Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности

Гражданское воспитание — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освое­ния детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание законопорядка, оборо­носпособности страны, за максимальное развитие личностью собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собствен­ного жизненного успеха. Гражданское воспитание позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Нравственная культура базируется на общече­ловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень вос­требованности гражданских качеств людей.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль». Между тем эти понятия необходимо разли­чать. Под моралью обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Нравственность есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опираю­щаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, — перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неукоснительное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению лично­сти? Они есть не что иное как выражение определенных отношений, предписываемых моралью об­щества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали каждый человек дол­жен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и при­роду, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллек­тивизм, правдивость, скромность и т.д. Все эти нормы и правила определяют те нравственные отно­шения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отно­шений:

а)  отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового разви­тия; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

б)  отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпи­мость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культу­ра межнациональных отношений;

в)  отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

г)  отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

д)  отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное ува­жение, забота о семье и воспитании детей;

е)  отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравствен­ного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных от­ношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению человеком. Нравственное чувство является системообразую­щим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведе­ния, привычные поступки приобретают нравственный смысл. А.С.Макаренко большое значение при­давал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответ­ствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть на­правлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе разнообразной учебной и внеклассной деятельно­сти и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, по сбережению материаль­ных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается осознание того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно фор­мировать гражданское воспитание.

Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юно­шеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

Реалии воспитательного пространства в его многомерном проявлении обновляющейся парадиг­мы, хотя и создают позитивный фон и ценностно-ориентационную направленность субъектов социу­ма на становление в общенациональном масштабе феномена гражданственности, — это лишь одна из составляющих глобального общественного процесса. Чтобы определить роль и место воспитания как системообразующего элемента в содержательном наполнении процесса гражданского становления человека, рассмотрим ряд концептуальных положений, проливающих свет на исторические вехи и современные представления об этом феномене [1].

На протяжении всей истории человечества в разные периоды развития педагогической науки гражданское воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процес­са, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный исторический период ее развития.

Сегодня гражданское воспитание — это процесс, который осуществляется в учреждениях разно­го уровня (дошкольных, школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, общественных организациях). Гражданское воспитание в общественных организациях определяется социально­деятельностным потенциалом, который включает в себя:

а) готовность и способность личности реа­лизовывать знания о гражданских обязанностях в интегрированном виде;

б) стремление к самоутвер­ждению в социально значимой деятельности;

в) умение реализовывать качества гражданина в жизни.

Воспитание Гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, при­верженный идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающий национальные и лич­ностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности».

Гражданское воспитание понимается как вид целенаправленной духовно-практической деятель­ности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социаль­но значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию дей­ствительности. Это современное определение гражданского воспитания перекликается с взглядами таких педагогов, как А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский, которые понимали его как формирование привычки к участию в гражданских делах. В то же время оно не поднимается до той духовной осно­вы, которую вкладывали в гражданское воспитание К.Д.Ушинский, И.А.Ильин, которые олицетворя­ли его с развитием у гражданина любви к своей Родине, осознанием им своего национального досто­инства и духовного своеобразия.

В своем исследовании мы придерживаемся мнения Б.Т.Лихачева, который считает, что граждан­ское воспитание — это система общечеловеческого ценностного отношения к глобальным пробле­мам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания [2]. Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, форми­руемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих полити­ческих идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и обще­ственных организациях, средств массовой информации и др.

Основная цель гражданского воспитания заключается в воспитании у человека нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо обще­ства. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и госу­дарства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демокра­тического общества. Так как главным звеном системы гражданского воспитания школьников являют­ся люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично свя­зана с системами более широкого масштаба:

1) обществом в целом как макросистемой, его институ­том воспитания;

2) культурой, историческими традициями, обычаями — с системами, хранящими духовный генотип народа;

3) системой воспитания воспитательных учреждений. Система граждан­ского воспитания обусловлена ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пре­делах возможности выбора имеющихся средств для решения поставленных задач.

