Исследование креативности в раннем юношеском возрасте

Высокие темпы развития общества в современном мире ведут к необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное общество характеризуется все возрастающей информационной насыщенностью. С увеличением потоков информации фундаментальные предметные знания, умения и навыки по-прежнему остаются важной и обязательной, но уже недостаточной целью образования [1; 12]. По этой причине особую значимость приобретает формирование у школьников личной и социальной компетентности [2]. 

В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 г. стратегическим направле­нием стало создание благоприятных условий для формирования высокообразованной конкуренто­способной творческой личности, с инновационным, творческим типом мышления, способной само­стоятельно сформулировать проблемы государства и практически их решить [3; 34]. Это значит, что общество предъявляет образованию своеобразный социальный заказ на личность. Завтрашние выпу­скники школ должны будут иметь навыки поисково-исследовательской и творческой деятельности, чтобы эффективно действовать в образовательных, профессиональных и жизненных обстоятельствах [4; 41].

Успешность деятельности человека в решении проблем разных планов (технических, научных, организационных и пр.) тесно связана с креативностью. Она включает способность человека к не­шаблонному, оригинальному мышлению и поведению, которые отличаются созидательным характе­ром [5; 123]. Одно из современных направлений в изучении креативности базируется на ее понима­нии как универсальной познавательной творческой способности. Представители данного направле­ния исследуют взаимосвязь интеллектуальных познавательных характеристик и способности к созда­нию новых идей [5; 124].

Сегодня креативный человек более востребован по сравнению с людьми, не реализующими свой творческий потенциал. Причина лежит в его постоянном развитии, открытости к новому опыту, ко­торая, в свою очередь, порождает развитие. В связи со сказанным выше актуальной видится проблема развития творческого потенциала школьников [6; 68].

Одним из периодов яркого проявления креативности является старший подростковый возраст (раннее юношество). Граница данного возраста, согласно периодизации онтогенеза Д.Б.Эльконина, лежит между 15 и 17 годами. В это время осуществляется интенсивное формирование мировоззре­ния, системы оценочных суждений, нравственной сферы, убеждений и идеалов человека. В ранней юности происходит открытие своего «Я», развивается рефлексия, нарастает тенденция самопознания, осознается собственная идентичность.

В период ранней юности индивид выходит на качественно новую социальную позицию. Она способствует формированию его отношения к себе как к члену общества. В связи с этим возникает необходимость поиска своего места, самоопределения, выработки плана своей будущей жизни.

Потребность в реализации своего потенциала раскрывается через чувство взрослости. В старших классах чувство взрослости трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыра­жения. Возникает стремление не просто доказать наличие своей индивидуальности, а проявить, выра­зить ее. Из этого стремления рождается побуждение развиваться, актуализировать способности сво­его «Я». Отсюда берет начало творчество как стремление и потребность выражать себя, используя воображение и внутренние ресурсы.

Также данный возраст характеризует эмоциональное отношение старшеклассников к различным аспектам жизни, глубина и разнообразие переживаемых чувств, что побуждает их искать способы выражения своего «Я». У школьников старших классов появляется свой, специфический, устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Отсюда возникают предпосыл­ки творчества — поэтические опыты, собственные гипотезы при обсуждении научных проблем, по­пытки изобретательства.

Раскрытие творческих способностей происходит только в активной деятельности, в значитель­ной степени их совершенствованию способствует учеба. Учебный материал школьной программы в старших классах не только усложняется, он предполагает самостоятельное, творческое осмысление полученных знаний в их взаимосвязи, проявление интеллектуальной активности. Кроме того, специ­фика учебной деятельности направлена на формирование у старшеклассников саморегуляции учеб­ной работы, на совершенствование ими методов познания. Эти особенности, а также возрастающий уровень познавательных потребностей повышают креативность мышления. Активно развивается та­кой процесс, как визуализация, происходит смещение внимания в сторону непривычного, изменяется подход к осмыслению различных явлений. Все это условия для развития творческого потенциала старшеклассников.

С другой стороны, зачастую к периоду раннего юношеского возраста операциональные структу­ры мыслительной деятельности являются уже сложившимися, стереотипизированными прошлым опытом. Снятие стереотипности ранее сформированных способов деятельности может быть достиг­нуто через развитие у старшеклассников эвристических стратегий. Они побуждают проявлять гиб­кость умозаключений, генерировать идеи, активизируют воображение, нацеливают на поиск альтерна­тивных суждений.

Однако содержание и технология образования в современной школе остались, в сущности, ма- лоизмененными. Но активно и широко внедряется в сегодняшнее школьное образование такая форма контроля усвоения знаний, как тестовый экзамен. Наряду с достоинствами (экономичность времени, объективность) тестовая форма контроля имеет ряд существенных недостатков. Большая часть во­просов, сформулированных в тестовых заданиях, адресована к памяти, а не к мышлению учащихся [7; 10]. Проведение экзаменов в виде тестирования заставляет учеников заниматься постоянной про­работкой тестовых заданий с целью достижения более высоких результатов, т.е. школьников просто «натаскивают» на выполнение тестов. Наконец, тестовые задания способствуют развитию конкретно­го тестового мышления, связанного с осуществлением единственно правильного выбора, а никак не творческого [8; 223].

На основании изложенного выше была определена цель исследования: выявить отличия в прояв­лениях креативности у учащихся 10 и 11 классов с различным уровнем успеваемости.

Критерий формирования выборки с участием учеников 10-х и 11-х классов не является случай­ным. Существующая в настоящее время в системе среднего образования форма контроля качества образования — ЕНТ (единое национальное тестирование) требует на подготовку к нему в выпускном классе затрат большого количества времени и сил как педагогов, так и учеников. В 11-м классе зна­чительная часть учебного времени отводится на проработку тестовых заданий, что влечет за собой снижение познавательной активности и преобладание репродуктивной мыслительной деятельности, тогда как в 10-м классе образовательный процесс направлен на изучение нового учебного материала, с выполнением различных творческих проектов, расширением общего кругозора.

Мы предположили:

1) уровень креативности учащихся 10-х классов выше, чем у учащихся 11-х классов;

2)  у учащихся, успевающих на «отлично», уровень креативности ниже, чем у успевающих на «хо­рошо» и «удовлетворительно».

В эмпирическом исследовании приняли участие 60 юношей и девушек 15-18 лет, обучающихся в средних образовательных учреждениях города Темиртау: ОСШ № 5, 9, 10, 15, 20, 21, 24, городской гимназии № 1, городской гимназии им. Т.Аубакирова, ПТКЛ, частной школе «Престиж». Все стар­шеклассники были разделены на 2 группы. В каждую вошли по 30 учащихся 10-х и 11-х классов со­ответственно (по 10 человек, обучающихся на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»).

В качестве методического инструментария были использованы следующие психологические ме­тодики:

1)  краткий тест творческого мышления П.Торренса [9; 3]. Он позволил исследовать такие прояв­ления креативности, как беглость (продуктивность), гибкость, оригинальность и разработанность идей;

2)   тест вербальной креативности (RAT) С.Медника (адаптация А.Г. Алексеевой, Т.В.Галкиной) [10]. Эта методика позволила выявить и оценить существующий у респондентов, но часто скрытый, блокируемый креативный потенциал.

В ходе исследования образной креативности у учащихся 10-х и 11-х классов по методике П.Торренса получены следующие данные.

По показателю беглости наиболее многочисленную группу составили учащиеся со средним уровнем креативности (в 10-х классах 86,7 % и в 11-х — 83,3), значительно меньше школьников с уровнем показателя беглости ниже нормы (десятиклассников — 13,3 %, одиннадцатиклассников — 16,7). Учащихся с высоким уровнем данного показателя не оказалось. Средний уровень показателя беглости означает, что учащиеся способны к порождению достаточного числа идей, отвечающих их возрастной норме (чему способствует подвижность нервных процессов); у школьников присутствует средний уровень творческой мотивации, стремления к новому. Возможно, низкий уровень беглости показали недостаточно мотивированные респонденты, либо обладающие инертными нервными про­цессами, либо те, кто тщательно детализировал рисунок и не успел за отведенное время завершить работу над заданием. В целом от 10-го к 11-му классу отмечается тенденция к увеличению числа учащихся с показателем беглости ниже нормы, но статистически значимых различий нет (табл. 1).

Таблица 1

Показатели креативности у учащихся 10-х и 11-х классов, %

Уровень креативности

Образная креативность

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

10 кл.

11 кл.

10 кл.

11 кл.

10 кл.

11 кл.

10 кл.

11 кл.

Ниже нормы

13,3

16,7

26,7

13,3

16,7

26,7

6,6

10

Норма

86,7

83,3

66,7

73,3

80

73,3

56,7

63,3

Выше нормы

-

-

6,6

13,3

3,3

-

36,7

26,7

 

Показатель гибкости позволяет оценить способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем [9]. По параметру «гибкость» наиболее многочисленную группу составили также школьники со средним уровнем (в 10-х классах 66,7 % и в 11-х — 73,3). Уровень гибкости, обозначенный как «ниже нормы», в 26,7 % случаев характерен для учащихся 10-х классов и в 13,3 — 11-х. Уровень гибкости, превы­шающий норму, чаще отмечался у учащихся 11-х классов (13,3 и 6,6 % соответственно) (табл. 1). Од­нако статистически достоверных различий между 10- и 11-классниками нет.

Преобладающий уровень оригинальности среди учеников 10-х и 11-х классов средний (80 и 73,3 % соответственно). Уровень оригинальности, превышающий норму, отмечен лишь у 3,3 % 10-классников. Он свойствен, как правило, неконформным личностям с высокой интеллектуаль­ной активностью, которые способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения. Уровень оригинальности ниже нормы выявлен у 16,7 % 10-классников и 26,7 % 11- классников (табл. 1). Таким образом, имеется тенденция к снижению показателей оригинальности от 10 к 11 классу. Это означает, что в целом ученики обоих классов не выдвинули идеи, отличающиеся от очевидных или твердо установленных.

Результаты характеризуют школьников как достаточно конформных и социализированных, при­чем к выпускному классу эти качества проявляются у все большего количества учащихся. Видимо, имеет место преобладание репродуктивной мыслительной деятельности, направленной на воспроиз­ведение указанного способа решения задач, а не на формирование опыта творческого поиска путей решения поставленной проблемы.

Наибольший процент учащихся показал средний уровень разработанности (в 10-х классах — 56,7, в 11-х — 63,3 %). Это свидетельствует об их склонности к действиям по шаблону. Уровень раз­работанности ниже нормы отмечен у 6,6 % десятиклассников и 10 % одиннадцатиклассников. От 10­го к 11-му классу отмечается тенденция к снижению числа школьников с уровнем разработанности выше нормы (36,7 и 26,7 % соответственно) (табл.1). Высокие значения этого показателя характерны для учащихся со склонностью к изобретательской и конструкторской деятельности. Но даже они раз­рабатывают, детализируют уже имеющиеся идеи и образы, а не создают новые, обнаруживающие новые свойства. На это указывает низкий и средний уровень показателя оригинальности.

Для выявления творческого потенциала учащихся был применен тест вербальной креативности (RAT) С.Медника. Стимульный материал I серии позволил определить уровень вербальной креатив­ности, который оценивается по индексам оригинальности и уникальности. После подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения в выборках 10-х и 11-х классов были определены зна­чения данных индексов в градации: ниже нормы, норма, выше нормы.

Наиболее многочисленную группу составили учащиеся со средним уровнем креативности: в 10-х классах — 71,6 и в 11-х — 68,3 %. Учащихся, проявивших творческость мышления, в 10-х классах вы­явлено 13,3 % и 15 — в 11-х классах. Учащиеся с уровнем креативности ниже нормы в 10-х классах составили 15 % и в 11-х — 16,7. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что коли­чество учащихся, чья вербальная креативность выше нормы, и в 10-х и в 11-х классах общеобразова­тельных учреждений в целом незначительно, учащиеся не проявляют своего творческого потенциала (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика уровня вербальной креативности у учащихся 10-х и 11-х классов

в I серии, %

Класс

Уровень вербальной креативности

ниже нормы

норма (средний уровень)

выше нормы

10

15

71,6

13,3

11

16,7

68,3

15

 

Стимульный материал второй серии позволил выявить скрытый креативный потенциал, который часто блокируется. Результаты общего уровня вербальной креативности, полученные во второй се­рии, представлены в таблице 3.

