Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Особенности подготовки социальных работников к гендерной работе с семьей

Одним из важных направлений существующей социальной политики является формирование кадрового потенциала, способного к ее реализации. Кадровое обеспечение государственной социаль­ной политики представляет собой систему мер по выявлению, отбору, подготовке, повышению ква­лификации, переподготовке и созданию кадрового резерва работников, занятых в данной сфере. В настоящее время в Казахстане динамично развивается новый вид профессиональной деятельности в социальной сфере, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, — социальная работа.

Как отдельное направление общественной практики и самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госком­труда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по соци­альной работе» [1]. Эта должность стала эквивалентом принятой во всем мире должности «социаль­ный работник». Подготовка таких специалистов в Казахстане началась с 1992 г., первые дипломы социальных работников были выданы в 1996 г. За прошедшее десятилетие система подготовки соци­альных работников в нашей стране, опираясь на опыт развитых стран и России, достаточно окрепла и заняла стабильное место в системе высшего профессионального образования.

Специалисты по социальной работе на сегодняшний день имеются в различного рода центрах социального обслуживания, центрах социальной помощи семье и детям, центрах психолого­педагогической помощи населению и экстренной психологической помощи по телефону, социальных приютах для детей и подростков, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями и других учреждениях. Исходя из специфики работы этих учреждений очевидно, что женщины и семья, их социальные проблемы и проблемы их ближай­шего окружения являются одними из приоритетных направлений в работе служб. Однако целена­правленной подготовки социальных работников к социально-гендерной деятельности с женщинами и семьей в микросреде, по месту жительства не ведется. Объема знаний, получаемых студентами за время обучения социальной работе с семьей, явно недостаточно для профессиональной организации и качественного исполнения такой работы.

Между тем анализ показывает, что большинство специалистов, занимающихся социально­гендерной деятельностью с семьей, имеют, в лучшем случае, педагогическое образование, учитель­ский опыт работы, и профессионально не готовы к социально-гендерной деятельности. Кроме того, зачастую они имеют ограниченные возможности для профессионального самосовершенствования: отсутствуют курсы переподготовки кадров, существует дефицит учебно-методических материалов.

Решение данной проблемы требует, с одной стороны, переподготовки уже имеющегося кадрово­го потенциала и обеспечения возможностей для дальнейшего профессионального роста, с другой — подготовка профессионалов для осуществления социально-гендерной работы с женщинами и семьей в системе высшего образования.

В целях подготовки квалифицированных кадров для осуществления социально-гендерной дея­тельности с женщинами и семьей в качестве эксперимента на кафедре социальной работы и социаль­ной педагогики Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова для специально­сти «Социальная работа» разработан и внедрен специальный курс «Гендерология и феминология».

Теоретическим базисом для формирования всех видов деятельности в рамках учебной дисцип­лины выступает программа знаний. Это перечень основных теоретических положений, раскрываю­щих основные понятия об объектах, процессах и методах в конкретной научной области, являющейся основой формирования учебно-профессиональной деятельности.

Независимо от специализации специалист по социальной работе оказывает гражданам социаль­ную поддержку, воспитательное влияние, помогает социализироваться независимо от структуры, в которой он работает.

В последние сто лет интерес к полу стал всемирным: никогда еще в искусстве, науке, публичной жизни он не находил такого общественного признания. В условиях демократических преобразований главным принципом общественного развития выступает социальная справедливость, а это предпола­гает соблюдение и преодоление всех видов дискриминации, в том числе по признаку пола. Поня­тие «гендер» передает смысл социальных ожиданий от мужчин и женщин в конкретном общест­ве, в определенных экономических, социокультурных и политических условиях. Выражение «приме­нять гендерный подход» означает учитывать различия в социальном положении мужчин и женщин [2].

Социальная работа — специфическая форма государственного и негосударственного воздейст­вия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Большинство клиентов социаль­ной службы — это женщины (бедные, одинокие престарелые, матери- одиночки, многодетные мате­ри, матери детей-инвалидов, безработные). От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспек­тивы антидискриминационного обслуживания, социальной справедливости. Повседневная коммуни­кация, реализуемая в процессе социальной работы, и прикладной характер профессии служат одно­временно обоснованием необходимости и важности работы для осуществления принципов гендерно­го равенства.

С какими бы проблемами ни взаимодействовали социальные работники, — бедностью наркома­нией, вопросами охраны детства или молодежными вопросами, проблемами престарелых, одиноких матерей, многодетных семей или семей с инвалидами, семейным насилием, — так или иначе они сталкиваются с патриархатными отношениями, где фактор пола играет весьма существенную роль, усиливая проявления несправедливости, связанной с такими характеристиками, как возраст, этнич- ность, социально-экономическое положение человека. Социальные работники реализуют свою про­фессиональную деятельность в условиях, когда на уровне принятия решений в органах представи­тельной и исполнительской власти проблемы неравенства по признаку пола игнорируются. Гендерно­чувствительная практика опирается на принципы феминистской социальной работы в процессе взаи­модействия с клиентом, группой или социальными сетями.

