Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Образование как сфера трансформации духовно-культурных ценностей общечеловеческого и национального характера

В современных условиях развития нашего общества под воздействием глобальных тенденций ак­туальной задачей все же остается переход системы образования к его многообразию. Преобразования в сфере образования сегодня трудно представить без восприятия необходимости целостного подхода к происходящим изменениям. В основе лежит трансформация системы образования в культурно-образовательную сферу, что актуализирует проблемы расширения применения инновационных подхо­дов, путей, форм обучения и воспитания.

Положение современности усугубляется тем, что ценности, передаваемые из поколения в поколе­ния: доброта, нравственность, духовность, аккуратность, честность, благоговение, благодарность, вера в силу молитвы, верность, дружелюбие, единство с миром, любовь, милосердие и т.д. — добродетель­ные ценностные качества личности претерпевают деградацию. Нравственное воспитание, где каждый может выбрать свою рамку поведения, работать над своим характером, развивая в себе тем самым чув­ство собственного достоинства в разных типах и уровнях школ, в том числе и высшей, не рассматрива­ются как глобальные проблемы, которые должны стоять во главе угла. «Образование», конечно, не дает такой ласки, любви, бесконечных теплых слов и улыбок, как родители, но предназначено использовать общечеловеческие ценности как инструмент, вручаемый родителям, педагогам, старшим поколениям, которые должны привить своим детям, потомкам духовные ценности, чтобы они смогли пользоваться ими в процессе воспитания и обучения на нелегком пути их духовного, нравственного, интеллектуаль­ного, физического, психического и т.д. совершенствования.

Важно осознание того, что в современном мире в воспитании ребенка как духовного существа, ко­торый пришел как новый человек в этот мир, чтобы достичь зрелости — физической, духовной, умст­венной, главное — образование и родители — опекуны этого нового человека. Справедливо отмечает А.Печчеи, что в новом, XXI в. определяющий фактор разрешения глобальных проблем — воспитание целостной человеческой личности и ее возможностей, где основной механизм «нового человека», «но­вый гуманизм» — налаживание взаимодействия культур (мировой диалог культур), интенсивное разви­тие межкультурных коммуникаций, осуществляемое во всех сферах жизнедеятельности людей [1; 57].

Анализ тенденции развития мировой и российской культуры, состояния образования в России и в других странах показывает, насколько поликультурное образование стало актуальным сегодня. Струк­турно модели поликультурного образования рассматриваются с единой культурологической направ­ленностью, с разными названиями, нацеленными на воспитание человека культуры: «поликультура- лизм», «поликультурный уровень воспитания», «поликультурное пространство», «этнопедагогическое пространство», «социокультурное пространство», «мультикультуризм», поликультуризм», «культуро­логический подход», «кросс-культурное образование». В нашем исследовании «поликультурное обра­зование» — освоение и усвоение этнокультуры, общероссийской культуры и культуры мира в школах любого типа (однако наиболее полезно для учеников национальной школы), учитывая сензитивные пе­риоды их развития. Будущее школы — это становление ее как культуросообразной, культуроформи­рующей и культуросозидающей образовательной системы, выдвижение в качестве ведущей идеи поли- культурного образования — приобщения к общечеловеческим ценностям, обращая внимание на те ме­ждународные исследования, в которых выдвигается поиск способов усвоения детьми и взрослыми диа­лекта общечеловеческого, международного и национального отношения к себе, языку, культуре наро­дов, к историческому прошлому и настоящему, национальному достоинству личности как ключевому способу трансформации общественных ценностных ориентаций у подрастающего поколения, укрепле­ния института семьи — семейного воспитания.

Однако ориентация школьников в мире ценностей до сих пор еще носит стихийный, фрагментар­ный характер и требует более серьезных решений.

