Истоки графического искусства и становление художественного образования в Центральном Казахстане

Социокультурный взрыв конца ХХ - начала XXI в. на территории Евразийского континента обо­значил кризис общественного развития. В то же время он оказал существенное влияние на развитие идеологии и миропонимания. Положительным фактором данного явления можно назвать осознание значимости истоков культуры как сущности бытия и сознания. «Именно в этот период переоценки ценностей всплыл образ Центральной Азии как совершенно уникального источника диалога Востока и Запада, который оказался невостребованным на протяжении долгих столетий» [1; 99]. История ци­вилизаций Центральной Азии нашла отражение в проекте ЮНЕСКО (1987 г. Резолюция 20 С/4/1.2/1). Более 200 ученых из 20 стран, в том числе от Казахстана — К.Байпаков, Б.Кумеков, Н.Масанов, К.Нурпеис и А.Ауезхан участвовали в подготовке многотомного издания. В семи томах истории ци­вилизаций Центральной Азии представлено описание огромного геополитического пространства: бывшие советские республики (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан), юго-восточные земли России, восточная часть Ирана, Афганистан, Пакистан, север Индии, западный Китай и Монголия [2].

В контексте диалога «Восток-Запад» для нашего исследования интересна роль Центральной Азии, номадической (кочевой) цивилизации Центрального Казахстана в углублении мировых контак­тов в культуре и искусстве. Исследователи отмечают, что кочевой образ жизни порождал специфиче­скую динамику мышления. Если в «западной» системе мышления человек ставит себя над миром, в «восточной» — подчиняет себя миру, то «номадическая цивилизация», «номадическое мышление» отождествляет человека с природой, являет экологичность мировосприятия. «Природные ориентиры бытия доминируют в системе ценностей традиционного мышления Центральной Азии, т.е. природа действительно глубоко психологична в восприятии кочевника, она — его мать, он — ее сын, и этим выражается глубокая взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы» [1; 103]. Автор отмеча­ет пространственность и символизм мышления древнего номадического сознания. Кочевой образ жизни не позволял иметь письменные словесные источники, напротив, символ, орнамент и графиче­ский знак приобретали большую информационную значимость, что способствовало развитию графи­ческого искусства и каллиграфии.

Зарождение и развитие графического искусства в мировой культуре и в регионе Центральной Азии имеют свои исторические корни, факторы общности и отличия. Трансграничье Казахстана, его расположение на Великом шелковом пути, соединяющем Запад и Восток, диктовало своеобразие раз­вития графического искусства и художественной культуры. Особенно характерно это проявилось в типографике и орнаментальном искусстве. Изучение истоков зарождения графического искусства и его стилевого своеобразия в Казахстане является важным фактором понимания и развития твор­ческих методов художественно-проектной деятельности в условиях применения новых информаци­онных технологий компьютерно-графического моделирования в реальном и виртуальном простран­стве. Это определяет перспективы совершенствования содержания художественного образования и профессиональной творческой деятельности с учетом региональных аспектов культуры, используя модификацию классических методов и приемов, а также осмысления процесса зарождения новых ме­тодов и средств художественно-графического искусства. «Развиваясь в самой тесной связи с искусст­вами других народов, впитывая в себя все самое лучшее от этих искусств, обогащаясь ими, искусство

Казахстана имело, тем не менее, свой индивидуальный путь развития» [3]. Основные признаки худо­жественной культуры и графического искусства Казахстана сложились под влиянием кочевой циви­лизации Великой степи в диалоге культур стран транзитии на принципах взаимообогащения, куль­турной интеграции художественных ценностей и эстетических потенциалов. «Можно утверждать, что синтетичная культура Казахстана представляется неким культурным пространством, которое пронизывали встречно устремленные культурные потоки западноевропейского, передневосточного и восточноазиатского регионов» [4; 7].

