Роль религии в условиях модернизации казахстанского общества

Данная статья посвящена роли религии в условиях модернизации казахстанского обще­ства. Стремительный процесс модернизации казахстанского общества на рубеже XX-XXI веков при­вел к своеобразному «религиозному ренессансу». Вместе с тем этот процесс духовного возрождения выявил и определенные проблемы, с которыми прежний Казахстан не сталкивался. Первостепенной задачей сегодня является планомерное и углубленное изучение, мониторинг религи­озной ситуации в нашей стране, анализ состояния и динамики, религиозных объединений.

Однозначно оценить положение и роль рели­гии в современном мире и обществе, возможно­сти и перспективы ее развития практически не возможно или достаточно сложно. Весь опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейшего развития религии: либо ее неминуемого или близкого от­мирания, либо грядущего возрождения былой мощи. В любом случае сегодня становится оче­видным, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубо­кие изменения. По данным ежегодных опросов Ассоциации исследовательских компаний Gallup International, большинство населения мира мож­но назвать религиозным. Две трети жителей пла­неты назвало себя религиозным вне зависимости от того, посещают они места религиозного по­клонения или нет. В меньшинстве оказались те, кто называет себя нерелигиозными людьми, и лишь 6% являются убежденными атеистами.

На положение религии в современном обще­стве решающее воздействие оказывают множе­ство различных факторов, но среди них все-таки определяющим является один из главных фак­торов современности: это политика. Как пока­зывают современные тенденции развития, как религии, так и политики в современном обще­стве, все это ведет к неоднозначным для религии последствиям, разрушая традиционные установ­ления, они подчас открывают для религии новые возможности ее существования в современном неоднозначном мире и, в свою очередь, воздей­ствия самой религии на современный мир.

XXI век - это время развития новых техноло­гий, всемерного проникновения рыночной эко­номики роста, коммуникации и IT-технологии. Но это не способствовало тому, что религия мог­ла уйти в прошлое.

Данная идея была обоснована в свое время известным современным философом Ю. Хабермасом. Ю. Хабермас рассматривает религию как важный семантический резерв для теряющего смыслы жизненного мира. Человеческое созна­ние не может опираться исключительно на ра­циональность. В таком случае человеческое со­знание может утратить свои родовые признаки. Таинственность, поиск неизведанного - это всег­да было основой иррационального постижения мира [1, с. 33].

Духовность, религия демонстрируют свою востребованность даже тогда, когда в мире на­чинает доминировать рациональный тип мыш­ления. Это является вполне логичным и со­ответствует человеческой природе, которая реализуется не только и не столько на основе рационального сознания.

Современный мир, несмотря на свои колос­сальные достижения во всех сферах человече­ской деятельности, прежде всего, в сфере нау­ки и научно-технического прогресса не смогла вытеснить религию, но вместе с тем, в свою очередь, вызвала глубокие перемены в самой религии и религиозном сознании современного человечества: в понимании Бога, мира и самого человека. Религия в качестве нравственной ду­ховной силы получила возможность вступить в диалог с современным миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной со­стоятельности перед лицом реальных проблем существования и развития современной челове­ческой цивилизации.

Стремительный процесс модернизации ка­захстанского общества на рубеже XX-XXI веков привел к своеобразному «религиозному ренес­сансу». Вместе с тем, этот процесс духовного возрождения выявил и определенные проблемы, с которыми прежний Казахстан не сталкивался. В стране сформировано поликонфессиональ­ное пространство, в состав которого вошли все религиозные объединения традиционных для Казахстана вероучений (ислам, христианство) и новые организации нетрадиционных, ранее не представленных в Казахстане религиозных движений. Появились также псевдорелигиоз­ные образования, способствующие проникно­вению в Казахстан религиозного экстремизма, деструктивной и тоталитарной направленности. Как показывают научно-аналитические исследо­вания число публикаций, освещающих деятель­ность представителей различных конфессий на территории Казахстана, значительно возросло в соответствии с изменившейся ситуацией. Воз­никновение межконфессионального конфликта как противопоставления различных вероучений в этих условиях является естественным след­ствием поликонфессиональности. Само по себе противопоставление религиозных вероучений, предоставляющее человеку возможность сопо­ставления и осознанного выбора - это естествен­ный социально позитивный конфликт. Однако при обострении такого противопоставления, до­ведения его до конфронтации возможен переход к социально негативному конфликту, неизбежно осложняющему жизнь общества и накладываю­щему ограничения на свободу выбора.

Специфика поликонфессиональности в жизни казахстанского социума заключается в том, что она возникла не как результат длительного исто­рического процесса, а как реакция общественно­го сознания на новые социально-политические условия, создавшиеся в нашей стране за послед­ние двадцать лет, когда «на смену администра­тивным и даже уголовным преследованиям ве­рующих и представителей духовенства пришло реальное соблюдение общечеловеческих прин­ципов свободы совести». При этом компоненты этого поликонфессионального пространства не­равнозначны не только по количественным по­казателям, но и по степени их влияния на сферу идеологии общества [2, с. 32].

Любое демократическое государство долж­но гарантировать свободу выбора религиозных убеждений. С другой стороны, государство обя­зано защитить своих граждан и общество в це­лом от возможных негативных последствий дея­тельности религиозных организаций.

Эти два принципа являются фундаментом, на котором западноевропейские государства строят свои отношения с новыми религиозными движе­ниями. Однако их конкретное воплощение стал­кивается с серьезными трудностями, требующи­ми глубокого научного анализа и привлечения к этой проблеме институтов государственной вла­сти на самом высоком уровне.

Конструктивный диалог конфессий является одним из главных путей достижения стабиль­ности и сохранения мира в стране [3]. Депутат Мажилиса Парламента РК, д.полит.н., проф. К.Н. Бурханов при обсуждении доктрины нацио­нального единства Казахстана предупредил, что «Любые радикальные националистические идеи чрезвычайно опасны для любого общества и они абсолютно неприемлемы в области межнацио­нальных отношений». Наряду с данной ситуа­цией он так же обратил внимание и на другую опасность - на политизацию межнациональных отношений: «Проблема чрезвычайно опасная, именно поэтому в свое время был принят закон о том, что политические партии не могут строить­ся на религиозной или на национальной, этни­ческой основе. Когда межнациональные отноше­ния политизируются, то это чревато серьезными последствиями, очень большой риск, который может привести к межнациональным конфлик­там. И эти конфликты, они везде присутствуют, вспомним Нагорный Карабах, Грузию, Югос­лавию, Молдову, Синьцзян и других. Поэтому начиная такое большое дело, пытаясь сделать доброе для всех этносов, включая, безусловно, казахский этнос, являющийся государствообра-зующим, мы не должны забывать, что это дели­катная сфера» [4].

В современном Казахстане в сфере светско-религиозных и межконфессиональных взаимо­отношений все обстоит не так благополучно и безоблачно. Само существование разного рода «псевдорелигии» внутри нашей страны, а тем более прямо угрожающих нам из-за ее пределов, говорит о необходимости быть внимательными и осторожными.

Как отмечается в Рекомендации ПАСЕ сво­бода религии защищена статьей 9 Европейской конвенции о правах человека и статьей 18 Всеоб­щей декларации прав человека. Однако эта сво­бода не является беспредельной: неприемлема религия, доктрина или обряды которой противо­речат другим основным правам. В любом случае ограничения, которые могут быть наложены на эту свободу, должны быть «предписаны зако­ном и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для защиты общественного порядка, здоровья или морали или для защиты прав и свобод других» (Статья 9.2 Конвенции).

Государства также не имеют права допускать распространение религиозных принципов, кото­рые, будучи воплощенными, в жизнь, нарушали бы права человека. Если в этом плане существу­ют сомнения, государствам следует потребовать от религиозных лидеров занять недвусмыслен­ную позицию в пользу главенства прав человека, изложенных в Европейской конвенции о правах человека, над любым религиозным принципом.

