Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Некоторые социокультурные и исторические аспекты гражданско-патриотического воспитания молодежи Северного Кавказа

В исследованиях многих российских авторов, посвященных гражданско-патриотическому вос­питанию, указывается на характерное для мно­гонационального общества противоречие между этническим патриотизмом и гражданским созна­нием. Существованию данного противоречия в поликультурном северокавказском регионе спо­собствует целый ряд исторических, социокуль­турных и религиозных факторов. Например, длительные кавказские войны, депортация на­родов Северного Кавказа 1943-1957гг., «контр­террористические операции федеральных войск на Северном Кавказе» и их последствия, поли-конфессиональность региона, подъем религиоз­ного самосознания на фоне невысокой рели­гиозной культуры населения страны и региона, кризисные явления в системе образования, все­возрастающее влияние западной «массовой куль­туры», нарушение культурной преемственности поколений. Все эти факторы, безусловно, услож­няют процесс гражданско-патриотического вос­питания. Общественного прогресса в условиях многонациональности добиваются лишь в том случае, если этнический патриотизм субъектов многонационального государства уступает граж­данскому долгу, гражданской ответственности.

Вероятно, здесь существует элемент самопри­нуждения членов этнических групп, ущемления национальной гордости, но это необходимое условие достижения межнационального согла­сия, прогресса и, как следствие, создания пред­посылок для гармонизации патриотического и гражданского сознания граждан многонацио­нального государства. Вместе с тем следует помнить, что признание приоритета граждан­ского долга перед этническим патриотизмом должно явиться выбором самих граждан, при отсутствии принуждения со стороны государ­ственного аппарата. В тоже время, государство должно проявлять повышенную заботу о сохра­нении и развитии культурной самобытности на­родов.

Принимать действенные меры, направ­ленные на популяризацию традиционного ду­ховного, в том числе, религиозного педагоги­ческого наследия. В этой связи подчеркнем, что одной из проблем гражданско-патриотического воспитания современной молодежи является то, что внешние проявления этнического патрио­тизма большинства ее представителей не под­крепляются интериоризацией национального культурного наследия. В последние десятиле­тия прервана культурная преемственность по­колений, не используется многовековой народ­ный опыт воспитания молодежи, практически сходит на нет интерес к родному языку, уст­ному творческому наследию. Несмотря на по­вышение религиозного самосознания, молодежь, в своем подавляющем большинстве, не владеет основами религии и не следует постулатам своей веры в повседневной жизни. Как следствие зна­чительной частью молодежи с легкостью нару­шаются выработанные веками нравственно-этические нормы, меняются черты националь­ного характера. Так, например, среди молодых северокавказцев имеют место вредные явления, прямо противоречащие догматам веры и тра­диционной культуре народов региона: нарко­мания, потребление спиртных и так называе­мых тонизирующих напитков, непочтительное отношение к старшим по возрасту, праздное времяпровождение, ношение неподобающей одежды, которая уродует не только внешность, но и душу. Известно, что стиль одежды во мно­гом диктует стиль поведения. В этой связи вспоминается идеологический штамп совет­ского времени - «тлетворное влияние Запада», который актуален и ныне. Да, нравится это или нет, но в основе многих современных проблем стоят последствия экспансии западной «массо­вой культуры», часто низвергающей молодых людей до уровня «жизни инстинктами». По нашему мнению, усугубляет проблему, и несо­вершенство молодежной политики государства, страдающей отсутствием должной объектив­ности в определении эффективности средств гражданско-патриотического воспитания под­растающих поколений. Например, исторически доказавшая свою незаменимость в деле духов­но-нравственного воспитания и развития моло­дежи религиозная культура все еще не находит должного применения.

С одной стороны - принимаются меры, на­правленные на повышение религиозной куль­туры молодежи. С другой - проводники госу­дарственной политики на местах готовы на использование любых, самых неблаговидных средств, способных «отвлечь молодежь от ре­лигии», «разбавить уровень религиозности» (приводим выражения из речевого оборота гос­служащих). Имеет место недооценка (а то и от­кровенная боязнь) воспитательного потенциала религии в деле гражданского образования и патриотического воспитания молодежи. Вместе с тем, история народов региона убедительно свидетельствует о бесперспективности игнори­рования религиозного фактора в решении разноплановых проблем Северного Кавказа. При разработке стратегии гражданско-патрио­тического воспитания молодежи Северного Кавказа целесообразно основываться на куль­турно-историческом подходе, позволяющем объективно оценивать воспитательный социа­лизирующий потенциал и значение традицион­ного духовного наследия. В этой связи пред­ставляется целесообразным исследование исто­рии государственно-конфессиональных отно­шений в регионе, предоставляющее возмож­ность избежать ошибок в решении современ­ных социально-педагогических проблем, в част­ности проблем гражданско-патриотического вос­питания верующей молодежи, которой сегодня в регионе абсолютное большинство. Так, иссле­дования показывают, что мусульманами счи­тают себя практически 100% чеченской и ингуш­ской молодежи, около 100 % молодыгх дагестан­цев коренных национальностей, за исключе­нием татов (которые традиционно исповедуют иудаизм). Около 99 % балкарской молодежи, 99 % карачаевской, есть все основания полагать, что общий процент молодых северокавказцев приверженцев ислама (соблюдающих и соблю­дающих частично, а также не соблюдающих постулаты своей религии в повседневной жизни) никак не ниже 98-99 %. Значительно возрос за последние годы и уровень религиозности пред­ставителей народов региона, традиционно испо­ведующих православие [1] .

Экскурс в историческую ретроспективу по­казывает - проводимая в советское время борь­ба против религии и репрессии в отношении ее служителей, фактическое разрушение системы религиозного образования в стране не смогли прекратить функционирование неформального религиозного образования и воспитания в СССР. Об этом свидетельствуют официальные совет­ские партийные источники, признавая процент верующего населения на уровне 13 - 18% [2, с. 177]. Можно утверждать, что фактический про­цент верующих граждан в СССР был значи­тельно выше, нежели по данным официальной статистики. Некоторое ослабление политики непримиримого, воинствующего атеизма в СССР приходится на самый трудный период - Вели­кую Отечественную войну, потребовавшую мо­билизации не только материальных, но и всех духовных ресурсов общества. Признавая огром­ный духовно мобилизующий потенциал рели­гии, ее значение в поддержании морального духа советских людей, как на фронте, так и в тылу, Советское правительство в 1943 году разрешило отправление религиозного культа в небольшой части храмов, возобновили работу и некоторые религиозные учебные заведения раз­ных конфессий. Относительно активно в Совет­ский период на Северном Кавказе религиозная жизнь проходила в Дагестане, где до 1990-х годов продолжали действовать некоторые рели­гиозные общины различных конфессий, сохра­нялась возможность получения религиозного исламского образования, прежде всего путем неформального обучения и воспитания у поль­зовавшихся авторитетом исламских ученых-наставников, каждый из которых имел свою методику обучения.

Наиболее ярко позитивное влияние религии (ислама) на гражданское сознание проявилось в экстремальных условиях депортации мусуль­манских народов Северного Кавказа в Казах­стан и республики Средней Азии 1943-1957гг. В этом нам видится заслуга, прежде всего, стар­шего поколения спецпереселенцев - старей­шин, носителей традиционной культуры, исто­рической памяти народа, не только взявших на себя роль духовных наставников и ответствен­ность за их будущее, но и сумевших возродить лучшие народные традиции гражданского обра­зования и патриотического воспитания моло­дежи. Старейшины депортированных народов сумели точно определить приоритеты, необхо­димые для сохранения национальной культуры и выживания этноса. Наиболее важным было признано сохранение религии и языка как основ традиционной народной культуры и необхо­димого условия отстаивания культурной само­бытности, в тоже время последовательно доби­ваясь восстановления исторической справед­ливости и полноценной интеграции в советское общество.

По нашему мнению, именно исламские цен­ности: солидарность и взаимопомощь, мужество и жизнелюбие, забота о будущих поколениях, неприятие насилия и угнетения, стремление к свободе, равенству и справедливости во мно­гом послужили факторами жизнестойкости и сохранения гражданственности представите­лями депортированных народов. Об этом сви­детельствует, в частности, одно из последних стихотворений великого балкарского и кара­чаевского поэта Кязима Мечиева, одного из наиболее уважаемых на Северном Кавказе аксакалов, получившего в молодости исламское образование.

Берегите веру и душу,

Чтобы было с чем возвращаться и для чего возвращаться. Не таите злобу,

Нет в ней смысла.

Оставляю вам завещание

Спасение в единении и надежде. [3, с. 33].

Согласно утверждениям наших респонден­тов, переживших депортацию, никогда еще на их памяти народ не переживал такого духов­ного подъема и единения, как в годы депор­тации. Многие спецпереселенцы, ранее прене­брегавшие выполнением религиозных обязан­ностей и даже атеисты, возвратились в ислам и обрели в нем твердость и опору в выпавших на их долю испытаниях и несчастьях, душевное спокойствие и стойкость. Об этом свидетель­ствует и письмо коммунистов-карачаевцев Пер­вому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву от 11 мая 1956 г., в котором представители партий­ного актива из числа самих депортантов при­знают, что среди народа стала возрождаться мусульманская религия. Авторы письма отме­чают: «Видимо эта религиозность является по­пыткой выражения протеста против националь­ной несправедливости» [4, с. 94.]. На наш взгляд, очень важным и показательным является тот факт, что исламская духовность позволила де-портантам не ожесточиться и, более того, на­правила формы гражданского протеста спец­переселенцев в русло созидания, о чем свиде­тельствуют трудовые успехи представителей депортированных народов, на деле доказавших несостоятельность сфабрикованных против них обвинений. Вместе с тем следует отметить также значение религиозного, в данном случае исламского фактора, в милосердии и состра­дании, проявленном к депортированным северокавказцам народами Казахстана и Средней Азии.

Признавая своеобразие этнического харак­тера и менталитета каждого из депортирован­ных народов, мы все же считаем возможным выделить общее направление внутриэтнического воспитания, характерное для большинства де­портированных мусульманских этносов, кото­рое строилось, прежде всего, на возрождении основанных на установлениях ислама народ­ных традициях обустройства и регулирования внутриэтнической жизни в экстремальных усло­виях: сплочение нации на основе религиозной духовности; возрождение народных традиций взаимопомощи и коллективизма; неприкосно­венность чести, жизни и имущества всех и каж­дого; возрождение, распространение исламских религиозных знаний среди этноса через домаш­нее обучение; честный труд, активная жизнен­ная позиция, отличная учеба. Подавляющее боль­шинство представителей депортированных на­родов, исповедующих ислам, обратились в годы депортаций к традициям народного судо­производства, основанного на шариате - своде исламского права. Доктор юридических наук Л. Р. Сюкияйнен в своей статье «Шариат: религия, нравственность, право» пишет: «Действитель­но, шариат никогда не исчерпывался чисто дог­матическими и культовыми вопросами, пред­определяющими внутренний мир мусульма­нина, его религиозную совесть. Не меньшее, а возможно, даже большее значение в нем уде­ляется проблемам повседневной жизни, пове­дению мусульман в их отношениях между со­бой, с властью и иноверцами. Ведь ислам яв­ляется не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и не в последней степени культурой, цивилизацией» [5, с. 13]. Культура ислама исторически оказы­вала определяющее влияние на принятие судь­боносных решений мусульманскими народами Северного Кавказа, и эти решения оказывались верными, если основывались на знании буквы и духа ислама. Так, принятое старейшинами Ка-рачая решение о вооруженном отражении за­воевательного похода в Карачай экспедицион­ного корпуса русской императорской армии под командованием генерала Емануэля с воен­ной точки зрения было неоправданным. Мало­численное и плохо вооруженное карачаевское ополчение было обречено на поражение, но оказало доблестное сопротивление многократ­но превосходящим силам противника, вдох­новляемое идеей джихада. Стратегически это было единственно верное решение, позволив­шее карачаевцам добиться уважения к себе со стороны более могущественного противника и сохранить возможность «ведения внутренних дел по шариату или народным адатам, согласно обычаям» [6, с. 94]. Следуя нравственным постулатам ислама, карачаевцы, однажды присягнув России, всегда оставались верными данной присяге. Подобные героические стра­ницы характерны для истории народа в период духовного единения и нравственного здоровья его представителей.

Если, следуя известному образному выра­жению, граждан определить как клетки, состав­ляющие единый общественный организм, то можно констатировать, что оздоровление об­щества возможно лишь в том случае, если его клетки - люди стремятся к духовно-нравствен­ному и физическому оздоровлению. Внешнего средства лечения социальных недугов не су­ществует! Средством исцеления является вы­страданное осознанное желание оздоровления, а также наличие здоровых нравственных ориен­тиров. Здоровое общество - результат усилий каждого отдельного человека то есть всех клеток общественного организма его образую­щих. Следовательно, процесс духовного оздо­ровления каждому человеку следует начинать с себя, и, тем не менее, нравственные вершины устремлений их духовного роста должны быть общепризнанными. Таковым средством нравст­венного и физического оздоровления общества, а также объектом высоких духовных устрем­лений для большинства представителей северо-кавказцев был и остается ислам. В этой связи приобретает особую важность способность ре­гиональной системы образования удовлетво­рять сущностным особенностям ведения учеб­но-воспитательной работы в мусульманской этнокультурной среде. Особенно в условиях современной региональной действительности, характеризующейся высоким уровнем безрабо­тицы, и вместе с тем нехваткой высококва­лифицированных трудовых ресурсов, в том числе и педагогических кадров, от профессио­нализма которых во многом зависит эффектив­ность гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Судя по сообщениям печати, в развитии социально-экономической сферы в субъектах Северо-Кавказского федерального округа наме­тилась позитивная тенденция. Создаются рабо­чие места, работают целевые программы под­держки предпринимателей, разрабатываются новые туристические объекты, ведется рекон­струкция значительной части транспортной и промышленной инфраструктуры. В месте с тем, масштабы сделанного несопоставимы с мас­штабом тех дел, которые еще только предстоит осуществить для повышения трудовой заня­тости, социальной защищенности и уровня бла­госостояния населения региона. Если в реше­нии проблем социально-экономической сферы существует хотя и слабая, но положительная динамика, то будущее системы образования, как это не прискорбно, далеко не безоблачно. В этой связи возникает правомерный вопрос - кто и как будет осуществлять гражданское образо­вание и патриотическое воспитание молодежи региона?

Наши выводы основаны на следующих фактах. Результаты анкетных опросов учителей школ Карачаево-Черкесии проведенные в рам­ках научно-исследовательского проекта стар­шего научного сотрудника лаборатории педа­гогических и этнокультурных исследований в сфере образования Карачаево-Черкесского госу-дарственного университета профессора В. К. Шаповалова и автора статьи - «Социаль­но-психологический портрет учителя КЧР» свидетельствуют: у 83% учителей зарплаты «хватает только на питание». У остальных 17% - «хватает на питание и товары первой необ­ходимости». Среди факторов, усложняющих работу учителя, наиболее часто указываются следующие: несовершенство проводимой поли­тики в сфере образования - 43%. «Мизерная заработная плата» - 91%. Нервозная обстановка в коллективе - 74%. Частые проверки - 79%. Прибавившаяся формальная отчетность и повысившиеся требования к учителю, на фоне низкой оплаты труда - 72%. 82 % опрошенных учителей оценивают престиж профессии учи­теля как низкий. 13% учителей оценивают пре­стиж профессии как очень низкий, считают престижной только 5%. Около 87 % опро­шенных учителей не желают, чтобы их дети продолжили династию педагогов. Отсутствуют стимулы эффективной творческой организации учебной и воспитательной работы с уча­щимися. Вследствие подобного положения дел страдает, в частности, одно из важнейших на­правлений воспитательной работы образова­тельных учреждений - гражданско-патриоти-ческое.

Сокращение бюджетных мест в вузах и хоздоговорной набор студентов так же не спо­собствуют повышению качества подготовки педагогических кадров. В условиях навязан­ных вузам финансовых показателей рентабель­ности, им попросту невыгодно отчислять неус­певающих, но исправно оплачивающих свое «обучение» студентов. Последствия учебно-воспитательной работы этой категории выпуск­ников вузов в учреждениях дошкольного и общего среднего образования предугадать не­трудно. Сегодня складывается парадоксальная ситуация нынешние учителя, на совесть прора­ботавшие на мизерную зарплату, уходят с педа­гогической работы передав ее в своем боль­шинстве профессионально менее подготовлен­ным, но более высокооплачиваемым преем­никам. К сожалению принятые правительством меры, связанные с повышением оплаты труда учителей и других работников образования несколько запоздали. Но это тот случай, когда уместно - «Лучше поздно, чем никогда». Тем более что существует реальный выход из сло­жившейся ситуации. В качестве одной из кон­структивных мер направленных на повышение квалификации молодых учителей нам видится введение практики наставничества опытных заслуженных педагогов. В данной связи нема­ловажно, что многие из ветеранов образования являют собой также высокий нравственный пример, в лучших культурных традициях на­родов региона. Подобное наставничество, по нашему мнению, во-первых, будет способство­вать более комфортному профессиональному становлению молодых педагогов; во-вторых, позволит оставить на любимом поприще (в относительно щадящих условиях и в новом качестве) учителей-ветеранов, известно, что бездеятельность для многих пенсионеров много тяжелее привычной для них работы, пусть и на общественных началах. Таким образом, удастся недопустить рокового снижения качества учеб­но-воспитательной работы в системе среднего образования, от которого, во многом, зависит эффективность процесса гражданско-патриоти-ческого воспитания. Появится время, необходи­мое для принятия мер направленных на улуч­шение качества подготовки педагогических кадров и социальных работников со знанием истории и культуры народов региона (в том числе культуры религиозной). Будут созданы условия оптимизации гражданско-патриоти-ческого воспитания молодежи Северного Кав­каза с учетом региональной специфики.

На наш взгляд, процесс оптимизации граж-данско-патриотического воспитания молодежи Северного Кавказа требует:

  • укрепления культурной преемственности поколений;
  • возрождения и применения в образова­тельной работе народного опыта и традиций воспитания молодежи;
  • формирования и развития любви к род­ному языку, духовному наследию народов Северного Кавказа;
  • проведения широкой культурно-просве­щенческой работы, в частности, удовлетворе­ние растущего религиозного самосознания мо­лодежи через популяризацию основ традицион­ных религии;
  • недопущения культурной маргинализации молодежи региона.

Решение задач гражданско-патриотического воспитания молодежи также диктует необхо­димость учета всего спектра социокультурных и исторических факторов. Среди которых, в частности:

  • традиционная приверженность подавляю­щего большинства народов Северного Кавказа учению ислама;
  • признание большинством северокавказцев постулатов ислама в качестве моральных регу-лятивов, которые в экстремальных истори­ческих условиях перерастают в регулятивы внутриэтнические, внутриконфессиональные и даже  в регулятивы внешних отношений этни­ческого и (или) конфессионального сооб­щества;
  • прямая зависимость оптимизации процесса гражданско-патриотического воспитания моло­дежи от комплексного решения проблем свя­занных с качеством образования;
  • адаптация государственной молодежной политики к историческому и культурному на­следию народов Северного Кавказа.

 

 

Литература

  1. (Примечание). Данные опросов проведенных автором статьи в рамках проектов РГНФ в 2009-2012 гг.
  2. Муртазалиев С.М., Рагимова П. Ф. История конфессиональных систем образования Дагестана и общероссийские проблемы теологизации системы образования. - Махачкала, 2005.
  3. Койчуев А. А-Дж. Исламская педагогическая мысль и образование на Северном Кавказе. - Карачаевск, 2010.
  4. Карачаевцы. Выселение и возвращение 1943-1957. Материалы и документы. - Черкесск, 1999.
  5. Эхо Кавказа. - 1992. - №1.
  6. Алиев У. Дж. Карачай. - Ростов-на-Дону, 1927. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.