Государственно-религиозные отношения в РК на современном этапе:проблемы и модернизация

Данная статья посвящена к рассмотрению проблемы государственно-религиозных отношений в современном Казахстане. Определяется их роль и значение в жизни современного казахстанского общества. В ней осмыс­ливается актуальные проблемы их взаимодействия. Освещаются тенденции этих отношений в предстоящих этапах развития. Для освещения проблемы используется важые документы Республики Казахстан - Стратегия «Казахстан-2050», материалы 4 съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане в мае 2012 года. Предметом для размышления автор избирал формулу, которая в науке называют «государственно-религиозными отношениями». Автор пытается доказать, что независимое государство проявило большую ответственность и гуманизм, выбрав в отношении религии единственно правильный путь в стратегическом плане. Была восстанов­лена пререрванная в развитии религии и религиозном сознании народа многовековая связь историко-культурной традиции. Значительно возрос авторитет религии, в том числе и ислама. Происходило восстановление истори­ческой справедливости по отношению к казахскому народу и его культуре и религии. Возникли конструктивные взаимоотношения между государством и религиозными конфессиями, построенные на основе: терпимости, толе­рантности и активного социально-политического партнерства.

В статье определяется их роль и значение в жизни современного казахстанского общества. В ней осмысливается актуальные проблемы их взаимодействия. освеща­ются тенденции этих отношений сегодня и в предстоящих этапах развития. Межнациональные и межконфессио­нальные отношения являются одним из основных направлений нового политического курса государства. Ныне в Казахстане системно ведется государственна политика по обеспечению равноправия граждан независимо от национальной и религиозной принадлежности. Имеет место активное вовлечение их в созидательные процессы во всех областях жизнедеятельности страны. В Стратегии «Казахстан-2050» обозначены проблемы дальнейшего развития религии в Казахстане в ХХІ веке.

Особо подчеркнуто сохранение и укрепление общественного согла­сия, осуществляемые государством совместно с Ассамблеей народа Казахстана. В свою очередь,религиозные конфессии активно содействуют религиозному возрождению и дальнешему укреплению традиций, морально-нравственных ценностей казахстанского общества. Для освещения проблемы в статье используется важные до­кументы Республики Казахстан - Стратегия «Қазахстан-2050», материалы 4 съезда лидеров мировых и традици­онных религий в Астане в мае 2012 года.

Государственно-религиозные отношения при­обрели в современном Казахстане особую акту­альность. Значение государственно-религиозных отношений в пройденной истории и в наше огромное. Религия и государство - две сосуще­ствующие с древности как неотъемлемые эле­менты в жизни людей. Каждое из этих явлений имеет свои особенности: религия - сфера духов­ности человека, связанная с реальностью, вечной, не имеющй пределов и непостижимой. Религия затрагивает специфическую сакральную сторо­ну его многогранной духовной жизни. Религи­озность людей обусловлена верой в спасение от неизбежного, необходимости праведной жизни. Именно религия утверждает главных духовных ценностей, прежде всего о милосердии друг дру­гу. Она призывает людей к добру, к праведной жизни, угодной богу. Многое из того, что укре­пляет общественную мораль, нравственность и соответственно общественный порядок, как по­казывает практика, зависить от уровня религиоз­ности в обществе. Религия оказывает большую помощь государству в духовно-нравственном воспитании граждан высокой духовности. Го -сударство является главным элементом полити­ческой системы. Это - политическое средство, которое в своей деятельности ориентировано на решение практических задач в жизни общества. Это - осуществление властных полномочий и суверенитета страны, организация обществен­ной жизни, экономики и социальной жизни, сфер образования и культуры. Созидательная мощь государства проявляется в его функциях, оказы­вающих влияние на все жизненноважные сферы общественной жизни. Таким образом, объектив­ный характер исторического развития определя­ет тесную взаимосвязь религии и государства, характер, содержания и эволюцию их взаимно обусловленных отношений. Эти отношения в науке называют «государственно-религиозными отношениями» [1]. Они представляет собой в со­вокупности исторически складывающихся и из­меняющихся многомерных связей и отношений в жизни конкретных обществ. Государственные и религиозные отношения в единстве выполня­ют важнейшую интегрирующую роль в рамках общественной системы.