По мнению исследователей культуры Центральной Азии, в период раннего средневековья ис­кусство в этом регионе формировалось на базе античного наследия и местной древней традиции, опиравшейся на бактрийско-согдийский культурный пласт. Ученые отмечают взаимосвязь распро­странения графического искусства, визуальной культуры с основными трассами трансконтиненталь­ных торгово-дипломатических путей, по которым также двигались переселенцы, ученые и мыслите­ли. Следы их деятельности сохранились в отрывочных сведениях письменных источников и в мате­риальной культуре городов и селений Центральной Азии. Несомненно, основополагающую роль за­нимал Великий шелковый путь, северное направление которого переместилось в VI-VII вв. в степ­ные кочевые районы Казахстана, Семиречья и Сибири [5-8]. Итак, определено, что между Востоком и Западом существовали различные формы связи. На протяжении веков главной линией, не только торговой, но и магистральной, диалога культур и искусств, был Шелковый путь. Он связывал народы Центральной и Передней Азии с Западной и Восточной Европой (см. рис.).

 

Рисунок. Карта-схема Великого шелкового пути (реконструкция по рисунку с сайта http://www.orexca.com/rus/silkroad.shtml [9])

С караванами двигались ученые, священники, поэты, мыслители. Шелковый путь, функциони­ровавший вплоть до начала ХХ в., способствовал взаимообмену культурных паттернов, традиций и обычаев. М.М.Ауэзов отмечает цивилизационное значение Великого шелкового пути в становлении евразийской культуры. Он подчеркивает его особую важность для развития культуры и искусства Казахстана: «Великий шелковый путь имеет фундаментальное базовое значение, обладающее своими принципами: толерантностью, умением видеть другого, богатством слова духовного. И все это бла­годаря истинным человеческим взаимообогащениям, взаимовлияниям» [10]. Великий шелковый путь стал каналом коммуникации знаний Месопотамии и Вавилона, Древнего Египта и Античной Греции и Рима, Арабского Востока, Передней Азии, Китая и Индии. Перевод на арабский язык сочинений древнегреческих и римских ученых способствовал сохранению и трансляции их знаний, в то время как многие подлинники были утрачены. Таким образом, арабские источники оказали содействие раз­витию математики и литературы, графического искусства и художественной культуры на территории Средней Азии и Казахстана, в евразийском регионе и Западе. Об этом свидетельствует высказывание известного итальянского математика Леонардо Пизанского (1170-1228). Изучая арабские трактаты по геометрии и математике, он указывал на значимость арабской мудрости для «рода латинян» [11].

Азия не знала такого упадка культуры в средние века, как Европа. Восточный Ренессанс стал «яркой культурной вспышкой». Однако специфический религиозный фактор наложил свой отпечаток, при­оритетное внимание получили гуманитарные знания: математика, медицина, поэзия, архитектура, орнаментальный ордер, шрифтовая графика и каллиграфия. По мнению Ю.Л.Говорова, «иероглифи­ческая письменность способствует преимущественно образно-дискретному восприятию мира и про­стой передаче знаковой информации, чем эмоций и ощущений». В то же время он утверждает, что «азиаты — люди зрения», подчеркивает увлечение каллиграфией — «геометрией духа»» [12]. Свое­образие каллиграфии и орнамента проявилось в архитектурных сооружениях и рукописных книгах Казахстана. Для них характерно большое количество эпиграфики, которая в ряде случаев практиче­ски вытеснила орнамент и в интерьере, и в экстерьере, в ордерных поясах деревянных и каменных колонн (например, сайрамские колонны). Г.П.Матвиевская, анализируя средневековые рукописи му­зеев и архивов Ташкента, Самарканда, Оренбурга и Казани, высказывается о высоком уровне графи­ческого искусства исполнения [13]. Самобытное устное народное творчество, акыны-импровизаторы, легенды и сказания казахского народа отражались в мотивах, ритме и цвете орнаментально­графических произведений. В жилище казахов — юрте выполнялись орнаментальные украшения из кожи, войлока, шерсти, камыша, дерева, металла. Преобладают округлые формы. Содержание орна­мента взято из окружающей природы: рога животных, цветы, листья растений и другие органические формы. На основании этого можно сделать вывод о природообразном развитии центральноазиатской визуальной культуры, которая способствовала становлению графического искусства и культуры Ка­захстана.

