Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Взаимообусловленность способа и орудий совершения преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов

Элементом криминалистической характеристики преступлений является способ совершения. В 1970 г. в своих исследованиях Г.Г.Зуйков указывал, что «способ совершения преступления пред­ставляет собой систему взаимообусловленных, подвижно детерминированных действий, направлен­ных на подготовку, совершение и сокрытие преступлений, связанных с использованием соответст­вующих орудий и средств, а также времени, места и других способствующих обстоятельств объек­тивной обстановки совершения преступления» [1; 15-16].

Знания о способе и орудиях совершения преступлений, связанных с деятельностью нетрадици­онных религиозных конфессий, имеют значение в конкретно обусловленных и взаимосвязанных ме­жду собой планах с учетом психологических аспектов: уголовно-правовом, уголовно­процессуальном, криминалистическом.

В уголовно-правовом аспекте значение способа совершения преступления определяется неодно­значно. Например, А.Н.Трайнин указывал, что с позиций догматической трактовки текста норм Осо­бенной части уголовного закона «способ совершения преступления рассматривают в качестве фа­культативного признака объективной стороны состава преступления, т.к. он упоминается не во всех диспозициях» [2; 98, 99].

В.Н.Кудрявцев, продолжая дискуссию, трактует способ «как определенный порядок, метод, по­следовательность движения и приемов, применяемых лицом, которые качественно характеризуют преступное действие» [3; 71].

Как обязательный аспект, свойственный каждому преступлению, являющийся необходимым и «решающим признаком состава преступления», рассматривает способ совершения преступления Я.М.Брайнин [4; 141, 142]. Уголовный закон далеко не всегда признает способ квалифицирующим признаком состава пре­ступления. Г.Г.Зуйков исходит из следующего содержания уголовно-правового значения способа со­вершения преступлений:

  • по признаку «способы совершения преступлений» законодатель отграничивает друг от друга уголовно-наказуемые деяния (например, кража, убийство, побег и т.д.);
  • способ действия используется законодателями в качестве основного критерия для установле­ния уголовной ответственности за деяния, которые будут выполнены иными способами и вле­кут лишь административную или гражданскую ответственность;
  • в ряде случаев способ совершения преступления предусмотрен в диспозициях статей особен­ной части системы уголовного законодательства как обстоятельство, квалифицирующее соде­янное;
  • некоторые способы совершения преступления являются обстоятельствами, отягчающими от­ветственность;
  • способ совершения преступления учитывается судом при индивидуализации наказания, так как характеризует содеянное, субъект преступления и субъективную сторону [1; 6].

Однако значение способа в процессе расследования не может исчерпываться только уголовно­правовым пониманием. Уголовно-процессуальное значение способа совершения преступления выра­жается в содержании предмета доказывания. Способ преступления должен быть установлен и дока­зан фактическими данными, полученными в результате производства следственных действий с целью установления объективной истины по уголовному делу.

В уголовно-процессуальном аспекте способ совершения преступления рассматривается «как комплекс действий, совершаемых преступником в определенной последовательности и приводящих к преступному результату» [1; 20]. В этом смысле способ совершения преступления является частью объективной истины, устанавливаемой по уголовному делу, и играет вспомогательную роль в про­верке и оценке доказательств, устанавливаемых в предмете доказывания, в чем и проявляется его уголовно-процессуальное значение.

Способ совершения преступления в криминалистике определяется его информативностью и де­терминированностью факторов, имеющих значение при расследовании уголовных дел, различных видов и групп преступлений. «Криминалистическая наука изучает способ совершения преступления, по существу, как содержательное явление действительности, и на основе познания закономерностей его формирования, причин и форм повторяемости разрабатывает средства, приемы и методы обнару­жения, собирания, исследования и оценки судебных доказательств» [1; 11-12].

Г.Г.Зуйков указывал, что криминалистическое значение способа совершения преступления и возможность рассмотрения его в качестве закономерности возникновения доказательств основыва­ются на детерминированности и повторяемости способов совершения преступления [1; 12].

