Особенности формирования и развития казахского права «жаргы» и роль биев в его укреплении

Особенности формирования и развития казахского права «Жаргы» и роль биев в его укреплении При характеристике права казахского народа традиционного общества невозможно использовать современное общепринятое понимание права как совокупности правил и норм, обеспеченных силой государства и отражающих волю законодателя. Кочевое право гораздо сложнее, оно состоит не только и не сколько из писанных официальных норм, оно включает в себя сложную совокупность правовых ценностей, правовых образов, правовых понятий, правовых отношений, правосознания, институтов права и правовых процедур. Именно эти качества и дают нам основание определить казахское обычное право как уникальный правовой феномен, действовавший в течение тысячелетий, сохранившего казахский народ и его территорию для потомков. Право казахского народа закрепляла вольность, нравственные идеи, идеалы и принципы, воспринимаемые всем народом. Это и явилось фундаментальными причинами того, что оно выдержало испытание временем. Степное право обладает синкретичностью, в нем сливаются воедино нравственность, религия и мораль, оно растворено в политических, экономических, семейных и прочих институтах и процессах. Главное назначение права заключалось в способности его удержать людей вместе на огромных территориальных пространствах, быть инструментом примирения, а не наказания, сплачивать, а не разъединять людей.

Основным механизмом обеспечения обычного права было общественное мнение, а также самосознание человека, ощущающего себя в качестве единой части социума, осознающего ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь соплеменников. Многие исследователи задаются вопросом о том, почему в течение тысяч лет сохранялись в своей первозданной чистоте и передавались, не изменившись ни на йоту обычаи и традиции казахского народа? Какие механизмы и рычаги обеспечивали стабильный правопорядок в кочевом обществе? Где источник правовой и духовной культуры казахского народа? Какими принципами руководствовались наши предки, что позволило им сохранить в первозданном виде духовную и правовую культуру? Попытаемся дать ответы на эти вопросы.

Право и культура казахов были тесно связаны с экологией, с естественным состоянием свободного человека, с кочевым образом жизни. Казахи веками жили в гармонии с экосистемой.

Одним из принципов кочевого образа жизни являлся принцип «жеты ата». Именно этот принцип являлся одним из главных, регулирующих родственные отношения между людьми. На практике он проявлялся в том, что каждый член сообщества должен был знать своих предков до седьмого колена, при этом браки между родственниками до седьмого колена были строго запрещены.

В казахском обществе вражда прекращается через брак молодых. Заключение брака означает примирение сторон и восстановление родства как «куда» – сватов. Однако на практике подобные браки встречались очень редко. Наши предки, известные исторические личности – вожди племен, бии, сказители, общественные и государственные деятели оставившие заметные следы, веками стремились к единству, целостности и не уставали к этому призывать. Мыслители степей создали своеобразный кодекс духа Степи, основой которого является сплоченность, духовность, нравственность, процветание народа.

Особое значение в степи имел институт «Дат». Дат определяется как "требование справедливости, выражение пожелания". Этим правом обычно пользовались при спорах, когда стороны хотели выразить собственное мнение. При этом человек, сказавший слово "дат" обязательно должен быть выслушан принародно, каким бы не было его мнение.

Также правом “дат” пользовались осужденные или приговоренные, и история казахского народа изобилует многими примерами, когда люди выражали свое несогласие и возражение действием хана или иных представителей ханской власти. В истории казахского народа право "дат" часто встречается при решении судов биев или при несогласии с решениями ханов. Право "дат" также строго соблюдалось при ведении дипломатических переговоров. Особое место в степи занимали бии – честные, неподкупные люди, с незапятнанной совестью, решавшие спорные дела и возглавлявшие роды. Бии выступали как объединители народа в государство, хан олицетворял собой государство. Гонения против биев считались гонениями против народа. Поэтому ханы всегда прислушивались к мнениям биев. Укажем функции, которые выполнялись биями.

1. Политическая – нахождение компромисса в общине, роде, в социуме в целом, а также функция по сплочению народа в единый народ

2. Правоохранительная или судейская функция.

3. Нравственно - воспитательная функция.

4. Идеологическая или функция по внедрению в сознание казахского народа единых идей, ценностей.

