади территории, обладает огромным экономическим потенциалом и богатейшими ресурсами. Однако на сегодняшний день наша страна испытывает значительные труд­ности, среди которых наиболее ощутимыми являются финансовые проблемы. В условиях дефицита бюджетного финансирования образования особое значение приобретает международный опыт. Что­бы казахстанское образование соответствовало международным стандартам, вероятно, надо исполь­зовать все методы, которые приведут вуз к достижению этой цели:

  1. Особое внимание следует уделять методам сравнительного анализа, который является неотъ­емлемой частью критического мышления. Интернационализация обучения может содействовать это­му. Ведь желанный для каждой страны прогресс во всех областях достигается при условии интенсив­ного обмена разнообразной информацией, построения системы взаимного обмена результатами твор­ческого процесса.
  2. Большое значение поэтому приобретают вопросы, связанные с вхождением в мировое образо­вательное пространство. Правовой базой как известно, являются международные договоры, заклю­ченные с другими субъектами международного права и в первую очередь с государствами. Соот­ветственно предмету сегодняшнего разговора представляют особый интерес соглашения о сотрудни­честве в конкретных сферах человеческой деятельности, а именно в образовательной сфере. Прави­тельство Казахстана направляет одаренных молодых людей на учебу в зарубежные страны по программе «Болашак». Это обнадеживающий факт, потому что, предполагается, что будущее боль­шой экономики, политики, техники и науки суверенного государства в руках элитных специалистов. Что касается судьбы остальных многочисленных молодых, то для них в Казахстане открыты и про­должают открываться вузы, ориентированные на международные стандарты обучения.
  3. Эффективной формой научного сотрудничества, как показывает опыт нашего Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова, являются конференции, симпозиумы, «круглые столы». В университете стало практикой каждый год проводить международные научные конферен­ции, в числе которых «Казахстан и мировые языки». Зарубежные коллеги каждый год делятся опы­том решения проблем в образовании в их странах. Благодаря правильно поставленной политике на­шего вуза и плодотворной работе Центра международного сотрудничества наш вуз сейчас взаимо­действует с зарубежными вузами, фондами, общественными организациями.
  4. В целях оказания помощи в международном сотрудничестве высшей школы Казахстана и расширения международных связей неоценимую помощь могут оказать спонсоры. К сожалению, отечественные спонсоры еще недостаточно уделяют внимания, если не сказать, что вовсе не уделяют этой сфере. Гораздо больше озабочены проблемами реформирования казахстанского образования за­падные фонды, к примеру, фонд Сороса, Айрэкс, ДААД и др. Благодаря их финансовой поддержке реализуются программы по обмену студентами, стажировке преподавателей, установлению парт­нерских отношений между казахстанскими и зарубежными вузами, а также развитию сети Интернет и целый ряд других мероприятий [8].

Проблема вхождения казахстанских вузов в международное образовательное пространство в по­следнее время обсуждается нередко, однако чаще всего на декларативном уровне. Как известно, за рубежом казахстанский диплом высшего образования не признается на том основании, что в некото­рых странах не совпадает общая продолжительность обучения. При этом содержание обучения, на­бор учебных дисциплин и время, отводимое на их изучение, зачастую оказываются за рамками рас­смотрения.

Естественно, международное образовательное пространство не может быть создано ни указом, ни декретом. Оно может стать реальностью только усилиями всех казахстанских университетов, на­правленными на интеграцию образовательных профессиональных программ, реализуемых в между­народных проектах. Согласованность содержания образования обеспечит открытость систем высшего образования как непременного условия существования международного образовательного простран­ства. Открытость национальных систем высшего образования позволит студенту на каждом уровне высшего образования продолжить обучение в любом университете Европы и мира.

Список литературы

1      Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гардарики, 2006. — 590 с.

2      Искалиев М.Д. Внешнеэкономические связи Казахстана // Международные отношения: теория-практика-поиск: Ма­териалы междунар. науч.-практ. конф. — Алматы: КазГУМОиМЯ им. Абылай хана, 1999. — 458 с.

3      Швейцер А. Д. Текст и перевод. — М.: 1988.

4       Смагина И.П. Изучение иностранных языков как важный фундамент успешного межкультурного общения // Білім, 2008. — № 4. — С. 73.

5      БарышниковН.В. Мультилингводидактика // ИЯШ. — 2004. — № 5. — С. 19.

6      Жанабилова Д.Ж. Роль учебных толковых словарей в формировании поликультурной личности // Білім. — №5— Алматы, 2008.

7       Сборник законодательных актов «Образование в РК» / Под ред. М.М. Кузембаева. — Алматы, 2003.

8    Аязбекова Р.А. Высшая школа Республики Казахстан и международное сотрудничество // «Международные отноше­ния: теория-практика-поиск»: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Алматы: КазГУМОиМЯ им. Абылай хана, 1999.—  458 с.

Фамилия автора: Е.О.Жуматаева, Л.Ж.Муканова
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика