Ведущий вид деятельности, психологические новообразования как психолого-педагогические основания сензитивности подросткового возраста в формировании межконфессиональной толерантности

Многими учеными выдвигаются обоснованные положения о том, что толерантность необходимо и возможно формировать уже с дошкольного возраста. Однако в каком возрасте необходимо и воз­можно формировать именно межконфессиональную толерантность — вопрос, на который нам предстоит ответить по причине предмета нашего исследования. Мы отводим рассмотрению данного вопроса значи­тельную роль, поскольку имеющиеся на практике иные педагогические упущения объясняются не­достаточным знанием, а порою игнорированием особенностей и закономерностей психического раз­вития в онтогенезе.

Обоснование подросткового возраста как сензитивного с позиции формирования межконфес- сиональной толерантности предполагает характеристику его психологических особенностей.

В психологической литературе подростковый возраст характеризуют как «переходный», «труд­ный», «критический». Переход из одной эпохи в другую — от детства к взрослости определяет все специфическое содержание данного возраста. А.В.Петровский дает следующую характеристику под­росткового возраста: «По всем направлениям происходит становление качественно новых образова­ний, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения» [1; 66].

По всем направлениям в подростковом возрасте происходят существенные изменения, проявле­ние которых в одно и то же время «делают» этот возраст сензитивным с положительной точки зрения для формирования межконфессиональной толерантности и сензитивным с отрицательной точки зре­ния, которая обосновывает необходимость формирования толерантности исследуемого вида именно на данном возрастном этапе.

Амбивалентность, характерную для подростков, отмечают и педагоги и психологи. Так, Холл, впервые описавший амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделил ряд основ­ных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность пере­ходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пре­небрежение к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения [2]. Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска».

В.А.Сухомлинский, суммируя главные личностные черты подростков, убежден, что их характе­ризует:

1)   непримиримость ко злу — эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с не­умением разобраться в сложных явлениях жизни — с другой;

2)   подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают;

3)   ему хочется быть личностью, совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное; при наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться еще не знает, как этого можно до­биться;

4)    у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Он боится обнаружить свою несостоятель­ность, слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за ко­торыми скрывается беспомощность;

5)   в подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки, восхищение кра­сотой и критическое отношение к ней. Он стыдится своих чувств, которые кажутся ему детскими. Опасаясь, что его будут считать чересчур чувствительным, прикрывается грубостью [3; 189].

Актуализируя амбивалентность психологии подростков и ее значимость для педагогики, Е.И.Рогов отмечает: «Понятие возраста подростка, его особенностей не имеет абсолютного значения и подростковый возраст в этой связи не имеет совершенно четких, определенных и абсолютных гра­ниц и характеристики. Здесь есть определенные различия, иногда довольно существенные, которые объясняются влиянием конкретных социальных факторов, влиянием различных условий обучения и воспитания подростков» [4; 155]. Как утверждает Ф.Райс: «Подростковый возраст связан с пере­стройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решитель­ных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руко­водства со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным зна­нием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте [5; 134]. Мнения Е.И.Рогова, Ф.Райс подтверждают, что подростковый возраст настолько своеобра­зен и интересен, что есть определенные причины рассматривать его особенности в более тесной свя­зи с проблемами формирования межконфессиональной толерантности. Успех формирования толе­рантности исследуемого вида зависит от знания и учета их возрастных психологических особен­ностей.

Что же «делает» подростков сензитивными для формирования межконфессиональной толерант­ности? Этот вопрос рассматривается нами исходя из анализа следующих категорий: ведущая дея­тельность, психологические новообразования.

  1. Ведущая деятельность

Ведущая деятельность — это деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности [5; 42].

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения.

  1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный харак­тер. Предметом общения выступает другой человек — сверстник, а содержание и является построе­нием и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Д.Б.Эльконин, Е.И.Рогов.
  2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятель­ность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Д.И.Фельдштейн, новые формы общения, «к примеру, приобщение подростков к обществу» [6].

Для этих точек зрения их объединяющим является появление новых форм общения. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах психо­логов В.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского и других.

С позиции деятельностного подхода исследователи А.Н.Леонтьев [7; 78-81], Г.М.Андреева [8] считают, что общение — это достаточно сложный процесс, в результате которого между субъектами устанавливаются контакты, происходят обмен информацией, восприятие друг друга, понимание другого.

Учитывая, что в подростковом возрасте выделяют проявление трех форм общения: интимно­личное, стихийно-групповое, социально-ориентированное [9], считаем, что это в определенной мере обусловливает сензитивность формирования межконфессиональной толерантности.

