Туркменистан: мифологизация истории и политика

В силу исторических и геополитиче­ских условий, Туркмения находится на стыке, трех цивилизаций - Тюркско-исламской, Иранско-исламской, Славяно­православной. Это обуславливает, одно­временно, геополитическую уязвимость страны и ряд преимуществ. Главная про­блема в том, что какая цивилизация станет более привлекательной политически и экономически. Туркмения участвует в ор­ганизации тюркских государств, возглав­ляемых Турцией, получила не малые ту­рецкие инвестиции. Однако. с тюркскими странами она имеет ряд серьезных про­блем. Радикальный секуляризм и проат-лантизм Турции неприглядно рассматри­вается соответственно в Тегеране и в Мо­скве, что чревато натянутостью отношений с этими державами. Военно-политические претензии Узбекистана, претендующего на главенство в регионе не могут не настора­живать Туркмению. В Каспийском море вырисовывается соперничество на грани вражды между Туркменией и Азербай­джаном по поводу принадлежности место­рождения "Кяпаз" и части морского шель­фа в целом. И, наконец, политическое и экономическое  ослабление  России обу­славливает поиск других стратегических партнеров и союзников. В этой связи, Аш-габад очень заинтересован в развитии по­литических и экономических отношений с Ираном, социально-экономическая модель которого вполне его устраивает, хотя и в Туркмении предпочитают более секуля-ристкую модель развития.

Видимо в перспективе Туркмения все более будет становиться ареной борьбы за влияние, но прагматизм Ашгабада, фактор непосредственного соседства с Ираном, опасения утратить часть суверенитета в интеграции с Турцией и Узбекистаном, а также заинтересованность в поддержании связей с миллионом туркмен в Иране обу­словит приоритетность этой страны в ори-ентациях Туркмении /1/.

Эти факторы, определяют внешне- и внутриполитический курс правительства. Для обоснования этого курса служит исто­рия.

Матрицей, для создания мифологизи­рованной истории Туркменистана послу­жила книга ее Президента, - Великого Са-пармурата Ниязова «...Рухнама - не исто­рическая книга, это книга о духовном опы­те и нравственных уроках ушедших поко­лений. Это всего лишь подсказка, как ви­деть, воспринимать национальную исто­рию, которую мы только начинаем пи­сать», - пишет Ниязов.

Летосчисление туркмен С.Ниязов воз­водит к эпохе родоначальника нации Огуз хана Туркмена, жившего пять тысяч лет назад. При этом Ниязов соединяет тюрк­скую традицию с мусульманской: Поисти­не священна земля, которую пророк Нух даровал своему сыну Яфесину и его детям - прародителям туркмен.

Таким образом: Туркмены - один из древних народов мира. В мифологизиро­ванной истории туркмен присутствуют все ее элементы:

Апроприация: Знаешь ли ты, что пер­вую телегу на земле смастерили туркме­ны? Туркменское колесо не только изме­нило жизнь армии и государства, но раз­вернуло ход самой истории, дав ускорение развитию мировой науки. Туркмены пер­выми стали выплавлять руду. Самый древ­ний туркменский дестан - «Эргенекон».

Он повествует о том, как, выплавив гро­мадную рудную гору, люди выбираются на ее поверхность, выходят к свету.

Во времена Махмута Газналы, сель­джукских султанов и куняургенчских эми­ров туркмены тянули караван науки во всем исламском мире. Туркменистан пре­вратился в вотчину ученых, мыслителей, философов, поэтов. После варварских на­бегов Чингисхана туркмены развернули колесо своей истории с Востока на Запад. Туда теперь пролегает путь мыслителей, учёных, корифеев искусства. Они двига­ются через Турцию, другими путями в сторону Кавказа, Рима, Аравии, а оттуда через Египет добираются до Испании. Ев­ропа получает колоссальный приток в нау­ке и производстве.

.Пшеница ак бугдай существовала и пять тысяч лет назад. Такой же историче­ский возраст насчитывают ахалтекинские скакуны, туркменская собака алабай, на­циональные ковры и другие неоспоримые свидетельства таланта и мастерства турк­менского народа.

Древнетюркская письменность объяв­лена древнетуркменской. В упадке культу­ры и нынешнем экономическом положе­нии виноваты различные, многочисленные враги.

