О политизации ислама в Центральной Азии: сущность, причины, последствия

В данной статье автор определяет природу политизации ислама, анализирует причины и последствия данного процесса на территории стран Центральной Азии. В качестве главных сти­мулирующих факторов политизации ислама рассматриваются распад биполярной системы мира и дискредитация господствующей коммунистической идеологии, что привело к «Исламскому Возрож­дению» в этом регионе. Негативным последствием политизации ислама явилось распространение экстремистских организаций радикального толка, что ставит под угрозу безопасность стран региона.

После распада СССР мусульманские общины стран Центральной Азии получили возможность вернуться к нормальным условиям религиозной жизни, легально осуществлять свои обряды и традиции. Подтверждением этому процессу яв­ляется стремительный рост количества мечетей, медресе, высших богословских учебных заведе­ний, появление и активное распространение в огромных масштабах религиозной литературы. Именно распад СССР явился отправной точкой «Исламского ренессанса» Центрально-азиат­ского региона и подтолкнул страны изучаемого региона к миру ислама. А в это время в ислам­ском мире прослеживается бурная деятельность религиозно-политических организаций и ради­кальных экстремистских течений. Ислам в ХХ-ХХІ веке представляет собой фактор, оказываю­щий непосредственное влияние на внутренние и внешние политические процессы стран на региональном и международном уровне. Поли­тизация ислама является предметом социальной и политической напряженности в мире. Стиму­лирующим фактором процесса политизации ис­лама в странах Центральной Азии явился распад биполярной системы и самоликвидация комму­нистической идеологии.

Ислам, помимо того, что является сводом нор­мативных положений религиозного, правового, экономического и обрядово-культового характе­ра, представляет собой систему государственно-правовых учреждений и институтов. Политика же исполняет роль связующего звена между со­ставляющими элементами религиозной систе­мы.

Вопрос о политизации религии является весьма сложным, особенно когда это касается ислама. Мнения ученых по данному вопросу де­лятся на две группы: одна считает, что нет как такового «политического ислама», так как не существует и «неполитического», другая же пре­тендует на признание наличествующего полити­ческого ислама. С целью определения природы политизации ислама необходимо рассмотреть непосредственную связь политики с религией. Для начала обратимся к семантике слова «поли­тизация», которое имеет три основных значения:

  1. Возрастание интереса к участию в полити­ке отдельных социальных групп и индивидов.
  2. Усиление значения государственной (полити­ческой) сферы по отношению ко всем другим областям. 3. Изменения в сознании и поведении индивидов и групп, происходящие в результате доминирующего влияния политики на все сферы их жизнедеятельности [1]. В социологическом словаре политизация определяется как процесс, заключающийся, прежде всего, в усилении политики в жизни общества, более широком во­влечении масс в политическую деятельность, развитие их политической активности, усиление политической направленности социальных дви­жений [2].

Мировая история свидетельствует о том, что власть и религия всегда находились во взаимо­действии. О сущности государства, власти, прав­ления и религии еще задумывались такие вели­чайшие умы древности, как Платон, Аристотель, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд и другие. У аль-Фараби идеи государства рассматриваются в социально-этических трактатах и в «Трактате о добродетельном городе», где он подробно ран­жирует типы городов и их правителей, подраз­умевая под городом то или иное общество, госу­дарство [3, с.178].

Касательно религии он говорит, что она по­является тогда, когда возникает необходимость управлять массами. Такое положение подтал­кивает нас к мысли о том, что если религия и не была политизирована в те времена (эпоха аль-Фараби -ХХ век), то, по крайней мере, про­слеживалась тесная связь между политикой и религией (в данном случае, ислам). Сложные от­ношения мы наблюдаем также в православном и католическом мире, где церковь всегда зависела от государства, но в тоже время выступала ис­точником ее легитимности.

По своему предназначению политика направ­лена на регулирование отношений в обществе, религия же формирует эти отношения в векто­ре морали и нравственности, а любое неподчи­нение религии власти уже придаёт ей какой-то политический оттенок. Практически во всех мировых религиях присутствует социальная со­ставляющая, которая обещает спасение в ином мире за свершение добрых деяний в бренном. Но в современном мире именно политика любо­го государства, а не ее религиозные верования, определяют уровень жизни каждого человека, пронизывая все сферы его жизнедеятельности, в такой обстановке религия как бы непроизволь­но втискивается в политическую сферу дабы не остаться на периферии, откуда невозможно осу­ществление её социальной роли.

Учёные-политологи выделяют четыре основ­ных фактора взаимодействия политики и рели­гии:

  1. И политика, и религия представляют собой идеологические системы.
  2. Они имеют общий объект воздействия - это массы. 
  3. Религиозные деятели представляют свои интересы через политиков, в то время как по­литические деятели аппелируют к религиозным нормам, догмам и организациям для воплоще­ния своей деятельности.
  4. Изменения в религии, например появление новых религиозных организаций и течений, мо­гут стать причиной изменений и в политике.

Как же политика влияет на религию? Влияние политики на религию собственно и представля­ется её политизацией. При политизации рели­гии осуществляется разработка религиозно-по­литических доктрин, проводится поиск именно религиозных обоснований для всех происходя­щих политических действий. Всякая более или менее крупная политическая деятельность на­правлена, в конце концов, на достижение боль­шей власти, распространение своего влияния и расширение доступа к денежным средствам. В данном случае религия оправдывает действия и средства политических деятелей, опирающихся на религиозные каноны. Несомненно, тенденция к политизации религий прослеживается повсе­местно, тем более, если принять во внимание мнение учёных, которые придерживаются точки зрения изначальной политизированности таких религий, как буддизм и ислам (в особенности), или наличия в них политической составляющей. В качестве примера можно привести заявления террористических и экстремистских организа­ций о том, что они ведут «джихад», священную войну против «кафиров» (неверных) во имя Аллаха с призывом истинных мусульман при­соединиться к этой войне, обещая воздаяния в «настоящей», предстоящей жизни на том свете. Посредством религии боевики вербуют в свои круги новых приверженцев, привлекая якобы ре­лигией, а преследуя, на самом деле, очень даже земные цели - государство, территория, власть, деньги. Поэтому можно «оправдать» и террори­стов «Аль-Каиды», и чеченских боевиков, ведь они ведут священную войну, не так ли? Автор видит причину такого оправдания в том, что го­раздо проще (из-за опаски санкций международ­ных организаций) отвоевать себе новые земли или государства под религиозными лозунгами, нежели признавать истинные мотивы.

Теперь рассмотрим обратную связь, как вли­яет религия на политику. Распространение раз­личных религиозных идей подпитывает обще­ственное сознание. Особенно следует отметить активность религиозных деятелей, партий и дви­жений, определённых по конфессиональному признаку, они участвуют в политических собра­ниях, выступают на митингах, доносят до печати свои основные лозунги и призывают обществен­ность голосовать за партии, представляющие их интересы. Здесь не обойдется без упоминания Организации Исламской Конференции, Всемир­ного совета церквей и Всемирного буддистского альянса. Помимо этого, согласно политологиче­ской науке, религия выполняет 4 основные функ­ции в политической сфере:

  1. Легитимная функция, выполняется религи­ей тогда, когда религиозная позиция поддержи­вает или, наоборот, осаждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к рели­гии, как к структуре, поддерживающей общече­ловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.
  2. Представительная функция, заключается в выражении и защите интересов некоторой груп­пы людей религиозными организациями, кото­рые выступают как субъекты политики.
  3. Дифференцирующая функция, обуславли­вает наличие границ раздела сфер влияния раз­личных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то терри­ториально целое государство, или однородная по составу социальная группа.
  4. Интегрирующая функция, проявляется в реализации огромного интегрирующего потен­циала религии.

Таким образом, религия и политика находят­ся в тесной взаимосвязи, обслуживая друг друга и выполняя дополняющие роли в зависимости от ситуации. В разное время разные политики использовали Библейскую идею «богоизбран­ного народа», особенно сильно проявлявшуюся в периоды национального подъема и расцвета того или иного государства. Среди ярых поли­тических деятелей всегда найдутся такие, ко­торые рассматривают религию в качестве од­ного из методов идеологической борьбы. Само по себе отделение религиозных образований от политических институтов уже содержит в себе корень самостоятельных политических сообра­жений. Причиной задуматься о связи политики с религией, в частности о политизации религии, явились повсеместные события и процессы, объединённые общим названием «религиозное возрождение» или «религиозный бум», не обо­шедшие стороной и страны постсоветского про­странства, усиливается этот фактор в условиях нарастания социального кризиса в обществе в переломные, особенно революционные времена.

Для стран Центральной Азии таким пере­ломным моментом в истории явился распад СССР, что повлекло за собой создание «Новой Центральной Азии», в состав которой вошли Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. Что означало прекращение су­ществования СССР для стран региона? В пер­вую очередь, это исчезновение единого центра управления, осуществлявшего тотальный кон­троль над всеми элементами жизнедеятельности сообществ этих республик, в том числе управле­ние экономическими процессами, формирова­ние курса внешней политики, вопросы системы безопасности, поэтому одним из негативных по­следствий распада союза явился глубокий эко­номический и социальный кризис, охвативший страны Центральноазиатского региона. Скла­дывающаяся ситуация привела страны региона к решению следующих проблем: поиск новой подходящей модели развития, нахождение свое­го места в системе международных отношений.

Последствием распада Советского Союза для стран Центральной Азии имели место такие события, как провозглашение независимости, замена коммунистической идеологии на нацио­нальную, определение своего места в мировом и экономическом сообществе, в частности, всту­пление в международные организации, такие, как ООН (Организация Объединенных наций), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотруд­ничестве в Европе), ОИК (Организация Ислам­ская конференция), ОЭСР (Организация эконо­мического сотрудничества и развития) и другие. В связи с распадом СССР произошло усиление следующих факторов нестабильности: наруше­ние экономических связей и системы безопасно­сти, повышение роли ислама [4].

Распад СССР стал отправной точкой в вос­становлении нарушенных связей региона с му­сульманским миром, идет налаживание кон­тактов руководств стран с ведущими странами мусульманского мира.

Ислам набирает свои обороты в Центрально-азиатском регионе именно после распада СССР как объединяющая сила, основанная на высоких нравственных ценностях и общих социальных интересах. В этот момент легче всего насадить новую идеологию, когда люди растеряны, когда их идеалы устаревают или просто уходят с аре­ны. Само по себе возрождение ислама в странах ЦА не имеет негативного контекста, но тут сле­дует упомянуть миссионеров, которые вербуют новых приверженцев в свои круги, рассчитыва­ют они, в основном, на молодое население, осо­бенно на необразованную его часть, вводя в за­блуждение и формируя у них поистине неверное мировоззрение. Российский ученый С. Мельков отмечает, что в таких регионах, как Центральная Азия, Кавказ, Балканы, Ближний Восток и Ки­тай процесс возрождения религии подменяется созданием политических организаций под ис­ламскими лозунгами, вследствии чего светским государствам приходится выстраивать как поли­тическую, так и военную защиту своих интере­сов [5, с. 27].

С.А. Семедов называет 9 причин политиза­ции ислама во всём мире, проанализировав их, мы пришли к выводу, что основной причиной политизации ислама являются такие ускоряю­щиеся тенденции современной истории челове­чества, как глобализация и модернизация [6].

Эти две тенденции, охватывающие все сферы жизнедеятельности человека, накладывают свой отпечаток, потому что процесс глобализации за­тронул практически все страны мира (в меньшей степени, развивающиеся страны) и оставаться вне этой интеграции означает изолироваться во­все от международного сообщества, а дезинте­грация, в свою очередь, грозит экономическим, политическим, социальным и культурным отста­ванием. Какой же фактор он ставит во главе это­го сложного и противоречивого процесса?

Тотальная разница Запада и Востока в уров­не жизни, сопровождающаяся следующими особенностями: непараллельная модернизация в западных и восточных странах, поиск новой глобальной альтернативы богатому Западу, по­иск внешней причины внутренних социальных «бед», сопротивление глобальной западной мас­совой культуре и поиск альтернативной интегра­ционной духовно-культурной системы, кризис политических систем в мусульманских странах и поиск новых форм взаимоотношений государ­ства и религии, попытки обновления политиче­ских систем и структур за счет идеологического потенциала ислама, ответная реакция на проник­новение западных ценностей в мусульманскую культуру, разрушение социализма как идеоло­гии, поиск мусульманскими странами «социали­стической ориентации» новой политико-право­вой, идеологической и культурно-ценностной системы и последний фактор - это активизация исламских организаций в ключе радикализации, которая является крайне негативным проявлени­ем политизации ислама и одновременно его при­чиной, переходит уже в ряд последствий.

Исследования по исламу в России делятся на зарубежный и «советский ислам», первый пред­ставлялся как нечто, несущее за собой угрозу, в то время как «советский ислам» был воплощени­ем чего-то отмирающего [7, с. 19]. После ислам­ской революции в ИРИ (Исламская Республика Иран) 1979 года советские исламоведы заметили политическую роль ислама. Крупнейшие запад­ноевропейские и американские ученые и поли­тологи ХХ века также разделились во мнении относительно современного ислама и связанных с ним процессов. Сначала статья, а затем и книга С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», основная мысль которой заключается в том, что ХХІ век будет эпохой столкновения мусульма-но-исламской и западно-христианской культур, причём он утверждает, что столкновение неиз­бежно, причиной чего является исламизм, стре­мящийся разрушить основы и идеалы западной цивилизации.

Основные концепции политологов КНШГ (Классическая Немецкая Школа Геополитики), английских и американских учёных ставят во главе геополитические императивы разделения мира, а не религиозные и конфессиональные [8,с. 127].

В настоящее время тенденции к усилению по­литизации религии наблюдаются во всех миро­вых религиях, а в политизации ислама выделя­ются три главных направления при реализации данного процесса: традиционализм, модернизм и исламизм [9, с. 10]. Благодаря последнему, кото­рый, по сути, и является политическим исламом, функционируют отношения между исламом и политикой. Главная составляющая исламской концепции миропорядка - это создание ислам­ского государства (халифата), где объединятся мусульмане всего мира, и в качестве одного из инструментов для достижения этой цели являет­ся джихад, отсюда огромное количество между­народных террористических организаций.

Глубинные причины терроризма кроются в политических, социально-экономических и ме­жэтнических проблемах. Государства Централь­ной Азии сегодня сталкиваются с целым рядом угроз и вызовов, каждый из которых можно рас­сматривать как вопрос безопасности, при этом угроза религиозно-политического экстремизма занимает одно из первых мест, различные его проявления стали неотъемлемой частью обще­ственно-политической жизни стран Централь­но-азиатского региона. Угрозу последнему представляют международные, региональные, национально-экстремистские организации ра­дикального толка. Основные цели их деятельно­сти - распространение радикальной идеологии и расшатывание общественно-политического строя стран региона. Если учесть степень исла-мизированности стран Центральной Азии, мож­но, конечно, предположить, что наиболее под­верженные к радикальным проявлениям ислама являются Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан ввиду внутренней политической и межэтниче­ской ситуации, меньшую тенденцию к данным проявлениям имеют Казахстан и Туркмени­стан. Такие предположения не дают оснований утверждать, что такое положение дел истинно, учитывая террористические акты в августе 2011 года в г. Актобе (Западный Казахстан). Объяс­нением этого являются следующие факторы: террористические организации быстро меняют поле действия, моментально приспосабливают­ся к новым решениям, умело используют вну­тренние проблемы экономического и социаль­ного характера в своих целях, меняют тактику и методы своей деятельности [10]. Очень актуаль­ным в последнее время стало то, что они меняют объекты труднодоступных целей (здания мини­стерств, посольств и другие правительственные учреждения) на объекты массового скопления мирных граждан (кинотеатры, торговые центры, различные комплексы), что делает их деятель­ность ещё более масштабной и антигуманной.

Некоторые эксперты полагают, что в Цен­тральной Азии есть все предпосылки для раз­вития исламских радикальных оппозиционных движений. Провозглашение себя светскими и демократическими государствами требует вы­полнения обещанного, в противном случае, оп­позиции всегда найдется, чем заняться, особенно в условиях социально-экономического кризиса, разочарования как в коммунистической, так и в демократической идеологиях и вдобавок ко все­му - повсеместная коррупция. Будущее регио­на, его стабильность и безопасность зависят от взаимоотношений власти и политического ис­лама. Вопрос региональной безопасности и ста­бильности осложняется еще тремя факторами. Во-первых, это отсутствие развитых демокра­тических институтов в странах региона, что при­водит порой к силовой смене власти. Во-вторых, это региональное соперничество за позицию ве­дущей страны региона и личная неприязнь неко­торых официальных лиц друг к другу. В третьих, политические изменения в одной стране могут пошатнуть стабильность в соседней [11, с. 185].

Проанализировав процесс политизации исла­ма в Центральной Азии можно сделать следую­щие выводы. Структура работы состоит из трёх логических частей: 1) определение сущности политизации религии как таковой, в контексте которой рассматривается связь политики и рели­гии; 2) причины политизации ислама в странах Центральной Азии и 3) радикализм как негатив­ное последствие политизации ислама. Соответ­ственно, из статьи вытекают три основные за­ключения. 1. Мировая история демонстрирует, что религия и политика, всегда были взаимос­вязаны между собой, и этот факт относится не только к исламу, но и к другим мировым религи­ям. И религия, и политика выступая идеологиче­скими системами, претендуют на формирование общественных отношений, помимо этого, рели­гия выполняет определённые функции в поли­тической сфере. Сущность политизации ислама рассматривается как активизация народных масс (верующих) и их включение в политические процессы. 2. Причинами оживления ислама и возрождения интереса к нему на уровне изучае­мого региона стали распад биполярной системы, дискредитация коммунистической идеологии и внутренняя социально-политическая напряжён­ность в странах региона, в то время как процессы глобализации и модернизации определяются до­минирующими предпосылками политизации ис­лама во всём мире. 3. Политизация ислама нашла негативный выход в деятельности региональных и международных террористических организа­ций радикального толка, ставящих под знак во­проса стабильность и безопасность региона.

 

Литература

  1. Толковый словарь Кузнецова. Мир словарей. mirslovarei.com
  2. Социологический словарь. Мир словарей. mirslovarei.com
  3. Академия Наук Казахской ССР. Институт фи­лософии и права. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - А.: Изд.-во «Наука», 1978.- 436с.
  4. Вязгина Е. Центр изучения стран постсовет­ского зарубежья. - 19 июня. - 2007. www. postsoviet.ru
  5. Мельков С. Трансформация военной полити­ки России под влиянием исламского факто­ра. «Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри». - М.: Фонд Карнеги за меж­дународный Мир, 2003. - 248 с.
  6. Семёдов С.А. «Причины политизации ислама в современном мире». - 2009. religio.rags.ru/journal/2009/2009_3_17.pdf
  7. Малашенко А. Некоторые проблемы исламо-ведения. «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы первого международного научно-практического сим­позиума (19-20 февраля 2009 года): в 2-х то­мах. Том I /под ред. Б.М. Ягудина. - Казань: «Interpress+», 2009.- 353 с.
  8. Исаев Б. А. Геополитика. Санкт-Петербург: Изд.-й дом «Питер», 2006. - 384 с.
  9. Зинченко М.С. Политизация ислама как фак­тор современного политического процесса: на материалах Северного Кавказа: авторефе­рат на соискание учёной степени кандидата политических наук. - Краснодар, 2010. -30 с.
  10. Медетбеков А. Угрозы терроризма и религиозного экстремизма в Центральной Азии.CA-NEWS: Центральноазиатская новостная служба. 26.01.2011. centralasia.kz
  11.  Allison R. Virtual regionalism, regional structures and regime security in Central Asia. Central Asian Survey. Volume 27(2). - 2008.[Taylor & Fransis Online].
Фамилия автора: Б. Актаулова, С. Сапанова
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: Востоковедение
Яндекс.Метрика