Как и повсюду в мире, в отечественных социальных службах преобладают женщины, и хотя их достаточно много среди администраторов, руководство управлений и министерств этой сферы пред­ставлено мужчинами. Являясь частью вторичного рынка труда, где в низкостатусных эшелонах скон­центрированы женщины, социальная работа представлена в организациях и СМИ как «женская рабо­та», требующая не столько профессиональных знаний и навыков, сколько «женских качеств» — доб­роты, эмпатии, ответственности, терпения, якобы, от природы присущих женскому полу [3].

По словам президента Международной федерации социальных работников Лены Доминелли, «социальная работа — это профессия, где мужчины руководят женщинами, занятыми на переднем крае делами клиентов, большинство из которых также являются женщинами». В Западной Европе и Америке образовательные программы и школы, конференции по социальной работе обязательно включают перспективу гендера, поскольку иначе невозможно обсуждать способы решения социаль­ных проблем, формы и причины неравенства. Конференции и школы исследования на Западе, в госу­дарствах Восточной Европы и в тех странах третьего мира, где существуют подобные проекты, также включают секции, где обсуждаются проблемы гендерной работы, а главное, работы кризисных цен­тров для женщин. Феминистская социальная деятельность вносит ценности эгалитаризма в отноше­ния межу работниками социальных служб и их клиентами, выступая альтернативой патерналистским отношениям между клиентом и специалистом, нацелена на активное изменение отношений, процес­сов и институтов социального, в том числе гендерного неравенства. Большинство современных моде­лей социальной работы испытывало влияние теории и практики феминизма. Эмансипация, эмпауэр- мент (усиление и активизации ресурсов) сегодня становятся неотъемлемыми признаками такой рабо­ты во всем мире, когда речь идет о сопротивлении бедности, насилию против женщин и детей, жес­токому обращению с детьми, изоляции пожилых людей, преступности и проституции.

Лена Доминелли предполагает несколько практических принципов феминистской социальной работы с женщинами:

  •    признавать разнообразие женщин, ценить их сильные стороны; избегать привилегий одним группам женщин в ущерб другим, поскольку это воспроизводит властные иерархии в обществе;
  •    относиться к женщинам как к активным агентам изменений, способным самостоятельно при­нимать решения во всех аспектах их жизни; предоставлять женщинам возможность высказать­ся, поведать о своих потребностях и способах решения проблем;
  •    рассматривать индивидуальные проблемы женщин не сами по себе, а в контексте социальных ситуаций и признавать взаимосвязи между конкретными людьми и группами, имеющими от­ношение к проблеме, убеждаться в том, что потребности женщин удовлетворяются в системе их взаимодействия с другими людьми; группами и сообществами;
  •    признать взаимозависимый характер человеческих отношений, вследствие чего все то, что происходит с одним человеком или с группой, имеют воздействие на любого другого человека;
  •    признать, что проблемы каждой женщины имеют социальные причины, и работать как на ин­дивидуальном, так и социальном уровнях в каждом случае интервенции, определять приват­ные, индивидуальные невзгоды как публичные социальные проблемы, признать принцип «личное есть политическое» на макро-, мезо-, микроуровнях практики, стремиться находить коллективные решения для индивидуальных проблем.

Эти проблемы выдвинула перед человечеством сама история. И с этим можно согласиться, по­скольку, спрашивая о том, кто такая женщина, мы одновременно всегда имеем в виду, явно или неяв­но, и другой вопрос: кто же такой мужчина? Ведь именно их взаимодействие — едва ли не главная интрига истории.

Существует несколько подходов в восприятии мужчин и женщин как субъектов общества. Вос­точная мудрость всегда подчеркивала принципиальную целостность бытия как единства Инь и Ян (женского и мужского начала). Они бинарны, преувеличение в культуре роли Инь или Ян искажает природу сущего. Эти два начала, скорее, дополняют друг друга как в природе, так и в культуре. Сущ­ность бытия не в женщине и не в мужчине самих по себе, а в богатстве их отношений.

Другое мнение — в противопоставлении мужчины и женщины. Двойственность укоренена в са­мой природе. Она данность, с которой человек должен считаться в своей деятельности. Глубина про­никновения в «непостижимую тайну» разделения человечества на мужчин и женщин — один из су­щественных уровней постижения человеком себя и своего положения в мире. Они взаимопредпола- гают и взаимоисключают друг друга. Взаимопредполагают от природы, взаимоисключают в силу той же природы, психологических особенностей, характера мировосприятия. Вот почему женщина и мужчина — отдельные, самостоятельные, но не самодостаточные сущности.