Факторы, детерминирующие способы совершения преступления, связанные с деятельностью не­традиционных религиозных конфессий, согласно изложенному выше положению можно классифи­цировать по внешним проявлениям, относящимся в окружающей среде, в которой находится пре­ступник, и внутренним, которые относятся непосредственно к личности преступника и его психоло­гическим свойствам.

Содержанием, сущностью внешних детерминированных факторов совершения преступления криминалистическая наука определяет: свойства объекта преступления, предмет преступного посяга­тельства, объективные условия сложившейся обстановки совершения преступления, объективную связь или ее отсутствие между предметом посягательства и лицом, совершившим преступление. Внешние выполняют свои функции посредством психического состояния лица, совершившего пре­ступление: его эмоции, мировоззрение, чувства, интеллектуальный потенциал. Далее психическое состояние обусловливается такими чувствами, которые характеризуют внешнюю среду и определяют принятие индивидуумом решений, касающихся определенных явлений и их значимости.

К числу внутренних факторов можно отнести: мотив и цель совершения преступления, личност­ные свойства и качества объекта преступления, его психический и психологически тип и свойства. Внутренние и внешние факторы находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии друг с дру­гом и впоследствии определяют индивидуальность способа, каким совершается преступление тем или иным лицом. Эти факторы, по нашему мнению, должны рассматриваться вместе, неотделимо один от другого, чтобы четко установить событие преступления и способ его совершения. Также не­обходимо учитывать, что обозначенные факторы с течением времени подвержены изменению, что обусловлено спецификой веры и иррациональным, присущим человеку, и при сохранении цельности объективной установки совершения преступления ее отдельные элементы меняются либо заканчива­ют свое существование, и на их месте появляются новые, с учетом которых субъект преступления осуществляет преступный замысел.

Процесс детерминации способов совершения преступлений, связанных с деятельностью нетра­диционных религиозных конфессий и культов, состоит в том, что даже способы однородных, схожих преступлений, совершенных одним и тем же лицом, не смогут совпадать друг с другом во всех своих элементах. Это ведет к необходимости обоснования предположения об «аналогичности способов на совпадение нескольких характерных признаков», а также к тому, что «отражение событий преступ­ления во внешней среде имеет ситуационный характер, зависящий от условий, где оно проходило».

«Отражение может быть неполным или измененным во внешнем мире, являющимся информа­цией о происшедшем событии, и доказательства его могут остаться неизвестными» [1; 14].

Повторяемость способа совершения преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов, основанная на детерминированности, определяется условиями и характером этого процесса.

Как любое другое явление в обществе, результат деятельности индивидуума, повторяемость основываются на разделяющихся закономерностях, проявляющихся и в способах совершения пре­ступления, что «не исключает отклонений, выражающихся в том, что какое-то лицо может совершить преступление иного вида, чем оно совершало ранее, или другим способом, или способом, частично измененным» [1; 15].

Таким образом, в основе криминалистического учения о способе совершения преступлений, свя­занных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий, лежит закономерная зависимость от детерминирующих обстоятельств.

Такое предположение на современном этапе всплеска религиозной активности может стать тео­ретической базой различного вида криминалистических рекомендаций в практике расследования преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов.

По нашему мнению, понятие способа совершения такого рода преступлений требует также рас­крытия его психологической сущности, которое обозначается системой детерминированных дейст­вий. Таким образом, с точки зрения современной психологии, действие предполагает три отдельные части: действие-деятельность, непосредственно действие и действие-операция, имея в виду, что все три типа функционируют как движение.