Можно констатировать факт, что после предъявления второй серии количество учащихся, про­демонстрировавших высокий уровень креативности, увеличивается до 23,3 % в выборке 10-х классов, но статистически достоверных различий между показателями I и II серии не обнаруживается. В вы­борке 11-х классов количество учащихся с высоким уровнем креативности, наоборот, снижается до

11,     6 %.

Таблица 3

Сравнительная характеристика уровня вербальной креативности у учащихся 10-х и 11-х классов

во II серии, %

Класс

Уровень вербальной креативности

ниже нормы

норма (средний уровень)

выше нормы

10

25

51,6

23,3

11

16,7

71,6

11,6

 

Таким образом, раскрыть свой скрытый творческий потенциал удалось только небольшой части десятиклассников.

В рамках данного исследования мы также определили креативность учащихся с различным уровнем успеваемости. В ходе исследования образной креативности по показателю беглости наибо­лее многочисленную группу (по 90 %) составили «отличники» и «хорошисты» и 75 % — «троечни­ки» (табл. 4). У этих учащихся обнаруживается средний уровень креативности по данному парамет­ру, что соответствует возрастной норме. Не выявлено ни одного учащегося, чей показатель беглости превысил бы средний уровень. Но установлено, что показатель беглости ниже нормы у школьников, которые учатся на «удовлетворительно»; у обучающихся на «4» и «5» он составил 25 и 10 % соответ­ственно.

Таблица 4

Показатели уровня беглости у учащихся с различной успеваемостью, %

Успеваемость

Уровень беглости

ниже нормы

средний (норма)

Отличная

10

90

Хорошая

10

90

Удовлетворительная

25

75

 

Таким образом, большинство подростков, которые выдвинули малое количество идей, не отве­чающее возрастной норме, учатся на «удовлетворительно».

Показатели гибкости у большинства учащихся с различным уровнем успеваемости также лежат в пределах возрастной нормы: у 70 % обучающихся на «5», 60 % — на «4», 80 % — на «3» (табл. 5). Наиболее низкий результат по гибкости показали «хорошисты» — 30 %, а у «отличников» и «троеч­ников» он составил 15 %. Высокий результат по данному параметру обнаружили — отличники (15 %), 10 % «ударников» и 5 % «троечников».

Таблица 5

Показатели уровня гибкости у учащихся с различной успеваемостью, %

Успеваемость

Уровень гибкости

ниже нормы

средний (норма)

выше нормы

Отличная

15

70

15

Хорошая

30

60

10

Удовлетворительная

15

80

5

 

Таким образом, показатель гибкости выше среднего преобладает среди отличников. Это свиде­тельствует об их высокой информированности, широком интеллектуальном развитии, о подвижности мышления, что позволяет им выдвигать более разнообразные идеи, применять различные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую и при этом придерживаться единой линии в мышлении. Низкий показатель гибкости преобладает среди «хорошистов». Возможно, они наиболее прочно усваивают репродуктивную модель обучения.

По параметру оригинальности наиболее многочисленную группу (по 80 %) составили «хороши­сты» и «троечники» и 70 % — «отличники» (табл. 6). Они показали средний уровень креативности. Высокий уровень оригинальности свойствен лишь 5 % учащихся с удовлетворительной успеваемо­стью. Низкую оригинальность продемонстрировали 30 % «отличников», 20 % «ударников» и 15 % «троечников».

Таблица 6

Показатели уровня оригинальности у учащихся с различной успеваемостью, %

Успеваемость

Уровень оригинальности

ниже нормы

средний (норма)

выше нормы

Отличная

30

70

 

Хорошая

20

80

 

Удовлетворительная

15

80

5

 

При сравнении показателей оригинальности в трех выборках статистически значимых различий не выявлено. Показатели по данному параметру находятся в основном в пределах возрастных норм, а это значит, что в целом ученики с различным уровнем успеваемости не выдвинули идеи, которые от­личаются от очевидных или банальных. Среди учащихся с разной успеваемостью отличники в мень­шей степени способны продуцировать идеи необычные, нестандартные, отличающиеся от общепри­нятых. Оригинальность свойственна, скорее, старшеклассникам с более низкой успеваемостью — в данном случае «троечникам».