Сложность восприятия мужчин и женщин как субъектов общества породила ряд дискурсов (тип мышления и общественного обсуждения проблемы) и научных подходов к их изучению. В свою оче­редь, осуществляя социальную работу с мужчинами, важно помнить следующие закономерности:

  •    гендерные отношения связаны с властью и играют большую роль в жизни мужчин; маскулин­ность объяснима в аспекте динамики властных отношений, в которых более сильные стремятся доминировать над теми, кто считается социально подчиненным или слабым;
  •    существует связь между структурными ограничениями, индивидуальным поведением и недос­татками эмоционального развития;
  •    мужчины имеют привилегированные позиции над женщинами в силу особой организации об­щества и отвечают за собственное поведение в практике угнетения;
  •    мужчины различаются между собой, это разнообразие отражает различную степень привиле­гированности как отдельных индивидов, так и групп;
  •    существует системное сходство между мужчинами, которые упражняются во власти, угнетая женщин и детей, демонстрируя неподконтрольное и агрессивное поведение, и теми, кто хотя и не совершает насильственных действий, но уверен в справедливости социальных отношений, порождающих подобное поведение;
  •    необходимо приветствовать переопределение мужественности, чтобы оно основывалось на от­ношениях поддержки и равенства, а не на угнетении и доминировании.

Как показывают исследования, социальные работники порой следуют ошибочным ожиданиям и предубеждениям, воспринимая женщин-клиентов как носителей исключительно семейных ролей и функций, сквозь призму житейского и «женского» опыта. Как правило, в официальных документах, которые регламентируют деятельность службы, отсутствует принцип гендерного равенства, не арти­кулированы механизмы его реализации. В существующей системе социальной помощи и поддержки очевидна недооценка мужчин как отцов, основные просители и получатели помощи для детей — это их матери. Даже в названии социальных служб заложена программа действий для членов семьи: «Центр помощи женщинам, семье и детям». Прочитав такое название, молодой человек или одино­кий пожилой мужчина, супруг или отец вряд ли решится обратиться с каким-либо вопросом, заявить о своей собственной потребности в консультации, о проблемах своих детей и семьи в целом. Совре­менным профессионалам в области социальной работы свойственно стремление рефлексировать, т.е. подвергать осмыслению собственную деятельность, ее результаты, те способы, которыми удалось достигнуть поставленную цель. Для гендерно-чувствительной практики характерно подобное реф­лексивное отношение к повседневной работе, ведь это ведет к профессиональному развитию и позво­ляет не только изменить культуру социального обслуживания, но и по-новому посмотреть на систему подготовки социальных работников. Инновации в обучении, в частности, подразумевают включение пользователей услуг в их подготовку, в изменения в практике социального обслуживания, подразу­мевают переход на принципы партнерства между специалистами и общественными организациями, волонтерами и студентами [4].

В настоящем спецкурсе отображаются различные подходы к гендерной работе с мужчинами и женщинами. Учебный курс по гендерологии и феминологии рассчитан на студентов специальности 5В090500-Социальная работа. Проблемы гендера и пола наиболее целесообразно изучать как логиче­ски связанный цикл философских, культурологических и социологических знаний, что будет способ­ствовать лучшему пониманию гендерных аспектов социальной работы и поможет будущим специа­листам справиться со сложными проблемами в практической деятельности.

Мы определили, что разработанный курс должен изучаться на 3 году обучения. Курс «Гендеро- логия и феминология» является составной частью психолого-педагогической подготовки студентов и включает теоретическую и практическую подготовку по этому направлению.

Содержание спецкурса «Гендерология и феминология» отражает социально-исторические пред­посылки зарождения гендерологиии и феминологии как самостоятельных социально-педагогических направлений в науке. Изучение основных концепций, направлений и факторов позволяет студентам не только пользоваться полученными знаниями в области защиты интересов семьи и женщин, но и участвовать в создании новых стереотипов о роли и положении женщин в современном обществе.

Целью курса «Гендерология и феминология» является формирование у студентов знаний о ген­дерных исследованиях и гендерных отношениях, расширение сферы применения знаний и умений в области гендерных отношений в обществе.

Задачи изучения дисциплины:

  •     формировать диалектическое мировоззрение на проблему положения семьи, женщин в обществе;
  •    обеспечить непрерывность и преемственность гендерного образования на стадиях общеобра­зовательной и профессиональной подготовки;
  •    повысить уровень профессиональной компетентности студентов посредством установления сис­темы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин;
  •     формировать представление о гендерной социализации и значении гендерного воспитания подрастающего поколения.