По проблемам гражданского воспитания школьников имеется ряд педагогических исследований (Л.Ю.Мастыкина, С.Б.Омарова и др.), в которых раскрываются содержание воспитания гражданст­венности и особенности процесса формирования этого качества у учащихся в системе классных и вне­классных занятий; рассматриваются методы, пути и формы организации воспитательной работы по формированию гражданского сознания школьников; их поведение в процессе взаимоотношения с окружающей средой. Изучен и обобщен опыт воспитания гражданственности в истории развития отечественной школы, анализируются педагогические условия формирования гражданской активности и сознательности в современных условиях. Кроме того, определено место семьи и средств массовой информации в гражданском воспитании; установлены педагогически целесообразные пути и средства формирования основ гражданской зрелости в процессе деятельности детских организаций.

К основным категориям гражданского воспитания относятся понятия: гражданственность, гражданская позиция. Эти понятия, возникшие в античную эпоху и в более поздние периоды челове­ческой истории, продолжают развиваться и сегодня. Как известно, главным показателем воспитания человека как Гражданина является гражданственность. По мнению Е.В.Бондаревской, А.С.Гаязова и других исследователей, сущность гражданственности необходимо понимать как сопричастность лич­ности к общим делам государства, ощущение себя гражданином, полноправным членом общества, активную и сознательную включенность субъекта в дела и проблемы общества. Она проявляется в способности индивидов быть субъектом политики, т.е. в активной защите гражданами общих корен­ных интересов своей страны, национальных ценностей народа, является необходимой предпосылкой определенного типа поведения, основана на любви и преданности своему Отечеству.

Гражданственность является аспектом духовной культуры личности, поэтому решение пробле­мы гражданского воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастаю­щего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, вклю­чающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности. Идея личности в контексте культуры дает направление душевной жизни индивида. Гражданственность, как отмечается в исследованиях Е.В.Известновой, О.П.Песоцкой, предполагает долженствование и обя­зательства граждан, добросовестное служение государству и обществу. Такой подход отражен в ис­следованиях И.В.Суколенова и других. Он рассматривает гражданственность как необходимую сум­му определенных знаний, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятель­ности и отношениях человека, выполняющего следующие основные социально-ролевые функции — осознанная законопослушность, патриотическая преданность в служении Родине и защите интересов своего Отечества, общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно­бытовых, межнациональных и межличностных отношений. Основными компонентами являются гар­монически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственно-правовая куль­тура, уважение и доверие к другим гражданам страны.

Изучению педагогических аспектов проблемы воспитания гражданственности были посвящены исследования В.Н.Выговской, Г.Н.Волкова, В.И.Кожокарь, Ю.А.Маринкиной, А.К.Нургалиевой, М.П.Чумаковой, Т.А.Шингерей и других. В них раскрываются содержание воспитания гражданст­венности и особенности процесса формирования этих качеств у учащихся в системе урочных и вне­классных занятий, рассматриваются пути и методы, формы организации воспитательной работы по формированию гражданственности, гражданских качеств.

В научно-педагогической литературе встречаются различные определения гражданственности, что свидетельствует об отсутствии концептуального единства в интерпретации содержания этой катего­рии. В политологическом энциклопедическом словаре понятие «гражданственность» многозначно:

1)   психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

2)   антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

3)    приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов;

4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5) способность и готов­ность выступать в роли гражданина.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданствен­ность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая актив­ность», «политическое участие». Гражданственность — категория, в которой проявляется отношение человека к государству, обществу, самому себе, своей позиции, своим правам и обязанностям (И.А.Зимняя, В.А.Сухомлинский). При этом гражданственность является предметом исследования целого ряда наук, что позволяет определять ее как одну из наиболее ярких междисциплинарных кате­горий. Вслед за И.Н.Руссу предлагается учитывать при формировании гражданственности две сторо­ны: объективную — требования к гражданину со стороны государства и общества; субъективную — собственные интересы и потребности гражданина, его заинтересованность в реализации норм и тре­бований государства и общества (в данном исследовании рассматривается субъективная сторона).

