Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Гносеологические аспекты религиозного сознания

Ответы на вопросы о том, как осмыслить полноту разума, полноту познания, во многом опреде­лялись теми культурными и духовными традициями, в рамках которых развивалась та или иная фи­лософия.

Начиная со времен античности, основной проблемой философии является проблема специфики научного разума как способности к чисто логическому анализу. На протяжении многих веков (вплоть до конца XIX в.) господствующая линия западноевропейской гносеологии обращала внимание в ос­новном на рационально-логическую сторону познания. Однако еще в XVII в. Б.Паскаль пытался на­править философский взгляд на «разум сердца».

Перед нами два различных образа познания бытия. Первый путь к познанию выражается в том, что познавательная способность человеческого духа, направленная вовне, встречаясь с бесчисленным разнообразием явлений, видов, форм, бесконечным дроблением всего происходящего, умом настой­чиво ищет единства, прибегает к синтезу, порой искусственному. И то единство, которое достигается на этом пути, не всегда отражает реальное и объективно сущее, но является лишь формой отвлечен­ного мышления.

Иной путь к познанию о бытии лежит через обращение человеческого духа внутрь себя и затем к Творцу, и тем самым ум отходит от бесконечной множественности и раздробленности явлений мира, где, по словам И.В.Киреевского, отдельные силы «сливаются в одно живое и цельное зрение ума» [1; 249]. Задача обретения целостности, уцеломудрения ума выступает здесь не только как интеллек­туальная задача, но еще больше как духовно-мистическая практика, где исследователь должен обла­дать особой чуткостью к тому, что принадлежит к области духа.

Стремление к Истине является характерной чертой человеческой духовной природы. При этом философское познание необходимо для человека, так как оно учит истинно мыслить и стремиться к высшим понятиям. «Стремление к Абсолютному, — пишет проф. П.А.Милославский, — обусловли­вается природным стремлением человека к высшим идеалам существования и знания сравнительно с тем, что есть и что известно в любое данное время... в том числе к лучшему, наибольшему и самому достоверному знанию» [2; 425].

В настоящее время внимание философии все более занимает проблема взаимосвязи между фи­лософским, научным и религиозным видением мира. Как наука, философия (от греч. «philia» — лю­бовь и «sophia» — мудрость) имеет своим предметом умственное исследование начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного, а также исследование и определение законов и целей и всего бытия вообще, умственной и нравствен­ной жизни и деятельности человека в особенности.

Но в то же время многие современные философы нередко высказывают мнение о несуществова­нии общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о ее предме­те, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процеду­рой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений.

Со времени Сократа для древних мыслителей наука и философия были существенно различны: одна давала человеку знание, другая делала его мудрецом. Конечно же, они понимали, что человек может служить предметом всестороннего научного изучения, даже сами производили такие попытки, но все-таки решение загадки о человеке выносили за пределы науки. И если наука на основании всех своих опытов могла приходить только к установлению положения доктрины Пифагора: navrrnv Хрц/uarav fsxpov ахӨрюко («человек есть мера всех вещей»), то в учении Платона философия a priori выходила из другого положения: Kavrrnv урщатож fisxpov Өso («мера всех вещей есть Бог»). Согласно последнему положению философия приходит к заключению, что благо человека заключается не в том, что есть человек, а в том, чем он может быть, и действительная мудрость заключается не в изу­чении человеческой природы, а в развитии ее по идеалу человечности. Сам Платон по силе этого за­ключения определил процесс философии как уподобление Богу — o^oirnaiq тш Өsш. Пифагорейцы же указали конечную цель человеческого развития — полное посмертное обожествление.

Отсюда видно, что философия неразрывно связана с процессом познания, а вернее, самопозна­ния того, кем должен быть (=стать) человек.

В послании к своему ученику Тимофею апостол Павел пишет: «Вникай в себя и в учение; зани­майся этим постоянно: ибо, так поступая, спасешь и себя и слушающих тебя» (1 Тим. 4,16). Этими словами подчеркивается, что познание есть процесс, в котором активно участвует весь человек «всею душою своею и всем разумением своим» (Мф. 22, 37), и, конечно, под этим понималась не отвлечен­ная игра ума, а работа над собой, созидание личности, напряжение духа, собирающее и сопрягающее все силы и функции души. И этот девиз был актуален не только в младенческую пору человечества. Например, с особой силой звучит призыв к самоосознанию у Ф.М.Достоевского. «Не вне тебя правда,—   говорит он, — а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, — и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собст­венном труде над собою» [3; 526].

Несомненно, что познание существенно зависит от духовной жизни личности, а также глубоко обусловлено теми ценностными и мировоззренческими горизонтами, в которых оно разворачивается, которые служат выражением духовного самоопределения личности и эпохи.

По мнению профессора В. Д.Кудрявцева-Платонова, истина предмета, которую ищет познание, раскрывается через рассмотрение феноменальной стороны предмета на фоне его идеального образа, через соотношение того, чем он является, с тем, чем должен быть. В этом ключе углубление и расши­рение познания теснейшим образом связаны с нравственным совершенством личности, где познание рассматривается не просто как функция гносеологического субъекта, а как целостный акт личности. По словам проф. В.Зеньковского, «онтологическая сторона познания и состоит в сближении с пред­метом познания, чтобы перейти в любовь к нему. Достаточно уяснить себе эту конечную задачу по­знания, чтобы понять, что так называемая «теоретичность» познания, понимая это в смысле грече­ского Theoria, вовсе не есть чисто созерцательное отношение к предмету, — это есть движение духа к предмету, имеющее в виду обнять его любовью и соединиться с ним через эту любовь» [4; 71].

Такое соединение происходит путем веры, которая есть особенный, таинственный способ позна­ния, сверхрациональный тип знания, которое превышает человеческий разум, естественное свиде­тельство приобщения к реальности более высокой, чем телесный мир.

Идеал веры как истинного познания развивал русский философ В.И.Несмелов (нач. ХХ в.), ко­торый писал, что «вся сущность проблемы религиозной веры выражается вопросом об ее познава­тельном значении: что именно представляет собой религиозная вера с точки зрения теоретического мышления? Есть ли она действительное познание трансцендентной реальности, или же она представ­ляет собою, хотя психологически и совершенно естественное, но в познавательном отношении все- таки совершенно фиктивное построение человеческого воображения?» [5; 29].

Роль веры в процессе познания подчеркивает и преп. Иустин Попович, который пишет, что вера означает принятие мира прежде всякой логики, прежде миропознания. Поверить — значит «смирить себя крайним умосмирением, признать, что своей глубиной и огромными размерами мир превосхо­дит все наши устройства познания и возвышается над ними» [6; 89].

При этом в суждениях веры теоретический разум строит познание трансцендентной стороны бытия, которая неведома на пути эмпирического познания вещей, но которая реально дана познаю­щему мышлению в непосредственных интуициях человеческого духа.

По мнению преп. Исаака Сирина, вера обладает безграничным творческим потенциалом и, не будучи скована необходимостью подчинения естественным законам, с дерзновением выходит за рам­ки естества [7]. Пользуясь классификацией знания, преп. Исаак различает между собой «естественное» и «духовное». Первое есть знание, предшествующее вере, тогда как второе — знание, порождаемое ве­рой. Естественное знание является рациональным «знанием снизу», а духовное — сверхрациональным «знанием свыше». Если «знанием снизу» могут обладать даже подверженные страстям, то «знание ду­ховных тайн свыше» получают святые через ум посредством благодати: «<...> кто удостоился этого, тот ночью и днем пребывает в таком состоянии, словно некто вышедший из тела и уже находящийся в том мире праведных <.> это вход в божественный покой, о котором говорили Отцы, и это переход из области страстей к просветленности и к движениям свободы» [8; 257].

Философская мысль призвана устремляться к установлению тех аспектов, без которых невоз­можна религия, гаснет религиозное сознание, которые его, следовательно, конституируют; к обнару­жению основных категорий религиозного суждения. Уже в самом определении понятия «религия» дано основное ее существо. Данное понятие содержит суммарную мысль о ней: religio — religare — связь, связывать, соединять.

Таким образом, в религии устанавливается и переживается связь человека с тем, что выше него. Отсюда в основе религиозного сознания лежит поэтому основной и неустранимый дуализм: в рели­гии, какова бы она ни была в своей конкретной форме, есть всегда два начала, два полюса. По спра­ведливому замечанию Л.Фейербаха, религия есть как бы «раздвоение человека» с самим собой, от­ношение его к себе как к другому, второму, не одному, не единственному, но связанному, соединен­ному, соотносящемуся. Поэтому в самой обшей форме можно дать такое определение религии: рели­гия есть «опознание Бога», переживание связи с Богом.

Если эту религиозную формулу перевести на философский язык, то она будет выражена как пе­реживание трансцендентного, недоступного опытному познанию (от лат. transcendo «переступать»), становящегося имманентным (от лат. immanens, immanentis «пребывающий внутри»), однако при сохранении своей трансцендентности переживание трансцендентно-имманентно. В религии неизбеж­но приходится иметь дело с этой сопряженностью противоположных логических полюсов, их взаи­моотталкиванием и постоянным притяжением: в категориях религии трансцендентно-имманентное есть основное формальное понятие, в котором осознается связь с божеством [9; 12].

