Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Проблемы взаимодействия религии и политики в современном Казахстане

В данной статье рассмотриваются проблемы религии и политики в современном Казахстане. Показаны его позитивные результаты. В анализе проблем современного этапа использованы основные положения Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Социально-политическая ситуация в странах современного мира, в том числе и в Казахста­не, является ключевой в постановке и решении узловых проблем в данной статье. Конец XX - начала XXI вв. отличается сильным развити­ем в постсоветском пространстве, в частности в Казахстане, религиозного сознания, особенно исламского, проявляющееся как бы новым рели­гиозным ренессансом. В этой связи в последнее время значительно возрос интерес, казалось бы далеких друг от друга сфер жизни, к религии и политике и их взаимосвязи в реальном мире. Су­ществует множество суждений вокруг этих про­блем. В некоторых из них политика и религия противопоставляется, дается высокая оценка ре­лигии и с этой позиции склонны к принижению места и роли политики в общественной жизни. Мы с этими суждениями не можем согласиться, имея в виду существующую между ними тесную взаимосвязь и взаимодействия с древнейших пе­риодов развития человеческого общества. Рели­гия и политика - это по своей природе явления общественные и исторические. Они по природе продукты духовной сферы. В возникновении религии и политики важную роль сыграло субъ­ективное отражение объективного мира, т.е. духовность, являющаяся отражением в формах человеческой деятельности, в формах его созна­ния и воли внешнего мира. И религия, и поли­тика являются духовно-практическим освоени­ем человеком окружающей среды и социальной действительности. Эти явления соотносятся как духовное и земное, как трансцендентность и фактичность человеческого бытия.

Религия одна из самых сложных в ряду об­щественных явлений [1]. Термин «религия» с латинского religio - означает «совестливсть, благочестие, набожность». Многие поколения великих мыслителей стремились понять воз­никновение и сущность религии. Несомненно то, что религия как область сакрального, часть духовной культуры, как историческая форма мировоззрения порождает множество проблем. Поэтому осмысление природы религии, ее бы­тия и историю, основные установки и влияния, ее тайну и секретов всегда является одной из ак­туальных проблем.

При изучении феномена религии как социаль­ного института должны быть учтены следующие весьма важные моменты:

Первое, религия прежде всего социально культурное явление, своеобразие ее места в об­ществе, связей с политическими, культурными, экономическими и другими сферами жизни:

Второе, не упустить из виду того, что имев­шее место у нас в недавнем прошлом пренебре­жительное отношение к ней, оценка ее даже с отрицательной стороны;

Третье, при осмыслении взаимосвязи религии с другими институтами общества не повторять противопоставления религии к науке, культуре и политике, которое имело место у нас в недавнем прошлом.

Четвертое, изучение религии целесообразно осуществить, анализируя мотивы в религиозной жизни, установки, интересы, потребности, цен­ностные ориентации конкретных поведенческих актов людей.

Религия - социально-историческое явление. В соответствие новейшим научным исследо­ваниям, становление и развитие религиозного сознания означало, что религия превратилась в духовный феномен - относительно самостоя­тельную сферу духовной жизни и культуру на­родов. У разных народов и обществ она находит ту или иную форму своего воплощения, имеет различную степень масштабности и распростра­нения. Поэтому она присущая всем обществен­ным отношениям мировой цивилизации - слож­ное историческое, социально-политическое, мировоззренческое и психологическое явление. На различных этапах исторического развития су­ществовали ее конкретные формы. В Казахстане на ранней его истории имели место культ Тенгри -   религия тенгрианства, которая была вытесне­на позже, в VIII - IX веках нашей эры исламом. В современном этапе наиболее известны три религий, признанные как наиболее универсаль­ные и мировые: 1) христианство; 2) буддизм; 3) ислам. 

Религия - социально-психологическая кате­гория. Социальные корни религии вытекают от бессилия человека перед природными силами. Обусловлена она также и бессилием перед повсед­невно проявляющимися стихией общественного развития, экономического угнетения, социаль­ного неравенства, политического и гражданского бесправия, социального, расового, этнического и религиозного ущемления и т. д. Кроме социаль­ных, имеются другие важные исходные причины возникновения религии, связанные с активной познавательной деятельностью человека. Поиск человеком опоры для своего неудовлетворяюще­го беспокойного самочувствия нахождение ее в некой абсолютной таинственной силе. Религия сильна тем, что ознакамливает людей с реально­стью, лежащей за пределами человеческого опы­та.

Поэтому главная характерная черта религии -    это обоснование наличия вне человеческого познания сверхъестественной силы и верования и почитание ее. Религию обусловливает призна­ние Бога как всемогущей, безгранично абсолют­ной, сверхъестественной силы, проявления Ему полной покорности и верования. Концептуаль­но религия - это обоснование божественного как сверхестественное, взаимоотношения Бога и человека. Структуру религии образуют три элемента: религиозное сознание, религиозная служба (культ) и религиозные организации [1]. Одним из основных элементов религии является религиозное сознание. Сущность религиозного сознания состоит в понимании Предельнего, или Абсолюта. Вера - основополагающий фактор религии, ее субстанция. Она требует от челове­ка для того, чтобы сказать «я верю в бога» на­личие всегда взаимного отношения и взаимной связи с ним.

Вера полагает богослужения, по­священия Ему себя, быть готовым на жертву как осознанную необходимость, за каждое желание оплатить определенную соответствующую цену. А в этом имеется глубокий духовный смысл. Важные элементы структуры религии - религи­озные проповеди и религиозные поклонения. Ре­лигиозные ритуалы - ритуальное осуществление религиозной нужды и верования, виды религи­озного действия (проповеди, молитвы, ритуалы, жертвоприношения, праздники и т.д.) являются ее важными компонентами. А они в совокупно­сти служат осуществлению миссии религии в обществе. Все это привлекает людей к религии - единственного средства, духовно удовлетво­ряющего их, предлагая собственный вариант ре­шения этих проблем

Политика - это общественное явление. Со­временный период развития также придает ей особое значение. Основная причина возрастания роли политики в современном обществе заклю­чается во все усиливающемся воздействии ее на судьбы человека, народов и стран.

В повсед­невной жизни, в научном использовании термин «политика» понимается как явление многомер­ное, многосмысловое. Поэтому она относится к ряду понятий, которые до сих пор вызывают дис­куссии и спорные мнения. Термин «политика» объясняется в основном как наука государствен­ного управления, как наука о государственных интересах и эффективных средствах их дости­жения, как искусство совместного существова­ния. Важная проблема политической жизни - это проблема политической власти. Отсюда вывод: в анализе политики необходимо учитывать два феномена: власть и государство.

Многие исследователи специфические осо­бенности политики и ее связывали со способ­ностью ее обеспечения целостности общества, сочетания интересов различных групп, опти­мального регулирования их социального взаимо­действия. Политика - объективное обществен­ное явление. Для того, чтобы понять социальную природу политики необходимо выделить основ­ные ее свойства. Политика - выражение властно значимых интересов всех групп и слоев обще­ства, естественно, она чаще всего устремлена в будущее. Политика - деятельность руководящей правящей структуры по согласованию различ­ных противоречивых интересов людей, соци­альных групп и организаций при помощи вла­сти. Политика обязательно проявляет себя там, где имеют место напряжение, противоборства, политические движения и партии. А. Бердяев заметил, что правильному обществу не было бы необходимости в политике. Важной функцией политики является рационализация возникаю­щих противоречий и конфликтов, направление их в русло диалога властей и общества. В этом смысле политика - это деятельность по обеспе­чению целостности общественной системы и порядка в обществе.

Еще одна важная черта политики - это тес­ная взаимосвязь с другими сферами жизни, в том числе и религиозной, которая осуществля­ется прежде всего через ее функции. Политика важная сфера общественной жизни, связанная с отношениями между социальными субъектами управления обществом. Таким образом, взаим­ная связь религии и политики обусловлена их местом и ролью в обществе, той важной социаль­ной функцией, которую играют они для человека и общества. Религия играет в обществе доста­точно разнообразную роль: мировоззренческую, компенсаторную, регулятивную, интегративную и т. д. В отличие от других форм общественного сознания религия обеспечивает удовлетворение специфических духовных потребностей людей. Позитивные результаты ее в обществе очень ве­лики и многогранны. Она играет для человека и общества весьма важную роль, смягчая жизнен­ные страдания и давая им душевное облегчение, в социально-психологическом плане определен­ное моральное удовлетворение и уверенность. Религия удовлетворяет специфические духовные потребности людей присущими только ей мето­дами и средствами.

Место и роль политики как социального института в обществе достаточно высокие. В обществах современной эпохи политика выпол­няет весьма значительные функции, без которых невозможно их стабильное развитие. Это: обе­спечение целостности и стабильности общества; гуманитарная функция; функция управления и регулирования; функция рационализации, по­литическая социализация; выражение общезна­чимых интересов всех слоев и групп общества; функция модернизации социального развития общества и человека.

Весьма значимая функция политики - обе­спечение целостности и стабильности общества.

Эту функцию выполняет благодаря тому, что она, постигая тенденции развития общественных процессов, определяет общие цели и находит не­обходимые пути и ресурсы для их реализации.

Объективный характер общественного разви­тия предполагает взаимосвязь религии и полити­ки, что обусловливает характер и содержание их взаимоотношений. Сакральность и власть, рели­гия и политика - две взаимосвязанные и главные ипостаси человеческого общества. Известно, что взаимные религиозно-политические отношения, даже соглашения и союзы имели место с ранних периодов истории человечества. Более того, они играли весьма важную роль в ранних периодах развития общества. В Древнем Перу, Египте, государствах Междуречья, в первую очередь Вавилоне взаимосвязь сакрального (религии) и светского (власти) и их совпадение имели осо­бое значение. В древнем Шумере государствен­ная власть имела теократический характер, а в Индии церковь и государство были едины. В истории известны три типа отношений рели­гии и политики: 1) превращение государствен­ной власти в религиозный центр (цезаризм, папизм); 2) превращение государства в рели­гиозную организацию (папизм, цезаризм); 3) союз государства с церковью [2]. Конкретным примером отождествления духовной и светской власти является органическое сочетание проро­чества (ислам) и политической власти (имама) Мухаммедам как духовного руководителя му­сульманской общины-государства в начале VII в. Отсюда вывод: взаимодействия религии и по­литики обусловлены самим обществом, его по­требностями, объективной необходимостью их влияния на жизнедеятельность людей и развитие общественной жизни. В принципе религия и по­литика самостоятельные феномены обществен­ной жизни: сферы, имеющие свой смысл, свои формы проявления и принципы, присущие себе характерные элементы - символические тради­ции и способы осуществления. Каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к вопросам, затрагивающим принципы жизни и существования человеческого общества. Тем не менее религия и ее идеология и политическая жизнь общества - сферы, которые совместно об­служивая, вносили огромный вклад в организа­цию жизни человека, общества в любую эпоху. Они являются важными факторами частной, об­щественной и государственной жизни. Безуслов­но, что они по-разному действуют в различных аспектах жизнедеятельности общества и людей. Религия и политика соотносятся как духовное и земное, как трансцендентность и фактич­ность человеческого бытия. Религия преимуще­ственно связана с духовной жизнью человека, а политика единственное средство, обеспечиваю­щее практическое решение сложных обществен­ных проблем. В этом отношении религия и по­литика являются силами, действующими в сфере общественной жизни универсально, параллель­но, восполняя и усиливая друг друга.

