Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Восточный вариант релятивизма в контексте игровой модели

В данной статье автор определяет восточный вариант релятивизма в контексте игровой модели. Согласно авторской идее, восточный вариант релятивизма отличается стремлением к смыс­ловыми играми, намеками, неожиданным соединением различных семантических элементов, ком­бинациями, интерпретациями и комментариями. Важной чертой восточного варианта релятивизма является стратегия обходного маневра.

Игра как феномен культуры является одним из сложных. Его невозможно рассмотреть под углом одномерного измерения. На протяжения ряда лет в советской, постсоветской научной, философской литературе феномен игры оставал­ся на периферии теоретического интереса в силу преобладания мировоззренческих и методоло­гических проблем. Активное становление куль­турологических и культурфилософских иссле­дований позволил эту тему вынести на уровень ангажированного предмета.

В исследованиях по проблеме игры обычно выделяют два уровня: экстериальный и интериальный. На экстериальном уровне, по мнению Т. А. Апинян, игра определяется как культурное явление и предстает как вид деятельности. В этом случае игра наделяется определяющими признаками типа культуры, отражает ментали­тет и психологию общества. На втором уровне игра функционирует как структурообразующее начало поведения и отношения к реальности [1]. Игра, в определении Л. Витгенштейна, есть игровая модель культуры [2-3]. Исследователи приходят к выводу, что игра является феноменом культуры, пронизывает все стороны культурной деятельности человека, его поведение, способ мышления.

Задачей данной статьи состоит в определе­ния релятивистского мышления в контексте игоровой модели, в которой человек не только проигрывает различные и возможные ситуа­ции, но и использует различные сценарии, тех­нологии и языковые вариации. В таком случае, исследуемый вопрос может рассматриваться в различных позициях, при этом расширяется диа­пазон возможных вариантов, в том числе и та­ких, которые в классических парадигмах опро­вергаются как невозможные, неприемлемые для получения значимого результата. Релятивизм как игровое мышление никогда не интересуется ко­нечным результатом, его интересует только сама возможность исследования как творческий про­цесс, позволяющего рассмотреть все возможные комбинации, интерпретации, его интересует сам процесс поиска.

Релятивизм характеризуется такими чертами, как: дискурс, полемичность, пульсация поис­ковой мысли, стремление увидеть изучаемое в необычном ракурсе. Релятивистское мышление - это вечное возвращение к мысли с целью про­никнуть в ее контекст, раскрыть ее скрытое зна­чение через игру мысли с логическими формами, словами, увидеть загадку в очевидном, казалось бы, уже давно понятом. Релятивистское мышле­ние характеризуется такими модусами как мета­форичность, интерпретативность, парадоксаль­ность, проблематизация.

В восточной культуре релятивизм - одна из традиций духовной практики. Его преимуще­ство в признании изменчивости, спонтанности, скоротечности всего окружающего. Его главные методы - личностное измерение, интерпрета­ция, комментирование, символизация и кодиро­вание смысла, игровой настрой происходящего. Согласно релятивистскому «взгляду», индивид не может всесторонне судить о происходящем, наблюдаемом, он не способен выявить и одно­значно определить нечто устойчивое, инвари­антное, объективно-всеобщее. Мир изменчив, преходящ и относителен, и пока индивид будет строго упорядочивать в понятиях свои впечат­ления о предмете, последний претерпит опреде­ленные изменения. Все, что окружает человека непрерывно, не вечно, нет какой-то последова­тельности в изменении, нет закономерности. Мир в своем постоянном становлении есть нео­пределенность.

Согласно восточной мыслительной пара­дигме, интеллектуальная практика - есть лишь упражнение в размышлении, рефлексии. Сама эта рефлексия есть постоянная погруженность сознания в поток изменчивых мыслей, мысле-переживаний, мыслей-состояний, мыслей-образов. Наше мышление - континуально, сло­весно невыразимо. То, что в инсайте «вдруг» предстало, можно лишь закодировать, передать символически. Процесс мышления всегда про­исходит в некоем ментально-виртуальном мире, где все зыбко и текуче, аллегорично, ассоциа­тивно и символично. Игровая сторона в таком релятивистском мышлении очевидна. Поскольку навязать свой строй мышления и понятое тобой, вернее, постигнутое, «другому» невозможно, т. к. он - «другой», постольку ему можно пред­ложить свою технику практики вхождения в ментально-виртуальный мир. В этом ментально-виртуальном пространстве он, погружаясь в игру образов, имитирует, подражает, стремится погрузиться в архетипы, символы ментальных паттернов. Задача такого мышления состоит в расшифровке символа, раскодировании знаков, архетипов, в которые интегрированы паттерны. Смысл постигается через ассоциацию и аллего­рию, через метафору или намек.

Входя в ментальный образ и предоставляя его «свободной», сингулярной стихии, игровой ими­тации ментальной практики, мы находим ассо­циативный образ, который быстро меняет свои формы и смыслы. То оно было вот-вот опреде­ленным, но мгновенное, турбулентное измене­ние и появляется различение, которое сингуляр­но меняется на «глазах», переходит в «другое». Различение - намек на смысл, который инсайтно открывается и «здесь» же мгновенно трансфор­мируется и исчезает. Игра как ментальная харак­теристика релятивистского мышления позволяет, таким образом, не только рассмотреть знакомые и привычные вещи, неожиданно и непредви­денно увидеть новые аспекты и связи. Игровой характер релятивистского мышления наиболее наглядно зафиксирован в восточных притчах, в которых в иносказательной форме раскрывается суть скрытого символа и значения. Они как игро­вые модели могут применяться для анализа со­вершенно непохожих явлений. Игровой настрой релятивистского мышления позволяет изменить позицию, оценку вещей, господствовавших в со­знании человека, изменить взгляд, представить «привычное» в новом свете [4, c. 15].

Вхождение в виртуально-эстетический мир восточных притч - нечто неожиданное для чело­века, мыслящего в стандартах излишне рассудоч­ного, логизированного мышления, уделяющего больше внимания правильности построения суждения, строгому однозначному употребле­нию термина, правилу недопустимости проти­воречия в проводимых положениях. Модусом мышления, представленного в тексте восточной притчи, является инаковость. И эта инаковость предстает как необычный строй мысли и образ, намекающий на «что-то». И, это «что-то» - зна­чение, смысл, вдруг ясно предстает в инсайтном озарении и тут же меняется, камуфлируется, ис­чезает. Но инсайт, вначале поразивший своей точностью, поворачивает наш взгляд так, что мы, давно знакомую вещь, вдруг неожиданно ви­дим в «мгновенном», глубоком по смыслу, под другим углом зрения. Мы видим не в той одно­сторонности, в которой мы привыкли восприни­мать вещь, позволяя тем самым по-иному взгля­нуть на знакомое и привычное, увидеть в нем то, о чем мы ранее и не догадывались. И этот новый приобретенный взгляд задает нам новый пара­метр видения - увидеть в «мгновенном», пре­ходящем неожиданную грань, в которой во всей полноте постигается смысл. Это иное видение полагает начало изменению нашей субъективно­сти, обновлению состояния души, оно «радует и освежает душу» (Саади).

Слушая восточную притчу, человек, вос­питанный по модальности западной культуры, вдруг встречается с загадкой, она его волнует и привлекает своей таинственностью, неким ча­рующим намеком, приглашая войти в «другой» мир. Через притчу западный человек оказывает­ся в совершенно новом мире. Происходит «встре­ча» двух культур. Одна из них «своя», «моя», как «мой мир». И «мир притчи» - совершенно «Дру­гой» мир. «Встреча» двух культур - это симбиоз прежнего опыта и прежнего строя мышления.

Коды и символы моего мира вначале затрудняют схватить, «уловить» нечто текучее, заманчивое, поражающее своей яркостью, романтичностью, покрытое легкой и зыбкой таинственностью коды и символы «Другого» мира. Восточные притчи, как отмечает Н. Пезешкян, являются той ложкой меда, которая подслащивала и делала ин­тересной даже самую «горькую мораль». Чем же поражает западного человека восточная притча и интегрированный в ней способ мышления вос­точного человека? Эта «друговость» восточного мышления, его различие состоит в образности. Мир образов, ассоциаций и аллюций - открыва­ется в своей осязаемости. Это - как виртуальный мир, встреча с которым сразу переводит челове­ка из мира статичных и однозначных вещей (вос­принятых и понятийно представленных) в мир изменчивых феноменов, где все - преходяще и неоднозначно.

Прямолинейность нашего мышления, сло­жившегося как неудачный результат излишней заформализованности как метафизическое сле­дование правилам логики, выхолащивает «жи­вое» и динамичное течение мысли, не всегда по­зволяет преодолеть затруднения, возникающие в понимании текста и строя мысли собеседника или оппонента. Да, и стремимся ли мы понять «другого»? Скорее ситуация такова - мы обща­емся на некой демаркационной линии встреч двух типов мышления и там на периферии мыс­лительного поля, где возник образ собеседника мы внешне «понимаем», но слушаем и понимаем и воспринимаем себя, ведь «тот», «другой» вос­принимаем и читаем в контексте «моего»?! Но совсем «другое» открывается при встрече с прит­чей. Образность мышления и передачи кодов, символов подсказывают неожиданные повороты мысли и решение той трудности, в которой ока­зывается прямолинейное и рационализирован­ное, залогизированное и потому метафизическое мышление, которым понимает мир западный и не только он, а любой другой агент техногенного мира. Шок, который испытывает такой человек при встрече с «неожиданным» и игровым по ха­рактеру и способу построения восточного мыш­ления, подобно шоку, обратившегося в молчание попугая и вновь обретшего дар речи.

Релятивистское мышление репрезентирова­но как игра ризомами, как игра интерпретация­ми, как игра образами, ассоциациями, знаками, символами. Такое мышление не «отягощено» стремлением познать сущность, найти причи­ны, объяснить связи, свойства, порядок орга­низации предмета и его место, назначение, оно не занимается определением его практической приемлемости. Релятивизм как форма мышле­ния характеризуется свои мозаичным способом построения, эклектикой ментальных образова­ний, смещением акцентов, изменением смыслов. Если мы обратимся к поверхностной характе­ристике релятивистского мышления, то сплошь и рядом можно увидеть игровые элементы. Это и проблема - с загадкой и каверзой, это намек и насмешка, это скрытый смысл и словесные игры (подмена понятий и искусство оперирова­ния словами и понятия в различных смыслах), это наличие некоего смыслового логического пространства, в рамках которого разыгрывается ментально-виртуальная игра со своими соперни­ками, зрителями [5-6].

Очень многие парадоксы, с которыми мы встречаемся в ходе претворения в жизнь неко­торых решений в практику, напоминают игру релятивистского мышления, с его логическими ловушками в постановке проблемы и способах его словесного разрешения. Во многих диспутах живет дух релятивистского мышления, который очень четко проявляет действие софистской ан-тилогии - двойного обоснования, выражающего вечную двойственность человеческого сужде­ния: можно сказать так, а можно иначе; наличие тайного умысла и ее агональность [7]. Характер­ной особенностью релятивистского мышления является не стремление к истине, а стремление к индивидуальной личной правоте, которое высту­пает как довесок, имитирующее ее, главное для релятивистски мыслящего человека - это эффект от тактики обходного маневра и искусства на­мека [8-9]. Главное для него искусство маневра, искусство косвенного акцента. Поэтому очень часто догматически мыслящий человек может оказаться в плену релятивистского мышления. Он не может из него выйти в силу наличия дог­матических схем, своего рода рельсовых схем мышления, по которым оно катится. Как только оно включает свое «тело» в антилогию, доведен­ные до антиномии вопросы-ловушки приводят его к неопределенности, размытости границ до­пустимой применимости логических понятий.

Следовательно, рассмотрение релятивизма в плоскости игрового мышления позволяет расши­рить размерность семантического пространства мысли, продуцировать свободные перекомби­нации и интерпретации, находить неординар­ные варианты создания новых его составляющих через чтение символов или прочтения смысла в иносказании. Это позволяет перестроить исхо­дные структуры и порывать те ординарные или стереотипные «капсулы», в которые они были ранее заключены под влиянием традиции или культуры. Рассмотрение вещи не в двухмерном, а многомерном пространстве позволяет раскры­вать различные смыслы, множественность вариа­ций состояния их свойств, признаков, связей, от­ношений, форм их визуализации, рассматривать многоуровневость их проявления, их многофунк­циональность. Следовательно, поиск разных акту-альностей и их неожиданное соединение, сочета­ние высвечивает их многогранность, которую мы улавливаем через символы, ускользание за грани определенного в направлении неопределенности, выход на грани хаоса - такое игровое состояние мысли - стихия релятивизма.

 

Литература 

1       Апинян Т.А. Игра в пространстве серьез­ного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского универси­тета, 2003. - 400 с.

2       Витгенштейн Л. Философские исследо­вания // Языки как образ мира. - М.:ООО « Изда­тельство АСТ»; Спб: Terra Fantastica, 2003. - С.220-546.

3           Королев К. Универсальный язык и уни­версальная письменность в погоне за мечтой // Языки как образ мира. - М.:ООО « Издательство АСТ»; Спб: Terra Fantastica, 2003. - С. 549-560.

4           Пезешкян Н. Торговец и попугай. Вос­точные истории и психотерапия. - М.: Культура,1992. - 240 с.

5           Кэролл Л. Приключения Алисы в стране чудес / Пер. с англ. Н. Демуровой. - Алма-Ата: «ОНЕР», 1989. - Кн.1. - 144 с.

6           Кэролл Л. Алиса в Зазеркалье / Пер. с англ. Н. Демуровой. - Алма-Ата: «ОНЕР», 1989.-    Кн.2. - 176 с.

7           Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт опре­деления игрового элемента культуры // Homo ludens. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.

8           Ермакова Т. В., Островская Е.П. Класси­ческий буддизм. - СПБ.: Петербургское востоко­ведение, 1999. - 288 с.

9           Конзе Э. Буддийская медитация: благо-чествиые упражнения, внимательность, транс, мудрость / Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1993.-    144 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.