Некоторые данные об истории расселения тюркских племен:конфедерация Теле

Исследуя средневековые взаимоотношения тюркских племен, сталкиваешься с таким фактом, что большинство крупных тюркских и тюркоязычных племен Центральной Азии в той или иной мере имеют отношение такому к крупному племенному объединению как теле. Поэтому необходимо, на наш взгляд, дать ему подробную характеристику. Для этого необ­ходимо обратиться к самой ранней истории теле. В этом разделе мы сочли необходимым ознакомить с некоторыми известными данными об истории племенного объединения теле, а также местами древнего расселения племен, входивших в это племенное образование.

О месторасположении и миграции племен теле (иногда его называют телэ) мы располагаем следующими историческими сведениями. Конец IV в. был заполнен волнениями среди гаогюйских (телесских) племен юань-хэ, а также других родов, относящихся к этому пестрому племени, из чего следовал вывод, что до конца IV в. гаогюйцы обитали к югу от Гобийской пустыни.

Следущее важное событие относится к концу IV - началу V вв., когда часть гаогюйцев по свидетельству Н.Бичурина ушла на север в бассейн р.Селенги.[1, c.308] В начале V в. гаогюйцы населяли Джунгарию.

"Впрочем, это выселение гаогюйцев из об­ласти Мо-нан, -по словам Г.Е.Грумм-Гржи-майло,- было, вероятно, не первым, ибо у Дегиня читаем: "После того как хунны изгнаны были из Северного Китая, большая их часть откочевала на север, а остальные, носившие название тилэ или телэ, заняли степные про­странства на запад до Каспия".

В 546 г. правитель Тюркского каганата Бумын-каган напал на телэ и присоединил их земли к своим владениям. При этом, автор выдвигает гипотезу о том, что речь шла по-видимому о парпурумах (отделение телэ), т.к. о них нет свидетельств после 545 г., когда они упоминаются в числе племен, приславших своих представителей на похороны Бумын-кагана. [2, c.195] Таким образом речь идет о покорении части племен телэ тюрками.

О том, что в 602-603 гг. восстали телесские племена не только бассейна р. Селенги, но и живших  к  западу  сообщают  китайские династийные истории. Тогда часть теле опять приняли подданство Китая.

В 618 г. телеские племена (сеянь-то и киби) вновь были покорены Западно-Тюркским ка­ганатом. Следующие сведения о племенах теле относятся к 627 г. Они содержат данные китайских источников о местах расселения конфедерации телэ. Так, «Суй-шу» перечисляет свыше десятка телэских племен, населявших Тянь-Шань. «Тан-шу» упоминает племена ки-би, янь-мань (янь-ли). О племени янь-мань для сер. VII в. известно, что оно управлялось своим вождем и расселялось на территории между озерами Ала-куль и Балхаш.[2, c.272] В то же время ученые отмечали крайнюю условность мест расселения кочевых племен, упоминаемых в китайских источниках. Это связано с разно­временностью фиксации данных в династийных историях, а также с неизбежностью противо­речий, вызванных отсутствием учета кочевого образа жизни племен теле. Тем не менее, на тот период источники дают следующую картину расселения телэских племен в восточной по­ловине Средней Азии.

Племя ки-би расселялось в суйское время в Восточном Тянь-Шане. В 632 г. под давлением западных турок они перекочевали в Хэ-си. В 648 г. западные тюрки отказали китайцам в требовании предоставить земли Восточного Туркестана в обмен на просьбу тюрков о заключении брака с китайской принцессой. Оскорбленные китайские правители, точнее правивший тогда китайский император Тайцзун, направил 100 тыс. армию тюрков и теле, "составленную исключительно из войск выстав­ленных телэсскими поколениями" во главе с телэским (Ки-би) Хэ-ли военачальником на запад, и весь Восточный Туркестан должен был подчиниться Китаю.[2, c.261] Далее известно, что они принимали деятельное участие в китайских походах 633 г. против тогонцев и 653 г. против западных турок и что в 827 г. они еще занимали уступленную им китайскую террито­рию, но после 842 г. всякие сведения о них прекращаются. Среди черневых татар на Мрасе одна из их одно из родов носит название киби.

Знаменитое по источникам племя се-янь-то в VII в. расселялось в Гобийском Алтае. В 645­646 гг. Политическое образование сеяньто было уничтожено объединенными силами уйгуров и китайцев. В 681 г. Отмечается последнее упо­минание этого племени в Гобийской пустыне.

Племя до-лань-гэ: "Тан-шу" помещает их к востоку от се-янь-то, на Тун-ло. Ху-се упо­минаются среди народов севера, покоренных Модэ. В суйскую эпоху они населяли бассейн Селенги.

Племя тун-ло. Согласно "Тан-шу", тун-ло жили от до-лань-гэ на восток, от се-янь-то на север; тот же источник называет их среди телэских племен, живших на восток от Утукена (Юй-ду-гюнь). Кочевание этого племени где-то между Орхоном и Селенгой подтверждается и показанием "Суй-шу", которая отводила им территорию к северу от р. Толы.

Пу-гу жили севернее других телэских племен, рядом с тун-ло, т.е. в низовьях Орхона и в долине нижней Селенги, откуда позднее они вероятно передвинулись к востоку, так как упоминаются среди племен, покоренных в начале Х века киданями. Племя сы-цзе коче­вало в бассейне верхней Селенги.

Земли племен баегу или байырку были обширны и простирались до бассейна р. Сун­гари не переходя, повидимому, на юг за р. Керулюн. Их потомки отмечаются у родов баига у камасинцев и баигул у чулымских татар, по мнению Г.Е.Грумм-Гржимайло.

Гу-ли-гань, курыкан орхонских надписей, занимали земли к западу от оз. Байкала. Племена бай-си кочевали в северной Халхе южнее байырку в верховьях Толы и Керулена. Юань-хэ (вэй-хэ, хой-хэ, у-ху, у-гэ, уйгуры) расселялись в бассейне р.Селенги в VII в. Племя хунь, ставшее позднее союзниками китайцев, в суйское время кочевало к северу от р. Толы, затем, повидимому, переместилось на южные склоны Хангая; в "Тан-шу" сказано, что их кочевья находились южнее кочевий других телэских племен. О племени а-дэ есть лишь упоминание в источниках.

Среди телеских племен "Тан-шу" называет еще племя ду-бо (или туба по В.Радлову), жившее на восток от хагясов, между верховьями Енисея и озером Косогол; однако, в той же "Тан-шу" говорится далее, что ду-бо, как и жившие в соседстве с ними - ми-ли-гэ (меркиты) и э-чжи (кочевавшие у Косогола), по про­исхождению турки, а не телэ.[2, c.248-251]

Можно предположить, что племена теле на протяжении своей истории постоянно меняли свое местопребывание. В середине VII в. их расположение вкратце можно определить сле­дующим образом.

В Хангайских горах между р.Цзабхан на западе и истоками Орхона на востоке жили доланьгэ-теленгиты; в верховьях р.Селенги -сыге-изгили ; между Селенгой и Орхоном -тунло-тонгра; в низовьях Селенги и Орхона -пугу-бугу; в степи между Толой и Орхоном -уйгуры; к северу от Керулена, между Хэнтеем и Хинганом - байегу-байырку; в долине р.Се-ленги, к западу от пугу - сыге; к югу от байрыку - байсы; в Забайкалье - гулигань- курыканы; в Алашаньских горах - аде-эдизы, в степях к западу от Ордоса - хунь и киби".[2, c. 319]

Из вышеуказанного следует, что расселение теле относится к обширному ареалу от Боль­шого Хингана на востоке до Каспийского моря на западе. Некоторые племена из телесской конфедерации обитали уже в раннем средневе­ковье на территории современного Западного Казахстана. Для периода VIII в. имеет значение сведения "Бэйши", китайского источника о племенах теле, кочевавших к западу от Алтая: "на север от государства Кан, по реке Адэ, живут хэдэ, хэцзэ, боху, бигань, чжуйхай, хэиси, хэцо, суба, емо, хэда".[3, c.65] Земли к северу от Кан (Самарканда) и к западу от Алтая опре­деляются как территории Западного и Цен­трального Казахстана.

Н.Бичурин дает следующее географическое описание территории западного Казахстана периодов Ханьской, Вэйской и Танской ди­настий, т.е. первых десяти веков нашей эры. "Лежит от Чжунгарии в северо-западе, за 2000 ли от Восточной Казачьей Орды в западе. На востоке простирается до межи казачьей, в запад до границы Ташкяньской, в юге до границ Киргизской и Мауриннярской, в север до границы Российской, в юго-восток до Или. С данью в столицу приезжают чрез Или.

При Ханьской династии сия страна со­ставляла земли "Пяти малых королей Кангюй-ских". При династии Вэйской и Цзиньской принадлежала Кангюю; при Младшей Вэйской и Цзиньской составляли владение Ше; при Тханской - Ши, иначе называлась Чжечже, Чжечжи и Чиши. После сего ничего неизвестно. Ныне здесь обитает Западная Казачья Орда. Главное   местопребывание   называется Улук-Юйцы". [4, c.573]

По "Историческим заметкам" Сымя Цяня упоминаются существовавшие во II-I в.в. до н.э. государственные образования Кангюй, Яньцай и Усунь. При этом Яньцай занимал территорию западнее Аральского моря. Кангюй занимало территорию по Сыр-Дарье. Яньцай находился в зависимости от Кангюй, а тот по китайской хронике IV в. от хуннов.

