Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Движение исламского возрождения в ХХ-XXI веке: политические и экономические аспекты

Исламское возрождение является одним из наиболее важных общественных движений двадцатого века, феномен, охватывающий в географическом плане мусульманские страны от Северной Африки до Юго-Восточной Азии. Этот всплеск религиозного сознания и религи­озных ценностей в мусульманских обществах с 1970 года в определенной степени вызвал к жиз­ни дискуссии о «столкновении цивилизаций», так называемой войне с террором и «провал» мультикультурализма. В целом, процессы рели­гиозного возрождения были распространены и периодически повторялись на протяжении всей истории человечества (8; 466). Мы бы хотели из­ложить некоторые мысли и наблюдения в связи с нынешней волной исламского возрождения в мире.

Исламское возрождение является частью бо­лее широких исторических, политических, эко­номических трансформаций. Многие западные мыслители, такие, как Вольтер, Джефферсон, Маркс, Спенсер, Дюркхейм, Вебер и Фрейд, предсказывали, что появление индустриального общества будет означать снижение религиозных верований и институтов.

Этот тезис секуляризации, казалось, подт­вердили события в мусульманских общест­вах в период до 1970 года. Политические шаги в направлении секуляризации в таких странах, как Турция, Иран, Египет и Сирия совпадают с популярным движением отхо­да от религиозной деятельности и ценностей. К 1930 году ислам стал просто частью куль­турного наследия, а не источником практиче­ского руководства для значительной части об­разованной элиты в мусульманских странах. Шариат потерял свою юридическую функцию, молитвы и пост практиковались все реже, потре­бление алкоголя возросло (12; 345-6). В 1970-е годы, однако, отмечен сдвиг в противоположную сторону - в сторону ислама. На индивидуальном уровне религиозная практика, ценности и иден­тификация стали укрепляться, о чем свидетель­ствует рост количества женщин, надевших хид-жаб, во всем мусульманском мире. Хиджаб почти полностью отсутствует в Каире в 1969 году (1), но к 2000 году «ошеломляющее большинство из более чем 80 процентов каирских женщин носи­ли ту или иную форму хиджаба» (4). Исламские общественные организации, банки и политиче­ские группы также стали играть заметную роль в общественной жизни. При этом религиозные обязательства, как правило, сильнее в странах с большим экономическим неравенством (17). Ре­альная заработная плата снижается в мусульман­ских странах, начиная с середины 1970-х годов (18), в то время как требования соблюдать рели­гиозные предписания (например, хиджаб) резко возросли (например, 2, 4). Многие исследовате­ли полагают, что мотивами исламского возрож­дения послужили социальные и экономические факторы, в числе которых, во-первых, рост со­циальных изменений, вызвавший активизацию мобильности населения, а затем, как следствие, несбывшиеся ожидания среди образованных представителей среднего класса, во-вторых, увеличение неравенства в доходах и обнищание среднего класса.

Индексы исламского возрождения в личной жизни многообразны, это и повышенное внима­ние к религиозным обрядам (посещение мечети, молитва, пост), распространение религиозных программ и публикаций, выбор мусульманской одежды, приоритет религиозных ценностей, активизация суфизма (мистики). Возрождение ислама в общественной жизни сопровождается увеличением исламски-ориентированных пра­вительств, организаций, законов, банков, служб социального обеспечения и образовательных уч­реждений. (9; 10).

Признаки возрождения исламских ценно­стей с 1970 года включают в себя рост популяр­ности исламских книг и журналов (19; 101-2) и проповеди, записанные на кассеты (5), а также «покаяние» многих египетских певцов, танцо­ров и актрис, которые с 1980 года оставили свою профессию и публично осудили свое искусство как позорное (11).

Еще одной характерной особенностью со­временного исламского возрождения является его публичный характер. Помимо политическо­го движения, наблюдается движение в сторону спонтанного общественного выражения своей принадлежности к исламской идентичности, неофициальная работа в области «призыва» или миссионерства, использование исламского при­ветствия и условия (например, машалла, иншал-ла) в речи, и, в особенности, ношение различных форм хиджаба, которые были приняты женщи­нами-мусульманками, а также бороды у мужчин-мусульман. Хиджаб, пожалуй, - самый мощный символ исламского возрождения. В таких стра­нах, как Египет, хиджаб является наиболее из­вестным показателем исламского возрождения.

Примером политических трансформаций может служить Исламская революция в Иране, которая свергла светский режим Мухаммада Ре-за-шаха в 1978-79 годах.

С 1920-х годов до арабского поражения в 1967 году в Шестидневной войне политическая волна была направлена явно в пользу секуляризации сил, в первую очередь в мусульманских странах с авторитарными формами правления, таких, как Египет, Турция, Иран и Сирия. В Турции Муста-фа Кемаль Ататюрк создал светское государство, ввел запрет исламских школ в 1924 году и указ, запрещающий ношение чадры в школах, универ­ситетах и государственных учреждениях в 1925 году. Традиционная для турецких мужчин феска была также запрещена.

Исламский календарь Хиджра был заменен на христианский григорианский календарь в 1925 году, арабская вязь заменена на латиницу в 1928 году и еженедельный отдых был установ­лен с пятницы по воскресенье в 1935 году. Но самое главное - законы шариата были заменены на швейцарский гражданский кодекс и Уголов­ный кодекс Италии (8).

Сходные процессы происходили и в Египте, и в Иране. Проследим по годам:

1923   год - движение добровольного снятия хиджаба во главе с Худа Шаарави в Каире;

1924   год - египетские женщины получают доступ к бесплатному светскому образованию; 

1924  год - исламские школы запрещены, ду­ховенство подчинено Отделу по делам религии в Турции;

1925  год - хиджаб запрещен в турецких уни­верситетах и правительственных учреждениях,

1928 год - новый закон заменяет шариат в Иране;

1928 год - Сабри Халиль аль-Банна (1937­2002) основывает организацию Братьев-мусуль­ман в Египте, обращается с призывом к ислам­ским государствам;

1934  год - принят Закон, устанавливающий светскую систему образования в Иране;

1935  год - создан Тегеранский университет по стандартам европейского образования;

1936  год - Реза-шах запретил хиджабы и мистерии в Иране;

 1936 год - новое иранское законодательство делает невозможным участие улемов в судах;

1937 год - правовое разделение религии и го­сударства в турецкой конституции; 

1940год - «исламская экономика» основана в Индии;

1941год - Мавлана Абу-ль аль-Мавдуди (1903 - 1979) сформировал Джамаат-и-Ислами в Британской Индии, призывая к созданию ис­ламского государства и установлению норм ша­риата;

1942 год - организация Братьев-мусульман создана в Иордании;

1949 год - первый филиал Братьев-мусуль­ман в Судане;

1949   год - контролируемый государством факультет теологии создан в Университете Ан­кары;

1950   год - Саид Кутб (9 октября 1906 - 29 августа 1966) возвращается из США, присоеди­няется к Братьям-мусульманам;

1961 год - президент Насер добавляет свет­ские дисциплины и вводит преподавателей жен­щин в Университет аль-Азхар;

1967-75 годы - реформируются законы по защите семьи в Иране, регулирующие развод и многоженство;

1967 год - поражение арабов в Шестиднев­ной войне;

(Источники: 16, 13, 4, 9, 14).

Основные религиозно значимые события сле­дующего исторического этапа - после 1967 года и по настоящее время - свидетельствуют о том, что, несмотря на тяжелое положение оппозиции и репрессии в таких странах, как Египет, Турция и Алжир, исламские силы взяли на себя очень важную роль в политике мусульманских стран. Исламская революция в Иране и приход к власти исламски-ориентированной партии в светской республике Ататюрка - только два примера этого поворота в истории государств. Далее были Па­кистан с режимом Мухаммада Зия-уль-Хак, Ли­вия - Муаммар аль-Каддафи, Бангладеш - Му-хаммад Эршад и Малайзия - Махатхир Мохамад.

Религиозные события в мусульманских об­ществах (1967- настоящее время):

1969 год - китайско-малайские беспорядки приводят к политике в пользу малайских мусуль­ман;

1973 год - Анвар Садат объявил «священ­ную войну» против Израиля, 1973 год - араб­ский бойкот нефти;

1975 год - Первый исламский банк, пред­лагающий широкий спектр коммерческих услуг, открывается в Дубае;

1978 год - образуется сомалийское крыло Братьев-мусульман;

1978 год - Зия-уль-Хак реформирует ислам­скую правовую систему в Пакистане;

1979 год - в исламской республике Иран ре­форма шаха в области прав женщин отменена;

1979 год - захват Мечети в Мекке суннит­скими боевиками, В конце 1970-х годов созданы отряды моджахедов для борьбы с советскими во­йсками в Афганистане;

1981 год - Садата убили религиозные экс­тремисты;

1983 год - реформы шариата осуществляют­ся в Судане.

В середине 1980-х основные исламские бан­ки в Турции получают налоговые льготы и нор­мативные уступки;

1987 год - Совет по высшему образованию в Турции запрещает ношение хиджаба в классе;

1989 год - Ан-Нахда выигрывает 14% голо­сов в Тунисе, впоследствии запрет и репрессии;

1989  год - организация Братьев-мусульман в Иордании - Исламский Фронт Действия - стала крупнейшей группой в парламенте;

1990    год - Исламский фронт спасения в Алжире участвует в муниципальных выборах; 1991 год - ИФС выигрывает первый раунд пар­ламентских выборов, но результаты отменены алжирскими военными, ИФС запрещен; 

1994 год - Первый исламский телеканал на­чинает вещание в Турции;

1995 год - Лидер Братьев-мусульман в Алжи­ре получает более 25% голосов избирателей на президентских выборах;

1996 год - приход талибов к власти в Афга­нистане;

1996 год - Неджметтин Эрбакан стал первым премьер-министром исламистом Турции;

1997-8 годы - турецкие вооруженные силы вынуждают Эрбакана уйти в отставку и запре­щают Партию благоденствия;

2002 год - Партия справедливости и разви­тия (ПСР) в Турции - первая исламистская пар­тия, формирующая правительство;

2002 год - Братья-мусульмане в Алжире по­лучили 38 мест в парламенте;

2002 год - организация Братьев-мусульман в Бахрейн, Аль-Минбр, выигрывает 8 из 40 мест, что делает ее одной из крупнейших партий;

2005   год - Братья-мусульмане в Египте вы­игрывают 20% парламентских мест, несмотря на преследования и избирательные нарушения;

2006   год - ХАМАС побеждает на парла­ментских выборах в Палестине.

(Источники: 16, 13, 4, 9, 14).

Ислам получает законную власть и превра­щает ранее светские режимы в режимы на осно­ве исламских символов и принципов (9). Даже Саддам Хусейн, наиболее светский и антиислам­ский лидер на Ближнем Востоке, обратился в ис­лам в 1991 году во время войны в Персидском заливе.

Сегодня шариат стал основой для зако­на в Египте, Иране и Пакистане, в то время как «исламские активисты стали привычной частью политического Алжира в муници­пальных выборах, они становятся главной оппозиционной силой партиям и властным структурам в Египте, Тунисе и Иордании и за­нимают министерские посты в Судане, Иор­дании, Пакистане, Иране и Малайзии» (9; 21). Широко распространены также исламские об­щественные организации (в основном аполитич­ные), которые поддерживают здравоохранение, образование и оказывают финансовую помощь, часто вокруг частных мечетей (19; 99-102). В Египте исламские организации составляли, по крайней мере, половину всех благотворитель­ных организаций в конце 1990 года, при этом число получателей медицинских услуг от таких организаций выросло с 4,5 млн. в 1980 году до 15 миллионов в 1992 году (3; 12). Число незави­симых мечетей в Египте выросло с 20000 в 1970 году до более чем 46000 в 1981 году (19; 98).

В 1970 году университетские студенческие союзы в Каире были оплотом светских групп левых интеллектуалов. К концу 1970-х годов исламистские лидеры студентов контролируют студенческие союзы на большинстве факульте­тов в Каирском университете и других высших учебных заведений (19; 2). Кроме того, Братья-мусульмане получили контроль над многими профессиональными ассоциациями Египта в на­чале 1990-х годов, в том числе инженеров, вра­чей, фармацевтов, ученых и ассоциации юристов (19;2). Наконец, исламские принципы оказали глубокое влияние на экономическую политику и практику ведения бизнеса в исламской экономи­ке, которая также была основана Маудуди (14).

С 1970 года исламская экономика привела к развитию многомиллиардного в долларовом исчислении исламского банковского сектора, государственной поддержке распределения де­нежных средств через систему закят и акцент на исламские нормы в бизнесе.

Таким образом, исламское движение являет­ся наиболее эффективной формой противодей­ствия авторитарным и репрессивным режимам в мусульманских странах, так как правительству труднее подавлять исламские организации, чем светские оппозиционные группы, и альтернатив­ной формой социальной помощи для среднего и низшего класса мусульманского общества.

 

Литература

  1. Abu-Lughod, J. (1971), Cairo: 1001 Years of the City Victorious, Princeton University Press, Princeton, NJ.
  2. Ayubi N. (1991), Political Islam: Religion and Politics in the Arab World, Routledge, London,UK.
  3. Bayat A. (2002), 'Activism and social develop­ment in the Middle East', International Journal of Middle East Studies 34, 1-28.
  4. Bayat A. (2007), Making Islam Democratic, Stanford University Press, Stanford, CA.
  5. Hirschkind C. (2006), The Ethical Soundscape: Cassette Sermons and Islamic Counterpublics, Columbia University Press, New York, NY.
  6. Berger, ed., 'The Desecularization of theWorld: Resurgent Religion andWorld Politics',Ethics and Public Policy Center, Washington D.C.,pp. 1-18.
  7. Cooper M. N. (1982), The Transformation of Egypt, Croom Helm, London, UK.
  8. El Guindi F. (1981), 'Veiling Infitah with Mus­lim ethic: Egypt's contemprary Islamic movement', Social Problems 28(4), 465-485.
  9. Esposito J. L. (1999), The Islamic Threat: Myth or Reality?, Oxford University Press,Oxford.
  10. Esposito J. L., Haddad Y. Y., Moore K., Sawan D. & Voll J. O. (1991), The Contemporary
  11. Van Nieuwkerk K. (2007), 'From repentance to pious performance', ISIM Review 12.20, 54-55.
  12. Hourani A. (2005), A History of the Arab Peo­ples, Faber and Faber, London, UK.
  13. Kepel G. (2003), Jihad: The Trail of Political Is­lam, Harvard University Press, Cambridge, MA.
  14. Kuran T. (2004), Islam and Mammon: The Eco­nomic Predicaments of Islamism, Princeton Uni­versity Press, Princeton, NJ.
  15. Lapidus I. M. (1997), 'Islamic revival and mo­dernity: The contemporary movements and the historical paradigms', Journal of the Economic and Social History of the Orient 40 (4), 444-460.
  1. Lapidus I .M. (2002), A History of Islamic So­cieties, Cambridge University Press, Cambridge.
  2. Norris P. & Inglehart, R. (2004), Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide, Cam­bridge University Press, Cambridge, UK.
  3. Owen R. & Pamuk, S. (1998), A History of Mid­dle East Economies in the Twentieth Century, I.B. Taurus, London, UK.
  4. Wickham C. R. (2002), Mobilizing Islam: Reli­gion, Activism and Social Change in Egypt, Co­lumbia University Press, New York, NY.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.