В статье рассмотрены социально-культурные технологии, в рамках которых личность осуществляет деятельность, направленную на развитие самого себя, через систематическое изменение представлений о себе, с целью полного раскрытия и реализации своего потенциала, через расширение границ собственного сознания и приобщения к новым видам информации «Личность», «творчество», «образование» - понятия, постоянно присутствующие в современных публикациях по проблемам культур-философской антропологии, социальной философии, инновационной педагогики, педагогической психологии. Особенно актуально значимы понятия личности и творчества в постановке проблем современного образования.
В нынешнее время, как никогда, актуализируется феномен творческой личности, означающий, прежде всего, особый процесс самореализации человека. Имеются в виду те технологии, в которых человек осуществляет деятельность, направленную на развитие самого себя, через систематическое изменение представлений о себе с целью полного раскрытия и реализации своего потенциала.
Поэтому творческая личность - это основа истинной уникальности человека, его особой личной ценности и привлекательности для других людей. Она может проявляться во всем: во внешнем облике человека, в характере, способностях, умениях, в общении, в продуктах творчества, в его собственном творческом потенциале.
Последнее наиболее важно, так как дает человеку важнейший ресурс - возможность развивать свою способность творить, тем самым выделяя в своей жизни особые сферы безграничной свободы, ответственности и возможности созидания.
Следовательно, для развития творческой личности необходимо изучать социальные технологии развития индивидуальных потенциалов, «искать механизмы и пути реализации богатейших потенций, замешанных в людях, а также анализировать качество имеющихся возможностей, выявлять причины их неполной реализаций» [1].
Осмысление перечисленного из практического и обыденного содержательного плана привело к некоторым теоретическим обобщениям, в рамках которых мы попытались вычленить системные условия формирования творческой личности в контексте проблем современного образования.
Выделенный срез изучения своеобразия творческой личности открывает возможность использовать богатый материал, стимулирующий осмысление развития культур-философского знания о динамике человека.
В свою очередь, опыт осмысления содержания процессов и механизмов социальной трансформации показывает, что процветает то общество, где созданы условия для полноценного формирования и оптимального раскрытия потенциалов каждого конкретного человека, где высоко оценивается его творческая личность. Знание сущностных основ, механизмов формирования и реализации совокупного индивидуального потенциала позволяет понять первооснову социально-экономических процессов, разумно управлять ими.
Эффективное использование творческого роста человека в различных секторах и отраслях социально-экономической сферы создает предпосылки для раскрытия как экономического, так и совокупного социального потенциала, что приводит к общему развитию социума, оптимизации его структуры, увеличению числа разнообразных творческих стратегий самоактуализации. Как заметил немецкий историк педагогики А. Беннинг, «тот, кто спрашивает, что происходит в воспитании, всегда спрашивает о человеке в воспитании. Лишь, исходя из человеческого бытия, воспитание может сохранить свой смысл» [2].
Суть реальной проблемы заключается в том, что для творческой индивидуальности, несущей в себе потенциал имманентного развития и вырастания в творческую личность, вся среда творчески-содержательного общения, как среда культурная, так и среда социальная, является непосредственным образовательным фактором, а не только каким-то параллельным дополняющим обстоятельством.
Творческая личность всегда развивается в контексте условий этой широкой среды, возможно, даже, складывается зависимости от этих условий, независимо от того, считаем мы эти условия педагогически управляемой реальностью или нет. Вот что пишет по этому пово-дуоснователь кибернетики Н. Винер: «Многие ученые с интересом размышляют над вопросом, чему они более обязаны своим вступлением в науку и последующими успехами: унаследованным способностям или вилиянию окружающих. В моем случае трудно отделить одно от другого, так как особое окружение в значительной степени и есть то, что я унаследовал» [3]. К этим словам великого новатора науки необходимо прислушаться. Какими бы задатками не владел индивид, их выявление, раскрытие и самореализация происходит под влиянием ближнего и дал-него окружения, от той программы поведения, которая задается обществом.
Есть все основания утверждать, что именнно общественные связи и отношения определяют, в конечном счете, характер развертывания ирнди-видуальных задатков, способностей и т.д. Большая часть характерных черт личности, в том числе и творческих способностей, формируются и изменяется под влиянием различных социокультурных факторов, вызывающих внутреннюю активность индивида. Тот же Н. Винер, в частности, подчеркивает, что он получил не только соответствующие гены, но и определенную систему воспитания, без чего унаследованные потенциальные возможности «могли так и остаться ни на что не годным достоянием и пропасть впустую» [3].
В литературе самой различной направленности - от научно-исследовательской до художественной, от философской до популярной - более настойчиво звучит тезис о кризисе культуры. Современная цивилизация действительно переживает кризис. Возможно, что естественный процесс культуры, отжившей еще одно тысячелетие и ищущей силы и новые ориентиры для того, чтобы развить себя в новой эпохе.
Нынешний кризис - это не просто наслоение и разного рода негативных и неустойчиво-переходных факторов развития, в результате которого общая ситуация в культуре выглядит столь напряженно и порой трагично.
Есть некий единый нерв, объединивший все культурные проявления, как-то невидимо, внутренне организующий их; расстройство этого нерва и приводит к практически синхронному разладу во многих жизненных системах цивилизации. Если признать, что в центре культуры, внутри всех сторон жизни общества стоит сам человек - творец культуры, то именно в становлении человека - личности следует искать ключевой пункт понимания большинства проблем общества.
Если человек - смысловый центр культуры, то он в своем личностном становлении не только вбирает в себя культурные смыслы, но и, прежде всего, сам творит их. Становление личности, таким образом, охватывает всю человеческую жизнь и составляет тот основной живой пульсирующий нерв, благодаря которому происходит развитие культуры, ее творческое изменение, от состояния и динамики которого зависит, в конечном счете, подъем культуры или ее упадок.
Современный кризис культуры, несомненно, сказывается на процессе становления творческой личности. Именно это поколение входящих в жизнь, еще не определившееся духовно и нравственно, находится под наиболее разрушительным ударом всех тех неурядиц, которые переживает современное общество.
Особенно этот прессинг кризисных явлений затрагивает и личностное измерение человека. Совершенно справедлива такая оценка ситуации: наше парадоксальное время привело к чрезвычайно острым конфликтам между человеком, культурой и цивилизацией. Техника, как вырвавшийся из бутылки джин, подмяла под себя и культуру, и человека. Вполне естественной реакцией на это являектся все обостряющееся внимание к проблеме прерспектив человека и культуры в эпоху кризиса техногенного мира. Культура должна рассматриваться не только как средство развития человека и общества, но и как важнейший источник и движущая сила, определяющая направление и формы их развития.
Проблема личностного становления творческой личности усугубляется той сложной ситуацией, которая сложилась сегодня в отечественном образовании. С одной стороны, оно, казалось бы, как никогда устремлено в своем развитии в будущее - насыщено инновациями и творческим поиском. С другой стороны, реальная деятельность образовательных учреждений массового уровня переживает, отнюдь, не лучшие времена.
Надо заметить, что личностное формирование и становление индивидуальности, тем более творческой личности, - это, вообще, всегда процесс, выходящий за рамки образовательной деятельности в узком смысле. Во многом он связан с микро- и макросоциальными системами общения ребенка, прежде всего в семье, но не в меньшей степени и в кругу сверстников вне школы - с тем пространством общения, где ребенок может обрести признание в качестве личности, где его размышления, его прозрения, его творчество встретят заинтересованность, понимание и одобрение. Этот микросоциальный опыт является не только моделью социальной интеграции взрослой личности, но и непосредственно выходит в это взрослое общество, особенно если речь идет о яркой личности, творческое становление которой не может быть незамеченным окружающими. Отметим, что как раз такая, рождающаяся порой на наших глазах творческая личность, как правило, особенно нуждается в соответствующей социальной адаптации, равно как нуждается она в напряженной работе по развитию своих способностей. Подобно редкому камню, талант особенно нуждается в огранке. И социальная адаптация, и отшлифовка таланта - педагогические проблемы весьма серьезные, выходящие за рамки школьного образовательного и семейного воспитательного пространств. Поэтому все мы взрослые - вне зависимости от принадлежности к педагогическим наукам - ответственны за их решение.
Осознание огромного значения помощи педагога-воспитателя детям в реализации потребности стать и быть самим собой обусловливает личностино-ориентированную направленность воспитательной деятельности. Образование начинает рассматриваться как процесс содействия ребенку в становлении и проявлении его индивидуальности. Как отмечает Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев «обучая жить в обществе, подчиняться его правилам, школа вместе с тем не должна подавлять индивидуальность каждого ребенка. Ученик, не имеющий собственного мнения, не способен аргументировано защищать свою позицию, не способен мыслить и генерировать новые идеи. Такая личность не способна принимать правильные решения и создавать инновации» [4].
Эти проблемы напрямую касаются того самого внутреннего нерва развития культуры, от состояния которого будет зависеть наше завтра. Ведь формирующиеся сегодня на наших глазах творческие личности - именно они - возьмут вскоре в свои руки самые сокровенные ценности и смыслы культуры, станут творцами будущего цивилизации. Во всяком случае, время, когда придется жить и активно творить поколению сегодняшних школьников, это время идейного и нравственного поиска - поиска образа и парадигмы человека. Кому как не нынешним одаренным личностям удастся взять на себя и вынести эту непростую культурологическую миссию. И поэтому сегодня, в сложных перипетиях кризиса трансформирующейся цивилизации в равной, а может, и в большей степени важна не только социальная адаптация и духовное становление всего подрастающего поколения, но и внимательная поддержка растущих творческих личностей, в чьих руках культурное творчество будущего.
Все перечисленные факторы теснейшим образом взаимодействуют и переплетаются между собой, образуя единую программу развития всех сторон личности, заставляющую совершенно по-иному рассматривать функцию образования как опережающую современный уровень развития общества. Это не утопический лозунг, призывающий действовать по некоему абстрактному образцу. Всегда были, есть и будут живые носители будущего в лице людей, обладающих новым сознанием и такими человеческими качествами, которые позволяют им реализовывать социальные, нравственные и эстетические идеалы будущего уже сегодня в собственной жизни. Проблема заключается в том, чтобы определить комплекс условий, при которых каждый индивидуум был бы не просто потенциальным носителем этой универсальной человеческой характеристики, мог бы в максимальной мере ее реализовать в процессе своей жизнедеятельности, стать подлинным субъектом оптимальной организации общества. Отсюда главная цель развивающей программы - пробудить активность личности, запустить механизмы ее саморазвития.
Итак, окружающая социальная среда может считаться развивающей, способствующей реализации творческих потенций, если она удовлетворяет следующим требованиям:
- наличие научной школы и научных традиций. Именно в рамках научных школ формируются оригинально мыслящие люди, осуществляется приобщение молодого человека к последним достижениям науки и техники, развивается восприимчивость к новым, зачастую парадоксальным идеям;
-
наличие социального запроса на творческую личность. Такой запрос предполагает потребность общества в нетрадиционных способах решения возникших перед ним проблем;
-
наличие перспективных задач. Оригинально мыслящий исследователь обычно интуитивно предугадывает появление определенных проблем, которые обязательно встанут перед обществом в будущем;
-
субъектное чувство свободы творчества и самовыражения. В условиях развивающей среды человек должен субъективно ощущать отсутствие ограничений в реализации своих творческих потенций; гармоничную соотнесенность в нем индивидуальных и социальных черт.
Перед нами, как видим, комплекс «технологий» взращивания интеллектуальных ресурсов общества будущего, решаемый только в русле ориентации образования в направлении бережного отношения к культуре и ее носителю - человеку. Проблема, взятая в ее особом аспекте - в плане организации и создания расширенного социального пространства для содействия развитию творческих личностей.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что творчество есть феномен целостной личности, стремление к собственной значимости, проявляющееся в особенностях регуляции своей жизнедеятельности и конкретной творческой деятельности, это глубинная потребность индивидуальности, определяющая смысл его жизни и значимость его «Я» в глазах других людей. Этот процесс можно соотнести с фундаментальной потребностью человека в стремлении к самореализации, то есть в самоутверждении человека через осуществление всех его способностей и талантов. На этом уровне своей экзистенции человек стремится стать тем, чем он может и по своей внутренней свободной мотивации должен стать. В процессе и результате творческих усилий человека формируется особый феномен его жизненного пути - творческая уникальность, которая проявляется на экзистенциональном уровне бытия, когда человек выходит за рамки стереотипов своего социокультурного контекста и становится творцом ценностей, целей, задач и смыслов своей жизни. Исходя из сказанного, в обществе должны создаваться объективные условия, способствующие включению человека в творческий процесс: деятельность научных школ, наличие социального запроса на творческую личность, возможности для самовыражения человека, материальное стимулирование творческой деятельности.
Литература
-
Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учебное пособие. 3-е изд. - СПб.: Питер,2003.
-
Беннинг А. Вопросы современной педагогики / Современная педагогика. - Спб.: СпбГУ2006.
-
Винер Н. Я - математик / пер. с англ. Родман Ю.С. - М.: Наука, 1964.
-
Назарбаев Н. Казахстанский путь. - Караганда: Атамұра, 2006.