О структурных элементах нормативного сознания

Философская и методологическая традиция относят нормативное сознание к одной из форм об­щественного сознания, имеющего свою специфику. Ему свойственно наличие общих для всех форм общественного сознания структурных элементов: общественной идеологии и общественной психоло­гии, представленных в данном случае правовой идеологией и правовой психологией. Соотношение между этими элементами таково, что правовая идеология характеризует теоретический аспект право­сознания, а правовая психология — эмпирический. Как известно, содержание правосознания опреде­ляется наличным правом, и поскольку правовая концепция общества всегда находится в поиске сво­их, более совершенных форм, постольку и правосознание является подвижным и динамичным. Отме­тим сразу, что даже поверхностное знакомство с проблемой обнаруживает некоторые разногласия между исследователями (и философами, и юристами) в понимании не только содержания правосозна­ния, но и его структурных элементов. Нет единодушия в основаниях структурирования правосозна­ния на уровни, объекты и субъекты отражения. Для предметного разговора об этих проблемах обра­тимся к содержанию названых категорий.

Правовая идеология

Не вдаваясь в детали споров среди исследователей о содержании понятия идеология, тракту­ющих его по-разному, отметим сразу, что в анализе этого понятия мы придерживаемся того опреде­ления, которое характеризует ее как теорию, как совокупность логически обоснованного системного знания в определенной области. Представляется, что именно логико-методологический подход к иде­ологии (а не классовый и не функциональный) более продуктивен для изучения теоретических проб­лем правосознания. Такое рассмотрение понятия идеологии более соответствует задачам выяснения соотношения правовой идеологии и правовой психологии в рамках их взаимодействия в сфере инди­видуального сознания.

Проведем сопоставительный анализ понимания правовой идеологии в юридической литературе.

Е.А.Лукашева, определяя понятие правовой идеологии применительно к социалистическому праву, подчеркивает ее классовый характер (что свойственно всем исследователям советского пери­ода): «Правовая идеология — это концептуальные, сформированные как система представления рабо­чего класса (всего общества в целом) о сущности, особенностях принципах права и правового регули-рования»1. Соглашаясь с тем, что любой идеологии прежде всего должна быть свойственна концепту-альность, отметим этатистский характер приводимого определения..

В.А.Сапун относит правовую идеологию к содержанию «рационально-идеологических компо­нентов правосознания». Особенностью такого понимания правовой идеологии является ее отнесен­ность к разряду «структурных компонентов», хотя, по мнению автора, признаки правовой идеологии позволяют признать ее компонентом в основном общественного правосознания2. Эта оговорка в по­зиции автора свидетельствует о том, что он понимает условность отнесения правовой идеологии все­го лишь к «компонентам», а не к структурным элементам правосознания, что не только явно ограни­чивает ее рамки, но и занижает его познавательный статус. Дело в том, что указанные «компоненты» характерны лишь для индивидуального сознания, но не для теоретического. В данном случае, на наш взгляд, имеет место смешение уровней общественного и индивидуального сознания.

Д. А. Потопейко выражает несогласие с тем, что общественная идеология отождествляется с те­оретическим сознанием. Аргументация на этот счет представляется не совсем убедительной. По его мнению, понятие «теоретическое общественное сознание шире категории общественная идеология»3. Апелляция к логическим объемам указанных понятий не совсем оправданна, поскольку между ними нет логического подчинения, так как они объемно не могут соотноситься. Речь здесь может идти только о соотнесении логического содержания этих понятий, следовательно, речь идет об их содер­жательной субординации. В действительности общественная идеология, и, соответственно, правовая, — это одна из форм выражения общественного сознания, в нашем случае — правосознания. Термин же «теоретическое общественное сознание» согласно элементарной логике соотносим по содержа­нию с понятием «обыденное общественное сознание», что требует отдельного обоснования. Не суще­ствует теоретических и обыденных «общественных сознаний», но существуют теоретический и обы­денный уровни общественного сознания. Поскольку правосознание — одна их форм общественного сознания, здесь уместно говорить о теоретическом и обыденном его уровнях, или, другими словами, о правовой идеологии и правовой психологии.

Своеобразной представляется точка зрения В.А.Чефранова по обсуждаемому вопросу. Он счита­ет, что правовая идеология представляет собой систему правовых идей, отражающих общественное бытие с точки зрения необходимости и путей государственного регулирования социальных отноше­ний в интересах того или иного класса или общества в целом4. Правовая идеология понимается В. А.Чефрановым как система правовых идей или «понятийных образов», «обладающих стройным концептуальным характером, которые находят свое выражение в совокупности правовых норм (пра­вовых систем) и правовых учений как общего, так и специального характера»5.

В этом определении также есть свои изъяны и преимущества. Во-первых, указанным признаком обладает не только правовая идея, но почти все правовые понятия, поскольку этот признак составля­ет, в конечном счете, специфику правосознания. Но главное, в приведенной редакции указанный признак характерен, скорее, для правовой психологии, поскольку описание автором так называемых» понятий» о правах и обязанностях» и т.д. больше подходит представлениям, а не логическим поняти­ям. Во-вторых, ограничение правовой идеологии только рамками правовых идей вряд ли целесооб-разноК. преимуществам данного определения следует отнести выделение такого признака, как концеп-туальность правовой идеологии, выражающейся в совокупности правовых норм, т.е. в правовой сис­теме.

Подчеркнем, что идеология нами трактуется как один из способов отражения (а именно как те­оретический способ) объективной реальности. Правовая идеология создается в результате специфи­ческой, вернее, специализированной теоретической деятельности, результаты которой составляют ос­нову профессионального сознания юристов.

Правовая идеология в своей «ставшей» (в гегелевском смысле), завершенной форме представля­ет собой совокупность основных идей, понятий, категорий определенной концепции права, лежащей в ее основе. Этим означает, что любое правосознание детерминировано принятой в обществе концеп­цией права. Это определяет и детерминированность ею прежде всего именно правовой идеологии: она функционально зависима от той концепции права, которая лежит в основе наличного правосозна­ния. В задачи правовой идеологии входит обслуживание нужд, в данном случае защиты, существу­ющей концепции права. В этом моменте и проявляется собственно «идеологичность» исследуемого структурного элемента правосознания, понимаемая в прямом политологическом смысле, а именно как апологетичность, свойственная правовой идеологии.

Каждый исторический тип правосознания формируется на основе определенной концепции пра­ва (нормативной, социологической, естественно-правовой и т. д.) и отличается от другого содержани­ем своей правовой идеологии, т.е. принятой ею системы основных правовых идей и понятий.

В содержание правовой идеологии любого типа правосознания входит понятие юридической нормы — как его главный определяющий элемент. Вместе с другими правовыми идеями, идеалами, ценностями понятие юридической нормы выражает сущность правовой идеологии, понимаемой как теоретическое оформление правового сознания на профессиональном уровне.

Правовая психология

Правовая психология отражает те же общественные отношения, что и правовая идеология, но не в рациональной, а в эмоциональной форме. Поэтому в содержание правовой психологии входят чув­ства, переживания, настроения, привычки и т.д. Почти все исследователи сходятся в этой оценке: «совокупность эмоционально-психологических компонентов общественного правосознания» — у В. А.Сапуна6; «совокупность правовых чувств, эмоций, переживаний, настроений, установок, привы­чек, складывающихся под непосредственным влиянием правовой жизнедеятельности общества» — у В. А.Чефранова5; «совокупность правовых чувств и представлений определенных социальных групп или общества в целом, носящих оценочный характер и складывающихся на уровне массового созна­ния людей» — у А. П.Лыскова7.

Е. А. Лукашева определяет указанное понятие как область чувств, настроений, традиций, пред-ставлений8. Она характеризует правовую психологию как одну из форм социальной психологии, на­зывая ее социально-правовой психологией. Центральным понятием социально-правовой психологии, по мнению Лукашевой, является понятие отношения к правовым явлениям как к определенного рода ценностям (привычки, традиции, предрассудки, убеждения).

Д. А. Потопейко называет среди понятий правовой психологии правовые взгляды, правовые чув­ства и волевые устремления, выработанные эмпирическим путем9. А.К.Уледов считает основным по­нятие общественно-психологического состояния сознания10. Сущностными характеристиками состо­яния сознания, по его мнению, являются переживания и отношения.

Особняком в этом ряду стоит работа А.П.Лыскова, который не просто называет понятие отноше­ния оценкой, но и рассматривает особенности правовой оценки действительности через отношения. По его мнению, такого рода оценки даются в правовых суждениях, содержащих определенные пред­писания (запреты, дозволения, рекомендации). Он утверждает, что специфика правовой психологии и состоит в особенностях нормативно-оценочной стороны правовых суждений11.

Таким образом, в вопросе о структуре правовой психологии нет единодушия. Почти всеми при­знается, что правовая психология формируется в процессе правового общения между людьми, в кото­ром проявляют себя такие социально-психологические механизмы воздействия на правосознание, как убеждение, внушение, подражание, заражение.