По Д.И.Фельдштейну, интимно-личностное общение — взаимодействие, основанное на личных симпатиях, — «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в пробле­мах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высши­ми формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение — взаимодействие, основанное на случайных контактах, — «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не орга­низована их общественно полезная деятельность. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устой­чивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально ориентированное общение — взаимодействие, основанное на совместном выполне­нии общественно важных дел — «я» и «общество». Социально ориентированное общение обслужи­вает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общест­венной жизни групп, коллективов, организаций и т.д. [6].

Исследования, проведенные Д.И.Фельдштейном, доказывают, что потребности подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31 и 34 %), потребность в со­циально ориентированном общении остается неудовлетворенной в 38,5 % случаев, что обуслов­ливает преобладание стихийно-группового общения (56 %), хотя потребность в данной форме выра­жена в минимальном количестве [6; 34-35].

В связи с этим формируемые личностные качества в общении, такие как: понимание мыслей, чувств, намерений, эмпатия (интимно-личностное общение); взаимодействие в условиях выполнения общественных потребностей, развитие чувства долга, ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности; умение подчинять, когда это необходимо, личные интересы интересам коллектива (социально ориентированное общение), в рамках которого реализуются общественные ценности, — являются благоприятными факторами формирования межконфессиональной толерантности. С другой стороны, педагогическая осмысленность к вопросам формирования межконфессиональной толерант­ности подростков актуализируется тем, что стихийно-групповое общение, определяющее последст­вия: склонность подростков к «группомыслию», «заражению фанатизмом», несвободному, а потому и безответственному следованию за лидерами [10; 244], деление на своих и чужих, социальное срав­нение, межгрупповая агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности друго­го, конформизм и закрытость референтных групп и т.д. — могут стать «благоприятным» фактором в появлении межконфессиональной интолерантности. Кроме того, учитывая, что в данном возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления, он с легкостью может стать членом какого- либо религиозного течения. К сожалению, в настоящее время такие организации есть, действуют не­легально, их основной целью является не только деструктивное воздействие на психику человека, но и управление ею.

2. Психологические новообразования возраста

К новообразованиям подросткового возраста относят: формирование и развитие нравственного сознания, чувство взрослости, самосознание.

В подростковом возрасте происходит активное формирование основ нравственности, социаль­ных установок, отношений к себе и к окружающим. Данный период характеризуется формированием нравственного мировоззрения, нравственных норм поведения, идеалов, убеждений, суждений, кото­рые впоследствии дают ему возможность ориентироваться в мире нравственных поступков, в собст­венном поведении.

Тем не менее исследования психологов убеждают в том, что формирование основ нравственности, нравственных идеалов и убеждений в подростковом возрасте могут формироваться и стихийно и пото­му быть ошибочными, а зачастую и не быть собственно нравственно моральными.

Исследования психологами вопроса отношений — моральных установок, идеалов, убеждений, с одной стороны, и конкретных поступков — с другой — привели их к выводу о наличии четырех группах подростков: 1) подростки, которые руководствуются в своем поведении хорошо осознанны­ми ими положительными нравственными нормами и у которых нет расхождения между словом и де­лом; 2) подростки, у которых совпадал низкий уровень развития с их нравственными понятиями и поведением; 3) небольшая группа подростков (единичные учащиеся), отличающаяся хорошим знани­ем моральных норм поведения, но не считающая для себя нужным поступать в соответствии с ними. Эти подростки — демагоги, лицемеры — явление нетипичное для нашей школы, но, тем не менее, они иногда встречаются; 4) подростки, которые еще не видят, не понимают связи между известными им требованиями гуманной нравственности и своими повседневными поступками. Многие из них недостаточно осознают содержание некоторых моральных категорий [11].

Педагогу важно руководить процессом формирования нравственных основ у подростка, а имен­но: организовать правильный нравственный опыт подростка, в процессе которого он убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать этим нормам в повседневной жизни.

Формирование центрального новообразования — чувства взрослости — важнейшая особенность подросткового возраста, которое проявляется в стремлении быть самостоятельным, независимым — независимым прежде всего от взрослых.

К.Левин обосновывал появление чувства взрослости исходя из социальных моментов, через ко­торые проходит подросток. В обществе, по его мнению, присутствует резкое разграничение между группой детей и группой взрослых. Подростку уже тесно быть в мире детей, а в мир взрослых дорога не всегда открыта. Кроме того, только для подросткового возраста характерен столь продолжитель­ный этап [12]. Таким образом, своеобразие чувства взрослости заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими.

Педагогам необходимо знать, что чувство взрослости — это здоровое и ценное в своей основе чувство. Взаимоотношения с подростками надо постепенно перестраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность.