На современном этапе развития педагогической науки на первое место в определении граждан­ственности выносятся ее идеологический, мировоззренческий, общественно-политический аспекты, в рамках которых актуализируются социальная, общественно-политическая, гражданско-нравственная свобода и активность; гражданская сознательность, долг, совесть, ответственность. Базовым сопутст­вующим свойством гражданственности является личностная активность, которая проявляется и фор­мируется в деятельности, в различных ее формах и разновидностях. Гражданская активность не мо­жет существовать вне деятельности. Гражданственность формируется и развивается только в дея­тельности и носит личностно-деятельностный характер. Созерцательная пассивно-наблюдательная абстрактная гражданственность, по единодушному мнению ученых, невозможна. Гражданственность характеризуется синтезом чувств, привычек поведения, проявляющихся в специфической граждан­ской деятельности, — взаимодействующих качеств личности, или интегративное качество. Оно включает в себя целый спектр качеств личности. Куда входят:

  •  социальная ответственность гражданина;
  •  нравственная, политическая и правовая культура (выражающаяся в чувстве собственного дос­тоинства, внутренней свободы личности);
  • разделение общественной идеологии;
  • ощущение гражданственности в качестве значимой духовной ценности;
  • гражданская позиция, включающая морально-нравственные установки, патриотическое миро­воззрение;
  • практическое поведение, предполагающее наличие готовности личности исполнять свои граж­данские обязанности, гармонично сочетать национальные чувства с социальной и этнической толерантностью;
  • социальная и этническая самоидентификация, т.е. осознание личностью своей принадлежности к определенному государству, обществу, этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности) и принятие законов и правил этого общества.

В социологии фиксируется важное для данного рассмотрения понятие «гражданская роль», ото­ждествляемое с понятием «позиция» граждан в обществе, исследуются кризисные явления развития и нарушения безопасности гражданского общества и государства в связи с отрицательной динамикой гражданских отношений. Гражданственность рассматривается в трудах Р.Г.Гусейнова как явление культуры и проявление духовного в человеке в современных условиях гражданского диалога, созда­ния гражданского общества, массовой коммуникации. Значительное влияние на нашу работу оказали исследования теоретического и практического характера по воспитанию гражданской позиции (И.В.Молодцова, Л.Л.Хоружая и др.). Эти исследования внесли существенный вклад в теорию и практику воспитания гражданской позиции школьников. Страна нуждается в компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответ­ственность за свои поступки.

В области психологии понятие «позиция» рассматривается как интеграция доминирующих лич­ностных, избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. Пози­ция, как правило, всегда осознана, индивидуальна, избирательна и динамична, она имеет регулятив­ный характер для личности (Б.Г.Ананьев и др.). Таким образом, согласно психологической науке, по­зиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность. Ста­новление позиции определяет поведение и деятельность личности.

В педагогике «позиция» рассматривается как устойчивая система отношений человека к опреде­ленным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; сложная интегративная характеристика, отражающая активно-избирательное, инициативное, ответст­венное отношение личности к себе, деятельности, миру и жизни в целом. Исходя из этого граждан­ская позиция включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в ка­честве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности — явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: когнитивного (гражданского сознания), деятельностного (гражданского поведения) и эмоционального (гражданских чувств).

В когнитивном компоненте заключена система знаний о политических, правовых и моральных нормах общества, об истории и культуре своего государства, об общечеловеческих ценностях как основе существования Человечества. Данный компонент включает в себя знания о гражданской по­зиции; понимание социально-политических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения.

В деятельностном компоненте выражается деятельностная активность личности, мера ее творче­ского, созидательного участия в жизни общества, активное отстаивание своих гражданских взглядов и убеждений на основе осознания и принятия ценностей данного общества. Этот компонент характе­ризуется гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентации, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.

Эмоциональный компонент включает переживания действий и поступков, их эмоциональную оценку: гордость, одобрение или неприятие. Эмоциональный компонент представлен умениями вы­полнять гражданские обязательства, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальным пове­дением человека, его участием в различных видах общественной деятельности на разных уровнях. Выделенные компоненты гражданской позиции личности, их становление и развитие взаимообуслов­лены и тесно связаны между собой, при характеристике личности школьников они рассматриваются в единстве и взаимосвязи. Позиция формируется в результате осознания гражданских действий и по­ступков (как своих, так и чужих). При этом эмоциональный компонент является одним из важных, так как позволяет еще до осознания дать (прочувствовать) оценку событию.

Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредст­венно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции —   это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности челове­ка. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них — свой народ и страну.

В педагогических исследованиях проблема воспитания гражданской позиции занимает важное место. Так, в работах А.В.Беляева, Б.З.Вульфова и других уделяется внимание воспитанию гражда­нина. Психолого-педагогический аспект становления позиции личности рассматривают в своих рабо­тах Л.С.Выготский, В.В.Игнатова и другие. Различные аспекты гражданской позиции обсуждаются в исследованиях Л.Н.Боголюбова, А.С.Прутченкова, Я.В.Соколова и других.

Для нашего исследования значимыми представляются исследования, определяющие «позицию» как отношение личности, которое характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, и в качестве целостной ха­рактеристики конкретного человека как личности и индивидуальности (М.С.Каган и др.).

Анализ существующих определений позиции демонстрирует значительные расхождения в тол­ковании понятия психолого-педагогического феномена. Позицию мы будем понимать как интегра­тивную характеристику, которая проявляется в его убеждениях, критическом мышлении, мотивах личностно-значимой социальной деятельности.

Выделение понятия «гражданская позиция» важно, потому что оно является одним из инте­гративных признаков гражданственности, а также критерием ее сформированности. Ядром поня­тия «гражданская позиция» является гражданское сознание личности, которое, органически соче­таясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направлен­ной на утверждение передовых взглядов, идеалов. Анализ понятия «гражданская позиция» позво­лил выявить различные подходы в понимании ее сущностных оснований. Так, гражданская позиция рассматривается как личностное образование; интегративное качество личности; совокупность граж­данских, правовых или нравственных; различные аспекты отношений — духовных, трудовых, нрав­ственных и др.; социальный или идейно-нравственный критерии сформированности личности.

Мы трактуем понятие «гражданская позиция» как свойство личности, проявляющееся в разно­образных видах деятельности, в том числе социальной, содействующее успешной ее социализации. Осмысление понятия «гражданская позиция» позволило определить, что становление гражданина обусловливается не только объективными и субъективными условиями функционирования социума. Наше исследование определяет задачу рассмотрения главного в педагогике понятия — «воспитание», которое трактуем как специальную деятельность, имеющую целью формирование определенных ка­честв, свойств и отношений части к целому.

Воспитание гражданской позиции школьников определяется как целенаправленный, непрерыв­ный, специально организуемый процесс личностно-значимой гражданской деятельности школьников, предполагающий освоение гражданского опыта с целью самореализации и выполнения гражданского долга. Решение задачи предполагает выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве кото­рой может выступать методологический подход к исследованию. Проблема воспитания гражданской позиции школьников решается с позиции личностно-ориентированного, ценностного и деятельност­ного подходов.

Личностно-ориентированный подход, с одной стороны, требует учета возрастных особенностей школьников, с другой — качественных характеристик психологических процессов [3]. В настоящее время все более набирает силу личностно-ориентированная тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношениях с субъектно-объектных на диалоговые, субъектно-субъектные. На первое ме­сто ставится не только вопрос о развитии школьников, но и о стимулировании их саморазвития.

Таким образом, гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности че­ловека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе пре­одоления отчуждения личности от институтов власти, изменений приоритетов в пользу образования и культуры.

 

Список литературы

1    Куприянов Б.В., Крылова Н.Г., Миновская О.В. и др. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного обра­зования детей: Учеб. пособие для студентов высших педагогич. вузов / Под ред. А.В.Мудрика — М.: Academia, 2004. — 30 с.

2    ЛихачевБ.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. — М.: Прометей, 1998. — 464 с.

3    Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: к разработке дидактических концепций // Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 16-21.

Фамилия автора: Т.Ж.Шакенова
Год: 2011
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика