Конституционно-правовое закрепление прав человека и гражданина в Конституции Республики Казахстан 1995 года

Конституционная доктрина Казахстана закрепила положение о естественном происхождении прав индивида и в ст.12, п.2, провозгласила, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми.

Одной из новелл современной конституции является установление о том, что права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Это означает, что при издании законов Республики Казахстан государство должно исходить из конститу­ционных прав и свобод индивида, из интересов человека и гражданина. Данная статья конституции впервые реально воплощает в жизнь казахстанского общества принципы конституционализма, в ча­стности, принцип приоритета личности перед государством.

В то же время осуществление прав и свобод человека и гражданина имеет ограничительные рамки, которые выражаются в следующем:

1) оно не должно нарушать права и свободы других лиц;

2)  оно не должно посягать на конституционный строй;

3)  оно не должно посягать на общественную нравственность.

Совершенно новая теория заложена в закреплении правового статуса личности Республики Ка­захстан. В основе казахстанской концепции конституционных прав и свобод, закрепленных Консти­туцией 1995 г., лежат общечеловеческие ценности, к которым долго шло цивилизованное общество. Многие положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН от 10  декабря 1948 г. [1], нашли отражения в современной Конституции РК.

Необходимо отметить, что естественно-правовая концепция прав и свобод нашла свое всеобъем­лющее выражение в Конституциях РК. Согласно данной концепции человек является источником своих естественных прав и свобод, которые признаются абсолютными и неотчуждаемыми в соответ­ствии со ст. 12 Конституции РК 1995 г. [2]. Важно иметь в виду, что права и свободы человека, неза­висимо от гражданской принадлежности, признаются государством Казахстан, гарантируются и за­щищаются им. В то же время права и свободы человека не тождественны с правами гражданина, хотя и взаимосвязаны. Права и свободы человека и гражданина представляют собой фундаментальную категорию Конституции РК, призванной утвердить человека как высшую ценность казахстанского общества. Обеспечение гражданских прав и свобод является одним из принципов формирующегося казахстанского конституционализма.

В Конституции 1995 г. впервые установлен в качестве субъекта конституционных прав и свобод не гражданин, т.е. лицо, официально принадлежащее к данному государству и, соответственно, поль­зующееся его покровительством, а каждый человек, независимо от его гражданской принадлежности. Признание Конституцией РК прав человека означает признание конституционной доктриной Казах­стана естественных прав, носящих неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения, независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за ли­цом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

Таким образом, в современном праве различаются два понятия: «права человека» и «права граж­данина». Под первыми, первоначально возникшими, понимаются права и свободы, присущие всем людям, независимо от их гражданства, вытекающие из естественного права, под вторыми — права и свободы, предоставляемые позитивным правом государства своим гражданам.

Термин «права человека» употребляется всегда в международном праве, а термин «права граж­данина» — в конституционном и другом внутригосударственном праве. Термин «права человека» употребляется и в конституционном праве Республики Казахстан, поскольку он предоставляет права и свободы не только своим гражданам, но в значительной мере и негражданам, находящимся на тер­ритории государства. Права человека, исходящие из естественного, надгосударственного права не исключают их позитивного оформления в конституционном и другом законодательном материале; таким способом сглаживается определенная противоречивость двух названных групп прав и свобод, имеющих различное происхождение.

Раздел второй Конституции 1995 г. посвящен закреплению правового статуса человека и граж­данина. В отличие от Конституции 1993 г., где основам правового положения гражданина Республи­ки Казахстан был посвящен первый раздел, состоящий из семи глав, Конституция 1995 г. без подраз­деления на главы выделяет этим целям тридцать статей.

Институт гражданства претерпел значительные изменения. Необходимо отметить, что сущность гражданства характеризуется его основными принципами и общими началами, закрепленными в Конституции РК и Законе «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. с изменения­ми и дополнениями от 3 октября 1995 г. [3].

