Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Грифон как символ народа Аваров в византийской культуре

При системном изучении взаимовлияния глобальной Византийской и локальной Авар­ской цивилизаций крайне важны культурно-идеологические элементы, символы, раскрываю­щие причинно-следственные связи.

Актуальность данного вопроса в том, что проблема взаимоотношения аваров с Византией с VI по Vffl века занимает одно из ключевых мест при исследовании истории Евразии. Её изучение позволяет понять в общем плане, во-первых, влияние тюркских племён, вышедших с территории Казахстана на одно из величайших государств мира - Восточно-Римскую империю. Во-вторых, помогает проследить на конкретном примере аваров, последствия процесса Великого переселения народов. Современные Болгарское, Венгерское и Австрийское государства напря­мую связывают свою средневековую историю с историей данного кочевого народа. Поэтому проблематика истории взаимоотношения Визан­тии и Аварского каганата выходит далеко за пределы собственно европейской или отдельно казахстанской истории. Опыт её исследования важен для Мировой истории в целом. В-третьих, важен сам факт влияния кочевой локальной цивилизации, в лице Аварского каганата, на культурно-цивилизационный облик Византий­ской цивилизации.

Культурой Византии её наследственностью идеологии в основном занимались западные исследователи: школа «Анналов», Дэйвид и Тамара Райс [2], [3] из советских можно выделить Зинаиду Владимировну Удальцову [4] известного советского учёного-историка, члена-корреспондента АН СССР, директора Института всеобщей истории АН СССР, бывшей ответ­ственным редактором печатного органа совет­ских византинистов — «Византийского времен­ника». Авторы характеризуют важнейшие осо­бенности византийской культуры, в частности синтез восточных и греко-римских традиций, роль античного наследия, влияние государ­ственной власти. У исследователей - визан­тинистов совершенно разные концептуальные подходы, но в некоторых вопросах они едино­гласны:

> в неповторимости ромейской культуры сложившейся благодаря влиянию с начала древнегреческой, римской, а потом восточной культур.

> в символизме и его влиянии на жизнь и культуру ромеев.

Общепринята наследственность Византии от Древней Греции и эллинистических госу­дарств. Ярким примером служили переходящие греческий язык, мозаики, миниатюры, ювелир­ное искусство, которые вскоре приобрели христианский религиозный характер даже в светском искусстве, позже названный право­славным. Здесь также можно провести актуаль­ные параллели, ведь в азиатской Республике Казахстан, последнее время активно связываю­щей своё прошлое с кочевыми цивилизациями, к которым относится история народа аваров, второй основной религиозной конфессией, бла­годаря количеству исповедующих, считается православное христианство.

Неоспоримо и «восточное наследие», на ко­тором и будет делаться акцент в нашей работе. По-видимому, авары, как и казахи в будущем, принадлежали к глобальной Тюркской циви­лизации, ментально и географически принадле­жавшей азиатскому континенту. И если эл­линистические элементы встречаются в основ­ном в религиозном искусстве, то восточные, азиатские в светском и бытовом: ювелирные изделия, текстиль. [2, 179-182] Изображения символичны.

Символизм в христианском (западном) мире начинает развиваться в византийской рели­гиозно-идеологической сфере именно с V! в. По мнению одного из ведущих историков школы «Анналов» Андре Гийу: «Символизм распро­странялся на всё, от синаксиса, или собрания верующих, до литургии» [1,371, 374]. Символы он относит к «истории чувств», наравне с верой и молитвой. Лучшим примером служил сим­волизм византийских святилищ, сохраняющийся до сих пор в православных церквях и соборах. Притвор означает «земное царство», ограда хоров, иконостас, купол - «царство небесное», что богато подтверждается иконами и росписью.

Символ - от греч. «знак», «примета» -необходимый элемент культуры, воплощающий способность материальных вещей указывать на иное, идеальное содержание (в данном случае философское значение). Как правило, он пред­ставляет собой емкий чувственный образ [5,329]. Символы крайне противоречивы, т.к. каждый   человек   индивидуален,   поэтому к каждому символу необходимо подходить гер­меневтически. Воспользуемся наработками се­миотики, её разделом - семантикой, чтобы глубже понять социально-психологический об­лик локальной цивилизации аварского народа и её влияние на глобальную Византийскую. Се­мантика позволит проследить генезис, харак­терные черты и тенденции развития, рассматри­ваемых нами социально-этнических общностей, что и является одним из элементов цивилиза-ционного подхода. Рассмотрим образ грифона в культуре Византии.

Грифон, согласно современным словарям, это мифическое животное с головой, когтями и крыльями орла, а телом льва [6]. В мифической традиции Древней Греции [7,118], грифон был олицетворпением многих богов и символи­зировал при Афине - мудрость, при Немизиде -возмездие, по нраву был агрессивен. Всевоз­можные бестиарри дают характеристики и опи­сания данного существа [10], ссылаясь, напри­мер, на Помпония Мелу, впервые в письмен­ных источниках, упоминувшего о том, что это су­щество крылатое, кроме того, грифоны не просто охраняют золото, а выкапывают его из земли.

Находятся параллели, доказывающие перво­начально восточное происхождение данного ми­фического животного, где они выполняли функ­цию хранителей. В «Мельпомене» из «Истории» Геродота [8,243] мы находим «грифонов, сте­регущих золото» для географического описания местожительства аримаспов, которое очень уж подходит описанию сибирских земель, да и скифо-сакские золотые грифоны [9, 129-225], найденные здесь в прошлом веке, так же под­тверждают величие роли данного символа в эллинистической культуре.

Этимология самого слова «грифон» напря­мую связана с присущей ему символикой. Слово "грифон" происходит от греческого "Гри\|/", которое, наиболее вероятно, произошло от греческого Гршгск; — "изогнутый" или "искрив­лённый", тем не менее, учитывая восточное происхождение этого вымышленного существа, существуют теории о происхождении греческого слова от ассирийского "*k'rub", от которого в свою очередь произошло и древнееврейское слово "ke'rub" (херувим), возможно, что происхож­дение слова связано и с древнеперсидским "giriften" — "хватать"1. [10] А как мы знаем, херувимы станут одним из важнейших символов христиан­ской религиозной культуры.

Авары, так же как и грифон, пришли из азиатских долин в Восточную Европу - в Византию. Первоначальной их миссией, как и у грифонов древних греков, была задача охраны и защиты, с таким предложением они выступили, согласно Менандру [11,98] перед Юстинианом и были приняты. В 558 г. авары впервые официально появились в сфере политической истории Византии. Они были тем «разумным стражем», способным защитить империю на Востоке от славянских варваров, утигуров и кутигуров, помочь в противостоянии с Персией, в то время, пока основные силы были на­правлены на войну в Италии. Продолжая параллель образов общепринятой истории, авары всегда пытались что-нибудь «ухватить», например город, богатую добычу, дань и сла­вились своей агрессией и воинственностью [12,444-456].

Согласно мифам, грифоны умеют находить сокровища, поэтому их гнёзда выстланы зо­лотом. В подтверждение аналогии: по сведениям доктора исторических наук, заведующего сек­тором археологии раннего средневековья Инсти­тута археологии венгерской Академии наук, специалиста по истории и археологии кочевых народов, принимавшего участие в археологи­ческих экспедициях на территории СССР и МНР; одного из редакторов и авторов 3-томной «Археологии Венгрии» (из печати вышел т. І. М.: Наука, 1980) Иштвана Эрдели [17]: «до 626 г. аварскому кагану было выплачено около 6 млн. солидов, что соответствовало 25 тыс. кг золота». Что же, таким количеством золота можно было устлать не одно гнездо и не один аварский хринг.

Интересно, на официальном сайте Мёдлинг-ского музей, Австрия, выложена краткая исто­рия аваров и те археологические находки, которые к ним относятся, находящиеся там, в виде музейных экспонатов [18]. Фотография захоронения со скелетом авара, бусы, гребень, диадема и бронзовые украшения, по-видимому, на пояс, с креплениями, с множеством «зави­тушек» и крылатых грифонов. Экспонаты ещё одного австрийского музея в Фёзендорфе так же изобилуют аварскими грифонами [19].

Примечателен венгерский золотой клад из села Надьсентмиклоша (ныне Сынниколау-Маре, Румыния) [20]. Эти 23 драгоценных предмета были найдены ещё в 1799 г. Клад составляли золотые  чаши,  кувшины,  блюда,  кубки. Их украшали изображения воинов, зверей, птиц, крылатых грифонов, растительный и геометрии-ческий орнамент. Долгое время велись споры о принадлежности клада, но сегодня большинство учёных склоняется к версии, что он принад­лежал богатой аварской знати, возможно и каганскому роду. В настоящее время клад из Надьсентмиклоша хранится в австрийском музее истории искусств в Вене. Создаётся впечатление, что грифон, наряду с всадником и лучником, был одним из самых популярных изображений в искусстве «европейских» аваров.

И в Византии изображение грифона не являлось редкостью. Например, в Большом дворце Дафна Константинополя на фресках времён Юстиниана, мы находим мозаику изображающую крылатого, рогатого сфинкса, с телом скорее тигра (рыжее, полосатое), терзаю­щего животное, по-видимому ящерицу [16]. Также напольное изображение величаво иду­щего грифона, выполненного смальтой, датиро­ванного VI в. - периодом Юстиниана. А ведь именно в правление Юстиниана, по свидетель­ствам византийских историков Менандра [11], Феофилакта Симокатты [15], и Иоанна Ефес-ского [14], авары появились в Европе.

Возможно, поэтому уже в средневековых европейских бестиариях сохранились характе­ристики грифона как быстрого, опасного, сви­репого, большого, сильного, враждебного, властного животного, связанного с Азией и золотом.

Автор каролингской энциклопедии Рабан Мавр, также даёт своё толкование символу «грифон»: «Они могут означать яростных гони­телей и надменных гордецов, которые враж­дебны людям, следующим простоте христиан­ской и живущих разумно». [10] Подобными гонителями в прошлом как раз и были авары. Некоторые авторы раннего средневековья, возможно опираясь на забытые приданья о набегах аваров, писали о «негодном народе грифов», наименование которых до ХІІІ в. появлялось на средневековых картах.

В «Космографии» Этика Истрийского есть земля, где живёт народ грифов: «Племя это глупейшее, подобное диким зверям и страусам или крокодилам и скорпионам»2, пришедший из Скифии, что соответствует устоявшейся гипо­тезе об азиатском происхождении аваров и его сыновъе-отеческой связи с Тюркской цивили­зацией. А столь нелестная характеристика средневекового автора не является новинкой для «неугодных» народов, нароимер кочевников, в принципе «варваров» для европейцев. Как мы видим, грифон является устойчивым символом.

Известно, в средние века, после падения Константинополя под турецким натиском, Москва объявила себя «третьим Римом», а Рооссия в целом - приемницей Византии в политико-религиозном плане. Примером пере­хода, приёма служат византийская царская «шапка Мономаха» и двуглавый орёл. Но ведь подобным символом был и грифон, оставшийся на фамильном гербе Романовых. Хотя грифон это и негеральдическая фигура, на гербах он встречается достаточно часто, символизируя могущество, власть, бдительность быстроту и силу. На официальном сайте научно-просвети­тельского ресурса о современном российском герботворчестве «Геральдика сегодня» [13] дана ссылка с иллюстрацией: «Герб Романовых, составленный бароном Б.В. Кёне: «...Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч (щит с отверстием в середине - Р.П.), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные» (ПСЗ. Т.32. 1857. №31720)». Что свидетельствует об активной жизни символа, даже после смерти гло­бальной Византийской цивилизации, он перешёл в искусство дочерней или сыновьей, по А. Тойнби.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о серъёзном влиянии аварской культуры на византийскую и на средневековую евро­пейскую в целом, что подтверждается пись­менными источниками и археологическим мате­риалом в виде совеременных австрийских музейных экспонатов. Если взять идею Освальда Шпенглера о «форме души» культуры (в смысле цивилизации), то мы увидим «картину души» народа аваров - грифона, который «то в философском, то в художественном обличье» является портретом аварской культуры, лежа­щий в основе телесного и духовного понимания, её прасимволом.

 

Список литературы

  1. Византийская цивилизация / Андре Гийу; пер. с фр. Д. Лоевского. - Екатеринбург У-Фактория, 2007. - 545, [7] с. - (Великие цивилизации).
  2. Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной. - М.: ЗАО Центрполиграф,2009. - 204 с.
  3. Райс Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура / Пер. с англ. О. О. Дмитриевой. - М.: ЗАО Центрполиграф,2006. - 255 с.
  4. Удальцова 3. В. Византийская культура. Отв. ред. Е. В. Гутнова.— М.: Наука, 1988.—288 с., ил.— (Серия «Из истории мировой культуры»).
  5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М.: Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2004. - 480 с.
  6. Грифон // Словарь синонимов. - М., 2000. //dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/192
  7. Кун Н.А. Мифы Древней Греции. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 624 с.: ил. - (Мифы народов мира).
  8. Геродот. Истори /Геродот; пер. и примеч. Г.А. Стратановского. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 696, [8] с. - (Историческая библиотека).
  9. Байпаков К. М., Таймагамбетов Ж.К. Археология Ка­захстана: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Алматы: Қазақ университеті, 2006. - 356 с., илл.
  10. Грифон // Бестиарий //bestiary.us/grifon.php
  11. Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец, переведённые с греческого Спиридоном Дестунисом.- СПб,1860. - C. 95 - 140.
  12. Успенский Ф. И. История Византийской империи. В 5 т.- Т. 1. Период І (до 527 г.). Период ІІ (518 - 610 гг.) / Ф. И. Успенский. - М.: Астрель; АСТ, 2005 - 621 с.
  13. Родовой символ Романовых // Геральдика сегодня sovet.geraldika.ru/article/4753
  14. Иоанн Эфесский. Церковная история // Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. vostlit.info/ Texts/rus15/Ioann_Efess/text16.phtml?id=668 
  15. Феофилакт Симокатта. История // Свод древней­ших письменных известий о славянах. Том 2. - М.: Восточ­ная литература, 1995.
  16. vostlit.info/Texts/rus 16/Simokatta/framet ext1.htm
  17. Большой дворец и Ипподром // Архитектурный форум forum.arkitera.com/showthread.php/7004-Hip-podrome-%28196-330%29-and-The-Great-Palace-%28330-338%29
  18. Эрдели И. Исчезнувшие народы. Авары // При­рода, 1980, № 11. kulichki.com/~gumilev/debate/ Article24.htm
  19. Awarische Funde // Museums Modling Webseite /home.tele2.at/museum/Awaren.htm
  20. Das awarische Graberfeld von  Vdsendorf http:/ /voesendorf.gv.at/system/web/news.aspx?detailonr=2195 68983
  21. Клад из Надьсентмиклоша // 100 великих кладов fictionbook.ru/author/andreyi_yurevich_nizovskiyi/100_v elikih_kladov/read_online.html?page=6
  22. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. - М.: Эксмо, 2009. - 800 с. - (Антология мысли).

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.