Роль социальных институтов в формировании экологической культуры индивида

В статье рассматриваются экологические последствия потребительского отношения человека к природе и окружающей среде. Многолетняя разрушающая деятельность современного общества и небрежное потребитель­ское отношение человека к природе привели к масштабным экологическим катастрофам. Единственный выход -это образование и воспитание подрастающего поколения в рамках соответствующего экологического поведения. Для решения поставленных задач необходимы разработка и совершенствование непрерывного экологического воспитания и образования. Для определения экологического уровня сознания индивида авторами было проведе­но пилотажно-социологическое исследование, а также рассмотрена деятельность основных социальных инсти­тутов (семья, образование, средства массой информации) по формированию экологической культуры.

В настоящее время общее состояние окру­жающей среды планеты остается напряженным, и экологические проблемы являются одним из глобальных проблем человечества. В связи с этим проблема «культурного» восприятия при­роды выходит на передний план. Сегодня мы все понимаем, что без потребления природных ре­сурсов благополучие нашей цивилизации невоз­можно, а потребление таких огромных размеров природных ресурсов приведет к истощению недр нашей планеты. Из этого произрастает проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу и развитие сознательного взаимодей­ствия с нею. Такое взаимодействие возможно при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры и экологическо­го сознания.

Для реализации поставленных задач нам необ­ходимо экологическое воспитание и экологиче­ское образование, которое будет способствовать формированию высокого уровня экологической культуры и духовности народа. Формирование достаточного уровня экологического сознания и экологической культуры начинается с детства и продолжается всю жизнь. Процесс формиро­вания и развития экологической культуры дол­жен быть направлен на предотвращения разру­шительного действия современного общества и гармонизацию отношений между природой и человечеством в целом.

Актуальность формирования экологической культуры индивида приобретает особое значе­ние. Именно от уровня экологической культу­ры общества зависит экологическая обстановка в стране. Все это предполагает необходимость дальнейшей экологической модернизации, ин-ституционализации экологической культуры во всех сферах жизнедеятельности социума: науке, образовании, экономике, политике, управлении и образе жизни людей.

Во второй половине XX века весь мир стал осознавать всю пагубность экологического неве­жества, творимого человеком во имя погони за все расширяющимся потреблением, развитием промышленного и сельскохозяйственного про­изводства. Низкий уровень экологической куль­туры проявился практически во всех аспектах: в экологическом просвещении, в экологическом воспитании и в экологическом поведении. Тра­гичность многих экологических проблем высве­тила одну стратегическую идею: экологическая культура человека не может быть сформирова­на случайным образом, она нуждается в целе­направленном развитии, побуждающем людей к активным действиям по защите окружающей среды. В современных условиях состояние при­родной среды - критерий культурного уровня не только государства в целом, но и каждого граж­данина в частности [1].

Развитие научно-технического процесса при­вело людей к нарушению ими той критической грани в отношении общества к природе, когда это отношение ухудшается, а в перспективе мо­жет и полностью уничтожить природные усло­вия, без которых жизнь человека невозможна. В истории человеческой цивилизации наступил период, когда общество вынуждено осознать и четко соизмерять свою активность с возможно­стями природы [2].

Экологическая культура как качество лично­сти должна формироваться в системе непрерыв­ного экологического образования и воспитания, основными звеньями которой, являются: семья, школа, внешкольные воспитательные учреж­дения, средства массовой информации [3]. Как институт первичной социализации семья вы­полняет ключевую функцию в закладывании экологических установок, ценностей, моделей поведения человека, «встраивания» субъекта в определенную мировоззренческую систему общества. Именно семья оказывает наибольшие воспитательные воздействия в области форми­рования экологического мировоззрения студен­чества, и именно в семье студенты инкорпори­руют первые знания и опыт взаимодействия с окружающей средой [4].

Экологическая культура людей, т.е. культура их взаимоотношений с природой, зависит от об­щей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту лично­сти человека. Экологическое воспитание необхо­димо всем. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Одна­ко проблема взаимоотношений ребёнка с приро­дой ещё полностью не исследована. Беречь при­роду и охранять её богатства является не только долгом каждого человека, но и обязанностью. Воспитание к любой культуре закладываются не только в детском саду или школе, но и в пер­вую очередь - в семье. У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом воз­расте дети маленькие исследователи. Они стре­мятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Только личный пример взрослого является лучшим об­разцом для каждого отдельного ребенка. Первые этические поведения накладываются родителя­ми, если например, хоть раз при ребенке один из родителей выкинул бумажку, и он говорит: «так нельзя делать» или «так не делай!», ребенок все рано будет делать то, что сделал родитель.

Безусловно, часть работы по экологическо­му образованию и воспитанию в семье должна проходить на примерах совместных работ детей и взрослых. Бывая с детьми, например, на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяй­ственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных измене­ний в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих совместных работ, ребёнок оста­ваться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть гряд­ку. Желательно, чтобы комнатные растения были дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

Конечно, не все родители имеют биологиче­ское образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохрани­тельные знания. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно отно­сились ко всему, что их окружает, и научили это­му детей. Будет очень полезным читать рассказы и стихи о природе.

Сохранение природных условий, пригодных для жизни человека, требует от него целостного мировосприятия действительности, приобщения к духовным и нравственно-этическим образцам жизнедеятельности в окружающей среде. Для этого необходимо самоопределение воли ин­дивида и социума, направленное на коренную перестройку экологического мировоззрения лю­дей, переоценку ценностей в области духовно-нравственной деятельности.

Практическая реализация предусма­тривает непрерывный характер экологического образования, начиная с дошкольных лет и за­вершая взрослыми годами, экологизацию обра­зовательного процесса, реализацию межпред­метных связей и использование разнообразных форм обучения с особым акцентом на практи­ческую деятельность обучаемых. При этом сле­дует учитывать, что нравственные идеи приро-досообразности в воспитании и образовании не являются для педагогики чем-то новым, они про­ходят красной нитью через все прогрессивные, гуманистические педагогические учения, где экологические проблемы рассматривались как глубинные связи, зависимости, закономерности взаимодействия, как единство человека и приро­ды [5].

Формирования экологической культуры во время учебной, внеучебной и внеклассной рабо­ты на протяжении всего периода обучения долж­на принадлежать школе. Главной задачей учителя начальных классов является вооружение учащих­ся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков экологической направленно­сти, необходимых для жизни и труда в современ­ном техногенном обществе. Для реализации этой задачи необходима подготовка грамотного, ком­петентного специалиста, способного пополнять свои знания из естественно-научных дисциплин, пересекающихся в силу широты вопросов, охва­тываемой экологией, и использовать их на уроке в начальной школе. Поэтому необходимо более ответственно подойти к подготовке будущего пе­дагога начального звена обучения.

В процессе формирования экологической культуры особое значение имеет период обучения в высшей школе. Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать эко­логической этикой и экологической культурой. И если передача знаний, умений, навыков - зада­ча специалистов, то формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообраз­ные стратегии деятельности - задача всех педа­гогов. Поэтому экологизация образования рас­сматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Она предусматри­вает реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и про-блемности. Именно в стенах вуза студенты при­общаются к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области окружающей среды. Учебно-исследовательская деятельность учащихся обеспечивает форми­рование всех компонентов экологической куль­туры. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению эколо­гической культуры студентов, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих экологическую направленность, а также проведение мероприятий по презента­ции экологических работ. Несомненно, дополни­тельным педагогическим условием повышения экологической культуры учащихся будет созда­ние экологической воспитывающей среды в уни­верситетском городке. Именно педагогическая среда оказывает большое влияние на поведение личности, т.е. на проявление не только внутрен­ней, но и внешней экологической культуры. Эко­логизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологич­ной личности. Другим условием формирования экологической культуры студентов является по­вышение экологической культуры преподава­телей, предполагающее, в первую очередь, раз­витие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием препо­давателя вуза [7].

Формированием культуры, в том числе и эко­логической, должна заниматься школа, так как приобретенные знания и умения в период обуче­ния в школе, могут в дальнейшем преобразовать­ся в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к своему здоровью и окружающей среде. В будущем это может повли­ять на оздоровление экологической обстановки в стране и в целом [8].

Проблема формирования экологической куль­туры должна занять место и в СМИ. Именно средства массовой информации являются се­годня основным источником экологической ин­формации для большинства граждан, именно от журналиста зависит, узнают ли люди о суще­ствующей проблеме, как они к ней отнесутся, вызовет ли эта проблема интерес в обществе или, напротив решительные действия по защи­те своих прав на благоприятную окружающую среду. Можно утверждать также, что экологи­ческая журналистика - один из инструментов в решении экологических проблем. И это на­кладывает определенную ответственность на журналиста, освещающего темы экологии. Осо­бенно важно, чтобы журналист сам разобрался в существе проблемы, о которой он рассказыва­ет. Неаккуратность в обращении с фактами, из­лишнее стремление к сенсационности в подаче материала могут не только запутать читателя, вызвать панику, но и дадут повод чиновникам, ответственным за решение экологических про­блем, лишний раз подчеркнуть безграмотность журналистов и общественности и игнорировать мнение граждан при принятии экологически зна­чимых решений.

Так как современные средства массовой ин­формации (СМИ) играют важную роль в рас­пространении экологических знаний среди на­селения, журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного мировоз­зрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом становится все ак­туальнее культурообразующая, воспитательная функция СМИ, по мере того, как мир начинает осознавать важность и сложность экологических проблем [9].

К сожалению, в сфере экологического про­свещения на последнем месте стоит книгоизда­тельское дело. Книг по экологии с каждым годом издается все меньше и меньше. Даже специали­зированные издательства выпускает очень мало книг по своему профилю, причем многие из них научные монографии. Это характерно и для дру­гих издательств, выпускавших книги по вопро­сам защиты окружающей среды.

Основные сведения об экологической обста­новке в различных регионах страны населения получает из средств массовой информации: га­зет, журналов, радио, телевидения. Экологи­ческие проблемы затрагиваются на страницах центральных общественно-политических, исто­рических и литературно- художественных изда­ний. Много материалов по экологии печатают газеты. К сожалению, и радио и телевидение не очень радуют аудиторию, так как экологиче­ских передач на радио и телевидении очень мало [10]. Экологические проблемы теперь волнуют не только специалистов, они все активнее втор­гаются в повседневную жизнь людей. Поэтому расширяется тематика информации в СМИ, идет поиск решений экологических проблем среди различных слоев общества.

Сейчас, когда опасность деградации окружаю­щей среды превращается в проблему номер один для человечества, возрастает значение средств массовой информации. Значительная часть ущерба, который наносится природе, можно от­нести к низкой экологической культуре и слабой осведомленности. Успех деятельности СМИ во многом   определяется   профессионализмом и уровнем нравственности. Средства массовой ин­формации несут огромную ответственность за отражение не только конфликтов с природой, но и сложности их решения. Именно они призваны показывать пути выхода из критических ситуа­ций [11].

Мы должны осознать, что грамотное и кор­ректное освещение существующих проблем может повлиять на их положительное решение. Ведь зачастую именно публикации в газетах яв­ляются руководством к действию граждан. Лю­бые решения, как чиновники разных уровней, так и обыватели, принимают на основе имею­щейся у них информации. Материал, грамотно освещающий проблему, поможет и «простым людям», живущим рядом с вами. Пусть каждый из них принимает решения только за себя. Со­временным журналистам СМИ катастрофически не хватает базовых экологических знаний, это видно практически по каждому материалу. Учи­тывая что в современном мире глобальный эко­логический кризис не менее значим, чем кризис политический и экономический, можно утверж­дать, что базовые знания о законах природы, о функционировании экосистемы, о промышлен­ных загрязнениях, о влиянии тех или иных хи­мических веществ на здоровье человека важны не только для экологического, но и вообще для любого современного журналиста [12].

Функции экологической журналистики мож­но определить следующим образом:

  • информационная функция: предоставле­ние аудитории сведений о состоянии окружаю­щей среды, информирование о существующем или потенциальном риске для здоровья человека и устойчивого существования экосистем;
  • просветительская функция: знакомство читателей с основными законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду; установление взаимосвязей между от­дельными явлениями, например, выхлопами ав­томобилей и глобальными процессами - парни­ковым эффектом или потерей озонового слоя, а следовательно, изменением климата или возник­новением риска для здоровья;
  • организационная функция: «стимулиро­вание» населения к принятию тех или иных ре­шений, к конкретным действиям;
  • контролирующая функция: информируя о деятельности властей, предприятий, оказыва­ющих влияние на состояние окружающей среды, предоставлять возможность людям реализовать свое право на знание о состоянии окружающей среды и защищать свое право на благоприятную окружающую среду [13].

Таким образом, СМИ играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения, способствуют формированию эко­логического мировоззрения. В связи с широким внедрением электронных средств массовой ин­формации возрастает требовательность к точ­ной, последовательной и эмоционально уравно­вешенной информации о состоянии окружающей среды и рациональном использовании природ­ных ресурсов. Кроме демонстрации обеспоко­енности журналистов состоянием окружающей среды необходим показ позитивных явлений в охране природы и нахождение конструктивных вариантов в решении экологических проблем. В связи со спецификой экологического материала, серьезностью и сложностью проблем целесоо­бразна экологическая специализация при подго­товке журналистов.

Для определения экологического уровня ин­дивида и роли главных социальных институ­тов (семья, образование, СМИ) в формирова­нии экологической культуры было проведено пилотажно-социологическое исследование. В социологическом опросе принимали участие 50 студентов колледжа КазНУ им. аль-Фараби.

Данные социологических опросов показали, что уровень экологического образования у сту­дентов оставляет желать лучшего. На вопрос «Как Вы понимаете экологическую культуру?» большая часть участвующих в опросе ответили - охрана природы и окружающей среды (58%), а малая часть, то есть 40% ответили - культурное взаимоотношение с природой. Отсюда можно сделать вывод, что формирование экологической культуры молодежи еще далеко от своего завер­шения.

Анализ полученных данных по определению роли главных социологических институтов (се­мья, образование, СМИ) в формировании эко­логической культуры показал, что основную информацию по экологическим проблемам и охране окружающей среде студенты получают из средств массовой информации (84,6 %). Эколо­гическую информацию в семье получают только 7,8 %, а также из других источников (беседы в городских транспортах, беседы с друзьями и др.) получают только 7,6 %. По полученным резуль­татам можно отметить, что 60 % из опрошенных, полученную экологическую информацию в шко­ле оценивают средним, и только 28% оценивают высоким, а остальная часть низким.

Таким образом, как показало наше исследо­вание, значимую роль в формировании эколо­гической культуры играют СМИ. Студентов об­ращаются в СМИ больше других социальных институтов. А также исследование показывает, что среди средств массовой информации Интер­нет является основным источником получения экологической информации.

Наибольшей сложностью и драматизмом от­личаются отношения человека к природе в силу «немоты» последней. И опять-таки не все здесь так просто, как кажется. Здесь необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, ис­ходя из которой, будет строиться и этика эколо­гии. Мы говорим «человек и природа», «отноше­ние человека к природе», то есть мы разделяем человека и природу. С нашей точки зрения, это глубоко ошибочно. Человек не противостоит природе: он сам - неотделимая часть природы. Но если «часть», то какая? Здесь мы сталкива­емся с проблемами чисто мировоззренческого порядка и необходимостью признания того по­ложения, что мир, за исключением какой-то не­ясной части, основан на разумных основаниях. То есть мы должны признать разумное начало в мире. Наука в различных дисциплинах все бли­же подходит к этому признанию.

Мир представляет собой органическое целое. Сейчас, чтобы основать философию экологии, а на ней - этику экологии, одна естественнонауч­ная сторона при всех ее достоинствах, к сожа­лению, уже недостаточна. Необходимо привле­чение более широких, а главное, современных данных социальных наук, чтобы сделать нагляд­ной взаимосвязь всего существующего в мире.

При миллионных разновидностей живых су­ществ - зверей, птиц, насекомых, растений - че­ловек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир, даже, за так называемый «мертвый», в отношении которо­го мы не можем быть до конца уверенными, что он «мертвый». Человек не только нравственно от­вечает за всех живых и за все мертвое, лишенное осмысленной, «умной» речи (не только эмоцио­нальных возгласов), но и морально обязан за них говорить, защищать их права, их интересы. Чело­век - носитель самосознания Вселенной.

По проведенным исследованиям по формиро­ванию экологической культуры можно прийти к следующим выводам и рекомендациям. Экологи­ческая культура ребенка формируется в началь­ный период его жизни, и семья является одним из важных социальных институтов, формирую­щих экологическую культуру ребенка. Низкий уровень экологической культуры родителей сни­жает эффективность экологического воспитания. Для повышения эффективности экологического воспитания необходимо:

  • дать ребенку возможность ухаживать за растениями и животными;
  • органиовать мини экологические меро­приятия: очистку родника, уборку мусора;
  • самим родителям, самостоятельно по­полнять и расширять свои биологические при­родоохранительные знания;
  • часто показывать мультфильмы и дет­ские фильмы в целях эмоционального воздей­ствия на уровень восприятия экологической ин­формации.

Формирование экологической культуры необ­ходимо признать в числе основных приоритетов развития системы образования. Для совершен­ствования экологического образования в системе образования необходимо:

  • разработать учебный план, включающий в учебно-воспитательный процесс специальные экологические предметы и программы;
  • шире использовать существующие пере­довые методики экологического образования и воспитания и разрабатывать новые;
  • повышать системность содержания не­прерывного экологического образования;
  • реализовать образовательные программы по экологическому, биологическому, краеведче­скому, туристскому направлениям;
  • организовать участие школьников в эко­логических проектах и других мероприятиях по презентации экологических работ;
  • поощрять междисциплинарные научно-исследовательские работы, имеющие экологиче­скую направленность;
  • организовать экскурсии экологической направленности и праздники экологического ха­рактера, экологические акции;
  • развивать активные методы обучения (деловые игры, приглашение участников эколо­гических движений, организовать полевые прак­тики и экскурсии).

Формирование общественного сознания без использования средств массовой коммуникации невозможно. Средства массовой информации оказывают значительное влияние на формиро­вание экологической культуры индивида. Таким образом, можно сформулировать следующие основные рекомендации по совершенствованию экологической культуры через средства массо­вой коммуникации:

  • организовать деятельности по экологи­ческому просвещению с использованием теле­видения, радиовещания, печати и Интернета;
  • наполнять информационные средства информацией, несущей идею заботы об окружа­ющей среде и бережном к ней отношении;
  • освещать проведение экологических мероприятий: экспозиции творчества по эколо­гической тематике (фотографий, литературные произведения, видеофильмы, эссе школьников и студентов, ручные работы из экологических ма­териалов);
  • не допускать реализацию негативных и нейтральных материалов;
  • совершенствовать профессиональное мастерство журналистов, например, организо­вать курсы, семинары, круглые столы для про­фессиональных работников СМИ;
  • привлекать журналистов совместно с учеными к созданию книг по актуальным эколо­гическим проблемам;
  • создать специальные экологические бло-ги и сайты.

Наше исследование не полностью охватывает проблему формирования экологической культуры индивида. Вопросы формирования экологической культуры и экологической грамотности учащихся общеобразовательных школ, а также формирова­ние нравственных экологических ценностей ин­дивида требуют дальнейшего изучения.

Таким образом, мы выяснили, что на совре­менном этапе развития человеческого общества формирование экологической культуры является весьма важным и значимым приоритетом для основных социальных институтов. Формируя экологическую культуру, мы закладываем креп­кий фундамент для полноценного и всесторонне развитого социума. 

 

Литература

1           Яницкий О.Н. Экологическая социология. С.129-130.

2           Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3 ч. Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2003.- Ч. I. С. 225-231.

3           Топор А. В. Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста [Текст] / А. В. Топор, Е. Ф. Оболоник // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 410-412.

4           Проблемы природопользования и охраны окружающей среды в современной России (законодательные аспек­ты)// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2005. - № 17 (26). - С.34

5           Горелов А. А. Социальная экология. - М.; Московский лицей, 2005.)

6           Бодиева Н. Ф., Бодиев А. Б. Экологическая культура личности как основа практической природосберегающей деятельности современного общества // Энергосберегающие и природоохранные технологии (встреча на Байкале): Ма­териалы II международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 20 - 25 августа 2003 г. - Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного технологического университета, 2003.

7           Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов // ksu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_3_2. htm (дата обращения: 08.01.08).

8           Экологическое и эстетическое воспитание школьников/Под ред. Л.П. Печко.-1984.-135 с.

9           Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших клас­сов общеобразовательных учреждений. - М.: Аспект Пресс, 1998.

10        Сетевая энциклопедия www. krugosvet. ru

11        Экология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

12        Банников А.Г. и др. Основы экологии и охрана окружающей среды/А.Г. Банников, А. А. Вакулин, А.К. Руста-мов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1999.

13        Абдуллаев А.А. Проблемы экологической культуры в современных условиях. - Алма-Ата, 1990. - С. 87.

Фамилия автора: Т.Х. Габитов, С.М. Каупенбаева
Год: 2013
Город: Алматы
Категория: Философия
Яндекс.Метрика