Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К вопросу интерпретация мавзолеев чирикрабатской культуры с дахмами

Сырцовые наземные мавзолеи чирикрабатской культуры на территории древней дельты Сырдарьи (Кызылординской области) после Хорезмской экспедиции АН СССР в 1959­1962 года долгое время не подвергались исследованиям. Погребальный обряд на мавзолеях относится к раннеавестическому периоду, когда огонь еще играл главную роль в ритуалах очище­ния погребенного. В более позднее время в мавзолеях на смену обряду кремации приходит обряд выставления, причем это фиксируется на одних и тех же памятниках. 

Наиболее изученным погребальным обрядом в низовьях Сырдарьи является погребальный обряд сакских племен середины I тысячелетие до н.э. [1., 2., 3]. В то же время специальных работ по погребальному обряду Чирикрабат­ской культуры нам не известно. Исключения составляет отдельная глава «Погребальные сооружения и обряд» в монографии Б.И. Вайн-берг, Л. М. Левина - «Чирикрабатская куль­тура» [4, с. 37-56].

В процессе археологического исследования выяснились специфические черты погребаль­ного обряда чирикрабатцев - это процесс трупо-сожжения в мавзолеях, которое позже (в III в до н. э.) сменилось труповыставлением, а для грунтовых погребений - обжигание древней дневной по-верхности вокруг погребальной ямы. В нем проявляется, на наш взгляд, слия­ние культа огня и культа мертвых, в котором очистительному огню отводилась особая роль в достижении посмертного блаженства.

Рассматривая погребальные конструкции и обряды мавзолеев чирикрабатцев, С.П. Толстов ассоциировал их с «дахмами», при этом пред­положив, что ранее формой захоронения был обряд выставления, который был сменен на обряд кремации. Это было определено как от­ражение противоречивости форм погребаль­ного обряда, существовавшего у различных иран­ских племен, в частности у скифских (сакских) [1, с. 200-204]. Естественно, что попытка интер­претации чирикрабатского погребального об­ряда представляется весьма заманчивой, хотя бы в самом предварительном виде. Основным источником являются религиозные каноны древних индоиранцев - «Ригведа» и «Авеста», которые по этнографическим материалам пока­зывают, что эти традиции сохранялись на про­тяжении тысячелетий до наших дней.

Так, Б. И. Вайнберг рассматривая географи­ческие описания, данные в «Авесте», приходит к мысли, что на территории низовьев Сырдарьи (особенно нужно отметить территорию Чири-крабатской культуры) можно локализовать одну из «правоверных» стран «Арианам - Вайджа» [5, с. 196-210]. Причем по мнение некоторых исследователей, начало кодификация «Авесты», особенно текстов Видевдата происходило во II в. до н. э., и, к этому времени некоторые мифи­ческие страны интерполировались магами с современными географическими странами древ­него мира. Л.А. Лелеков отмечал, что идея «Арийского простора», легендарной прародины «арья» абсолютно неведома древнеиндийской традиции [6, с. 155]. Однако мы должны отме­тить, что археологические исследование в районе нижней Сырдарьи выявили непрерыв­ное развитие культурных комплексов с конца эпохи бронзы и большое количество интерес­ных монументальных памятников [1, 1962], которые несут в себе похоронно - ритуальные циклы близкие к зороастрийским.

Лингвисты установили, что к моменту кано­низации основных догм священной для каж­дого зороастрийца книги Авесты существовало большое разнообразие различных видов зоро-астрийских, погребальных обрядов. С целью кодификации и приведения их в систему сле­довало отредактировать «Авесту», установить «правильные» и осудить «неправильные» об­ряды захоронения. Предлагалось даже, что ком­пиляторы могли соединить различные тексты в один письменный свод, в виде Видевдата, поэтому «не исключено, что дошедшие до нас кодекс ритуальной чистоты вошли противопо­ложные по смыслу рекомендации» [7, с. 215]. Это замечание для нас имеет первостепенное значение, т.к. сопоставление письменных текстов «Авесты» с данными археологии да­леко не всегда могут совпадать между собой, иногда они даже противоречат друг другу. Это, однако, совсем не означает, что они, в самом деле, представляют собой взаимоисключающие положения. Иначе говоря, далеко не все погре­бальные предписания Видевдата должны точно соответствовать тем погребальным обрядам, которые существовали в «Индоиранском язы­честве», в том числе в той форме, как они выступали на материалах могильников Чири-крабатской культуры.