Образ врага:

А) Монголы Чингисхана: С отчаяни­ем, наворачивающим на мои глаза слезы, я говорю себе: «Эх, если бы не проклятая орда Чингисхана!.. Если бы она не пронес­лась вихрем, сметая и уничтожая все на своем пути, над многотысячным Куняур-генчем, Мару-Шаху-Джаханом, Шахрис-ламом, Абивердом, Амулом, Земми, Дехи-станом. Если бы она прошла в стороне от Огузбоя (Узбоя), на который, словно жем­чужины на нитку, были нанизаны города и села. Если бы не были уничтожены, со­жжены великолепные библиотеки с тыся­чами книг. Эх, каким бы могуществен­ным был бы сейчас Туркменистан, какая бы у него была слава в мире!»

Б) Русские, иранцы. ...В XIV-XVI ве­ках разобщенный туркменский народ на­чинает утрачивать былое могущество. .С новой силой вспыхивают неурядицы с приходом на берега Хазара русских. В российско-иранских отношениях туркме­нам отводится второстепенная роль, они унижены, им урезают площади оседлого проживания, из-за земли и воды начина­ются внутренние споры, разгорается враж­да с соседними государствами.

Различные враги Туркменистана, пы­таются ее дискредитировать:

Теория заговора: ...Политические спе­куляции и интриги вокруг Туркменистана порождают вымышленное, расхожее пред­ставление о туркменском народе, которым спешат воспользоваться враги и недобро­желатели всех мастей. В результате образ туркмена предстает в самом мрачном виде: это разбойник, которому ничего не стоит убить человека, варвар, истребляющий своих сородичей, это бескультурный, не­образованный, невежественный кочевник-скотовод, живущий в черной юрте. В чьих-то корыстных интересах, преследующих захват туркменской земли и порабощение ее народа, перечёркивается славное про­шлое туркмен, наносится мощнейший удар по их международному авторитету.

Изучая исторические источники, Ниязов С. обнаружил одну любопытную закономерность, проливающую свет на преобладание в лексиконе ученых-историков понятия «тюрк». В течение по­следних 50 лет оно плавно вытесняло из этого лексикона понятие «туркмен», пока полностью не оставило за собой историче­ский приоритет. Но произошло это не сти­хийно. Дело в том, что восточные истори­ки, будучи носителями арабо-иранской языковой культуры, приписывали все ис­торические достижения странам своего происхождения, народы которых впослед­ствии составили общую, так называемую тюркскую группу. В свою очередь, исто­рики, вышедшие из советской школы, ру­ководствуясь арабо-иранской историогра­фией, не смогли прочесть скрытый между ее строк политический смысл, отражаю­щий агрессивную позицию сильной стра­ны.

Основные этапы туркменской истории

Огуз хан - национальный пророк туркмен, их родоначальник. Однако его имя не упоминается в ряду имен пророков. Но под именем Торг его можно встретить в древнеарабских книгах Ыбраны и в Тал­муде. «Атаковав весь мир, Огуз хан дал название пяти тюркским племенам. С Огуз хана начинается государственность турк­мен.

В этот обозримый сегодня историче­ский период туркмены многократно явля­ли миру свое истинное предназначение, создав великие материальные и духовные ценности, ставшие неотъемлемой частью древних цивилизаций от Индии до Среди­земноморья. Только на своей земле они построили свыше 70 государств! Мировой славой приобрели такие из них, как Анау, Алтын-депе, Маргиана, Парфия, империя туркмен-сельджуков, государство куняур-генчских туркм

За свою долгую историю туркмены по­строили множество государств.. Не слу­чайно в старину на Востоке говорили: «Хочешь построить государство - зови туркмена».

Свое первое государство огузские туркмены возвели пять тысяч лет назад. Материальное свидетельство тому - лук и стрелы, во множестве обнаруженные в ареале распространения древней огузтур-кменской культуры от памятников Алтын-депе и Багабата до священных храмов Маргианы и мавзолеев долины Ары. Най­денные здесь археологические находки указывают на историческое местонахож­дение страны Огуза, которая простиралась от подножия Копетдага (крепость Тэк га-ла), Нусая, Анау, Алтындепе и вбирала в себя весь Мерв, Куняургенч, междуречье Сейхуна и Джейхуна, протянувшееся от Хазара до Балха с одной стороны и Атаила (Волги) - с другой. (судя по контексту, эти предметы, - тоже изобретение туркмен. Видимо основой для этого открытия по­служил сюжет из «Огуз-наме», где лук и стрела, служат маркерами двух фратрий /2/.

Великое туркмен-огузское государство хунов.