Религиозное сознание имеет особую логику, «око умного видения», проникающего к высшей действительности. Удостоверяя человека в реальности иного, божественного мира, религиозное пе­реживание приводит его в живую, непосредственную связь с религиозной действительностью. Как верно заметил С.Н.Булгаков: «На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, кто реально на своей жизненной дороге встретился с божеством, кого настигло оно, на кого излилось превозмо­гающей своей силой» [9; 12-13].

В религиозном мировоззрении осуществляется постижение глубинной сущности человека, имеющей духовную природу и сопряженную с Божественным бытием. В недрах религиозной веры и религиозного мировоззрения возникает религиозное самосознание и самопознание человека, в кото­ром человек осознает себя причастным к духовному, абсолютному божественному миру, имеющим возможность устанавливать связь с этим миром, приобщаться к нему.

«То уже не эмпиризм, когда мы, везде и всегда видящие границы пространства, начинаем по­мышлять о безграничном» [10; 369], — писал в XIX в. Н И.Пирогов. Обретая таковую способность, человек становится на путь познания своей природы как имеющей отношение к духовному божест­венному миру. Он научается осознавать и опознавать онтологическое, т.е. божественное, или абсо­лютное, содержание своего внутреннего мира, видеть, что оно является выражением и свидетельст­вом глубин сущностного бытия человека.

Наполнение самосознания человека онтологическим содержанием происходит в процессе созна­тельно-волевого, практического духовного делания — опытного богопознания и богоуподобления человека, направленного на раскрытие образа Божия в душе человека. «Познай себя самого, из чего и каким ты сотворен... И этим достигнешь красоты Первообраза», — писал в IV в. отец и учитель Церкви святитель Григорий Богослов [2; 360], исходя из евангельского свидетельства апостола Петра о том, что через Христа и во Христе человек становится «причастником Божественного естества» (2 Петр. 1,4).

Живой опыт религиозного самосознания приводит человека к вере в абсолютную, свободную, творческую божественную Личность, являющуюся источником и творцом жизни, Личность, обла­дающую могуществом собственной причины и достоинством своей собственной цели, ничем не де­терминированную и не обусловленную извне. Данный опыт содержит в себе значимый для религиоз­ного сознания момент мистического единения Бога и человека. Примером такого единения является мистический опыт в православном подвижничестве, где непременным условием любви является стремление к единению двух миров, когда, по словам Ф.М.Достоевского, «мимоидущий лик земной и вечная Истина» соприкасаются друг с другом.

Свят. Василий Великий пишет: «Весь мир, состоящий из разнородных частей, Бог связал каким- то неразрывным союзом любви в единое общение и единую гармонию.» [4; 178]. Свят. Григорий Богослов также говорит о неразрывных узах любви, «которыми все связало Творческое Слово... дото­ле он есть мир (Koajuog) и красота несравненная» [4; 178].

Здесь мы подходим к вопросу об онтологическом восприятии, где кроме поверхности («оболоч­ки») видимого, измеримой и чувственно воспринимаемой, существуют божественные энергии, про­низывающие весь мир, через которые мир держится Богом и управляется Им.

Эти лучи есть «неприступный свет», который «неприступен», «непознаваем», но в то же время может стать видимым и воспринимаемым через «свет лица Господня». В священнической молитве первого часа есть слова, обращенные к Господу Иисусу Христу: «Да знаменается на нас свет Лица Твоего и да в Нем узрим свет неприступный». В этих словах заключена «вся тайна молитвенного восхождения к Богу. но в них же указуется и на то, что мир живет не вне Бога, а с Богом и в Боге. Правда, «мир во зле лежит» — и эта темная оболочка зла закрывает от нас то, что происходит «поза­ди» зла. Часто они и остаются «неявленными», т.е. непроницаемыми для нашего созерцания и по­знания, но они не только реальны, но ими и держится вся познаваемая реальность мира. Надо только беречься в установлении этого слияния тварного и нетварного в мире» [4; 188-189].

В качестве примера, очень верно передающего православное учение святых отцов об «узах люб­ви», приведем цитату одного из стихотворений А.К.Толстого:

Меня, во мраке и пыли Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой темный взор,

И стал мне видим мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И слышу я, как разговор Везде немолчный раздается,

Как сердце каменное гор С любовью в темных недрах бьется,

С любовью в тверди голубой Клубятся медленные тучи,

И под древесною корой Весною свежей и пахучей С любовью в листья сок живой Струёй подъемлется певучей.

И вещим сердцем понял я,

Что все, рожденное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К Нему вернуться жаждет снова.

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия Неудержимо к Божью лону.

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало [4; 188-189].

Важным моментом здесь является видение «умной красоты», к которой душа ищет приближе­ния, где лучшим выражением внутреннего состояния подвижника, стремящего к богообщению, яв­ляются слова: «Лица твоего, Господи, взыщу» (Пс. 26). Плод же всего — божественная любовь, кото­рая есть не что иное, как благодать, приобретенная «внутренним человеком». Эта любовь есть не только движение души, но также и нетварный дар, «божественная сила, непрестанно воспламеняю­щая душу и соединяющая ее с Богом действием Святого Духа» [11; 160].

Именно через любовь дезинтегрированная личность воссоединяется, и человеку дается возмож­ность все более и более познавать своего Творца. Любящая сила души является центральным гносео­логическим орудием богопознания. Любовью достигается новая сущность личности, новая природа: человек исходит из своей природы, проникает в иную природу, исполняясь полнотой Божества. Мо­литвенно-мистическое соединение с Божеством преподобный Макарий Великий характеризует как собирание себя, собирание своей души в Боге через обращенный к Богу подвиг любви.

Ответом на подобное устремление души служит любовь Божия, которая способна обнять сердце подвижника и исцелить все его бытие, собирая «внутрь» и раскрывая его духовные очи для некоего нового видения. В этом и состоит совершенная любовь, которая превращает человека в ипостась, способную вместить благую, угодную и совершенную волю Божию. Соединение личности подвиж­ника с Богом (обожение) есть дар божественной благодати. При этом обожение понимается как ре­альное преображение всецелого человека в его психосоматическом единстве, начинающееся уже в земной жизни и ведущее человека к богоуподоблению. Устремление человека к Богу является здесь реальной установкой, где на пути богопознания подвижник разрывает оковы индивидуума и раскры­вается, чтобы принять новое онтологическое содержание. При этом верная глобальная ориентация обретается лишь с участием нравственно-онтологических начал, которые не просто добавляются к установке познания, но и внутренне трансформируют и изменяют ее природу.

Таким образом, изучая проблему религиозного сознания, необходимо развивать ту благодатно­подвижническую гносеологию, в которой перед человеческим познанием стоит вечная Истина во всей полноте своих бесконечных совершенств и преподается освященному, облагодатствованному человеку. Истина — это не дискурсивное, психическое или метафизическое понятие, а Вечная Лич­ность Богочеловека. Возрастание сознания в познании Вечной Истины всегда совершается в данной категории. При этом в самой своей сущности познание — это не только гносеологический, но и эти­ко-онтологический акт, в котором таинственно совершается соединение познающего с познаваемым, субъекта с объектом.

Э.Мунье, рассуждая о проявлении христианства, подчеркивает его историчность как «историю человечества во Христе». Личность Богочеловека воплощена и действует в мире. В этом ключе чело­век заключает в себе историческое бытие, и цель человечества — «реализация себя в истории» (Е.В.Дворецкая). И христианство, по словам Мунье, указывает человеку на необходимость «активно­го присутствия» во всем временном.

Ступени богопознания можно было бы назвать не только творческими силами познания, но и принципом познания. При упражнении себя в добродетелях и претворении их в составные элементы своего существа изменяется сознание личности, и человек возводится от одного ведения к другому, от познания к познанию. Отсюда можно сделать вывод, что реализация человеческой личности со­вершается подвигом в многотрудном восхождении от просто бытия (обычное человеческое сущест­вование) через благобытие (бытие в добре) к вечному благобытию.

 

Список литературы

  1. Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. — М.: Правило веры, 2002. — 662 с.
  2. Милославский П.Н. Основания философии как специальной науки. — Казань: Типография Императорского ун-та, 1883. — 443 с.
  3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: избранные страницы. — М.: Современник, 1989. — 555 с.
  4. Зеньковский В. Основы христианской философии. — М.: Канон+, 1997. — 560 с.
  5. НесмеловВ.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. — Казань: Центральная типография, 1913. — 110 с.
  6. Иустин (Попович), преподобный. На богочеловеческом пути. — СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 1999. — 297 с.
  7. Исаак Сирин, преподобный. Слово 25//Слова подвижнические. — М.: Правило веры, 2002. — 709 с.
  8. Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. — 336 с.
  9. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — 415 с.
  10. Зеньковский В. История русской философии. — М.: Академический Проект, Раритет, 2001. — 879 с.
  11. ЛосскийВ.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. — М.: Центр «СЭИ», 1991. — 288 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.