Важной составляющей развития графического искусства является художественное образование. Понимание образования как части культуры определяет взаимосвязь проблемы реформирования сис­темы образования и актуальных тенденций этнокультурного развития. Процесс реформирования сис­темы художественно-графического образования является значимой проблемой современной культу­ры, так как графическое искусство выступает ведущей формой коммуникации и организации среды жизнедеятельности человека. Ему отводится особое место в обеспечении визуально-экологичных условий формообразования. Графические объекты окружают человека на протяжении всей жизни, они являются носителями специфических признаков, характерных для каждого народа. Это позволяет идентифицировать графику как своеобразный «этномаркер». Термин «этнический маркер» использу­ет в своей работе Р.АШермерхорн (R.A.Schermerhorn). В настоящее время его научные труды в об­ласти этнокультуры считают наиболее полными и теоретически оправданными. Р.А.Шермерхорн определяет признаки этнической группы, которая, по его мнению, является коллективом, выделяю­щимся из большего сообщества: «представители его имеют реальных или предполагаемых предков, воспоминания об общем историческом прошлом, один или несколько символических элементов, ко­торые играют в их культуре роль этнических маркеров. Примерами таких маркеров могут быть нор­мы взаимоотношений в обществе, конфессиональная принадлежность, размещение в пространстве и его восприятие, языковые особенности, племенной состав, национальность, фенотипические призна­ки или комбинации вышеперечисленного. Необходимым дополнением является общность самосо­знания членов группы» [14].

Таким образом, определена востребованность разработки проблем реформирования художест­венного образования с учетом этнических особенностей графического искусства. Она заключается в потребности осмысления закономерностей развития традиционных и инновационных элементов культуры народов, населяющих Казахстан: казахов, русских, украинцев, немцев, корейцев и других наций и народностей в связи с обостренным стремлением людей к возрождению национальной куль­туры, к поиску «этномаркеров», к формированию поликультурной общности. Уникальное поликуль- турное сообщество Казахстана создавалось в течение длительного времени. В разных условиях, в разное время сюда прибывали переселенцы, обустраиваясь на его территории, преодолевая сложные периоды адаптации к новым для них природно-климатическим и этнокультурным условиям, что на­шло отражение в духовной жизни переселенцев, сказалось на развитии традиционного народного творчества и формировании современного искусства, определяющего визуально-эстетическую среду жизнедеятельности.

Сложные политические явления XX в. существенно повлияли на устои этнокультурных тради­ций казахов как титульной нации и на проявления культуры других народов, волею судьбы оказав­шихся в Казахстане. Остается пока нерешенной проблема взаимосвязи особенностей искусства как части этнокультуры с историческим контекстом процесса этнокультурной адаптации, несмотря на то, что определена необходимость ее осмысления. Потребность всестороннего научного обоснования развития графического искусства в условиях поликультурного общества Казахстана предполагает дефиницию истоков, форм и методов возрождения традиций, выявление принципов этнокультурной адаптации, воспитание толерантности. Понятие «толерантность» широко используется в философии, политологии, биологии и медицине, в математике, психологии, педагогике и других отраслях науки. Отмечены различные подходы к определению понятия «толерантность»: политический, историко­философский, социально-психологический, социологический, индивидуально-психологический, био­логический, математический, культурологический и др. Представляет интерес исследование этнопси­хологических аспектов осознания термина «толерантность» в разных языковых формациях, проана­лизированных А.Г.Асмоловым, Г.У. Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. В совместной работе показано, что в английском языке «толерантность» — это «готовность и способность без протеста восприни­мать личность или вещь»; во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведе­ния, политических и религиозных взглядов» [15]. Данные трактовки указывают на то, что в западной культуре термин «толерантность» имеет оттенок активного положительного позиционирования себя в действии по отношению к другому. Иной оттенок имеет термин «толерантность» в восточной куль­туре. Так, в указанной работе приведен пример определения понятия «толерантность» в арабском языке — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность...», в китайском языке — «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Эти трактовки свидетельствуют о наличии признаков созерцания и терпимости в осмыслении термина «толерантность». Выявление нюансов толкования данного термина показывает особенности образа мысли и поведения в восточной и западной культурах, что особо важно рассмотреть в отношении современного состояния данного явления в искусстве и образовании Казахстана, как исторически сложившейся евразийской страны, которая географически расположена на стыке Европы и Азии, в точке соприкосновения европейской и азиатской культур, философий, религий, способов мышления и действия, выражения художественного образа в графическом искусстве.

Рассмотрим исторический контекст графического искусства и образования в Казахстане. Раннее средневековье характеризуется образованием Тюркского каганата — первой евразийской державы, центр которой находился на территории современного Казахстана. Народный эпос донес до нас древ­нюю мудрость казахов-кочевников — «одолеть семь хребтов и узнать язык семи народов». В этом выражается их способность интегрировать и создавать гармоничные модели взаимодействия разных культур, постигая все лучшее и совершенное. Обучение проходило на базе религиозно-научных цен­тров и мастерских ремесленников. Секреты передавались от отца к сыну, от мастера к подмастерью. Таким образом происходила трансляция не только умения, но и духовно-нравственных традиций, культуры и искусства. Самые ранние сведения о создании школ (мектебы и медресе) в оседлых рай­онах Казахстана относятся к периоду раннего средневековья (VII-VIII вв.). Крупные учебные заведе­ния — медресе функционировали в городах Отраре, Таразе, Сайраме, Туркестане и др. Они являлись не только очагами образования, но и культурными центрами. При них работали библиотеки.

Важным этапом развития графического искусства и художественного образования явилось доб­ровольное присоединение Казахстана к России. По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность России за сферу влияния в Средней Азии, в отличие от политики Британской империи, характеризовалась тем, что русские стремятся вникнуть в культуру побежденного народа, чтобы его ассимилировать. Р.А.Шермерхорн, определяя взаимосвязь понятий «империализм» и «расизм», утверждает, что «Российская империя расизма не знала никогда» [16]. После присоединения Казах­стана к России в г. Омске (1786) была открыта школа переводчиков. В г. Оренбурге (1789) открылась первая официальная школа для казахских детей. Дети казахской знати имели возможность обучаться в кадетском корпусе (1846). Большой вклад в 70-х годах XIX в. в развитие образования Казахстана внес Ибрай Алтынсарин. По его инициативе открыты школы для детей разных национальностей, а позже — училища для казахских девушек. Развивается устное народное творчество. Некоторые ис­полнители достигают профессионального уровня, выступают в культурных центрах России и Евро­пы. Особо следует отметить творчество Абая Кунанбаева — поэта-мыслителя второй половины XIX в. Он открыл Казахстан миру. Казахский ученый Чокан Валиханов получил образование в Пе­тербурге. Участие в нескольких экспедициях с исследователями культуры Степного края представле­но его графическими произведениями на бытовые сюжеты, отражающие природу и народные тради­ции. Он дружил с Федором Достоевским, который отбывал ссылку в Казахстане. В конце XIX - нача­ле XX в. получило распространение искусство фотографии. Российские и европейские ученые (Алек­сандр Куна, Поль Надар и др.) представляли на выставках фотографические снимки, характеризую­щие искусство и культуру казахов.

Важной составляющей графического искусства является письменность. Казахская письменность имеет сложный путь становления своего визуального образа. На протяжении века несколько раз ме­нялась графическая основа. И по сей день идет полемика на этот счет. Арабское письмо, казахский арабский алфавит, начал использоваться на территории Казахстана для записей тюркских текстов еще c X в. В 1924 г. он был реформирован с целью правильной передачи гласных с учетом казахской фонетики. Разработан данный проект был Ахметом Байтурсыновым. Он назвал арабский шрифт «Төте жазу» — «Ясное письмо» (по другой версии — название шрифта «Жаңа емле» — «Новая ор­фография»). Первый кириллический алфавит для казахского языка был разработан Ибраем Алтынса- риным еще в XIX в. Казахская «миссионерская» азбука, созданная позже на основе кириллицы, час­тично применялась до 1917 г. В 1929 г. казахский шрифт переведен на латинскую основу. Он назы­вался Яналиф и официально использовался до 1940 г., когда был заменен кириллицей. Казахский ки­риллический алфавит, который используется до сегодняшнего дня, разработан С.А.Аманжоловым. На данном этапе, с начала 1990-х годов, предлагаются различные варианты реформирования казах­ской типографики. Несмотря на высказывание Президента Н.А.Назарбаева о желательности перехода на латиницу в связи с ее доминированием в коммуникативном пространстве, до сих пор специали­стами не найдено единого мнения для оптимального графического отображения современного казах­ского языка. Эта проблема ждет своего решения.