В современном обществе взаимные отноше­ния институтов религии и политики рассматри­ваются в двух аспектах:

Первый - связан с ролью религии в утверж­дении духовных политико-этических и других ценностей общества и выполнением функции моральной поддержки внутренней и внешней политики государства. А это связано прежде все­го влиянием на сознание, представления и по­литическую культуру людей в отношении закона и власти. Второй - занятие религии прямо или косвенно политикой, участие в качестве силы, выражающей интересов каких-то социальных групп в связи с усилением их влияния. Религия и религиозные организации в соответствие своим ориентациям и постулатам принимают участие в идеологической борьбе за духовный мир, разум и мировоззрение людей. Тому пример, противо­речия и взаимная борьба между традиционны­ми религиями и атеизмом и его идеологией в недавнем прошлом у народов, проживающих на территории постсоветского пространства и каким печальным результатам привели гонения на религию. Религии и их организации через ак­тивные организационно-политические и идеоло­гические деятельности принимают в различных формах и в различной степени активное участие в политической жизни. Это участие определяет­ся объективными условиями развития общества. Особенность современного исторического этапа развития - это обострения противоречий раз­вития общества и соответственно возрастание взаимной ответственности человека, общества и государства. В современном мире особенно возросла потребность в политике, считающейся этическими требованиями. В эпоху глобализа­ции, политика, которая пренебрегает моральной ответственностью и являющаяся независимой от нее является очень опасной. Государство, встав­шее на такой путь, объективно создает предпо­сылки своего будущего распада, гибели. В этом плане религия как социальный фактор не может остаться вне политической жизни общества и деятельности государства. Благодаря мощным социальным ресурсам религия достаточно спо­собна на воздействия на духовную жизнь обще­ства и нравственному сознанию и поведение людей. При помощи присущих ей ценностных ориентаций и нравственных правил религия мо­жет способствовать формированию в обществе морально-нравственной обстановки, являю­щейся условием нормального существования государства и выполнения им своих функций. Таким образом религия оказывает позитивное воздействие на политику, на деятельность по­литических сил. В наше время возрастает роль религии как арбитра в социально-политических отношениях.

Религия является органической частью жиз­ни современного казахстанского общества. Го­сударство соприкасается с религией со своими функциями: внутренними и внешними.

Объективный характер общественного разви­тия предполагает взаимосвязь религии и полити­ки, что обусловливает характер и содержание их взаимоотношений. В принципе религия и поли­тика самостоятельные феномены общественной жизни: сферы, имеющие свой смысл, свои фор­мы проявления и принципы, присущие себе ха­рактерные элементы - символические традиции и способы осуществления. Тем не менее религия и ее идеология и государстенно-политическая жизнь общества - сферы, которые связаны между собой нравственно-этическим элемен­том. Сосуществуя и совместно обслуживая, они вносили огромный вклад в организацию жизни человека, общества в любую эпоху. Взаимоотно­шения религии и государства подверглись корен­ному изменению в годы независимого развития страны. Необходимо отметить, что в начальном периоде независимости ощутимо давала знать о себе сложная разноликость конфессионального поля, религиозная малообразованность населе­ния, но и самих священнослужителей страны. В Казахстане за сравнительно короткий срок были преодолены в основном многие ошибки и их по­следствия, допущенные в предыдущие этапы развития страны. Возникла реальная возможость для возрождеиия исконной религии и культу­ры проживающих здесь народов. Отношения религии с государством были урегулированы политическими и законодательными актами. Конституция Республики Казахстан провоз­гласила государство светским. Это означало, что отношения государства и религии те­перь строится совершенно по другим прин­ципам: 1) государство отделено от религии и религиозных объединений; 2) никакая ре­лигия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 3) государ­ство и религия, не вмешиваясь в дела друг друга, в реальной жизни являются сосуществующими полноценными партнерами [3]. Между тем на полное осуществление свободы совести всех граждан страны, на проблемы их межнациональ­ных и межрелигиозных взаимоотношения поли­тическая власть в практических делах придавала большое значение. Государство проводило по­литику, которая создает реальные возможностим беспрепятственно строить религиозную жизнь как личности, так и общинам. Государство ока­зывало большую поддержку свободному разви­тию религий и религиозных конфессий. Полага­ем, что государство в практике последовательно проводило принцип религиозной свободы, веро­терпимости, справедливости и равенства возмо-жостей. Это озачает, что оно проявило большую ответственность, выбрав в отношении религии единственно правильный путь в стратегическом плане. Именно такая политика способствовала установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, а также между различными религиозными объединениями.

Таким образом, годы независимости харак­теризуются укреплением социальной позиции религии в обществе. В русле глубоких экономи­ческих модернизации и изменений происходи­ло: с одной стороны, развитие общественно-политической, духовной жизни и мировоззрения общества, с другой стороны, имел место рост процесса обретения им новой нравственно-религиозной опоры, четкой религиозной иденти­фикации себя как верующих. Если кратко сфор­мулировать те изменения в области религии, то они следующие:

  1. Созданы реальные возможности отдель­ным индивидам и религиозным объединениям для осуществления свободно и без препятствий своей религиозной жизни.
  2. Открыты и работают многочисленные религиозные конфессии и места богослужения - церкви, мечети, костелы, учебные заведения религиозной ориентации и др.
  3. В казахстанском обществе значительно возрос авторитет религии, в том числе и ислама, в этой связи тонус общественного мнения изме­нился в ее пользу.
  4. После многих десятилетий у казахстан-цев появилось осознание себя частью верующих остального мира. Поставлены на должную осно­ву взаимоотношения с такими крупнейшими ре­лигиозными центрами, как Иерусалим, Мекка, Медины;
  5. Проявление среди социальных, этниче­ских, религиозных культурных групп и отдель­ных людей страны устремления к демократии, свободе, справедливости, толерантности, со­трудничеству, культурному плюрализму, диало­гу и принципам взаимопонимания.
  6. Формирование и дальнейшее развитие в Казахстане своеобразной оптимальной модели государственно-религиозных отношений.

В годы независимости происходило значи­тельное изменение в религиозной жизни казах­станского общества, преобразование религиоз­ных институтов в соответствии с содержанием перемен и мировоззрения. Вместе с тем проя­вилась тенденция становления его религиозно-плюралистическим обществом, включающих в себя различные религиозные системы. Много строились разнообразные культовые центры-церкви, мечети и другие религиозные институ­ты. Согласно данным Агентства по делам рели­гии, их сегодня составляет свыше 4550 (против 670-ти в 1990 году), и это касается исламских, православных, католических и других религиоз­ных объединений. Так, в настоящее время ислам переживает истинное возрождение, приобрел в обществе огромный социально-политический престиж и авторитет. Позитивная общественная социально-гуманитарная деятельность ислама и других религиозных конфессий страны одобря­ется и поддерживается общественностью и го­сударственными органами. Огромна поддержка казахстанских религиозных организаций поли­тики и практической деятельности государства по осуществлению общенациональных интере­сов страны. Они воспитывают людей, предупре­ждая их от всего дурного - обмана, проституции, от преступных деяний и т. д. Казахстанский ис­лам, православие и другие религии принимают активное участие в формировании в обществе высокого нравственного сознания. Они учат лю­дей к использованию своих прав и исполнению обязанностей, к труду, честности, единству, со­трудничеству, чистоте совести. Государство не может быть равнодушным, а поддерживает в этом плане деятельности религиозных конфес­сий страны. А это взаимодействие уже само по себе является обоюдно весьма позитивным фак­тором является в конечном счете эффективным осуществлением интегративных функций рели­гии и государства в деле обеспечения мирной, спокойной жизни страны, ее динамичного разви­тия, политической, экономической стабильности и национальной безопасности. Казахстан - стра­на многонациональная и поликонфессиональная. В нем соседствуют можество религиозных кон­фессий, представляющие многие современные мировые и традиционные религиозные системы и направления. С этой точки зрения взаимоотно­шения религий и их отношения с государством для современного Казахстана весьма актуальны. Республика Казахстан относится к человеку, его правам и свободам, в частности свободе совести ответственно, как к высоким ценностям. Религи­озные объединения и граждане страны равны, их свобода гарантированы законом. В нашей стране «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» [3].

