Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Принципы права как теоретическая основа прав человека и гражданского общества

Развитие прав человека и гражданского общества основано на принципах, которые, по существу, являются основополагающими началами права в целом. Эти принципы приобретают все большее значение, поскольку именно они определяют стратегические направления совершенствования госу­дарственных, правовых и социальных институтов. Общие или общеправовые принципы оказывают определяющее воздействие на формирование, развитие и функционирование не только права, но и прав человека и гражданского общества, поскольку именно они раскрывают и подчеркивают общ­ность целей и задач всей социальной системы в целом.

Соответственно исследование принципов права позволяет рассматривать всю совокупность ос­новополагающих идей, выступающих в качестве теоретической основы не только для права, но и для прав человека и гражданского общества. Можно предположить, что общность целей и задач общест­ва и государства формирует единые подходы к пониманию общих принципов права, прав человека и гражданского общества. Многие авторы подходят к принципам права с разных точек зрения, подчер­кивая тем самым разнообразие и разноплановость рассматриваемого явления. Например,

А.В.Мицкевич к общим принципам права относит: политический принцип — государственную власть народа; экономический принцип — установление, охрану системы хозяйства; социальный принцип — гуманизм, право на труд [1; 128, 129]. Л.С.Явич принципы права подразделяет на: 1) эко­номические начала, к каковым он относит господство антиэксплуататорских производственных от­ношений, охрану собственности и стимулирование закономерной тенденции к повышению уровня её обобществления и поддержание тенденции к постепенному выравниванию имущественного положе­ния членов общества при сохранении материальной заинтересованности в результатах трудовой дея­тельности отдельных лиц и производственных коллективов; 2) политические начала права (полновла­стие народа, гармоническое сочетание представительной и непосредственной демократии, тенденции к постепенному повышению роли общественного самоуправления при одновременном упрочении государственности, равноправие граждан, наций, рас и национальностей; 3) социальные начала права (сочетание благосостояния и безопасности каждого человека); 4) нравственные начала права (соци­альная справедливость, гуманизм, добросовестное отношение к труду) [2; 151, 152].

Е.А.Лукашева к общим принципам права относит принципы справедливости законности, нераз­рывную связь прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину. Такие принципы, как полновластие народа, собственность, демократизм, по мнению Е.А.Лукашевой, не являются принципами права, они лишь «показывают, какие общественные отношения закреплены в праве» [3; 23].

Таким образом, большинство учёных к общим основным принципам права относят: полновла­стие народа, демократизм, гуманизм, социальную справедливость, законность. Общие принципы ха­рактеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют их, способствуют стабильности действующей системы права и определяют дальнейшее развитие. Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на морально-этические (нравствен­ные) и организационные. Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фунда­мент. Эти принципы непосредственно влияют на нормативное содержание права. Вторая группа об­щих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общест­венных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций.

Согласно концепции единства естественного и позитивного права морально-этические принци­пы современного казахстанского права составляют естественные законы, символизирующие основ­ные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том чис­ле в Конституции Республики Казахстан. Второй раздел «Человек и гражданин» Конституции Рес­публики Казахстан провозглашает следующие нормы-принципы: равенство (ст.14), право на жизнь (ст.15), свободу (ст.16), достоинство (ст.17). Каждый их этих принципов имеет свое значение. Прин­цип свободы закреплен в Основном Законе нашего государства — в Конституции. В статье 16 Кон­ституции Республики Казахстан закреплено, что «каждый имеет право на личную свободу» [4]. Лич­ная свобода человека — это его неотъемлемое и абсолютное право, возникающее в силу естественной природы самого человека. «Все люди, — говорится во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.,

—    рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [5]. Если свободы человека от­носительны в смысле их фактической незавершенности, неизбежности исторического изменения и развития их содержания, то личная свобода должна рассматриваться как высшая социальная цен­ность, принцип, который служит критерием человеческого прогресса, особенно в области государст­венно-правовых форм. Личная свобода входит в блок прав, образующих неразрывное единство, пред­ставляющее собой основу практически всего правового статуса человека, ибо без такого права утра­чивают смысл любые другие права и свободы. В правовом государстве личная свобода носит равный для всех характер и защищается государственно-правовыми средствами и формами.