Государственные-религиозные отношения в Казахстане имеет долгую историю развития. Необходимо отметить, что определенный этап истории Казахстана характеризуется ограниче­ниями и ущемлением религии и религиозной деятельности. Независимость, правозглашенная с распадом многонациональной державы- СССР, явилась для бывших советских республик по­воротным моментом в их дальнейшей истори­ческой судьбе. Независимость стала началом трансфрмации общества, проведения глубоких социально-экономических, политических, ду­ховных преобразований. Это- создание овоей государственности на исконно многострадаль­ной казахской земле. Это-становление и разви­тие гражданского общетва и его институтов. Ею же обусловлена смена мировозренческой пара­дигмы в духовной сфере жизни - от общепри­знанного постулата марксизма- атеизма к рели­гиозной ориентации и свободе. Она же и явилась основой преобразования всей системы сложив-щихся в стране государственно-религиозных отношений. Становление новых отношений, процесс духовного возрождения в независимом Казахстане развернулись в процессе трансфор­мации социального бытия общества с учетом всего лучшего в своей собственной истории и опыта развития религиозных отношений в передовых странах. Новые государственно-религиозные отношения в Республике Казахстан органически воплотили собою взаимодействие двух тенденций, идущих из глубины истории: сакральной, духовной (религии) и земной, свет­ской (государства). Отношения между государ­ством и религией сложились на основе новых мировозренческих императивов. Они явились на практике поистине конструктивными взаимоот­ношениями. Они объединили многочисленные этносы и религий Казахстана на основе прин­ципов терпимости, толерантности и активного социально-политического партнерства. В лице этих отношений полиэтническое и поликонфес­сиональное общество получило надежную опо­ру во всех сферах, особенно духовной, своей жизнедеятельности. Большую роль в возрож­дения национальных и религиозных традиций народа Казахстана сыграла целенаправленная деятельность политической власти. Она в лице Президента страны считала, что «без дове­рия между людьми разных национальностей, без равенства всех перед законом не будет про­цветания государтсва, а, значит, и счастливой жизни простых людей». Она придавала большое значение на обеспечение устоичивого и безопас­ного развития общества, на сохранение мирных межнациональных и межрелигиозных отноше­ний, на полное осуществление политической и религиозной свободы всех граждан страны, на решение проблем их взаимоотношений. С 1991 г. работало созданное впервые в стране Духовное управление мусульман. Был принять и осущест­влялся закон РК. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992 г.). В стране последова­тельно проводилась поистине демократическая политика, объединяющая многие этнические группы и различные религиозные объединения в светском казахстанском обществе на принци­пах терпимости и толерантности. Она явилась решающим фактором осуществления в полной мере прав и свобод человека, в томс числе и сво­боды совести и вероисповедания. Была восста­новлена пререрванная в развитии религии и ре­лигиозном сознании народа многовековая связь историко-культурной традиции. Происходило восстановление исторической справедливости по отношению к казахскому народу и его куль­туре. Так, религия ислама, являющаяся многие столетия важнейшей ценностью наших предков, сильно пострадала и чуть не оказалась забытой в условиях командно-административной системы. Одновременно происходило восстановление по­страдавшей в результате искажения и ущемления в предыдущие этапы развития социокультурной роли религий. Все это в полиэтническом и поли­конфессиональном обществе находило положи­тельный отклик: казахстанцам близки были идеи добра, единения и братства. В результате сло­жилась благоприятная социально-политическая ситуации: Она явилась основой восстановления традиционных ценностей и идеалов в области культуры и религии, охватившие постепенно широкие массы народа. Возрождение религи­озного сознания народа явилось в социально-политическом и духовном плане консолидирую­щим его фактором. Общие усилия государства и религии выступают условием формирования взаимного доверия и сплочения казахстанского общества, обеспечения мирной, спокойной жиз­ни страны, ее динамичного развития, политиче­ской, экономической стабильности и националь­ной безопасности.

Таким образом, в годы независимости ка­захстанское общество достигло в социально-политическом и духовном отношении невидан­ной ранее свободы, полнокровного и стабильного развития. Она проявлялась в устремлениях к демократии, свободе, справедливости, сотруд­ничеству, культурному плюрализму, диалогу и принципам взаимопонимания и толерантности. В обществе стало приобретать доминирующее значение незыблемые универсальные ценности-межрелигиозная терпимость, толерантность и согласие. Значительно возрос авторитет религии, в том числе и ислама. Взаимопонимание и взаи­моуважение между народами и конфессиями ста­ли обретать системный характер. В практике по­вседневной жизни проявлялись демократические духовно-нравственные ценности: гуманность, понимание и уважительное отношение чужой культуре, обычаям и традициям, мысли, веро­ванию, самочувствии и внешности человека как общие гражданские ценности. Преодолев в годы независимости идеологическую эгнорелигиоз-ную нетерпимость Казахстан, избежал конфлик­тов и раздоров в межэтнической и религиозной сферах. Все это подтверждение формирования и развития в Казахстане своеобразной оптималь­ной модели государственно-религиозных отно­шений, основанные на принципе толерантности. Таковы объектиные результаты позитивного раз­вития государственно-религиозных отношений в годы независимого развития страны.

Современный Казахстан- страна множества национальных групп, культур и религий. Ка­захстан является поистине полиэтническим и поликонрфессиональным государством.Здесь проживают представители более 140 наций и 17 конфессий. В годы независимости в Казахстане произошел сушественный количественный и ка­чественный рост религиозных институтов. Со­гласно данным Агентства по делам религии их составляли в начале 2010 г. свыше 4550-и (против 670-ти в в 1990- году). В настоящее время ислам ханафитского направления переживает истинное возрождение, приобрел в обществе огромный социально-политический престиж и авторитет. Возрастает влияние ислама, православного хре-стинства и других религиозных конфессий Казах­стана на нравственный, духовный и социалный уровень развития казахстанского общества. Их общественная социально-гуманитарная деятель­ность, направленная на формирование в стране атмосферы мира и согласия, воспитание взаимно­го уважения и терпимости, пронизаны гуманиз­мом. Нашей стране характерна неоднородность, наличие в составе ее населения различных соци­альных, этно-культурных и религиозных групп. Сложившееся в Казахстане этническое, куль­турное и религиозное многообразие- это реаль­ность исторического развития. Характерно, что сегодня полиэтничность и полирелигиозность / конфессиональность/ в казахстанском обществе воспринимается как естественное, спокойно, без раздражения. Это есть неразделяющее, а имен­но объединяющее и взаимно обогащающее их духовное благо, огромное социокультурное пре­имущество. В современном Казахстане религи­озные мировосприятие, сознание, культы и служ­бы реализуются без ограничения. Религиозные конфессий имеют необходимые возможности для свободного осуществления разнообразной деятельности, в том числе и своих различных общественно значимых мероприятий по языку, культуре и вере. На должном уровне сообща от­мечаются в Казахстане значимые общественно-политические и духовные праздники- Наурыз, Пасха, Курбан- айт, Рамазан, Рождество и другие обычаи и традиций народов. В Казахстане наи­большим распространением и влиянием в обще­стве пользуются крупные мировые и традицион­ные религиозные системы- ислам, православие, христианства, католицизм, иудаизм, буддизм и другие. Среди них особенно выделяется ислам, являющийся духовной ценностью казахского на­рода на протяжении многих веков. Количество исламских объединений выросло с 46 до 2248. Ислам, охватывающий около 9 млн. человек, представлющие 24 национальностей играет осо­бую роль в жизни страны. Практическая дея­тельность этих религиозных общин и конфессии в целом отличается гуманностью, толерантно­стью, признанием и уважением общечелове­ческих нравственно-моральных норм. Между собой они взаимно дмократичны, деликатны, желают друг другу добра и благополучия, мира и согласия. Религия в Казахстане активно уча­ствует во многих общественно значимых делах страны. Она внушает людям доверие к властям, поддерживает веру в их законность (легитим­ность) и справедливости ее политики. Религи­озные конфессии воспитывают народа страны к любви и уважению к общей Родине, к добру и взаимопониманию, положительному социально-политическому поведению в отношении госу­дарственной власти. В этом плане она является одной из мощных опор государства и общества, обеспечивающий его сплочение, укрепление его лучших духовных качеств на пути стабильного и устойчивого развития. В этом плане, как от­метил президент, наша политика была успеш­ной. Республика Казахстан в годы независимого развития достигла своей главной исторической цели- формирование в полной мере успешного независимого государства. Ныне Казахстан яв­ляется миролюбивой полиэтнической и поликон­фессиональной страной. Признано, формирова­ние в нем целостного, самобытного, вобравшего в себя множества этносов и религий, но единого народа. Многое в нашей жизни- взаимопонима­ние, уважительные и добрые отношения между ними подтверждение того, что в осноном сложи­лось единая казахстанская нация.

Несомненно, что современный Казахстан имеет большой опыт успешнего и стабильного развития, глубоких социально-экономичесих, политических и духовных преобразований. От­сутствует основания для конфликтов, связанные с этнической и религиозной идентификацией, с участием этнических групп и религии и религи­озной окраской в коллизиях общественной жиз­ни. Объективно, что религиозные общины и кон­фессии страны сталкиваются вставшими перед ними проблемами, порожденными новым, пере­ломным для всего мира этапом развития.

В наше время приобретают особое значение, с одной стороны, процессы глобализации, которые все больше охватывают страны - все уголки мира, навязывая им стандарты стиля поведения и об­разы мышления; с другой - фундаментальные различия в жизни народов и человечества, кото­рые проходят по характеру и уровню социально-экономического развития, культуре, идеологии и религиозным воззрениям. В новом послании на­роду Казахстана Президент страны отметил де­сять глобальных вызовов в XX1 веке, с которыми сталкивается человеческтво и каждое государ­ство в условиях глобальной взаимозависимости. Естественно, что они порождают множество противоречий, вплоть до кризиса морально-нравственных ценностей, которые ведут иногда на разных уголках земли к обострению социаль­ной, межэтнической и межрелигиозной напря­женности и конфликтам. Десятым вызовом явля­ется угроза новой мировой дестабилизации. Проявление этой теденции в области межацио-нальных и межрелигиозных отношений тоже имеет острый и глобальный характер. Естествен­но, прежде всего в предстоящих быстро меняю­щихся сложных исторических условиях. Извест­но, что ныне государство особое внимание уделяет обеспечению безопасности обществвен-ного строя и граждан от глобальных угроз XX1 в, посягательства внутренних и внешних де­структивных сил.