Тем не менее эта сфера как и другие реаль­ности в мире сложны, подвержены изменениям и динамичны. Разумеется, свобода в области религии, так же как и в других областях обще­ственной жизни, не безгранична. Она должна служит на благо всех казахстанцев, не ущемляя права других, не являясь ущербным общим ин­тересам и делам. Тем не менее возникновение между ними, придерживающимися с давних времен различных цивилизационных, морально-нравственных, и идеологических установок и принципов, некоторых проблем естественно. В результате нарушения баланса качественных и количественных изменений в религиозном поле общества проявились в нем факты нару­шения свободы совести, установившейся моно­полии, и определенного духовного вакуума, где разыгралась стихия религиозной самоорганиза­ции. Появились множество малочисленных ре­лигиозных групп, не всегда считающихся с за­коном и соответствующими государственными структурами. Общая численность таких групп в годы независимоти в стране достигло 579-ти [4]. В Казахстане стали появляться отдельные религиозные течения и сектантские группы, ак­тивные деятельности которых носили с точки зрения национальной безопасности страны явно деструктивный и опасный характер. В их числе «Хизб-ут Таһрир», вахабитов и другие группы экстремистского толка. Естественно, возникла необходимость обеспечения соблюдения ими за­конов и Конституции страны. В противном слу­чае применение определенных мер ограничения и даже пресечения деятельности такого рода религиозных организаций в соответствии с зако­нодательством Республики Казахстан является необходимым.

В последние годы внутри страны появились некоторые нетрадиционные, даже и политизированные религиозные организации и течения. В этом плане следует отметить деятель­ность некоторых нетрадиционных, в их числе «Ізгі амал», «Қазақстан мұсылман одағы» и дру­гие. Они акцентируют внимание на усиление ре­лигиозного чувства в обществе, ставят проблемы повышения роли ислама в общественной жизни, модернизацию его ценностей и повышения его статуса. Все это актуализировало серьезные из­менения в области государственно-религиозных отношений применительно к современному эта­пу развиитя. Новый закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» яв­ляется в этом отношении по-настоящему новым и системным. В нем сформулированы принципы государственной политики РК в сфере религиоз­ных отношений в новых условиях. Закон опре­деляет основные принципы взаимоотношений между государством и религией. В статьях 4, 5, 6 излагаются основные требования государствен­ного регулирования в сфере религиозной дея­тельности. Дается характеристика религиозной деятельности в Республике Казахстан. Новый закон предусматривает реализацию ряда прин­ципиальных моментов религиозной деятельно­сти и религиозных объединений на современном этапе. В нем определены требования к религиоз­ным объединениям по соблюдению требований законодательства Республики Казахстан (9), за­прещение деятельности, связанные с насилием, принудительным вовлечением и отчуждением имущества граждан в определенных аспектах жизнедеятельности общества (10-15).

Предусмо­трены новые механизмы формирования религи­озного объедиения, действующие со статусом на трех уровнях: местном, региональном и респу­бликанском. В Законе предусмотрено недопу­щение искусственного расширения и фрагмен­тации религиозного поля. С учетом всего этого ныне в республике осуществляется регистрация и перерегистрация религиозных объединений. Тем самым создаются новые условия для даль­нейшего совершенствования государственно-конфессиональных отношений в стране. Реали­зация нового закона призвана оптимизировать ситуацию в религиозной сфере, создавая для ее развития совершенно новые условия. Таким об­разом, в Казахстане ныне развернут активный процесс формирования нового конфессиональ­ного пространства. Можно быть уверенным в том, что последовательное осуществление выше отмеченых принципов государственной поли­тики обеспечат обновление в сфере религий и религиозных отношений, что является услови­ем дальнейшей гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в стране.

 

Литература

  1. Религиоведение. Энциклопедический сло­варь / Под ред. Забияко А.П.., Красникова А.Н., Елбакян Е.С. - М.: Акад. Проспект, 2006. С. 871; Зиммель Г. Избранное. - T. 1. - М., 1996. - С.618; Горбачев В. Г. Основы философии. - М., 2002.
  2. Общая и прикладная политология / под об­щей ред. Жукова В. И., Краснова Б.И. - М., 1997.- С. 132.
  3. О религиозной деятельности и религиоз­ных объединенниях. Закон Республики Ка­захстан // Казахстанская правда, 15 октября 2011 года. Конституция Республики Казах­стан. - Алматы, 1997. - С.13- 27.
  4. Смена статуса. К. Л. Шариф: Малочислен­ные религиозные группы ожидают перемен //Литер, 1 марта 2012 года.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.