На наш взгляд, наиболее ценным при становлении института гражданства Республики Казахстан является новое концептуальное содержание данного института — прежде всего воплощение общече­ловеческих ценностей, признание человека и государства равноправными субъектами, наделение их взаимной ответственностью. Эти основополагающие начала и составили систему принципов граж­данства Республики Казахстан [4; 60, 61].

Важнейший принцип гражданства Республики Казахстан — признание взаимной ответственно­сти гражданина и государства — закреплен в ст. 1 Закона «О гражданстве Республики Казахстан»: «Республика Казахстан в лице своих органов и должностных лиц ответственна перед гражданами Республики Казахстан, а гражданин Республики Казахстан ответствен перед Республикой Казах­стан».

Одним из существенных принципов гражданства, впервые конституционно закрепленных в 1995 г., является принцип единства и равенства гражданства. Единство гражданства проявляется в том, что каждый человек в Республике Казахстан имеет право на гражданство. И все граждане Рес­публики Казахстан, независимо от места проживания, обладают равными правами и равной ответст­венностью. Принцип равенства проявляется в том, что все граждане равны перед законом, независи­мо от оснований приобретения гражданства, происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д.

Принцип равенства граждан является всеобъемлющим по своему содержанию. Один из важных принципов гражданства, закрепленных в Конституции 1995 г., — принцип моногражданства: за гра­жданином Республики Казахстан не признается принадлежность к гражданству другого государства. Проблемы двойного гражданства, появившиеся с момента принятия Закона «О гражданстве Респуб­лики Казахстан» в 1991 г., явились одной из причин возникших осложнений с рядом государств. На­личие граждан, обладающих двойным гражданством, создает сложности как для государства, так и для конкретного лица. Практика законодательства о гражданстве большинства стран направлена на сокращение лиц с двойным гражданством.

Один из известных ученых-специалистов по вопросам гражданства Н.В.Витрук считает, что на­хождение лица в двойном гражданстве способно нанести ущерб суверенитету государства, считаю­щего это лицо в соответствии с внутренним законодательством своим гражданином [5; 4].

Прежде всего, нарушается основополагающий принцип государства — осуществление полной юрисдикции государственной власти над своим гражданином. А с другой стороны, возникают труд­ности у гражданина в пользовании своими правами. Все это вынуждает государство принимать меры к ликвидации причин, порождающих двойное гражданство. Согласно п. 3 ст. 10 Конституции РК «за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства». Конституция, закрепив такое положение, исключила возможность института двойного гражданства [4; 62, 63].

Необходимо отметить, что впервые в основе конституционной концепции прав и свобод Респуб­лики Казахстан было заложено учение о свободе. Причем доктрина казахстанского конституциона­лизма в своей основе имеет учение о свободе, пытается найти разумный баланс между свободой и социальной свободой, свободой и государственным регулированием. Идея свободы вначале несла в себе идею свободы человека от государственного вмешательства. Далее же в своем концептуаль­ном развитии свобода стала рассматриваться как «участие в создании такого общества, в котором каждый человек выступает как его естественная составная часть. Ибо если человек — это социаль­ное по своей природе существо, с необходимостью включенное в политическое общество, то под­линная свобода — это не просто личная свобода или свобода от общества: она состоит в реализации благороднейших качеств человека и добровольном подчинении законам, которые он помогает созда­вать. Поэтому свобода не сводится только к либеральным процедурным ограничениям, она подразу­мевает наличие объективных критериев блага и справедливости. Свобода трактуется как средство личностного саморазвития. Свобода в контексте гражданских прав — это не только свобода от произ­вола власти, но и свобода формирования общественного предназначения человека — свобода стать бо­лее достойным гражданином, достойным жизни в гармоничном и справедливом государстве [6; 84].

На протяжении долгих лет выкристаллизовывались ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. Документальное закрепление эти представления о свободе нашли в Декларации о независимости США 1776 г., Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., во Французской декларации прав человека и гражданина 1978 г. Эти величайшие по своей значимости документы и заложили фундамент современной цивилизации, в них — смысл и цель пра­вового, конституционного государства.

В Конституции РК нашло отражение не только право на жизнь, но проистекающее из него право на признание его правосубъектности. Конституционно закреплено право каждого защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. указывает на необхо­димость обеспечения правовой защиты для любого лица, требующего такой защиты [7]. Пункты 2 и 3 ст. 13 Конституции реализуют в конституционном законодательстве республики указанную выше статью Международного пакта о гражданских и политических правах.

Так, п. 2 ст. 13 Конституции предоставляет каждому право на судебную защиту своих прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц также могут быть обжалованы в суде. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Республики Казахстан обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имею­щиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Пункт 3 ст. 13 гарантирует право на полу­чение квалифицированной юридической помощи.

Закон РК «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 г. [8] в качестве основной задачи возлагает на адвокатуру содействие реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией РК права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифициро­ванной юридической помощи. Статья 6 Закона «Об адвокатской деятельности» предусматривает слу­чаи оказания юридической помощи бесплатно. При этом доверители, по их просьбе, освобождаются от оплаты, а юридическая помощь оказывается адвокатами за счет средств адвокатской конторы либо коллегии адвокатов.

Одним из важнейших принципов конституционализма является равенство. Казахстанская док­трина конституционализма закрепляет этот принцип в ст. 14 Конституции РК, в которой утверждается: «Все равны перед законом и судом». В ныне действующей конституции в таком виде нашла отражение ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, где утверждалось, что «все равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». Равенство всех перед зако­ном означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т.е. совпа­дение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Содержание равенства предполагает отсутст­вие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям.

Пункт 2 ст. 14 конституционно закрепляет охрану личности от какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, на­циональности, отношения к религии, убеждений, места жительства и т.д.

Конституция правового государства обеспечивает юридическое, т.е. формальное, равенство ме­жду людьми. Смысл формального равенства состоит в предоставлении всем равных стартовых воз­можностей, реализация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свободы человека регулировать эти человеческие качества. Попытка привести их к «средней» величине неминуемо ведет к торможению общественной активно­сти людей, утрате энергии самых сильных и общественно полезных личностей. Столь же важно ра­венство людей перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека — все, т.е. каждый человек, как граждане, так и неграждане, а также иностранцы, предстают перед судом в равном ста­тусе, получая одинаковую защиту своих законных прав и неся одинаковую меру ответственности.

Конституционализм усложняет принятие и выполнение государственных решений не в качестве самоцели, а для того чтобы люди жили свободно или, по крайней мере, были свободными от государ­ственного произвола. Конституция, соответствующая требованиям конституционализма, отличается от простых основных законов, определяющих государственную структуру, тем, что она стремится обеспечить именно свободу. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение свободы для других людей, особенно для должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к лю­дям.

Основополагающее право человека — это неотъемлемое и естественное право каждого на жизнь, которое закреплено в ст.15 Конституции Республики Казахстан. В целях соответствия европейским стандартам в данную статью 21 мая 2007 г. были внесены изменения. Отныне смертная казнь уста­навливается законом как исключительная мера наказания только в следующих случаях [9]:

  • -   за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей;
  • -   за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время.

Конституция РК в ст. 16 закрепляет право на личную свободу впервые в современной конститу­ционной практике Казахстана. Личная свобода человека — его неотъемлемое и абсолютное право, возникающее в силу естественной природы самого человека. Личная свобода входит в блок прав, об­разующих неразрывное единство, представляющее собой основу практически всего правового стату­са человека, ибо без такого права утрачивают смысл любые другие права и свободы. В правовом го­сударстве личная свобода носит равный для всех характер и защищается государственно-правовыми средствами и формами. Ограничение конституционного права на личную свободу допускается только в предусмотренном законом случаях и только лишь с санкции суда, с предоставлением арестованно­му права судебного обжалования.

Необходимо отметить, что проблема ограничения прав и свобод была предметом обсуждения круглого стола, проведенного Нижегородским юридическим институтом МВД РФ совместно с жур­налом «Государство и право» в декабре 1997 года [10; 20-42]. Докладчики подчеркивали, что под ог­раничениями основных прав в собственно конституционно-правовом смысле имеются в виду допус­каемые конституцией и установленные конституционным законом изъятия из конституционного ста­туса человека и гражданина.

Конституция РК 1995 г., закрепляя неприкосновенность достоинства человека (ст. 17), пошла значительно дальше, закрепив неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защи­ту чести и достоинства (ст. 18). Впервые на уровне конституции устанавливается неприкосновен­ность частной жизни человека; становление конституционализма невозможно без гражданского об­щества, основой которого и служит суверенитет личности, означающий неприкосновенность его «среды обитания».

Институт неприкосновенности частной жизни включает множество гарантий, которые содер­жатся в различных статьях конституции. Конституируется право на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и достоинства. Ни от кого нельзя требовать сведений, касающихся происхожде­ния или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т.д. Если честь и доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправе потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусматривается Уго­ловным кодексом. Если клеветнические и порочащие человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение этих сведений.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправ­лений, подслушивание телефонных разговоров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление. Обыск, выемка, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учрежде­ниях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных Уголовно­процессуальным кодексом. Строго регламентирован законом и порядок прослушивания телефонных разговоров.

Кроме того, Конституция согласно ст. 19 дает каждому право определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

Совершенно иная концепция, нежели в прежнем конституционном законодательстве, заложена в основу закрепления социально-экономических прав в современной Конституции Республики Казах­стан. Если ранее социально-экономические права представлялись как некие дарованные государст­вом, в результате чего возникало чувство зависимости от государства со стороны его граждан, то со­временная их интерпретация нацеливает на личную инициативу и в большей мере поощряет пред­приимчивость. Поэтому имеющаяся точка зрения таких ученых, как Касс Р.Санстейн о том, что кон­ституционное закрепление социально-экономических прав в посткоммунистических странах является не только бесполезным, но и вредным, на наш взгляд, представляется неверной. Так, Санстейн пи­шет: «Многие позитивные права не согласуются с общим стремлением искоренить в гражданах ... чувство зависимости от государства и его поддержки и со стремлением поощрять частную инициати­ву личности. Если позитивные права начинают рассматриваться гражданами как неотъемлемые права, даруемые им государством, это может оказать негативное влияние на личную инициативу и предприимчивость» [11; 21].

И.Михайловская также считает, что придание социально-экономическим правам статуса консти­туционных приводит к следующим негативным последствиям:

1) не только сохранение, но и усиление патерналистских установок граждан;

2)  сохранение советских стереотипов поведения;

3)   возникновение сложностей при замене уравнительного распределения специальных благ ад­ресной помощью незащищенным слоям граждан [12; 150].

Мы полагаем, что в условиях перехода и становления рыночной экономики одной из функций государства является социальная функция. Тем более, в ст. 1 Конституции утверждается, что Казах­стан — социальное государство. Поэтому необходимость правовой защищенности граждан представ­ляет одну из задач, стоящих в решении проблем прав человека в демократически обустроенном госу­дарстве. Вполне существенно, что поиск путей в целях достижения баланса интересов личности и общества — это одно из главных направлений развития казахстанской государственности.

В Конституции 1995 г. при закреплении комплекса социально-экономических прав присутствует баланс, который, с одной стороны, не дает развиться иждивенческим настроениям и уравнительности при распределении социальных благ, а с другой — в определенной степени проявляется забота о че­ловеке с целью обеспечения необходимых условий для поддержания его достоинства.

Так, согласно ст. 24 провозглашено не право на труд, а право на свободу труда, что является конституционной новеллой. Первая конституция независимого Казахстана продолжала закреплять право на труд и корреспондировать его с обязанностью трудиться. Право же на свободу труда пред­полагает свободу каждого лица самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду, выби­рать род деятельности и профессию. Свободный выбор рода деятельности и профессии состоит в ис­ключительно добровольном волеизъявлении каждого реализовать свое право на труд в различных формах: в виде найма по трудовому договору или контракту, организации любой формы собствен­ности, прохождения государственной и военной службы, занятия предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица или в качестве участника хозяйственного товарищества, члена производственного кооператива или крестьянского хозяйства, а также в рамках гражданско- правовых договоров (авторский договор, договор подряда, договор поручения и т.п.).

И в данном случае осуществление конституционного права на свободу труда способствует обес­печению условий всестороннего развития личности и представляет собой реализацию ст. 23 Всеоб­щей декларации прав человека и ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где закреплено право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.

В то же время эти конституционные установления поощряют предпринимательство, гарантируя в п. 4 ст. 26 право каждого на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.

Несколько по-иному закрепляется право граждан Республики Казахстан на социальную защиту —   путем гарантирования минимального размера заработной платы и пенсии, социального обеспече­ния по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ст. 28), а также получения бесплатно только гарантированного объема медицинской помощи, уста­новленного законом (п. 2 ст. 29).

Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социально­го обеспечения и благотворительность.

Если ранее конституцией гарантировалась бесплатная медицинская помощь, то теперь говорится только о гарантированном объеме медицинской помощи. Конституцией 1993 г. гарантировалось бес­платное среднее, среднеспециальное и высшее образование в государственных учебных заведениях (ст. 24) [13], ныне действующая конституция гарантирует получение только бесплатного среднего образования и высшего образования на конкурсной основе в частных учебных заведениях (ст.ст. 29, 30).

Комплекс социально-экономических прав представлен в конституции в достаточно гармоничном виде, где патронажная роль государства по отношению к обществу ограничивается социально неза­щищенными слоями населения, расширение же сферы государственного контроля весьма незначи­тельно.

Комплекс политических прав, закрепленных в конституции, не претерпел особых изменений.

Конституционное закрепление обязанностей претерпело некоторые изменения. Конституция РК 1993 г. вменяла обязанности только гражданам Республики Казахстан (ст.ст. 29-31). Теперь же обя­занность соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свобо­ды, честь и достоинство других лиц, а также обязанность уважать государственные символы респуб­лики и платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи вменяются всем проживающим в Казахстане (ст.ст. 34, 35): и гражданам, и иностранцам, и лицам без гражданства, проживающим на территории республики.

Что касается обязанностей граждан Республики Казахстан, то они, кроме обязанности защиты республики и несения воинской службы, пополнились обязанностями заботиться о сохранении исто­рического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бе­режно относиться к природным богатствам (ст.ст. 37, 38).

Вменение первых двух обязанностей только гражданам Республики Казахстан не вызывает ни­каких сомнений и споров. Действительно, было бы нелогичным требовать от иностранных граждан или лиц без гражданства нести воинскую службу или защищать Республику Казахстан от посяга­тельств со стороны других государств. То же самое можно сказать и о такой обязанности, как забота о сохранении исторического культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории и культуры. Кому как не гражданам Республики Казахстан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, доставшегося от предков, памятников истории и культуры государства.

Определенные сомнения вызывает одна из обязанностей, которая возлагается только на граждан Республики Казахстан, — это обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38). Согласно п. 1 ст. 31 Конституции РК государство ставит целью охрану окружаю­щей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Заметим, человека, а не гражданина, т.е.

государство, создавая благоприятные условия, не делает разграничений физических лиц на граждан и неграждан. Они создаются для всех людей, о чем мы делаем вывод из формулировки п. 1 ст. 31 Кон­ституции Республики Казахстан. Получается, что государство создает благоприятные условия для жизни и здоровья всех людей, а обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам вменило только гражданам Республики Казахстан. Думается, что здесь законодатель не совсем удачно сформулировал данную статью, закрепляя эту обязанность только за гражданами Рес­публики Казахстан. Для сравнения можно привести ст. 58 Конституции Российской Федерации, ко­торая гласит: «Каждый (выделено мной. — А.С.) обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [14; 17].

