Проблемы материального обеспеченияв свете концепции прав человека

Проблемы материального обеспечения занимают серьезное место в  рамках концепции прав человека.  С нашей точки зрения они являются базовыми, часто определяющими, непосредственным образом влияющими на международную и национальную политику в области прав человека. Особую актуальность данные вопросы приобретают сегодня, являясь реальным стимулятором предотвращения угроз и конфликтов. Именно проблемы материального обеспечения часто  выступают стимулирующим фактором наличия или отсутствия, а также  разнообразия форм  движений за права человека. Данное положение официально закреплено в основополагающих международных документах по правам человека, а забота о людях, их материальном обеспечении и материальном благополучии занимает центральное место в международной и национальной политике, составляя базовые положения современной концепции устойчивого развития общества в период всеобщей глобализации, теории гражданского общества, базовых положений демократического общества.

Права человека являют собой высшую ценность, являясь критерием «человеческого измерения» в обществе.  По международным стандартам базовые показатели прав в области человеческого развития  определены по трем направлениям: долголетие, образованность, уровень жизни. В отчете о человеческом развитии ПРОООН, подготовленном независимыми казахстанскими экспертами, указывается на необходимость влияния прав человека на создание реальных возможностей территориальной и социальной мобильности, а данный факт, как мы думаем, в большей степени зависит от состояния и уровня  материального обеспечения. Следует отметить и наличие иных точек зрения. Так, в рамках исследования интегральных показателей человеческого развития лауреатом Нобелевской премии в области экономики Амартьи Сена в 1989 году была опубликована работа «Развитие как расширение возможностей». На примере многих показателей, в том числе прав человека, он доказывает, что развитие это не только и не столько повышение материального благосостояния, а процесс расширения «возможностей» человека прожить долгую и здоровую жизнь, доступ к знаниям, решению дел и.т.д. Свобода выбора – основа развития человеческого потенциала, принцип. С данной позицией нельзя не согласиться, однако, без материальной базы, достаточного уровня материального обеспечения вряд ли возможно будет иметь реальные возможности реализовать данный принцип  и свои права на мобильное существование.

Права в области материального обеспечения представляют собой ориентир  гуманитарной, социальной, экономической, культурной деятельности государства. Именно поэтому данный аспект рассматривается учеными в рамках демократизации общества как пласт человеческой культуры или стимулятор исторического процесса. Современный каталог прав и свобод человека в области материального обеспечения является результатом длительного исторического развития и называется часто результатом  исторической борьбы человека и государства. Являясь политико - правовой категорией,  права человека, независимо от расстановки социальных сил, культурных и традиционных особенностей, в любом случае сводились к определению объема предоставляемых благ и реальных возможностей их реализации, определялись системой материального производства. То есть именно материальные предпосылки, как мы думаем, являлись  определяющими в видовой классификации прав и свобод, их делении на материальные и духовные, реальные и декларативные, в ряде случаев фиктивные. Каждый новый исторический этап развития человеческого общества (формации)  являлся, прежде всего, следствием изменения материальных, экономических отношений, и они доминировали в определении качества и объема прав и свобод, социальных возможностях общества, их характера и  жизнедеятельности. Каждая новая ступень в системе материального  производства являлась новым шагом  в расширении перечня фиксированных правом прав и свобод, в том числе и в сфере материального обеспечения. Принято считать, что одним из первых  ученых, представивших в своих трудах классификацию социальных прав граждан, является Г. Еллинек, разделивший права на частные субъективные и публичные субъективные, включающие в себя и права на положительные услуги со стороны государства, в том числе  на материальное обеспечение.  В России первая классификация социальных прав, в том числе право на материальное обеспечение, были представлены Соловьевым В.С. Государство характеризовалось им как «собирательно – организационная жалость», которое обязано решать проблемы обеспечения каждому материальных средств к достойному существованию и развитию не в силу жалости, а в силу «самой природы человеческой». Данные исследования положены в основу большинства современных научных теорий в области природы прав человека. Так, известный  казахстанский правовед Н. Шайкенов писал о том, что по своей природе права человека направлены на обеспечение основ человеческого существования – без них нет Человека как такового. Их  перечень зависит от материальных возможностей общества и государства, поэтому любое «урезание» таких прав вызывается сугубо политическими мотивами, если, конечно, не брать во внимание недосмотр законодателя. Таким образом, материальные возможности часто признаются приоритетными и определяющими в области прав человека.