Согласно Рекомендации, Парламентская Ас­самблея отмечает, что религия является важной характерной чертой европейского общества. Это обусловлено исторически многовековым при­сутствием определенных религий и их влиянием на европейскую историю. Сегодня число рели­гий на европейском континенте продолжает уве­личиваться, растет число церквей и верований. Так же в Рекомендациях ПАСЕ указывается, что религии как таковые являются неотделимой ча­стью общества и должны рассматриваться как институты, созданные гражданами и для граж­дан, которые имеют право на свободу религии. Но также обращается внимание, что религии как организации, являющиеся составной частью гражданского общества со всем своим потенциа­лом, должны служить ориентиром в этических и гражданских вопросах и играть определенную позитивную роль в национальном сообществе, будь оно религиозным или светским. В связи с этим Совет Европы признает такое положение дел и приветствует и уважает те религии во всем ее многообразии как форму этического, мораль­ного, идеологического и духовного самовыра­жения части европейских граждан с учетом раз­личий между самими религиями и особенностей каждой из стран.

Парламент Ассамблеи так же вновь под­тверждает, что разделение церкви и государства представляет собой одну из общеевропейских ценностей, превосходящую национальные раз­личия. Это общепризнанный принцип, который преобладает в политике и институтах демокра­тических стран. Так, в частности, в Рекоменда­ции 1720 об образовании и религии Ассамблея отмечает, что «религия каждого человека, в том числе выбор жизни без религии, является сугубо личным делом».

Но вместе с тем, Парламент Ассамблеи отме­чает, что, защищая свободу выражения мнения и свободу религии, Европейский суд по правам че­ловека, тем не менее, признает право отдельных стран составлять и вводить законодательство об отношениях между государством и религией в соответствии с Европейской конвенцией по пра­вам человека и отмечает, что государства - члены Совета Европы имеют разные степени разделе­ния между государственной властью и религи­озными институтами в полном соответствии с Европейской конвенцией по правам человека и основным свободам.

В Рекомендации Парламент Ассамблеи осо­бо уделяется внимание и вопросам образова­ния. Согласно данному документу образование играет ключевую роль в борьбе с невежеством, стереотипами и неверным пониманием религий и их лидеров, а также играет важнейшую роль в укреплении демократического общества. Основ­ным форумом для межкультурного диалога явля­ются школы, которые помимо этого закладывают основы терпимого поведения; они могут эффек­тивно бороться с фанатизмом, сдержанно и объ­ективно знакомя детей с историей и философией основных религий. Важную роль могут здесь играть и средства массовой информации и се­мья. Особо акцентируется внимание на том, что знание религий является неотъемлемой частью знания истории человечества и цивилизаций. Оно отличается от веры и обрядов какой-либо религии. Даже страны, в которых преобладает одна религия, обязаны преподавать происхожде­ние всех религий. Этот вопрос актуален и для казахстанского общества, сегодня в результате неоднократного обсуждения данного вопроса предмет «Религиоведение» включен в школьную программу, логическим продолжением решения данного вопроса могло бы введение данного курса как обязательного и в вузовскую програм­му.

Религия не призвана вмешиваться в дела го­сударства, и государству не следует вмешивать­ся в дела религиозных объединений и нарушать принцип свободы совести и вероисповедания. Вместе с тем, государство не должно быть и сторонним наблюдателем того, что происходит в религиозной жизни его граждан. Государству необходимо внимательно отслеживать состоя­ние дел в религиозной сфере, не навязывая свои установки верующим, но и контролируя и регу­лируя ситуацию и взаимоотношения в этой об­ласти с целью поддержания стабильности и обе­спечения духовной безопасности.

Государство не всегда владеет полной и до­стоверной информацией о положении конфессии и деноминации в стране, вообще о ситуации в этой деликатной сфере общественных и межлич­ностных отношений.

Поэтому задачей первостепенной важности сегодня является планомерное и углубленное изучение, мониторинг религиозной ситуации в нашей стране, анализ состояния и динамики, религиозных объединений. На основе социоло­гического исследования был сделан вывод, что «главным средством противодействия конфлик­там в межрелигиозных отношениях становятся: справедливая социальная политика; расширение культурного кругозора верующих людей, на­пример, через преподавание курсов светского, сравнительного религиоведения; нейтрализация стремления криминальных и других теневых кру­гов добиваться своих политизированных целей с использованием религиозных людей, групп и со­обществ» [5, с. 67]. Жизненно важным становит­ся и углубленное исследование основных субъ­ектов религиозного сознания по регионам нашей страны. Без такого рода исследования невозмож­на предупреждение конфликтов на религиозной почве, профилактика появления экстремизма и терроризма в любой его форме. Особо уделяется внимание и вопросам образования. Образование играет ключевую роль в борьбе с невежеством, стереотипами и неверным пониманием религий и их лидеров, а также играет важнейшую роль в укреплении демократического общества. Даже страны, в которых преобладает одна религия, обязаны преподавать происхождение всех рели­гий. Этот вопрос актуален и для казахстанского общества, сегодня в результате неоднократного обсуждения данного вопроса предмет «Религио­ведение» включен в школьную программу, логи­ческим продолжением решения данного вопроса могло бы введение данного курса как обязатель­ного и в вузовскую программу.