Результаты нашего многолетнего экспериментального опыта (более 15 лет [2]), где образователь­ный процесс строился через поликультурное образование, создание поликультурной образовательной среды и использование поликультурного образовательного пространства как одного из методов воспи­тания и обучения, показывают, что методы и приемы, используемые педагогами с учетом личности школьника, позволили 56,8 % младших школьников достичь первого уровня развития (из трех уровней) потребностей и мотиваций в поликультурных и общечеловеческих ценностных качествах, облегчили самосовершенствование в творчестве, освоение родного и иностранных языков (5-6 языков и культур изучаемых языков), культурных и человеческих ценностей, сделав их потребностными, мотивирован­ными, значимыми, привлекательными. Следствие этого — культурные и ценностные знания становятся образом жизни школьника, завтрашнего студента, будущего родителя, т.е. происходит реальное поли- культурное образование (идентификация, интериоризация и экстериоризация).

У большинства младших школьников экспериментальной школы перестали проявляться потреб­ности и мотивы неосознанного выбора ситуаций, тем для общения, в постановке целей, при анализе, оценке фактов, ситуации исчезают и отрицательные взаимоотношения между школьниками.

Например, в экспериментальном классе интегральный показатель уровня сформированности цен­ностно-смысловых сторон личности на начальном этапе составил всего лишь 41,03 балла. К концу экс­перимента прирост этого балла достиг 86,67 (21,1 %) против 65,22 (11,49 %) и 65,27 (10,8 %) в кон­трольных классах 1 и 2, где исходные баллы существенно выше.

Поликультурная образовательная среда и пространство характеризуются культурными многообра­зиями, соединяющими ряд образовательных компонентов для гармонизации межэтнических, общерос­сийских, общечеловеческих самоидентификаций личности...

Мы рассматриваем «пространственный» подход [3; 46] как взгляд на образовательный процесс, как движение внутри организованного «образовательного пространства», как построение множества вариантов проявления возможностей взаимо- и самообразования внутри определенных границ образо­вательной ситуации, как, по мнению М.Фельденкрайза, в «поле, в котором человек должен продвигать­ся, чтобы быть принятым в качестве ценного члена общества, а ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе». Создание возможностей для развертывания человеческой сущности во всей ее полноте вызывает потребность в специальной организации образовательного пространства: по­зволяющего, по мнению Н.Б.Крыловой, находить объяснения индивидуальной организации разнооб­разных образовательных процессов и конструировать педагогическую деятельность исходя из инициа­тивы, интересов и мотивации обучающихся: представляющего, по Д.Гибсону, место для существования и простор для развития, по С.К.Нартовой-Бочавер, «психологическое пространство личности» [4; 35] и т.д.

Каждая республика имеет богатое поликультурное пространство: государственные и народные те­атры, филармонии и народные фольклорные коллективы, культурные центры, библиотеки, клубы, сту­дии, архивы, выставки, национальные памятники, краеведческие, этнографические музеи, организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами, произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных языках и т.д.—   все это позволяет плодотворно решать важные психологические и педагогические задачи.

Именно этот аспект практики далеко не всегда позиционируется как сугубо психологический и педагогический, как перспектива взаиморазвития, сотрудничества, требующего серьезного отношения. Мировое образовательное пространство — это многомерный диалог культур. На поликультурном уровне [5; 37] выдвигается задача по глобализации культуры. Отсюда приоритетным становится поли- лингвизм, особенно в изучении восточных и западноевропейских языков, обеспечивающий доступ к ценностям мировой культуры.

Поликультурная образовательная среда также рассматривается нами как целенаправленный про­цесс особым образом организованных педагогических воздействий на школьника, в котором педагог не дает готовую информацию, а сопровождает школьников в их личном постижении мира через пережи­вания и активное взаимодействие с поликультурным окружающим миром, что является проблемой в высших школах. Взаимодействие школьника с поликультурными и общечеловеческими ценностями в поликультурной образовательной среде осуществляется как в процессе стихийных воздействий со сто­роны среды, часть которых в процессе его развития в этот период может быть относительно трансфор­мирована, так и в процессе создания специальных условий. При этом постепенно уменьшается степень и изменяется качество трансформации.