Важным принципом является равноправие. «Все равны перед законом и судом», — гласит ст. 14 п.1 Конституции Республики Казахстан. Правовое равенство означает свободу индивида в общест­венных отношениях, признаваемую и утверждаемую в форме его правоспособности и правосубъект­ности. Правовое равенство в свободе как равная мера свободы означает и требование соразмерности в отношениях между свободными индивидами — субъектами права. Нередко правовое равенство смешивается с равенством в социальных отношениях, что следует признать принципиально невер­ным. Это вызвано тем, что долгое время общественное сознание формировалось на идеалах равенст­ва, гуманизма, справедливости, зачастую гипертрофированных, иллюзорных. Сегодня многие убеди­лись, что, как это ни парадоксально, в социально-экономической сфере идеал равенства неизбежно приводит к несвободе, росту ограничений. Правовое равенство означает признание у различных ин­дивидов равной правоспособности приобрести те или иные права на соответствующие блага и обя­занности. Помимо равенства перед законом принцип равноправия включает в себя равенство прав на свободу человека и гражданина. Это равенство гарантируется независимо от природных свойств че­ловека и от его общественных черт, а также обязанностью государства гарантировать это равенство.

Одним из наиболее важных и главных норм-принципов является «право на жизнь». Право на жизнь — первооснова всех других прав человека, которое никто не может отнять ни при каких усло­виях. Во Всеобщей декларации прав человека и гражданина провозглашаются ценность человеческой личности и право каждого человека на жизнь (ст. 3) [5]. В Международном пакте о гражданских и политических правах обращено внимание на неотъемлемость этого права, его охрану законом и не­допустимость произвольного лишения жизни (ст. 6) [6]. Право на жизнь признается абсолютным и неотъемлемым и обеспечивается рядом конституционных гарантий: социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 28 Конституции Республики Казах­стан), правом на охрану здоровья и получение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи (ст. 29 Конституции Республики Казахстан), право мирно и без оружия собираться, прово­дить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 32 Конституции Республики Казахстан). Конституцией предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей (ст. 31) [4]. Право на жизнь защищено не толь­ко Конституцией, но и отраслевым законодательством. Уголовный Кодекс Республики Казахстан со­держит ряд норм, охраняющих жизнь человека. Установлена уголовная ответственность за убийство (ст. 96-101), доведение до самоубийства (ст. 102), оставление в опасности (ст. 118) и другие преступ­ления. Допускаются необходимая оборона (ст. 32) [7]. В соответствии с Уголовно-исполнительным Кодексом Республики Казахстан уважаются и сохраняются права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечиваются необходимые условия их исправления, гарантии социальной справед­ливости, социальная, правовая и иная защищенность их личности при исполнении наказания. При возникновении угрозы совершения преступления против личности осужденного со стороны осуж­денных и других лиц он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения или лишения свободы, с просьбой о переводе в безопасное место, где такая угроза отсутствует. В этом случае должностное лицо обязано принять меры по переводу осужденного в безопасное место [8]. Право на жизнь — это один из фундамен­тальных принципов казахстанского права, гарантированный законодательством.

В статье 17 Конституции Казахстана закреплено, что «достоинство человека неприкосновен­но». Это означает, что достоинство человека не должно подвергаться оскорблению и унижению, ибо достоинство человека составляет охраняемую правовым государством ценность, поскольку оно присуще любому индивиду, осознающему себя и свое положение личности как таковой в правовом государстве. Достоинство рассматривается как этическая категория. Достоинство личности защища­ется как конституционным правом, так и через институты отраслевого законодательства. В частно­сти, статьями Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за действия, унижающие честь и достоинство личности, такие как клевета и оскорбление (ст.ст. 129 и 130 УК РК) [7]. Лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое обращение со стороны пер­сонала. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обра­щению. По существу, достоинство личности является базой прав человека, выступая в качестве пер­вопричины или первоосновы прав человека как таковых. Не случайно в преамбуле Всеобщей декла­рации прав человека закрепляется, что признание достоинства, присущего всем членам семьи, и рав­ных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира [5]. Соот­ветственно, по нашему мнению, достоинство личности необходимо рассматривать в качестве базово­го правового принципа, составляющего с правами человека единое явление, обусловливающее необ­ходимость существования современной правовой системы и определяющей её ценность.

Для права современного Казахстана, развивающегося в направлении формирования цивилизо­ванного гражданского общества и правового государства, характерен такой правовой принцип, как демократизм. Расширение и углубление реальной демократии ведут к повсеместному утверждению социального равенства, вовлечению в дело государственного и общественного самоуправления всё большего числа граждан, а значит, и воплощению в отношениях между людьми социальной справед­ливости. Развитие юридических гарантий социальной справедливости в демократическом обществе находит своё выражение в идее формирования в нашей стране правового государства. Процесс демо­кратизации может осуществляться только при господстве закона, исключающего какие бы то ни было нарушения прав граждан, произвол и анархию, любые проявления своеволия должностных лиц. Важ­нейшим условием успеха всего обновленческого процесса и гарантий соблюдения прав человека яв­ляется формирование правового государства и самоуправляющегося демократического общества. Правовое государство не только одна из высших ценностей, призванных утверждать гуманистиче­ские начала законности, но и практический инструмент обеспечения прав и свобод личности, защиты чести и достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления демократического народовластия. Демократическое самоуправление народа представляет собой политико-правовой принцип. Как политический принцип, оно связано с обеспе­чением широкого выражения и учёта разнообразных интересов народных масс, их мнений, индиви­дуальной и коллективной активности, инициативы, самостоятельного участия в принятии и реализа­ции политических решений. В качестве правового принципа оно означает обеспечение согласованно­го взаимодействия различных инициатив, гибкого подчинения их системе; целей на различных уров­нях и различных подсистемах управления.

Целью утверждения принципа социальной справедливости в политической жизни общества служит курс государства на радикальную реформу политической системы общества, практическое осуществление которой непосредственно связано с реальным включением широких масс в управле­ние всеми государственными и общественными делами, с передачей на деле всей власти народным избранникам, в том числе Президенту, обеспечением необходимых политических условий для утвер­ждения самоуправления народа и формирования правового государства.

К организационным процедурным принципам казахстанского права относятся: законность, со­четание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве. Законность означает неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Законность представляет со­бой одну из сторон демократического государственного строя, выражает равенство всех перед зако­ном с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений. Законность — это принцип и метод деятельности государственного аппарата, органов государствен­ного управления, в том числе и правоохранительных органов. Принцип законности закреплен в ст. 34 п. 1 Конституции РК, где сказано, что «каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК...» [4]. Этими словами законодатель заложил установку на правомерное поведение человека и гражданина во всех сферах своей жизнедеятельности. Требование о необходимости соблюдения Кон­ституции и законодательства РК направлено, прежде всего, на поддержание стабильности в государ­стве, укрепление основ конституционного строя Республики, обеспечение правопорядка и безопасно­сти жизни каждого человека. Используя свои права свободы, гражданин не должен препятствовать в реализации прав и свобод другим лицам. Дальнейшая демократизация, развитие гражданского обще­ства, строительство правового государства органически сочетается с решительным требованием со­блюдения законов.

Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного со­четания убеждения и принуждения. Сочетание убеждения и принуждения — один из организацион­ных принципов права, важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Однако следует заметить, что убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются спе­цифическими юридическими явлениями. Это универсальные методы функционирования любой раз­новидности общественной власти, осуществление всякого рода социального управления. Принужде­ние — сложное правовое явление. Оно включает в себя довольно богатый арсенал воздействия: меры пресечения, восстановление или защиту субъективных прав, предупреждение, юридическую ответст­венность, санкции. В демократичном обществе государственное принуждение имеет различные фор­мы, методы и степень проявления. Во-первых, как уже отмечалось, оно является не главным, а второ­степенным, вспомогательным, применяемым после убеждения методом государственного управле­ния. Во-вторых, принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права, которое исключает произвол. В статье 17 Конституции Республики Казахстан гово­рится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоин­ство обращения или наказания [4]. Существуют гарантии данной нормы: уголовное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, допустивших превышение служебных полномо­чий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями. Государственное принуждение выступает не как са­моцель, а средство исправления. Выдвижение убеждения на первый план, а принуждения — на вто­рой ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве. Это подчеркивает принципиальный подход к государственному управлению, основанному на либерально-демократических принципах.

Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан формируется общеправовой принцип защиты и обеспечения достоинства и прав человека, который, по нашему мнению, следует признать базовым в системе правовых ценностей и принципов. Права человека, являясь краеугольным камнем правового государства и либерально-демократического государственно-политического режима, вы­ступают в качестве основы для всей системы юридических принципов, определяя пределы воздейст­вия государственно-правовой системы на общественные отношения и основные направления разви­тия государственно-правовой системы Республики Казахстан. Именно этот принцип необходимо рас­сматривать в качестве основополагающего начала в системе правовых и социальных отношений.