Начало ХХ в. характеризуется радикальными преобразованиями общественной жизни в евразий­ском регионе. Социально-политические новации существенно отразились в культуре казахского на­рода: переход к оседлому образу жизни, изменения в миропонимании и жизненном укладе. «Степь приняла новую культуру, образование и науку как нововведения безусловно высшего порядка» [4; 11]. Через контакты с культурой России казахская культура была включена в европейскую и ми­ровую культуру. Начался интенсивный процесс поликультурного развития, борьба с неграмотностью, внедрение авангардистских тенденций в художественной культуре. Произошла централизация орга­низаций обучения, библиотек, театров и других средств культуры, которые стали выполнять функции официальной государственной пропаганды. Широкое распространение получили клубные учрежде­ния, в которых была сосредоточена основная культурно-просветительная работа по интересам: «ко­чующие красные юрты, красные караваны, передвижные избы-читальни, кинопередвижки, библиоте­ки и т.д.» [4; 12]. Укрепляется издательское дело, развивается искусство плаката, книжной графики, формируется периодическая печать, расширяется проектно-строительное производство с учетом ме­стных условий: материалов, климата, традиций.

В 20-е годы ХХ в. началось становление государственной системы художественного образова­ния. В 30-е годы формируются творческие союзы, в том числе и Союз художников (СХ) Казахстана в Алматы. Позже открывается Казахская государственная художественная галерея. В Центральном Ка­захстане образовывается Карагандинское областное отделение СХ. Эти организации вносят значи­тельный вклад в развитие графического искусства на профессиональном уровне. «9 сентября 1933 года ЦК ВКП(б) принимает Постановление «О мероприятиях по развитию национального искусст­ва». Начинает создаваться сеть театров, молодежь направляется на учебу в центральные художест­венные учебные заведения. ... В 1937 году в Казахстане выпускалось уже 345 газет, большая часть из них выходила на казахском языке. Были созданы четыре республиканских издательства, которые за год выпустили 408 книг общим тиражом более пяти миллионов экземпляров. . Перевод казахской письменности на русскую графику в 1940 году решал задачу приобщения казахского народа к куль­туре народов СССР». В годы Второй мировой войны в Казахстан приехало огромное количество творческой интеллигенции разных национальностей, что способствовало развитию многонациональ­ной культуры, искусства и образования во всех регионах республики.

В послевоенное время искусство сохраняло свою многоплановость и поликультурность. В 1958 г. начали вещание три казахстанские телевизионные студии — в Алма-Ате, Караганде, Усть- Каменогорске [4; 13] Повышается образовательный и общекультурный уровень людей. Происходит качественный скачок в системе художественного образования, расширяется география функциониро­вания специальных художественных заведений. В то же время ведущие художественные заведения России, Украины и Прибалтики по специальной квоте и свободному набору по конкурсу ведут обу­чение наиболее талантливой части молодежи республики. В искусство Казахстана пришло новое по­коление профессионалов: режиссеров, музыкантов, художников, дизайнеров.

Развитие высшего художественного образования в Центральном Казахстане связано с деятель­ностью Карагандинского педагогического института, а затем Карагандинского государственного университета имени академика Е.А.Букетова (ректор д.ю.н., проф. Е.К.Кубеев), где в настоящее вре­мя на кафедре изобразительного искусства и дизайна осуществляется подготовка студентов по двум художественным специальностям: «Дизайн» и «Изобразительное искусство и черчение». Кафедра является центром эстетического, художественного и дизайнерского образования в Центральном Ка­захстане. Высокий уровень научной, творческой и учебно-методической деятельности профессорско- преподавательского состава кафедры в полной мере проявляется в учебном процессе, способствую­щем формированию профессиональных, творческих качеств у молодых специалистов в области изо­бразительного искусства и дизайна.

Кафедра изобразительного искусства и дизайна ведёт свою историю с 1966 г., когда в Караган­динском педагогическом институте (ректор С.Б.Баймурзин) был осуществлён прием студентов по специальности «Рисование и черчение», с целью подготовки учительских кадров для школ Караган­динской области. Специалисты обучались на художественно-графическом отделении физико­математического факультета. В 1970 г. состоялся первый выпуск более сорока специалистов. Многие студенты первых выпусков впоследствии стали ведущими специалистами, известными учителями, методистами, преподавателями и директорами общеобразовательных и ДХШ, профессорами, доцен­тами и преподавателями вузов и колледжей, известными художниками, членами Союза художников и Союза дизайнеров Казахстана (СД), искусствоведами.