А.Н. Леонтьев, Ю. Д.Панов в своих исследованиях отмечали, что «термин «деятельность» — это сложная совокупность процессов, имеющих общую направленность на достижение результата, кото­рый предполагает совершение действий [5]. Действия — это относительно самостоятельные процес­сы, подчиненные самостоятельной цели, но соответствуют побуждению той деятельности, в которую они входят. Операцииэто состав действий, отвечающий условиям действия, но не его цели, по­скольку одни и те же операции могут выполнять разные действия. Действия и операции находят свои выражения в движениях и их совокупности, которые невозможно отнести к определенной операции или отдельному действию.

Как правильно отмечал Г.Г.Зуйков, «установление способа совершения преступления по кон­кретному уголовному делу состоит в выявлении системы движений и операций, при помощи которых были совершены действия, а также той системы действий, объединенных общей целью деятельности и образующих ее» [1; 16]

Способ совершения преступления относится к объективной стороне состава преступления и по­этому включается в его уголовно-правовую характеристику. Относится он и к характеристике пред­мета доказывания, т.е. обладает и процессуальным содержанием. Однако решающее значение он имеет для частной криминалистической методики, поскольку является базой для выдвижения как общих, так и частных версий, в этом качестве влияет на определение направлений расследования и решение других вопросов раскрытия и расследования преступления, поэтому должен быть включён в содержание криминалистической характеристики преступления.

Общие закономерности преступной деятельности миссионеров, проповедников и адептов позво­ляют определить криминалистическую характеристику преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов. Содержание характеристики, составляющие её данные позволяют наглядно увидеть её отличия от криминалистической характеристики преступле­ний, не связанных с нетрадиционной религиозно-культовой деятельностью.

Криминалистическая характеристика включает в себя систему сведений о криминалистически значимых признаках преступления конкретного вида, группы, подгруппы, отражающих закономер­ные связи между ними, служащих построению и проверке следственных версий в расследовании при установлении объективной истины по делу. Криминалистическая характеристика преступлений, свя­занных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов, должна включать сис­тему данных о способах подготовки, совершения и сокрытия преступления и типичных последствиях его совершения, личности вероятного преступника, вероятных мотивах и целях преступления, лично­сти вероятной жертвы преступления, иных обстоятельствах совершения преступления, куда входят ме­сто, время, обстановка, мотив, цель.

Однако способ совершения преступления как элемент криминалистической характеристики об­ладает криминалистической значимостью не только в силу своей информативности, но и потому, что на начальном этапе расследования отдельных видов уголовно-наказуемых деяний следствие обладает сведениями именно о способе совершения преступления.

Лица, совершающие преступления, связанные с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов, чтобы не оставлять материальных следов, подбирают способ совершения пре­ступления, приспосабливая его к определённой обстановке, складывающейся криминальной ситуа­ции, т.е. в большинстве случаев заблаговременно готовятся к совершению противоправного деяния.

Способ совершения преступлений в сфере нетрадиционной культово-религиозной деятельности имеет свою специфическую особенность — изначально он носит, по большей мере, характер психо­логического воздействия и тщательно планируется. С этой целью изучаются социально­общественная среда, потенциал и ментальность населения для возможного подбора адептов, наибо­лее восприимчивых к новым нетрадиционным культово-религиозным идеям, с ослабленной психиче­ской деятельностью, инфантилизмом и эмоциональной неустойчивостью, доверчивостью для исполь­зования их в совершении преступлений. Особое внимание уделяется изучению географического рас­положения местности, где планируется локализация такой организации, характер действий со сторо­ны государственных органов, осуществляющих регистрацию, анализируется опыт осуществления рассматриваемой деятельности по вовлечению адептов в иных регионах.

Способ совершения преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов, имеет психологическую природу, а именно использование методов воздействия на сознание человека и в целом на психическую деятельность.

Использование в качестве способа совершения преступлений таких явлений, как состояние транса, гипнотическое воздействие, в том числе с использованием психотропных веществ, а также психологических технологий, связанных с манипуляцией внимания, влиянием на сознательную и не­осознаваемую часть психики человека, формированием у индивида стойких представлений мировос­приятия в свете иррационального, построенных на естественных страхах и желаниях человека, меня­ет его личность и свойства, разрушает систему ценностей (Модель мира) и психику.

