Тюрки в период возвышения Карлуков и образования государства Караханидов

В период образования государства Кара-ханидов в Х в. тюркские племена, составившие основу этого государства, находились под сильным влиянием оседлоземледельческой культуры. Этнические процессы в караханид-ском обществе также проходили под знаком взаимовлияния и сильного взаимодействия кочевого и оседлого хозяйственно-культурных типов и культурных традиций. В истории Караханидского государства особая роль была отведена карлукскому племенному объеди­нению, которое является одним из активных участников этнополитических процессов IX-XII вв.

На протяжении VIII-IX вв. карлуки воевали с уйгурами. Попытки отстоять свою независи­мость закончились признанием карлуками их власти. Однако власть уйгурского кагана про­держалась лишь до 845 г. Китайские источники отчасти могут стать подтверждением тому, что западные тюрки в лице тюргешей признавали свою зависимость от них даже в первой поло­вине Х в. Так, в одной рукописи из Дуньхуана говорится о визите буддийского монаха в Турфанское идыкутство (это уйгурское госу­дарство, образовавшееся после распада Уйгур­ского каганата) в 930 г. Этот источник содержит сведения о народах Центральной Азии, на­ходящихся под управлением Турфанского идыкутства и о политической ситуации в регионе в первой половине Х в. В рукописи пишется: «Достигли карлуков, ягма, других (иной наружности) татар, которые в ходе борьбы (с уйгурами) стали вассалами. Соперничая (в своем желании) друг с другом стали подносить дань (уйгурам) жемчугом и золотом. Тюргеши в это время подносили дань лошадьми и верблюдами. Тибетцы посылали в дар драгоценные каменья и золото. Басмылы же изначально были домашней прислугой (домаш­ними рабами). Сяцзясы (кыргызы) же изна­чально являлись подневольными. Все варвар­ские племена, подобно воробьям, опасающимся ястреба, затаились в окрестностях уездных городов: подобно овцам, опасающимся тигра, во всю восхваляли наше государство, и, это, не было пустыми словами» [1, c.51]. Ибн Хордад-бех представил перечень тюркских народов, в котором он среди тюркских племен называет и тюргешей, и карлуков [2, c.144]. Эти племена по частоте их упоминания в источниках были самыми многочисленными и самыми сильными на тот период. Описывая их быт, Ибн Хордадбех отмечал, что у тюрок «нет селений и укреп­лений, они живут только в тюркских ребристых шатрах, в которых вместо гвоздей ремни из шкур животных и коров и которые покрыты войлоком. Они - самый искусный народ в изготовлении войлока, потому что из него их одежда....Пища их - только молоко кобылиц, и они едят их мясо, а больше всего едят дичь... И нет города из городов Хорасана, который бы не воевал с тюрками и с которым бы не воевали тюрки всех племен» [2, c.65-69].

Обширное расселение карлукских племен позволяло им вмешиваться и в борьбу населения Мавераннахра с арабами, в которой они выступали на стороне первых. В 806 г., когда вспыхнуло антиарабское восстание в Мавераннахре, карлуки оказали поддержку восставшим. В начале IX в. карлуки потерпели поражение в результате арабского похода 812 г. В середине IX в. после падения Уйгурского каганата карлукские джабгу приняли титул кагана. Тер­ритория господства карлуков охватывала земли Семиречья и восточной части Сырдарьинской области. Если обратить внимание на сведения источников, то это были в точности территории тюргешей, занимаемые ими до прихода кар-луков. Если определять терртиорию расселения тюргешей, то по Гардизи в область тюргешей «. надо идти из Невикета в Пянджикет. рядом с ним находится селение Зекет...по левую сторону от этого селения есть три других, между ним и селением Суяб. Дихкан Суяба - брат Пейгу, правящий вместе с представителем последнего. Это селение находится вблизи горы. Другое селение называют Хут-Куял; оно отстоит на 1 фарсах от первого; оно выставляет 5000   вооруженных;   дихкана   его называют Баглила; он по происхождению тюргеш и живет в степи. Третье селение - Далугандж; оно меньше и выставляет около 300 вооруженных; это селение также находится вблизи горы. Тюрки молятся этой горе, клянутся ею и говорят: «Это - жилище Всевышнего»; да спасет нас бог от таких речей! Если пройти этот перевал, то по левую сторону находится область тюргешей, именно тахсийцев и аз. Там есть селение, выставляющее 1000 человек вору-женных; вблизи его - другое селение, по имени Беклиг; там живет брат джабгуе. Около того перевала есть река; если переправиться через нее, приходят в землю тюрков-джикилей» [3, c.61-62]. Здесь можно отметить, что еще в IX-начале Х в. племя тухси, выделившееся когда-то из тюргешей, сохраняло свое название и не смешалось пока с карлуками. Но позднее, ал-Марвази и другие авторы причисляли тухси к карлукским племенам. Опираясь на данные ибн Хаукаля, Истахри, Гардизи, Нершахи, Табари В. Бартольд описывает земли, занимаемые кар-луками в IX-X вв. Одним из самых древних городов Таласской долины был Тараз. До середины VIII в. город оставался во власти кочевников. В 893-94 гг. Исмаил Саманид захватил Тараз и обратил главную церковь в мечеть. Во все времена Тараз сохранял свое значение как центр торговли. И до обращения города в ислам здесь шла торговля между тюрками и мусульманами. Дальше Таласа мусульмане обыкновенно не заходили, так как страна была занята кочевниками-карлуками [4, c.33]. К востоку от долины Таласа, где распо­лагались зимовки карлуков, на границе с землями чигилей находился г. Тальхиза. О Тальхизе, сегодня это Талгар, известно, что расцвет этого города как центра экономики и культуры карлуков приходится на IX-XII вв. Большое значение сыграло и то, что город находился на торговом пути, соединявшем в средние века Восток и Запад. С принятием ислама населением города в X-XI вв. он пре­вратился в крупный духовный центр [5, 14 б.].

Кроме карлуков, тюргешей и других упо­мянутых кочевых тюркских племен в Чуйской и Таласской долинах проживали пришельцы из Согда и Мавераннахра. Они также участвовали в процессах этнической консолидации и составляли население оседлых земледельческих областей. В Карлукском каганате отмечался рост городских поселений, значительная часть населения которых занималась добычей драго­ценных и цветных металлов. Особенностью городских поселений Семиречья было то, что они располагались в среде кочевых племен, вследствие чего наблюдалось тесное взаимо­действие кочевого и оседлого хозяйственно-культурных типов. Археологические раскопки городищ XIII-XV вв. в Южном и Центральном Казахстане представили материал о занятии населения этих территорий земледелием, что также свидетельствует о тесных взаимосвязях кочевого и оседлого элементов [6, с.15]. Кочевники обменивали на рынках городов продукты скотоводческого хозяйства, а также рабов на товары ремесленного производства и предметы роскоши для кочевой знати. С IX в. спрос на тюрков-рабов значительно возрос в связи с использованием их как личной гвардии в образовывавшихся восточных государствах. Об этом свидетельствуют источники (аль-Джахиз, Ибн Xордадбех), в которых говорится о достоинствах тюркских воинов-гвардейцев [7, c.47-69].

Города Семиречья, как известно, находились на магистрали Великого шелкового пути, шедшего из Персии через Среднюю Азию и Туркестан в Китай. Таким образом, центр карлукских владений - города Тараз, Кулан, Суяб были также центрами караванной торговли. Эти города в разное время были также военно-политическими ставками карлукских кочевых владетелей. Торговля занимала важное место в экономической жизни карлукского госу­дарства. Археологические раскопки подтверж­дают оживленное развитие торговли в карлук-ском каганате. В древних курганах были найдены тюргешские монеты, выпущенные в Семиречье и обнаруженные на Алтае в могильнике Кудыргэ, иранских Сузах. IX-XII вв. в истории Семиречья были отмечены расцветом городов. Об этом свидетельствуют исследования археологов, которые обратили внимание на то, что площадь, занимаемая Отраром в этот период, составляла 2000 гектаров, а также и тот факт, что дома в городах того времени строи­лись в непосредственной близости друг от друга [8, 158-159 бб.].

Города Семиречья отличались тесной взаимосвязью с сельской округой. В этой связи большую площадь вокруг городов занимали поля, сады и огороды. Города были окружены длинными стенами. Это в свою очередь отражало определенную независимость городов друг от друга при общей зависимости от тюркского кагана. Что касается численности населения в городах Таласской долины и Семиречья, то по населенности она, конечно, уступала место среднеазиатским городам. По мнению О.Г. Большакова в Таразе проживало не более 10 тыс., несколько многолюднее воз­можно был Суяб-Ордукент. По мнению другого исследователя К.И. Петрова численность населения городов Чуйской долины колебалась от 10 до 21 тыс. [9, c.162]. При этом ал-Макдиси отмечал, что Орду - маленький город, но в нем живет туркменский (карлукский) царь, который постоянно присылает подарки владетелю Ис-фиджаба; он окружен стеной и рвом, напол­ненным водой; дворец его в цитадели» [10,c.185].

К X в. власть карлуков в Семиречье значи­тельно ослабла. Изначально в Карлукском каганате не существовало твердой центральной власти. Она была разделена между отдельными владетелями областей, номинально признавав­ших власть карлукских ябгу. Нередко владе­телями оседлых районов были представители кочевой знати. Во главе отдельных владений или городов стояли фактически независимые правители, лишь номинально признававшие власть карлукского ябгу. Ал^орезми, давший толкование тюркским титулам, писал, что «царь карлуков назывался джаббуйя. Йинал-тегин -это наследник джаббуйи, и у каждого предводителя тюрок - царя или дехкана - есть йинал, то есть наследник» [11, c.219]. О самостоятельности некоторых племен свиде­тельствуют упоминание титулов их правителей. Правитель Тараза именовался айласом, г. Суяба - бывшей когда-то столицей тюргешей - ялан-шахом. Правители карлукского племени лабан, а по словам О.Караева и племени тухси носили титул кутегин. Они имели свои военные отряды и могли противостоять врагу. Описывая маршрут от р. Таласа до р. Чу - местности, занимаемой в древности племенами дулу, В. Бартольд, по сведениям Ибн Xордадбеха, писал о том, что один путь по Таласу шел в восточный Туркестан, другой путь - на Мерке, Аспара - к столице тюркского хана. Это о городе Суябе, располагавшемся на р.Чу (кит.Суй-е). Согласно китайским источникам Суяб или Суйшэ (Суй-е) находился на горе Цзедань по северную и южную сторону реки Кара-булак. Ибн Xордадбех называл Суяб столицей тюргешского хакана [4, c.49]. Н. Бичурин приводит сле­дующие строки источника - китайской ди-настийной истории о правителе племени туциши (тюргеши) Учжилэ: «Учжилэ жил от Суййе на северо-запад; исподволь он завоевал Суййе, перенес сюда орду и назвал Суййе-чуань городом Гуньюе Большой орды, а при реке Или была Малая орда» [12, c.302].

Владычество карлуков в Семиречье было достаточно длительным. И после прихода к власти Караханидов в Семиречье карлуки продолжали играть здесь важную политическую роль. Этноним карлуков встречается много позднее в составе сибирского ханства Кучума, где название карлукского племени фигурирует наряду с именами аргын, жалаир, канлы, керей, кыпчак, найман, табын [13, c.74]. Конечно, столь длительное пребывание карлуков в Семиречье и на Тянь-Шане также не прошло бесследно для коренного населения этого региона. В целом, необходимо отметить тот факт, что с приходом карлуков наступает новый этап в истории западных тюрков, часть которых ушла на запад, часть осталась на прежних местах своего расселения. В этом отношении это был естественный процесс, характерный для кочевых племен Центральной Азии, когда волны вторжений одних племен приводили к вытеснению других: при этом менялся состав племенных объединений, включавших в разное время племена той или иной группы. Некоторые родоплеменные группы отрывались от основной массы своих племен и уходили в трудно­доступные районы, длительное время обособ­ляясь от всех. Другая часть сливалась, пере­мешивалась и растворялась в среде пришельцев. На смену господству карлуков в Семиречье пришла династия Караханидов. В научной литературе существует несколько гипотез по вопросу об этнической основе правящей династии, образовавшей державу Караханидов. Среди племен, возглавивших это государство, назывались ягма, карлуки, чигили. Однако, в состав государства Караханидов вошли также и множество других тюркских племен, среди которых с уверенностью можно назвать и племена дулу, так как основу политического образования карлуков составили племена западно-тюркского каганата. Территория дер­жавы Караханидов первоначально объединяла часть Восточного Туркестана, Семиречье до Исфиджаба, т. е. те же земли, что входили когда-то и в каганат западных тюрков и позднее в государство карлуков. Первоначально прави­тели государства Караханидов носили титул богра-хан. В. Бартольд преложил отнести смену власти к 940 г [14, c.273]. При этом определенная часть племени карлуков также приняла участие в образовании нового государства во главе с указанной династией. Другая часть карлуков ушла в северные области Семиречья.

С началом Караханидского периода в исто­рии тюркских племен некоторые исследователи связывают начало оформления племен, упоми­нание о которых становятся частыми лишь в монгольский период. Важную роль во взаимоот­ношениях тюркского населения Семиречья и мусульманского населения Мавераннахра играла торговля, осуществлявшаяся в погранич­ных городах. В конце правления Саманидов - X в. Макдиси сообщал о следующих городах долины Таласа: Тараз, Джикиль, Барсхан (к востоку от Тараза среди гор), Бехлу, Атлах, Xамукет, Шельджи, Сус, Куль, Текабкет. Из них последние названные четыре города распола­гались к югу от Тараза. Джикиль, Бехлу, Атлах и Xамукет - к северу на равнине. О большой роли городов Таласской долины, находившихся в центре политической жизни сменявших друг друга в Семиречье государственных образова­ний, писал академик А. Маргулан, исследовав­ший исторические сюжеты эпоса «Манас». «Жырда өте жарқын түрде сүреттелетін жердің енді бір саласы - Талас бойы, Кеңкөл, Мерке, Құлан, Ашпара. Бұл Талас өлкесі де ерте заманнан орда құрып, әлеуметтік-саяси тірші-ліктің аса қайнаған бір орталығы болған жер. Талас қаласы түу баста түрік қағандарының белгілі бір пайтақтысы, оны Рум (Византия) елшісі Земархтың жазулары ашық сипаттайды. Қарлық кейін Қарахандықтар дәуірінде (IX-XII) Талас олардың Жетісудағы атақты астанасының бірі. Жырда, халық аңыздарында атақты батыр Манастың әлеуметтік тіршілігі көбінесе осы Талас, Мерке, Құлан қалаларының төңірегінде өтеді» [15, c.42]. Несомненно, в эпосе получило отражение влияние событий в государстве Караханидов, связанное в то же время с кар-лукским и даже тюркским периодами. Ин­тересно в этой связи замечание А. Маргулана об упоминании в «Манасе» имени героя Билерек, который называется то сыном Жангара, то сыном Жаныса [15, c.59]. Взаимоотношения между отдельными племенами и родами в ранний период тюркской истории хорошо прослеживаются на материале эпоса, который является достоянием культуры всех тюркоязыч-ных народов, так как именно в эпосе получили отражение наиболее архаичные сюжеты - факты этнических взаимосвязей, которые являются многослойным явлением [16].

В научной литературе высказано немало гипотез о том, какое племя стало основателем государства Караханидов. Но в течение не столь длительного периода с VII по X вв. на территории Семиречья и Тянь-Шаня сменилось сразу три государственных образования: Тюр-гешский, Карлукский и Караханидский кага­наты. Племена, входившие в состав этих политических образований, проживали на единой территории, поэтому достаточно сложно проследить, какое из них на данный момент было доминирующим. Необходимо также иметь в виду, что постоянно шел процесс ассимиляции одних племен другими, происходили не только этнические, но и политические и культурные контакты. Поэтому нередко называемые в источниках племена тюрков Семиречья вклю­чали в себя все население территории, куда входили и тухси, и карлуки, и чигили, и ягма. Поэтому одни племена могли играть важную роль в государстве, другие - второстепенную. Среди племен, сыгравших большое значение в истории государства Караханидов называются карлуки и тюргеши, бывшие в свою очередь потомками конфедерации дулу и носителями этнических компонентов, вошедших позднее, как мы думаем, в состав многих позднее образовавшихся тюркских племен. Уже в начале XI в. империя Караханидов была разделена на уделы. Борьба за Семиречье развернулась между двумя потомками Сатук Богра-хана - Али и Xаруном. Главными источниками этого периода являются сочинения Ибн ал-Асира и ат-Утби. В 1012-13 гг. в Семиречье правил Туган-хан. Одним из главных направлений внешней по­литики Караханидов было завоевание «невер­ных». В этом предприятии участвовали все подвластные Караханидам племена, в том числе и потомки племен дулу. Известно, что в 1017­1018 гг. Семиречье подверглось нападению кочевых племен, среди которых были и китаи. Однако, они были разбиты войском Туган-хана в 8 днях пути от Баласагуна. Вот выдержки из Ибн ал-Асира: Туган-хан «собрал войска и написал в остальные мусульманские области, созывая на помощь людей. И собралось к нему 120 тысяч добровольцев. Когда достигло тюрков известие о его выздоровлении, наборе войск и многочисленности его сторонников, они вернулись в свою страну. Он следовал за ними около трех месяцев, пока не настиг их, в то время как они были уверены в безопасности по причине дальности расстояния. Он нагрянул на них, убил больше 200 тысяч, а в плен взял около 100 тысяч и захватил в добычу верховых лошадей, кибитки и, кроме того золотых и серебряных сосудов и изделий Сина столько, сколько никому не доставалось, и вернулся в Баласагун» [17, c.66-67]. Туган-хан по све­дениям Бейхаки правил в Семиречье до 1025 г.

В западном Семиречье (Тараз, Исфиджаб) правил Арслан-хан Мухаммед Бен Али. Сын упомянутого выше Богра-хана Xаруна Юсуф Кадыр-хан вытеснил Туган-хана из Баласагуна. Его потомки правили Семиречьем до начала XII в. «Владения Кадыр-хана Юсуфа в год его смерти, последовавшей в 1031 или 1032 г., обнимали, кроме Восточного Туркестана, Семиречье и восточную часть Сыр-Дарьинской области, именно уезды Аулиеатинский и Чимкентский; столицей его был Кашгар. Восточный Туркестан и Семиречье достались его старшему сыну Богра-тегину Сулейману, принявшему титул Арслан-хана; в Таласе и Исфиджабе стал править, с титулом Богра-хана, второй сын, Яган-тегин Мухаммед». Во внешней политике Караханиды пытались расширить свои территории на юг за Амударью. Здесь их интересы столкнулись с интересами мощного противника - государством Газне-видов. В начале XI в., потерпев окончательное поражение от Газневидов, Караханиды оставили попытки распространить свою власть за пределы Мавераннахра и граница между обоими тюркскими государствами установилась по Амударье. С этого времени, согласно ал-Утби, Караханиды заключили союз с Газневидами, который скрепился династическим браком дочери Абу Мансура Мухаммеда ибн Али Арсланхана и сыном Махмуда Газневида Масудом (1031-1041) [18, c.51-53].

Разделение Караханидского государства на западный и восточный каганаты произошло юридически в 1069-1070 гг. Это было связано с борьбой за власть между западными и восточ­ными Караханидами. В результате неудачного похода главы восточных Караханидов Тогрул Кара-хана Юсуфа (1059-1075 гг.) в Мавераннахр был заключен мирный договор с западным правителем Караханидов Шамс аль-Мульком, согласно которому границей между двумя владениями были признан Xоджент. Вся Ферганская долина и территории к северо-востоку от Сырдарьи были включены в состав восточных Караханидов [19, c.377]. Есть мнение, что восточная граница Караханидов проходила через озера Сасык-Куль, Ала-Куль и Балхаш [20, c.112]. Земли Семиречья, таким образом, составляли основу восточной части державы Караханидов.

Преемником власти Тогрул Кара-хана стал сначала его сын Тогрул-тегин, но уже через два месяца в 1075 г. его сместил Xарун Бугра-хан, который правил Кашгаром, Xотаном и Баласагуном до 1102-03 гг. Xарун Бугра-хан признавал власть Сельджукидов (с 1089 г.), хотя признание носило номинальный характер. Из­вестно, что Караханиды уже на рубеже XI-XII вв. (владетель Тараза Кадыр-хан Джибраил) совершали походы и в Мавераннахр, и в пределы владений сельджуков. Описание одного похода, данное Ибн ал-Асиром, нашло отраже­ние, по мнению некоторых исследователей и в эпосе «Манас». Так, помещенный в эпосе рассказ об истреблении гузов Санжаром возможно есть описание поражения Кадыр-хана Джибраила 1102 г [21, c.41].

В целом же, рассматривая историю восточной части Караханидской державы, в составе которой находились многие тюркские племена, можно отметить, что XI-XII вв. были временем междоусобиц, свидетельствующих об отсутствии единого политического целого: во главе каждого владения стоял фактически самостоятельный правитель из династии Кара-ханидов. Этническая территория дулу - земли Таласской долины до Исфиджаба - находились в центре политической жизни Восточного каганата Караханидов.

