Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Деривация понятия о смысле в аналитической философии Б. Рассела, Г. Фреге, Дж. Уотсона, Э. Гуссерля и Л. Витгенштейна

В статье рассматривается проблема сравнения понятия смысла в аналитической фило­софии Б. Рассела, Г. Фреге, Дж. Уотсона, Э. Гуссерля и Л. Витгенштейна. Здесь концепты могут сохранять свое объективное значение и без экстенсионалов, равно как и предложения без референт­ных указаний могут по-прежнему иметь объективно пропозиционное содержание. Такое отделение понятия значения от понятия смысла имеет далеко идущие результаты в философии языка и смысла XX века.

В широком смысле, XIX век был охарактери­зован повышением интереса к истории и исто­рическому развитию, каковой интерес возник во многом благодаря естественно произошедшему отказу от идущего от времен Платона убеждения о том, что мир наполнен статическими формами и неизменными естественными видами. Новый подход, согласно которому мир и его содержа­ние представляют собой изменчивую и разви­вающуюся структуру, повлиял на возникновение новых течений во всех отраслях науки: эволюци­онизму в биологии стали соответствовать исто­рическая лингвистика (на смену которой в XX веке пришла структурная) и возникшая в герма-ноязычном мире научная психология. Вместе с созданием У. Джонсом теории индоевропейских языков в философии языка возникло течение эволюционистов, обратившихся к попыткам восстановления смыслов и форм слов вплоть до так называемого Ursprache, или первоязыка, связывавшегося в теории с самыми основами мышления перволюдей, основами, впоследствии результировавшими в смысловых формах ratio и mens современного человека. А. Шлейхер, на­пример, рассматривал язык не как орган смысла, но как цельный смысло-организм, развивающий­ся одновременно в своих аспектах языка и смыс­ла по правилам биологической таксономии. То есть историческая лингвистика в части теории смыслов в XIX веке характеризовалась, главным образом, доктринарным уложением немецкого идеализма о том, что язык не просто отражает смыслы среды (реальности), f участвует в про­цессе конституирования этой среды (нелишним будет сказать, что эта теория, фактически, яв­лялась прототипом будущих течений так назы­ваемой школы Сепира-Уорфа): например, В. фон Гумбольдт утверждал, что в языках обнаружимы «внутренние формы смысла», системы звуко-значения, порождающие различия в мировоззре­ниях обществ, говорящих на разных языках.

Тенденции немецких романтизма и идеализ­ма, породившие значительное повышение спеку­лятивности в исследованиях смысловых особен­ностей языка (главным образом, это относится к этимологии), сработали в качестве толчка к возникновению в конце XIX века нового течения младограмматиков (Jungergrammatiker), пред­ставители которого, заклеймив господствующие представления о смысле языка и смыслах в языке антинаучными, вновь устремились к методологи­ческому эмпиризму в противовес идеалистиче­ской спекулятивности: можно даже сказать, что некоторые младограмматики отказались от фило­софского аспекта восприятия категорий смысла, сконцентрировавшись на чисто лингвистических фонологических штудиях. С другой стороны, правое крыло движения было вовлечено в дея­тельность по соединению теорий смысла с раз­вивавшимися в то время социальными науками: например, Г. Пауль ассимилировал психологию И. Герберта с теориями смысла, сформулировав идею об организации семантической памяти в бессознательном - слова как смыслы, утверждал Пауль, категорируются иерархическими класте­рами, рационально проиндексированными по семантическому содержанию и грамматическим функциям таким образом, чтобы нужный смысл в слове мог быть достигнут в любое время при течении речи. Младограмматическое движение в оппозиции крайнему историзму своих ближай­ших предшественников достигло своей высшей точки в учении Ф. де Соссюра, начинавшего свою деятельность как младограмматик и осно­вавшего затем школу структурализма, домини­ровавшую в философии языка и смысла вплоть до революции Хомского в XX веке.

Как явствует из примера с семантической теорией Пауля, лингвисты и философы в конце XIX века были полностью готовы к объедине­нию с психологами для достижения большей объемности своих теорий смысла. Аналогич­ное движение можно было заметить и в среде психологов: так, В. Вундт, основатель первой в истории психологический лаборатории, высту­пил в качестве автора нескольких крупных работ по «психологии языка», где, следуя традициям немецкого рационализма и принимая суждение или пропозицию за фундаментальный психоло­гический акт, Вундт предпринял попытку про­ведения всестороннего анализа тех категорий единения смысла и суждения, которые позволя­ют внутренним значениям воплощаться в пред­ложениях. Производство предложения в языке, по Вундту, начинается с апперцепцией общего впечатления о некой идее, удерживаемой затем в рациональных структурах в качестве общности, разделяемой во время языкового осмысления та­ким образом, чтобы ее компоненты соответство­вали грамматическим формам. Производство внешнего смысла, можно сказать, достигается путем разложения мысли (внутреннего смысла) на синтаксические категории, которые, однако, продолжают оставаться единым целым в своем функциональном аспекте. Оттого, что кратков­ременная память лимитирована в своих объемах, грамматическая структура, по Вундту, организо­вана в фазы, начинающиеся со смыслов подле­жащего и сказуемого и расширяющаяся вплоть до реально-физического выражения, выносяще­го внутренние смыслы. Подобные исследования и заключения близки к кантовской идее прима­та предложения как основного носителя смысла (в отличие от господствовавшего до Канта вос­приятия слов/имен в этом качестве) и противо­поставлены атомизму и английскому эмпиризму. Пропозиционные значения, или «необразные мысли», выдвинутые Вюрцбургской школой, также направлены против убеждения эмпири­ков о том, что смысл может быть отождествлен с ментальным образом, произведенным от чув­ственного восприятия реальности.Идеи структуралистов через посредство рас­пространяющейся повсеместно эволюционной теории, достаточно быстро достигли Англии и Америки, и после появления влиятельного сочи­нения Ч. С. Пирса «Как сделать идею понятной», в англоязычном мире распространилась теория о смысле как совокупности концептов и пропо­зиций, развитая, в частности, такими филосо­фами, как У. Джеймс и Дж. Дьюи. Джеймс рас­сматривал смысл в прагматическом отношении, связывая этот подход с функциональной психо­логией индивидуальности: язык в рамках этого учения представляет собой руководство для бу­дущих смыслов, а утверждение функционирует как вспомогательное средство для его движения в будущее, истинность смысла же может быть измерена через эффективность взаимодействия этого смысла со средой. Вся интеллектуальная активность, таким образом, рассматривается как биологическая утилитарная практика, а смыслы в своем качестве продуктов интеллектуальной деятельности представляют собой один из видов социальной адаптации. Подход Дьюи несколько отличается от изложенных теорий Джеймса: не­смотря на то, что язык также воспринимается им в виде дарвинистского инструмента для повыше­ния эффективности работы, смыслы, однако же, представляются Дьюи как явления социологиче­ского порядка, принадлежащие общинным обра­зованиям. Критикуя доктрину позднего Витген­штейна о смысле как практическом приложении, Дьюи утверждает, что «звук, жест или написан­ный знак, вовлеченные в язык, являются само­стоятельными явлениями. Однако же слово не таково, поскольку оно не становится словом че­рез объявление об интеллектуальном существо­вании, оно становится словом - через присоеди­нение смысла; и этот смысл присоединяется в том лишь случае, если слово используется через единство действий. Человек и вещь одинаково служат орудиями в общем, разделенном между субъектами умозаключении. И эта общность зна­чения и является смыслом». Распространимость смысла на сеть социальных дискурсов стала те­мой, последовательно рассматриваемой школой диспозиционного бихевиоризма Ч. Морриса и социального бихевиоризма Дж. Г. Мида. Изме­няя представление Джеймса об индивидуальных смыслах на противоположное, Мид доходит до объявления самих понятий разума и самости конструктами социального взаимодействия и общности разделенных смыслов (в этом можно обнаружить параллель со спором Юма и Беркли, в ходе которого Юм выставил аргумент о бер-клианской редукции таких понятий, как разум и самость).

Влияние дарвинизма на англо-американскую философию смыслов, таким образом, привело к пониманию смысла как контекстуализации со­циальных сред, в то же время более радикально-холистические взгляды на смысл развились в среде германских философов XIX века. Как из­вестно, И. Кант, идеи которого имели для немец­кой философии XIX века чрезвычайно большое значение, предполагал, что весь опыт индивида фильтруется через имманентные когнитивные образования, в результате чего человеческое зна­чение оказывается целиком отрезанным от того, что представляют вещи-в-себе в экстраменталь­ных средах. Последователи Канта в идеалист­ской и постидеалистской традициях немецкой философии продолжили эту мысль тем сообра­жением, что, если всякое знание осуществляется посредством предсуществующих ментальных структур, то и язык, равным образом, отрезан от всего нелингвистического. Языки как свободно существующие символические системы имеют внешнюю когеренцию, однако, в представлении неокантианцев, они не могут нести ни истины, ни каких-либо смыслов, имеющих отношение к реальности. С. Блэкбёрн описывает это разъеди­ненное состояние языка и смысла следующим образом: «идеализм XIX века обрубает всякую связь между языком и миром, по крайней мере, если мир рассматривать как нечто отличное от мысли. Язык и мысль представляются целиком самозаключемыми в некоем солипсическом единстве (как это происходит и в деконструкти-вистской традиции, согласно которой ничто не лежит за пределами текста, так как любая по­пытка соединить текст с чем-то вне его только производит большее количество текста). При подобном подходе основной жертвой становит­ся истина, которая перестает рассматриваться как связующее звено между языком и миром и становится либо единством и целостностью всей структуры суждений (когерентная теория истинности), либо тем эффектом, который вос­производится словами при направленном их ис­пользовании». Язык, из которого устранена его референтная функция, может представлять зна­чения только интернально, в форме внутрикуль­турных лингвистических конструкций. Такая разработка смысла может возыметь место через генерацию новых значений от старых путем ме­тафорического смыслового трансфера или через интерпретацию и обновление укорененных в культуре мифов и нарративов.Ко времени смены веков все тенденции в тео­рии смыслов были уже в достаточной степени разработаны для появления на их основе новых подходов к проблеме смысла. Помимо структу­рализма, в XIX веке была выработана сложная система когнитивной психологии языка, а также был заложен базис для исследования проблемы смысла с точки зрения метафористики и пере­даваемых посредством культуры нарративов. Благодаря появлению эволюционной биологии, имевшей влияние практически на все научные сферы, в лингвистике и философии языка воз­никли тенденции к толкованию смысла как био­логического феномена, данного либо в форме анималистического аффекта, либо как варианта медиатора бихевиористических устремлений, либо в качестве адаптации индивидуального по­ведения к среде.К наступлению XX века революционные новшества в символической логике начали сти­мулировать обновление интереса к проблемам языка и значения в среде англоязычных фило­софов. Аналитическая философия, ставшая фак­тическим результатом этого лингвистического поворота, вновь начала пользоваться аппаратом формальной логики для апеллирования к про­блемам смысла. Логический атомизм Б. Рассела и раннего Л. Витгенштейна, например, постули­рует, что достаточно сильный логический аппа­рат высказывания имеет возможность направить язык таким образом, что его лексические ком­поненты нацелятся непосредственно на экстра­лингвистические объекты мира (так называемая изобразительная теория смысла). Однако уже на первых стадиях разработки этой теории был по­ставлен вопрос о том, можно ли рассматривать смысл в его редуцированном до референтных значений отношении как собственно смысл сам по себе. Среди важнейших концепций аналити­ческой философии в связи с постановкой такого рода вопросов возникло в том числе очерченное Г. Фреге разграничение между смыслом и значе­нием (Sinn und Bedeutung): «те случаи, когда одно придаточное нельзя заменить другим с тем же истинностным значением, не противоречат на­шему взгляду, что истинностное значение явля­ется значением предложения, смыслом которого является мысль». Продолжая и расширяя более раннюю концепцию Дж. С. Милля (о разграни­чении между коннотацией и денотацией), Фреге заключает, что теория смысла должна рассматри­вать не только значение какого-то высказывания, но и его смысл, то есть когнитивную ценность, или тот концепт, который передается реципиен­ту речи в том случае, если высказывание понято им. Согласно Фреге, ощущения (намерения) со­ставляют ту группу стимулов, которая позволяет ассигновать референты высказываниям (точнее, их денотатам или экстенсионалам), и, что осо­бенно важно, они могут функционировать в качестве значений нереферентных выражений (подобных, как говорит Фреге, названиям мифи­ческих существ) и предложений, описывающих несуществующее в реальности положение дел. По мнению Фреге, концепты могут сохранять свое объективное значение и без экстенсионалов, равно как и предложения без референтных указаний могут по-прежнему иметь объективно пропозиционное содержание. Такое отделение понятия значения от понятия смысла (отделение, в общих чертах встречающееся уже у стоиков в доктрине лектонов, и по-прежнему сохраняю­щее свои позиции в аналитической философии) имеет далеко идущие результаты в философии языка и смысла XX века. Рассмотрев особен­ности интердисциплинарной науки о смысле в конце XIX и в XX веке, мы выделили несколько тенденций в рамках этой науки, одни из кото­рых прямо производятся от немецкой романти­ческой школы, объединяясь с биологическими и лингвистическими достижениями XIX века, другие же тяготеют к возрождению эмпиризма и эпикурейско-скептической методологии как наи­более узко и строго научной. Стоит отметить, что некоторые важные концепции (например, витген-штейновская) рассмотрены нами лишь в самых общих чертах, а позднейшие теории - начиная с деконструктивизма и постмодернизма - не рас­смотрены вовсе. Это связано с тем, что, избрав для теоретической репрезентации более раннюю аналитику, названные теории мы оставляем для их применительной экспозиции в дальнейшей практической работе. Мы затронули проблему преемственности традиций и показали пути объ­единения философско-психологического учения Вундта с более поздними и достаточно отлич­ными по методологическому аппарату школами англо-американского структурализма (Джеймс и Дьюи, через Пирса), а также предположили воз­можность циклического хода идеи, в результате которого обновленные идеи структуралистов вновь вернулись в германоязычный мир, посте­пенно сливаясь с приобретающей в Германии XIX века всё большее значение кантовской тео­рией познания. Обратившись к среднему перио­ду структурализма в философии языка и смысла, мы в первую очередь отметили некоторые раз­личительные особенности дескриптивизма Фреге и Расселла, показав, что понятие «семантики Фреге-Расселла» должно быть во многих аспек­тах пересмотрено. Кроме того, проанализировав тенденцию сближения теорий смысла и значения у Фреге и Гуссерля, мы выделили, во-первых, систему именной референтности у Фреге (се­мантическое деление на предложение, которое присоединяет смысл как мысль и значение как категорию истинности; деноминат, присоединя­ющий смысл собственного имени и его значение как объекты, и концептуальное слово, значение которого выражено концептом и может включать в себя все подпадающие под концепт объекты), во-вторых, отвергли то условное представление об аналогичной системе у Гуссерля, которое было предложено Фреге в 1891 году (согласно которому смысло-значение универсального име­ни у Гуссерля присоединяется с точностью так же, как это происходит с концептуальным сло­вом у Фреге) и, в-третьих, выстроили собствен­ную схематическую систему, позволяющую рас­смотреть именную референтность по Гуссерлю в развитии как самостоятельную систему.Нами была продемонстрирована связь кон­цепции Дж. Уотсона с русской школой рефлек­сологии, а также то, каким образом бихевиоризм Уотсона был абсолютизирован Б. Скиннером, что послужило толчком для развития противо­поставленной бихевиоризму (хотя и заимству­ющей некоторые его положения) когнитивной традиции в философии языка и смысла. Особое внимание мы уделили намеченному Э. Шпехтом во второй половине XX века вопросу о подходе к теории смысла собственного имени у Л. Вит­генштейна - можно сказать, что в полном виде этот вопрос был поставлен нами впервые. Путем contradictio in contrarium мы показали, какой из двух вариантов решения этого вопроса более уместен, а именно, вариант перенесения подхода к разделению между объектом и его значением с деноминатов на слова в целом. Этот подход, по нашему мнению, позволяет интерпретировать и в разной степени интеллигибировать две различ­ные линии подхода к семантике, что позволит в значительной степени повысить аппликабель-ность теорий смысла, изложенных Витгенштей­ном на поздних стадиях его логико-философской работы.

 

Литература

  1. Schleicher, A. Linguistik und Evolutionstheorie. - Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 1983. - 160 S.

  2. Carl, W. Sinn und Bedeutung: Studien zu Frege und Wittgenstein. - Frankfurt: Hain, 1982. -233 s. S. 123-130.

  3. Frege, G. Schriften zur Logik und Sprachphilosophie: aus dem NachlaB. - Lepzig: Meiner Verlag, 2001. - 217 s. S. 27.

  4. Blackburn, S. History of the philosophy of language / The Oxford companion to philosophy Oxford: Oxford University Press, 1995. - P.454-458.

  5. Hume, D. A Treatise of Human Nature. -London: Dent, 1983. - 543 p. P. 345-400.

  6. Mead, G. H. Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934. - 233 p. P.124-186.

  7. Dewey, J. Experience and Nature. Chicago: Open Court, 1993. - 456 p.

  8. James, W. The Principles of Psychology. -Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983. - 318 p.

  9. Peirce, C. S. How to Make Our Ideas Clear // Popular Science Monthly. №12. 1975. - P. 286­302.

  10. Wundt, W. Philosophische Studien. 1.B. -Berlin: Berlin Verlag, 1999. - 505 s. S. 251­260.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.