Правовые корни гражданского права Кыргызстана:обычное гражданское право кыргызов

Обычное гражданское право кыргызов можно отнести к феномену в праве, в том числе в 30-годы во время советского гражданского права в Киргизской АО, АССР.« Источники гражданского права в Кыргызстане своеобразны», - как правильно указывает К.Нурбеков, - «Гражданское право Кыргызстана в досоветский период было феодальным правом, регулирующим имущественные, наследственные, брачно-семейные отношения в интересах светских, духовных феодалов, имущественных слоев общества, на основе неприкосновенности частной собственности, неравенства полов, религий, национальности, места в обществе». Источники права являются способом введения государственной воли в закон и поэтому связаны с деятельностью государства: Это деятельность по разработке, изданию юридических актов (правотворчество) и приданию юридической силы иным социальным нормам, например, обычаям (санкционирование).

Источниками гражданского права в Кыргызстане были: адат, шариат, право России, а также практика судов биев и казиев, постановления съездов судов биев, высказывание знатоков мусульманского права (улемов и др.). Источники права не были систематизированы, классифицированы по отраслям права, не были четко выражены отдельные правовые институты гражданского права. Источникам киргизского обычного гражданского права являлись: обычай (урп, адат), практика суда биев (бийдин бутуму), постановления чрезвычайного съезда биев («Ереже»).

Все эти три источника между собой тесно взаимосвязаны, они постоянно дополняли, изменяли существующие правовые обычаи и правовые нормы (во время  нахождения Кыргызстана в составе Кокандского ханства, в России).Обычай, имеющий силу закона, – это обычай, санкционированный устно господствующим классом. Он нигде не был специально зафиксирован, а передавался из уст в уста, от поколения к поколению в виде кратких изречений и пословиц. Обычные правовые нормы, имевшие силу закона, определяются и зависят от различных, экономических, национальных и бытовых условий жизни. Каждый род, племя, даже крупные родовые общины стремились иметь свои обычно-правовые нормы. Несмотря на некоторые особенности юридических обычаев различных местностей, в общих чертах они были одинаковыми.

Нормы кыргызского обычного права по всей территории Кыргызстана одинаково решали вопросы гражданского права. Так, отношениям между супругами, между родителями и детьми, по усыновлению и наследованию, они одинаково допускали возможность применения таких мер наказания, как кун (выкуп), айып (штраф), барымту и даже кровную месть. Большой вклад в учение об обычаях,в обычном праве кыргызов, казахов внесены учеными Х.Сулаймановой, Г.Сапаргалиевым, С.Кожоналиевым, А. Жумагуловым и др. Огромную ценность представляют до сих пор не опубликованные рукописи неизвестных авторов об обычаях кыргызов - Токмакского уезда, кара-киргизов Иссык-Кульского уезда.

2.Практика суда биев.

Правовые обычаи кыргызов, имевшие при их применении силу закона, постепенно дополнялись, изменялись практикой суда биев, являвшейся важным источникам права. Отдельные изречения или приговоры «знаменитых» биев, часто творивших суд и расправу над своими подчиненными, служили образцом для разрешения других аналогичных дел и тем самым иногда приобретали силу источника права.Не очень идеализировал суд биев Г.С. Загряжский. Он писал: «Все зависит от случая, личных отношений, но не от закона.Таков характер суда биев. Он нимало не гарантирует справедливости и допускает всякое вмешательство». Конечно, бий в своих решениях, как правило отстаивал экономические и политические интересы имущественных слоев населения, к которому и сам принадлежал. Решения, изречения этих биев усиленно пропагандировалось среди народа феодально-байскими акынами, аксакалами и другими лицами, выражавшими интересы феодалов и оправдывавшими систему патриархально-федальной эксплуатации народных масс, используя неграмотность последних, власть и влияние феодалов. Кыргызское обычное гражданское право по форме было патриархально-феодальным и отражало правовые взгляды господствующей верхушки.Решения биев до второй половины ХIХ века почти нигде письменно не оформлялись. Они находили отражение главным образом в фольклорных источниках.

Со второй половины Х1Х века после вхождения Кыргызстана в состав России, приговоры суда биев записывались в кратких словах в особую книгу, иногда оформлялись в виде письменного документа. Исследователь обычного права кыргызов Н.И.Гродеков писал: «Судебная практика признается, до некоторой степени источником права даже там, где суды руководствуются писанным законом, там же, где суд не связан положительным правом, а жизнь постепенно переходит к новым формам, будет порождать новые отношения и создавать новые интересы, столкновения которых будет находится в суде, там судебная практика может явиться огромной правотворящей силой». От одного поколения к другому передавались отдельные высказывания и решения по разным вопросам биев Атаке, Олжобая, Шералы, Бирназара, Тыная, Мусы, Шапака. На них часто ссылались бии при решении конкретных дел.3. «Эреже» - это положение или руководящие постановление чрезвычайного съезда биев.

После принятия временного Положения «Об управлении Семиреченской и СырДарьинской областями» в 1867 году, Положения «Об управлении Турнестинским краем» в 1886 году на чрезвычайных съездах биев одного или нескольких уездов вырабатывались общие правила судопроизводства и материального права. Эти правила оформлялись письменно и подписывались всеми биями, участниками конкретного чрезвычайного съезда. Положение, носившее название «Эреже», имело силу закона для данного съезда. Эреже относится к письменному источнику права. К.Нурбеков ссылается на Эреже пяти чрезвычайных съездов биев. В обычное гражданское право кыргызов проникал шариат - мусульманское право. «Шариат» - в переводе с арабского языка означает «закон». Под шариатом подразумевается свод мусульманских религиозных, семейно-брачных, гражданских, уголовных и других законов, разработанных на основе Корана- главного памятника мусульманской религии и права.

Источниками шариата были: Коран, Сунна, иджма, кыяс. Коран - священная книга мусульман, представляющая запись изречений основоположника исламской религии Мухаммеда. Коран состоит из 114 сур (глав). Каждая глава в свою очередь делится на отдельные стихи - аяты. Созданный в VII веке Коран, позднее не мог отвечать всем требованиям развивающихся общественных отношений и поэтому позже в дополнение к нему появилась Сунна - предания об изречениях, высказываниях и действиях Мухаммеда, переданное его сподвижникам для руководства. Мы уже отмечали, что нормы шариата проникали в обычное право кыргызов, иногда вытесняли их, происходила их общая гибридизация, диффузия, по словам К.И.Асановой. Нормы адата и шариата часто применялись одновременно, особенно в регулировании договорных, товарно-денежных отношений. Это более характерно именно для гражданского права. Проникновение норм шариата, вытекающих из Корана и Сунны было более характерно для Южной Киргизии, где шариат действовал как система права Кокандского ханства, а под его властью находилась Фергана. Отметим, что и в настоящее время приверженцы Корана - это шииты, приверженцы Сунны - сунниты (в Кыргызстане, Казахстане и др.). О сущности «Сунны», Х.Сулайманова писала: «В действительности Сунна представляет собой результат законодательной деятельности стоящих у власти жилдагеторских властей, которые для закрепления и придания авторитета своему законодательству прикрывали его именем пророка». Сунна имела силу закона наравне с Кораном. Иджма - собрание признанны всеми мусульманскими юристами новых положений, т.е. мнение толкователей Корана, Сунны, признанных всеми мусульманами как закон. Эти новые положения принимались отнюдь не с согласия «всех мусульман», принимались без учета мнения народов. Кто выступал против ислама, тот наказывался жестоко, как вероотступник. Молчание считалось знаком согласия, как мол волеизъявление. Четвертым источникам шариата считается кыяс. Под кыясом подразумеваются решения, выводы, заключения, сделанные мусульманскими юристами-богословами (В Средней Азии - улемами) по аналогии с Кораном, Сунной и иджмой. Рассмотрим некоторые теоретические аспекты обычного права, применительно к другим условиям Кыргызстана в досоветский период. Большой вклад в исследование этих вопросов внесен знатоком развития кыргызского общества С.М.Абрамзоном.