Но обратимся к конкретному сопоставлению материалов могильников чирикрабатской куль­туры (как генетических наследников «Индо­иранских язычников» некрополя Северный Тагискен) с данными зороастрийских погре­бальных обрядов, как они дошли до нас в «Авесте».

«Дахма» у зороастрийцев представляют собой специально построенное сооружение, в позднейшей части «Авесты», в Видевдате со­хранилось два прямо противоположных описа­ния «дахмы». В одном случай она описывается в виде мавзолея или гробницы, возвышаю­щийся над землей, а в другом - в виде от­крытого места, куда выставляли тело «умер­шего» [8]. Причем как отметила, В. Крюкова «дахма» в Видевдате не столько обозначала способ погребения, «сколько служило универ­сальным наименованием любой могилы в ка­честве обозначения места, куда помещали мертвое тело» [7, с. 210]. В таком случае, прак­тически каждый тип погребений, выявленный в могильниках Чирикрабатской культуры, пред­ставляет собой «дахму», т.к. все умершие в них находились в пустоте, где проходил процесс разложение трупов.

До самого последнего времени считалось, что дахма сравнительно позднее явление и их не было в «индоиранском язычестве», однако, исследование показало, что зороастрийское слово «дахма» (восходящей через «дафма» к индоевропейскому корню дхмбх - «хоронить») первоначально была могила.

Причем уже два столетия в ориенталистике господствует прочное, но на самом деле априорное убеждение в том, что зороастрийцы во все эпохи хоронили мертвых, только одним специфическим образом, а именно выставле­нием трупа на растерзание собакам и хищным птицам. Делалось это по-разному, часто (но не всегда) на особом архитектурном сооружении, «башне молчания», дабы предотвратить осквер­нение чистых стихий мироздания разлагаю­щейся плотью, смрадной реальностью смерти, вошедшей в мир из-за происков Ахримана. Проникнутые этим убеждением археологи ищут на карте точку, где такой обряд отмечен впервые: уж там-то, конечно, и быть месту первичного возникновения зороастризма.

Действительно, для позднего и современ­ного зороастризма это предпочтительный, но отнюдь не единственный обряд погребения. Сверх того, он описан в Ригведе (8.51.2), Ат-харваведе (18.2.34), много раз в Махабхарате, дхармасутрах, джатаках, а совсем еще недавно его практиковали кафиры Гиндукуша, сугубые язычники. Получается, что выставление из­давна было присуще различным индоиранским племенным группировкам и вошло в устой­чивую связь с идеологией зороастризма истори­чески поздно. Во времена Геродота (1.140) оно было характерно только для магов, а вот по Юстину (41.3.5) и предписаниям Видевдата веков пять спустя превратилось в обязательное для всех верующих. Сам Зороастр насчет по­гребальной обрядности не высказывался, но одна из его тирад (Ясна 30.7) явно предпо­лагает допустимость обычной ингумации, по­гребения в земле, что по Видевдату есть ужас­ный, "неискупимый грех", если полагаться на его ритуальные главы (с 4-й по 17-ю). Однако в нем же, в мифологических главах (3.35 и 18.51), допускаются та же ингумация определенно, и, может быть, кремация.

