Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Фотодокументы: источниковедческие аспекты

Фотодокумент фиксирует лишь одно мгно­венье снимаемого объекта, нередко выявляя мельчайшие детали происходящего события и поэтому может в какой-то мере приравнен к одному кинокадру. Отличительная черта фото­документа - его способность запечатлеть в статичной, пространственно кадрированной форме мгновение реальности. Исходя из этого исходного момента, характеризующий сугубо техническую особенность фотодокументов как одного из средств запечатления действитель­ности посредством фототехники, исследователь В.М. Магидов выделяет следующие специфи­ческие черты фотодокумента:

  • способность мгновенно запечатлеть на пленочном или другом носителе информации некоторые факты реальной действительности (что очень важно, учитывая преходящий ха­рактер явлений). Отдельный фотокадр в этом случае выступает как техническая репродукция действительности;
  • способность остановить «мгновенье» в определенной мере ограничивает возможности познания того, что осталось за пределами фото­кадра;
  • наличие вполне определенных границ фотокадра, основные компоненты которого находятся в пределах изображенного в фото­документе. Это особенность учитывается при анализе содержания фотодокумента;
  • фотогеничность, характерная для фото­документов, позволяет запечатлеть одно мгно­венье события, явления или факта с присущим им ритмом, движением, что производит впечат­ление схваченного на лету;
  • возможность посредством информации, заключенной в фотодокументе, не только об­разно представить событие, но и осмыслить его с учетом своеобразия передачи движения в фотографии, её композиционной, простран­ственно-временной целостности, использования различных приемов съемки;
  • наличие разнообразия информации, за­ключенной в фотодокументе, создает воз­можность интегрированного представления о действительности, причем этот процесс осу­ществляется в наиболее активной для восприя­тия форме;
  • широкая доступность изготовления и использования фотодокументов в различных целях;
  • возможность использования различных технических средств, способствующих искаже­нию содержания фотоизображения и приводя­щих в результате к фальсификации событий и фактов, отраженных в фотодокументе (ретушь, фотомонтаж, инсценировка и др.);
  • взаимосвязь эстетической и познаватель­ной ценности фотодокументов [1, с. 107].

Таким образом, фотодокументы принад­лежат к типу изобразительных источников, способных точно зафиксировать момент реально происходящего процесса или события. Пере­давая зрительную сторону исторического факта, фотодокумент обычно выхватывает довольно существенные мельчайшие детали события или факта, фиксируя важные подробности свер­шившегося события.

Специфические, родовые свойства фотогра­фии - её способность запечатлеть быстроте­кущее мгновение, которое может вобрать в себя образ факта, события, быть обобщением целого ряда явлений, делают фотодокументы одним из своеобразных изобразительных источников и служат отправным моментом для дальнейшей интерпретации сущности фотодокументов как исторических источников.

Основной массив фотодокументов, кото­рыми комплектуется национальный аудиови­зуальный архив, в большинстве своем пред­ставляют документальные фотоснимки общест­венно-политического характера, а также фото­документы, характеризующие различные сферы экономики, культуры, науки, здравоохранения и т. д. Значительный объем фотодокументов образуется в деятельности редакции газет и журналов. Независимо от тематической направ­ленности и специализации ни один выпуск газеты (общеполитические, специализирован­ные - сельскохозяйственные, транспортные, по вопросам культуры, литературы и т. д.) или журнала (общеполитические, литературно-художественные, отраслевые и др.) практически не обходятся без фотоснимков.

Газеты и журналы как органы периоди­ческой печати служат средством массовой информации, агитации и пропаганды о наиболее актуальных событиях, явлениях, фактах об­щественно-политической, экономической, куль­турной жизни в нашем обществе и за рубежом. Фотодокументы являются неотъемлемой ор­ганической частью газеты и журнала.

Вполне определенная направленность дея­тельности газет и журналов накладывает от­печаток на использование фотодокументов на их страницах как составного и весьма сущест­венного элемента. Обычно фотодокументы выступают в газетах и журналах в качестве:

  • исторического источника о событии или факте общеисторического значения;
  • уникального по своему содержанию доку­мента (в особенности это характерно для газет и журналов специализированного профиля);
  • разнохарактерной информации о собы­тиях, происходящих в данном обществе и за рубежом, содержание которой может быть с документальной точностью передано фотоизо­бражением;
  • иллюстрации литературного текста;
  • произведения искусства.

Значение и содержание фотодокументов, помещенных в газете или журнале, находится в прямой зависимости от масштаба периоди­ческих изданий и их тематической направ­ленности. Учитывая, что перед газетой и журналом стоят различные задачи в освещении событий и фактов действительности, следует выделить те особенности, которые отличают их деятельность друг от друга и влияют на харак­тер и содержание фотодокументов, публикуе­мых на их страницах. Для газет характерно:

  • оперативное отражение в фотодокументах текущих событий и фактов;
  • наиболее доступная для массового потребителя (как по формату, так и по объему издания) популяризация важнейших фотодоку­ментов общеисторической значимости;
  • отражение с помощью фотодокументов наиболее типичных, характерных сторон про­исходящего события или факта;
  • использование автором снимка для этой цели максимально выразительных фотографи­ческих средств без акцента на незначительные детали;
  • использование черно-белых изображений.

Таким образом, фотодокументы, публи­куемые в газетах, отвечают основным тре­бованиям прессы: сочетать актуальность и информативность с эмоциональной образ­ностью.

Напротив, для фотодокументов журналь­ного профиля типично:

  • менее оперативное, чем это делает газета, освещение событий в фотодокументах; 
  • отражение отдельных наиболее важных событий и явлений действительности с привле­чением для этой цели большего, чем в газете, количества разнообразных по тематике фото­изображений;
  • менее широкая сфера издания;
  • использование наряду с черно-белыми цветных фотоизображений.

Учитывая вышеуказанные специфические черты газет и журналов, под этой разновид­ностью фотодокументации понимаются фото­документы, созданные по заданию редакции республиканских, областных и др. газет и журналов и отложившиеся в фототеках этих учреждений, отражающие различные аспекты жизни общества.

Анализ практики публикации фотодоку­ментов газет и журналов показывает, что они поступают в редакции из двух основных самостоятельных источников:

  • от собственных и специальных (в не­которых случаях от внештатных) корреспон­дентов газет и журналов;
  • из редакции фотоинформации респуб­ликанских агентств.

Следует отметить, что фотодокументы большинства редакции газет и журналов создаются согласно общередакционному плану. Фотокорреспонденты составляют свои автор­ские планы в соответствии с заявками отделов редакции, характером предстоящих событий, а также со своей специализацией и творческими наклонностями.

При изучении фотодокументов необходимо учитывать процесс производства, основные этапы (стадии) создания фотоснимков. Важ­ность этой работы определяется тем, что каждый новый, самостоятельный этап доку­ментируется в строгой логической последова­тельности, в соответствующих видах и разно­видностях документов. При документировании каждого этапа сообщается определенная информация об отображенном на пленке факте или событии. Так, в процессе создания фото­документов намечаются следующие этапы:

  • оформление заявки фотокорреспондента;
  • выбор фотокорреспондентом объекта съёмки;
  • съёмочный процесс и обработка отснятого материала; 
  • составление фотокорреспондентом анно­тации изображения (так называемой текстовки к изображению);
  • подготовка комплекта фотоснимков (не­гативов и позитивов) и аннотации для публи­кации и других целей.

В связи с последним, актуализируется изучение внешних особенностей фотодоку­ментов, так как помимо изобразительной стороны фотодокументов важное значение для исследователя приобретает определение ка­чественного состояния оригинала изображения, которое может измениться с момента его соз­дания.

Изучение взаимосвязи между отдельными стадиями создания фотодокументов позволяет конкретизировать источниковедческую оценку документов. Существенное значение отводится текстовой сопроводительной документации, возникающие в процессе производства фото­документов. Текстовая сопроводительная доку­ментация не является главным компонентом фотодокументов, однако она играет сущест­венную роль при источниковедческой оценке документа, так как от её наличия и качества зависят степень представления о происхожде­нии и содержании фотодокумента. В аннотации изображения указываются основные сведения об отснятом событии или факте, авторстве, месте события, дате.

При анализе фотодокументов автором было обращено внимание на тот факт, что в комплекте документов отсутствуют статьи, очерки, обычно сопровождающие фотоснимки, которые оказались бы весьма полезными при расшифровке и оценке содержательной сто­роны источника. Целесообразно в этой связи поставить перед архивом и фототеками вопрос об изменении подобной практики. Для анализа же всех факторов происхождения, источниковед привлекает для этой цели дополнительные сведения других исторических источников, и, в первую очередь, периодические издания, науч­ную, мемуарную литературу и др.

Для правильной и глубокой источниковед­ческой оценки фотодокументов, как и для других типов источников, большое значение имеет анализ определяющих факторов проис­хождения, содержания и его композиционно-выразительная сторона. Для оценки фотодоку­ментов немаловажную роль играет характер деятельности учреждения (редакции), по заявкам которого создаётся фотопродукция. Обращение к письменной документации редак­ции позволит более достоверно оценить зна­чение фотодокументов, так как предваритель­ную оценку им дает редакция-заказчик, которая исходит из:

  • актуальности представленного автором снимка;
  • идейно-политического содержания фото­документов как источника информации;
  • того, насколько объективно отражаются в фотодокументах события и факты окружающей действительности;
  • оценки художественных достоинств, т.е. авторского почерка, его творческого «видения» события, а также мировоззрения фотокоррес­пондента с учетом того, что снимки наиболее талантливых авторов могут экспонироваться на различных фотовыставках;
  • оценки качества исполнения снимка, его фотографических достоинств, в результате ко­торой устанавливается насколько удачно идея снимка выражена в изобразительной форме, и насколько она доступна для эмоционального восприятия [2, с. 196].

Наряду с определением значения и важ­ности зафиксированного в фотодокументе события или факта, внимание обращается на выявление степени новизны отраженных в фотосъёмке событий, их оригинальность. В связи с вышеизложенным, при источниковед­ческом анализе особую значимость приобретает авторский аспект. Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатленному на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы, умение пра­вильно выбрать момент съёмки и т. д.

Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгно­вение. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент дей­ствительности.

Документализм, подлинность, реальность -это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру. Не­художественная фотография, т. е. документаль­ная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстети­ческую. В фотожурналистике, когда речь идёт о фотохронике - исчерпывающей, протокольно точной информации о событии - индивидуаль­ность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения. Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в автор­ском видении, они окрашиваются личной оценкой автора. Документальность и художест­венность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же совре­менная фотография существует в единстве всех её сторон - идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.

В выборе цвета, жанра, изобразительного языка, специфических приёмов обработки фото­материалов, личностного отношения фотографа к создаваемому произведению и т. д. прояв­ляются стиль автора.

Направление, характер и сила авторского отклонения от натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим опре­делённой школе, традиции, художественной программе [3, с. 206].

С проблемой стиля тесно связан вопрос о национальном своеобразии фотоискусства. Раз­личные направления в фотографии в разной степени обнаруживают зависимость от нацио­нальной культурной традиции. Так, например, репортажная или этнографическо-репортажная фотография непосредственно связана с культур­ной жизнью народа, с ритмом повседневной жизни, с душой народа в её каждодневных проявлениях.

Своё фотовидение мира автор передает через постижение характера портретируемого. Он должен уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, фотограф не просто фик­сирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность. Не только создаёт информативный банк изобрази­тельных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, истории-ческого характера может быть по-разному использован. Не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познаватель-ности и возможностям форму искусства, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.

В современной теории фотографии как социально-художественного феномена рас­сматриваются различные аспекты:

  • социология фотографии (фотография как документ эпохи, фотопублицистика, способ межличностного общения и средство массовой коммуникации, публицистическое начало в фотографии, на этой основе можно найти и выработать критерии социальной значимости фотопроизведения);
  • культурология фотографии (фотография как феномен современной культуры и её место в системе культурных ценностей; в этой сфере определяются критерии культурного значения фотопроизведения);
  • психология фотографии (фотография как фиксированная зрительная память и фактор «присутствия» отсутствующего, этот аспект помогает выработать критерий личностной значимости);
  • гносеология фотографии (выбор объекта и специфика его отражения в фотографии, безус­ловное и условное в фотографии, «прибли­жение» и «отдаление» от реальности в фотогра­фии; с этим связаны проблемы жизнеподобия -критерии художеств, правды);
  • аксиология фотографии (возможности субъективного отношения к объекту в фото­графии, проблемы оценки изображаемого; на этом уровне формируются критерии оценки художественности);
  • семиотика фотографии (язык фотоискус­ства, его алфавит, морфология, синтаксис, грам­матика; здесь определяются критерии инфор­мативности);
  • эстетика фотографии (фотография как эстетический феномен, образно-художествен­ные возможности фотографии, эстетическое богатство мира и его художественное освоение в фотографии, в этом находят выражение кри­терии эстетической значимости).

Информационный потенциал фотодоку­ментов, как своеобразных источников, сохра­няющие для последующего поколения непов­торимые факты минувшей и современной истории, неисчерпаем. Его использование в исторических исследованиях предполагает всестороннее источниковедческое изучение этих видов визуальных документов.

 

Список лиетратуры

  1. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы как исторический источник //Отечественная история. - 1992. - № 5. - С. 104-116.
  2. Пондопуло Г. Фотография и современность: проблемы теории. - М., 1982. - 226 с.
  3. Чибисов К.В.  

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.