АКТУАЛЬНОСТЬ:Проблема гражданской культуры в Казахстане является одной из самых актуальных тем, т.к. уровень развития культуры в нашей стране не соответствует тому стандарту, который был, выдвинут президентом нашей республики в послании народу. Поэтому важнейшим вопросом на данный момент является реализация планов касательно повышения уровня культуры.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:В исследовании проблемы теоретико-методологическое значение понятия «гражданская культура» заключается в том, что, с одной стороны фиксируются устойчивые черты, характерные для политического сознания и поведения демократического общества, как такового, а с другой – данная модель допускает существование специфики гражданской культуры в каждом конкретном обществе с учетом его особенностей. Именно такое понимание «гражданской культуры» позволяет, использовать это понятие для анализа как состояния и тенденций развития политической (гражданской) культуры в современном Казахстане, так и характера влияния гражданской культуры на процессы становления гражданского общества.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: Наиболее приемлемой является известная модель «гражданской культуры» Г. Алмонда и С. Вербы. В их концепции «гражданская культура» представлена как тип смешанной политической культуры, где политические ориентации участия сочетаются с патриархальными и подданическими ориентациями. Это специфический тип политической культуры, в котором политическая культура и политическая структура находятся в согласии и соответствуют друг другу. Взяв за основу модель гражданской культуры Г. Алмонда и С. Вербы, мы не ограничиваем наше понимание «гражданской культуры» набором политических ориентаций, а расширяем его содержание, включая институциональный компонент. Особенно это важно для молодого поколения, поскольку в современном Казахстанском обществе именно молодежь представляет собой основной ресурс для информирования, как среднего класса, так и гражданского общества. Подобное отдаление государства от молодежи, сопровождаемое дефицитом ценностно-формирующего воздействия на молодое поколение, закономерно привело к тому, что в молодежной среде широко распространились аполитичность, политическая отчужденность, негативное отношение к институтам власти, значительно снизилась социально-политическая активность, а также возросли протестные настроения, появились элементы радикализма и экстремизма. Все эти явления, безусловно, относятся к ряду негативных факторов, препятствующих в целом формированию необходимой «качественной» составляющей гражданского общества, и в частности укреплению в нем молодежного субъекта.
Позитивным моментом является то, что в последние годы государство, все больше осознавая истинную цену допущенным в сфере молодежной политики ошибкам, пытается навести мосты в отношениях с молодежью, тем самым, сокращая разрыв, сложившийся между молодежью и властью. Поскольку в специфических условиях Казахстанского государство объективно становится одним из основных институтов политической социализации молодежи, то принципиальное изменение его отношения к молодежи как к стратегическому ресурсу демократического развития страны является необходимым условием становления и развития в молодежной среде принципов гражданской культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Поскольку гражданская культура – явление динамичное, развивающееся вместе со своими субъектами, индивидами, группами и политическими общностями, то соответственно от направленности ее дальнейшего развития во многом будет зависеть характер становления гражданского общества. Можно сказать, что без гражданской культуры как типа политической культуры демократии Казахстанское гражданское общество будет представлять собой очередную имитацию наряду с наблюдаемой в нашей стране всеобщей имитацией демократических структур.