Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Роль бессознательного и деструктивного факторов в политике

Ключевым для социально-политического психоанализа является представление о том, что не только социальные факты правят поведением людей, влияют на выбор той или иной политики, но и внутренние силы. Причем эти внутренние силы могут олицетворять собой как сознательное, так и ир­рационально-бессознательное. Сколько раз общество было свидетелем того, что политика руководи­телей просто не поддается рациональной интерпретации, а руководимые, ранее беспрекословно пови­новавшиеся, ежедневно клявшиеся в преданности и любви, вдруг взрываются и в массовом порыве свергают вождей, а то и политический режим в целом.

Например, причина краха коммунистической политики обычно видится в тех или иных внешних факторах. Их воздействие, конечно, бесспорно. Но как объяснить спонтанность большинства анти­коммунистических революций? Что вызвало столь массовые порывы?

Проще всего причину социального взрыва видеть в старческой или интеллектуальной немощ­ности вождя, в его непродуманных политических действиях, цепи его ошибок или даже, преступле­ниях. Если плох один вождь, то можно надеяться, что другой будет лучше и добрее. Если «бандита­ми» оказались окружение политического лидера, то тоже можно верить, что другая команда будет, непременно, нравственнее и профессиональнее. Однако все это видимые, явные заключения, которые не охватывают всю картину политической жизни. Ведь для людей, живущих в демократическом об­ществе, такое поведение не характерно. Так, может быть, причины бунтарства, революционности, массовой деструктивности обусловлены ущербной ментальностью людей?

Несомненно, авторитарная, тем более тоталитарная политика не проходит бесследно как для властителей, так и для подвластных им людей. Развиваются страхи, покорность, подозрительность, зависть. До определенного времени они могут быть «вытесненными» в сферу подсознательного и яв­но не проявляются. Однако люди, лишенные душевного покоя, утрачивают способность к эффектив­ности принятия и исполнения решений. Они объясняют необъяснимые поступки, подчас предатель­ство, даже близких людей, что не всегда ими осознается. Так, иррационально-бессознательный и де­структивный факторы входят в политику. Одним из первых иррациональность в поведении людей стал изучать З. Фрейд. Он был первым, кто эмпирически изучил бессознательные влечения и обосно­вал бессознательную мотивацию поступков. Принципиальное новаторство ученого связано с упраз­днением отождествления душевной жизни человека только с разумом, с сознательным.

Социальные действия индивидов могут быть детерминированы как сознательными, так и бессоз­нательными психическими процессами, отношения между которыми весьма динамичны. Говоря о ро­ли сознательного, Фрейд отмечал, что большинство сознательных процессов сознательны лишь ко­роткое время. Что касается бессознательного, то фрейдовская концепция не просто констатирует са­мо существование бессознательных процессов, а указывает на их реальное влияние на характер соци­альных действий. Люди, принимая, даже весьма важные решения политического толка, могут не знать об их истинных мотивах. Так, серьезные политические акции и войны могут на уровне созна­ния иметь одни причины, а на деле их реальными мотивами подчас являются всплески ранее подав­ляющихся эмоций политических агентов. Достаточно вспомнить предвыборные кампании: симпатии или антипатии, «благородные жесты» или деструктивные заявления и даже силовые акции во имя «жизненных интересов» могут определяться силами, которые полностью не осознаются.

По Фрейду, все инстинкты сводятся к двум группам: сексуальные инстинкты, поддерживающи­еся специфической энергией жизни, — либидо и деструктивные инстинкты смерти, питающиеся аг­рессивной энергией, которые проявляют себя в бессознательном стремлении к разрушению, насилию, агрессии, потребности наказания как себя, так и других. Свое обоснование человеческой деструктив-ности ученый строит, опираясь на факты распространения очевидной жестокости в войнах и револю­циях, а также в тоталитарной политике. Кроме того, Фрейд указывает на латентное проявление враж­дебности, которое имеет место в имперской политике, эксплуатации, угнетении слабых сильными. Отсюда следует его положение об относительном постоянстве количества деструктивности в дей­ствиях людей. Ученый, тем самым, выступает как против религиозных, так и социальных теорий, со­гласно которым человек является по своей природе добрым, заявляя, что вера в «доброту» человечес­кой натуры является одной из самых худших иллюзий.

Заметим, однако, что неофрейдисты, как правило, не оспаривая утверждение о потенциальной деструктивности человека, уточняют ее характер и природу, отмечают разную степень ее распростра­ненности в мире. Кроме того, что в одной культуре считается деструктивным, в другой — может от­носиться к конструктивному (политика борьбы за национальный суверенитет может трактоваться противоположной стороной как экстремистская, террористическая).

Социально-политический психоанализ позволяет рациональными методами исследовать ирраци­онально-бессознательное и на этой основе свести к минимуму через принятие оптимальных полити­ческих решений, которые должны учитывать, с одной стороны, биологическую природу человека, его инстинкты, а с другой — особенности ментальности конкретных народов, которая имеет, по Фрейду, глубинные корни и не поддается быстрым изменениям.

Можно привести множество данных о том, что политика реформ в Казахстане никогда не учиты­вала ни иррационально-бессознательное, ни человеческую деструктивность. Как следствие, все влас­ти запоздало реагировали на экономические и социальные проблемы, предлагая скоропалительные реформы, которые должны были сразу улучшить положение народа. Популизм и мессианизм — кон­кретные проявления властями иррациональных страстей: реформы никак не сочетались со всесторон­не просчитанным замыслом, их законодательным подкреплением. Нет надобности говорить о том, что власть никогда не задумывалась о соответствии реформаторских преобразований нашей наци­ональной ментальности. «Осчастливление» народа часто имело деструктивную сущность — через «ломку» народа, через авторитарное подавление и игнорирование сложившихся бессознательных микросоциальных практик большинства граждан.

Не лучше обстояло дело с политикой реформ в 80-90-е годы XX в. С внедрением принципиаль­но новых для страны экономических и политических структур нельзя одномоментно поменять тип ментальности нашего общества, сформировавшийся под влиянием авторитарной политики. Жизнен­ный уклад свободного демократического общества также нельзя постигнуть только сознательно. Не­обходимо еще, чтобы и бессознательное, являющееся компонентом нашей ментальности, пришло в соответствие с новыми реалиями. Трудно отречься от практики авторитарно-коммунистической по­литики. Еще труднее декларативно покаяться, признать собственную вину за ее проведение, что свя­зано с ломкой личности, раздвоением сознания. Но неизмеримо труднее на бессознательном уровне воспринять принципы свободного демократического общества, научиться их соблюдать, не задумы­ваясь об этом.

Несомненно, для части казахстанцев, особенно молодых, эта проблема оказалась решаемой срав­нительно легко. Для значительного же большинства возникла необходимость силой сознания воспри­нять новые экономические и политические институты или создать видимость их восприятия. Возник­ла ситуация постоянного давления внешней среды на душевную жизнь индивидов. Это приводит к тому, что психика вынуждена оберегать себя с помощью ряда защитных механизмов, которые даже у вполне здоровых людей примитивизирует уровень социальных действий.

К этим механизмам Фрейд, в частности, относил вытеснение — удаление из сознания мотивов к действиям, которые потенциально вызывают аффект, большую напряженность. Однако, даже будучи вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» постоянно ищут своего выхода и тем самым про­должают влиять на поведение индивидов, от которых требуется расходование все большей энергии, чтобы удерживать в бессознательном. Зачастую люди как бы «притворяются», что у них нет аффек­тов, но они на деле существуют в реактивных образованиях: вытесненные риски могут быть скрыты за безразличием, личные неудачи — за беззаботностью.

Индивид может защитить себя и с помощью отрицания — неприятия реальной политики, заме­ны ее вымыслами. Люди в своих воспоминаниях «гонят прочь» неприятно пережитые события, в ко­торых они оказались «в дураках» (коррупция политиков, которых они поддерживали, результаты приватизации) или которые противоречат их жизненным установкам.

Пожалуй, более всего в постсоветском пространстве, и в Казахстане в частности, получил рас­пространение такой механизм защиты, как регрессия — переход к более низким упрощенно-прими­тивным социальным действиям. Регрессия может проявляться в самых различных формах — увели­чение потребления алкоголя, табачных изделий, наркотиков.

Используя фрейдовскую методологию, можно утверждать, что в ментальности казахстанского общества содержится большой компонент долготерпения невзгод от всякого рода иррационализма в политике — революции и контрреволюции, разгром и контрразгром, которых хватало во все времена. Однако это долготерпение никогда не являлось, и ныне не может явиться, панацеей от постоянных эмоциональных стрессов, следствием этого становятся неврозы и реактивные состояния.

Одним из ученых, который предложил новаторские подходы к человеческой деструктивности, является Э.Фромм, который внес значительный вклад в постижение социально-бессознательного, ир­рациональных сторон общественной жизни, внутренних противоречий человека, его страстей и жела­ний. Э.Фромм категорически не согласился с фрейдистскими постулатами о детерминированности деструктивности только инстинктивными влечениями, на чем, как известно, строились утверждения, будто инстинкты предопределяют определенный уровень агрессивности людей в обществе, а потому деструктивность неизбежно присутствует в политике.

«Человек — единственное животное, — пишет Фромм, — для которого собственное существо­вание составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать разви­вать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе».

Необходимость вновь и вновь разрешать противоречия своего существования, находить более высокие формы единства с природой, с другими людьми и самим собой — вот источник его страстей, той политики, которую ин инициирует.

Фромм исходит из того, что наиболее мощные силы, определяющие характер поведения челове­ка, берут начало в социокультурных условиях его существования, в самом обществе. В то время, как тело требует удовлетворения животных потребностей, разум и совесть ориентируют человека на стандартизованную систему культурных образцов, которые есть в любом обществе. Они составляют собственно человеческие потребности. В разных культурах они могут быть специфическими. Но их «общей основой для всего человеческого рода» является необходимость единения, приобщение к де­ятельности других людей, сопричастности с себе подобными, в том числе с прошлыми и будущими поколениями».

Даже при полном удовлетворении биологических потребностей, человек не удовлетворен. С это­го момента у него начинаются самые непреодолимые проблемы — он стремится к власти или к люб­ви, созиданию или разрушению, ради религиозных или политических идеалов рискует собственной жизнью, вплоть до самопожертвования.

На экзистенциональные дихотомии каждый индивид дает свой ответ, ищет и выбирает свой путь достижения сопричастности с другими людьми. Человек может вообще отрицать эту дихотомию путем обращения к религии или идеологии. Например, в советское время господствующая идеология утверждала, что смысл жизни — в социальных обязанностях индивида перед коллективом, государ­ством и партией, именно их интересам подчинена политика. Культивировавшаяся преданность лич­ной жизни «идеалам коммунизма», «вождям народа», компартии зачастую достигала таких страстей, которые превосходили стремление к самосохранению.

Фромм отмечает несколько типичных возможных ориентаций по разрешению дисгармонии че­ловеческого существования. Так, человек может попытаться приобщиться к миру, подчиняясь от­дельной личности, социальной группе, партии, государству (мазохистская тенденция).

Сопричастности человек может достичь и при помощи власти над миром, посредством полити­ки, господства над другими людьми (садистская тенденция).

В культуре казахстанского общества любая политика — от ханов, царей до коммунистов — име­ла оба вышеназванных начала. От руководимых она требовала уничтожения собственной индивиду­альности, личных прав и свобод. Достаточно вспомнить, что воплощение партийных планов в жизнь связывалось не с саморазвитием людей, а их самопожертвованием, готовностью к страданиям, испы­таниям, преодолению трудностей и т. д.