Несмотря на то, что правовая психология включает разнопорядковые элементы, составляющие эмоциональную сторону правового сознания (оценки, отношения, переживания, чувства, настроения, привычки, установки и т.д.), важным является то обстоятельство, что все они существуют не сами по себе, но только будучи воспринятыми субъектом правосознания.

«Базовой» для осуществления анализа поставленных проблем, несомненно, является психологи­ческая наука, ее достижения, основные теории (например, теория личности, теория отношений, те­ория деятельности), ее практические результаты. Определенного рода трудности связаны с тем, что проблемы правовой психологии имеют выходы как в социальную психологию, так и в область инди­видуальной психологии. Это обстоятельство осознается и учитывается не всеми исследователями, что порождает дополнительные затруднения как в выборе психологических категорий и понятий, имеющих определяющее значение в праве и правосознании, так и в их трактовке. В связи с этим по­зиции ряда авторов либо «перегружены» психологией (например, концепция Л.И.Петражицкого), ли­бо чересчур рациональны.

Существо же проблемы и причин такого рода затруднений заключено в том, что согласно мето­дологии науки психология, как отрасль специального знания, также имеет теоретический и эмпири­ческий уровни отражения своего объекта и соответствующие им категории и понятия. Смешение этих уровней психологического отражения недопустимо в принципе, но это, к сожалению, имеет мес­то в практике исследования проблем правовой психологии, что и отражается в существующих теори­ях.

С другой стороны, признано, что социальная психология является частью общей психологии и отличается от нее объектом отражения; в общей постановке ими выступают общество и личность, причем если в общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.д., то для социальной психологии важно изучение действий личности в различных реальных социальных группах. В этом смысле правовая психология «тяготеет» к общей психологии в той части, которая за­нимается тем, как формируются правовые взгляды, установки и т.д., и к социальной психологии в вопросе, почему именно они формируются и в какой мере это зависит от социальной среды. Соб­ственно здесь и необходимо обращение к специальным психологическим знаниям. Это подразумева­ет, кроме знания общей и специальной методологии научного исследования, и учет специфики пред­мета исследования в рамках принятой мировоззренческой концепции. Далее срез, который исследует­ся (механизм перевода общественных установок в индивидуальное сознание), требует изучения отно­шения между общественной и индивидуальной психологией. Между тем существующая терминоло­гическая некорректность во многих работах затрудняет понимание сути рассматриваемой проблемы.

На самом деле под общественной психологией следует понимать совокупность психических черт, характерных для членов данной социальной группы, отражающих общность их социально-эко­номических, политических условий. Но установленным является факт, что общественная психология функционирует и развивается через психику индивидов, включенных в некоторую социальную об­щность.

Индивидуальная психология представляет собой совокупность особенных эмоционально-чув­ственных реакций (переживаний) конкретной личности, осуществляющей определенную деятель­ность. Важно отметить, что человек, индивид, существо автономное, проявляет избирательность в оценке правовой реальности, исходя из внутренней мотивации. Притом сознание каждого человека «нагружено» содержанием общественной психологии, оно отражает реальность с позиций собствен­ных критериев, идеалов, представлений о своем практическом интересе, нормах поведения и ценнос­тях жизни

Необходимо выделить отдельно проблему изучения механизма воздействия правовой идеологии на индивидуальную правовую психологию. Оговоримся сразу, речь не идет ни о формировании инди­видуального правосознания, ни о правовом воспитании, ни о правовой пропаганде, ни о правовой культуре. Здесь объектом внимания становится именно процесс восприятия содержания правовой идеологии, теоретического правосознания — индивидуальным сознанием, обеспечивающим обще­ственно полезный результат. Это предполагает выдвижение новой формулы в соотношении правовой идеологии и правовой психологии. Представляется, что это должна быть вертикальная субординация названных категорий, в рамках которой они получают иной, отличный от общепринятого гносеологи­ческий статус.

Соотношение элементов правовой психологии и правовой идеологии в индивидуальном правосознании

В общетеоретической постановке эта проблема звучит как соотношение общественного созна­ния к индивидуальному. Здесь имеют место следующие соображения.

Во-первых, любое общественное сознание, в том числе и правосознание, существует в объекти­вированной, «ставшей» форме и только в этом случае может оказывать воздействие на сознание ин­дивида — направлять, регулировать, ориентировать, поскольку в реальности индивидуальное созна­ние постоянно соотносится с общественным, выверяя субъективные представления о мире с ценнос­тно-нормативными положениями объективированного общественного сознания (с содержанием по­литики, морали, права и т. д.).