Исследования показывают, что способ совершения преступлений является разновидностью ди­намического стереотипа поведения человека, т.е. в его основе лежат психологические закономерно­сти. Данное положение подтверждается тем, что при совершении преступлений, связанных с нетра­диционной религиозно-культовой деятельностью, повторяется способ преступления или заимствует­ся его часть, ранее уже использованного конфессией или культом. Выявляются закономерность, ана­логии способа совершения преступления, что связано с использованием имевшего место преступного опыта в иных нетрадиционных религиозных конфессиях и культах.

Анализ материалов практической деятельности показывает, что способ совершения преступле­ния зависит от физиологических и психологических свойств преступника-адепта, наличия психиче­ских отклонений и психологических травм, что оказывает существенное влияние на подверженность психики человека постороннему воздействию.

Общие закономерности способа и выбора орудий совершения преступлений, связанных с дея­тельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов, зависят от конкретной цели и ею определяются.

Основными элементами способа совершения преступлений такого рода являются подготовка, совершение и сокрытие, характеризуемые спецификой орудий и средств совершения общественно опасных деяний. Необходимо подчеркнуть зависимость способа совершения, подготовительных дей­ствий и сокрытия преступлений от личностных свойств преступника. Такая зависимость определяет­ся как особо значимая, что обусловливается характером и направленностью конкретной нетрадици­онной религиозной конфессии или культа, ее территориальным расположением, происхождением и удаленностью, принятыми традициями, где ведущую роль играют свойства личности адептов, что определено рядом факторов. К числу последних следует отнести специфическую направленность конфессии и культа, личностных свойств адепта, как субъекта преступления, свидетелей и очевидцев из числа адептов-прихожан, их связей с социумом, личностной структурой внутреннего мира, специ­фикой обстановки, где совершаются противоправные деяния и в целом противоправная деятельность. Неоднократность совершения преступлений, возможность использовать, приобретать и усовершенст­вовать преступный опыт впоследствии ведут к формированию навыков сокрытия преступлений.

На основе материалов практической деятельности правоохранительных органов Республики Ка­захстан сокрытие преступлений, совершённых в нетрадиционной религиозно-культовой деятельно­сти, в 89 % случаев осуществлялось до возбуждения уголовного дела, в 4 % — на первоначальном этапе расследования, на последующих этапах не осуществлялось вообще, в 7 % случаев — в процессе судебного разбирательства. При этом на активности сокрытия преступления и противодействия рас­следованию практически в каждом третьем случае негативно сказывается факт отсутствия содержа­ния подозреваемого (обвиняемого) под стражей, т.е. мера пресечения не предполагала его изоляцию, в частности, от конфессии, от общества.

Практический опыт позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев лица, совершающие преступления в сфере нетрадиционной религиозно-культовой деятельности, в отличие от иных ви­дов общественно опасных деяний, совершенно четко осознают общественную опасность своих дей­ствий и намеренно уничтожают следы, которые остаются на месте преступления. Исключение в данном случае составляют лица, которые в силу наличия психического расстройства не способны реально оценивать угрозу своих действий и не преследуют корыстных мотивов, что отчасти харак­терно для преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов: например, известный случай с Псковскими отшельниками в России, имевший место весной 2010 г.

Данные об орудиях преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов, в криминалистической характеристике способа преступления являются обяза­тельными, что обусловливается спецификой рассматриваемых преступлений.

Исследования показывают, что комплекс орудий совершения преступлений определяется на­правленностью нетрадиционной религиозной конфессии или культа. Используемые орудия соверше­ния преступлений в данной сфере дополняют друг друга, формируя тем самым сложную конструк­цию, элементами которой являются человек как биологический вид, технические и иные средства (например, ядовитые, психотропные и наркотические вещества). В этом плане человек выступает как высокоэффективное орудие преступления, способное к самостоятельному выбору наиболее опти­мальной территориально-пространственной дислокации для осуществления преступного замысла до наступления преступного результата. Это особенно показательно при использовании взрывных устройств и достижении преступного результата акта терроризма.

Выбор орудия и способ совершения преступления зависят от свойств личности субъекта престу­пления, его психических способностей, физической силы, профессиональных навыков, принадлежно­сти к определенной категории адептов или миссионеров и напрямую связаны с характером противо­правного деяния. Например, нетрадиционные религиозные конфессии происламской направленности, как правило, используют в равной степени психическое воздействие и обучение навыкам использо­вания огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, а эклектические культы — психотропные, нар­котические и иные вещества, а также современные методы психологического воздействия на челове­ка, с целью достижения измененных состояний сознания.

В способе совершения преступления проявляются профессиональные навыки, что особо выделя­ется при выборе орудий преступления и сокрытии деяния: например, лицо, не имеющее навыков ис­пользования огнестрельного оружия, не будет избирать его орудием для совершения преступления.

Особенности свойств личности адептов предполагают и своеобразие способов сокрытия престу­плений. Существуют различные формы и приёмы сокрытия преступлений, начиная от отказа дачи показаний, дачи заведомо ложных показаний до использования конспиративных методов и физиче­ского уничтожения свидетелей. Традиции нетрадиционных религиозных конфессий и культов, нали­чие субкультуры и установка неофициальных норм поведения запрещают адептам (свидетелям, по­терпевшим и преступникам) проявлять инициативу в процессе расследования, несмотря на то, что их пассивность может привести к ухудшению положения, связанного с возможным назначением наказа­ния и может являться крайне опасной для жизни, психического, физического здоровья и собственно­сти человека и членов его семьи.

При совершении неочевидных преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных рели­гиозных конфессий и культов, способ сокрытия преступления является составной частью способа совершения преступления.

При совершении очевидных преступлений способ сокрытия как целенаправленная деятельность может отсутствовать, а отказ от дачи показаний выступает как реализация адептами неофициальных норм поведения.

Религиозно-культовых преступников условно можно подразделить на три категории, для кото­рых характерны индивидуальные закономерности сокрытия преступлений.

Первая категория склонна к заранее обдуманным способам сокрытия преступлений: криминаль­но активные адепты умышленно вводят следствие в заблуждение, выигрывая тем самым время, унич­тожают материальные следы своих деяний, а также принимают меры к тому, чтобы переложить от­ветственность на других адептов, находящихся в зависимости, например, на тех прихожан, которые получали материальную помощь конфессии или культа. Избираются способы совершения преступ­ления, которые также и скрывают его — как правило, это убийства, где труп впоследствии каким- либо способом уничтожается.

Вторая категория религиозно-культовых преступников редко скрывает следы совершенных дея­ний в силу своей неустойчивости и нестабильности личностных качеств. В процессе расследования они могут неоднократно изменять свои показания, прибегать к оговору других адептов либо членов своих семей, как вынудивших их совершить преступные действия.

Третья категория адептов в неодинаковых случаях применяет различные способы, т.е. действуя спонтанно, после совершения преступления они могут применять сокрытие, а могут и не применять его. Определяющими факторами здесь являются конкретная ситуация, складывающаяся после со­вершения преступления, и психологическая реакция личности на совершенное им деяние в реальных условиях места и времени. Способ сокрытия в таких случаях будет являться самостоятельным эле­ментом преступной деятельности и не охватывается определённым умыслом. Для таких преступни­ков характерны следующие действия: склонение свидетелей к даче ложных показаний, инсценировка некриминального события, укрытие орудий преступления и т.п.

