Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К вопросу о духовной ситуации в древнетюркском обществе накануне исламизации

Для средневекового Казахстана исламизация стало событием огромной исторической важ­ности. Однако необходимо понять, был ли ислам искусственно насажден, экспортирован или была подготовлена историческая почва, внутренние предпосылки для принятия этой религии. Для этого необходим анализ духовной ситуации в древнетюркском обществе накануне исламизации. Следует разобраться в духовном фундаменте древнетюркской культурной тра­диции, а также новых тенденциях религиозно-культурного развития. Важное значение имеет признание факта постепенной трансформации, обогащения или деградации этой традиции в контексте геокультурных и геополитических процессов эпохи.

Комплекс религиозных представлений и культов древних тюрков можно называть про-торелигией или т. н. природной религией, основанной на мифологическом мировосприя­тии. «Миф» (в переводе с греческого - речь, слово, рассказ, повествование, сказание, преда­ние) представляет собой духовное воспроиз­ведение действительности в виде сообщения, повествования, персонажи и события которого признаются объективно существующими. Мифология возникла в условиях общинно -родового строя как результат коллективного творчества и осваивала мир с помощью воображения, в форме наглядно-чувственных образов.

Однако постепенно на смену мифологи­ческому сознанию неизбежно шло сознание рациональное, историческое, которое, несмотря на свои издержки, отвечало объективным потребностям общественного развития. Человек должен был "повзрослеть". Только через расчле­нение и распад первоначальной органической целостности, утверждение над природой своего человеческого "я", интеллекта, лежит путь эволюции всякого общества, о чем писал Н. Бердяев [1, с. 235- 236]. Мифология как наивно-непосредственное вживание в мир, неразли­чение природы и культуры, материального и идеального,   как прагматически-аффективное восприятие действительности неизбежно должна была трансформироваться в качественно новый тип сознания, которому соответствуют цивилизации и мировые религии.

Именно этика ставит водораздел между древними религиями (как бы мы их ни назы­вали: "первобытные", "ранние формы религии", "религии доклассового общества" и пр.) и монотеистическими религиями, на базе которых возникли универсальные цивилизации. В западной науке также используется термин "религия Откровения" (со Священной Книгой, пророком, этическими принципами). «Ни одна из политеистических религий не может быть названа этической» [2, с. 116].

На наш взгляд, прав С. Акатаев в своем утверждении, что "первоначально тенгрианство было не столько религией, сколько совокуп­ностью древнейших космогонических идей и представлений" [3, с. 40]. Если говорить о содержании духовных представлений тюрков, то культ Кок-Тенгри (Неба), безусловно, являлся центральным в политеистической системе тюрков. Все совершается по воле Тенгри-Неба, о чем свидетельствуют древнетюркские руни­ческие надписи: "Моего отца-кагана, мою мать-катун возвысившее Небо, Небо (Тенгри), дающее государства", "Небо, надо думать, вот так сказало: "Я даю тебе хана!", "Небо оказало нам милость, и мы рассеяли (их)" [4, с. 207].

Вместе с тем, слово "тенгри" имело у тюрко-монгольских племен множество значений: 1) небо как божество; 2) духи или гении, нас­еляющие небо - "небожители", покровительст­вующие и сохраняющие не только человека, но и все живое. У каждого человека есть свой тенгри - гений-хранитель. Тенгри могут быть и злыми духами; 3) небо, небеса (в физическом смысле) [5, с. 301]. Известно также, что огузы-тюрки почитали двенадцать духов-тенгриев (тенгри неба, тенгри воды, тенгри ветра и т.д.). Тюрки также поклонялись женскому божеству Умай - покровительнице домашнего очага и детей. Умай считалась супругой Тенгри-Неба; существовала вера о том, что Тенгри и Умай ­божественная супружеская чета, земной ипо­стасью которой является царская чета в мире людей.

В религии тюрков были и такие комплексы, как анимизм, фетишизм, культ предков. Тюрки домусульманской эпохи поклонялись огню, священным горам и деревьям, земле Йер-Су, духам героев. Встречались изображения богов и духов, называемые «тос», «онгун» и др. По сведениям Гардизи, древние киргизы почитали таких животных, как корова, еж, сорока, сокол. В верованиях древних огузов наблюдалось поклонение барану (на это намекают и названия государств Аккойынлы и Каракойынлы у туркмен). Были такие элементы зоолатрии или тотемизма, как почитание коня, волка и т.д. Широко известна тюркская легенда о происхож­дении племени Ашина от волчицы. Древний календарь «мүшел» (12 летний животный цикл) также несет в себе влияние тотемизма и языческих верований древнекитайской куль­туры. Популярным был культ предков, тесно связанный с анимизмом. Перед изображениями умерших героев (каменными изваяниями) они совершали религиозные обряды, обожествляя их.

Историко-культурологический анализ древ-нетюркской эпохи показал, что хотя древне-тюркская традиция в основе своей представляла образ жизни и миропонимание центрально-азиатского кочевника-скотовода (с главным культом божества Неба-Тенгри), она несла в себе следы влияния оседлых культур, с которыми кочевники взаимодействовали на протяжении многих веков. Возможно, к моменту прихода арабов и ислама в Центральную Азию чистая древнетюркская религия (вообще, миропонимание, восходящее к "алтайским" первоистокам) уже не существовала.

Культурная система тюрков медленно, но неуклонно трансформировалась, что обычно не учитывается в большинстве исследований казахстанских историков, философов и этно­логов. Создавшие империю тюрки имели длительный опыт общения с иранцами, китайцами, тибетцами, византийцами и другими народами и культурами. Особо следует остановиться на взаимосвязи тюрков со Средней Азией и Ираном. Уже в VI - VIII вв. население древнетюркских государств через миссионеров из соседних стран приобщается к таким рели­гиям, как манихейство, христианство, буддизм, заимствует иранские, китайские культурные элементы. Поэтому правомерно говорить частью о культурном синкретизме, но в большей мере духовных противоречиях, нестабильности, сосуществовании различных культурных эле­ментов как характерной черте эпохи. Хотя, безусловно, эндогенные культурные элементы, особенно в глубине степей, имели еще большую силу.

Тенденция к умеренному монотеизму у тюрков-тенгрианцев, по всей видимости, скла­дывалась под влиянием более развитых религий, таких, как зороастризм, манихейство, христиан­ство. Зороастризм распространился в Казахстане в VI-VII вв. усилиями согдийских миссионеров, хотя отдельные его элементы давно бытовали в Южном Казахстане со времен саков и мас-сагетов. Такая своеобразная религия, как мани­хейство, возникшая в Иране в III в. и пред­ставлявшая синтез зороастризма и христианства, стала государственной религией древних уйгуров и имело влияние на другие тюрко-язычные племена.

По трассам Великого Шелкового пути в страны Востока проникало и христианство (в основном несторианского толка). Уже в конце VI века среди тюрков Первого каганата были христиане (либо сочувствующие ему): когда в 591 году был разбит восставший против Хосрова II сасанидский полководец Бахрам Чубин, попали в плен воевавшие на его стороне тюрки. Они имели на лбу вытатуированный знак креста, так как верили, что это сохраняет их от бедствий и болезней [6, c. 124].

В VI - VIII вв. несторианство широко рас­пространилось в городах Южного Казахстана и Жетысу; во многих из них были церкви. От­дельные группы огузов становились христиа-нами-яковитами. Особенно сильно подверглись влиянию этой религии карлуки. В XI веке христианство несторианского толка приняла верхушка найманов и кереитов. Хотя в русских летописях половцы-кыпчаки фигурируют как "безбожники", "поганые сыновья Измаила", все же длительное взаимодействие их с Русью проявилось в некотором распространении среди них православия. Религиозной активностью отличались древние уйгуры, они охотно шли на призывы миссионеров трех религий: христиан­ства, манихейства и буддизма.

Одним из вариантов приобщения к этике и цивилизации был буддизм и, в целом даль­невосточная традиция. В период VII - VIII вв. китайско- буддийская цивилизация стремилась стать реальной альтернативой исламу. Из Средней Азии вышло много богословов, про­поведников буддизма махаяны, распространяв­ших эту религию в Китае, Восточном Тур­кестане. Через согдийцев и китайцев принимали буддизм тюрки-кочевники. Как известно, рев­ностным сторонником этого учения был Таспар-каган (VI век). "В VI или, скорее, в первой половине VII века некоторые правители запад­ных тюрок становятся буддистами или покро­вительствуют буддистам."[7, с. 431]. С исклю­чительной благожелательностью принял в 630 г. буддийского монаха Сюань - цзаня могу­щественный каган западных тюрков Тон -джабгу каган. Великий каган также имел встречу с индийским проповедником Прабхака-рамитрой.

В танскую эпоху китайско-конфуцианская цивилизация оказывала значительное влияние на тюрков, хотя и кочевники оставили след в культуре Китая: например, был составлен китайско-тюркский словарь, китайские поэты воспевали юрту и пр. Видимо, тюрко-монголь-ский культ Неба - Тенгри эволюционировал под определенным влиянием китайского культа Неба. По одной из версий этимология древне-тюркского слова «Тенгри» восходит к китай­скому корню «Тянь» - «Небо».

В знакомстве древнетюркского населения Казахстана и других сопредельных регионов с самыми различными религиозными традициями -ближневосточного, индо-арийского, дальне­восточного происхождения - несомненно, есть положительный момент. Трансформация тра­диции имело и конструктивные аспекты. Общение с Китаем вело к усвоению тюрками многих элементов цивилизованности. К ним относятся возникновение этического элемента в религии (например, отказ или доведенная до минимума практика человеческих жертвоприно­шений), знакомство элиты общества с буд­дизмом, конфуцианством, даосизмом. Превос­ходство этических религий признавалось самими тюрками. Возможно, еще тогда опре­делился открытый к инновациям и культурному диалогу своеобразный духовный облик центральноазиатского тюрка.

И все же, ни одна из развитых религий до ислама не сумела «перетянуть» к себе массы тюрков-кочевников, став религией большинства тюркского мира. К VIII - нач. IX вв. большин­ство тюрков все же оставались тенгрианцами, язычниками. Безусловно, древнетюркская тра­диция сыграла определенную созидательную роль в ранней истории кочевников, учила гармонии с природой, стимулировала этно­культурную интеграцию, генерировала высокий тип человека и т.д. Но к рубежу средневековья она, как и многие другие древние культуры и религии перешла в цикл дезорганизации и требовала духовного импульса извне. Все это было связано с глобальными и региональными культурно-цивилизационными тенденциями.

Итак, накануне исламизации древние куль­туры Востока, основанные на архаическом, мифологическом миропонимании, согласно внутренним закономерностям своего развития уже деградировали. Объективная потребность в дальнейшей эволюции сознания, качественного обновления культурно-исторической жизни народов Востока вызвало к жизни мусульман­скую цивилизацию. Особенно на фоне дегра­дации всех древних религий, фактического их разложения к VII - VIII вв., обнаружилось превосходство ислама как мощного системо­образующего духовного фактора.

Религиозный и культурный плюрализм, характерный для государственной жизни на­родов домусульманской Центральной Азии имел и отрицательную сторону, ибо был при­чиной политической разобщенности, непрерыв­ных междоусобиц. Китайский паломник Сюань Цзань (VII в.) был свидетелем непримиримой борьбы между буддистами и зороастрийцами в Средней Азии, в Согде. Поэтому актуализиро­валась проблема политической и социальной интеграции. Стержнем этнопсихологии тюрков были воинственность и воля к власти. Принятие буддизма, индуизма или христианства, несом­ненно, ослабило бы природную воинственность и рыцарский дух номадов. Ислам с его вы­раженным духом мужественности и свободо­любия как никакая другая религия отвечал психологии тюркских кочевников, гармонизи­ровал с их исконной традиции.

 

Литература

  1. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.
  2. Самыгин С.И. и др. Религиоведение: социология и психология религии. -Ростов- на- Дону, 1996.
  3. Акатаев С. К пережиткам культа Тенгри у казахов // Изв. АН Каз.ССР, серия общественный наук. 1984, № 2. с. 40 - 48.
  4. Стеблева И. В. Поэзия тюрков VI - VIII вв. - М, 1965.
  5. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи (пер. с монг.).- М.,1973.
  6. Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. - М, 1984. С 121- 137.
  7. Восточный Туркестан в древности и раннем средне­вековье. Этнос. Языки. Религии. - М, 1992. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.