Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Сатук Богра Хан и распространение ислама в государстве Караханидов

Ранняя история Караханидов освещена в источниках неполно, и сведения о нем носят в основном полулегендарный характер. Тем не менее, через повествования, переданные поздними мусульманскими авторами, можно восстановить общий ход событий, мотивы и характер распро­странения ислама среди тюркских племен Жетысу и Восточного Туркестана, особенности и значе­ние данного процесса. Основатель государства Караханидов Сатук Богра Кара-хан (915-955 гг.) стоит у истоков исламизации его населения. О легендарном кагане у Джамала Карши сказано: «Сатук Бугра-хан ал Муджахид Абд ал Карим ибн Базир Арслан-хан ибн Тангла [Билга] Бахур [Нахур] Кадр-хан из рода Афрасиаба ибн Пушанг ибн Алп ибн Рисиман», «он был первым среди тюркских хаканов, кто принял ислам в пределах Кашгара и Фарганы в правление правоверных в государстве ал-амир ар-Рашид Абд ал-Малика ибн Нуха ас-Самани» [1, с. 101].

В письменных источниках упоминается о бегстве через Жетысу в Кашгар ко двору кар-лукского правителя Огулчака саманида Насра ибн Мансура, потерпевшего поражение в междо­усобной войне в конце IX века. Огулчак был сыном небезызвестного Бильге Кюль Кадыр-хана, однако он не придерживался мусульман­ской религии. Тюркский вождь хорошо принял изгнанного иранского аристократа [2, с. 104 -106], даже дал ему в правление область (воз­можно, желая использовать его для своих поли­тических целей). Разумеется, бывший царь Маве-раннахра приехал не один: речь идет об имми­грации в страну значительной группы бухарских мусульман из числа сторонников и родичей эмира.

Торговые и культурные связи между Восточ­ным Туркестаном и Мавераннахром резко воз­росли с поселением в Кашгаре мусульман: «И зачастили торговые караваны из Бухары и Самарканда в него (Артудж - селение в Восточ­ном Туркестане), сбывая утварь и ткани» [2, c. 104 - 105] Огулчак был человеком неглубоким, он очень соблазнялся товарами, дивился парче, сладостям, и только потом у него появился неко­торый интерес к культуре и религии бухарских мусульман. В составе караванов, разумеется, были и проповедники-суфии, да и каждый купец был верующим и осведомленным в вопросах веры человеком. Но всерьез заинтересоваться исламом суждено было не Огулчаку, а молодому племяннику кашгарского правителя - Сатуку.

Согласно традиционным источникам, в свои двенадцать лет Сатук был мальчиком «совер­шенной красоты, природного ума, чистоты по­мыслов, здравого разумения и понимания, чего не было у царевичей до него» [2, c. 104]. Однажды он видел, как люди из Бухары совершают намаз и спросил Насра ас-Самани, что они делают. Тот поспешил разъяснить ему основы мусульман­ства. Проповедь саманида и наблюдение за жизнью мусульман заставили Сатука глубоко задуматься о религии и вынести свое первое суждение: «И как же достойно поклонения это божество, и как прав этот пророк (в том), что следовали за ним».

В распространенных в Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстане дастанах о Сатуке Богра-хане, личность будущего кагана окружена ореолом святости. Миссия правителя среди тюрков (как и родившегося позже него Ходжи Ахмеда Йасави) была предопределена свыше: во время миграджа пророк Мухаммед в присут­ствии ангела Джебраила лично разговаривал с духом будущего Сатука. Приводятся и другие мистические сюжеты. Первый урок ислама тюрк­ский принц получил в юном возрасте во время охоты. Сатук отделился от друзей, догоняя зайца. Заяц будто бы обернулся старцем, святым Хизром. Хизр был первым, кто проповедал ему истину ислама [3].

В варианте сказаний, приведенных Чоканом Валихановым, караханидского хана обратил в мусульманство саманидский проповедник, ходжа, благочестивый ученый и торговец Абунаср ас-Самани. Самани был глубоко верующим чело­веком; однажды ему приснился пророк Мухам­мед, сообщивший ему радостную весть о том, что на него возлагается почетная миссия обра­щения в ислам Сатука в Туркестане, будущего воителя за веру, но «пока в образе неверного». По приказу Пророка «Восстань. Он родился. Иди и ищи» Абунаср Самани-ходжа отправляется в Туркестан и находит в Кашгаре Сатука [4, c. 117-118]. Вполне возможно, что наряду с сама-нидским принцем на мировоззрение Сатука ока­зали влияние и другие личности — ученые, суфии (фигурирует также имя богослова Калимати, жившего при дворе тюркского кагана).