Как мы отметили выше о существование двух типов «дахм»: открытые площадки для выставления покойников и мавзолеи или за­крытые гробницы в виде склепов. Некоторые исследователи высказывали мнение, что имен­но второй тип (склепы-гробницы), являлись не «зороастрийскими». В. Крюкова поставил под сомнение этот тезис, доказательством чего слу­жит такие выражения в Авесте как «дахмы, которые возведением возведены» или «вокруг стену пусть со всех сторон возведут» [7, с. 212]. Если считать, что описанное помещение сыр­цовых мавзолеев Чирикрабатской культуры (особенно мавзолеи: Баланды 2, Бабиш-мола 2 и круглое здание на г. Чирик-рабат) - «дах-мой», то к ней в полной мере применимо опи­сания, приведенное в «Авесте»; «со всех сторон закрытое помещение с крышей», которое в одинаковое степени могло служить, как для выставления трупов, так и в качестве свое­образного мавзолея. Сырцовые мавзолеи Чири-крабатской культуры «дахмы» имели такую крышу, конструкция которой позволяла не только солнцу, но и, по всей видимости, и птицам проникать внутрь. В таком случай трупы могли достаточно быстро высохнуть на солнце, а потом птицы могли окончательно очистить скелеты от плоти. Опираясь, на археологические материалы Чирикрабатской культуры мы не можем предполагать, что в этом процессе могли принимать участие как хищные птицы (на подобие грифов), так и даже специально обученные для этого собаки, что засвидетельствовано письменными данными для территории Средней Азии античного времени (Геродот, Онескрит, Птомелей Трог).

В этой связи следует отметить элементы ритуального очищения, когда дахмы и трупы в них «омываются дождевой водой, посылаемой Ахура-Маздой из моря vouru - kasa и очищаю­щейся, в свою очередь, бурлением в море puitika (видевдат, 5.16-19)», что находит кос­венное подтверждение в мавзолеях - крестовин чирикрабатской культуры. Судя по натекам на обмазках стен и полах, подавляющее большин­ство мавзолеев не имело постоянного перекры­тия [4, стр. 55].

Однако нам нужно отметить, что в наиболее ранних мавзолеях чирикрабатской культуры зафиксированы элементы ритуального очище­ния - огнем (кремация мертвого тела). Кон­струкция  мавзолеев  и  погребальный обряд Чирикрабатской культуры позволили С. П. Тол-стову предложить, что корнями они уходят к монументальным памятникам эпохи бронзы (Тагискен). Как отметил Л. А. Лелеков, населе­ние оставившие мавзолеи на бугре Тагискен находились, видимо, на одном уровне с род­ственными им ведическим и авестийскими племенами, создавшими такие сложные памят­ники как «Ригведы» и «Авеста» [6, с. 128].

В древности гробницы рассматривались как обиталища душ умерших, магические реплики иного мира. Эта же символическая подоснова проступает в планировке погребальных и куль­товых сооружений Среднего Востока, для ко­торых в ряде случаев были обязательны впи­санный друг в друга круг или квадрат, имею­щие общие центр. Квадрат символизировал четыре сторона света, т.е. образ земного доль­него мира, а круг служил символом солнца, неба, вечности, мира горнего. В последующем времени, мавзолеи теряют в плане внешний квадрат, но сохраняют круг, разделенный впи­санным крестом.

По мнению Л.А. Лелекова - огонь как ри­туальный элемент очищения нес в себе космо­логические представления, главным стержнем которых являлись понятие огненного перво-принципа вселенной и бессмертия индивидуаль­ной души. Огонь по ведической традиции был источником бессмертия даже богов, т. е., между двумя этим понятием мыслилась связь эти­ческого порядка. Огонь выступал как мирооб-разующее начало, как абстрактный принцип высшего духовного бытия, предсуществую-щего по отношению к действительному миру. К этому высшему бытию и приобщались души праведных. Из данной этической концепции, провозглашавшей связь индивидуальной души с мировым законом, вытекало широкое распро­страненное понятие о загробной жизни как о царстве чистого вечного света. Собственно го­воря, весь обряд трупосожжения индоевропей­ских народов покоиться на этой основе, конеч­но, не так четко выраженной в общественном сознании и памятниках культуры [6, с. 128­131].

Погребальный обряд на ранних мавзолеях Чирик-рабата определено относиться к тра­диционным заупокойным обрядам, существо­вавшим в раннеавестийское время, в которых очистителю огню отводилась особая роль в достижении посмертного блаженства. В этой связи нелишние будет отметить, что в Видевате упоминается слово «nasuspacya», которое пере­водиться, как «кремация» или «варка трупов», которое, по мнению некоторых исследователей, представляется более вероятным, хотя и совсем необязательно должно быть связано с канниба­лизмом [9]. В I фаргарде Ведевдате упоми­нается зороастрийская праведная страна Чахра, где трупы подвергались действию огня, что резко осуждалась: «В-тринадцатых, наилуч­шую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Чахру сильную, причастную Арте. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный — мерзкий, неис-купаемый грех предания трупов огню». Мы не сопоставляем Чирикрабатскую культуру с областью Чахрой, но мы хотим отметить, что, во время создания отдельных частей Видевдата разнообразие видов погребения или уничто­жения трупов велико.

В настоящее время мы не можем опреде­лить, что заставило сменить чирикрабатцев погребальный обряд «трупосожжения» в назем­ных сырцовых мавзолеях на обряд трупо-выставления. Можем лишь отметить, что ме­няется и, внутренняя планировка мавзолеев, постепенно теряя свою «крестообразность» и сохранив лишь деление на две половины. М. Бойс изучая зороастрийские погребальные обряды и, в том числе, дахмы на месте в Иране, выделяет два типа. Один - когда дахмы раз­делялись стенкой на две части, в одной из которых помещались трупы, а в другой - уже очищенные кости. Вторым видом являлось сооружение в виде башен.

Б.И. Вайнберг связывает переход к новому обряду «труповыставлению» с изменением религиозных представление населения чири-крабатской культуры. Толчком послужило за­воевание юга Средней Азии - Александром Македонским и, участие «дахских» племен, которые Б. И. Вайнберг отождествляет с населе­нием чирикрабатской культуры, в противо­стояние македонцам, но затем уже в качестве союзников участвующих в его походе в Ин­дию. Тесный контакт с населением Бактрии и, вероятно с Парфии в IV-III вв. до н.э. совпадает по времени с появлением обряда выставления в дельте Сырдарьи, что могло быть связанно с тем, что комплекс верований чирикрабатцев и иранских групп населения юга Средней Азии отличалась, не столь существенно, чтобы это могло стать препятствием для их взаимодей­ствия [5, с.180].

Проблема куда же перемещались кости после их окончательного очищения от плоти в мавзолеях Чирикрабатской культуры, пока не решены. Причем археологические материалы показывают, что мавзолеи служили как местом выставления, так и местом хранения костей. Так некоторые мавзолеи за время бытования перестраивались, причем, поверх ранних полов с остатками скелетов и погребального инвен­таря настилались новые полы (Чирик 2 и др.).

Однако надо отметить, что в мавзолее Бабиш-мола 2 и на могильнике Бабиш-мола 6 были обнаружены захоронение в сосудах и оссуариях. В мавзолей Бабиш-мола 2 выявлены два типа оссуарии: светлоглиняные, ящичные, плоскодонные с горизонтально срезанным, несколько утолщенным по сравнению со стен­ками, краем; поверхность их покрыта густым белым ангобом; второй вид - оссуарии из глины красного обжига, судя по недостаточным для точного восстановления их формы фраг­ментам, видимо, были овальные, но с таким, же краем, как у ящичных [10, с, 50]. В могильнике Бабиш-мола 6 в крупных горшкообразных со­судах грубой ручной лепки были детские за­хоронения.