В период становления художественно-графического отделения работали и преподавали специ­альные дисциплины преподаватели, получившие специальное образование в ведущих учебных заве­дениях России, Украины, Прибалтики, Казахстана. В 1972 г. в связи с образованием на базе Педаго­гического института Карагандинского государственного университета, художественно-графическое отделение было передано вновь открывшемуся Карагандинскому педагогическому институту физи­ческого воспитания (ректоры Б.С.Мусин (1970-1973), Д.А.Шаймуханов (1974-1982)). Подготовка учителей изобразительного искусства и черчения в этом институте велась с 1973 по 1978 гг., до пере­дачи подготовки специалистов в другой вуз Центрального Казахстана (Жезказганский педагогиче­ский институт).

В 1984 г. на основании Постановления Совета Министров Казахской ССР Карагандинский педа­гогический институт физического воспитания был преобразован в Карагандинский педагогический институт». По инициативе ректора профессора С.К.Досмагамбетова в Карагандинском педагогиче­ском институте (КарПИ) в 1984 г. была организована кафедра изобразительного искусства, черчения и трудового обучения и был осуществлён прием студентов на специальность «Изобразительное ис­кусство, черчение и труд». Кафедра входила в состав физико-математического факультета. С откры­тием в 1985 г. нового инженерно-педагогического факультета специальность «Изобразительное ис­кусство, черчение и труд» была переведена на этот факультет. В 1988 г. был организован новый фа­культет — «художественно-графический». За эти годы на факультете открылись кафедры начерта­тельной геометрии и черчения, живописи, рисунка и декоративно-прикладного искусства. В это вре­мя преподавательскую работу на кафедрах факультета вели более 50 квалифицированных специали­стов, в числе которых было 7 кандидатов наук и доцентов.

В 1996 г., после присоединения КарПИ к Карагандинскому государственному университету им. Е.А.Букетова (КарГУ), произошла реорганизация кафедр и факультетов. Был организован про­фессионально-художественный факультет (ПХФ). В 1997 г., после объединения и укрупнения ка­федр, на ПХФ была организована кафедра «Изобразительное искусство и дизайн», на которой в на­стоящее время работают более 30 специалистов. В их числе 24 члена СХ и СД Казахстана, шесть кандидатов наук, доцентов ВАК, пятеро из них имеют академическое звание профессора КарГУ, что является признанием их научно-творческой деятельности, заслуг в области культуры, искусства и художественного образования Центрального Казахстана. Выпускники кафедры трудятся в общеобра­зовательных и детских художественных школах, в колледжах искусств и вузах, в рекламных и дизай­нерских фирмах, работают в музеях, занимаются научной работой, востребованы во многих сферах культуры, искусства и образования.

Руководство университета, факультета уделяет большое внимание совершенствованию профес­сиональной подготовки специалистов, развитию материально-технической базы кафедры. Созданы специальные учебные мастерские по рисунку и живописи, скульптуре, ДПИ, кабинет истории искус­ства, открыты новые компьютерные классы, мультимедийные аудитории с интерактивным оборудо­ванием. Создан Попечительский Совет. В его состав входят Областной департамент культуры, Кара­гандинское отделение Союза художников Казахстана и Союза дизайнеров Казахстана, Ассоциация предпринимателей области.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры с момента ее становления и развития связана с постоянным творческим поиском, профессиональным, научно-педагогическим ростом, участием в выставочной деятельности, многочисленных конкурсах, фестивалях. За сорока­летний путь кафедра может гордиться сложившейся традицией преемственности творческого потен­циала. Научно-педагогическая, исследовательская работа преподавателей ведется по фундаменталь­ным и прикладным темам: «Теория и практика совершенствования профессиональной подготовки студентов художественных специальностей: дизайнеров, учителей изобразительного искусства и черчения», «Разработка проектов Государственных образовательных стандартов высшей школы», «Формирование визуальной информационной культуры студентов художественных специальностей», «Дидактические основы композиционного компьютерно-графического моделирования», «Интерак­тивные технологии в искусстве», «Культурологические тенденции полихудожественного образова­ния», «Традиции казахского народного искусства в дизайне» и др. По этим направлениям преподава­телями кафедры защищен ряд кандидатских диссертаций. Ведется постоянная исследовательская ра­бота по переосмыслению современных проблем художественно-педагогического и дизайнерского образования, разрабатываются новые модели и проекты образовательных стандартов, типовых про­грамм. Результаты научных исследований преподавателей используются при разработке учебных по­собий, учебно-методических комплексов по дисциплинам специальностей, мультимедийных учебных изданий. Только за последние годы издано более 20 учебных пособий. Наиболее значимые из них: «История искусств Казахстана» (проф. Л.Р.Золотарева), «Математическое обеспечение чертежа Монжа (проф. В.И.Нартя), «Основы композиционного компьютерно-графического моделирования» (проф. Л.Н.Солодовиченко) и др.