Известно, что, сфера государственно-религозных отношений - область всегда деликатная, требующая, естественно, осо­бой прозорливости, последовательности, терпе­ния и ответственности. Следует отметить, что идущие из глубины истории религиозно-миро-возренческие установки, культовые и традици­онные особенности народов достаточно глубо­кие и значительные. Поэтому требование определенных условий для решения больших и малых проблем и потребностей отдельных рели­гиозных конфессии вполне естественно и право­мерно. И своевременное и последовательое ре­шение этих проблем- это всегда необходимость. В поликонфессиональной стране в условиях рав­ноправия вполне допустимы определенная сво­бода, открытые соревновательные устремления и действия в этой области. Но принципиально важно, чтобы они не доводились до крайности и свобода вероисповедания была в рамках Консти­туции и не нарушила законов страны. Религиоз­ные объединения страны должны ставить выше и чтить свято интересы укрепления многонацио­нального государства, межэтнического и меж­конфессионального мира и согласия. Как пока­зывает опыт, любое отклонение от принципа равенства и справедливости, дань предпочтения какой-либо одной религиии и другие заблужде­ния и недоработки недопустимы и опасны, так как это может иривести в противоречие с прин­ципом межэтнического и межнационального со­гласия. Как показывает опыт, противоречия в ре­лигиозной области обусловлены социаль­но-экономическими, политическими и духовны­ми сторонами общественной жизни. Именно обострение социально-экономических и полити­ческих противоречий могут подготовить почву для возникновения религиозного недоверия, не­приязни и нетерпимости. Вполне возможно, что социально-экономические, политические колли­зий могут явится источником и побудительным мотивом для возникновения межэтнической и межконфессиональной напряженности. На зна­чение этих факторов для возникновения соци­альных и межэтнических конфликтов указал из­вестный ученый профессор М.М. Сужиков в своих исследованиях на примере событий в г. Новый Узень Каз ССР и других регионов СССР в конце 1980- и в начале 1990-х годов. Раумеется, что в нашей многонациональной и поликонфес­сиональной стране ответственность в этом отно­шении особая и общая. Этнические и религиоз­ные объединения и конфессии страны не должны забывать об этом, и проявлять высокую ответ­ственность. Здесь не должно быть проявлению двойных стандартов. Они не должны стоять только за себя, ущемляя при этом интересы дру­гих. Они должны выше общие интересы много­национальной страны, которую обитают, за об­щей Родины, ее национальную безопастность. Для них интересы всего могонационального на­рода, общее благополучие казахстанцев должны иметь доминирующее значение.

Они должны приложить все усилия к сохранению и укрепле­нию общественно-политической ситуации, ме­жэтнического согласия и религиозной толерант­ности. Соблюдение законов и Конституции страны, сохранение и укрепление сложивщуюся общность исторической судьбы должны и даль­ше оставаться предметом их постоянной заботы. Все это в целом укрепляют совместную жизнь и мирное сосуществование различных народов и его религиозных объединений в едином государ­стве и стране в будущем. Тем не менее прояви­лись определенные коллизий в государственно-религиозныхотношениях. Сферы межэтнических и межконфессиональных отношений-сферы сложные и особо деликатные. К сожалению, в наше время встречались случаи, когда какие-то политизированные организаций, прежде всего радикальные и эстремистски настроенные силы, действовали под прикрытием религиознного знамени. В том числе и течение «Таблиги жама­ат», придерживающееся ваххавизма. Настоящие традиционные религии, в первую очередь ислам, с их заветами и заповедями не имеют ничего об­щего с ними, сеющими в обществе хаос, насилия и зло. Но бесконтрольное распространение ра­дикальной религиозной идеологии среди верую­щего и неверующего населения, особенно моло­дежи страны, стало опасным. Прежде всего с точки зрения сохранения межэтнической и меж­конфессиональной стабильности. В последнее время имели место случаи с террористическим и экстремистским оттенком в отдельных регионах Казахстана, в частности в городе Атырау. Они показали тенденцию к росту распространения радикальных идеологий среди верующих, осо­бенно неопытной молодежи. А это чревато рас­колом в рядах верующих, тем самым оно внесло бы элементы угрозы нестабильности в сферы межконфессиональных отношений. Естествен­но, возниклла необходимость ставить надежный заслон распространению деструктивных религи­озных течений. Не менее озаботило и некоторые нестыковки в отдельных случаях позиций между руководства ДУМК и государственного органа Агентства РК по делам религий вокруг не осо­бенно существенных значительных проблем в недавнем прошлом. Проявилась низкая уровень религиозной грамотности не только населения, но и служителей культа. Поэтому, с точки зрения сохранения общественной стабильности в стра­не неосторожным является выдвижения неадек­ватных суждений и практических шагов таких как, скажем, формула «одна нация- одна рели­гия», воспринимаемая различными слоями об­щества неоднозначно.Именно этим обстоятель­ством было обусловлено появление в стране множества малочисленных религиозных групп, не считающиеся в силу, так называемых, особых вероубеждений с законом и соответствующими государственными структурами. Так, общая чис­ленность их в стране за короткий срок достигло 579-ти. Среди них 346 исламских, 210 проте­стантских, иудейских и буддийских и других. Наибольшее количество таких групп имели ме­сто в Южно-Казахстанской (114), Северо­Казахстанской (113), Акмолинской (104) и Кара­гандинской (103) [2]. Поэтому внесение новых существенных коррективов и изменений в обла­сти государственно-религиозных отношений применительно к современному этапу развития явилось требованием времени. Казахстанское общество беспокоило, например, вопросы воз­ никовения конфликтов на почве религиозных разногласий и религиозного фанатизма, проник­новения чужих для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений, перехода некото­рых людей в силу жизненных обстоятельств на веру нетрадиционную для своей этнической группы. Многое связано здесь с недостаточным уровнем социально-экономического развития и сознания населения. Назревшей проблемой в Ка­захстане стало наведение в религиозной сфере правового порядка, полное преодоление имею­щихся в ней элементов анархии и бесконтроль­ности. Необходима была защита ислама и его подлинных ценностей от искажения и спекуля­ции со стороны мнимых его доброжелателей . Именно этим обстоятельством было обуловлено принятие и реализация нового закона РК «О ре­лигиозной деятельности и религиозных объеди­нениях» ( октябрь 2011 г.) [3].

Естественно, что на современном этапе в Казахстане ведется ак­тивная борьба проьтив радикализма, экстремиз­ма и терроризма. Вместе с тем, всякие обостре­ния, связанные с религией нельзя рассматривать как экстремизм, ваххабизм, терроризм. В отно­шении подобного рода проявлений государство должно придерживаться лишь демократических позиций и правовых принципов. Ясно, что чело­век приходит в религию сознательно, по велению своег сердца. неадекватное, силовое реагирова­ние с целью выкорчевания по корню на случаи «проявления» терроризма и религиозного экс­тремизма непродуктивно, не является решением проблемы. Тем более религия не воспринимает карателдьные действия, она ориентирована на прощение заблудившего верующего.

Единство казахстанского общества, как сказал Президент, необходимо оберегать, охранять и приумножать. В этой связи важно, чтобы в руководстве обще­ством, в решении возникающих проблем госу­дарство было мудрым, гибким и последователь­ным. Событие в Жанаозене в декабре 2011 года, показало, что именно глубоко непродуманные решения, поспешние действия и просчеты мест­ных органов способны нарушить общественную стабильность, межэтнического и межконфессио­нального согласия в стране. Разумеется, работая в сфере религиозных отношений, государство невмешивается во внутренние дела религиозных общин. Но оно может принять активное участие в регулировании их общественных отношений путем использования лишь испытанных право­вых демократических способов их оздоровле­ния. Ситуацией в сфере социальных, межэтниче­ских и религиозных отношений как никогда необходимо умело управлять и направлять. Оно должно сопровождаться нахождением решений, адекватных возникающим социальным, межэт­ническим и межконфессиональным проблемам, не пустить их развитие на самотек. Известно, что ныне государство перед лицом вызовов -глобальных угроз XX1 в уделяет особое внима­ние обеспечению безопасности обществвенного строя и граждан от посягательства внутренних и внешних деструктивных сил. Республика Казах­стан проводит политику идентичности, направ­ленную на интеграцию различных социальных, этнических и религиозных сообществ, не разде­ляет тезиса о различиях и разногласиях и непри­миримых противоречиях между ними. Она, естественно, не депустить никаких преимуществ никому по этническому, религиозному и расово­му признакам. Она занимает ясную и последова­тельную позицию по этим вопросам, с тем, что­бы не давать повода для обиды, разногласий, раздоров и конфликтов. Проводя приоритета принципа общей гражданственности, государ­ство гарантирует реализацию прав граждан на свободу вероисповедания, ведет системную ра­боту по осуществлению равноправия граждан независимо от национальной и религиозной при­надлежности, активного вовлечения их в созида­тельные процессы во всех областях жизнедея­тельности страны. Можно полагать, что в стране, в которой свобода гражданской самоидентифи­кации является приоритетной, последовательное осуществление принципа о том, что «никакая ре­лигия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной и обязательной» имеет огромное значение [3]. Более того, ныне, когда трудолю­бие, знание и ответственность человека призна­ны в Казахстане как высокие ценности, равен­ство гражданских прав и свобод, составляющие основу казахстанского единства, приобретают практически огромное значение. В своем Посла­нии народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявщегося государства» (декабрь 2012 г.) и программной статье «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент страны выдвинул новую Стра­тегию развития. Она сформулирована как новый политический курс нации до 2050 года. Новый курс исходить из того, что парадигма задач, кото­рые нам предстоит решать в долгосрочной пер­спективе в условиях глобальных вызовов XXI в., качественно изменилась. Независимому Казах­стану сегодня жизненно необходимы новая по­литика политика, новая идеология, навая систе­ма ценностей, адекватно отвечающая велениям солвременного этапа исторического развития. Этим обстоятельством обусловлено необходи­мость нации быть конкурентоспособной, гото­вой к глобальному экономическому противобор­ству. Суть нового политического курса состоит в том, чтобы обеспечить устойчивого развития страны в ХХІ веке в условиях быстро меняю­щихся исторических условий. Стратегия предпо­лагает реализацию задач по семи основным на­правлениям политического курса, глубокую и масштабную модернизацию основы развития нашего государства до середины ХХ1 века.

Она выражает волю и желание главы государства ви­деть Казахстана и его народ успешными и силь­ными: Мысль такова, что к 2050 году в Казахста­не на основе преобразований всех, без исклю­чения, сферы общественной жизни возникнет совершенно новая качественно высокая со­циально-экономическая, политическая и куль­турная реальность. На деле это означало бы соз­дание к 2050 году в стране Общества Всеобщего Труда, где царит мир и спокойствие, где гражда­не свободны равны, а власть справедлива. Там и верховенство закона. Здесь сформулировано так­же осушествление мечты нашего народа о «Зо­лотой веке», идущей из глубины истории, в каче­стве Национальной идеи. Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира. Следует отметить, что это при целеустремленном и вдохновенном труде реаль­ный срок, на который сегодня ориентируется ми­ровое сообщество. Именно в таком качестве она обеспечить на новом высоком уровне построе­ние в Казахстане Общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономи­ки и возможностей Всеобщего Труда, успешнего и конкурентоспособного, адаптированного к но­вым мировым условиям [4]. Для этого, как пока­зывает опыт, необходимо сплочение всего народа вокруг следующих жизненно важных принципов и ценностей: стабильность, единство, модерни­зация. Социальная модернизация ориентирована на сплочение всех слоев, всех этнических и ре­лигиозных групп общества всеобщим трудом. Она должна вести к формированию конкуренто­способного и сильного Общества Всеобщего Труда. Она призвана служит интерсам и на благо всех казахстанцев, всех этнических и религиоз­ных общин и конфессии, оптимизировать рели­гиозно- конфессиональное поле в целом, не ущемляя права других, не являясь ущербным об­щим интересам и делам. Межнациональные и межконфессиональные отношения является од­ним из основных направлений нового политиче­ского курса государства. Способствует укрепле­нию цивилизационной основы отношений взаимной терпимости и уважения между граж­данами, между различными этническими, рели­гиозными объединениями. Толерантность и ци­вилизованность в этом отношении являются ключевым элементом его осуществления. Респу­блика Казахстан ныне делает все для успешной реализации политики социальной модернизации общества, полного равенства прав граждан, всех этносов и религиозных конфессий во всех сфе­рах общественной жизни. Совместно с Ассамблеей народа Казахстана она обеспечивает ор­ганическое сочетание интересов всех этносов и религий через их активное взаиодейстие. Она создает действенные и эффективные механизмы для сохранения толерантности, мира, укрепле­ния у граждан чувства взаимоуважения и согла­сия, солидарности и общей Родины.

Государство придерживается консолидирующего принципа, приспособливая религиозное пространство стра­ны к новым реалиям. Оно всячесски способству­ет свободному и динамичному развитию каждой этнической и религиозной группы страны на основе присущих им сложивщихся исторически традиций. Это означает и укрепление высшитх идеалов духовности, имеющееся многообразие традиций, ценностей каждой религиозной систе­мы, одновременно, это сохранения единства ре­лигиозного многообразия всего казахстанского общества. Они являюся важейшими приоритета­ми социально-духовном развитии в современном Казахстане. Этому способствует реализация но­вого закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» ( октябрь 2011 г.) [3].

В данном законе были заложены реальные условия для совершенствования религиозной сферы жизни. Закон создал наиболее эффектив­ные общественные и правовые механизмы оздо­ровления области религии и религиозных отно­шений. В нем заложены необходимые правовые основы для реализации равноправия, демокра­тизации и гуманизации во взаимоотношениях существующих в стране религиозных объедине­ний и общин. В нем также четко определены основные принципы взаимоотношений между государством и религией.

Подтверждается, что государство отделено от религии и религиозных объединеий. Как утверждается в Стратегии, светский характер нашего государтсва - это важ­ное условие успешнего развития Казахстана не только сейчас, но и в будущем. Но оно выполня­ет своих функций, не вмешиваясь во внутренние дела религиозных общин. Ограничивая сферы властных, административно-правовых методов государствнного вмешательства в определенных аспектах, государство выступает в отношениях с религиознымим конфессиями как активный, равноправный и надежный партнер. Религиоз­ные объединения и граждане РК равны перед за­коном. Однозначно определено: Никакая рели­гия не может установливаться в стране государственной или обязательной. Это имеет принципиальное значение в дальнейшем успеш­ном развитии межконфессиональных отношений в Казахстане. Реализация основных положений Закона обусловила развертывание активной ра­боты государственных органов с религиозными организациями. Вместе с тем, успех в данной об­ласти во многом зависит от активности и усилия самых религиозных объединений, от их стрем­ления и практических дел по поддержке государ­ственной политики в сфере обеспечения межна­ционального и межрелигиозного мира и соглкасия.

Тем самым они спосбствовали бы дальнейшему успешнему развитию госу­дарственно-религиозных отношений. Реализа­ция требований Закона создали условия для ка­чественного повышения уровня организован­ности и структуры религиозной сферы [3]. Это достигалось прежде всего последовательным осуществлением регламентирующих принципов и преодолением имевшего место искусственного расширения и фрагментации религиозного поля. Теперь в Республике действует совершеннно но­вая система организации деятельности религи­озных объединений, действующая со статусом на трех уровнях: местном, региональном и ре­спубликанском. В ней предусмотрено не допу­щение впредь возможности искусственного рас­ширения и фрагментации религиозного поля. Ныне в Республике зарегистрировано и действу­ют около 20 крупных религиозных конфессий, соответствующих новым требованиям. К сожа­лению, ряд религиозных объединений не сумели по разным причинам в течение одного года прой­ти государственную регистрацию. Это вызвало критические замечания в казахстанском обще­стве и зарубежом, а именно со стороны депута­тов Европарламента. Они призвали Казахстан пересмотреть законодательство по религии и ослабить ограничения на регистрацию религиоз­ных организаций. Нужно полагать, что Респу­блика Казахстана не оставить данное замечание в своей дальнейшей работе в сфере религии и ре­лигиозных отношений. Характерно, что ныне в Казахстане активно ведется работа по нахожде­нию на иболее оптимальной модели взаимоотно­шений государства, общества и религий [5]. Можно полагать, что идет поиск и уже обозначен выход взаимоотношения государства и религии на новый, более высокий цивилизованный уро­вень в ближайшем будущем.

Государство прида­ет большое значение системности и планомер­ности в деятелности по укреплению межэтнического и межконфессионального со­гласия. Во всех регионах страны определены основные направления и проблемы в этой рабо­те. Наблюдается возрастающая активность уча­стия НПО, этнокультурных и религиозных объе­динений в участия по проведению государственной политики по задачам в рамках Стратегии «Стратегия «Казахстан-2050». Все это в конечном счете существенно стабилизировала обстановку и способствовало становлению но­вой общественно- политической обстановки в религиозной сфере страны. Значительно возрос­ло взаимодействия государствепнных органов и религиозных объединений в духовно-просветельных исоциальных сферах жизни обю-щества. Зачительно активизировалась деятель­ности нового руководства ДУМК, которое, опираясь на законодательства РК и политики страны в области религиии с, приступило про­ведению в рамках законов шариата мер по актуа-льым проблемам общества, оптимизации работы с обществом и государственными органами. Им ведется ныне активная работа по оздоровлению ситуации среди мусульман страны. Укрепляется объединение мусульман таких общих целей как благо и единство страны, позиция ханафийского направления в духовной жизни общества, усили­вается ориентация заблудивщихся верующих в правильном направлении и адаптаций их тради­ционным религиозным направлениям и т. д. Кон­кретным примером является работа с салафита-ми в Атырау. В результате обозначилась значительная перемена в духовной жизни му­сульманской уммы, укреплеиие влияния ее ду­ховных ценностей на граждан. В этом отноше­нии, особое значение приобретает консолидация народа Казахстана вокруг традиционных, но и новых духовных ценностей и целей, утверждаю­щих высших идеалов. Безусловано, возникает непростой вопрос об естественном возрождении религии и возвращении к позитивным позитив­ным истокам духовности.

Естественно, в этом плане решению его должны способствовать ак­тивизация соответствующей работы в Агентства по делам религий и избранного недавно нового руководства ДУМК и других релитиозных кон­фессии. Создаются все возможности для развертывния на новой основе полноценного и кон-структиного диалога между религиозными конфессиями. Разумеется, что последовательное проведение в жизнь основных направлний ново­го политического курса, изложенные в «Страте­гии «Казахстан-2050», придаст новый импульс государственно-конфессиональным отношени­ям. Реализация нового политического курса должна явиться непроложным условием нашего существования как состоявшегося государства. На качественно высоком уровне должно быть обеспечено равноправие всех граждан и их об­щая ответственность за судьбу и честь Родины. Они являются факторами укрепления фундамен­та казахстанского патриотизма- основного усло­вия выполнения задачи целей Послания. Каждый гражданин нашей страны должен в процессе соз­дания общества всеобющего труда обрести чув­ства хозяйна и ответствености на своей земле. На основе взаимного доверия государства и граждан казахстанский патриотизм обретает огромную созидательную силу, новое содержа­ние и новое качество. Все вместе обеспечивает импульсы, ведущие к с целостному позитивному обновлению в межэтнической и религиозной сфере страны. Качественному улучщению будет способствовать и то обстоятельство, что теперь все аспекты межэтнического и межрелигиозного взаимодействия в Казахстане приобретают полу­чат допольнительные импульсы в процессе даль­нейшего развития регионов, местных органов власти и местного самоуправления.

В этом плане настоящий закон оказался своевременным, так как он защищает, укрепляет и институционали­зирует всего того, что достигнуто и имеет пози­тивное значение в области религии и религиоз­ных отношений на современном этапе. Все это, создавая новые условия для стабилизации обста­новки в сфере религиозных отношений., ведет к позитивным изменениямв отношениях между религиозными конффессиями страны. Одновре­менно еще более возрастет возможности участия религиозных организации в решении широкого круга социальных проблем страны в рамках Стратегии. Усилятся социокультурная роль ре­лигии, влияния ее на духовно-нравственное раз­витие общества, на поведение и действие казах­станцев в добрых делах. Общие совместные усилия государства и религий выступят факто­ром укрепления взаимного доверия и сплочения казахстанского общества, обеспечения мирной, спокойной жизни, динамичного экономического развития, политической стабильности и нацио­нальной безопасности страны. Они определят перспективу развития межэтнических и межкон­фессиональных отношений в стране, снимая все возможные риски обострения противоречий. Все это является условием дальнейшей гармониза­ции взаимоотношений общества, религии и го­сударства. Религиозный фактор в современном мире используется во внешней политике многи­ми крупными государствами. Республика Казах­стан в этом плане не является исключением. Но позиция нашего государства отличается прежде всего тем, что она всегда стремилась быть от­крытой, интегрироваться в мировое сообщество.

И она же вошла в нее как государство состояв­шееся, успешное в области межэтнического и межрелигиозного отношений. Она во время осо­знала глобальное значение равноправного меж­конфессионального Диалога в лице мировых и традиционных религий на современном этапе развития. Дело в том, что в современном мире межнациональные и межконфессиональные про­блемы имеют все более и более острый и гло­бальный характер. Естественно, что в этих усло­виях неизмеримо возросло значение Диалога раличных культур, религий и цивилизаций меж­ду собой. В наш век диалог как связующее зве­но- это форма поиска истины, форма, рождаю­щая наиболее оптимальные взаимосвязи и взаимопонимания между людьми, народами, культурами и религиями. Сегодня Республика Казахстан является частью мирового сообще­ства, открытым народом и целостной нацией. Она вносит свой реальный вклад в дело сохране­ния мира на планете.

Она с момента своего рож­дения стремилась к созданию постоянно дей­ствующей плодотворной мирной диалоговой площадки в лице Форума, на котором деятели мировых и традиционнных религий могли бы обсуждать актуальные проблемы своих взаимот­ношений, взаимопонимания в мире и между Востоком и Западом. Функционирование фору­мов в настоящее время в качестве диалогой пло­щадки практически показывает значение форми­рования благоприятней внешней среды для продвижения идеи толерантности и согласия на международной арене. Это миротворческая ини­циатива, не вызывающая никакого сомнения в необходимости. Люди всего мира понимают зна­чение форума мировых и традиционных религий с высоким духовным смыслом. Это - важнейший элемент диалога цивилизаций, как позитивного уравнивающего фактора развития культур и ре­лигий народов мира. Первый съезд руководите­лей-представителей мировых и традиционных религий, состоявщий в 2003 году в Астане. Съезд положил начало преодоления религиозных раз­ногласий и неприязни в мировом масштабе. Он обратил внимание мировой общественности к диалогу и прогрессу, улучшения взаимоуваже­ния и взаимопонимания между религиями, куль­турами и цивилизациями.

На 3 съезде этого фо­рума Президент Республики Казахстан выдвинул формулу «Благодетельный и справедливый мир». Касаясь препятствия, сдерживающего в отноше­ниях между государствами, народами и религия­ми неприятия, заключил, что там, где отсутству­ет дружба много возможностей для религиозной нетерпимости, неприязни и вражды. Пока не ис­правляется человек, эпоха не исправляется. Ис­порченную эпоху может исправить только чело­век. Он отметил, что очищение людей возможно через внедрения в его сознание таких вечных по­нятий как гуманность, доброта и истинная вера. В конце мая 2012 года в Астане состоялся 4-съезд лидеров мировых и традиционных религий. Вы­двинутые на повестку дня четыре проблемы ока­зались весьма актуальными для всего мира, для всего человечества. Форум сформулировал ряд принципиальных положений, которые пособ-ствуют дальнейшему развитию Диалога рели­гии, культур и цивилизаций:

1. Формирование и укрепление глобальной толерантности и доверия как предпосылки;

2. Несосотоятельность тезиса о непримиримых различиях и разногласиях меж­ду религиями;

3. Актуализировано цель проведе­ния данного форума-возвращение человека и че­ловечества на путь утраченного совершен­ствования, как высшего смысла любого верования;

4. Значение этого события как действи­тельно величайшего в плане формирования гло­бальной толерантности между народами, культурами и религиями, оценка ее как важней­шего принципа мироустроиства в ХХ1 веке [6]. На съезде было выдвинуто идея создания моде­ли мировых взаимоотношений C- Clobal- «Вели­кий мир», которая может способствовать и нала­живанию межконфесссионального диалога. Ее основополагающими принципвами являются: справедливость, равенство и консенсус, глобаль­ная транспарентность, конструктивная многопо­лярность, глобальная толерантность и доверие. Начал свою работу созданный по решению пред­ыдущего форума Совет духовных лидеров. Все это в целом еще более актуализирует значение глобального диалога культур и религий, более интенсивного развития взаимодействия и толе­рантности между ними. Съезды представителей мировых и тракдиционных религий содействуют делу укрепления равноправного и плодотворно­го диалога культур, цивилизаций и народов.

 

Литература

1            Религиоведение. Энциклопедическкий словарь. Под ред. Забияко А. П., Красникова А. Н., Элбакян Е, С, Ак, Проспект., М., 2006., С. 878.

2            Стратегия   «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана.- //Казахстанская правда, 16 декабря 2012 года.

3            См: 1. Смена статуса. К. Л. Шариф: Малочисленные религиозные группы ожидают перемен.-//Литер., 1 марта 2012 года.; 2. его же. Духовное наследие казахского народа.-//Вечерний Алматы, 2 февраля 2013 г

4            О религиозной деятельности и религиозных объединениях. Закон Республики Казахстан.-// Казахстанская правда, 15 октября 2011 года.

5            Н. А. Назарбаев. Социальная модернизация: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда.-//Казахстанская правда, 10 августа 2012 г

6            Назарбаев Н. Религиозное многообразие -не вызов, а преимущество человечества. VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане- //Известия, 31 мая 2012 г

Фамилия автора: А. И. Лукпанов
Год: 2013
Город: Алматы
Категория: Политология
Яндекс.Метрика