Возвращаясь к истории племен теле, важ­ными событиями были следующие. В 627 г. телесские племена - сеяньто и уйгуры восстали против Тюркского каганата и образовали в восточной части Центральной Азии каганат из племен теле во главе с племенем сеяньто, по-тюркски токуз-огуз. "Ядро этого объединения составляли 9 племен, в число которых входили и древние   предки   теленгитов   (   толанко или доланьго в китайской записи).[5, c.154] В пе­риод VI-VIII вв. племена теле играли зна­чительную роль в истории Тюркского каганата.

Дальнейшая судьба телэсцев прослежи­вается в связи с борьбой восточных тюрков с уйгурами. Конец VII в. (до 694 г. вероятно) ознаменовался подчинением Халхи тюрками. Уйгуры были вынуждены бежать под по­кровительство китайцев.[2, c.298] В 716 г. вспыхнуло восстание "девяти родов", т.е. теле, которое было тюрками подавлено. Интересно, что в орхонских надписях телесцы названы племенем изгиль. Г.Е.Грумм-Гржимайло счи­тает, что это племя сы-цзе, одно из телэ. В.Томсен отождествляет изгиль с ишкулами, одним из уйгурских племен. Далее, Г.Е.Грумм-Гржимайло приводит сообщение Вамбери, который опирается на Ибн-Руста о том, что «изгиль, как народное имя, известно было и на Волге, где племя это входило в состав болгарского союза».[2, c.319]

Среди телесских племен, не входивших в Уйгурское ханство, значатся у Н.Бичурина пу-гу, хунь, ба-егу, тун-ло, сы-ге и ки-би. Эти сведения относятся к 1 -ой половине VIII в. Телеское племя тун-ло приняло участие в восстании Ань-Лу-Шаня в Китае. Есть свиде­тельства о борьбе племен ки-би, пу-гу с уйгурами.

История государственного образования теле была очень короткой. Создав в 492 г. государство, уже в 494-496 гг. телесские племена были завоеваны эфталитами. Речь идет о западных теле. В 516 г. жужани разбили гаогюйцев (т.е. телесцев). Остатки теле примкнули к эфталитам. В 521 г. телесцы воспользовались политической ситуацией и восстановили свое государство. В 540 г. держава гаогюй перестала существовать. В 545 г. западные телесские племена восстали против жужаней и перешли в подданство к тюркам. Они подверглись налоговому угнетению. В составе тюркского каганата родовые отношения те-лесцев начинают заменяться территориально-хозяйственными объединениями, получившими отражение в китайских названиях. Так гаогюй-цы именовались в источниках как род, а телесцы как племя. Неоднократно подчеркивалось, что телесцы были воинственны и независимы. Поэтому тюркское господство угнетало их. В начале VII в. как только власть тюрков начала колебаться в результате междоусобиц, телесцы восстали. Восстание охватило большую тер­риторию от Селенги на северо-востоке, до Тянь-Шаня на юго-западе. Западные тюрки были разбиты.[2, c.236-237] В 619 г. князь ки-би Мохэ-хан Гэлэн и князь Сеяньто Ышбар (Иши) добровольно подчинились Тун-джабгу-хану, за-паднотюркскому кагану. И причину этого подчинения, Л.Гумилев определяет тем, что телесцы были уверены в своем покое, т.к. каганат и так имел большие богатства и не позарится на "телесских овец".[6, c.157]

Относительно взаимоотношений телесцев, Западнотюркского каганата и конфедерации дулу у Л.Н.Гумилева есть такие слова: "Степи современного Западного Казахстана, древняя страна сабиров, также входили в Западный каганат. Удельным князем там был дядя Тун-джабгу-хана, носивший прозвище "Богатырь", и имевший достоинство малого хагана. Эта страна уже в VII в. называлась Сибирью, так как впоследствии "Богатырь" принял титул "Кюй-люг Сибир-хан". По своим симпатиям си­бирские племена, подобно болгарам, тяготели к группировке дулу".[6, c.160]

Из одного документа, датируемого второй половиной VIII в., периодом правления Тун-джабгу явствует, что среди племен Западно-тюркского каганата, подчиненных ему, значится (упоминается) род "сар" - т.е. "сир" - ведущий род племени сеяньто (теле). [6, c.161] В 630 г. в Западнотюркском каганате произошел пере­ворот, в результате которого был убит Тун-джабгу-хан. Восстали телесские племена.

Политика китайских императоров была направлена на то, чтобы противопоставлять друг другу телесские племена. При этом императоры понимали, что их поддержка обеспечит призна­ние власти того или иного телесского племени всеми остальными племенами телесской кон­федерации.

О связи теле с кыпчаками-тюрками выше упоминалось в связи с принадлежностью теле к кыпчакской языковой группе. Еще один ин­тересный факт. Сохранились сведения о посе­лении кыпчаков в долине "Джилан" (Чжэлян). Когда в 630 г. тюркюты потерпели поражение, кыпчаки были поселены вместе с тюркютами в Алашане. Речь идет о части кыпчаков. Еще один упоминаемый элемент - "это сиры, потомки сеяньто, что явствует из надписи Тоньюкука... После того как в 646 г. сеяньтосское ханство было уничтожено имперцами и из союзниками уйгурами, а народ подвергся беспощадному истреблению, остатки сеяньтосцев рассеялись по отрогам Бейшаня, и их старая ненависть к тюркютам сменилась еще большей ненавистью к китайцам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они примкнули к тюркам, надеясь под их знаменами обрести былое значение и отомстить китайцам, поступившими с ними столь беспощадно".[6, c.267]

С этого времени среди племен теле главную роль стали играть уйгуры. В период Танской династии племена теле были вынуждены признать власть империи. В период образо­вания второго Тюркского каганата племена тогуз-огузов, состоявшие из племен теле, были подчинены тюркам. В 713 г. тогуз-огузы восстали против восточных тукю и потерпели поражение. Но с этого времени начинается постепенное отпадение от каганата тогуз-огузских племен. В период правления Кюль-тегина тюрки много воевали с теле.

С середины VIII в. многие племена теле вошли в состав Уйгурского каганата, просу­ществовавшего около 100 лет. В составе этого государственного образования находилось и племя толанко или доланьгэ, потомки которых как мы считаем, вошли позднее в состав казахского племени телеу.

Для комплексного изучения проблем этно­генеза важную роль, как известно, имеют данные археологии. Археологические изыскания на территории Центральной Азии определили тип погребения, соответствующий, по-ви­димому, этнополитическому объединению теле. Особенность захоронений состояла в трупо-ложении с конем, что было характерно для кочевых племен. Такой тип захоронений был распространен в раннем средневековье на территории Монголии, Алтая, Южной Сибири и Казахстана. Д.Г.Савинов, Ю.И.Трифонов, иссле­дователи тюркской погребальной обрядности считали, что эти захоронения относятся к местным телесским племенам.[7]

О хозяйстве племен теле сохранились следующие сведения. Так, Д.Савинов отмечает: "Особенности хозяйства телесских племен Монголии (уйгуров, доланьгэ, сеяньто и др.) были, очевидно, близки древнетюркским, у не­которых из них (уйгуры и курыканы) сущест­вовало специализированное коневодство. Байегу (байырку) наряду со скотоводством занимались горно-таежной охотой на диких оленей. Данный хозяйственно-культурный тип был определен Л.П.Потаповым как "горные кочевники ското­воды-охотники Алтае-Саянско-Хангайского на­горья". Впоследствии этот тип становится ведущим для так называемых "лесных народов" Северной Монголии и Прибайкалья предмон-гольского времени. Дубо жили в условиях присваивающей экономики, "ни скотоводства, ни  землепашества не  имели.  У  них много сараны: собирали ее коренья и приготовляли из них кашу. Ловили рыбу, птиц, зверей и упо­требляли в пищу. Одевались в соболье и оленье платье, а бедные делали одежду из птичьих перьев".

Столь же разнообразны были и погребаль­ные обряды телэсских племен. О теле вообще известно, что в отличие от тюрков-тугю они не сжигали   своих покойников, а хоронили их в земле".[8, c.51]

Скотоводы-теле, по мнению Д.Савинова, придерживались традиционного для территории Саяно-Алтая обряда погребения с конем. "За пределами этого региона погребения с конем VI-VII в.в. встречаются на Тянь-Шане ... в Казахстане - Егиз-Койтас    .    и в г.Алма-Ате.".[8, c.54]

Об участии телесских племен в образовании кимако-кипчакской конфедерации Д.Савинов пишет следующее: "Тюркоязычное племя яньмо бывшее основным в нем, очевидно, одно из телеских племен, родственное чеби, ранее входившее в состав Западнотюркского каганата. Племя яньмо обычно отождествляется с йемеками, давшими, по мнению Б.Е.Кумекова, название всему этнополитическому объеди­нению - кимак. Тот факт, что основным в кимакской федерации было одно из телеских племен, обитавшее в Прииртышье и род­ственное алтае-телеским тюркам, во-первых, показывает местную основу культуры кимаков на Иртыше, во-вторых, объясняет отличи­тельную особенность восточно-казахстанских погребений IX-X в.в. - обычай захоронения с конем, видимо, общий с алтайским. В предшествующее время (VII - VIII в.в.) здесь известно несколько погребений с конем -Чиликты; Подстепное и др. с предметами сопро­водительного инвентаря катандинского типа".[8, c.103-104]

По сведениям Ю.М.Трифонова телеские имена (пу-гу) вошли в состав кимакского объединения после распада в 840 г. Уйгурского каганата. Одним из этапов в археологических памятниках кимаков являлся таким образом погребальный обряд с конем, названный телеским.

Древний период истории Алтая характе­ризовался начавшимся процессом тюркизации, основными носителями которого были племена тюрков-тугю, теле, алтае-телеских тюрков, уйгуров и др. Этот процесс значительно уси­лился со 2-ой пол. I тыс. н.э., что было связано с возникновением  раннетюркских образований.

Наследниками телеской культуры стали народы Южного Алтая и Тувы.

Можно действительно утверждать, что ранняя, этническая история всех тюркоязычных народов связана с древнетюркской эпохой. Возможно, телеский компонент имеется в составе казахского этноса, точнее в основе формирования казахского рода телеу.

Остались сведения и о городище, которое также, скорее всего, является памятникам исторических событий времен. Об одном таком городище А.И. Левшин пишет: "Белян-Ана -развалины города. Они лежат при реке Сарасу на один день езды от озера Телекуль, в которое она впала. Длина сих развалин верст шесть, ширина около одной версты.[9, c.107] По сведениям П.М.Рычкова сообщается также, что в городище там сохранилось, пять мечетей и названия поселения происходит от имени женщины «святою почитаемой».[10, c.186] Городище относится к кипчакскому периоду и по находкам там может определиться как крупный, центр, игравший важную роль на пути передвижения племен. В Энциклопедии имеются следующие сведения о средневековом городище Белен ана. "Белең Ана - Қыпшақ мемлекеті тұсында салынған хан сарайының орны. Сарысу өзенінің сағасында, Сіңіртек, Телікөл алабына жақын, қазіргі Қызылорда облысы Шиелі ауданы аумағында орналасқан. Белең ана Сығанақ, Сауран қалаларын қоныстанған қыпшақ хандарына жаз аптабында саялайтын орын болған. Ескерткіш маңында өзге де сарайлардың, әдемі күмбездердің үйінділері сақталған. Ғалымдар П.И.Рычков, А.И.Левшин, П.И.Спасский, т.б. Белең ананың аумағының үлкендігіне қарап, оны ерте за-мандағы үлкен қаланың орны деп есептеген. Үш жүздің бірлігін айғақтайтын таңбалы тас Белең анаға жақын маңнан табылған".[11, c.271]

Таким образом, на основании данных рас­селения племенного объединения теле можно отметить обширность ареала его распростра­нения, который охватывал также и территорию Казахстана. Исторические источники свиде­тельствуют о важной политической роли племен теле во взаимоотношениях с тюрками и Китаем.Что касается материалов археологии о древней культуре телеских племен, то по ним ясным становится их тесная этническая взаимосвязь с тюркскими племенами, ставшими позднее основой формирования многих тюркских народов, в том числе и казахов.

 

Литература

  1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, оби­тавших в Средней Азии в древние времена. - Алматы, 1998.-  Т.1.
  2. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урян­хайский край. Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. - Л., 1926. - Т.2.
  3. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневе­кового Казахстана. - Алма-Ата, 1989.
  4. Бичурин Н. Собрание сведений по исторической географии восточной и срединной Азии. - Чебоксары, 1960.
  5. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. - Л., 1969.
  6. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1993.
  7. Грумм-Гржимайло Г.Е. Белокурая раса в Средней Азии. // Сборник в честь 70-летия Г.Н.Потанина. - СПб., 1909.
  8. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древне-тюркскую эпоху. - Л., 1984.
  9. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или кир-гиз-кайсацких орд и степей. А. , 1996.
  10. Рычков П.М. Топография Оренбургской губернии.-  Оренбург, 1887.
  11. Қазақстан ұлттық энциклопедия.- Алматы, 1999.- Т.2.
Фамилия автора: Г. Б. Хабижанова
Год: 2010
Город: Алматы
Категория: История
Яндекс.Метрика