На высоком профессиональном уровне ведется искусствоведческая и просветительская работа, осуществляется активная деятельность по популяризации изобразительного искусства Центрального Казахстана, публикуются искусствоведческие статьи на казахском и русском языках. Преподаватели кафедры принимают активное участие в создании объектов монументального искусства. Традиции казахского декоративного искусства нашли свое отражение в произведениях современного приклад­ного искусства. Дизайнерская творческая и исследовательская деятельность специалистов кафедры направлена на становление и развитие графического искусства и дизайна архитектурной среды. Пре­подаватели кафедры активно работают в сфере дизайна, занимаются исследованием проблем теории и методики дизайна, дизайн-образования. Научно-исследовательская и творческая работа осуществ­ляется в следующих направлениях и формах: деятельность в творческих объединениях и кружках; участие в научных конференциях, смотрах-конкурсах, художественных выставках различного уров­ня; творческие встречи, семинары и круглые столы; проведение предметных олимпиад; научно­творческие связи: вуз-колледж-школа.

Интересной страницей в жизни студенчества является сотрудничество с Центром современного искусства Дешт-и-Арт (г. Караганда, кураторы Л.Плетникова, Д.Сафарова), при активном участии которых были организованы совместные проекты (выставки, семинары, мастер-классы) с Британским Советом, Посольством Франции в Казахстане: мастер-класс «Современные технологии в дизайне» (2004), «Искусство второй половины XX века» (Р.Гарнет, Великобритания, 2004), «Творчество скульптора XX века Генри Мура», семинар британской художницы Шоны Иллигнворс (2006), мас­тер-класс французского художника Николя Журну (2008) и др.

С 1984 г. студенты участвуют в республиканских смотрах-конкурсах творческих работ студен­тов художественно-графических факультетов педагогических институтов Казахстана (гг. Алматы, Тараз, Семей и др.). Они являются участниками и призерами международных и республиканских на­учно-практических конференций. Статьи и тезисы лучших студенческих научных докладов опубли­кованы в сборниках материалов конференций. Следует отметить также ежегодное участие в Между­народных смотрах-конкурсах «Лучший дипломный проект» выпускников архитектурно­дизайнерских специальностей. Осуществляются творческие связи с вузами Казахстана, России, Украины, Чехии. Дипломные проекты по специальностям «Изобразительное искусство и черче­ние» и «Дизайн» выполняются по реальным заказам организаций и предприятий, пополняют коллек­цию Музея изобразительного и декоративного искусства КарГУ им. Е.А.Букетова, украшают интерь­еры учебных аудиторий и холлов университета. Студенты принимают участие в ежегодных Между­народных фестивалях творческой молодежи — «Шабыт» (2002-2011 гг., Астана), в региональном фестивале «Молодежь — будущее Казахстана», в Республиканском конкурсе «Альянс студентов Ка­захстана» и других творческих мероприятиях. Организуются ежегодные творческие выставки в рам­ках научно-практической конференции ППС, аспирантов, магистрантов и студентов КарГУ им. Е.А.Букетова. Студенты и выпускники участвуют в традиционных областных выставках молодых художников, в персональных и групповых студенческих выставках, в республиканских предметных олимпиадах по изобразительному искусству (на казахском и русском языках). Научно­исследовательская деятельность студентов находит резонанс в региональной прессе, в журнале «Мир молодежи», в телевизионных передачах республиканских, областных и городских каналов.