Казахстан, став независимым государством, равноправным членом мирового сообщества, актив­но демонстрирует приверженность общеправовым принципам, которые, по существу, выработаны современной цивилизацией и признаны мировым сообществом в качестве основополагающих идей и начал. За годы независимости Республикой Казахстан предприняты серьезные шаги по закреплению международных стандартов в области прав человека и развитию гражданского общества в нацио­нальном законодательстве. Примером тому является Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 гг. Он является консолидированной программой, пре­дусматривающей конкретные шаги по совершенствованию законодательства о правах человека, на­циональной системы защиты прав человека, а также улучшению осведомленности населения о пра­вах человека и механизмах их защиты [9; 6]. При этом необходимо отметить, что развитие, защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Казахстане неразрывно связаны с формирование гражданского общества. В Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 гг. закрепляется, что гражданское общество — общество, где главным действующим ли­цом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность сущест­вующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, эконо­мических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов. Предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса че­ловеческой личности. Политическим фундаментом гражданского общества служат правовое государ­ство и демократия, которые необходимы для обеспечения всех прав и свобод личности, развития об­щества в целях создания в нем обстановки стабильности, безопасности, справедливости и сотрудни­чества. Экономическую основу гражданского общества составляют многообразие форм собственно­сти и суверенитет индивидуальных собственников, которыми обеспечены законодательные гарантии равного признания и защиты. В условиях демократии институты гражданского общества и государ­ства функционируют как разные, но взаимозависимые части в общей системе. Отношения между властью и гражданским обществом строятся на основе публичного соглашения, а взаимодействие направлено на достижение компромисса. Граждане демократического государства пользуются пра­вом индивидуальной свободы, но в то же время они вместе с другими государственными института­ми разделяют ответственность за построение будущего [10; 2].

Гражданское общество, выступая гарантом прав человека, одновременно является результатом их реализации. Соответственно в XXI в. в основе идеи гражданского общества находится теория прав человека. При этом совершенствование гражданского общества, как совокупности негосударствен­ных институтов, основано на свободе личности, причем свобода личности может рассматриваться как дихотомия духовно-нравственных возможностей личности и возможностей в сфере материальных (экономических, политических, юридических) отношений. Это два направления призваны обозначить гражданское общество как совокупность духовных институтов и организационных институтов, кото­рые можно рассматривать как содержание и форму. Сущностью гражданского общества является идея, объединяющая людей, на основе которой формируются государственные институты и опреде­ляется мера свободы личности. Идея, объединяющая гражданское общество, носит конкретно­исторический характер и определяется культурой этого общества. Следует отметить, что современ­ное гражданское общество основано на идеях прав человека и либерально-демократических ценно­стей. Наличие в современном мире различных цивилизаций и разного культурного уровня развития народов мира не позволяет рассматривать современную теорию прав человека, и соответственно определять гражданское общество как единственную, универсальную концепцию, определяющую принципы взаимоотношений между людьми, а также основы сочетания общественных и индивиду­альных интересов личности. Подходы к определению гражданского общества, соответственно, могут и должны быть разными, поскольку различная степень активности гражданской инициативы, органи­зационный уровень и идеологические приоритеты не позволяют определять гражданское общество как явление с одинаковыми, универсальными признаками. Гражданское общество, являясь катего­рией теории правового государства, призвано ограничить власть этого государства посредством права.

Принципы права вбирают в себя всю систему основополагающих начал, на которых должно строиться современное общество, поскольку именно посредством права должны быть урегулированы основные общественные отношения. Соответственно в настоящее время принципы права должны быть взаимоувязаны с идеалами прав человека и гражданского общества. Среди всех основопола­гающих идей основной идеей права, по существу, является принцип равноправия, из которого долж­ны вытекать все основные идеи права.

В Доктрине Национального единства Казахстана в качестве основного принципа во втором раз­деле «Разное происхождение — равные возможности» закреплено, что вторым основным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального по­ложения [12]. Никто из нас не имеет изначальных преимуществ друг перед другом — этот принцип ложится прочным фундаментом под здание нашего единства. Он провозглашен в Конституции Рес­публики Казахстан и означает, что каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реали­зовать свои возможности и добиться успеха благодаря своим способностям, а не привилегиям или происхождению. Способности и талант, направленные на служение отечеству и обществу, должны развиваться свободно и не ограничиваться ничем. Это создает благоприятные условия для развития самого государства и общества: чем большее количество людей раскроют свои способности и воз­можности, тем крепче станет государство и сплоченнее общество.

Государство создает справедливые и равные условия для всех. Это обеспечивает свободное раз­витие частной собственности — необходимого условия процветания страны. Жизненно важно для Казахстана, его настоящего и будущего создание экономических и правовых основ для ускоренного формирования среднего класса. Принцип равенства предполагает равный уровень жизни и культуры сельских жителей и горожан, а также вновь прибывших соотечественников, адаптацию приехавших в города и управляемость процессов урбанизации.

Равенство возможностей означает, что каждый, независимо от этнического происхождения и ве­роисповедания, имеет право развивать свою культуру, традиции и язык, быть представленным во всех сферах общественной и государственной жизни. Наше главное богатство — единство в много­образии. Поэтому государство заботится о сохранении культурных и духовных традиций своего на­рода как части национального достояния. Одним из инструментов этой поддержки призвана высту­пить Ассамблея народа Казахстана — уникальный институт развития межкультурного диалога. Мы многого добились, соблюдая принцип равенства возможностей, и добьемся еще большего, если граж­дане, общество и государство разделят ответственность и примут все необходимые действенные ме­ры по обеспечению:

  • равенства прав и свобод человека и гражданина, вне зависимости от его расы, этнического происхождения, языка, вероисповедания, а также принадлежности к социальным группам или общественным организациям и партиям;
  • предупреждения и пресечения межэтнической и межконфессиональной розни в обществе;
  • законодательного запрещения политических организаций, формируемых по этническому или религиозному принципу;
  • объективного освещения в средствах массовой информации вопросов межэтнических отноше­ний, с соблюдением общепринятых этических норм и принципов;
  • дальнейшего совершенствования механизмов реализации гражданского равноправия;
  • ускоренного формирования среднего класса как социальной базы укрепления национального единства;
  • соблюдения гражданских прав каждого и равной ответственности всех граждан перед зако­ном;
  • социально-экономического и культурного развития сельских территорий, регулирования про­цессов миграции и урбанизации [12].

Таким образом, принцип равноправия следует считать определяющим и системообразующим для современного казахстанского права. Для реализации этого принципа в Казахстане, например, принят Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 г. «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», который регулирует общественные отношения в облас­ти обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и устанавливает основные принципы и нормы, касающиеся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни [13]. Представляется важным регламентиро­вать гарантии принципа равноправия и в других важных направлениях общественной жизни, таких как образование и здравоохранение.

Соответственно принцип равноправия следует считать основным для современного права, прав человека и гражданского общества, при этом такие понятия, как законность, гуманизм, социальная справедливость и другие правовые явления, определяемые теоретиками права как принципы права, можно рассматривать как производные (вторичные) принципа равноправия. Из этого следует, что вся система правовых принципов должна быть подчинена основному принципу — принципу равнопра­вия. Этому должно быть посвящено все законодательство, а также правоприменительная практика должна исходить из принципа равноправия, внедряя этот принцип в общественную жизнь. Представ­ляется необходимым последовательно развивать этот принцип в теории права и государства, с после­дующей реализацией результатов этих исследований в отраслевом законодательстве.

Список литературы

1               Мицкевич А.В. Советское социалистическое право, его основные принципы и система // Сов. гос-во и право. — 1975.—  № 9. — С. 128-129.

2         Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. — М.: Юрид. лит., 1978. — 234 с.

3        ЛукашеваЕ.А. Принципы социалистического права // Сов. гос-во и право. — 1970. — № 6. — С. 23-25.

4               Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. Внесены изменения 7 октября 1998 г. и 15 мая 2007 г. // Ка­захстанская правда. — 1995. — 9 авг.

5               Всеобщая декларация прав человека // Гуманитарное право: Сб. междунар.-правовых документов. — Ереван.: Изд-во «Мхитар Гош», 1997.

6               Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сб. доку­ментов. — М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

7               Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 1997. — № 15-16. — Ст. 211.

8                Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 1997. — № 24. — С. 337.

9               Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы. — Астана: ТОО «ПЦ — Мастер Принт», 2009. — 136 с.

10            Указ Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 г. № 154 «О Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы» // Казахстанская правда. — 2006. — 29 июля.

11            Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // zakon.kz

12            Доктрина Национального единства Казахстана. Одобрена Администрацией Президента и направлена в Правительст­во 29 апреля 2010 г., одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 г. заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана // База данных «Законодательство».

13             Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» // Казахстанская правда. — 2009. — 15 дек. — № 294 (26038).

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.