Законодательно закрепленное в Республике Казахстан отделение религии от государства не означает, что религия не оказывает на последнее никакого воздействия. Государство, состоящее из граждан, имеющих свои убеждения, в том числе и религиозные убеждения, не может быть вне поля воздействия религии. Сейчас общепри­знанно: невозможно понять и прогнозировать ключевые социальные процессы, не принимая во внимание религиозный фактор.

В наши дни на Западе, во многих светских го­сударствах Востока, в том числе и у нас, религия выступает большей частью как интеграционно-контрольный механизм гражданского общества. Функцией религии в гражданском обществе яв­ляется сохранение целостности социокультур­ной системы, частью которой она сама является. В саморегулирующемся, т.е. в гражданском об­ществе человек должен жить в согласии с самим собою и с ближайшим окружением, он должен достичь также универсальной конвенции со всем социумом. Здесь на помощь к человеку приходит религия.

Религия задает определенные стереотипы по­ведения, которые в некоторой мере способству­ют эффективному приспособлению человека к социальным условиям. Религии эволюциониру­ют и могут существенно влиять на механизмы регуляции межличностных отношений в граж­данском обществе. Социальная стабильность требует чтобы, части культуры поддерживали друг друга, религия как неотделимая часть куль­туры поддерживает статус-кво, усиливая устой­чивые ценности.

Роль религиозных институтов в гражданском обществе представляет не только теоретический интерес. Это особенно видно на примере Ка­захстана с его своеобразным геополитическим положением и историей. Сложный конфессио­нальный состав населения Казахстана отвергает идею создания этнократического и исламистско­го государства. Возвышение ценностей одной религии в условиях нашей республики вызвал бы раскол гражданского общества на непримири­мые группировки. Поэтому курс на построение в Казахстане демократического и гражданского общества требует межрелигиозного диалога и согласия.

Как утверждает Г.К. Абдигалиева: «Для раз­вития культуры современности необходимо учитывать религиозные ценности, т.к. многие религиозные истины несут в себе духовно-нравственный потенциал» [6, с.132]. Здесь сле­дует добавить, что религиозные ценности не только несут в себе духовно-нравственный по­тенциал, не только влияют на формирование культуры, но так же способствовали социальной, экономической, политической и духовной мо­дернизации общества, об этом свидетельствует весь опыт прожитых лет. Роль религии неоспо­рима и в современном мире: «...религиозные ценности способны духовно, нравственно, сво­им созидательным началом ускорять экономиче­скую, политическую и социальную модерниза­цию, укреплять и поддерживать человека в эпоху перемен. Более того, достижения естественных наук и самые передовые технологии все равно недостаточны для того, чтобы построить проч­ный мир на земле. Современный человек, даже имея очень хорошие материальные условия, не перестает решать извечный вопрос поиска смыс­ла жизни. Ответ на этот вопрос дает религия, и поэтому в последние десятилетия ХХ века мы стали свидетелями религиозного ренессанса» [7,с. 158].

Религиозные объединения в Казахстане по­лучили значительный стимул к дальнейшему количественному росту и самоутверждению в качестве значимых общественных сил. Данный процесс стал во многом следствием того, что с обретением Казахстаном государственной не­зависимости в республике началось последова­тельное проведение либеральных политических реформ. Устранение «идеологических сдержек» открыло обществу возможность возрождения традиционных ценностей, важным элементом которых являлась религиозность [2, с. 32].