По параметру разработанности выявлены статистически значимые различия между «отличника­ми» и «хорошистами». Среди учащихся, чей уровень разработанности является средним, наиболь­шую группу составили «отличники» — 75%, 55 — «троечники» и 50 % — «хорошисты» (табл. 7).

Таблица 7

Показатели уровня разработанности у учащихся с различной успеваемостью, %

Успеваемость

Уровень разработанности

ниже нормы

средний(норма)

выше нормы

Отличная

5

75

20

Хорошая

 

50

50

Удовлетворительная

5

55

40

 

Во всех группах увеличилось число учащихся, чей показатель разработанности выше нормы. Их наибольшее количество среди «хорошистов» — 50 %. 40 % составляют подростки, обучающиеся на «3» и 20 % — «отличники». Соответственно снизилось количество школьников с низким уровнем разработанности: среди «отличников» и «троечников» их по 5 %, среди «хорошистов» нет.

Итак, учащиеся со средним и ниже среднего уровнем успеваемости демонстрируют высокий уровень способности к разработке и детализации идей. Но все-таки они разрабатывают уже сформу­лированные ранее идеи. Низкий уровень оригинальности означает отсутствие способности у всех учащихся (вне зависимости от уровня успеваемости) к созданию новых образов, новых свойств. При­чем у школьников с высоким уровнем успеваемости наблюдается более низкий уровень разработан­ности.

В совокупности по всем показателям образной креативности результаты следующие.

Одинаковое количество респондентов с различными уровнями успеваемости продемонстрирова­ло креативность ниже нормы — по 15 %. Креативность выше нормы продемонстрировали те школь­ники, которые учатся на «4» и «3», — 15 и 12,5 %. Среди «отличников» число креативных подрост­ков меньше — 8,7 %. Наиболее многочисленную группу составили учащиеся со средним уровнем креативности: «отличники» — 76,2, «ударники» — 70, «троечники» — 72,5 % (табл. 8).

Учащиеся

Образная креативность

ниже нормы

норма (средний уровень)

выше нормы

«Отличники»

15

76,2

8,7

«Ударники»

15

70

15

«Троечники»

15

72,5

12,5

Таблица 8

 

 

Тест вербальной креативности (RAT) С.Медника (I серия) позволил выявить уровень вербальной креативности школьников с различным уровнем успеваемости.

Наиболее многочисленную группу составили учащиеся со средним уровнем креативности: «от­личники» — 75, «ударники» — 67,5, «троечники» — 72,5 %. Уровень креативности выше нормы по­казали лишь 5 % успевающих на «отлично», 22,5 — на «хорошо» и 17,5 — на «удовлетворительно». Учащиеся с уровнем креативности ниже нормы составили в группе «отличников» 20 %, в группе «ударников» и «троечников» — по 10 % (табл. 9).

Учащиеся

Вербальная креативность

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

«Отличники»

20

75

5

«Ударники»

10

67,5

22,5

«Троечники»

10

72,5

17,5

Таблица 9

 

 

В целом можно сделать вывод, что творческим потенциалом в большей степени обладают школьники, которые учатся на «хорошо» и «удовлетворительно», а учащиеся с высокой успевае­мостью не показывают выраженных творческих способностей.

На втором этапе исследования мы попытались выявить скрытый креативный потенциал, кото­рый часто блокируется (табл. 10).

Учащиеся

Вербальная креативность

ниже нормы

норма

выше нормы

«Отличники»

17,5

62,5

20

«Ударники»

17,5

67,5

15

«Троечники»

15

70

15

Таблица 10

 

 

 

Количество учащихся, раскрывших свой творческий потенциал, увеличилось до 20 % в выборке «отличников». В выборках «хорошистов» и «троечников» оно, напротив, уменьшилось до 15 %, при­чем различия статистически достоверны.

Проведенная работа по исследованию креативности у старшеклассников позволила сделать сле­дующие выводы:

  1. Проявление творческого потенциала у учащихся вписывается в кривую нормального распре­деления. Подавляющее большинство школьников проявляют средний уровень креативности; при­мерно равное количество учащихся демонстрируют показатели выше нормы и ниже нормы, но при этом наименьшее количество высококреативных подростков среди «отличников».
  2. К 11 классу намечается тенденция к увеличению числа учащихся, чей показатель гибкости превысил возрастную норму (13.3 %) по сравнению с числом учащихся в 10-х классах (6,6 %).
  3. Оригинальность выше среднего уровня (3,3 %) выявлена у учащихся 10-х классов. К 11 клас­су, напротив, намечается тенденция к увеличению числа учащихся с показателем оригинальности ниже нормы (26,7 %).
  4. Показатель разработанности выше нормы установлен у большинства учащихся 10-х классов (36,7 %), к 11 классу намечается тенденция к снижению этого показателя (26,7 %).
  5. Количество учащихся 10-х и 11-х классов с креативностью выше нормы (11,6 и 10 % соответ­ственно) в целом незначительно. К 11 классу намечается тенденция к увеличению числа учащихся с низким уровнем креативности (от 15,8 до 16,7 % школьников).
  6. По параметру гибкости низкие результаты продемонстрировали 30 % «хорошистов», а «от­личники» и «троечники» показали средний и высокий результаты — по 85 % соответственно.
  7. Низкий уровень оригинальности проявили «отличники» (30 %), тогда как большее количество «троечников» показали средний и высокий уровень оригинальности.
  8. По показателю разработанности результаты выше нормы продемонстрировали «хорошисты» и «троечники» — 50 и 40 % соответственно, и лишь 20 % «отличников».
  9. В целом высокий уровень креативности свойствен «ударникам» и «троечникам» — 12,5 %, среди «отличников» он обнаружен у 8,7 %.
  10. Распределение показателей образной креативности по методике П.Торренса в целом совпа­дает с распределением показателей вербальной креативности по методике С.Медника.

Помочь развитию творческого потенциала учащихся, их продуктивных способностей и личности (эмоциональному самовыражению, осознанию ценности своих идей, способности к выработке лично­стных стратегий и тактик при решении новых проблем, умению самостоятельно сделать выбор, при­нять решение) может изменение содержания образования от знаниецентристского к компетентност- ному, а также дальнейшее внедрение современных образовательных технологий, где будут учиты­ваться индивидуальные особенности, способности, потребности и интересы учеников.

Список литературы

  1. Пфейфер Н.Э., Бурдина Е.И., Мустафина Г.М. Характеристика компонентов экологической компетентности студентов энергетических специальностей // Вестник Карагандинского ун-та. Сер. Педагогика. — 2010. — № 1. — С. 12-18.
  2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года [Электронный ресурс] // Виртуальная библиотека образовательных ресурсов Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова: [vkgu.kz]. URL: library.vkgu.kz/virtualibrary/kon_2015.shtm (дата обращения 15.10.2011).
  3. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 34-43.
  4. Лазарева Е.А., Синельникова Е.П., Соколова О.А. Исследование мотивации учения в раннем юношеском возрасте // Психологическая наука в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2011. — С. 41-53.
  5. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 123-132.
  6. Жетписбаева Б. Креативность как интегральное качество личности // Высшая школа Казахстана. — 1999. — № 1. — С. 68-74.
  7. Ким Б.И. Иновационная технология учебного тестирования // Вестник АПН Казахстана. — 2008. — № 5-6. — С. 10-19.
  8. СелезневаЕ.В. Интеллектуальный потенциал и творческое мышление // Мир психологии. — 2009. — № 3. — С. 215-223.
  9. ТуникЕ.Е. Диагностика креативности. Тест П.Торренса: Метод. руководство. — СПб: Иматон, 1998. — 68 с.

Тест вербальной креативности (RAT) С.Медника (адаптация Алексеевой Л.Г., Галкиной Т.В) [Электронный ресурс] // Психология личности [psychologiya.com.ua/]. URL: psychologiya.com.ua/testy.html (дата обращения 10.09.2010).

Фамилия автора: Синельникова Е.П. , Лазарева Е.А. , Барикова А.Р.
Год: 2012
Город: Караганда
Категория: Психология
Яндекс.Метрика