В ходе анализа была выявлена следующая закономерность, состоящая в том, что лица, обла­дающие повышенной степенью криминальной активности, затрачивают на подготовку преступлений в сфере нетрадиционной религиозно-культовой деятельности достаточно значительное время, при­спосабливая способ совершения преступления и выбор орудия его совершения к обстановке, сло­жившейся на момент совершения преступления. Адепты — лица, обладающие высокой степенью криминальной активности в нетрадиционной религиозно-культовой деятельности, при подготовке преступлений используют сложные конспиративные методы, к которым можно отнести специальную проверку соучастников-адептов, предварительную имитацию каких-либо конспиративных действий, в том числе преступного характера, для определения поведения наблюдаемого лица в условиях, мак­симально приближенных к оперативно-розыскным и следственным действиям. Адепты — лица, во­влечённые в преступление неблагоприятной ситуацией, затрачивают на подготовку преступления небольшое количество времени. Это лица с нестабильными личностными свойствами, не имеющие четких временных границ. Необходимо отметить, что преступления, совершённые в группе лиц, в 96 % случаев готовятся заблаговременно.

Подготовка к совершению преступлений в сфере нетрадиционной религиозно-культовой дея­тельности означает изготовление или приобретение орудий преступления, подготовку алиби и не­гласные консультации с лицами, обладающими специальными познаниями в различных научно­практических направлениях, например, в психологии, юриспруденции, религиоведении и пр. В под­готовку совершения преступлений также можно включить определение способов их сокрытия.

Наиболее распространённый вид орудий преступления в нетрадиционной религиозно-культовой деятельности — это разнообразные печатные издания пропагандирующего и агитационного характе­ра, огнестрельное оружие, взрывчатые вещества. На наш взгляд, в качестве орудий преступления также необходимо выделять все те предметы и методы, которые направлены не только на физическое уничтожение людей или его угрозу, но и на психологическую, идеологическую подготовку. В этом смысле при расследовании преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов, можно выделить предметы и орудия совершения преступлений, характеризуе­мые повышенной опасностью применения в физическом и психологическом смысле. Критерием раз­граничения понятия повышенной опасности орудия (предмета или метода воздействия), используе­мого при совершении рассматриваемой группы общественно опасных деяний, выступает степень возможного нанесения вреда и мощность его распространения. Например, акт терроризма по своей общественной опасности влечет больший вред, чем действия психотропных веществ по изменению состояний сознания, вызванных у адептов с целью завладения имуществом. Применение веществ или методов психологической подготовки сознания личности к действиям, направленным на физическое уничтожение человека либо его угрозу, непосредственно им предшествует. Однако основа здесь яв­ляется единой, а именно использование религиозно-культовых действий и психологических методов воздействия на личность в преступных целях.

В орудиях совершения преступлений отражаются не только профессиональные навыки преступ­ника, но и его интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Связь свойств личности с использова­нием орудий совершения преступлений обусловливает объем подготовительных мероприятий (время, место совершения преступления, соучастники, характер материальных следов, способ совершения преступления и пр.).

Таким образом, способ совершения преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных конфессий и культов, можно определить как систему действий, избранных преступни­ком для достижения преступной цели и обусловленных характером нетрадиционно-культовой дея­тельности и в соответствии с этим выбором орудий преступления, отличных от данных криминали­стической характеристики преступлений, совершенных вне конфессий и культов, обстановкой, суб­культурой, наличием профессионального преступного опыта, личными физиологическими и психо­логическими свойствами личности преступников-адептов.

 

Список литературы

  1. ЗуйковГ.Г. Установление способа совершения преступления. — М.: Юрид. лит., 1970. — 43 с.
  2. Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. — М.: Юрид. лит., 1957. — 104 с.
  3. КудрявцевВ.Н. Объективная сторона преступления. — М.: Юрид. лит., 1960. — 71 с.
  4. БрайнинЯ.М. Уголовная ответственность в уголовном процессе. — М.: Юрид. лит., 1963. — 132 с.
  5. Леонтьев А.Н., Панов Ю.Д. Психология человека и технический прогресс // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности в психологии. Философия и психология. — 1963. — № 2. — С. 75. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.