Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К вопросу о конструировании этничности

В 2011 г. в издательстве «Алетейя» в Санкт-Петербурге вышла монография к.ф.н. С.А.Ма­дюковой и д.ф.н. Ю.В.Попкова «Феномен социокультурного неотрадиционализма» [1]. Книга являет­ся определенным результатом изучения социокультурного неотрадиционализма. Этой проблемой но­восибирская этносоциологическая школа занималась под руководством заместителя директора, заве­дующего сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН доктора философских наук, профессора Ю.В.Попкова на протяжении нескольких лет. Поднятая авторами проблема является весьма актуальной в условиях перехода к рыночной экономике и модернизации в российском обществе конца XX - начала XXI вв. Разрушение советской социалистической парадиг­мы в последнем десятилетии прошлого века, сопровождавшееся вестернизацией культуры и общест­ва, привели к востребованности этнической культуры. С.А.Мадюкова и Ю.В.Попков отмечают нали­чие определенного разрыва между современностью и традиционностью на фоне динамичного разви­тия общества. Проявляется это в глобализации с сопутствующей ей универсализацией, с одной сто­роны, и в отсутствии целостности в структуре общества, одной из причин которой является возраста­ние роли этнической культуры и этнической идентификации — с другой. Поэтому исследование фе­номена социокультурного неотрадиционализма, непосредственно связанного со способами сущест­вования традиций в современных условиях и механизмами трансляции и адаптации социокультурно­го опыта в изменяющихся условиях, приобретает особую значимость для решения практических про­блем.

Монография состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «От традиции к нео­традиционализму» авторы рассматривают содержание понятий «традиция», «традиционализм» и «неотрадиционализм» в различных научных течениях, их соотношение и специфику социокультур­ного неотрадиционализма, основой которого является традиционная этническая культура. Во второй главе «Социокультурный неотрадиционализм и воспроизводство этничности» анализируются соци­ально-философское содержание концепта «обряды жизненного цикла», интерпретации этничности в эволюционно-историческом и социобиологическом направлениях примордиализма, конструктивист­ском и функциональном подходах, воспроизводство этничности на новых основах путем реализации социокультурного неотрадиционализма в ревитализации обрядов жизненного цикла.

Обращая внимание на выделение исследователями бытового, этнографического и философского значения термина «традиции», авторы монографии отмечают распространенную в фольклористике и этнографической науке ассоциацию этого понятия с традиционной культурой как особой семиотиче­ской системы, возникшей в дописьменную эпоху, что, по их мнению, является слабостью этого под­хода [С. 10]. На бытовом уровне традиция ассоциируется с обычаем, обрядом и ритуалом, с тем, что устойчиво повторяется и воспроизводится во времени и представляет нечто ценное, заслуживающее уважения и сохранения [С. 10]. В философии традиция рассматривается как явление социальной коммуникации, передача культурного опыта от поколения к поколению и от одного народа другим народам. Содержанием традиции при таком подходе может стать любой функциональный элемент культуры от норм морали до художественного творчества [С. 11].

Для разработки проблематики социокультурного неотрадиционализма авторы монографии опи­рались на труды Г.Гадамера, К.Юнга и К.Маркса. В частности, идеи Г.Гадамера о традиции как усло­вии общественного бытия и носителе устойчивости, фиксирующей константные составляющие меж­этнического взаимодействия, имели большое значение при анализе синхронного аспекта неотради­ционализма. Особая роль архетипов в механизме наследования социокультурного опыта, отмеченная К. Юнгом, сыграла важную роль в исследовании диахронного аспекта социокультурного неотради­ционализма. Положение марксистской философии о традиции как компоненте общественных отно­шений, обусловленной конкретно-историческими условиями, стало также методологически важным для раскрытия исследуемой авторами проблемы. Подмеченное К.Марксом свойство человека в рам­ках традиции нарушать традицию позволило С.А.Мадюковой и Ю.В.Попкову осмыслить процесс об­разования неотрадиции [С. 14,15].

Традиция во все века являлась основным механизмом воспроизводства, адаптации и трансляции по вертикали социокультурного опыта, поддерживающими устойчивость культуры как системы. Хо­тя носителями традиции могут выступать разные социальные субъекты, чаще всего исследователи рассматривают в этом качестве этнос. Авторы монографии считают особенно важным рассмотрение традиции как способа этнической самоидентификации, социального самовыражения и самоутвержде­ния. По их мнению, этническое в традициях «представляет собой элементы социокультурного опыта данного этноса, которые несут на себе отпечаток своеобразия географической среды, природно-климатических условий его исторического и культурного развития» [С. 17]. Традиционализм авторы понимают как характеристику специфических форм сознания и поведения людей, переживающих, а не сознающих традицию. На основе анализа классических и современных философских концепций тради­ционализма, а также традиционалистских исследований в политике, экономике, истории дается опреде­ление традиционализма как автоматического следования традиции, где отсутствуют рациональность и рефлексия, где традиция «переживается», а не осознается социальными субъектами.

В качестве элементов традиционализма С.А.Мадюкова и Ю.В.Попков рассматривают наряду с традицией понятия «обряд», «обычай», «ритуал». Последние тесно связаны с традицией, функциони­рование которой происходит посредством их выполнения. Таким образом, понятие «тради­ция» является более широким. Понятия «обычай», «обряд», «ритуал» являются более частными, ви­довыми. Рассмотрение и определение этих терминов вносит определенный вклад в разработку кате­гориально-понятийного аппарата этнографии.