а) Обычному гражданскому праву известны правовые категории, субъекты: субъекты и объекты гражданского права, право дееспособность, глава семьи. Дадим им кратко понятия, особенности. Гражданские правоотношения в досоветском Кыргызстане охватывали почти все гражданско-правовые действия, совершаемые среди населения. Основными объектами гражданского права являлись вещи, действия, личные неимущественные права, нематериальные блага. Главными объектами гражданского права являлись земля, пастбища (летовки, зимовки), скот, юрты, снаряжение, домашняя утварь, одежда и др. Объектом являлись действия других лиц. Вещи знали деление (движимые, недвижимые, делимые, неделимые, дозволенные к употреблению (адал), не дозволенные к употреблению (арам), личное право на имя (аты), право на честь (намыс), право на вступление в брак, право на усыновление, опеку, попечительство. Субъектами гражданского права и гражданских правоотношений выступали в основном физические лица (граждане), которые не были одинаковы в правовом отношении (по адату и шариату) правоспособными и дееспособными. Правоспособность и дееспособность определялись по признаку имущественного положения, пола, национальности и вероисповедения. Так, женщины были лишены всех политических прав, они были ограничены и в гражданских, семейных, личных неимущественных правах, лишены имущественной самостоятельности. Дееспособность замужней женщины, попечительство над ней осуществлялось мужем, а в случае его смерти - взрослыми сыновьями или другими родственниками из числа лиц мужского пола. Девушки вообще не имели прав в области гражданских отношений, находились под опекой и попечительством. Полной правоспособностью и дееспособностью обладали манапы, баи, бии и духовенство. Феодалы, имущие слои кыргызского общества, рядовая знать имели неограниченное право на наем рабочей силы, на заключение договоров на распоряжение землей, пастбищами, водами и другими природными ресурсами. Основная часть населения трудящихся (букара) фактически имела немного земли, несколько голов мелкого скота, отдельную юрту, домашнюю утварь и одежду. Главой семьи у кыргызов считался муж, если мужа не было, то главой семьи был старший сын или родственники мужского пола. Только в отдельных случаях жена после смерти мужа могла создать свое хозяйство и быть субъектом гражданского права. Субъектами гражданского права также являлись создаваемые юридические лица.

 б) Основным правовым институтом в гражданском праве кыргызов на всех этапах развития общества было право собственности и его виды, другие вещные права.Основными формами права собственности в Кыргызстане в досоветский период были: общая собственность на землю и другие природные ресурсы, собственность семьи, частная собственность. В феодальном Кыргызстане основой производственных отношений была частная собственность на основные средства производства (земля, пастбища, вода, скот как основа экономического и политического господства феодалов. Несмотря на то, что шариат всю землю объявлял божественной, принадлежавшей всем, кокандские ханы, правительство России объявляли всю землю государственной собственностью в лице монарха, хана, императора, права частной собственности у кыргызов не было. Фактически всей землей распоряжались светские феодалы как на праве частной собственности, формально на праве владения. «Согласно кыргызскому обычаю, вода и земля есть собственность государства, которое в правах распоряжаться ими, ограничив даже правом пользования подвластного народа», - указывалось в конспекте А.И.Гамзина в 1869 году (цитируется по А.П.Савицкому). С разрешения монарха могло осуществляться оформленное частное и общинное владение землей. В Южной Киргизии, главным образом в оседло-земледельческих районах, имело место частное землевладение (мульк, мамлюк) и частная собственность на земельные участки, купленные у государства.Кыргызские феодалы покупали земельные участки или обрабатывали пустующие земли. По мусульманскому праву полагалось: « Кто возделывает пустые поля с разрешения начальника - получает право собственности на них» Алымбек-датка стал собственником около 1600 десятин земли после ее орошения в местности Чин-Абад. Могла продаваться и вода.Формой собственности у кыргызов была частная собственность на скот, возникновение которой относится к глубокой древности. Скот представлял собой основное богатство кыргызов и был для них главным источником существования. Право частной собственности осуществлялось как государством, так и самими собственниками. В случаях его нарушения право собственности могло восстанавливаться бием по жалобе потерпевшего. При этом требование собственника не могло быть отклонено по мотивам пропуска срока исковой давности, которого в праве кыргызов не было, а осуществление института права собственности зависело от бия: он мог дать делу ход или прекратить его. Собственностью семьи был скот (мал), домашняя утварь. Скот у кыргызов являлся основным источникам богатства, все их имущественные отношения основывались на мале, на мулк (имущество). Способами возникновения права на имущество были договор купли - продажи, находка, дарение, наследование, а также плоды (фрукт), спецификация, оккупация, клад. Между членами сельской общины скот распределялся неравномерно. Позднее выделилась собственность семьи, в том числе - новой (не патриархальной).

в) Хотя товарно-денежные отношения у кыргызов в XIX веке еще не были развитыми, обычное право знало институты обязательства и договоров в гражданском праве.

Понятие обязательства (облигацио) дано римским правом. Содержание обязательства включает в себя право на стороне одного участника правоотношения и обязательство другого (например, права покупателя, обязанности продавца). Основаниями для возникновения обязательства были: сделки и договоры, причинение вреда и необосновательное обогащение. Примером обязательства, возникающего из необосновательного обогащения, является обязательство возвратить полученное вследствие заблуждения или обмана. Эти понятие обозначались одним термином – «келишим». По содержанию договор должен соответствовать адату и шариату, заключаться по взаимному согласию без обмана и насилия, без кабалы. Договоры (келишим) делились: на заключаемые в соответствии с шариатом и протившариатные (законные и противозаконные); совершаемые по доброй воле лица (ыктыярдуу) или без таковой; договоры, совершаемые дееспособными, а также недееспособными лицами, но с разными правовыми последствиями. Способами обеспечения исполнения договора являлись: задаток, залог, поручительство. Договоры могли совершаться и через представителей (окул) в отношении малолетних и несовершеннолетних, душевнобольных и женщин. Представителями являлись их отцы, взрослые дети и близкие родственники мужского пола, а также лица, назначаемые к ним в качестве попечителей. Кыргызское обычное право предусматривало небольшое число, видов договоров: куплю - продажу, хранение, дарение, заем, договор имущественного и личного найма и др. Договор купли-продажи (сатып алуу-сатуу), наиболее широко применявшийся в Кыргызстане, являлся одним из важнейших правовых средств регулирования экономической жизни. Он считался заключенным, когда стороны подали друг другу руки и произносили ряд установленных слов, а покупатель уплачивал деньги и указывали продаваемый скот или передавали его. Объектом договора купли-продажи являлся в основном скот, предметы домашнего обихода и личного потребления. Широко применялась базарная, менее-магазинная продажа. Нужно было указать недостатки вещи. Свидетелей при договоре не требовалось. Договор мены (алмашуу) рассматривался как разновидность договора купли- продажи. Он у кыргызов был очень развит, широко применялся в отношениях между ремесленниками и скотоводами (кочевниками). Участниками этого договора, также были торговцы, разъезжавшие с различными товарами по айылам. Предметом их договора являлись ткани, ювелирные изделия, предметы домашнего обихода, поставляемые ремесленниками и купцами, скот, кожа, шерсть, поставляемые скотоводами. Договор мены оформлялся устно путем обмена вещами.Своеобразной формой договора мены был тартуу (приношение) хорошим скакуном, ценным мехом, ювелирным изделием, хорошей одеждой, обувью с целью получить нужную вещь, скот. Получивший тартуу должен отдать просимую вещь с учетом качества, количества цены тартуу.

К.Усенбаев пишет, что «ввиду отсутствия внутреннего рынка путем тартуу или другими видами обмена ремесленник мог реализовать свои вещи». Наем (жалдоо). Договор найма охватывал как имущественный, так и личный наем. Кыргызское обычное право знало оба вида найма. Предметом договора имущественного найма был скот. Предметом договора личного найма у кыргызов был наем слуг для пастьбы скота, полевых работ и домашних услуг. Обычно срок найма был годовым. Слуги получали при найме часть платы вперед, правовые отношения между нанимателями и слугами носили следы патриархальных отношений. Свое развитие,наем получает с развитием производственных отношений в обществе. Наниматель мог бранить и бить слугу. Слуга, бранивший или бивший своего хозяина, подвергался айыпу (штрафу). В Северной Киргизии в 1913 году было много подневольных: 5636 годовых и 662 сезонных сельскохозяйственных рабочих. Заем (карыз). Договор займа охватывал весьма различные по экономической и социальной сущности отношения. Заем возникал между лицами, когда в постоянном быту что-либо «одалживалось» без обязательства уплатить проценты за пользование предметом займа (бытовой заем) и из других договорных отношений (купли-продажи в кредит или рассрочку, из отношений по найму скота и т.д.). Договор займа мог быть без процентов и с процентами. Процентным договором пользовались ростовщики (суткорам) в целях извлечения прибыли за счет заемщика (кабальные сделки). Хранение (аманат). Договор хранения носил черты дружеской услуги. Вещи отдавались на хранение родственникам или лицам, известных своей честностью. Присутствие свидетелей при его совершении было необязательным. При первом же требовании собственника (владельца) вещи должны быть ему возвращены. В случае гибели хранимой вещи от стихийных бедствий ответственности не наступало (такое хранение было обязательным). Плата за хранение не вносилась. Своеобразной формой хранения был белек (передаваемый через кого-либо подарок). Ссуда (котормого беру) Договор ссуды практиковался в отношениях по поводу скота. Богатый кыргыз, манап по договору давал бедняком скот для езды, для удоя, для перекочевок с условием его возвращения. За ссуду процента или вознаграждения не получали. Только в случае потери или истощения скота ссудодатель мог потребовать стоимость уже полноценного скота, а не возврата истощенного скота.Дарение (сыйлык) было весьма распространенным институтам у кыргызов и других народов. Большую популярность имело дарение среди друзей, которое называлось достамыр (побратимство). Достамыр закреплялся посредством объятий грудью, после чего они должны были помогать друг другу во всем и всегда. Участники достамыра смогли взять друг у друга все, что угодно без спроса и никаких расчетов между ними не полагалось.

Такие взаимоотношение переходило по наследству в отношениях их поколений. Особо важную роль дарение имело в период сватовства, при выполнении посольских и других поручений. Суйунчу (хорошее известие) - это особый институт обязательственного права кыргызов, суть которого заключалась в дарении чего-либо за хорошие известия. Одаривали лиц, известивших о радостном событии, - о рождении ребенка, о нахождении пропавшего имущества, поимке и уличении вора и т.д. От важности доставленного известия и от радости и щедрости получившего лица известия зависел и размер суйунчу, который официальной обязанностью не был, нигде не был записан, представлял моральную норму. Суйунчу являлся традиционной обязанностью в кыргызском обществе и заслуживает одобрения и применения, возможно его правовое регулирование как ведение чужих дел без поручения, права на обещанную награду с закреплением в ГК Кыргызской Республики. Отметим особенности еще отдельных видов договоров и обязательств. Виновные в растрате отданных на хранение вещей возмещали их полную стоимость и платили айып (штраф). В случае стихийного бедствия, вследствие чего пропадали вещи, отданные на хранение, хранитель освобождался от ответственности за их хранение и плата не вносилась, договор был безвозмездным. Предметом договора могло быть любое имущество, не запрещенные действия (арам). Недействительными договорами признавались договоры по купле-продаже спиртных напитков, свиного мяса, свиных кож. В договоре можно было предусматривать условия о сроке, о платеже, о месте исполнения договора, об обеспечении обязательства: задаток (секелет); залог (салам), поручительство (кепилдик) в двух видах: за человека и за имущество. Поручителями могли быть мужчины дееспособные. Объектом мог быть мал, мулк, личность должника и члены его семьи, предметом задатка - скот, деньги, вещи (кроме арам). Договоры заключались устно, простым обещанием, посредством присяги, или при свидетелях. Были и письменные договоры (по шариату), устные во время ходжа, войны, при свидетелях. Неисполнение своего слова - бесчестие (famia). «Кто не сдержит своего слова, у того нет совести».

 

Список литературы 

1. Абдылдев К., Зайков Ф.А. Имущестьвенные права женщин в Кыргызстане: краткий историко-праовой очерк//Сборник научных трудов юридического факультета КРСУ. – Вып.11. – Бишкек, 2001.

2. Абдылдаев К., Зайков Ф.А. О некоторых формах собствнености, владения, пользования в Кыргызстане во второй половине XIX – в начале ХХ веков//Сборник научных трудов юридического факультета КРСУ. – Вып. 12. – Бишкек, 2002.

3. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. – Ленинград: Наука, 1971.

4. Гродеков Н.И. Киргизы и кара-киргизы Сырдарьинской области: юридический быт. – Ташкент, 1889.

5. Загряжский С Юридический обычай кыргызов//Туркестанские ведомости. -Вып.4. - М., 1876.

6. Зайков Ф.А. Семья и семейные отношения кыргызов в прошлом и современность//Сборник научных трудов юридического факультета КРСУ - Вып.8. - Бишкек, 2000.

7. Зайков Ф.А. Надежность гендерной защиты. – Бишкек, 2000.

8. Крафт И.И. Судебная часть в Туркестанском крае и степных областях. – Оренбург, 1898.

9. Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР - Бишкек, 1999.

10. Плоских В.М. Очерки патриархально-феодальных отношений в Южной Киргизии. – Ф: «Илим», 1968.

11. Сапелкин А.А. К истории феодализма в Киргизии в конце XIX - начале ХХ веков. – Ф: «Илим», 1968.

12. Сапаргалиев Г. История народных судов Казахстана. – Алма-Ата, 1966.

13. Усенбаев К. Общественно-экономические отношения киргизов в период господства Кокандского ханства. – Фрунзе, 1961.

14. Ученые записки юридического факультета САГУ. – Вып. 2. – Ташкент, 1956.

15. Хидая. -Т.1. Разд.:Опека и попочительство. – Ташкент.1984.

16. Шаршеневич Г.Р. Учебник русского гражданского права. – М., 1995.

Фамилия автора: Т.И.Ганиева
Год: 2009
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика