Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Кочевое государство: специфика и характер функционирования институтов власти

Специфика и характер функционирования институтов власти кочевого государства свя­заны с его типологическими чертами, низким эволюционным потенциалом, малой устойчивостью, узкими реальными функциями. В этом контексте, считает автор, именно патронимия становится до­минирующей формой регулирования общественных и иных отношений в кочевом социуме, основы­вающаяся на генеалогической, кровнородственной близости и патриархальных отношениях внутри семьи.

Рассмотрим феномен власти в связи с кочевы­ми цивилизациями, которые отличаются рядом типологических черт от оседлых цивилизаций. Как справедливо отмечает Ж.К. Урманбетова: «Номадическая цивилизация представляет со­бой определенную систему культуры, отражаю­щую специфические черты мышления. Культура кочевников целостна по природе, обладает сво­ей универсальной концепцией бытия, его по­нимания, что образует своеобразие мышления и самосознания... Именно целостность образа мышления кочевников, позволившая создать относительно устойчивую систему культуры, выражающуюся в уникальном способе мирови-дения, дает основания для выделения древней кочевой культуры центра Азии как отдельной цивилизации, имеющей свое непосредственное продолжение в настоящем в виде развития мно­гих национальных культур Средней Азии» [1].

К. Ясперс отводил кочевым народам и, соот­ветственно, цивилизациям не созидательную, а провоцирующую и стимулирующую роль. Он писал, в частности: «Вторжение кочевых наро­дов из Центральной Азии, достигших Китая, Индии и стран Запада (у них великие культуры древности заимствовали использование лошади), имело аналогичные последствия во всех трех областях: имея лошадей, эти кочевые народы познали даль мира. Они завоевали государства великих культур древности. Опасные катастрофы и пред­приятия помогли им понять хрупкость бытия; в качестве господствующей расы они привнесли в мир героическое и трагическое сознание...» [2].

Очевидно, что, постоянно перемещаясь, ко­чевые народы не имели ни условий, ни возмож­ности, ни, наконец, склонности и привычки к созидательной деятельности. Однако для того чтобы осуществить завоевание государств «ве­ликих культур древности», которые в военно-организационном отношении стояли на весьма высоком для своего времени уровне, необходимо было превосходить их в этом отношении. Кроме того, завоевывая эти государства, кочевые наро­ды неизбежно вступали с оседлыми народами в отношения, в процессе которых, так или иначе, осуществлялся культурный обмен. Следует при­знать, что нередко кочевые народы, осуществляя военную экспансию, использовали эффективную стратегию устрашения и без особой оператив­ной и политической необходимости уничтожали города и целые культурные оазисы, разоряя их и обеспечивая себе таким образом безопасный тыл. Однако относительно часто на территориях, поли­тически подчинившимся номадам-завоевателям, при сохранении значительной части оседлого на­селения, в конце концов, устанавливался своео­бразный культурный симбиоз. Но поскольку для сохранения своего культурного своеобразия, а вместе с ним и себя самих как таковых номадам необходимо было придерживаться кочевого обра­за жизни, то их переход к оседлым формам жиз­ни содержал в себе реальную опасность полной культурной ассимиляции кочевников, если они обнаруживали в себе способность к восприимчи­вости традиций оседлой урбанистической культу­ры. В тех случаях, когда кочевники переходили к оседлости, они культурно ассимилировались, об­разовывая полноправный компонент оседлого и городского населения.

В связи с влиянием культуры оседлых народов на номадов С. Г. Кляшторный пишет следующее: «Важнейшим фактором политогенеза у древне-тюркских племенных сообществ Центральной Азии и Южной Сибири явилось их весьма раннее вхождение в сферу прямого или опосредствован­ного воздействия социально более дифференци­рованной и уже урбанизированной цивилизации. Именно формирование в бассейнах Хуанхэ и Тарима во втором-первом тыс. до н.э. крупных цивилизационных очагов, сопровождавшееся исторически интенсивными по срокам процесса­ми политогенеза, привело во второй половине I тыс. до н.э. к появлению в северной лесостепной и горно-степной зоне, близкой или прилегающей к долинам названных рек, ранней степной госу­дарственности, весьма отличной от китайской; государственности, с почти сразу же обозначив­шимися элементами имперской структуры» [3]. Указание С. Г. Кляшторного на то, что ранняя степная государственность весьма отличалась от китайской, т. е. государственности оседлого народа, а кроме того, что она имела сразу же обозначившиеся элементы имперской струк­туры, отражают цивилизационную специфику кочевых народов. С другой стороны, их государ­ственность возникла вследствие широкого куль­турного влияния оседлых народов. Как пишет С. Г. Кляшторный: «Сообщества кочевых племен Центральной Азии VIII-V вв. до н.э., по доста­точно определенной характеристике современ­ных им письменных источников, не имели по­литической организации, выходящей за рамки родоплеменных и военно-демократических ин­ститутов» [4]. Коренные изменения «произош­ли в IV-III вв. до н.э., когда сложилась зафик­сированная организация раннее государство, управляемое иерархически структурированной военно-племенной аристократией» [4]. Источни­ком власти является сила, в данном случае - во­енная, и вполне естественно, что ранние кочевые государства управлялись «иерархически струк­турированной военно-племенной аристократи­ей». «Имперская структура, - пишет С. Г. Кляшторный, - верховной власти предопределила глубокие социальные изменения не только вну­три господствующей племенной группировки, но и в зависимых от них сообществах, где резко интенсифицировались процессы политогенеза. Эти процессы нашли свое отражение и в уни­фицированной для всего центральноазиатского мира политической терминологии источников»[4].

Имперская структура верховной власти в ко­чевых государствах отражает милитаристский характер самих кочевых общностей, племенных группировок, являвшихся основной структурной единицей государства. Следует отметить, что милитаристский характер ранних государств, независимо от их цивилизационной специфики - является универсальным свойством. Другими словами, практически все ранние государства возникали на основе военной мощи консолиди­ровавшихся в единое государственное образо­вание родов и племен. Однако одним из основ­ных отличий кочевых государств от государств, образованных оседлыми народами, являлся их относительно низкий эволюционный потенциал, что, в свою очередь, обусловливает две важные черты ранних и поздних государств номадов. Во-первых, возникнув на милитаристской основе, кочевые государства продолжали свое существо­вание до тех пор, пока у них сохранялось военное превосходство над соседними государствами, т. е., возникнув как милитаристские государства, они оставались таковыми до самого своего ис­чезновения, не меняя ни своей организационной основы и форм, ни функций. Во-вторых, кочевые государства существовали относительно непро­должительное время.

Пиком процессов политического генезиса в степной зоне Евразии, в которой существо­вали и наши предки, стало возникновение и усиление обширных военно-политических об­разований, которые в настоящее время принято определять как кочевые империи. Империя как военно-политическая структура характеризует­ся, по меньшей мере, двумя чертами, а именно: огромными размерами и наличием колониальных и зависимых территорий. Империи номадов, в первую очередь, в силу особенностей системы ко­чевого хозяйствования становились выражением определенной военно-политической централизации подвижных скотоводческих племен. Харак­теризуя ранние кочевые государства, воз­никшие в обширной степной зоне Евразии, В.М. Массон пишет следующее: «Заметным своеобразием отличалось и развитие в степной зоне различных форм общественной жизни, в том числе и политических, что в общем плане можно охарактеризовать как политогенез. В целом мож­но говорить о двух основных формах политогене-за - организационно-управленческой и военно-аристократической. В первом случае институты политической власти формируются преимуще­ственно за счет развития в обществе организацион­ных функций, в первую очередь, по масштабному хозяйственному регулированию. Этот путь харак­терен для обществ с преобладанием в экономике земледельческой сферы, особенно в форме ирри­гационного земледелия. Руководство этой сферой деятельности... постепенно переходит в руки жре­ческой корпорации... Военно-аристократический путь в политогенезе развивается в условиях по­вышенной значимости в жизни общества воен­ной функции. Формирующаяся в этих условиях светская власть постепенно стремится занять в обществе лидирующее положение. ... В степной зоне военно-аристократический путь политогене-за приобрел лидирующее значение. Возможности насильственного перераспределения прибавочно­го продукта в виде передвигающихся стад были здесь особенно велики. Инициативные лидеры, объединявшие под своим руководством группы воинов, становящихся постепенно все более про­фессиональными, претендуют на особое поло­жение в обществе. Так, через военную функцию идет институализация власти» [5].

Кочевой образ жизни и кочевая ментальность не предрасполагали к государственным формам бытия. Кочевая система хозяйствования позволяла осуществлять свою примитивную экономическую деятельность вне государствен­ных форм жизни, что в совокупности с други­ми обстоятельствами придавала кочевым госу­дарствам малую стабильность, устойчивость. В. М. Массон, опираясь на множество фактиче­ских данных, указывает на то, что кочевым им­периям (как и кочевым государствам вообще) была свойственна «внутренняя слабость, при­водившая, в конечном итоге, к их крушению и к смене этнических приоритетов в создании по­добных систем. Жесткое утверждение новой по­литической структуры сдерживали родоплемен-ные правопорядки. В первую очередь отсутствие строго легитимной линии в вопросах престоло­наследия. Обычное право давало юридическое основание, освященное традицией, внутриди-настийными склоками в правящей верхушке. Безусловно, слабым звеном было отсутствие развитого бюрократического административно­го аппарата. Заимствования в этой сфере у госу­дарств оседлого пояса сводились к стремлению упорядочить получение дани от подчиненных народов и покоренных областей, а не к созданию системы организационно-хозяйственного и ад­министративного управления» [6].

Обычное право, мало приспособленное под государственные формы жизни и дававшее «юридическое основание, освященное традици­ей, внутридинастийными склоками в правящей верхушке», отсутствие «развитого бюрократи­ческого административного аппарата», незна­чительные по объему и разнообразию реальные функции кочевого государства, сводившиеся, главным образом, «к стремлению упорядочить получение дани от подчиненных народов и по­коренных областей, а не к созданию системы организационно-хозяйственного и администра­тивного управления», - все это, наряду с уже ра­нее перечисленными, составляло типологические черты кочевого государства, которые, в свою оче­редь, оказывали прямое и косвенное влияние на специфику и характер функционирования инсти­тутов власти в кочевом обществе государстве.

Одной из важнейших черт кочевого общества, также непосредственно и опосредованно ока­зывавших воздействие на специфику и характер функционирования его институтов власти, явля­лось то, что оно базировалось на кровнородствен­ных связях. В кочевом обществе, в противовес оседло-земледельческим обществам, так называ­емые патронимические отношения (характерные для группы семей, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохранявших в той или иной форме хозяйственное и идеологическое единство) и соответствующая этим отношениям патрони­мическая идеология, основывающаяся на склон­ности и идее родственной взаимопомощи, в силу низкоэффективной системы хозяйствования, в ко­торую была вовлечена вся семейно-родственная община, имела всеобщий характер.

Патронимия, таким образом, была домини­рующей формой регулирования общественных и иных отношений в кочевом социуме, основы­вающейся на генеалогической, кровнородствен­ной близости и на патриархальных принципах отношений внутри семьи. Она отражала реалии кочевого социума, в котором на низовых звеньях регулировались общественные отношения на основе семейно-родовых связей, что, в свою оче­редь, было обусловлено низкой производительно­стью труда и спецификой процесса производства средств к существованию на основе коллектив­ного использования пастбищ и других трудовых операций. Именно вследствие существенных различий в экономических реалиях, а также в базовых принципах существования, формы и принципы государственного управления оседло-земледельческих обществ не были восприняты номадами даже в период интеграции двух типов обществ в структуре единой империи. 

Выводы 

1. Одним из основных отличий кочевых го­сударств являлся их относительно низкий эво­люционный потенциал. Кочевой образ жизни и кочевая ментальность не предрасполагали к го­сударственным формам бытия. Кочевая система хозяйствования позволяла осуществлять свою примитивную экономическую деятельность вне государственных форм жизни, что в совокупности с другими обстоятельствами придавало кочевым государствам малую устойчивость. Отсутствие развитого бюрократического аппарата, незначи­тельные по объему и разнообразию реальные функции кочевого государства, сводившиеся, главным образом, к стремлению упорядочить по­лучение дани от подчиненных народов, а не к соз­данию системы организационно-хозяйственного и административного управления, - все это вме­сте составляло типологические черты кочевого государства, которые, в свою очередь, оказыва­ли прямое и косвенное влияние на специфику и характер функционирования институтов власти в государстве.

2. Одной из важнейших черт кочевого обще­ства, оказывавших воздействие на специфику и характер функционирования его институтов власти, являлось то, что оно базировалось на кровнородственных связях. Патронимия была доминирующей формой регулирования обще­ственных и иных отношении в кочевом социу­ме, основывающейся на генеалогической, кров­нородственной близости и на патриархальных принципах отношений внутри семьи. Она от­ражала реалии кочевого социума, в котором на низовых звеньях регулировались общественные отношения на основе семейно-родовых связей, что, в свою очередь, было обусловлено низкой производительностью труда и спецификой про­цесса производства средств к существованию на основе коллективных форм хозяйствования.

 

Литература

  1. Урманбетова Ж.К. Культура кыргызов в про­екции философии истории. - Бишкек: Илим, 1997.- С. 68-69.
  2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991. - С. 46.
  3. Кляшторный С.Г. Основные этапы полито-генеза у древних кочевников в Центральной Азии / Проблемы политогенеза кыргызской государственности. - Бишкек, 2003. - С. 115.
  4. Кляшторный С. Г. Указ. соч. - С. 116.
  5. Массон В.М. Политогенез степных обществ и кочевые империи / Проблемы политогене-за кыргызской государственности. - Бишкек, 2003.- С. 101-102.
  6. Там же. - С. 102.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.