Другим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у него самосозна­ния, потребности осознавать себя как личность. По Холлу, кризис самосознания, через который про­ходят подростки, приводит их к «чувству индивидуальности» [2; 78-92]. Представитель деятельност­ного подхода Д.Б.Эльконин убежден, что учебная деятельность производит «поворот» от направлен­ности на мир к направленности на самого себя [13; 8]. Давая характеристику подросткового возраста, Л.И.Божович считает: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отноше­ния ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою са­мостоятельную жизнь» [14; 345]. Л.С.Выготский убежден в том, что главная новая черта, появ­ляющаяся в психологии подростка, — это более высокий уровень самосознания, потребность осоз­нать себя как личность [15; 76]. Ученый считает, что формирование самосознания — это главный итог подросткового возраста.

Б.С.Волков, исследуя процесс формирования самосознания у подростков, определяет два этапа:

  • осознание своего отличия от детей, утверждение своей общности с миром взрослых. Для этого периода характерно некритическое подражание манерам взрослых, зависимость от мнения группы сверстников (младший подросток);
  • осознание себя, своей самобытности, своеобразия. У подростка появляется самостоятельное мнение, не зависящее от мнения других. На этом этапе появляется повышенное внимание к своему внутреннему миру и миру других, самоанализ, убеждение, мировоззрение. Отпадает необходимость все время «утверждать» свое «я». Каждый выбирает свой путь в утверждении личности. Постепенно уменьшается роль подражательности и появляется стремление к индивидуальности [16].

Это новообразование является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. И.Ю.Кулагина отмечает, что самосознание проявляется в том, что подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооцен­ке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приоб­ретаются в ходе особой деятельности — самопознания [17], сравнения себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.

В подростковом возрасте происходит активный процесс развития самооценки. Однако, по ре­зультатом исследований психологов, приходится констатировать, что для нее характерна ее завы- шенность и уровень притязаний выше реальных возможностей. Л.Р.Мадорский, А.З.Зак, исследуя процесс становления самосознания и самооценки, пришли к выводам: «Подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям» [18; 25].

Кроме того, особенно важным является тот факт, что именно в подростковом возрасте усили­вается поиск ребенком собственной социальной идентичности, а соответственно актуализируется его интерес к вопросам культурной принадлежности.

Учитывая изложенное выше, такие новообразования, как развитие самосознания, самооценки, а следовательно, и самовоспитания, т.е. действий саморефлексии, являются теми основаниями, кото­рыми должен руководствоваться педагог при формировании качеств личности, межконфессиональ- ной толерантности.

Руководствуясь особенностями ведущей деятельности, психологическими новообразованиями, Е.П.Белинская синтезирует свойственные подростковому возрасту поведенческие реакции, к кото­рым относит: реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби).

По мнению Е.П.Белинской, реакция эмансипации «представляет собой тип поведения, посредст­вом которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительст­ва. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как лич­ности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки соци­ального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, завоевывать авторитет и иметь желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка под­ростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) — весьма характерная осо­бенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечени­ям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков [19; 25].

При описании типов развития отрочества Э.Шпрангер первый тип характеризует резким, бур­ным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подрос­ток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Тре­тий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы Он харак­терен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины [20; 87].

Все приведенные выше психологические характеристики убеждают в целесообразности форми­рования межконфессиональной толерантности именно в подростковом возрасте, и он по праву может считаться сензитивным для этих целей.

Список литературы

1         Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1973. — 287 с.

2         Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. — СПб.: Изд-во газ. «Школа и жизнь», 1913. — 190 с.

3         Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радяньска школа, 1974. — 288 с.

4         Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие: В 2 кн. — Кн. 1: Система рабо­ты психолога с детьми разного возраста. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 384 с.

5         Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Под общ. ред. A.A. Реана. — СПб.: Питер, 2000. — 616 с.

6        Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психо­логии. — 1985. — № 6. — С. 26-38.

7      ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

8        Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4. — С. 31-40.

9      Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

10    АсмоловА.Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

11     balazan.kz/parents/pravo/detail.php.

12     Левин К. Динамическая психология. — М.: Смысл, 2001. — 572 с.

13       Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971.—  № 4. — С. 6-20.

14        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Наука, 1978. — 446 с.

15        Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520 с.

16        ВолковБ.С. Психология подростка. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160 с.

17        КулагинаИ.Ю. Возрастная психология. — М.: УРАО, 1997. — 176 с.

18        Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 95 с.

19        Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изме­нений // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1997. — № 4. — С. 25-31.

20      ПетровскийА.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.

Фамилия автора: Л.А.Шкутина, Ж.А.Карманова
Год: 2011
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика