Мечети и медресе в Северном Казахстане в конце XX - начале XXI вв.

В статье предпринята попытка на основе этнографических исследований автора показать наряду с деятельностью культовых учреждений и религиозных учебных заведений, уровень религиозного образования служителей ислам­ского культа и религиозности населения Севе-ро-Казахстанской области в конце 90-х годов прошлого века - в начале 2000-х годов нашего столетия.

Мечеть в г. Сергеевка (Сергеевского р-на Северо-Казахстанской обл.). Имам мечети, или, по его словам, просто мулла, Ш. Шаймерденов (1964 г. рожд.) два года учился в медресе Сары-агашского района Южно-Казахстанской облас­ти, которое осуществляло 4-х годичное и 6-ти годичное обучение взрослых и детей. Однако диплом не получил. По направлению начал ра­ботать в мечети в г. Сергеевка. Прежде чем при­общиться к религиозной деятельности, учился в Петропавловском педагогическом индустриаль­ном техникуме, работал учителем черчения, труда в Аксуской школе. Заочно учился в Цели­ноградском инженерно-педагогическом универ­ситете. За год до окончания учебы он оставил университет и поступил в медресе.

Раньше в Сергеевке мечети не было. Она открылась в 1994 г. Последние два года она размещалась в помещении бывшей библиотеки.

Прихожане мечети - в основном, пенсионеры в возрасте свыше 60 лет. На жума намаз в зимний период приходили 5 - 6 человек, а летом - более 10 человек. Ежедневный пятикратный намаз верующие, в том числе женщины, совершали дома. Обычно женщины приходили в мечеть, чтобы попросить имама прочитать Коран или взять у него тумар (амулет с фрагментом Кора-нического текста). Многие местные жители, че­ловек 60, в основном женщины, как пожилые, так и молодые, и даже дети соблюдали пост (ораза). На Курбан и Ораза айт в мечети соби­рались более 100 человек. С вопросами по осно­вам исламского вероучения, шариата к имаму обращались не только взрослые, но и дети, хотя их было немного, примерно два-три человека. В местной общеобразовательной школе имам пре­подавал арабский язык. Часто в мечети совер­шали обряды «неке қыю», «азан шақыру», «ат қою». В мечети проводился и конкурс на луч­шее чтение Корана.

Мечеть в с. Булак (Есилского р-на Северо­Казахстанской обл.). В 1925-1926 гг., по свидетельству старожилов, «местная комсо­мольская ячейка ликвидировала мечеть, пол­ностью ее разрушив». Эта мечеть действовала до 1925-1926 гг. на территории сельского окру­га, в который входили села Булак, Актас, Карагай. Она была построена на средства кажы (хаджи) Омаргали, который дважды совершил паломничество к святым местам.

Новая мечеть была открыта в 1993 г. Плани­ровалось также открыть при мечети школу для детей. Мулла (1946 г. рожд.), - самоучка, в прошлом мастер по трудовому обучению, окон­чил трехмесячные курсы при Петропавловской мечети, которые вел ученый, богослов, «хаджы из Турции». Дед муллы был уважаемым свя­щеннослужителем, совершившим хадж в начале ХХ века. В с. Булак ораза соблюдали человек 50-60, мужчины, женщины и 15-20 молодых людей, а также школьники. Из уроженцев этого села хадж в Мекку-Медину в 1998г. совершил Марат Сарсенбаев (1962 г. рожд.).

Мечеть в с. Жаргайын (Есилского р-на Северо-Казахстанской обл.: население - около 60 дворов, примерно 300-350 чел.). Мечеть действовала с 1991 г. В то время эта была пер­вая мечеть в сельской местности в Северном Казахстане. Прежняя мечеть была разрушена в 1932 г. Мечеть посещали только пожилые люди: обычно - 5-6 человек, иногда - 10-15. На Кур-бан-айт, Ораза-айт в ней собирались около 500 человек, включая верующих из соседних селе­ний. Имам Зайнулла Аблаев (1929 г. рожд.) в 1948-1950 гг. учился в медресе Мир-и Араб. Так как значительная часть мечети пустовала, имам хотел отдать ее под местный «Дом ста­рости». Сам он собирался в 1998г. переехать в с. Новокаменка.

Мечеть в с. Жанажол (Жамбылского р-на Северо-Казахстанской обл.) действовала с 1996 г. Прежняя мечеть была разрушена в 1930 г. Имам Мукали Дюсенулы до выхода на пенсию работал бригадиром, учетчиком в тракторной бригаде. Лишь в возрасте 75 лет, став муллой, он начал читать на казахском языке книги: «Мухтасыр», «Құран Хатым», «Иман-шарт»; раньше читал лишь отдельные аяты. В отличие от него, две его сестры и брат владели арабской графикой. Обычно он совершал обряд «жаназа», свадебный обряд: «аят во время обряда неке қыю читал по бумажке», а также обряд имя наречения. Из-за преклонного возраста ему трудно было запомнить необходимый текст. Знал 15 аятов из молитвы «Яссин», «Табарет», а также десять разных коротких сур. Около 50 местных жителей соблюдали пост. Большинство из них были женщины, и лишь 4-5 стариков. Намаз совершал только он. В местную мечеть приходили и верующие из с. Сабит. Проводили в мечети ночь предопределения Ляйляту-аль-Кадр. На Курбан-айт и Ораза-айт в местной мечети собиралось много людей, в основном местные жители.

Первая мечеть в Петропавловске - Кок-мечеть открылась в 1946 г.

В с. им. Искандера Ибраева (Сергеевского р-на Северо-Казахстанской обл.) мечети в рас­сматриваемый период не было, не было здесь и муллы. Для обряда «жаназа», говорил Коспан Нурпеисов (1957 г. рожд.) приглашали муллу из с. Сергеевка. Никто из местных жителей не читал намаз, ораза соблюдали 10-15 человек, большинство из которых были женщины. Курбан-айт и Ораза айт местные жители отме­чали: резали барана, жарили баурсаки вместо ритуальных лепешек (жеті шелпек).

В с. Аксу (Сергеевского р-на Северо-Казах-станской обл.) мечети также не было. Как отмечал Габбас Жаукенов (1916 г. рожд.), в прошлом учитель, многому в области религиоз­ных знаний местных жителей обучил молда Алтымбай Байсеитов, 28-29 лет, получивший четырехгодичное образование в Духовном ин­ституте. В 1997-1998 гг. пост в селе соблюдали 24-28 человек. Примерно, 10 местных жителей читали намаз. Курбан-айт и Ораза-айт сельчане проводили в местной школе.

В с. Мерген/Чапаево (Сергеевского р-на Северо-Казахстанской обл.) на протяжении трех лет года обязанности муллы выполнял Егиз-молда Казымбетулы (1933 г. рожд). По словам Егиз-муллы, интерес к религии у людей возрос, даже у молодежи, но все же таких людей мало, поскольку все они воспитывались при советской власти. Людей, совершавших пятикратный на­маз, в селе почти не было: «только Карашалов, которому 58 лет, читал намаз». Десять женщин, в возрасте 60 лет и старше, соблюдали ораза. Праздники Курбан-айт, Ораза-айт отмечали все жители села: совершали жертвоприношение («құрбан береді») - резали скот. В селе не было ходжей (қожа). Егиз-молда ходил к имаму мече­ти с. Сергеевка на занятия арабским языком. Егиз-молда учился по таким книгам и учебным пособиям, как: Мейрамов Зекен. Дұға. Алматы, 1991 г.; К. Ламашарипов, К. Сакиев. Намаз тағ-лымы. Алматы: Қаламгер, 1990, 76 бет; Құран Хатым, аруақтарға арналып оқылатын сүрелер мен аяттар. Намаз тағлымы. Құран Карим. Қа-зақша мағына және түсінігі. Аударған: Халифа Алтай; Өңдеуші Дәлелхан Жаналтай. Редакция-лаған: Абдурахим Алтай; Екі харамның қызмет-кері; ФАИА патшаның Құран шарифі. Басым комбинаты.

В с. Жалтыр (Сергеевского р-на Северо­Казахстанской обл.) мечети не было. По словам местного жителя, Кари Жиинтаева (1924 г. рожд.), муллу для совершения необходимых обрядов приглашали из Сергеевки. Из местных жителей села «обряды и молитвы знал только 90-летний Жаклай». Он раньше был муллой, читал Коран, совершал обряд «жаназа». В селе никто из местных жителей намаз не читал. Сам Кари знал несколько аятов, ораза не держал, из-за плохого здоровья.

В с.Берлик (Есилского р-на Северо-Казах-станской обл.) Мечеть была разрушена в совет­ское время. С тех пор в селе не было мечети. Местным муллой считался Нургали Жарлыга-пов (1906 г. рожд.). Читать Коран еще в детстве его научил Амир Хабибулла-кажи. Намаз в рассматриваемый период в селе никто не читал. Пост соблюдали 4-5 человек. Сам он читал намаз дома. Совершал обряд жаназа.

В с.Енбек (Есилского р-на Северо-Казах-станской обл.: население около 70 дворов, 350 чел.) мечети не было. Ближайшая мечеть была расположена в с. Явлинка. Бахытжан Хусаинов (1929 г. рожд.) научился чтению молитв у 82-летней сестры, которая когда-то училась в мед­ресе. Верующих стариков в селе было человек десять. Пост в селении никто, кроме двух жен­щин преклонного возраста, не соблюдал. На Ораза-айт и Курбан-айт десять пожилых муж­чин и две женщины ездили в мечеть в Явлинку. Б. Хусаинов также был намерен начать соблю­дать пост, поскольку «возраст подходил и он испытывал неловкость перед людьми». Для совершения обряда жаназа специально приво­зили муллу из Явлинки. В с.Амангелды (Жамбылского р-на Северо­Казахстанской обл.) местным муллой с 1998 г. являлся Абдилбари Толегенулы (1915 г. рожд.). Несмотря на свой преклонный возраст, он со­вершал обряд «жаназа» и другие необходимые обряды. По словам Абдил Бари Толегенулы, молодой имам из соседнего села, «не очень образованный», обычно приглашал его для со­вершения пятничного намаза.

В с. Азаул/Лосевка (Зерендинского р-на Северо-Казахстанской обл.) мечети не было. В 1998 г. муллой стал Мураткан Накенов (1935 г. рожд.), поскольку местный мулла, будучи в преклонном возрасте и по состоянию здоровья, не мог выполнять свои обязанности. Отец Мураткана также был муллой. Но, в основном, он из книг почерпнул необходимые религиоз­ные знания и по ним научился религиозной практике. Арабским языком не владел. Читать намаз начал с 1960г.

В с.Сабит (Жамбылского р-на Северо­Казахстанской обл.) мечети не было. Ближай­шая мечеть находилась в с. Жанажол. Айтжан Казиканкызы Сарсекова (1925 г. рожд.) соблю­дала ораза второй год. Супружеская чета Жусу-повых соблюдали пост уже три года. Кузнец Салик Жусупов (1922 г. рожд.) читал аяты. В селе он слыл муллой самоучкой. Восьмидеся­тилетний местный мулла арабский язык не знал. Использовал переводы с арабского языка. Для обряда «жаназа» сельчане приглашали муллу из с. Жанажол.

В с. Айтуар (Жамбылского р-на Северо­Казахстанской обл.) лишь 6-7 человек соверша­ли намаз.

Этнографические материалы автора, кото­рые легли в основу настоящей статьи, выявили особенности религиозной жизни в Северо­Казахстанской области в конце 90-х годов прошлого столетия - в начале 2000-х годов на­шего столетия. Религиозная жизнь верующих в Северо-Казахстанской области в рассматривае­мый период особой активностью не отличалась, даже, несмотря на миссионерскую деятельность зарубежных теологов. Уровень религиозности местного населения в определенной степени был связан с наличием или отсутствием культо­вых учреждений в населенном пункте. А в этот период далеко не во всех населенных пунктах действовали мечети и медресе. Но и там, где имелись мечети, религиозность населения не претерпела заметных изменений. Недостаток квалифицированных служителей исламского культа также способствовал сохранению низ­кой религиозной активности верующих в сель­ской местности. Муллы-самоучки в рассматри­ваемый период в Казахстане были не ред­костью, хотя, конечно, по сравнению с совет­ским периодом и с первыми годами существо­вания суверенной республики, их стало значи­тельно меньше. Обычно представители мусуль­манского духовенства руководили пятничными и праздничными службами, участвовали в погребально-поминальных обрядах (чтение «жаназа» и поминальных молитв, совершение фидии/дәуір), совершали обряды бракосоче­тания (неке) и имянаречения.

О том, что отсутствие мечетей в населенных пунктах, в особенности в отдаленных аулах и поселках Казахстана, значительно снижало идеологическое влияние духовенства и уровень религиозности местного населения свидет­ельствуют и материалы С.Е. Ажигали, обсл­едовавшего поселки Жетысу [1, 57].

Тем не менее, общие тенденции возрастаю­щей роли ислама в Казахстане [2, 3] бесспорно оказали воздействие и на религиозную жизнь в исследуемом регионе. В эти годы в Северо­Казахстанской области наблюдался процесс постепенной замены малограмотных мулл срав­нительно образованными служителями ислам­ского культа. Священнослужители и простые прихожане стремились повысить свой уровень религиозного образования. Широкое расспрос-транение получил обряд бракосочетания «неке кыю» и другие мусульманские обряды, а также исламские праздники. Можно рассматривать это явление как легализацию, а в некоторых слу­чаях как реабилитацию многих традиционных обрядов свадебного, погребально-поминального и иного характера [4, 221].

 

Литература

1.     Ажигали С.Е. Религиозность и обрядность сельчан Казахстана в ближайшей ретроспективе: Жетысу, середина 80-х// Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем: сб. ст. - Алматы: Гылым, 2001 г.- С. 35-98.

2.  Мустафина Р.М. Представления, культы, обряды у казахов (в контексте бытового ислама в Южном Казах­стане в конце XIX - XX вв.). - Алма-Ата: Казак универ­ситета, 1992. - 176 с.

3.   Мустафина Р.М. Ислам и реликты доисламских мировоззренческих традиций у казахов. - Астана, 2010. - 260 с.

4.  Уразманова Р. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар; традиция и современность// Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. Современные этические и эстетические концепции суннитского исла-
ма, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России.- М., 2001. - С. 218-224.

Фамилия автора: Р.М. Мустафина
Год: 2011
Город: Алматы
Категория: Востоковедение
Яндекс.Метрика