Учебно-методическая, научно-исследовательская и творческая деятельность преподавателей и студентов художественных специальностей ориентирована на реализацию программы реформирова­ния системы образования в Республике Казахстан, ее направленности на создание национальной мо­дели, развитие этнокультурного и эстетического воспитания личности. Основной целью работы ка­федры является внедрение такой модели развития науки и искусства, которая обеспечивала бы эф­фективное создание, поддержку и использование новых знаний, инновационных техник и технологий в целях обеспечения социально-экономического и поликультурного развития Республики Казахстан.

Развитие графического искусства и художественного образования, занятия изобразительным ис­кусством и дизайном способствуют формированию особого художественно-эстетического воспри­ятия мира, созданию уникальной для каждого человека модели мира. По мере того как она формиру­ется, ее роль становится все более активной, социально значимой в построении системы отношений личности с окружающей действительностью. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее человека, гражданина, государства. В заключение следует отметить востребованность и перспективность развития графического искусства и художественного образования в культуре Центрального Казахстана, значимость формирования визуальной графиче­ской культуры и творческих качеств специалиста современного уровня.

Список литературы

1       Токтосунова А.И. Традиционная система мышления номадов как источник развития кочевой культуры // Централь­ная Азия и культура мира: Междунар. науч.-образоват. журн. — 2006. — № 1-2 (19-20).

2      Казахстан-ЮНЕСКО: хроника взаимодействия и партнерства, 1992-2011: Аналитический отчет на казахском, рус­ском и английском языках: Секретариат Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО. — Астана-Алматы, 2011. — С. 19.

3      Асылханов Е.С. Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана: Дис. ... д- ра пед. наук: 13.00.02. — Усть-Каменогорск, 2002. — 472 c.

4      Art Education in the Republic of Kazakhstan: Perception of the National Traditions and Rapprochement of the Cultures: Re­search Paper. Available in Kazakh, Russian and English languages. — UNESCO Moscow Office, 2010; UNESCO Almaty Office, 2010; Kazakhstan National Federation of UNESCO Clubs, 2010. — 64 р.

5      Иваницкий И.Д. Христианская символика в Согде // Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. — Ташкент, 1994. — С. 64-70.

6      Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана: (Отрарский оазис). — Алматы: Наука,1990. — 208 с.

7      Буряков Ю.Ф. Христианство на Великом шелковом пути // Из истории древних культов Средней Азии. Христианство.—  Ташкент, 1994. — С. 19-25.

8       Умаров А.А. Туранские письменности и книжное дело в инфраструктуре Великого шелкового пути / А.А. Умаров, Э.А.Ахунджанов // Кітапханатану. Библиография. Кітаптану: Сб. ст. — Вып. 19. — Алматы, 2008. — С. 35-44.

9      Великий шелковый путь. Города, страны и история Шелкового пути. Шелковый путь в истории Центральной Азии. Карта Великого шелкового пути // orexca.com/rus/silkroad.shtml.

10   Ауэзов М.М. Шелковый путь как магистраль геоинформации: дух, опыт, традиции и современность // Библиотекове­дение. Библиография. Книговедение: Сб. ст. — Вып. 19. «Книга и Великий шелковый путь»: Материалы междунар. конф.—  Шымкент, 14-16 ноября 2007 г. — Алматы, 2008. — С. 13.

11   Цит. по книге: Бородин А.И., Бугай А. С. Биографический словарь деятелей в области математики: Пер. с укр. / Под ред. И.И.Гихмана. — Киев: Радянска шк., 1979. — С. 308.

12   Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века. 3. Религиозно-культурный фактор в развитии стран Востока // history.kemsu.ru/oldversion/PUBLIC/govorov1/gov_0-0.htm.

13   Матвиевская Г.П. История точных наук на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. — Ташкент: Фан, 1972. — 248 с.

14   Цит. по: Майничева А.Ю. Проблемы этничности и самоидентификации в работах зарубежных авторов: историогра­фический очерк // Сибирская заимка: Научная жизнь. — 2004. — № 1 //zaimka.ru.

Фамилия автора: Л.Н. Солодовиченко
Год: 2011
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика