Молчание как коммуникативный АКТ

Данное исследование посвящено одному из актуальных и загадочных вопросов в лингвисти­ке. Это вопрос о молчании как способе передачи информации и выражения чувств и мышления. Следует отметить, что к молчанию не относится бессознательное состояние человека, к примеру таких явлений, как сон и обморок. Молчание -это важная часть общения, в котором слова не произносятся, а коммуникационная связь состо­ялась. Ранее данным вопросом интересовались только психологи и психолингвисты. В послед­нее время проблема молчания заинтересовала и языковедов.

По мнению Я.В. Шабановой, молчание -один из компонентов нашего общения. Молча­ние является неотъемлемой частью коммуника­ции. Общение представляет собой постоянное взаимодействие речевых актов молчания и дру­гих речевых действий в различных пропорциях. Молчание немыслимо без речи, а речь (вербаль­ная или невербальная) немыслима без молчания [13, с. 183]. Иными словами, общение между людьми имеет разные формы и включает не толь­ко устную речь. Одной из форм общения между людьми считается молчание, которое играет важную роль в человеческих отношениях.

Следует рассматривать молчание как опре­деленный коммуникативный акт или как опре­деленное коммуникативное действие, так как, хотя молчание не имеет языковых средств выра­жения, оно имеет высокую степень выразитель­ности, определенную цель, намерение и мотив и достигает эффективного воздействия, имеет своего адресата [8].

Мы видим, что описание речевой деятель­ности не будет полным без рассмотрения и ис­следования характеристики молчания. Ученые-лингвисты обратили внимание на этот вопрос, чтобы выходить за рамки чисто лингвистическо­го общения, которое складывается как из вер­бальных, так и из невербальных компонентов.

Здесь перед нами возникает важный вопрос: считается ли молчание вербальным или невер­бальным языком? В своей статье "Речевой акт (Молчание) в структуре вербальной и невербаль­ной коммуникации" Я.В. Шабанова утверждает, что "отсутствие речи в вербальном плане не означает её отсутствия в другой форме". Как утверждает С.В. Крестинский, «молчание - это форма внутренней речи: отказываясь по какой-либо причине от звуковой речи, человек не пе­рестает мыслить. Этот отказ может быть наме­ренным или ненамеренным, вызван различными факторами психологического и социального ха­рактера, условиями и нормами соответствующе­го окружения и т.д.» [13, с. 183].

Мы видим, что молчание - это особая форма для осуществления коммуникации. Это состоя­ние - промежуточный пункт между вербальным и невербальным языками. С одной стороны, молчание - это не словесный язык. Несмотря на это, оно обладает такой сложной силой выраже­ния чувств, которую трудно было бы выразить словами. «Молчание многозначно и многофунк­ционально. Оно включает всё то многообразие значений и смыслов, которые только могут вы­ражаться при помощи языка» [13, с. 185].

С другой стороны, по его сути молчание -это невербальный язык. Молчанием адресат или говорящий может передавать большую вырази­тельно-значимую силу, чем, например, жест или мимика. Таким образом, молчание - это явление, которое надо рассматривать как особый вид ком­муникативного акта.

В данном исследовании мы попытаемся определить значение молчания в различных си­туациях, в которых оно употребляется, что, в свою очередь, будет способствовать изучению молчания как коммуникативного аспекта. Ак­туальность данного исследования заключается в том, что данный вопрос мало и недостаточно изучен.

Как надо понимать слово «молчание»? Из­вестно, что в понимании рядовых людей: мол­чание - это отсутствие речи, то есть когда не говорят. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «молчать» имеет следую­щие значения: «1 - не произносить ничего, не издавать никаких звуков; 2 - ... не рассказывать о чём-н.» [6, с. 364]. В «Словаре русского языка» под редакцией Евгеньевой: «Молчать - 1. Ниче­го не говорить, не издавать звуков голосом; 2. Не нарушать тишины, не производить звуков; 3. Не рассказывать, не говорить о ком- , чем-либо, хранить в тайне что-либо; 4. Не проявляться, не давать о себе знать» [9].

В различных словарях слово "молчание" тол­куют как отсутствие речи. В их понимании гла­гол "молчать" равен глаголу "не говорить". По нашему мнению, такое понимание и толкование не всегда правильное, так как "молчать" и "не говорить" не синонимы. В одном и том же кон­тексте их невозможно употреблять один вместо другого. Такая форма, как слово "не говорить", не использует качественное наречие, выражаю­щее оценку действия. Например, нельзя (тихо, нежно, упорно) не говорить, но можно (тихо, тяжело, нежно) молчать.

С другой стороны, не всегда можно ставить знак равенства между глаголом (молчать) и фор­мой (не говорить). Например, можно (Иван не говорит по-русски), но нельзя; (Иван молчит по-русски). Таким образом, можно сказать, что молчание (в отличие от неговорения) является определенным действием, которое несет опреде­ленную информацию. А чтобы определить, ка­кую информацию несет молчание, нужно знать контекст его употребления [10].

Ученые-лингвисты считают, что молчание -это способ передачи информации несловесным способом. Следует различать два типа молча­ния: коммуникативно-значимое молчание и не­коммуникативное молчание, так как молчание не всегда является способом коммуникации. В данном исследовании мы уделяем внимание коммуникативно-значимому молчанию. Опреде­ляя условия значимости молчания, Г.Г. Почепцов указал на три обязательных условия значимости молчания;

-    осознанное и намеренное использование молчания со стороны отправителя;

-    осведомленность получателя о намеренном характере молчания,

-    обладание отправителем и получателем об­щим знанием относительно значения молчания [7, с. 90]. То есть коммуникативно-значимое молчание - это молчание, с помощью которого можно передавать определенную информацию от отправителя к получателю и адекватно рас­шифрована последним.

В отличие от речи, которая считается формой выражения мышления посредством фонации, молчание также считается формой выражения мышления без фонации. Таким образом, мол­чание стало объектом изучения лингвистики, поскольку это способ передачи информации и выражения мышления. Известно, что основная функция языка - это использование языка для передачи информации и выражения чувств и эмоций. М.Н. Володина утверждает, что язык -это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью кото­рого формируются новые понятия. Выбор кон­кретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительно­сти [2]. Таким образом, если будем рассматри­вать молчание как способ передачи информа­ции несловесным способом, то тогда его нужно учить.

К.Т. Рудольфовна видит, что молчание - фе­номен не только русской культуры, а скорее, ми­ровой, общечеловеческой. В отличие от жестов, которые считаются национальным явлением, молчание - это универсальное явление, которое понимают люди из разных стран. В результате этого мы считаем, что сравнивать значение мол­чания в разных языках уже не важно, поскольку оно понятно каждому человеку [8].

Молчание в коммуникативном и психоло­гическом аспекте

Молчание является одним из компонентов коммуникативного поведения. Молчание и го­ворение дополняют друг друга. «Молчание не­мыслимо без речи, а речь (вербальная или невер­бальная) немыслима без молчания» [13].

Молчание - это речевой акт, в котором при­нимают участие два члена (говорящий - адре­сат). У них есть всего 2 состояния: молчать или не молчать (1 и 0) для достижения контакта.

Модель диалога на основе (молчать — не молчать) говорящий    адресат

 

1

v

1

=

0

Нет контакта.

1

v

0

=

1

Есть контакт.

0

v

1

=

1

Есть контакт.

0

v

0

=

0

Нет контакта.

 

Видно, что не будет контакта, когда говоря­щий и собеседник говорят одновременно, или одновременного молчат. Это сравнение показы­вает правильность утверждения о том, что речь и молчание дополняют друг друга.

Значение молчания различается в зависимо­сти от ситуации, в которой оно употребляется, и в зависимости от понимания адресата и гово­рящего. Следует отметить, что когда говорящий молчит, иногда адресат не может определить цель его молчания. И.В. Дмитревская пишет, что в некоторых жизненных ситуациях человек вы­бирает стратегией поведения молчание. Напри­мер, между людьми долгие годы идет оживлен­ная переписка. И вдруг один из них замолкает надолго, возможно, навсегда. Он знает, почему молчит, но его адресат теряется в догадках. Се­мантика молчания в этом случае многообразна и глубока: обида, непонимание, страх, стыд, гнев, озлобленность и т.п. [3].

Исходя из этого, мы можем предполагать, что человек, который молчит, обладает яркой информацией. Он знает причину и цель своего молчания. Другой человек, который слышит, не имеет точной информации, но он может иметь, пожалуй, правильное представление о причи­не молчания. Выше мы утвердили, что язык - это средство передачи информации, и надо правильно и точно передавать информацию. В данном случае перед нами возникает проблема, потому что иногда адресат не может понимать и определять цель молчания. В свою очередь, это может привести к нарушению понимания и нарушению передачи информации. Поэтому стало важно говорить о функциях, которые вы­полняет молчание.

Молчание выполняет многие функции, с которыми связаны разные значения. С.В. Кре-стинский обобщил коммуникативные функции молчания: эмотивная функция; информативная функция; стратегическая функция; риториче­ская функция; оценочная функция; акциональ-ная функция [4].

Можно выделить следующие функции мол­чания, которые зависят от взаимопонимания между говорящим и адресатом и в зависимости от самого говорящего.

В зависимости от взаимопонимания между говорящим и адресатом можно выделить сле­дующие функции молчания: полная контактная функция, неполная контактная функция и дис-контактная функция.

Полная контактная функция. Она появля­ется, когда между говорящим и адресатом осу­ществляется полное понимание при молчании адресата. Это свидетельствует об идентифика­ции коммуникантов. Может быть и так, но толь­ко в той ситуации, когда говорящий и собесед­ник - друзья или хорошие знакомые, и им всё понятно без слов. При этом молчание выполняет функцию связи и воздействия и может выражать согласие или несогласие, ненависть, нежелание сказать правду, скромность и т.д.

Неполная контактная функция. Под этой функцией понимается то, что взаимопонимание между говорящим и адресатом осуществляется неполно. Тогда коммуникация может нарушать­ся. В данном случае говорящий может понимать цель молчания адресата. Но могут быть другие ситуации, когда он не понимает цель молчания адресата. Бывают случаи так называемого не­объяснимого молчания, в которых говорящий не может точно определить причину молчания.

Дисконтактная функция. Она появляется, когда между говорящим и адресатом нет общих интересов, когда людям не о чем говорить друг с другом. Молчание одного из коммуникантов свидетельствует о нежелании продолжать разго­вор. При этом можно сказать, что молчание вы­ступает в коммуникации как негативное явление, потому что оно прерывает речевую цепочку и вынуждает партнера искать причину нарушения контакта.

Рассмотрим детально причины и значения молчания адресата, то есть значение молчания, когда адресат молчит.

Молчание может выражать согласие.

Как утверждает известная русская посло­вица: «молчание - знак согласия». Возможный первоисточник этого выражения - трагедия "Трахинянки" древнегреческого поэта-драма­турга Софокла (496 - 406 до н.э.): «Разве ты не понимаешь, что молчанием ты соглашаешься с обвинителем?» [14].

То есть когда человек не отвечает на вопрос, это дает возможность предполагать, что он со­гласен. Иными словами, когда человек молчит, то его молчание замещает слово «ДА». При этом можно сказать, что молчание в данном случае выполняет информативную функцию.

Молчание может выражать несогласие (в зависимости от ситуации).

Например:

А: Ты знаешь, я не хочу идти в кино. Давай не пойдем?

В: ... (молчит)

А: Ну, там все равно сегодня фильм неинте­ресный, а на улице-то сегодня как холодно. В: ... (молчит)

А: Ну ладно, ладно, пойдем [10].

В данном случае молчание адресата одновре­менно выполняет две функции: информативную и стратегическую.

Другой пример:

В русском общении часто бывает то, что в на­чале знакомства один из собеседников предлага­ет начать знакомство, но через некоторое время другой собеседник начинает молчать в знак не­желания и несогласия продолжать начатое зна­комство. Это дисконтактная функция молчания. Иными словами - нежелание по каким-либо при­чинам поддерживать контакт с собеседником.

Следует отметить, что молчание является знаком согласия или несогласия в зависимости от психологического состояния и от самой ситу­ации. В своей статье Н.Д. Арутюнова объяснила это тем, что молчание является «эквивалентом действия (антидействием)», и поэтому «приоб­ретает собственные характеристики» [1, с. 107].

Некоторые ученые, в частности Н.И. Форма-новская утверждает, что молчание является эк­вивалентом действия и антидействия, что при­водит к ряду затруднений при определении мол­чания как особого речевого акта, так как за этим действием (бездействием) скрыты разные интен-циональные и эмоциональные значения [12].

Мы видим, что молчание является особой выразительной силой. Если бы мы хотели, что­бы слова замещали молчание, то они не могли бы отражать такую гамму чувств, которую пере­дает молчание. В отличие от слова, молчание не воспринимается разумом, оно ощущается. Возможно, поэтому можно молчать и добивать­ся максимального эффекта в коммуникации [8]. Поэтому молчание как эквикалент действия и антидействия является собственным видом ком­муникативного акта.

Молчание может выражать понимание и знание адресата.

Например:

Преподаватель: Конечно вы знаете, что Зем­ля - третья от Солнца планета Солнечной систе­мы, крупнейшая по диаметру, массе и плотно­сти среди планет земной группы.

Студенты: ... (молчат).

Преподаватель: Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной ту­манности около 4,54 миллиардов лет назад.

Студенты: . (молчат).

В данном примере оказывается то, что мол­чание выполняет информативную функцию.

Молчание - знак непонимания и незна­ния.

Пример из устной речи: преподаватель зада­ет вопрос на лекции:

Преподаватель: Назовите, что такое атом-донор и атом-акцептор?

Студенты:.... молчат.

Преподаватель: Правильно, что молчите, потому что не знаете. Мы не можем предста­вить разницу между ними, если еще не знаем, что такое атом? Из чего состоит атом?

5. Молчание выражает стыд адресата.
Например:

Когда мужчина говорит знакомой или новой девушке при знакомстве, что она красивая, она может отвечать и благодарить его за комплимент или она может молчать.

Мужчина: Класс, у тебя такие красивые глаза!

Девушка: Ты всем так говоришь?

Мужчина: Нет, только тем, у кого красивые глаза! А ты с этим не согласна?!

Девушка:... (молчит) [15]

Данный пример показывает, что девушка стеснительная, но как мужчина понимает этот ответ? Думаю, что он может понимать ответ по-разному. Он может понимать, что она стесняется или, что она согласна или не согласна с ним, ве­рит или не верит ему. В данном случае контакт получился, но не с полным пониманием со сто­роны мужчины. В некоторых случаях молчание - это важная часть общения, но возникают слу­чаи, когда молчание может привести к наруше­нию понимания. При этом молчание выполняет неполную контактную функцию.

Молчание указывает на волнение или боязнь адресата.

Молчанием адресат дает говорящему или чи­тателю мысль о том, что он не хочет выражать свое мнение из-за боязни или во избежание не­желательных для него последствий. Например:

«Но все в элегии ничтожно; Пустая цель ее жалка; Меж тем цель оды высока И благородна... Тут бы можно Поспорить нам, но я молчу: Два века ссорить не хочу.»

[А.С. Пушкин. Евгений Онегин]

Адресат молчит, когда хочет игнориро­вать говорящего.

Например:

" Князь Андрей вскоре после приезда своего как камергер явился ко двору и на выход. Госу­дарь, два раза встретив его, не удостоил его ни одним словом. Князю Андрею всегда еще пре­жде казалось, что он антипатичен государю, что государю неприятно его лицо и все существо его" [Л. Н. Толстой. Война и мир]

В некоторых случаях собеседник замол­кает из-за боязни или обиды.

Например:

«Он хотел бы высказать самое нутро обиды, выкинуть из себя накипь, боль жгучую - и не на­ходил слов» [И. С. Шмелев. Гражданин Уклейкин]

Следует указать и на то, что молчание не всегда описывается глаголом молчать и произ­водных от него глаголов. Это объясняется тем, что «в нем, как и в глаголе говорить, не эксплици­рована иллокутивная сила. Поэтому во многих случаях предпочтение отдается отрицатель­ной форме иллокутивного глагола: не возразил, не ответил, не спросил» [1, с. 110].

Другой пример:

«Со дня похорон в маленьком домике насту­пило молчание. Это не была тишина, потому что тишина - лишь отсутствие звуков, а это было молчание, когда те, кто молчит, казалось, могли бы говорить, но не хотят. Так думал Иг­натий, когда входил в комнату жены и встречал упорный взгляд, такой тяжелый, словно весь воздух обращался в свинец и давил на голову и спину». [Леонид Андреев. "Молчание"]

9. Иногда адресат замолкает из-за покорности или бессилия.

Например:

«Она била свою жертву по лицу, по голове; но Елена упорно молчала, и ни одного звука, ни одного крика, ни одной жалобы не проронила она» [Ф.М. Достоевский. Униженные и оскор­бленные]

Другой пример:

«Она несла в руках свою шляпку и, войдя, по­ложила ее на фортепиано; потом подошла ко мне и молча протянула мне руку. Губы ее слегка пошевелились; она как будто хотела мне что-то сказать, какое-то приветствие, но ничего не сказала». [Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные]

10.   Молчание как ощущение бесполезности. В своей статье Рудольфовна К.Т. отмечает, что мы смиренно молчим, замолкаем, когда вдруг в какой-то момент нашей пылкой речи понимаем ее бесполезность: " Зайдя в крендельную Семёнова, я узнал, что крендельщики собираются идти к университету избивать студентов:

- Гирями будем бить! - говорили они с весёлой злобой. Я стал спорить, ругаться с ними, но вдруг почти с ужасом почувствовал, что у меня нет желания, нет слов защищать студентов" [М. Горький. Мои университеты]

Понимает ли собеседник цель молчания в данном случае? Думаю, что в данном случае трудно понимать цель молчания со стороны со­беседника. Наоборот, он может думать, что он уговорил собеседника и поэтому последний за­молчал. В данном случае контакт не состоялся, что затрудняет понимание молчания как инстру­мент передачи информации.

Таким образом, взаимопонимание между двумя сторонами, и не только со стороны адре­сата является обязательным условием для того, чтобы контакт состоялся, потому что если бы не было взаимопонимания между говорящим и адресатом, не было бы контакта. В этом слу­чае молчание потеряло бы свою выразительную силу.

Молчание как выражение самоустра­нения.

Например:

« До сих пор, худо ли, хорошо ли, всегда можно было уклониться от участия в исто­рии. Тот, кто не одобрял, часто мог молчать или говорить о другом. Нынче все изменилось и само молчание приобрело страшный смысл» [А. Камю. Нобелевская лекция]

  1. Молчание как неуважение к говоряще­му.

Адресат не слушает говорящего, не обраща­ет внимания на его просьбы. Например:

« Вот уж, действительно, нет на свете ре­акции сквернее, чем необъяснимое молчание. Что такое? В чем дело? Я тебя обидела? Ска­жи колкость в ответ. Неудачно пошутила? Преподай урок юмора. Ты мне не веришь? По­ставь в тупик доказательством моего вранья. Не хочешь отвечать на вопрос прямо? Так не отвечай. Но скажи хоть что-нибудь! Увиливай, выкручивайся, хитри и путай следы, но не мол­чи, прошу тебя.» [16]

13.  Молчание как проявление мудрости.
Например:

« Моя любимая реакция Особенно во время каких-нибудь руганей... чем говорит, говорит, я его слушаю очень внимательно, мысли по поводу есть, но в ответ всё равно молчу. Причём знаю, что это раздражает других, и молчу. Ненави­жу выяснять отношения» .

14.  Собеседник замолкает, чтобы избежать
идиотские вопросы, на которые не хочет отве-
чать

Вот пример из интернета, в котором собесед­ник объясняет, почему он молчит:

« Ну а что мне делать, если задают идиот­ские или неуместные вопросы? Не хамить же? Если сказать, что вопрос тупой, обиды будет больше, чем если я промолчу. Если сказать, что я не хочу говорить на эту тему, вопросов будет ещё больше: "А почему ты не хочешь? У тебя какие-то комплексы? От комплексов надо из­бавляться." А с некоторыми людьми вообще спорить бесполезно».

Человек молчит, когда он думает и наме­рен принять какое-нибудь решение. Например:

Жена: что мне приготовить на обед? Ума не приложу.

Муж: ... молчит.

Жена: Тогда я куплю килограмма полтора мяса для первого и второго, а ты возьми что-нибудь на закуску.

Муж: хорошо. Только давай решим, что ку­пить из закуски.

Человек молчит, когда он хочет упрекать собеседника.

« Она молчала; наконец взглянула на меня как будто с упреком, и столько пронзительной боли, столько страдания было в ее взгляде, что я по­нял, какою кровью и без моих слов обливается теперь ее раненое сердце. Я понял, чего стоило ей ее решение и как я мучил, резал ее моими бес­полезными, поздними словами» [Ф.М. Достоев­ский. Униженные и оскорбленные]

Кроме того, молчание может служить оружи­ем для выражения разных чувств и значений. Со­беседник молчит, чтобы волновать говорящего. Собеседник молчит, потому что у него плохое настроение. Молчание выражает сосредоточен­ность, усталость, радость, недоумение и др.

Следует также указать на то, что иногда мол­чание бывает со стороны самого говорящего, а не только со стороны адресата. При этом молча­ние говорящего имеет другие формы и разные значения.

В своей статье «О русском молчании в меж­культурной коммуникации» К.Т. Рудольфовна определила основные функции молчания гово­рящего. Вслед за ней мы относим к основным функциям молчания говорящего следующие:

Медитативная функция. Под этим понима­ется то, что говорящий молчит и берет паузу для размышления и нахождения аргументов. В дан­ном случае, как думает С.В. Меликян, «Акт мол­чания необходим говорящему для совершения определенных умственных действий. Подтверж­дением этому является следующий пример:

Треплев: (собирается писать; пробегает то, что уже написано) Я так много говорил о новых формах, а теперь чувствую, что сам мало-по­малу сползаю к рутине... и далекие звуки рояля, замирающие в тихом прохладном воздухе... Это мучительно. Пауза.

Да, я все больше и больше прихожу к убежде­нию, что дело не в старых и не в новых формах... (А.П. Чехов "Чайка")» [5, с. 48].

•       Эмотивная функция. Здесь говорящий молчит из-за неспособности или нежелания го­ворить в силу эмоционального напряжения. На­пример:

-    «Юля, что с Тобой?"

Юля молчит и ничего не говорит

-     "Ангел мой, Тебе плохо?"

Ангел, сложив крылья, покачивает головой и продолжает молчать

-           "Солнышко, да что произошло?" Солнышко уставилась в одну точку и не об­ращает никакого внимания ни на кого...

-     "Юлечка, ну умоляю Тебя, скажи, что слу­чилось?"

"Ничего, просто эта песня "Я хочу быть с Тобой"... Грустная она...» [16]

  • Выжидательная функция. Это бывает со стороны говорящего в ожидании реакции или ответа собеседника.

Например: Наташа (смущенно улыбаясь). Так... Вот, думаю, завтра... приедет кто-то... кто-нибудь... особенный... Или - случится что-нибудь... тоже - небывалое... Подолгу жду... всегда - жду... А так... на самом деле - чего можно ждать? Пауза.

Барон (с усмешкой). Нечего ждать... Я -ни­чего не жду! Все уже... было! Прошло... Конче­но!.. Дальше! [ М. Горький. На дне]

  • Аттрактивная функция.

Для привлечения внимания адресата или ау­дитории говорящий замолкает, поэтому можно сказать, что это функция обычно распространя­ется в педагогической и ораторской сфере.

Например: Начиная урок истории в 4-м классе, учительница обратилась к ребятам: « Сегодня мы отправимся в путешествие вме­сте с Афанасием Никитиным. Хотите путеше­ствовать? (Пауза)».

Пауза дает возможность слушателю подгото­виться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями. Она собирает внимание, концентри­рует слушателей на вопросе и дает возможность осмыслить сказанное.

Для того, чтобы подчеркивать важность ин­формации, оратор делает паузу после важных или значительных фраз. И в этот момент у слу­шателей в голове звучат последние слова орато­ра. То есть пауза делается перед важной инфор­мацией, акцентируя на этом внимание. Напри­мер: «Сейчас я скажу основную причину низкого урожая зерновых - пауза». [17] И даже те, кто не слушал - обратят внимание на следующее вы­сказывание.

  • Терминационная функция.

Такую стратегию говорящий использует для того, чтобы показать, что разговор окончен или у него есть намерение перейти к другой теме.

  • Функция эмоциональной замены вер­бального общения.

Такое молчание является маркером взаимо­действия и понимания между говорящим и адре­сатом, когда слова оказываются лишними. Таким образом, мы видим, что молчание равно страте­гии войны, которую использует говорящий для достижения определенной цели, для передачи определенной информации вместо слов. Гово­рящий использует эту стратегию, потому что он видит, что в данном случае молчание более вы­разительно, чем слова.