На основе анализа современной религиозной ситуации в Казахстане, а также на основе выявле­ния роли религии в модернизации казахстанского общества можно сделать следующие выводы:

  • -  подтвердить принцип независимости поли­тики и закона от религии;
  • -  демократическое государство должно гаран­тировать свободу выбора религиозных убежде­ний. Но также, государство обязано защитить своих граждан и общество в целом от возмож­ных негативных последствий деятельности ре­лигиозных организаций;
  • -   обеспечить мирное сосуществование раз­личных конфессий и при этом вести непримири­мую борьба с религиозным экстремизмом;
  • -  основополагающими принципами в сфере регулирования религиозных и межконфессио­нальных отношений должны быть толерант­ность, межэтническое, межконфессиональное согласие и диалог;
  • -  продолжать осмысление религиозного из­мерения межкультурного диалога, в частности посредством организации встреч с религиозны­ми лидерами и представителями гуманитарных и философских кругов;
  • -  не поддерживать и не проводить консульта­ции с теми религиозными группами, которые не заявили однозначно о поддержке основных цен­ностей, а именно прав человека, демократии и верховенства закона;
  • -  найти и распространить примеры успешно­го проведения диалога с лидерами религиозных общин;
  • -  в связи с актуальностью вопроса о повышения религиозной грамотности, рассмотреть вопрос о создании института или центра для разработки учебных программ, методик и образовательных материалов для изучения религиозного наследия, для написания учебников и учебных пособий, раз­работки различных рекомендации; эти учебные программы должны составляться непосредствен­но специалистами религиоведами в тесном со­трудничестве с представителями различных рели­гий, традиционно присутствующих в стране;
  • -  способствовать первоначальной подготовке учителей и последующему повышению их ква­лификации с целью обеспечения объективного сбалансированного преподавания религий с уче­том их места сегодня и в истории и требовать, чтобы все религиозные деятели, особенно игра­ющие роль в образовании молодежи, проходили подготовку в области прав человека;
  • -   сегодня в результате неоднократного об­суждения предмет «Религиоведение» включен в школьную программу, логическим продолжени­ем решения данного вопроса могло бы введение данного курса как обязательного и в вузовскую программу.
  • -  в связи с усложнением и динамичностью со­временных религиозных и межконфессиональ­ных процессов, с возрастанием и активизацией деятельности различных религиозных новооб­разований необходима система мониторинга ре­лигиозной ситуации как внутри страны, так и, в целом, в современном мире.

 

Литература

1            Мали С. Роль религии в постсекулярном обществе. О философии религии Ю. Хабермаса // Социальные и гуманитарные науки. Отече­ственная и зарубежная литература. Серия 11. Со­циология. - 2006. - №3. - С. 33.

2            Абдакимов А. Идентификация религиоз­ной ситуации в современном Казахстане // Про­блемы религиозной идентификации в контексте национальной безопасности: материалы между­народной научной конференции, посвященной 75-летию КазНУ им. аль-Фараби. - Алматы: Қазақ университеті, 2009. - С. 32.

3            Бурханов К. Главное - слушать и услышать друг друга // Литер неделя. - 2010. - 11 февраля.

4            Дабжанова Ж. Проблема трансформации казахстанской модели межконфессионального диалога // Взаимодействие религий в Республике Казахстан: материалы республиканской научно-теоретической конференции. - Алматы, 2006. -С. 67-76.

5           Калмыков С., Шаукенова З. Факторы ста­бильности и конфликтный потенциал межкон­фессиональных отношений // Взаимодействие религий в Республике Казахстан: материалы ре­спубликанской научно-теоретической конферен­ции. - Алматы: Искандер, 2006. - С. 67.

6           Абдигалиева Г.К. Гуманистическое со­держание религиозных ценностей // Мазхаб ве­ликого имама Абу Ханифы и современность: ма­териалы международной научно-практической конференции. - Алматы: Атамұра, 2009. - С.132.

7           Саитова Н.А. Духовно-религиозная тра­диция в политической культуре и ее влияние на процессы модернизации // Безопасность: меж­дународная, региональная, национальная (си­стемный подход): материалы международной научно-практической конференции, посвящен­ной памяти доктора политических наук, профес­сора М.С. Машана. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - С.158.

Фамилия автора: А. А. Демеуова
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: Религия
Яндекс.Метрика