В нашем исследовании моделирование поликультурной образовательной среды опирается на схе­му, реализующуюся в большинстве работ по педагогике: цели определяют содержание, методы, прие­мы и организационные формы образования (обучения и воспитания) (см. рис. 1).

 

Анализ подходов разных авторов позволяет определить основное СОДЕРЖАНИЕ поликультур- ной образовательной среды. Это такие культурологические элементы, как: идеалы; духовно­нравственные традиции, в том числе религиозные; язык.

Приведем несколько примеров. Остановимся на компоненте «Идеал» как содержание образова­ния (см. рис. 2).

В культуре любого народа идеалы добра, истины, красоты воспитываются через народный эпос, традиции, обычаи, нормы поведения, менталитет. Через взрослого удовлетворяются буквально все потребности ребенка — во внешних впечатлениях, общении, эмоциональных контактах. Взрослый, таким образом, становится тем главным «предметом», в котором кристаллизуются потребности ре­бенка. Поэтому для ребенка идеалом выступает родитель, для ученика школы — учитель, для студен­та — педагог, где на первом месте духовно-нравственные качества, педагогический такт, деликат­ность, осторожный личный пример, сообразно той среде, к которой относишься, а отнюдь не наси­лие, не принуждение и не искусственные мероприятия (И.Я.Яковлев).

Воспитание духовно-здоровой личности должно начинаться с формирования у растущего чело­века нравственных ценностей, но, с другой стороны, также с педагогического стимулирования и

 

культивирования в личности воспитанника чувства справедливости, независимости, внутренней сво­боды. В понимании духовности развиваются две стратегии: религиозная и светская. В одном случае это Добро и Любовь к Богу, в другом, светском понимании, такие понятия, в которых духовность вбирает в себя все лучшее, что интегрирует духовно-нравственная деятельность и духовно­нравственная личность: совестливая, честная, правдивая, ответственная, милосердная, отзывчивая, тактичная, добропорядочная, сострадающая, сочувствующая личность [6; 24, 7; 68].

Вследствие кризиса и упадка нравственности во всех слоях российского общества, в том числе и учащейся молодежи, педагогам необходимо обратиться в прошлое, к трудам философов «серебряно­го века» Н.А.Бердяева, В.Розанова, В.Соловьева, Н.Рериха, где раскрыты философско-этические ос­новы российской духовности и культуры. Идеи приоритета духовности, нравственности в развитии человека легли в основу «Учения живой этики», содержащего много конкретных рекомендаций и на­ставлений. Мы считаем, что надо предоставить религиозному чувству в ребенке развиваться свобод­но и естественно, сообразно его духовному росту и накоплению им соответствующего жизненного опыта, разобраться с вопросом о религиозном воспитании не только на почве своих запросов, но главным образом на почве детской психики, ее интересов и потребностей.

Языки как содержание образования (см. рис. 4)

Многие ученые рассматривают язык как главное достижение народа и основной показатель уровня развития мышления нации, ее культуры в целом.

Уроки родного языка и литературы (культуры народа) рассматриваются нами не только как цель, но и как средство гармоничного, всестороннего развития личности, способность понимать дру­гого человека, другой народ, его культуру, считаться с его потребностями. Язык является средством коммуникативных информационных возможностей, как форма передачи прошлого, настоящего, бу­дущего народа, его быта, традиций, обычаев, нравов, особенностей трудовой деятельности, природ­ной среды.