Заключение

Молчание является одним из компонентов нашего общения. В отличие от неговорения, молчание следует связывать не с отсутствием речи, а с передачей информации определенным способом. А чтобы определить, какую инфор­мацию несет молчание, нужно знать контекст ее употребления.

Молчание является особой выразительной силой. Если бы мы хотели, чтобы слова замеща­ли молчание, то они не могли бы отражать такую гамму чувств, которую передает молчание. По­этому молчание как эквивалент действия и анти­действия является собственным видом коммуни­кативного акта.

Молчание выполняет многие функции, с ко­торыми связаны различные обстоятельства и значения. Могут быть разнообразные функции молчания, они зависят от взаимопонимания между говорящим и адресатом и ситуации, в ко­торой находится говорящий.

Функции молчания можно объединить в три макрофункции: полная контактная функция, не­полная контактная функция, и дисконтактная функция.

К основным функциям молчания говоряще­го можно выделить следующие: медитативная функция, эмотивная функция, выжидательная функция, аттрактивная функция, терминацион­ная функция, функция эмоциональной замены вербального общения.

Стратегия молчания используется для дости­жения определенной цели и передачи опреде­ленной информации. Говорящий использует эту стратегию, потому что он видит, что в данном случае молчание более выразительно, чем слова.

 

Литература

1 Арутюнова Н.Д. Молчание: контексты упо­требления// Логический анализ языка: Язык ре­чевых действий. - М.: Наука, 1994. - С. 106-117.

2  Володина M.H. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного ис­следования. 1 часть. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. [Электронный ресурс]: evartist.narod. ru/text12/03.htm

3  Дмитревская И. В. Метафизика молчания: герменевтический аспект// Парадигма: Очер­ки философии и теории культуры. (Мелос и Логос: Диалог в истории. Материалы Третьей Международной конференции «Метафизика искусства», 19-20 ноября 2004 г.). Вып. 2 / под редакцией проф. М.С. Уварова. - СПб.: Изд-во «Барс», 2005. - 180 с.

4  Крестинский С.В. Молчание в системе не­вербальных средств коммуникации // Тверской лингвистический меридиан: Теоретический сборник. - Вып. 1 / под ред. И.П. Сусова. -Тверь: Тверской гос. ун-т, 1998. - С. 74-79.

5  Меликян С.В. Русское и финское коммуни­кативное поведение. - Воронеж: Изд-во ВГТУ,2000. - С. 47-52.

6  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый сло­варь русского языка / Рос. Академия Наук. - М.,1999. - С. 944.

7  Почепцов Г.Г. Молчание как знак // Анализ знаковых систем. - Киев, 1986. - С. 90-98.

8   О русском молчании в межкультурной коммуникации // Вторая международная на­учно-практическая конференция. 17-19 ноября 2011 г. Ижевск. [Электронный ресурс] :http:// do.gendocs.ru/docs/index-250607.html

9   Словарь русского языка: В 4-х т./АН ССВР, Ин-т русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981­1984.

10   Стрижова Л.В. Молчание как объект изучения лингвистики. - М., 2007. [Электронный ресурс]coolreferat.com/Молчание_как_объект_изучения_лингвистик

11 Федоровна К.Е. Молчание как выразитель­ность говорения. [Электронный ресурс]:  teoria-practica.ru/-1-2008/philosophy/kuzemina.pdf

12 Формановская Н.И. Коммуникативно-пра­гматические аспекты единиц общения. - М.: Инс­титут рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1998. - 291 с.

13 Шабанова Я.В. Речевой акт «Молчание» в структуре вербальной и невербальной коммуни­кации // Язык, коммуникация и социальная сре­да. Вып. 7. - Воронеж: ВГУ, 2007. - С.183-192.

14   Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / автор-сост. Вадим Серов. Издательство. - М.: «Локид-Пресс», 2003.

15  sokoluk.ru/devushka-zad-vopr.html

16 lovehate.ru/opinions/32803

17 orator-gomel.by/index.php

Фамилия автора: М. С. Абдалла
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: Востоковедение
Яндекс.Метрика