Рассматривая различные социально-философские и социологические научные концепции, С.А.Мадюкова и Ю.В.Попков пришли к выводу, что традиция, будучи универсальным историческим и культурным явлением, вызывает к жизни такой социокультурный феномен, как неотрадиционализм [С. 28], для исследования которого важное значение имеет рассмотрение социально-философского содержания концепта «обряды жизненного цикла». В раскрытии социокультурных функций обрядов жизненного цикла они опираются на теорию «обрядов перехода» А.Ван Геннепа.

Как известно, традиции не отделимы от новаций. Если первые поддерживают устойчивость и воспроизводство культуры, то вторые способствуют ее развитию и взаимодействию с другими куль­турами. От соотношения традиций и новаций зависят прогресс или регресс культуры и общества. Авторы монографии рассматривают проблему социокультурного неотрадиционализма как современ­ную форму снятия противоречий этнокультурных традиций и социокультурных новаций, а последние — как взаимодействующие и взаимообусловленные стороны развития культуры. По их мнению, единственно возможным способом бытия традиций как явлений реальной жизни выступает их адап­тация к новациям, рожденным как внутри данного субъекта (носителя традиций) под влиянием изме­нившихся условий его существования (диахронный аспект), так и в процессе его взаимодействия с другими социальными субъектами (синхронный аспект). В последнем случае новации выступают в форме инноваций. В результате взаимообусловленности традиций и новаций исчезает сакральный смысл традиций, процесс их воспроизводства характеризуется рефлексией и рациональным подхо­дом. По словам исследователей, «принципиально важной характеристикой неотрадиционализма яв­ляется то, что он не вытесняет традиционную культуру, а инкорпорирует, включает ее в себя. Однако в этом симбиозе традиционная культура не остается неизменной. Она приобретает новые свойства и выполняет новые специфические социальные функции» [С. 45]. В результате идет развитие традиции за счёт инкорпорации новации с учетом конкретных условий. Следует учитывать, что сохранению и восстановлению подлежат только востребованные традиции, способные к адаптации.

Теоретическое обоснование концепции социокультурного неотрадиционализма является главной проблемой в данной работе. Для ее разрешения С.А.Мадюкова и Ю.В.Попков прежде всего опирают­ся на социокультурный подход П. Сорокина, выразившего его суть в формуле: «Личность, общество и культура как неразрывная триада». По мнению авторов монографии, «социокультурный подход дает возможность раскрыть сопряженность личности и общества, культуры и социальности, а также мо­ментов устойчивости и изменчивости в социальных процессах» [С. 51]. Он позволяет через глубокое проникновение в исторически сформированные социально-ценностные структуры выявлять «социо­культурные основания, позволяющие объяснить как магистральную линию формирования и сущест­вования социокультурного неотрадиционализма, так и его региональную специфику» [С. 53].

Особенностью социокультурного неотрадиционализма, по мнению С.А.Мадюковой и Ю. В. Попкова, является постоянно воспроизводимая традиция, которая становится мерой идентично­сти общества и условием этнической самоидентификации. При этом возрастающая роль в процессах современной модернизации, идентификации и в самоопределении индивидов, групп и сообществ, а также будущего их развития отводится обрядам жизненного цикла, возрождение, переосмысление и сохранение которых в новых социально-экономических и политических условиях составляют важ­ную часть содержания социокультурного неотрадиционализма. Процесс ревитализации обрядов жиз­ненного цикла состоит в формировании рефлексированных, упорядоченных социальных норм и вы­ступает способом сохранения или возрождения содержания традиции в ином социальном контексте.

В условиях глобализации, интеграционных и универсализирующих процессов в социокультур­ном неотрадиционализме становятся актуальными локальные идентичности, основанные на традици­онных этнических культурах. Авторы монографии опираются на материалы индивидуального и группового интервьюирования школьной и студенческой молодежи титульной национальности в раз­личных регионах Сибири, что позволяет теоретические предпосылки подкреплять некоторыми прак­тическими результатами. Воспроизводство этничности у традиционно ориентированных представи­телей тюркских этносов Южной Сибири происходит в результате осознанного исполнения обрядно­сти, возрастания значимости сеочного родства и конфессиональной идентичности, возрождения тра­диционных верований. Авторы монографии отмечают, что «принципиально важное значение при ис­следовании процесса ревитализации обрядов жизненного цикла имеет акцентированная респонден­тами осознанность выполнения этнических обрядов и обычаев» [С. 125]. Вместе с изменением тради­ционной вертикали передачи традиций из поколения в поколение и с доминированием общественных каналов трансляции этнической культуры это свидетельствует о высокой значимости сознательной составляющей в трансляции этнокультурного опыта. Таким образом, результаты конкретных этносо-циологических исследований привели С.А.Мадюкову и Ю.В.Попкова к заключению о тесной связи социокультурного неотрадиционализма с процессом конструирования неотрадиции [С. 126]. Миссию социокультурного неотрадиционализма они видят в возрождении и конструировании этничности, объединяющей в себе ранее разрозненные внутриэтнические группы [С. 130].

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что этносоциологические исследования, проводившиеся среди школьной и студенческой молодежи титульных национальностей, охватывают лишь поверхно­стный срез изучаемой проблематики. На наш взгляд, для иллюстрации концепции социокультурного неотрадиционализма необходимы более глубокие практические исследования совместно с этногра­фами. Такое сотрудничество послужило бы обоюдной пользе сторон, внесло бы определенный вклад в развитие методологической базы этнографии и этнологии.

Монография С.А.Мадюковой и Ю.В.Попкова открывает перспективы для дальнейших исследо­ваний этнокультурных процессов, проблемы этнической идентификации и воспроизводства этнично-сти в новых условиях. Книга может быть полезна не только этнологам, культурологам и социальным философам, но и политикам и культурным работникам, поскольку позволяет по-новому взглянуть на политику культурного разнообразия и мультикультурализма.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.