Интересное исследование в рамках материального обеспечения в восьмидесятых годах прошлого века было представлено Е.В. Коровиным. Рассматривая права личности в области социального обеспечения, он предложил свою классификацию прав по следующим основаниям: по объекту, по связи с прежним заработком, по юридической силе, в зависимости от объекта права, подразделив их на денежные выплаты,  услуги материального характера и другие. Он писал, что права, направленные на удовлетворение общечеловеческих потребностей, имеют своим объектом, как правило, денежные выплаты, поскольку они представляют собой наиболее удобную форму материального обеспечения нетрудоспособного. Денежная форма дает ему основания выступать в качестве полноправного участника общегражданских имущественных отношений и таким образом удовлетворять личные (как материальные, так и духовные) потребности, а также потребности своей семьи. В данном случае нетрудоспособный самостоятельно, с учетом своих интересов и запросов определяет структуру личного потребления. Однако государство должно строго нормировать эти блага, по определенным критериям. С этим четким, грамотным выводом нельзя не согласиться.

Следует отметить, что сегодня вопросы материального обеспечения через призму прав и свобод рассматриваются не только с точки зрения демократичности и цивилизованности общества. Современные теории глобализации представляют и иной, новейший аспект трактовки. В соответствии с ними, в условиях тотального глобального  процесса только сильное государство, располагающее слаженным правовым механизмом, системой обеспечения, в том числе материального, и защиты прав, свобод человека может создать условия для мягкого вхождения его в международные экономические организации без ущемления своих национальных интересов и достоинств. При этом роль системы материального распределения, перераспределения, обеспечения играет часто главенствующую, определяющую роль.  Проблемам глобализации, ее роли в процессе развития прав человека, в том числе в рамках материального обеспечения,  сегодня уделяется весьма серьезное внимание. Более того, в рамках международного права, международных отношений,  национального права некоторых государств, современных научных разработках самых различных направлений  явление  «глобализация» предлагается  выделить в самостоятельное научное направление.  Однако независимо от отношения к данному явлению, к мнению о самостоятельности этого нового научного направления, нельзя не признать, что факт глобальных изменений со всеми их положительными перспективами, угрозами и опасностями – неизбежен. Процесс расслоения общества по материальным полюсам бедности и богатства как внутри стран, так и в рамках мирового сообщества (например, в рамках СНГ), увеличение пропасти между представителями этих полюсов, дисбаланс в системе материальных распределительных отношений получили в рамках международного права название «социальные издержки глобализации». И именно данные издержки, с нашей точки зрения, сегодня активно влияют на теорию прав человека. Социально-экономическая сфера, сфера материального обеспечения оказываются в центре внимания. Многие ученые, в большей части правоведы и экономисты,  считают,  что свободный рынок, увеличение роли частного сектора, ослабление или сведение к минимуму государственного участия в сфере материального обеспечения и сохранение социально ориентированной рыночной экономики – явления – антиподы, взаимоисключающие друг друга. Так, например, Аттали Ж., один из президентов Европейского банка реконструкции и развития, отмечал, что чем больше жизнь общества подчиняется требованиям глобализации экономики, тем более глубокой эрозии подвергаются права и свободы граждан. Материальное обеспечение, в частности государственное, в данном случае занимает приоритетное положение, поскольку именно оно является показателем реализации стандартов социальной защиты. Ослабление государственного участия может привести к снижению степени социальной защищенности и, как следствие, к изменению сущностных характеристик прав и свобод. В рамках международного права в начале двухтысячных годов четко обозначилась проблема «социального демпинга», то есть перемещения рабочей силы из государств с наименее развитой (или не развитой) системой социальной защиты (и, прежде всего, материального обеспечения) в государства с наиболее развитой системой. Именно данное явление дает основания для крайне негативных суждений. Например, профессор Брабер Б. утверждает, что те, кто добивается предоставления большой свободы факторам экономической глобализации, рынка, по сути, являются противниками сложившейся системы прав граждан в социальной сфере, демократии в целом.  Однако большинство международных документов представляет иную точку зрения. Так,  декларация о социальном развитии, принятая в Копенгагене на  Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития 6-12 марта 1995 года,  указывает,  что глобализация, являющаяся следствием роста мобильности людей, совершенствования средств связи, значительного расширения торговли и потоков капитала и технического прогресса, открывает новые возможности для устойчивого экономического роста и развития мировой экономики, особенно в развивающихся странах.  Кроме того, она позволяет странам обмениваться опытом и учиться друг у друга, извлекая уроки из достижений и трудностей, а также способствует взаимному обогащению идеалов, культурных ценностей и стремлений. В то же время быстрые процессы перемен и перестройки  стали представлять угрозы благосостоянию человека, носить всеобщий характер. Глобальная трансформация мировой экономики в корне меняет параметры социального развития во всех странах. Задача состоит в управлении этими процессами и устранении угроз, с тем, чтобы повысить отдачу от этих процессов и смягчить их негативные последствия для людей.  Весьма серьезное внимание вопросам материального обеспечения в рамках прав и свобод человека в условиях  глобальных изменений уделяется сегодня Европейским Союзом. Доработка Европейской социальной Хартии путем принятия пятого мая 1988 года Дополнительного протокола и пересмотра  третьего мая 1996 года текста многих положений самой Хартии объясняется пересмотром именно принципов социальной политики в  части прав и свобод, выработки «новой опорной точки для основных социальных прав, составляющей краеугольный камень европейской социальной модели». При этом фактически все изменения касаются вопросов материального обеспечения. В основу положены принципы ст. 16, определяющей обязанностью государства проведение активной семейной политики в тех областях, где потребности семей из-за ограниченности средств для их удовлетворения носят особенно острый характер. То есть, в основу социальных прав и свобод заложен институт материального обеспечения.

Однако в отношении глобального единства теории прав человека существуют серьезные разногласия. Интересными исследованиями в данном направлении,  не лишенными убедительной аргументации, являются работы в области прав и свобод человека,  включая право на материальное обеспечение, в сочетании  с их органической взаимосвязью с культурой, религией, обычаями, традициями, образом жизни, мысли стран, народов, общностей, регионов и др. Аналитические исследования показывают частое несоответствие официально установленных стандартов прав человека и гражданина традиционным правовым канонам и бессилие правовой системы по отношению к реально признанным, признаваемым и действующим  неписаным правилам. В качестве примеров приводятся традиционно исламские государства, в которых единым критерием концепции прав и свобод выступают законы шариата, а основу  составляет божественная воля, не зависящая от субъективных желаний и возможностей человека. Неизменность социальной системы, социальных ценностей, стандартов и приоритетов, несмотря на усилия западных  государств, просматривается в странах Тропической Африки. Так, например, Супатаев М.А. пишет, что, не смотря на степень проникновения западных либеральных ценностей в африканские страны, в них не происходит тотальной смены социальной системы, утверждения универсальных норм и стандартов в сфере прав человека. Существует определенная мера культурного влияния развитых стран, по исчерпанию которой происходит откат, возврат к прежним нормам социального бытия. Африканский традиционализм пока одержал победу над западными ценностями. Аналогичные проблемы отмечены в Китае, Японии, Корее. Своя система ценностей,  понятие и градация прав человека, строящаяся на системе соотношения  ценностей материальных и духовных, функционирует в Индии. Крашенинникова Н.А. пишет, что многообещающая система прав человека должна скорее приспособиться к всемирной множественности систем ценностей, чем бороться за формирование однородной системы для народов всего мира. Таким образом, сегодня как никогда обострились споры о сущности, правовой природе прав человека, классификационных характеристиках и о единстве их природы. Отношение к праву на материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, (как, впрочем, и сама классификация нетрудоспособности), представление их в качестве естественных, неотъемлемых прав человека получает различную трактовку как в правовых канонах разных государств, государственных объединений, так и в сфере традиционного права.

Серьезные споры в рамках теории права ведутся и по определению, классификации социальных прав и свобод, их правового содержания. В частности,  высказываются предложения о необходимости деления таких прав на отдельные виды: социальные и  экономические, объединении данной видовой классификации в социально – экономическую группу, включении в данный перечень трудовых прав и свобод, выделении их в самостоятельный вид, в том числе и в области материального обеспечения работающих граждан, взаимосвязи и взаимозависимости таких прав и свобод, их противопоставлении, реальности и фиктивности,  зависимости от исторического этапа или о естественном характере прав и свобод вне зависимости от истории и другие. Однако, мы не ставим задачу исследования всех этих научных направлений, течений, полагая, что данный серьезный вопрос является предметом отдельного научного исследования. Свою задачу мы видим  в определении связи права на материальное обеспечение  с общей  теорией прав и свобод человека.

Что касается  Республики Казахстан, то социально – обеспечительные права человека закреплены во всех основополагающих правовых, декларативных документах. Так, Конституция страны,  провозгласив в 28 статье  право граждан на минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по  возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и иным законным основаниям, исходит из того, что право на материальное обеспечение строится на принципах неотъемлемости естественных прав человека, признании международного тезиса о принадлежности прав человека и основных свобод с рождения  всем людям, их неотъемлемости и законной гарантированности. Защита таких прав - первейшая обязанность любого демократического государства. Их уважение – существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление – основа свободы, справедливости и мира. Таким образом, материальные  гарантии признаются приоритетными и определяющими в области прав человека.  На это постоянно указывается и в международных документах. Так, в докладе о развитии человека за 2000 г. отмечалось, что борьба за ликвидацию нищеты – это не только одна из целей в области развития, это также одна из центральных задач в области прав человека. Анализ международных источников права будет представлен нами в четвертой граве диссертационной работы. Однако, раскрывая теоретические основы института «материальное обеспечение» через призму прав человека, невозможно не отметить наличие таких фундаментальных документов, как Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.), закрепляющая в статьях 22, 25, 28  право каждого человека, как члена общества, на социальное обеспечение, на  осуществление необходимых для поддержания его достоинства и  свободного развития прав в экономической, социальной и других областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства, право на такой жизненный уровень, включая необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,  право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам, а также  на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) в статьях 2, 8, 9, 11 провозглашает обязательства государств принять в максимальных пределах меры к обеспечению постепенного, полного осуществления признаваемых прав каждого человека на осуществление и защиту своих экономических и социальных интересов, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, на свободу от голода и др. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, подписанная в Минске  26 мая 1995 г. в статье 16 устанавливает, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, обеспечение любого лица, не имеющего  достаточных средств и возможности их добыть из источников, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения и.т.д.  

 Все это, с нашей точки зрения, убедительно свидетельствует о тесной связи, взаимозависимости материально обеспечительных отношений с содержанием прав и свобод человека.

 

Список литературы                                             

  1. Отчет о человеческом развитии. Новые технологии для развития человека в Казахстане. Казахстан. UNDP. 2006. С.131
  2. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., 1910.
  3. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. Собрание соч., т.9.
  4. Шайкенов Н. Вначале было слово. Вестник Министерства  юстиции Республики Казахстан., № 12., декабрь 1994., Алматы., с.12.
  5. Коровин Е.В. К вопросу о классификации прав личности в области социального обеспечения //Сб. научных трудов «Вопросы социального обеспечения». Вып.16. М. 1985. С.54 - 57.
  6. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет /Под ред. Королева И.С. М., 2003. С. 72.
  7. Там же. С. 73.
  8. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С.523.
  9. Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция прав человека //Права человека: итоги, века, тенденции, перспективы. М. 2002. С. 283.
  10.  Супатаев М.А. Права человека в традиционном обществе //Права человека: итоги, века, тенденции, перспективы. М. 2002. С. 366, 367.
  11. Крашенинникова  Н.А. Права человека в Индии:  традиционализм  и современность //Права человека: итоги, века, тенденции, перспективы. М. 2002. С. 323,
  12. Конституция Республики Казахстан. Алматы. Норма – К. 2007.
  13. Общеевропейская встреча в верхах. Париж 19-21 ноября 1990.  Документы и материалы., М., 1991., с.5.
  14. Доклад о развитии человека за 2000 год. Оксфорд юниверсити пресс. Нью-Йорк. 2000., с.8.
Фамилия автора: Межибовская И. В.
Год: 2008
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика