Формирование региональной молодежной печати Казахстана. На примере Карагандинской областной газеты «Пятница»

Известный советский лозунг «Будущее — за молодежью» вполне актуален и сегодня. Однако наше время придало иное звучание проблемам молодежи, что отразилось и на формате молодежной прессы.

Молодежная печать советских лет разительно отличается от сегодняшней: Если на заре станов­ления СССР страницы газет буквально «дышали» передовицами о различных подвигах комсомоль­цев, то послевоенная тематика была посвящена партийному идеологическому воспитанию. Проблем­ные и уже более «читабельные» материалы появляются в середине 80-х годов; а сегодняшняя моло­дежная журналистика ориентируется в основном на заполнение досуга молодежи. В этом плане ста­новится интересным изучение молодежной печати «переходного периода» — начала 90-х годов, на примере региональной газеты «Молодежь Караганды», позже - «Пятница».

Формирование казахстанской молодежной печати происходило поэтапно. Каждый из этапов включал в себя то или иное отражение реальной советской действительности. Газета «Пятница» стала своеобразным заключительным аккордом в истории советской казахстанской журналистики и одной из первых ласточек журналистики нового суверенного государства — Республики Казахстан.

Газета «Пятница» как региональный еженедельник

Итак, последний номер газеты «Молодежь Караганды» выходит 28 декабря 1990 г., а уже 4 января 1991 г. появляется молодежный еженедельник «Пятница». Были выпущены 54 номера газе­ты «Молодежь Караганды», 147 номеров газеты «Пятница». Новая газета стоила всего 15 копеек, вы­ходила на 8 полосах формата А3.

«Каждому Робинзону — по «Пятнице», — гласил слоган над названием. Само название роди­лось не сразу: еще будучи «Молодежью Караганды», газета провела конкурс среди читателей. Побе­дителем оказался ученик темиртауской школы №20 Александр Жилкин. На первой полосе была по­мещена его фотография и следующие строки: «Виновник — вот он собственной персоной...» [1]. Письмо ученика 11 класса, пришедшее на конкурс названий для областной «Молодежки», в свое время произвело в редакции фурор. В вариантах недостатка не было, но в конце концов проголосова­ли за «Пятницу». Жилкин тогда выдвинул серьезные аргументы, напомнив про день выхода газеты, про легенду о Робинзоне и друге его Пятнице и, наконец, заметил, почему бы в таком случае не на­звать газету «Молодежью Темиртау (Сарани, Шахтинска, Абая)»? И убедил. В последние дни уходя­щего года Госкомпечать Казахской ССР зарегистрировала газету под названием «Пятница».

Сашу Жилкина редакция пригласила к сотрудничеству, и уже в первом номере была помещена его заметка о проблеме с пассажироперевозками в Темиртау. Впрочем, Александр Жилкин — не единственный, кого первый, пилотный выпуск «Пятницы» приглашает к сотрудничеству. В верхнем левом углу было помещено следующее обращение к читателю: «Ко мне в окно залетел голубь. Со­седке на голову обрушилась крыша. Затопило редакцию дружественной газеты, да так, что газету пришлось закрыть. Забастовка сантехников. Это — информация, которую хочется застолбить где-нибудь на первой голосе. Это — информация, за которую мы будем платить. За телефонный звонок, письмо, открытку, телеграмму — мы платим наличными. Отлично?» [2].

Приемы привлечения аудитории, которые использовала «Пятница», активно используют все СМИ сегодня. Можно вспомнить хотя бы карагандинские каналы «5 канал» и ТВК, которые в конце выпуска всегда напоминают свои координаты, призывая телезрителей к сотрудничеству. Не говоря уже о газетах, где простой телефонный звонок или письмо может послужить поводом к публикации.

Новую газету с сегодняшней точки зрения сложно назвать молодежной. В «Пятнице» ставились серьезные социальные и даже политические проблемы. Молодежная же пресса начала третьего тыся­челетия тяготеет больше к развлекательности и креативности.

Рубрикация и тематика материалов газеты «Пятница»

Газета «Пятница» отличается разнообразием рубрик и тем. Пожалуй, одной из самых популяр­ных рубрик была «ТЕТ-А-ТЕТ» (аналог современных «Вы спрашивали — мы отвечаем» или «Горя­чая линия». Темы и вопросы, которые волновали молодых людей в 1991 г., довольно разнообразны — от секса до проблем с милицией. Вот пример из № 1 за 1991 г. Редакция открывает рубрику со слов: «Первых звонков долго ждать не пришлось. То ли разговор тет-а-тет слишком долго назревал, то ли жизнь в последнее время — сплошные вопросы и междометия. Но как бы то ни было, звонков ждем, звонкам рады. Далее шли вопросы и претензии — и, соответственно, ответы со стороны редак­ции: «... В заметке про наш автовокзал вы написали, что милиция дежурила у нас только один день. Это неправильно. Наряд дежурит ежедневно (Э.А.Граф, начальник Темиртауского автовокзала).

—Как наш корреспондент уточнил позже, посадку на автовокзале в Темиртау милиция действи­тельно обеспечивает каждый день. Другое дело, что делает это она в определенные часы ут­ром, отчего наряд не всегда можно видеть на перроне. В общем-то, речь в заметке о другом — о сознании граждан. Но все равно исправляем ошибку.

—Извините, слышала о том, что будто бы есть телефон, по которому можно заказать . ну, муж­чину на ночь. Это правда? (не представилась).

—Км-м, вопросик. Но делать нечего — обзвонили все мыслимые и немыслимые инстанции, те­лефон доверия, службу знакомств. Телефон, по которому вам могут помочь, есть! 65-14-32. Это филиал агентства «Меркурий», которое первым в стране с глубоким тактом и уважением обратилось к столь деликатной, но актуальной проблеме» [3]. Как можно заметить, рубрика «ТЕТ-А-ТЕТ» сохраняет ироничный тон.

Другая рубрика с большей серьезностью отвечала на вопросы читателей; она называлась «Слух этот нами проверен». Так, например, читатель спрашивает, правда ли, что ожидается сильное похо­лодание в ближайшую неделю, и газета звонит в службу Гидрометеорологии. Разница между этими, на первый взгляд, похожими рубриками, очевидна. Если «Слух этот нами проверен» — рубрика чис­то справочная, где на конкретные вопросы даются конкретные ответы; то «ТЕТ-А-ТЕТ» напоминает психологическую службу доверия, где вполне можно и поиронизировать, и посмеяться вместе с чита­телем, что вполне соответствует семантике названия рубрики.

Примечательно, что в «Пятнице» не существовало наименования полос, зато каждая статья на­ходилась в «СВОЕЙ» рубрике. И если какой-либо проблеме, теме отводили целую полосу, а то и раз­ворот, то именовалась лишь рубрика. Например, разворот газеты под названием «Жаркое лето — 91. Ноу проблемс?!» [4] знакомит читателя со всеми прелестями и недостатками курортного сезона. Так, на этой полосе, например, есть материалы следующего содержания. Начинается тема со слов: «На нашей старенькой планете, это знают даже школьники, знакомые с курсом географии, есть места, где столбик термометра никогда не поднимается выше минус двадцати, есть уголки, где круглый год па­лит солнце, а ровно в полдень хлещут тропические ливни. Нам с вами довелось жить в местах с резкоконтинентальным климатом. Зимой мы ждем теплого лета, а когда оно начинает надоедать пылью и зноем, мечтаем о февральских морозах и метелях.

Вряд ли можно найти среди тысяч горожан хоть одного, который мог бы сказать: «Лето? Ноу проблемс! У меня все окей!» Каждый год лето поднимает массу проблем, а мы в ответ поднимаем руки и готовы кричать «капут». За примерами не нужно ходить далеко — они на каждом шагу.».

«В эти действительно жаркие дни все мечты сводятся к стаканчику любого живительного напит­ка», — начинает повествование о проблеме прохладительных напитков внештатный корреспондент Аля Рахманова в статье «Пейте, дети, лимонад.». Корреспондент в этом материале выясняет весьма интересные факты того, что добавляют в лимонады производители. Добавки оказываются далеко не безвредными: порошок «Дуболит», влияющий на структуру кости человека, компоненты дурман-травы, наркоманский препарат «Коноплит». Материал сопровожден коллажем — девушка, выпле­скивающая изо рта напиток. Столь же актуальна в летнее время и проблема с мороженым, которую раскрывает в своем материале Руслан Телегин. Здесь он рассматривает вопросы инфляции цен на мо­роженое, организации производства на гормолзаводе: «. умудряются выпускать по 6 тонн в день, а дневная потребность Караганды — 15-20 тонн».

В газете также существовала рубрика «Про это». Под столь многозначительным названием скрываются письма читателей юного возраста в редакцию, в которых они рассказывают о своих ра­достях, горестях, проблемах, чаще всего в жизни личной: «Экономический кризис, политическая не­стабильность, черный юмор природы. А письма о любви идут. Правда, пишут в основном женщины, девушки и совсем девчонки. Наверное, просто слабый пол. Но сильный волнуют их строки».

Одно из писем называется «Сережа, милый, прости!»: история о том, как некая Вера П. поссори­лась со своим парнем и вышла замуж за другого, родила сына и только тогда осознала, как любит этого самого Сережу.

В принципе, все письма и истории очень похожи. Редакция делает первые шаги навстречу моло­дежи. Так, в № 39 за 13 октября 1991 г. она публикует выдержку из книги Шна Хайт и Кэт Коллерен «Никаких мужчин любой ценой» (США, 1939). Логические и психологически продуманные советы могут помочь в критической ситуации. Все это очень напоминает письма в тинейджеровские совре­менные журналы «COOL» и «COOL-Girl». Сегодня они отличаются тем, что каждое письмо сопро­вождает индивидуальный комментарий психолога, либо другого специалиста, исходя из возникшей проблемы [5].

В современных СМИ все большую популярность приобретает криминальная тематика. В газете «Пятница» существовал подобный раздел под названием «100 ° по Цельсию» — прототип современ­ных «Криминальных хроник». Газета уже тогда заботилась о моральной и этической стороне публи­каций, соблюдая правила анонимности [6].

О культурной жизни можно было прочитать в таких рубриках, как «У муз» и «I am РОК». При­мечательно, что если в первой освещались встречи с интересными людьми, живущими или жившими в Караганде, то ведущий второй рубрики журналист Игорь Нестеренко интервьюировал своих из­вестных героев «на месте события», не только в Караганде, но и в Москве. Если материалы в рубрике «У муз» зачастую были полосными (например, интервью Владимира Вишнякова с альтернативными художниками «Станьте тоже и на голову»), то публикации в рубрике «I am РОК» могли быть разме­щены на развороте с фотографиями и коллажем [7].

Игорь Нестеренко проводил в газете придуманный им «Конкурс двойников» среди карагандин-цев: так на страницах «Пятницы» появились местные Жан-Клоды Ван Даммы и Вадимы Казаченко, Батырханы Шукеновы.

Представляет интерес специализированная рубрика «Юноше, обдумывающему житие, с миру по строчке». Её вел доктор экономических наук, профессор Р.Каренов. Здесь помещались короткие за­метки, поясняющие значение и применение некоторых экономических терминов.

Позже, когда «Пятница» стала затрагивать более серьезные, «немолодежные» проблемы, появи­лась рубрика «Веяния в верхах», комментировавшая действия тех, кто стоял у «руля власти». Так, например, первая полоса газеты называлась «НЭП», что расшифровывалось не иначе, как «Наша эко­номическая полоса»: «НЭП — Неведомый эксперимент политиков? Неизвестная экзотическая про­грамма? Новые идеи карагандинских экономистов? Нет. «НЭП» — «Наша экономическая полоса». Давайте отбросим бледные призраки идеологических жупелов и начнем жить. Просто жить, пе­рестать строить общества светлого будущего. Надоела бесконечная болтовня — давайте что-то де­лать. Мы будем рады видеть в НЭПе мнения тех, кому тоже небезразлично — как жить. Новые идеи карагандинских политиков и экономистов — все НЭП» [2].

В рубрике «Чистая доска», которую вела Ольга Моос, каждый желающий мог высказаться о на­болевшем, авторами становились читатели, присылавшие в «Чистую доску» свои письма.

Познакомиться с новостями мира моды помогала рубрика «Мини-Макси». Но она выходила не столь регулярно, обычно помещалась на последней полосе.

В рубрике «Дарю», автором которой была Ольга Моос, читатели предлагали в дар всякую вся­чину, причем чаще всего дарили котят. С новостями кино можно было познакомиться в рубрике «Кинок», которую вели И. Нестеренко, В. Богарт, В. Вишняков.

С новостями спорта читателей знакомила рубрика «СПОРТ». Примечательно, что когда-то в ней печатался известный в республике спортсмен Георгий Лутошкин [8]. Он вел разделы «Как защитить себя» и «Черный пояс».

Привлекали внимание читателя и фотоподборки «Картины моего двора», «Фотовернисаж», вы­полняемые фотографами Б. Копыловым, В. Альбрехтом и специальным корреспондентом из Москвы В. Хреновым.

«Связь» с читателями обеспечивала рубрика «Почта «ПТ», в которой читатели делились совета­ми, рецептами, проблемами и радостями. Очень интересно, например, письмо за подписью «Ваш чи­татель»: «НАС обманывает ГОСУДАРСТВО!» Читатель в нем рассуждает о конкурентной борьбе: «. Да, спекулируют многие люди, и на чем угодно. Возьмем барахолку. Возьмем «комки». Во­обще я ненавижу государство и то правительство, которое делает все во вред людям» [9].

Письмо датировано 2 августа 1991 г. — до августовского путча осталось семнадцать дней, а лю­ди уже тогда не боялись открыто выражать свои мысли и чувства, а помогала им в этом региональная пресса — областной молодежный еженедельник «Пятница».

Авторы газеты

Редактор газеты Салтанат Алшагирова собрала в газете плеяду талантливых молодых журнали­стов, которые в будущем стали известными и маститыми «акулами пера» города Караганды, Респуб­лики Казахстан: Олег Серов, Ольга Моос, Ерлан Жанабеков (он часто писал под псевдонимом Китаец с длинной косой), Станислав Песнев, Владимир Вишняков, Александра Комарова, Руслан Телегин, Игорь Нестеренко и многие другие штатные и внештатные корреспонденты.

Проанализируем наиболее интересные и заметные публикации. Актуальны проблемные мате­риалы Олега Серова. Статья «Война на уничтожение» рассказывает о браконьерском истреблении сурков: «. Это война на уничтожение. Она ведется без правил, до тех пор, пока жив хоть один сурок в степи. Старожилы говорят, что до 70-ых сурков никто не трогал. Не понимали тогда великой выго­ды от грызунов. Теперь же бьют капканами, ставят петли. Додумались до того, что втыкают у входа в норы заостренные электроды — бегущий сурок накалывается на железную спицу и висит на ней, истекая кровью» [10].

Автор часто работает в жанре интервью, например, материал «А по городу ходят экстрасен­сы.»: «Он вернулся. Покинул на время столицу и приехал в Темиртау, в город, где остались родные, где двадцать лет проработал электриком на Карметкомбинате и где был даже секретарем парторгани­зации бригады. Но теперь Анатолий Фадеевич Дегтярев вышел из КПСС. Нынче он стал экстрасен­сом. Лечит от многих заболеваний, включая энурез, заикание и импотенцию» [11]. Такое ироничное начало привлекает читателя, но далее в интервью Серов пытается выяснить у новоявленного экстра­сенса все более детально.

Именно в «Пятнице» Олег Серов выработал своеобразный, несколько ироничный стиль, кото­рый потом и перенес в свою газету «Новый (карагандинский) Вестник». Впрочем, не все статьи Се­рова носят оттенок скандальности — есть у него и серьезные аналитические статьи. Так, в № от 4 марта 1994 г. он подготовил к публикации статью о Льве Михаиловиче Премирове, узнике КарЛага. Здесь же приведены его рисунки, изображающие жизнь арестантов — страшные рисунки правды. Да и название у статьи соответствующее — «Это наш Освенцим».

Именно Олег Серов начал в газете публиковать материалы на политические темы.

Интересны материалы Ольги Моос. Уже здесь она проявляет себя как подающий надежды газет­чик. Стоит взять, к примеру, ее подборку в рубрике «Повод» по поводу 155-летия со дня смерти А. С. Пушкина. В статье «Честное слово, красная звезда, Ленина-Пушкина обманывать нельзя» и ни­же: «страшная детская клятва». В ней Моос пытается выяснить, что же знают и думают дети о таком гениальном русском поэте, как Пушкин. И выяснила: не знают и не думают ничего: «— Мог бы кто-нибудь из вас влюбиться в Пушкина? — спрашиваю у десятиклассниц. Дружное: «НЕ-Е-Т». Они, ка­жется, даже возмущены. В самом деле, как можно полюбить нечто бесплотное или памятник, напри­мер? А может быть Пушкин слишком дурен собой? Если кто-нибудь из юношей повесил на стену своей комнаты портрет Пушкина, что бы вы подумали о нем?

— Что он дебил (всеобщее веселье, шиканье учителей)... Я не предлагаю Пушкина любить. Лю­бовь — дело не планируемое.

Жил себе добропорядочный немец в своей Западной (тогда еще) Германии и однажды услышал на лекции, что два бессмертных сюжета — «Мертвые души» и «Ревизор» — подарил Гоголю Пуш­кин. Такие сюжеты так запросто подарить. с того дня стал немец пушкинистом». У Ольги Моос по­добный стиль сохраняется и в публикациях в областной газете, — неповторимый стиль, создающий впечатление, что она со своими читателями ведет нечто вроде задушевного разговора.

Об Игоре Нестеренко мы уже говорили как о талантливом авторе статей о культуре, музыке, ки­но. Однако этими темами он не ограничивал себя. Когда в Москве случился августовский переворот, Нестеренко вместе с фотокором Хреновым незамедлительно отреагировал на него фоторепортажем. На развороте под названием «ГКЧПутч (постфактум): «С автором этого фоторепортажа В. Хреновым мы познакомились в дни последнего Московского кинофестиваля. Было это в июле, и, казалось, ни­что не предвещало беды. едва ли не первый свой удар заговорщики обрушили на свободную прес­су. вспоминаются слова одного известного кинорежиссера, видимо, давно разуверившегося и в дни переворота сделавшего свой выбор — Бог ему судья: «Наш народ устроит любая платформа, лишь бы она была с колбасой». Но разве это так?» — так выражает мысли и чаяния людей того времени Игорь Нестеренко.

Печатался в «Пятнице» и ныне заместитель главного редактора областной газеты «Индустри­альная Караганда» Станислав Песнев, причем публиковал он и проблемные зарисовки, и интервью (одно из самых интересных — «Виталий Гаркуша: партбилет останется со мной» от 13 сентября 1991 г.); и Руслан Телегин (сфера его творческих интересов разнообразна — от проблемных публи­каций на социальные темы до обзора русского карагандинского рока в статье «Гитара — подвал = андеграунд», в мае 1991 г.).

В целом тематика статей и жанровое разнообразие материалов были разноплановыми. Главное, что объединяло всех авторов, публиковавшихся на страницах «Пятницы», — это свежий, новый, мо­лодежный взгляд на проблему.

Газета «Пятница» первой ввела целый ряд интересных рубрик и способов подачи материала, позже перенятых многими газетами. Это, в первую очередь, такая рубрика, как «Дарю». Также нов­шеством стал бесплатный купон на частное объявление в рекламном отделе газеты. Это было ориги­нальным и смелым маркетинговым ходом, преподнесенным читателям как новогодний подарок, как сюрприз. Сейчас это используют многие карагандинские газеты, привлекая дополнительную аудито­рию. Газета одной из первых открывает на своих страницах прототип «Криминальной хроники» — рубрику «100о по Цельсию». Наконец, «Пятница» первой использовала принцип материального поощрения своих читателей, тем самым находя потенциальных и талантливых корреспондентов. По­том эту идею продолжил телеканал «АРТ».

Причины закрытия газеты

На протяжении всего периода выхода газета «Пятница» оставалась одной из самых популярных и читаемых газет города. Ее закрытие не могло быть незамеченным: сразу становилось ясно, что по большей части оно было «искусственным». Так на самом деле и было — закрытие газеты произошло под давлением «верхов», которым была неугодна свободомыслящая пресса. Дело в том, что первона­чально учредителем газеты был Областной комитет по делам молодежи. Он-то и курировал все, что было связано с «Пятницей». Но газета «допускала» свободные материалы, свой взгляд на происхо­дившее вокруг, что совершенно учредителя не устраивало, так что находилось достаточно порой да­же самых нелепых поводов, чтобы газету прикрыть. У «Пятницы» была еще одна «проблема» — в 1993 г. газета позволила себе поддержать голодовку на областном телевидении во главе с депутатом Бахытжаном Мукушевым и тем самым навлекла на себя опалу. Её объединили с газетой «Замандас».

Областной комитет по делам молодежи объясняя это. неурожаем в одном из совхозов области, деньги от продажи зерна в котором должны были пойти на издание молодежных газет области. Пла­нировалось выпускать новую газету — «Орда». Но так как «Пятница» не согласилась на условия ко­митета, то осенью ей было отказано в соучредительстве. Газета рассчитывала только на друзей, на читателей. Она нашла себе нового учредителя, но это спасло ситуацию ненадолго: после того, как в одном из номеров появился аттестат акима области Нефедова с удовлетворительными оценками, за­родив в душе читателя сомнения в компетентности «отца» города, газета подверглась новым гонени­ям.

В феврале 1994 г. читатели не дождались одного из выпусков газеты — тираж снимают с печати. В следующем номере редакция приносит свои извинения читателям: «Пятницу» остановили внезап­но, на полном ходу. Министерство печати и массовой информации РК объяснило, что произошло это в силу, якобы, «юридической неопределенности между соучредителями — коллективом редакции и облкомитетом по делам молодежи». Газета еще пытается себя спасти — она собирает пресс-конференцию с местными СМИ, чтобы как-то разъяснить ситуацию, выявить причины. Но и это по­могает ненадолго — в экономическом плане газета теряет обороты: сотрудникам не всегда выплачи­ваются гонорары, тираж падает, иногда свежие выпуски не доходят до читателя. Значительно снижа­ется и удельный вес рекламного отдела. Газета держится только за счет сил и энтузиазма редактора — Салтанат Алшагировой, представляя из себя перепечатки из других изданий, набор текстов.

Последний номер, № 21 (220), выходит в августе 1994 г. Это был заключительный аккорд в жиз­ни молодежного регионального областного еженедельника «Пятница».

Газету «Пятница» можно назвать Колумбом карагандинской журналистики. До неё никто не ре­шался в открытую писать о проблемах и затрагивать действительно актуальные темы. Советская журналистика всегда отличалась некоторой натянутостью и идеологизированностью материалов.

Сделаем некоторые выводы: Газета «Пятница» появилась на стыке двух «эпох» — распада СССР и возникновения нового суверенного государства. Она отличалась разнообразием рубрик и тем, что одной из своих главных задач считала привлечение читателя, надеясь на его доверие, как в рубриках типа «ТЕТ-А-ТЕТ» и «Слух этот нами проверен», и в плане материального поощрения информации от читателя. Материалы всегда придерживались избранной газетой ниши, определенно­го стиля, освещая актуальные и важные темы. Из недостатков газеты можно отметить низкое качест­во полиграфии. Многие из новшеств газеты с успехом применяются в республиканских СМИ.

Редактору С. Алшагировой удалось собрать замечательный коллектив. Многие из журналистов «Пятницы» стали видными мастерами пера и телерадиовещания в Казахстане. Несмотря на то, что газета выходила в начале 90-х годов прошлого века, многие сегодняшние молодежные СМИ проиг­рывают по сравнению с ней. 

Список литературы

1       Виновник — вот он собственной персоной... // Пятница. — 1991. — № 1 (54). — 14 янв.

2       Пятница. — 1991. — № 1 (54). — 14 янв.

3       Пятница. — 1994. — № 3 (202). — 11 февр.

4       Жаркое лето — 91. Ноу проблемс?! // Пятница. — 1991. — № 23. — 2 авг.

5       Пятница. — 1991. — № 39. — 13 окт.

6       Напился и забылся // Пятница. — 1994. — № 2 (204). — 24 февр.

7       Станьте тоже и на голову // Пятница. — 1991. — № 34. — 13 сент.

8       Как защитить себя // Пятница. — 1991. — № 45. — 29 нояб.

9       НАС обманывает ГОСУДАРСТВО! // Пятница. — 1991. — № 28. — 2 авг.

10    Война на уничтожение // Пятница. — 1991. — № 45. — 29 нояб.

11    А по городу ходят экстрасенсы... // Пятница. — 1991. — № 28. — 2 авг.

Фамилия автора: М.С.Жапек, Т.А.Голубцова
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: Филология
Яндекс.Метрика