Перечисленными формами исчерпывается сосуды - осуарии, найденные в погребальных памятниках бабишмулинского оазиса. Однако в мавзолее Бабиш-мола 2 одновременно с оссуар-ными захоронениями существовал обряд трупо-положение на погребальных носилках, которые фиксируется и на других памятниках (Баланды 2, «Асар», Чирик 2 и др.). Причем носилки или гробы из мавзолея «Асар» отличаются от вышеупомянутых парадностью своего облика [4, с. 52, рис. 66]. Эти данные согласуются с этнографическими материалами полученных Г.П. Снесаревым в Хорезме, где носилками являлась сколоченная из жердей и палок или брусьев лестница занги. Реже употребляется тобут - деревянный ящик с ручками на корот­ких ножках. Для омовения трупов использо­валось юзка (ювогузко) - циновка, которую по обычаю никто кроме омывальщиков мертвых трогать не имел права безнаказанно к ним при­касаться. Только «служитель мертвых» мог после совершения процедуры омовения унести юзка туда, «где не ступает нога человека», т.е. обыч­но на кладбище. Стоит ли говорить, что но­силки, так же юзка, были табуированы для исполь­зования в любых иных целях [11, с. 134-136].

Среди некоторых археологических мате­риалов чирикрабатской культуры, связанных с верованиями, отметим захоронение собаки в цен­тральной яме своеобразного могильника Бабиш-мола 6. Череп собаки, раскрашенный красными пятнами, был найден под северной стеной, южной пристройки на Бабиш-моле 1. Культ собаки, как известно, вписывается с обрядом труповыставления, поэтому эти факты хорошо вписываются в систему местных верований.

На столь незначительном материале трудно проследить процесс изменение в погребальных обрядах чирикрабатцев, происшедший на про­тяжении времени существование наземных мавзолеев. Однако бесспорно устанавливается, что к концу жизни чирикрабатской культуры происходить постепенное вытеснения в мавзо­леях со следами горения - обрядом труповы-ставлением, как это мы видим на примере мав­золея Чирик 2.

Можно также представить, что на рубеже конца IV - начала III вв. до н. э., когда проис­ходит переход к обряду труповыставлению, те же самые идеологические «запросы» привели к появлению и других типов могил (подбоев, ям с дромосом) [12, с.198-203].

Из приведенного выше можно заключить, что население чирикрабатской культуры не было изолировано от внешнего мира и, кроме Хорезма, влияние которого особенно сильно, общалось и с другими областями Средней Азии.

 

Литература

  1. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. - М., 1962.
  2. Вишневская О.А. Культура сакских пле­мен низовьев Сырдарьи в VII-V вв. до н.э. ТХЭ. - Т. VIII. - М., 1973.
  3. Итина М.А., Яблонский Л.Т. Мавзолеи Северного Тагискена. Поздний бронзовый век Нижней Сырдарьи. - М., 2001. - 295 с.
  4. Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Чирикрабат-ская культура. - Низовья Сырдарьи в древ­ности. - М., 1993. - Вып. I.
  5. Вайнберг Б.И. Этнография Турана в древ­ности. VIb. до н.э. - VIII в. н.э. - М, 1999.
  6. Лелеков Л.А. К истолкованию погребаль­ного обряда в Тагискене // СЭ. - 1972. - №1.
  7. Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд в зороастризме // Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. - СПб., 1997.
  8. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обы­чай. - М., 1989.
  9. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древ­него Хорезма. - М., 1971.
  10. Толстов С. П., Воробьева М. Г., Рапопорт Ю. А. Работы Хорезмской археолого-этногра-фической экспедиции в 1957 г. // МХЭ. - Вып. 4. - М., 1960.
  11. Снесарев. Г.Н Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. - М.,1969.
  12. Курманкулов Ж., Переводчикова Е., Жетибаев Ж., Утубаев Ж., Тажекеев А., Дар-менов Р. Археологические работы на городище Чирик-рабат в 2008 г. // Отчет об археологи­ческих исследованиях по Государственной про­грамме «Культурное наследие» в 2008 г. - Ал-маты, 2009. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.