В соответствии с одним из популяр­нейших тезисов мифологизированной ис­тории, Ниязов отождествляет Моде-кагана с Огуз ханом: « .Мете хан подчинил себе громадные территории площадью 18 мил­лионов квадратных километров. Границы государства Хунов простирались от Хазара до просторов Индии с одной стороны и от Гималайских гор до Сибири - с другой. После Мете хана на престол взошел его сын Гек хан. Впоследствии границы Турк­менистана расширились: ...Султаны из ро­да туркмен-сельджуков и их потомки были великими, прославленными правителями провинций Ирана и Турана, Египта и Ки­тая.

.. .Начиная с тридцатых годов XI века, в истории туркменского народа начинается эпоха больших преобразований: туркмен­ские предводители братья Тогрул бек (993 -1063 гг.) и Чагры бек (991-1061 гг.) осно­вывают Туркменскую империю сельджу­ков, названную впоследствии Великой.

.В период правления внука Чагры бе­ка Алп Арслана туркменское государство сельджуков разрослось до огромных раз­меров и собирало дань с десятков госу­дарств, сотен ханств. Как и в других тюрк­ских государствах, скифы провозглашают­ся тюрками: "В течение многих десятиле­тий скифология являлась цитаделью анти­тюркизма. В результате недостаточной изученности так называемого "скифского языка", возник и получил распространение ряд ошибочных взглядов, согласно кото­рым все "скифы" являются ираноязычным народом. Неправильная оценка европей­скими авторами места "скифов" в истории азиатских народов, привела к возникнове­нию столь же ошибочной в отечественной науке точки зрения на преобладающее значение иранских народов в становлении туркменской нации". На основании анали­за множества данных он приходит к выво­ду о тюркоязычии "царских скифов" и да­лее : "...слова массагет, сколот, сак, сай, турегет, дербик, тюркют, тюргеш являются дериватами или синонимами одного и того же имени "царские", почетные", "главные", "внутренние", "правое крыло" (бузук), ко­торое постепенно переросло в имя народа -"туркмен" /3/.

Мифологизированная история легали-зовывала правящий режим. В книге "Рух-наме", Туркменбаши представил себя, как потомка Александра Македонского, оста­вившего о себе память физического свой­ства какой-то женщине из древнего Мерва в 4 веке до н.э. /4/.

Свою роль в истории Турменистана Ниязов определяет прибегая к истории: «чем было наше государство на момент обретения им независимости в памятном 1991 году? Это было государство на бума­ге. Судьбой мне было отпущено возгла­вить туркменский народ на стыке двух ты­сячелетий. На меня легла ответственность повести мой народ от неудач и лишений мрачной эпохи его последней истории к вершинам третьего тысячелетия».

Сам Президент Нейтрального Туркме­нистана (последнее обстоятельство т.е. нейтральность - считается исключитель­ным вкладом в развитие страны) обожест­вляется. В стране создан культ личности С.Ниязова. Повсюду висят огромные порт­реты главы государства, возвышаются ги­гантские монументы, зачастую покрытые золотом, изображающие Президента. Во­обще монументальное строительство, ве­дущееся в стране (дворцы, покрытые мра­мором, площади, украшенные пальмами, поражающие воображение фонтаны и т.д.), все это призвано укрепить человека в мыс­ли о богоизбранности Президента и наро­да. Поэтому неудивительно, что истории придается огромнейшее значение. Инсти­тут истории находится в непосредствен­ном подчинении правительства. Ежегодно проходят грандиознейшие мероприятия, посвященные знаменательным датам - вы­ведению ак-бугдая, реконструкции мавзо­лея Санжара, книге Рух-нама и т.д. Все эти мероприятия и праздники и гигантское строительство проходят на фоне кричащей и углубляющейся нищеты населения. Ог­ромные средства тратятся на археологиче­ские раскопки, призванные подтвердить древность народа. Именитые ученые (Са-рианиди) совершают необходимые откры­тия.

В национальной символике также ис­пользованы древние образы. Наш флаг и государственные символы, унаследован­ные нами у предков - красноречивое сви­детельство преемственности пяти эпох ис­тории туркмен, во все времена превыше всего ценивших свою родную землю и свою свободу, - пишет С.Ниязов.

В Рухнаме, говорится о том, что пред­ки туркмен осчастливили человечество подарив ему пшеницу (ак-бугдай), коней ахал-текинской породы и знаменитые ков­ры. При этом выведение пшеницы возво­дится к древнейшим временам. Все эти предметы нашли отражение в политиче­ской символике страны, и в частности в гербе.

Государственный гимн независимого, нейтрального Туркменистана.

Един мой народ, и по жилам племён Течёт предков кровь - нетленная весть.

Одним из символов Туркменистана стал Султан Санжар. Английский исследова­тель М.Дж. Денисон подчеркивает, что «активным участником становления на­ционального сознания стал Султан Сель­джук (Санжар), о деяниях которого жива немеркнущая память в современном Туркменистане /5/.

Пространство и время также становят­ся частью мифологической структуры.

В СМИ было опубликовано сообще­ние из нейтрального Туркменистана: «С сегодняшнего дня в Туркменистане повсе­местно вводятся новые обозначения меся­цев и дней недели. .их придумал прези­дент республики» /6/.

Народный Совет Туркменистана ут­вердил обозначения 12-летнего цикла че­ловеческой жизни, так называемый моди­фицированный календарь "муче", появив­шийся у тюркских народов более 2 тыс 500 лет назад.В соответствии с календарем, детство /чагалык/ длится до 13-ти лет. С 13-ти до 25-ти лет - отрочество /етгинжеклик/. С 25 -ти до 37-ми лет -юность /йигитлик/. С 37-ми по 49-ти лет идет фаза зрелости /кямиллик/. С 49-ого по 61-ый год длится фаза Пророка - пророче­ство /пыгамбер/. С 61 -ого по 73-тий год идет фаза величия духа - вдохновленность /рухубелентлик/. С 73 -его по 85 -ый год длится период мудрости /аксакаллык/. С 85-ого по 97-ой год идет фаза старения /гартанлык/. Наконец, с 97-ого до 109-ый годы длится период Огуз-хана /прародитель туркмен, который, по преда­нию, прожил 109 лет/».

Новый воплотил не только идею соз­дания нового Туркменистана, но и вклю­чил в этот новый мир все символы про­шлого и настоящего. Один месяц назван в честь матери Ниязова. Другие месяцы в честь прародителя туркмен Огуз-хана, ге­роя национального эпоса Горкута и книги Рухнаме, написанной Ниязовым (сен­тябрь). Кроме того, март назван новрузом в честь мусульманского праздника, ок­тябрь - Гарашсызлыком (в этом месяце от­мечается День независимости Туркмении), декабрь - в Битараплык (в этом месяце от­мечается День нейтралитета Туркмении).

По словам Сапармурата Ниязова, в Туркмении не понимают смысла обычных названий месяцев. В честь Туркменбаши называется теперь первый месяц года.

Переименования объектов в стране происходит в соответствии с теорией архе­типом, что должно соответствовать новой идентичности, новому Социокосмосу. В первую очередь переименовываются те географические объекты, которые связаны со старой советской (либо русской) иден­тичностью. Наиболее престижным объек­там (именно они в первую очередь подле­жат переинаименованию, в силу того, что и большевики связывали с ними свою власть) присваивается имя Сапармурата Ниязова. Этому процессу подвергается не только пространство, но и время. Новая идентичность должна развертываться не только из сакральной точки, но и из точки во времени. Поэтому в Туркменистане был переименован календарь. В нем нашли отражение не только даты связанные с Президентом, но и его родными (матерью).

В Туркменистане возрождаются, т.е. на самом деле изобретаются заново различ­ные традиционные институты.

Совет старейшин. В начале 90-х годов прошлого века Туркменбаши начал прово­дить ежегодные совещания со старейши­нами страны Яшулылар маслахаты (Совет старейшин). Этот орган никакими власт­ными полномочиями не обладал. Очень скоро эти ежегодные совещания преврати­лись в Халк Маслахаты (Народный Совет), и Совет старейшин стал всего лишь частью этого "всетуркменского" совещания. Уже в 1992 году, победив на очередных прези­дентских выборах, Сапармурат Ниязов принес присягу на первом заседании Халк

 

Маслахаты. Главная роль, которую отво­дил Народному Совету ее создатель, за­ключалась в консервации существующего политического режима, сохранении, соз­данной Туркменбаши, общественно-политической системы.

У туркмен, - отмечал С.Ниязов, - из­древле было заведено при решении серьез­ных вопросов опираться на мнение ста­рейшин. Эту особенность мы взяли на воо­ружение и в нашем новом государстве, считая, что самым важным в его устройст­ве является учет истории народа, его на­ционального духа и мировоззрения. В структуре нашего государства большое значение придается Совету старейшин. Он и впредь должен оставаться ведущим цен­тром управления государством. Тем самым мы на деле реализуем исторический госу­дарственный опыт нашего народа.

По мнению наблюдателей, принятие новой редакции Конституции Туркмении и упразднение Халк Маслахаты будет одним из важнейших этапов реформы государст­венного управления страны, приведения его в соответствие с мировой практикой/7/.

Кланы. Хочу указать на семь явлений, -пишет Президент, - представляющих опас­ность для гармоничного развития нового туркменского государства: Первое: пло­хой руководитель; Второе: родоплеменные споры;

В Туркменистане, где проживает 9 (по другим данным - 14) племен и более 5000 родовых групп, главной опорой режима С. Ниязова выступало наиболее влиятельное племенное объединение - текинцы. С при­ходом к власти С. Ниязова текинцы заняли большинство руководящих постов в госу­дарственном аппарате, быстро оттеснив представителей других туркменских пле­мен /8/. Доминирование текинцев сохра­нилось и после смерти С. Ниязова в декаб­ре 2006 г. Их представителем, в частности, является новый президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов. По подсчетам Ин­тернет-издания "Хроника Туркменистана", в настоящее время текинцы контролируют 3/4 высших государственных постов /9/. Следует добавить, что даже новым поли­тическим институтам в государствах Цен­тральной Азии придается налет традици­онности. К примеру, повсюду главы адми­нистрации называются акимами, хакима-ми, раисами и т.д. Для административно-территориальных единиц используются традиционные названия - вилайеты, этра-пы.

Изложенный материал свидетельствует о том, что традиционные системы, хотя и являются наследием прошлых эпох, игра­ют определенную роль в жизни государств Центральной Азии и эта проблема требует специального изучения.

Происходит и возврат в лоно Ислама, но также, это используется в политических целях. «Даровав туркменам священное право умножаться числом, великий Аллах наделил их двумя неотъемлемыми черта­ми: ВДОХНОВЕНИЕМ и ЦЕЛЬНОСТЬЮ. Озаряя светом их души, он зажег светоч РАЗУМА в их сознании. Соответственно и нарек свое творение ТЮРК ИМАН (родом из света). Так в мире появились туркме­ны».

Ислам, таким образом, используется для подтверждения богоизбранности туркмен. Исследователи, отметили изо­бретение одной традиции в стране. Марта Олкотт, пишет, что в крепости Геок-Тепе, что в сорока километрах на запад от Аш-габада, была воздвигнута самая большая в Центральной Азии мечеть, названная в честь Президента Сапармурата Хаджи в октябре 1997 г. /10/.

Варианты данной изобретенной тради­ции можно видеть и в других странах. Ис­ходя из «Рух наме» туркмены как нация возникли 5 тысяч лет назад, между тем, по мнению ученых «Разнородные хозяйст­венно-культурные группы кочевников и жителей оазисов Юго-Восточного Прикас-пия были искусственно объединены в туркменский этнос» /11/.

Цель мифологизированной истории Туркмении, можно определить словами самого Президента Туркменбаши Велико­го: .Путь туркмен - это путь в Золотой век, это путь, осененный разумом и све­том!

Иначе говоря, здесь, согласно мифо­логизированному времени функциони­рующему по циклическому принципу, не­смотря на закономерные временные труд­ности, произойдет Возрождение.

***

  1. Nagorno-Karabakh conflict, Artsakh,Stepanakert, NKR ТУРКМЕНИЯ - СТРАНА НА СТЫКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. © 2001 ArCGroup
  2. О символике этих даров-симолов см. рабо­ты: Галиев А. Традиционное мировоззрение казахов.
  3. Гундогдыев О.А. О языке "царских скифов". Вестник университета "Кайнар". 1997. N 3. с. 14-22; Он же. Богиня - мать земли Туркмен­ской. Ашгабад. Ылхам.1998. с.42.
  4. Джангужин Р. Этнополитика современного Казахстана и составляющие ее эт-ноисторические и политические мифы Еро­феева И. - Мифологизация истории. Чингисхан и Аттила все же не были казахами ЦентрАзия
  5. Denison M.J.Sultan Sanjar and renaisance of the Turkmen nation / Miras 2007 #2 p.124
  6. АШХАБАД, 13 августа. /Корр. РИА "Ново­сти" Виктор Панов/. 10. 10.
  7. Народный Совет Туркменистана примет новую редакцию конституции страны// РИА Новости. 26/09/20088. Кадыров Ш.Х. Туркменистан: институт президентства в клановом постколониальном обществе// Вестник Евразии. 2001.   2.  С. 5-32.
  8.  Шустов А. Центральная Азия: ренессанс традиционных   институтов// fondsk.ru/articles.    Olcott   Martha   Brill.The Kazakhs.Stanford, Calif.1987.p.159.
  9.  Амрекулов Н., Масанов Н. Казахстан меж­ду прошлым и будущим. А.,1994 .С.117
Фамилия автора: А.А. Галиев
Год: 2010
Город: Алматы
Категория: Востоковедение
Яндекс.Метрика