5. Функция хранителя народной мудрости, народных ценностей, обычаев и традиций.

6. Представительская функция. Бии представляли весь народ, высказывали самые сокровенные народные требования.

7. Повседневно организаторская функция

8. Компромиссная функция или функция по упреждению конфликтов и споров.

Все эти функции выполнялись биями в силу природных качеств и дарований. Бии признавались как безусловный авторитет, их мнения и решения не подлежали сомнению. И даже больше решения и действия биев передавались из поколения в поколения как образец народной мудрости. Вспомним казахское пожелание или "бата": "Би бол, би болмасан би түсетiн ұй бол", что означает пожелание добиться такого положения, равнозначного авторитету бия.

И все же главной функцией биев было недопущение сор и раздоров среди родов, объединение народа в единое целое. Принцип компромисса как категории равновесия и стабильности лежит в основе существования всего казахского общества и, в частности, в основе правовой культуры. Отметим, что казахи не любили судиться, предпочитая заканчивать споры путем досудебных процедур, мировым соглашением. Главной целью биев было сохранение мира внутри казахского народа и мирных отношений с соседними народами.

Авторитет биев был настолько высок, что они даже могли сместить хана или же сами избираться ханом. В истории казахского народа есть подобные примеры.

Бии рассматривали вопросы самоуправления, они развивали самоуправление народа, потому что они были выходцами из гущи народа, жили чаяниями своего рода и всего казахского народа в целом. Также они стремились ограничить влияние и власть султанов и ханов. Это качество было присуще только биям казахского народа. О проблемах ограничения ханской и султанской власти и необходимости развития самоуправления в казахских родах в своем обращении представителю царской России в начале колонизации царской империи казахской степи написал известный в казахской степи Шон би. Об этом говорится в романе К. Найманбаева «Серт» - «Зарок».

Право традиционного общества отличается динамизмом, преемственностью и гуманизмом. Оно непрерывно и последовательно развивалось на протяжении многих веков. Это не есть застывшая, статическая, консервативная совокупность правовых правил и процедур. Каждое поколение сознательно продолжало работу над совершенствованием правовых институтов, привнося в право перемены, созвучные новой эпохе.

 Правовая культура казахского народа проявлялась в правовой свободе и, прежде всего, в уважительном отношении к личности и отсутствии раболепного поклонения власти, в свободолюбивом образе жизни. А.И. Левшин признает, что "все соседи киргиз-казаков управляются или монархическим или деспотическим правлением, все родственные им народы живут в рабстве, достойном сожаления, а они (казахи А.И.) почти совсем не знают подчиненности, у них не существует даже ни имя поданного, ни имя владельца. Явление очень любопытное для политиков!".

В пределах своего рода человек мог реализовать все права и свободы, и пользоваться гарантированной правовой помощью. Это обеспечивалось системой родовой взаимопомощи. Права человека защищались всем родом. И в этом процессе большую роль играли бии. Они принимали решения, которые впоследствии становились прецедентами для последующих поколений. Бии решали споры не только на основе обычаев, но и в необходимых ситуациях создавали новые положения, которые могли вступать в противоречие с прежними нормами обычного права.

Жизнь человека ценилась высоко, особенно это касалось людей выдающихся, отличающихся талантами, особенно красноречием. Так, при нанесении вреда таким людям бии назначали больший размер штрафа или куна. К примеру, Айтеке би, который, рассматривая дело об уплате куна за смерть девушки, обладающей талантом музицирования, наложил на виновного чингизида Али тройной кун: кун за жизнь девушки; кун, расходуемый на погребение и поминки («суйек куны»); кун за ее способности, искусство петь, поэтизировать, играть на домбре («онер куны»).

Бии обладали не только авторитетом, но и большим ораторским искусством. В основе суда биев лежал гуманный подход, направленный на удовлетворение интересов обеих сторон. Бии являлись общественными, а не государственными институтами. И в этом нам видится особенность права и правовой культуры, поскольку в коллективном обществе общественное мнение было сильнее государственного принуждения.

Важнейшим постулатом являлся принцип невиновности. Так, в случае когда против обвиняемого не было явных улик, бии прибегали к посредничеству честных родовичей, которые присягой обвиняли или оправдывали подсудимого. Этот институт аналогичен современному суду присяжных в англо-американских странах. Отметим только его древность, развитость и справедливость. Здесь мы усматриваем важнейшую предпосылку саморегуляции общества, что является непременным атрибутом гражданского общества. Суд биев в казахском обществе представлял собой специфическую модель универсального суда посредников. В спорной ситуации в любом ауле, роде, племе­ни необходим был человек, хорошо зна­ющий быт и традиции своего рода, кото­рый мог выступить в качестве защитника – бия.

Бесспорно, что главным ресурсом власти биев был авторитет, а не сила государственного принуждения. Таким образом, казахский народ с незапамятных времен свою государственность развивал и сохранил благодаря прозорливости и справедливых решений вождей народа – биев. Значение биев выходило далеко за рамки правовой деятельности. Так, бии являлись вождями родов, ораторами, правоведами, политиками, дипломатами, философами, поэтами, педагогами, психологи, и, в случае военной необходимости, воинами. Поэтому они являлись хранителями народной мудрости, всей совокупности духовной культуры нации и правовой культуры в том числе.

Полагаем необходимым сделать определенные выводы.

Кочевничество – есть особый образ жизни, основу которого составляет определенная философия, основанная на коллективизме, компромиссе, почитании старших, приоритета морали, нравственности.

Казахскому народу присуще миролюбие, отсутствие споров и конфликтов, стремление решать дела, основываясь на идеях правды и справедливости.

Право казахского народа Жарғы отличалось своей главной идеей – прежде всего защитой интересов народа. Это было народное право, поэтому оно воспринималось всеми как справедливое, безусловное, что нашло отражение в мировоззрение и менталитете казахского народа.

Обычное право – Жаргы – это система принципов и правил поведений, основанных на обычаях, морали и нравственности. Оно прививалось с детства, при этом правовое воспитание осуществлялось всеми членами рода.

Хранителями правовой культуры казахского народа были бии. Бии – выходцы из народа, главной сутью которых было человечность, порядочность, справедливость.

Отметим, что бийские решения не были застывшими, раз и навсегда данными. Это достаточно гибкая система судебных решений, которые можно воспринимать как систему судебных прецедентов.

Сегодня наряду с римским правом в истории цивилизованных народов, в истории права достойное место должно занять кочевое право – Жаргы и его правовые институты. Это институты, регулирующие споры о чести и достоинстве, институт куна (выкупа), институты, регулирующие спорные отношения по поводу пользования землей, институты, регулирующие семейно-брачные отношения и др. Эти институты отличаются стремлением предотвратить конфликты, затяжную борьбу между народами и коллективами.

Для современного права большое значение имеет изучение требований, предъявляемых к биям: быть справедливым, честным, беспристрастным. Это находило выражение в следующей пословице «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ». Сегодня важно использовать в современном праве правовые и нравственные принципы казахского права, а именно поднять в обществе роль общественного мнения; отдавать приоритет решениям дел на основе мирного соглашения; повсеместно проводить гласные и публичные судебные разбирательства; назначать на должность судей людей, имеющих большой авторитет среди народа; постоянно выяснять мнение народа относительно справедливости вынесенных судебных решений.

В заключении хочу отметить, что с точки зрения теории права суды биев являются уникальным институтом, позволившим сохранить в течение многих веков благоденствие и стабильность общества, и уникальную государственность казахского народа. Полагаю, что юридическое сообщество должно изучать, знать и применять на практике ценности и идеи бийского судопроизводства. В этом и будет заключаться правовая культура юридического сообщества нашей страны.

 

Список литературы

1. Найманбаев К. Серт. – Алматы, 1982. – С. 190.

2. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей / Под общей ред. М.К. Козыбаева. – Алматы: Санат. – 1996. – С. 374.

3. Есламгалиев М. Алшын Айтеке би гумырнамасы // Древний мир права казахов. – Алматы: Жеты Жаргы, 2001. – Т.1. - С.355-356.

4. Нарікбаев М. С. Ұлы билерімізден Жоғарғы Сотқа дейін. – Алматы: Атамұра, 1999. - С. 145-151.

Фамилия автора: Ибраева А.С.
Год: 2009
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика