Объединение Ирана под властью Сефевидов(1499-1629гг.)

Упадок реальной власти халифов в начале II тысячелетия н.э. способствовал не только политической децентрализации мира ислама, его полицентризму, но также и появлению, а точнее, увеличению роли некоторых новых духовных течений в рамках ислама. Речь идет о суфиях, своеобразных монахах ислама, и создававшихся ими суфийско-дервишеских орденах, внутрен­няя структура которых была основана на фанатичной преданности низших членов -послушников-мюридов - главе ордена, всевласт­ному шейху, часто обладавшему харизмати­ческим авторитетом и считавшемуся святым [1]. Ордена такого типа были, как в среде суннитов, так и у шиитов. При этом и у тех, и у других жесткая внутренняя дисциплина и строгая иерархическая организация суфийских орденов нередко служила той основой, на базе которой в тех или иных районах исламского полицен­тризма, и тем более в соседних территориях с политическим вакуумом, как, например, в Африке к югу от Магриба, сравнительно легко возникали государственные образования. Правда, Иран отнюдь не был районом с политическим вакуумом. Но условия конца XV в. были весьма благоприятны для возвышения дервишеского ордена Сефевийя. Имя ордену дал шейх Сефи ад-Дин (1252—1334 гг.), унаследовавший уже сложившуюся суфийскую организацию от своего учителя и тестя шейха Захида, имевшего немало мюридов среди крестьян и ремеслен­ников Азербайджана. В XV в. сефевидские шейхи владели землями и пользовались огромным влиянием в Азербайджане и прилегающих к нему районах Малой Азии, где, важно заметить, среди сторонников ордена к тому времени явно преобладали кочевые тюркские племена, что делало орден более воинственным. Члены ор­дена стали носить особую чалму с 12 красными полосами в честь 12 святых имамов и получили наименование кызылбашей (красноголовых). Они исповедовали шиизм умеренного толка [2]. В 1499 г кызылбаши во главе с двенадцатилет­ним Исмаилом, только что ставшим их шейхом, выступили против североазербайджанского ширваншаха и захватили часть его земель, включая Баку и Шемаху. Окрыленные успехом кызылбаши повернули на юг и, разбив армию султана Ак-Коюнлу, захватили земли султаната. В 1502 г в Тебризе Исмаил был провозгла­шен шаханшахом новой династии Сефевидов (1502—1736 гг.). Продолжая активную завоева­тельную политику, Исмаил и его преемники вскоре объединили в рамках своего государства все собственно иранские земли, а также Азер­байджан, часть Армении, Ирака, Туркмении и Афганистана. Шиизм умеренного толка (има-мизм) стал обязательной религией для насе­ления государства. Была даже создана легенда о происхождении Сефи ад-Дина от одного из святых шиитских имамов - от седьмого имама Мусы, причем шаханшах считался заместителем двенадцатого скрытого имама, которого все шииты почитают в качестве мессии - Махди и пришествия которого они всегда ожидали и ожидают до сих пор [3]. Во главе нового государства оказались кызылбаши, из которых назначались военачальники, наместники в провинциях, сановники при дворе шаха. Если не считать кочевников с принадлежавшими им землями, вся земля, как это было и раньше, считалась государственной и делилась на ряд категорий: ди-вани (казенные), хассе (домены шахской родни и самого шаха), ва-куфы. Число мульков было невелико. А количество союр-галов с иммунитетными правами стало сильно сокращаться в пользу тиулей, т.е. ненаследст­венных условных пожалований типа икта с правом пользования четко определенной сум­мой взимавшихся с крестьян налогов (не исклю­чено, что здесь сыграл свою роль пример турец­кого тимара). Размер налога-хараджа был при Исмаиле снижен до 1/6 урожая, хотя затем он стал больше. Были уменьшены налоги с город­ского населения. Впрочем, все проведенные реформы не способствовали серьезному укреп­лению центральной власти, которая больше держалась на авторитете самого Исмаила (1502—1524 гг.). При его преемниках она стала слабетьследствием чего было усиление само­властия и даже произвола на местах. В начале 70-х годов XVI в. это вызвало ряд народных восстаний, подавление которых стоило немалых усилий. Шахская власть пришла в упадок, что заметно сказалось после смерти шаха Тахмаспа в 1576 г.: среди двенадцати его сыновей и поддерживавших их различных кочевых племен начались длительные и кровопролитные войны, в ходе которых претенденты на шахский престол превратились в марионеток, стоявших за ними соперников. Слабостью Ирана в этот период времени воспользовались турки. В 80-х годах XVI в. они завладели Ширваном и Азер­байджаном, захватили и разграбили Тебриз, который в то время был процветающим 300-тысячным городом. На востоке воинственный узбекский хан Бухары отнял у Ирана часть

Хорасана и афганских земель с Гератом. На остальные афганские земли претендовали властители Индии из новой династии Великих Моголов [4]. К этому важно добавить, что войны, междоусобицы, захваты и разорение городов вызвали экономический кризис. Кара­ванные пути и водно-торговые артерии, в част­ности Волго-Каспийский путь, были перекрыты вражескими войсками и практически не функ­ционировали. Под тяжестью возраставших по­боров восставали и бежали крестьяне. В этих условиях и был провозглашен очередным шахом 17-летний Аббас (1587—1629 гг.), от имени которого намеревались управлять Ираном, стоявшие за ним кызылбашские ханы. Однако ситуация вскоре приняла совершенно иной оборот. Аббас I оказался хитрым, умным и властным правителем. Он не только быстро избавился от опеки своих покровителей, но и энергично взял рычаги власти в свои руки. Подавив восстания, положив конец междоусо­бицам, Аббас обратился к решению нелегких международных проблем. В 1587—1588 гг. он одержал важную победу над узбеками в сражениях близ Герата и в Хорасане. Затем в 1590 г. он пошел на заключение невыгодного мира с турками, который развязал ему руки для решительных реформ. Целью этих реформ было укрепление центральной власти. Собственно, только при Аббасе и именно благодаря его усилиям сефевидский Иран достиг внутренней стабильности, что позволило ему просущество­вать при более слабых преемниках великого шаха еще свыше столетия[5]. Следует заметить, что, как и в османской Турции, главной проб­лемой для Ирана была армия. Составленное в основном из кочевников племенное ополчение, равно как и кызылбашская конница, уже не были достаточно боеспособны и, главное, легко становились игрушкой в руках сепаратистов при междоусобных схватках. Имея в виду явную склонность кызылбашских ханов к феодальным раздорам, Аббас I поставил первой своей целью ослабить именно их. Он создал 12-тысячный корпус стрелков-мушкетеров и 12-тысячный корпус артиллеристов, что вместе с корпусом гвардейцев - гулямов, в основном из кавказцев, составило ядро его регулярной армии. Достиг­нув этого Аббас I, резко сократил воинство кызылбашей (до 30 тыс. воинов) и соответствен­но уменьшил число кызылбашских эмиров (со 114 до 35 за годы своей власти).[6]. Все прове­денные реформы еще более укрепили позиции шаха. Аббас I провел также финансовые ре­формы: были введены новые монеты и отре­гулированы налоги. Некоторые районы Цен­трального Ирана, и в частности столица - Ис-фаган, были на несколько лет вообще осво­бождены от налогов. В других районах харадж (налог) был сокращен до первоначальной 1/6 части урожая. Снизились налоги и с кочевников. Несколько изменилась при Аббасе и система земледелия. Резко расширился фонд казенных земель дивани. Союргал практически везде был заменен тиулем с ограниченными правами владельцев пользоваться лишь строго оговорен­ной суммой налоговых поступлений. Был уве­личен фонд шахских земель (хассе), продолжали процветать ваку-фы. Сохранялись и мульки, владельцы которых платили в казну мини­мальный налог — 10 %. Крестьянская община несла ответственность за выплату всех нало­говых сборов, чему способствовал принцип круговой поруки. Крестьяне, кроме всего, вы­полняли еще и повинности перед государством. Немусульмане платили подушную подать джизию. При Аббасе I расцвели ремесла и торговля в богатейших городах иранского государства, налоговый сбор с которых опре­делялся правительством. Существовали казен­ные шахские ремесленные мастерские с боль­шим количеством лучших мастеров, работавших преимущественно по найму. Внешняя торговля и международные торговые пути находились под особым покровительством властей: мости­лись дороги, строились караван-сараи. Торговля шелком стала государственной монополией, а центром ее (шелк стал основой иранского экс­порта) был 600-тысячный Исфаган [7]. Рефор­мировал Аббас и систему административного управления. Структура власти при нем в не­которых отношениях напоминала османскую, но была существенно солиднее. Всесильным главой был шаханшах, по воле, которого любой из его подданных мог быть, в любую минуту под­вергнут наказанию, вплоть до казни. От имени шаха правил меджлис из семи сановников-министров во главе с великим вазиром, который, в отличие от его османского коллеги, был более гражданским, нежели военным лицом. Все министры имели ведомства-диваны с соответст­вующими канцеляриями и штатами. Террито­рия страны была поделена на две основные зоны — земли дивана и земли хассе, т.е. шахские. Во главе областей дивана стояли губернаторы-бег-лербеги, а округами в каждой области руко­водили хакимы. В областях земель хассе, куда кроме шахских были включены также и вакуф-ные и мульковые, руководителями были санов­ники - вазиры. Шиитское духовенство тоже имело два соответствующих штата судей-кади и богословов, обслуживавших земли дивана и земли хассе. В целом административный ап­парат сефевидского Ирана при Аббасе был едва ли не наиболее сложным и громоздким из всех, что создала исламская государственность. Но он оказался достаточно эффективен для управления Ираном. В стране существовали и окраинные автономные территории — Картли, Кахетия, Луристан, Курдистан, Арабистан,— где была собственная традиционная система управления. И вся эта сложная бюрократическая машина при Аббасе находилась в руках не недавних ко-чевников-кызылбашей, но имевших восходящие к Ахеменидам традиции администрации персов [8]. Реформы, способствовавшие резкому уси­лению власти шаханшаха, послужили основой для активной внешней политики. Аббас I вел успешные войны с Турцией, заставив ее воз­вратить отданные ей в 1590 г. земли. Он от­воевал у Великих Моголов Кандагар, изгнал португальцев из очень важного для между­народной торговли острова - порта Хормоз в Персидском заливе, наряду с этим вел пере­говоры с европейскими державами и покрови­тельствовал английской Ост-Индской компании. При Аббасе I начались посольские связи Ирана с Россией (1588 г.). в целом, можно считать, что именно на рубеже XVI—XVII вв. сефевидский Иран благодаря реформам и политике Аббаса I достиг зенита своего внешнеполитического влияния и внутриполитического могущества. После смерти Аббаса I его преемники жили некоторое время за счет этого могущества. Но не очень долго [9]. В заключение проведенных исследований по этой в статье, можно сделать следующие выводы. В 1499 г. кызылбаши во главе с двенадцатилетним Исмаилом начали завоевательную политику, в итоге которой вскоре объединили в рамках своего государства все собственно иранские земли, а также Азер­байджан, часть Армении, Ирака, Туркмении и Афганистана. В 1587 г. был провозглашен очеред­ным шахом 17-летний Аббас, от имени которого намеревались управлять Ираном, кызылбашские ханы. Однако Аббас I оказался хитрым, умным и властным правителем. Он быстро избавился от опеки своих покровителей, и энергично взял рычаги власти в свои руки. Подавив восстания, положив конец междоусо-бицам, он одержал важную победу над узбеками в сражениях близ Герата и Хорасана. Только при Аббасе сефевид-ский Иран достиг внутренней стабильности, что позволило ему просуществовать при преем­никах Аббаса-шаха еще свыше 100 лет.

 

Список литературы

  1. Дьяконов М. М., Очерк истории Древнего Ирана.- Н: Новосибирское книжное издательство, 2005-с.58
  2. История Ирана с Древнейших времен до наших дней // Allpravo.Ru - 2006.-с.359
  3. Большая советская энциклопедия- М., 1986.
  4. Эфендиев О.А., Образование Азербайджанского госу­дарства Сефевидов в нач. XVI в., Баку, 1961-с.29
  5. 5.   Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история.Учебник для вузов. - ИНФРА-М.,- 2004г-с.259
  6. История Иранского государства и культуры, М., 1971-с.103
  7. История Ирана с Древнейших времен до наших дней // Allpravo.Ru - 2006.-с.360
  8. Васильев Л. История Востока.- М., 2003- с.73
  9. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учеб­ник для вузов. - ИНФРА-М.,- 2004г-с.261
Фамилия автора: У. Ж. Токмамбетова
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: История
Яндекс.Метрика