Определять численность этнических групп, анализировать параметры их естественного движения и миграций начали в основном с середины XIX в. Сегодня без этих демографических данных не может обойтись ни одно цивилизованное государство. На численность евреев, как и любой другой диаспоры, влияют многие факторы, в том числе миграция, естественный прирост, межэтнические браки и этническое самосознание.
Исходя из информации четырехтомного издания материалов Первой Всеказахстанской переписи населения 1999 г., в суверенном Казахстане в конце ХХ в. поименный учет прошли 130 национальностей. В нумерации евреи в общем списке этносов, связанных с Республикой Казахстан, названы четыре раза: 1) Евреи, 2) Евреи горские, 3) Евреи грузинские, 4) Евреи среднеазиатские. Отсутствует в этом списке словосочетание «Евреи крымские», но названы «Крымчаки». В списке конкретных национальностей, перечисленных в первом томе «Итогов переписи населения 1999 г.», евреи представлены одним названием. Следовательно, Восточно-казахстанский список этносов в сравнении с общереспубликанским до графы «Евреи» сократился на четыре этноса, тогда как в Павлодарском списке—на 2. То есть данная перепись не обнаружила в укрупненной Восточно-Казахстанской области прежних различий евреев. Все 475 человек в области названы «евреями» [1].
Что касается общего числа всех евреев суверенного Казахстана, прошедших регистрацию по переписи населения 1999 г., подчеркнем: в итоговых таблицах четырехтомника нет такого подсчета, из- за чего, например, во втором томе «Итогов» забывается, что речь в нем идет только о первой группе евреев, тогда как в четвертом томе детально расписываются отдельно все четыре группы евреев, с указанием их собственной численности. По второму тому цифра 6743 воспринимается как общая численность всех евреев Казахстана. Однако это общий показатель только первой группы евреев. К ней требуется прибавить число евреев горских (14 человек), евреев грузинских (18 человек), евреев среднеазиатских (28 человек), лишь в этом случае получим общую численность всех евреев, учтенных в Республике Казахстан по переписи населения 1999 г. — 6 803 человека. Крымчаков (20 человек) авторы данной работы не включают в число евреев республики (табл. 1).
В первом томе «Итогов переписи населения 1999 г. в Республике Казахстан» евреи СевероВосточного Казахстана представлены в долевом отношении в разрезе четырех переписей [2] (табл. 2, 3).
Таким образом, на территории Северо-Восточного Казахстана ситуация сложилась определенным образом (табл. 4).
Из второго тома «Итогов» следует, что в 1999 г. из первой группы евреев Казахстана (6 743 человека) в зависимости от владения определенным числом языков большая часть (4 591 человек, или 68,1 %) относилась к тем, кто знал лишь один язык. Двумя и более языками владели 2 152 человека, 31,9 %. Евреи из Восточного Казахстана (457 человек — все из первой группы), будучи количественно третьими в республике (после города Алматы и Карагандинской области), таковыми являлись и по числу «владеющих одним языком» (349 человек). Евреи Павлодарской области, «владеющие одним языком», составляли 205 человек из 276. По знанию «языка своей национальности» у евреев Восточно-Казахстанской области в 1999 г. показатель 24 человека, а в Павлодарской области — 12. Число «владеющих двумя и более языками» в Восточно-Казахстанской области — 108 человек, в Павлодарской — 71. Число «владеющих русским языком» среди евреев Восточно-Казахстанской области в 1999 г. 455 человек, не знали язык только два человека, в Павлодарской области — 275 [3].
Более подробно во втором томе «Итогов» рассмотрена проблема владения государственным языком. По числу «владеющих казахским языком» евреи Восточного Казахстана в 1999 г. делили шестое место с евреями Кызылординской области (59 человек). Евреи Восточно-Казахстанской области по степени владения государственным языком имели следующие показатели: из 59 «владеющих», «слабо владеющих» было 48 человек, в Павлодарской области — 29 «владеющих», «слабо владеющих» — 25. Не владели государственным языком в Восточно-Казахстанской области 398 человек, изучали его 68 человек, в Павлодарской — 247, изучал 31 человек. В процентном выражении та же ситуация выглядела так: Восточно-Казахстанская область — из 12,9 % «владеющих» «слабо владеющих» было 81,4 %; Павлодарская область — из 10,5 % — 86,2 %. Евреи Восточно-Казахстанской области, учтенные переписью населения 1999 г. в черте городских поселений, по государственному языку делились следующим образом: из 444 человек 56 относились к «владеющим», из которых «слабо владеющих» было 40 человек. Не владели государственным языком 388 человек, изучали его 68 человек. Из 12,6 % «владеющих» «слабо владеющие» составляли 80,4 %. Евреи из сельского населения Восточного Казахстана (13 человек) в 1999 г. «по степени владения государственным языком» имели такие показатели: «свободно владеющих» не было, «слабо владеющих» 3 человека, группы изучающих не было. Из 23,1 % все 100 % пришлись на «слабо владеющих». Евреи Павлодарской области, учтенные переписью населения 1999 г. в черте городских поселений, по государственному языку делились следующим образом: из 256 человек 27 относились к «владеющим», из которых «слабо владеющими» были 25 человек. Не владели государственным языком 229 человек, изучали его 31 человек. Из 10,5 % «владеющих» «слабо владеющие» составляли 92,5 %. Евреи из сельского населения Восточного Казахстана (20 человек) в 1999 г. «по степени владения государственным язы
ком» имели такие показатели: «свободно владеющих» 2 человека, «слабо владеющих» не было, группа изучающих отсутствовала. Из 10,0 % все 100 % пришлись на «невладеющих».
Данные второго тома «Итогов» по стране в целом наглядно свидетельствуют о том, что абсолютное большинство казахстанских евреев «русскоязычные», «язык своей национальности» знают лишь немногие. Чуть лучше обстояло дело с освоением государственного языка республики — казахского. О своем знании немецкого языка заявили только 117 человек, английского — 456. В Восточном Казахстане в 1999 г. «владеющих немецким языком» было 8 человек, английским — 11, в Павлодарской области немецким языком владели 7, английским — 11 человек.
В таблицах второго тома «Итогов» хорошо отражена методика подсчета числа жителей республики в абсолюте и в процентах, в их отношениях (вместе, по «национальностям») с государственным языком. Жаль, что этот прием не был применен к «родным языкам своей национальности». С его помощью могли быть представлены результаты усилий в языковой программе национально-культурных центров суверенного Казахстана.
В первом выпуске четвертого тома «Итогов переписи населения 1999 года...» евреи Казахстана по возрасту и количеству расписаны следующим образом:
1) среди 6 743 человек самой многочисленной была группа людей в возрасте от 70 лет и старше — 1 186;
Объединив всех в три группы, получим следующие возрастные показатели: 3 288 человек — в возрасте от 50 и старше; 2 272 человека — те, кому 20-49; 1 183 — младшая группа, до 19 лет. В рамках Северо-Восточного Казахстана ситуация была та же: больше старших, меньше младших. В Восточно-Казахстанской области первое место по количеству заняла группа тех, кто достиг 60-69 лет (108 человек), второе — от 70 лет и старше (98 человек), третье — 50-59 лет (72 человека), четвертое — 40-49 лет (56 человек), пятое — 10-19 лет (44 человека), шестое — 30-39 лет (32 человека), на седьмом месте молодые — 20-29 лет (31 человек), детей до 9 лет всего 16. В объединенных группах и в Восточно-Казахстанской области наиболее многочисленной была та, в какую были включены люди от 50 лет и старше (278 человек), второю строчку занимали люди 20-49 лет (119 человек), третью — до 19 лет (60 человек). В Павлодарской области первое место по количеству заняла объединенная группа тех, кто достиг 60-69 лет, — 50 человек и от 70 лет и старше — 50 человек, второе — 50-59 лет (49 человек), третье — 40-49 лет (41 человек), четвертое — 30-39 лет (26 человек), пятое — молодые — 20-29 лет (24 человека), на шестом месте — 10-19 лет (19 человек), детей до 9 лет всего 17. В объединенных группах и в Восточно-Казахстанской области наиболее многочисленной была та, в какую были включены люди от 50 лет и старше, — 278 человек, второю строчку занимала группа людей 20-49 лет — 119 человек, третью — до 19 лет (60 человек); в Павлодарской — 149, 91, 36 соответственно [4].
Расселение населения включает в себя размещение, функциональные территориальные взаимосвязи населенных мест и миграцию населения.
Расселение людей началось еще в глубокой древности. И с каждым этапом развития человеческого общества характер расселения менялся. На него влияли многие факторы. К ним можно отнести природные, природно-ресурсные, этноконфессиональные, исторические и социально-экономические. В Казахстане присутствуют все эти факторы. И все же в современных условиях, на наш взгляд, решающую роль при расселении народов играют социально-экономические факторы.
В 70-80-е годы прошлого столетия существовала административно-командная система управления экономикой СССР. Для этого периода было характерно укрупнение городских поселений, рост больших городов, формирование и быстрый рост новых городов в различных районах страны, урбанизация ранее отставших в промышленном отношении областей страны. Наиболее ярко выраженной чертой современного этапа урбанизации в Казахстане является концентрация населения в крупных городах, преимуществом которых является развитие в них прогрессивных отраслей хозяйства и науки. В крупных городах благодаря концентрации средних специальных и высших учебных заведений, библиотек, театров и музеев были созданы условия для развития личности. Все эти факторы привели к увеличению доли городского населения по отношению к сельскому. За 19 лет (с 1970 по 1989 гг.) численность городских жителей в Казахстане неуклонно росла.
Городское население республики с 1970 по 1989 гг. увеличилось с 6582294 до 9182636 чел. Рост численности горожан составил 39 %. В составе городского населения заметен рост численности представителей национальностей. Число казахов, проживающих в городах с 1970 по 1989 гг., выросло на 119 %, русских — на 15,9 %. Число евреев, проживающих в городах, с 1970 по 1989 гг. сократилось. Например в 1970 г. городское население еврейской национальности составляло 25744 человека, а в 1989 г. — 6384. Причина снижения численности — репатриация евреев в Израиль.
За период с 1989 по 2005 гг. из Казахстана в Израиль выехали на постоянное место жительства 19 500 евреев. В основном это молодежь и люди среднего возраста. Репатрианты до 24 лет составляют самый большой процент от всей казахстанской алии — 42-46 % в разные годы, начиная с 1989 г. На возрастную группу 25-34 года приходится от 18 до 21 %, 35-49-летние репатрианты составляют 16-19 %. Такое процентное соотношение, безусловно, логично. Ведь для молодежи, уезжающей в Израиль, открывается перспектива субсидированного обучения в одной из самых передовых систем образования в мире.
Пожилые евреи буквально до последнего времени покидали Казахстан неохотно. Очевидно, сказывалась боязнь лишиться привычного уклада жизни. И только в 2006 г. резко увеличилось число репатриантов предпенсионного и пенсионного возраста: с 4-5 % в 2000-2005 гг. оно выросло в первом полугодии 2006 г. до 13 %. Не патриотические, а в первую очередь экономические мотивы заставляют репатриировать и людей из других возрастных групп. В конце 1980-х годов, когда экономическая ситуация в Казахстане была критической, люди стремились уехать чуть ли не все. С 2000 г. в республике начался период стабилизации, и число репатриантов уменьшилось в два раза. Такая же тенденция наблюдается и в России.
Не все выезжающие из Казахстана евреи стремились в Израиль. Евреи выезжали также в Германию и Америку. В Израиле каждый, кто получил гражданство, автоматически должен работать, платить налоги, чтобы получать средства к существованию, если он призывного возраста — идти в армию. В то же время в Германии пособие для неработающих превышает среднюю заработную плату. Естественно, люди ехали туда. До начала 1980-х годов евреи из СССР в Германию не выезжали вообще, что связано с исторической памятью об истреблении еврейского народа нацистским режимом, но уже в 1990-2000 гг. число еврейских эмигрантов достигло 150 тысяч человек. Позже Германия изменила законодательство в отношении эмигрантов, и число желающих осесть в этой стране стало уменьшаться.
Список литературы
- Крутова Н.В. Евреи на земле Восточного Казахстана. — Усть-Каменогорск: Изд. Областной Дом дружбы малой ассамблеи народа Восточного Казахстана, 2006. — 235 с.
- Национальный состав населения Республики Казахстан. — Т. 1 // Итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан: Стат. сб. / Под ред. А.Смаилова. — Алматы, 2000.
- Национальный состав населения Республики Казахстан. — Т. 2 // Итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан: Стат. сб. / Под ред. А. Смаилова. — Алматы, 2000.
- Национальный состав населения Республики Казахстан. — Т. 4 // Итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан: Стат. сб. / Под ред. А. Смаилова. — Алматы, 2000.
- История Казахстана: народы и культуры: Учеб. пособие / Р.Э.Масанов и др. — Алматы: Дайк-Пресс, 2001. — 569 с.