Во-вторых, использование понятия «индивидуальное сознание» требует некоторых пояснений. Необходимо принять ряд идеализаций, связанных с его употреблением. В гносеологическом плане различия между индивидуальным и общественным сознанием не существует, поскольку они выпол­няют одинаковую функцию — отражают объективную реальность. Выделение этих категорий стано­вится необходимым при различении форм сознания и его уровней. В социологическом плане эти по­нятия используются как идеальные, духовные образования для отображения общественных отноше­ний — как материальных, так и идеологических. Таким образом, речь идет о фундаментальном свой­стве — сознании, выступающем в различных формах. «Индивидуальность» сознания означает его «личный» характер, поскольку сознание каждого человека по-своему, избирательно вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования и заблуждения, оценки той среды, к которой он принадлежит, той эпохи, которая выражает себя в соответствующих формах общественного сознания.

Отметим еще одно обстоятельство. Известно, что в принципе любой вид общественного созна­ния может принять форму индивидуального, если его содержание воспринято индивидом, но для пра­восознания, пожалуй, больше, чем для других, необходимо выделение его индивидуальной формы, поскольку правовые предписания теоретического правосознания адресованы конкретным субъектам. Индивидуальное сознание отражает элементы правосознания общества в целом. Формируясь под не­посредственным влиянием других видов правосознания (социальных общностей, групп), индивиду­альное правосознание сочетает в себе их элементы, а также индивидуально неповторимые черты, ко­торые приводят к особенностям и различиям в правосознании даже в рамках одной социальной груп­пы.

Как мы уже знаем, правовая идеология представляет собой совокупность духовных образований — идей, взглядов, принципов, идеалов и норм. Это особая система знания, представляющая теорети­ческую форму правосознания. В этом качестве ей присущи институциональность, опосредованный характер отражения, внутренняя дифференцированность. Основными компонентами правовой иде­ологии являются теоретические знания, оценки, нормы, идеалы.

Заметим, что с содержанием правовой идеологии в полном ее объеме знакомо, т.е. компетентно в нем ориентируется, только профессиональное правосознание. Обыкновенный, рядовой гражданин владеет им на обыденном уровне, получая разрозненные сведения о правовых явлениях в процессе общения с другими людьми, не всегда имея намерение углубить свои знания, но иногда под давлени­ем обстоятельств вынужденный обращаться за разъяснениями к официальным источникам.

По этой причине индивидуальное правосознание неодинаково у всех людей, разнородно по объ­ему, по источнику формирования, по уровню глубины освоения правовых знаний, в целом по уровню социокультурной зрелости. Индивидуальное правосознание имеет свои представления и понятия о правах и обязанностях, правомерности и неправомерности и т.д., исходя из личного опыта пользова­ния правом, из общения с другими по поводу правовых явлений, из обращения к авторитетным источникам. Но при всем этом в нем получают отражение лишь отдельные стороны правовой реаль­ности, представляющие интерес только для него, значимые для него по каким-то сугубо личным при­чинам. Все эти сведения составляют содержание правовой психологии, ориентирующей на своем уровне каждого индивида в оценке правовых явлений. Полагаясь на обыденное правосознание, он формирует свое ценностное отношение к явлениям правовой реальности, которое может совпадать с общественной оценкой, т.е. быть позитивным, а может и не совпадать, тогда оно является или нейтральным, или отрицательным.

Таким образом, правовая идеология на теоретическом уровне и правовая психология на обыден­ном ориентируют сознание индивида в оценке явлений права, формируют его ценностно-норматив­ную ориентацию в сфере права, регулируют его поведение. Правда, установлено, что ценностная ори­ентация на разных уровнях правосознания неодинакова — может совпадать, может и разниться от об­щепринятой, в зависимости от степени знания о должном у индивида. Это объясняется тем, что поня­тия о правовых ценностях на уровне обыденного сознания являются результатом эмпирической, практической деятельности и степень их объективности требует обоснования на теоретическом уров­не. Чем больше элементов правовой идеологии будет освоено сознанием индивида, тем выше будет его правосознание. Поскольку речь идет о субъективно-психологической стороне этого процесса, от­метим, что усвоение индивидом элементов правовой идеологии невозможно без учета того факта, что идеи, идеалы, ценности, нормы существуют в обыденном сознании в виде мнений, настроений, чувств, обычаев, привычек, традиций, стереотипов, имеющих разную степень динамичности: мнения, настроения, чувства весьма изменчивы; обычаи, привычки, а в особенности, традиции и стереотипы, довольно консервативны. Тем не менее отмеченные явления ориентируют человека, являются связу­ющим звеном между сознанием и его поведением, между идеальной желаемой целью и практическим воплощением ее в действительность.

Формирование позитивного правосознания — сложный и длительный процесс, составляющий самостоятельную деятельность общества, называемую правовым воспитанием. Дело в том, что чело­век не просто усваивает содержание принятого в обществе правосознания, а интериоризирует его идеи и ценности, воспринимая их положительно, как внутреннюю потребность, личный интерес и убеждение. Но этот процесс зависит от множества внешних и внутренних факторов.

Во-первых, восприятие элементов правовой идеологии опосредуется влиянием микросреды, не­посредственно окружающей человека.

Во-вторых, оно происходит выборочно, несистемно, «накладываясь» на имеющиеся у индивида первичные знания, установки, ориентации и в целом его жизненный опыт.

В-третьих, содержание правовой идеологии и правовой психологии, воплощенное в сознании индивида, по-особому функционирует, дополняя друг друга и оказывая взаимное влияние.

Осознанные и усвоенные сознанием индивида идеалы и нормы становятся его убеждениями и мотивируют его поведение, в этом выражается диалектика соотношения общественного и индивиду­ального правосознания. Предписание общества, прочувствованное и рационально осмысленное инди­видом, становится детерминантой его поведения. Здесь, несомненно, важны и рациональные, и эмо­ционально-волевые компоненты структуры личности индивида.

Эмоциональные переживания, выражающие отношение человека к явлениям, стимулируют воз­никновение социальных установок, свидетельствующих о мере готовности индивида действовать определенным образом.

Рациональное осознание понятий и оценок правовой идеологии как позитивных ценностей со­действует формированию положительного эмоционального отношения к ним со стороны индивида.

Объединяет общественное и индивидуальное правосознание выполняемая ими общая регулятив­ная функция, по-разному ими реализуемая. Если теоретическое правосознание является источником правовых предписаний, юридических норм, то индивидуальное правосознание в прямом смысле ре­гулирует поведение человека. Но и первое и второе преломляются в сознании индивида, через него объективируются.

Соотношение между индивидуальным и общественным сознанием таково, что в сознании инди­вида отражаются все объективно существующие (позитивные и негативные) явления общества, его противоречия и проблемы. Все это налагается на индивидуальные качества человека: его природные способности, их направленность, его психологический тип, склонности т.д. Следовательно, воспри­ятие явлений права происходит в контексте жизненных обстоятельств индивида.

Основные выводы и обобщения по проблеме.

  1. Правосознание формируется в процессе познания (как его результат) правовой реальности, представленной теми общественными(«бытийными») отношениями, которые требуют урегулирова­ния правом.
  2. Правовая идеология формируется профессиональным правосознанием и выражает себя как те­оретическое правосознание.
  3. Правовая психология представляет собой динамичное духовное образование, выражающее уровень и состояние правосознания в обществе.
  4. Правовая психология имеет одинаковый с правовой идеологией объект отражения — регули­руемые правом общественные отношения.
  5. При формировании правосознания индивида усвоение содержания юридической нормы в ка­честве центрального понятия правовой идеологии является определяющим.

  

Список литературы

  1. ЛукашеваЕ.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973. - С. 133
  2. Сапун В. А. Социалистическое правосознание и реализация советского права. - Владивосток, 1984. - С. 14.
  3. Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. - Киев, 1970. - С. 86.
  4. ЧефрановВ.А. Правовое сознание как специфическая разновидность социального отражения. - Харьков, 1973. - С. 14.
  5. Там же. - С. 15.
  6. Сапун В.А. Указ. раб. - С. 15.
  7. ЛысковА.П. Правовая психология и ее место в структуре правосознания: Автореф. ... канд. филос. наук. - Л., 1969. -С. 7.
  8. Лукашева Е.А. Указ. раб. - С. 147.
  9. Потопейко Д.А. Указ. раб. - С. 102.
  10. Уледов А.К. Взаимосвязь идеологии и общественной психологии // Духовная сфера социалистического общества. - М.,1987. - С. 52.
  11. Лысков А.П. Указ. раб. - С. 9.
Фамилия автора: Д.Г.Умуркулова
Теги: Сознание
Год: 2004
Город: Караганда
Категория: Философия
Яндекс.Метрика