В мусульманской историографии часто при­водится следующий сакральный сюжет из жизни Сатука Богра-хана. Однажды ему приснился вещий сон: с неба спустился человек и сказал ему по-тюркски: «Прими ислам! Ты будешь благо­получен в этой и будущей жизни!» [5, c. 64]. По мнению средневековых историков, именно это послужило толчком к принятию судьбоносного для хана и всей страны решения. Описаниями различных предсказаний, сновидений весьма богаты средневековые хроники. Вера в пред­определенность исторических событий была распространена в арабо-мусульманском социуме. Возможно, сны — это действительно символы, прорывающиеся из сферы коллективного бес­сознательного, которые, по определению К. Юнга, являются образами и ассоциациями, ана­логичными первобытным идеям, мифам и ри­туалам.

Вполне естественно, когда монархи, напря­женно размышляющие в своем «дневном» созна­нии над судьбами страны, подталкиваемые ходом обстоятельств к принятию какого-то важ­ного исторического решения, вдруг получают «ответ» в своих сновидениях, либо в какой-то другой иррациональной форме. Обращение в ислам вождя тюрков было подготовлено всем ходом событий, духовных ситуаций, обстоя­тельств его жизни. Наконец, он услышал приказ-откровение своего высшего «я» во сне. На наш взгляд, состояние Сатука (да и многих прави­телей эпохи исламизации) имело сходство с духовными исканиями русского князя Владимира: «Владимир видел превосходство христианства, видел необходимость принять его, хотя по очень естественному чувству медлил, ждал случая, ждал знамения» [6, c. 174].

Согласно священной традиции, став мусуль­манином, Сатук, боясь вызвать гнев дяди и дру­гих соплеменников, скрывал свою веру и изучал религию тайно (до 25 лет). Когда возникли благополучные обстоятельства, он повел борьбу против Огулчака и став каганом, основал Кара-ханидское государство. Официальное принятие им ислама произошло после 943 г. Сатук имел мусульманское имя Абд ал-Керим. Интересно, что историк Курбанали Халид в своем сочи­нении «Тауарих хамса» передает имя кагана как «Садык». Во всех легендарных версиях можно приблизительно выделить исторически досто­верное ядро: Сатук был первым караханидским правителем, принявшим ислам, процесс ислами-зации происходил в основном мирным путем через культурное влияние и пропаганду из Саманидского государства. Вместе с тем когда Огулчак оказал сопротивление, карлуки-мусуль-мане прибегли к силе, обратившись к Сама-нидам. «Они призвали своих новых друзей по вере против неверующего великого кагана» [7,p. 294].

В кашгарских преданиях Сатук Богра-хан именуется Сатуком Богра-ханом-гази (т. е. бор­цом за веру). Полагают, что местные язычники стремились взять реванш, и, как пишет Ч. Вали-ханов, кагану приходилось идти газаватом до Турфана и Комула, о чем говорят «обширные места религиозных побоищ около Хотана, а так­же между Яркендом и Янысаром, называемые шайдан (шахидан - место упокоения муче­ников)» [4, c. 126]. В дастане «Сатук-Богра хан» тюркский правитель восхваляется за свои под­виги: он поражал «неверных» своим чудесным мечом, удлинявшимся в сорок раз (как и меч «Зульфикар» халифа Али). В Жетысу и Восточ­ном Туркестане его почитали как святого, спо­собного приходить на помощь и благославлять тех, кто посвящает себя религиозному служе­нию. Так, легендарный каган считался духом-покровителем известных суфиев (сообщается в «Тазкира» Ходжа Мухаммада Шарифа, родом из Сайрама). «Я слышал от дервишей, что обра­щение к его духу приносит великую благодать», - говорит о Сатуке Богра хане Мухаммед Хай-дар Дулати [ 8, c. 346].

Если обратиться к сакральным рассказам из родословных ходжей Туркестана, то в них с Сатуком Богра-ханом идентифицируется ходжа, святой Абд ар-Рахим баб по прозвищу «Аулие Ата». Повествуется, что Сатук Кара-хан 30 лет вел газат (священную войну) с неверными, исламизировал области Алмалыка и Каялыка и, возвратившись в Карасман, умер в возрасте 105 лет [9, 148 б.]. Согласно кашгарским преданиям, каган умер в возрасте девяноста шести лет и похоронен в Восточном Туркестане. Данная вер­сия получила отражение и в некоторых образцах мусульманской историографии. Так, версия о происхождении Караханидов от имама Мухам-мада ибн ал-Ханафийа приводится в «Маджма ал-ансаб ва-л-ашджар». В казахской традиции основатель Караханидского каганата    и есть Аулие Ата (святой, покровитель города Тараза, где находится и его мавзолей). Возможно здесь стоит учесть традицию мусульманского Востока воздвигать в честь святых символические мав­золеи (кенотафы).

Так или иначе, бесспорно то, что в процессе исламизации при Сатуке Богра-хане и его пре­емниках имел место драматический момент борьбы старого и нового, противостояние духов­ного авангарда общества и консерваторов, воз­можно, боявших перемен, лишения каких-то при­вилегий, или не желавших подчиняться мусуль­манским законам, несущим определенные огра­ничения в свободе, призывающие к обузданию инстинктов и т. д. Не исключаются и полити­ческие расчеты, пропаганда китайских и уйгур-ско-буддийских идеологов с востока. Аналогич­ная борьба и противоречия наблюдались при смене вероисповедания в истории огузов, пече­негов, кимаков и кыпчаков, позже - монголов.

Усилиями потомков Сатука Богра-хана ислам еще более укрепляется среди тюрков. При сыне Сатука Мусе, унаследовавшем престол в 955 году, ислам был объявлен государственной ре­лигией каганата. При нем произошел массовый переход населения Жетысу в мусульманство (около 960 г.). Муса Арслан-хан носил пышный титул «Шихаб ад-дауля ва захир ад-да'ва» («Свет державы и опора призыва к вере»). Как отмечает О. Прицак, он продолжал религиозные войны с язычниками. Отголоски их отражены в песнях, собранных в «Диван-и лугат ат-турк» Махмудом Кашгари.

Что касается более детальной реконструкции процесса исламизации, то весьма трудно вос­становить конкретный ход обращения в новую веру, перипетии борьбы, определить имена ини­циаторов и участников. Безусловно, к массовой исламизации тюрков в Караханидском государ­стве прямое отношение имели проповедники из Средней Азии и Ирана, развернувшие активную деятельность, пользуясь поддержкой тюркских государей. Абу-л-Хасан Мухаммада ибн Суфйан ал-Калимати, родом из Нишапура (северо­восточного Ирана), покинул Иран в 951 - 952 гг. Несколько лет он провел в Бухаре, потом по приглашению перешел на службу к «хану ханов» (Сатуку) и умер при его дворе раньше 961 года [10, с. 3]. Есть все основания связывать духов­ные события 960 года с деятельностью среди карлуков другого проповедника ислама, самар-кандца Абул Хасана Саида ибн Хатима ас-Усбаникати, который «ушел в страну тюрков» ранее 990 года.

Итак, обращение в ислам в таком крупном тюркоязычном государстве Центральной Азии, как Караханидский каганат, которое было ини­циировано его основателем, выдающимся поли­тическим деятелем и полководцем Сатуком Богра Кара ханом, было показателем духовной зрелости тюркоязычных кочевников Восточного Туркестана и Жетысу, принявших решение интегрироваться в лоно интеллектуально и тех­нологически превосходящей цивилизации ислама; одновременно это знаковое событие стало сиг­налом для массового перехода в новую религию тюркских племенных союзов в других регионах Центральной Азии.

 

Литература

  1. История Казахстана в арабских источниках. Извле­чения из сочинений XII-XVI веков. Т.3.- Алматы, 2006.
  2. Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX вв. - Ташкент, 1988.
  3. Түрк дастандарының түп бастаулары (А. Аляз) // Заман-Қазақстан. - 1999, 8 қыркүйек.
  4. Валиханов Ч.Ч. Самани // Собр. соч.-Т.4. Алма-Ата, 1985.
  5. Материалы по истории киргизов и Киргизии (Извле­чения из арабских, персидских и тюркских исторических и географических сочинений X-XIX вв.).- Вып. 1. М., 1973.
  6. Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соч.: В 18 кн. - Кн. 1. М., 1988.
  7. Pritsak O. Von den Karluk zu den Karakhaniden // Studies in Medieval Euroasian History by O. Pritsak. - London, 1981.
  8. Дулати Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди (Рашидова история). - Алматы, 1999.
  9. Жандарбек, З.З. «Насаб-нама» нүсқалары және түркі тарихы. - Алматы, 2002
  10. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Собр. соч.: В 9 т.- т.1. М., 1963.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.