Человек, движимый социальным мазохизмом или садизмом, как считает Фромм, всегда останет­ся неудовлетворенным, тревожным и беспокойным, ибо нет предела для отмеченных стремлений, и в конечном итоге они приводят к нарушению его индивидуальности: он попадает в зависимость от тех, кому подчиняется или над кем господствует.

Есть только одно решение проблемы: «человек должен принять на себя ответственность за само­го себя, за свои действия и связанные с ними риски. Только полагаясь на собственные силы, он может придать смысл своей жизни, став самим собой и для себя».

Фромм считает, что общество — характер конкретной политики, либо разрушительности, «де-структивность развивается в результате блокировки плодотворной энергии».

Политика советских руководителей от Ленина до Горбачева строилась на положении, что чело­век по своей природе разумен и добр. Добро должно было восторжествовать, как только будет покон­чено с определенными социальными реалиями зла, — частной собственностью, буржуазией, кулака­ми и т. д. Недооценка сложности человеческой природы, абсолютизация разума, героизма, жертвен­ности и игнорирования внутренней активности, человеческой индивидуальности приводили к тому, что планы по строительству «светлого будущего» иногда не сбывались, а экономические достижения сочетались с варварскими акциями против собственного народа, с деструктивностью и жестокостью по отношению «плохих» образцов культуры. Заблуждения советских руководителей относительно рационалистической сущности человека, их блокировка плодотворной энергии людей дали Фромму основание считать в принципе несовершенными и неэффективными политические механизмы совет­ского общественного устройства и прогнозировать крах этого режима.

К сожалению, и сегодня многие иллюзии прошлого сохраняются. Демократы, недооценивая си­лу иррациональных и разрушительных страстей, полагали, что упразднение государственной автори­тарной экономики, политического господства одной партии автоматически создаст свободных людей, разблокирует плодотворную энергию миллионов людей, и они станут готовыми к сотрудничеству в условиях рыночных отношений. Однако свобода предпринимательства, приватизация, политический плюрализм сами по себе вовсе не ведут к возникновению духа единения и созидания. Для этого еще требуется политика, обеспечивающая, по словам Фромма, «переживание причастности и общности», политика, дающая реальные права каждому и всем, а в идеале — каждому гражданину влиять на ха­рактер принимаемых решений, неся за это ответственность. «Удовлетворение потребностей в созида­нии, — замечает ученый, — ведет к счастью, разрушительность — к страданию, и больше всех стра­дает сам разрушитель».

Фромм считает, что главным критерием здорового общества является приспособленность его по­литики к человеческой природе, что позволяет удовлетворительно решать проблемы человеческого существования. Человек может адаптироваться почти к любой социокультурной системе, но если по­литики этой системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, которые в конечном счете будут побуждать к изменению общества.

Здоровому обществу Фромм противопоставляет не просто «нездоровое» общество, а общество патологическое. Общей чертой патологических обществ является отсутствие веры в разумные, твор­ческие действия людей, которая была замещена верой в идолов — вождя, партию.

В противоположность патологическому здоровое общество предполагает самоценность человека — ни один человек не является средством для достижения целей другого человека. Политическая де­ятельность подчинена собственно человеческим интересам. В здоровом обществе человек — актив­ный и ответственный участник жизни общества. Его жизненная цель — быть многим, а не обладать многим.

Фромм утверждает, что лишь установка на плодотворность должна превратить «разумный шанс» в «реальную возможность». Прообразом будущего, в котором восторжествует политика для человека, по его мнению, может стать здоровое общество, в котором на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, а роботизм будет заменен гуманистическим духом. 

 

Список литературы

  1. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997.
  2. Попов В.Д. Социально-психологические законы и социальный психоанализ. - М., 1996.
  3. Фрейд З. «Я» и «Оно». - Тбилиси., 1991.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1995.
  5. Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск, 1997.
  6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс. - 1992. - № 7; 1993. - № 9, 11.
  7. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. - М., 1995.
  8. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? - Минск, 1997.
  9. Хорни К. Новые пути в психоанализе. - Т. II. - М., 1997.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.