В начале 30-х гг XII в. на территорию восточных Караханидов вторгаются кара-китаи, которых разбил великий каган Ахмед. Эти события получили отражение в эпосе «Манас», в котором описывается успешная борьба мусуль­ман с кара-китаями. Этническая история тер­риторий, входивших в состав Караханидов самым тесным образом была связана с карлукским объединением, что свидетельствует об активном их участии в процессе сложения новых племенных формирований, составивших в том числе и основу протоказахской народ­ности.

 

Список литературы

  1. Материалы по истории киргизов и Кыргызстана: Извлечения из китайских источников II в. до н. э. - XVIII в. / Сост. К. Джусаев - Бишкек, 2003. - T.2. - 260 с.
  2. Ибн Xордадбех. Книга путей и стран // Пер. с араб. Н. Велихановой. - Баку: Элм,1986. - 427 с.
  3. Извлечения из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар» // В.В. Бартольд Сочинения в 9-ти томах. - М.: Наука, 1973.-   T.VIII. - С.23-63.
  4. Бартольд В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью // В.В. Бартольд. Сочинения в 9-ти томах.-   М.: ГРВЛ Наука, 1966. - T.IV. - С.21-95.
  5. Сыздыков С.М. Қарлұқ елінің қалалары // Қазақ тарихы. - 1994. - №6. - С.13-19.
  6. Жолдасбаев С. Материальная культура казахов XV-XVIII вв. (по археологическим данным). - Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. - Алма-Ата, 1975. - 32 с.
  7.  История Казахстана в арабских источниках.Арабские географы и путешественники IX-XII вв. / Вступительная статья, перевод с арабского, комментарии, тексты и факсимиле Б.Е. Кумеков, Р.Б. Кумекова. - Алматы: Дайк-Пресс, 2010. - Т.2. - 128 с.
  8. Байпақов К., Нұржанов Ұ. Ұлы Жібек жолы және орта-ғасырлық Қазақстан. - Алматы: Қазақстан, 1992. - 204 б.
  9. Петров К.И. Очерки социально-экономической истории Киргизии VI-начала XIII в. - Фрунзе: Илим, 1981.-   234 с.
  10. Извлечения из «Ахсан ат-такасим фи-ма'рифат ал-акалим ад-Макдиси и Масуди // Материалы по истории туркмен и Туркмении. - М.-Л.: АН СССР, 1939. - Т.1. - C. 166 -208. 
  11. Извлечения из «Мафатих ал-улум» Абу-Абдал-лаха ал^орезми // Материалы по истории туркмен и Туркмении. - М.-Л.: АН СССР, 1939. - Т.1. - C. 217-219.
  12. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - Алматы: ТОО «Жалын баспасы», 1998. - Т.1. - LLXIV. -   390 с.
  13. Абдиров М. Xан Кучум: известный и неизвест­ный. - Алматы: Жалын, 1996. - 180 с.
  14. Бартольд В.В. Статьи и рецензии. Н.А. Аристов, Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности (1897) // В.В. Бартольд Сочинения в 9-ти томах. - М.: Наука, 1968. - Т.5.-   С.266-280.
  15. Марғұлан Ә. Шоқан және «Манас» жырының Шоқан жазып алған нүхқасы туралы зерттеу. - Алматы: Жазушы, 1971. - 164 б.
  16. Айдаркулов К. А. Этнические связи киргизов с народами Центральной Азии (по материалам эпоса «Се-метей») // Историко-культурные связи народов Централь­ной Азии. [Сб.ст.] / Отв.ред. Ш.Б. Чимитдоржиев. - Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983. - С.84-90.
  17. Материалы по истории киргизов и Киргизии / Отв. ред. В. А. Ромодин. 2-е изд. / Кыргызско-турецкий университет «Манас». - Бишкек, 2002. - T.1. - 315 с.
  18. Абу Наср Мухаммад ибн Абд ал-Джаббари ал-Утби. Тарих-и Йамини (Десница державы) // Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX в. -Ташкент: Фан, 1988. - С.24-57.
  19. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // В.В. Бартольд Сочинения в 9-ти томах. - М.: Наука, 1963. - Т.1. - 759 с.
  20. Караев О. История Караханидского каганата (X­XIII вв.). - Фрунзе: Илим, 1983. - 301 с.
  21. Маджму ат-таварих. Собрание историй / Подгот. к изд. А.Г. Тагирджанов. - Л.: ЛГУ, 1960. - 126 с.
Фамилия автора: Г. Б. Хабижанова
Год: 2011
Город: Алматы
Категория: История
Яндекс.Метрика