Изучение курса рассчитано на 90 часов в течение учебного семестра. 30 часов отводится на ау­диторные занятия (лекции и семинары) по очной форме обучения, 60 — на самостоятельную работу студентов и самостоятельную работу под руководством преподавателя. Самостоятельная работа включает в себя индивидуальное изучение содержания учебной программы и выполнение контроль­ных заданий по рекомендуемой литературе, список которой дается в конце каждого занятия. В учеб­но-методический комплекс включены тестовые задания для проверки собственных знаний и само­контроля.

Формы работы в ходе изучения курса разнообразны: лекции, семинарские и практические заня­тия, игровые упражнения, творческие задания, создание проектов. По его окончании студенты сдают экзамен в форме тестирования. Кроме того, студенты могут реализовывать приобретенные на заняти­ях теоретические знания и практические навыки в ходе учебной практики, проводимой на 3 курсе.

Учебный курс раскрывает основные методологические подходы к исследованию проблем пола и гендера. Рассматриваются стереотипы маскулинности и фемининности в обществе, мифы и предрас­судки о женщине. Обсуждаются вопросы особенностей гендерно-ориентированной социальной рабо­ты с различными категориями мужчин и женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разби­раются конкретные ситуативные случаи.

В ходе изучения курса студенты должны развить в себе такие профессионально важные для всех работников социальной сферы качества, как общительность, тактичность, ориентация на взаимодей­ствие с людьми, доброта, любознательность, старательность, ответственность и др. Гендерная работа с женщинами и семьей многопрофильна и многоаспектна. Поэтому профессиональная компетент­ность социального работника будет определяться не только набором сформированных перечислен­ных выше качеств, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью, повышен­ной работоспособностью в процессе общения, преобладанием положительных эмоций, способностью переносить психологические стрессы, что учитывается в ходе изучения курса.

Понятие «профессиональная компетентность» социального работника в сфере гендерной работы с женщинами и семьей включает единство его теоретической и практической готовности к осуществ­лению социальной деятельности с данной категорией населения. Она заключается в умении:

  •    оказать социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации прав и свобод женщин;
  •     преодолевать гендерные ошибки и конфликтные ситуации во взаимоотношениях полов;
  •     предупреждать конфликтные ситуации, порождающие насилие и дискриминацию.

Кроме того, профессиональные знания включают знание:

  •    социально-гендерных основ деятельности социального работника в микросреде, а также сис­темы учреждений, оказывающих помощь женщине и семье;
  •     методики и технологии гендерной работы с женщинами и семьей;

К профессиональным умениям относятся:

  •    аналитические умения (анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих влияние на состояние и развитие семьи);
  •    прогностические умения (прогнозирование решения проблемы женщин и семьи посредством методов и технологий гендерной работы);
  •    проективные умения (создание социально-гендерной программы деятельности для конкретной женщины и семьи);
  •     коммуникативные умения (владение культурой межличностного, межполового общения) [3].

Исходя из перечисленного выше будущий специалист по социальной работе должен в результа­те изучения данного курса знать систему общественных и государственных организаций, занимаю­щихся гендерной работой с женщинами и семьей, их возможности по организации такой деятельно­сти в среде; правильно оценивать и квалифицировать факты и обстоятельства в сфере дискриминации и насилия; принимать профессионально верные решения и уметь осуществлять социальную помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. «Гендерология и феминология» является междисциплинарной дисциплиной. Для ее успешного освоения требуются знания по многим науч­ным дисциплинам, таким как гендерная философия, социальная антропология, психология личности и гендерная психология, гендерная педагогика, культурология и др.

Изучение курса «Гендерология и феминология» необходимо для работы в системе социальных служб по месту жительства, социальных центрах различной направленности, кризисных центрах, уч­реждениях психологической помощи. В процессе обучения студенты получают систематизированные знания из различных областей науки: философии, социологии, культурологии, педагогики, психоло­гии и социальной работы, касающиеся социально-гендерной деятельности с женщинами и семьей в микросреде; приобретают навыки работы с документами, анализа и оценки конкретных ситуаций. Приобретенные знания, умения и навыки могут быть использованы в работе как с женщиной инди­видуально, так и с группой женщин, а также в совместной деятельности с различными службами и организациями по оказанию социально-гендерной помощи женщине в трудной ситуации.

Список литературы

1    Государственная система социальной помощи семье и детям: Официальные документы и материалы. — Вып. 1. — М.: Минсоцзащиты РФ, 1991. — С. 49-53.

2   Кожамкулова Л. Гендерно-чувствительная модель социальной работы // Мысль. — 2003. — № 10. — С. 3-7.

3   Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб пособие / Под общ. ред. М.А.Галагузовой. — М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2001. — С. 32-33.

4     Москвина Е.В. Обусловленность профессиональной подготовки специалиста по работе с молодежью в современном вузе // Университеты и современная образовательная политика: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Курган: РИЦ КГУ, 2005. — С. 134-136.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.