Дисциплина «Родной язык и литература» предусматривает формирование национального само­сознания при непременном интересе к другим национальным культурам как уникальному способу отражения жизни другого народа и стремлении познать культуру народов других национальностей, населяющих Башкортостан, Россию, другие страны. С этой целью учебные программы по родному языку и литературе интегрированы с программами по изучению русского языка и литературы, исто­рии и культуры Башкортостана, английского языка (любого иностранного языка), арабской графики. В нашем понятии интеграция означает состояние связанности отдельных дифференцированных час­тей и функций системы, организма в целое; процесс сближения и связи наук, происходящих наряду с процессами их дифференциации с другими источниками по математике и русскому языку. Интегри­рованная образовательная область — это та же учебная дисциплина, но составленная из содержа­тельных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания из других источников, которые входили ранее в учебный процесс. Интегрированные образовательные области довольно легко вписываются в предметную систему обучения и не нарушают традиционного характера дея­тельности педагога со школьниками, который продолжает вести свой предмет и дополнительно включает, в зависимости от необходимого материала, небольшие интегрированные курсы (в соответ­ствии с темой). Эта первая тема не только расширяет его предметную область, но и обогащается со­держанием, сближает с другими дисциплинами, педагогами, дает школьнику действовать соответст­венно...

Таким образом, язык тесно взаимосвязан с этнопсихологией, этнодидактикой, с самобытностью народа, его самосознанием, поэтому необходимо обеспечить в школах создание культуролингвисти­ческих условий качественного изучения каждым человеком русского языка, языка своей националь­ности и двух и более иностранных языков как средств общения в диалоге культур.

Исходя из этого правы будут те исследователи, которые считают, что роль главного, стержнево­го принципа построения системы образования, в том числе высшего (именно высшего!) образования, должен играть принцип сообразности образования культуре, т.е. образование должно соответство­вать не одному какому-то сектору культуры (например, науке или религии), а культуре как целостно­сти, как системе духовных и материальных ценностей [8; 26].

Несомненно, поликультурное образование является стратегическим потенциалом для современ­ного педагога, ориентированного на воспитание «всеобщего» человека в его индивидуальном опре­делении. Оно расширяет горизонты образовательной деятельности; способствует формированию по­лифонического видения мира; ставит своей целью воспитание «неодномерного» человека; культиви­рует веротерпимость и социальную солидарность как нравственный идеал и норму поведения. Поли- культурное образование зиждется на принципах эпистемологического плюрализма, недопустимости авторитарности в научных суждениях, в его рамках осуществляется демократизация образовательно­го процесса. Однако следует помнить, что стратегии поликультурного образования также не свобод­ны от определенной доли односторонности — абсолютизируя идею многообразия мира культуры, они нивелируют идею его единства. В результате образование становится фрагментарным. Чтобы избежать этой опасности, необходимо соблюдать принцип дуальности монокультурного и поликуль- турного начала, их взаимной коррекции, равновесия. Этой стратегией является диалог. Диалог — это не простое наложение двух противоположных идеалов — единства и отдельности, особенного и все­общего, а постоянное стремление к осуществлению гармонизации идеалов безусловной ценности личности и общечеловеческой солидарности. Поэтому философский идеал современного образования можно определить как воспитание диалогического человека, способного воспринимать и создавать мир в гармонии его многообразия.

Список литературы

1      Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография. — М. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2004. — 576 с.

2      Зиатдинова Ф.Н. Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе: Дис. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 2006. — 183 с.; Зиатдинова Ф.Н., Хакимов Э.Р. Модель поликультурного образовательного пространства // Современные образовательные технологии и школьная практика: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. — Ижевск, 2008. — Журнал. — № 10. — С. 64-68.

3      Фельденкрайз М. Понимание при делании / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (Сост. В.Ю.Баскаков). — М.: НПО «Психотехника», 1993. — 46 с.

4      Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. — 2003. — № 6. — С. 31-35.

5     Ялалов Ф.Г. Становление и развитие национального гимназического образования. — Казань: Паритет, 2001. — 37 с.

6      Гершунский Б.С. Образование в III тысячелетии: гармония знания и веры (Прогностическая гипотеза образователь­ного триумфа). — М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 1997. — 120 с.

7      Гершунский Б.С. Философия образования для ХХІ века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.

8      Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной куль­туры. — М.: Флинта, 2009. — 261 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.