В целом, закрепляя права и свободы человека и гражданина, Конституция РК однозначно утвер­ждает, что не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению право на гражданство (ст. 10), право на защи­ту и покровительство своим гражданам (ст. 11), право на судебную защиту и получение квалифици­рованной юридической помощи (ст. 13), право на равенство перед законом и судом (ст. 14), право на жизнь (ст. 15), право на личную свободу (п. 1 ст. 16), право на неприкосновенность личности (ст. 17), право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 19), право на свободу совести (ст. 22), право на частную собственность (п. 2 ст. 26).

В общем же вопрос о пределах ограничений прав и свобод человека и гражданина относится к наиболее трудным, поскольку правовые ограничения по существу затрагивают степень свободы и защищенности личности в обществе и государстве [15; 162-167].

В числе новых оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина Конституция 1995 г. выдвигает охрану здоровья и нравственности населения (п. 1 ст. 39).

Республика Казахстан представляет собой многонациональное государство, и, естественно, со­хранение стабильности в обществе является одной из главных задач государства. Вполне оправданно положение Конституции о признании неконституционными любых действий, способных нарушить межнациональное согласие (п. 2 ст. 39).

В целом же надо отметить, что новый подход к проблемам прав человека и свободы, заложен­ный в последней Конституции РК, основан на признании общегуманистических ценностей, в том числе на идее уважения прав человека, его правовой защищенности, автономии личности, существо­вания сферы, свободной от вмешательства государства, от произвола должностных лиц.

 

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217А (111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. / Издано Программой развития ООН в рамках совместной инициативы с Министерством ино­странных дел РК. — Алматы, 2002. e.gov.kz

  2. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. /akorda.kz/ru/official_documents/the_constitution

  3. Закон Республики Казахстан «О гражданстве» от 20.12.1991 г. с изменениями и дополнениями // Ведомости Верховно­го Совета Республики Казахстан. — 1991. — № 52. — Ст. 636; Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 03.10.1995 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. — 1995. — № 19. — Ст. 117 // Ведомости Парла­мента Республики Казахстан. — 2002. — № 10. — С. 101.

  4. Амандыкова С.К. Конституционное право Республики Казахстан: Учеб. пособие для юрид. факультетов. — Караганда: Болашак-Баспа, 1998. — С. 60-63.

  5. ВитрукН.В. Конституционный статус личности в СССР. — М.: Юрид. лит., 1980. — С. 4.

  6. Кубеев Е.К. Конституционный строй Республики Казахстан (социальные и духовные основы). — Караганда: Изд-во КарГУ, 1998. — С. 84.

  7. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. / Издано Программой развития ООН в рамках совместной инициативы с Министерством иностранных дел РК. — Алматы, 2002. e.gov.kz

  8. Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 3.06.2003 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 1997. — № 24. — Ст. 338; 2003. — № 11. — Ст. 65.

  9. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 21 мая 2007 г. /akorda.kz/ru/official_documents/the_constitution/law_of_the_republic_of_kazakhstan_on_making_amendments

  10. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международ­ному праву: Материалы круглого стола // Государство и право. — 1998. — № 7. — С. 20-42.

  11. Санстейн К.Р. Против позитивных прав // Российский бюллетень по правам человека. — 1995. — Вып. 6. — С. 21.

  12. Михайловская И. Генезис социально-экономических прав и их влияние на формирование посттоталитарных систем // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. — 2000. — № 1. — С. 150.

  13. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1993.— № 1.

  14. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2000. — С. 17.

  15. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учеб. пособие. — М.: Юрид. лит., 1998. — С. 162-167.

Фамилия автора: Амандыкова С.К.
Год: 2011
Город: Караганда
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика